19 Ср. о. Филевский. Учение о Свящ. Предании, стр. 547 и далее. Ср. преосв. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Т. I. Киев, 1892, стр. 51 и далее. 21 Сам о. Филевский, назвавши «богопреданным учением» соборныя определения и творения отцов (стр. 547), на стр. 607–3 своей книги говорит: «По общему показанию как православных, так и инославных богословов Предания разделяются, по своему происхождению на 1) божественные; 2) апостольские и 3) церковные, иначе человеческия». Под божественными «подразумевается учение, происшедшее непосредственно из уст Христа». Апостольскими преданиями обыкновенно называются те христианския учения и учреждения, которые установлены в церкви при посредстве апостолов, наставленных Духом Св., и которых нет буквально в Писании» ( 1Kop. VII, 10, 12 ). Под церковными Преданиями подразумеваются «все догматические вероопределения и канонические постановления, составленные собственно церковной властью». Нам кажется, между божественными преданиями и апостольскими не нужно полагать разграничения, и все их объединить под именем одного Свящ. Предания (в узком смысле). Ведь Св. Дух, говоривший через апостолов, был послан И. Христом напомнить обо всем том, о чем учил Сам И. Христос (Иоан. ΧΙV, 26). Наоборот, третий род преданий церковных или человеческих нужно строго разграничивать от Свящ. Предания (божественногоапостольского) и, не вводя других в заблуждение, не называть церк. или челов. предания «богопреданным учением». 22 Чрезвычайно высокое, почти классическое значение приписывают определению Свящ. Предания, данному Викентием, аввою Лиринского монастыря, что в Галлии († 450 г.). «В самой вселенской церкви, – говорит Викентий, – всеми мерами надобно держатъся того, во что верили повсюду (ubique), во что верили всегда (semper), во что верили все (quod ab omnibus creditum est)». Commonitorium с. 3 (см. свящ. И. Филевский. Учение о Свящ. VIpeдahuu. стр. 390–442). Но справедливо другие указывают на то, что определение Викентия Лиринскаго страдает слишком формальным характером и собственно недоказуемо. Будучи априорным, оно хочет опираться будто бы на эмпирические данные. Оно не может быть оправдано и с исторической точки зрения. Нельзя указать ряд таких учений веры, которые признавались бы везде, всегда и всеми. Совершенно наоборот, некоторые христиан. истины, многие обряды и установления сначала правильно исповедовались, принимались только известною частью верующих в определенном месте, с течением времени проникали далее и так делались общим достоянием. См. попутные замечания об определении Викентия Лир. у проф. П.И.Линицкого «Связь между религиозною верою и наукою». Харьков. 1898 г., стр. 9–10 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В качестве примера приведем данные о сборах на Богословский институт нескольких петроградских церквей: 326 . Рожд-во 1920/21 Неделя Ваий, 1921 Троица 1921 Преобра жение Рожд-во 1921/22 Неделя Ваий, 1922 Троица 1922 Рожд-во 1922/23 1. Исаакиевский собор 298 480 1 516 000 9 515 750 2. Казанский собор 280 000 200 000 239 810 1 375 723 14 405576 +пожертв. 55 007 17 610 000 3. Николо-Богоявл. собор 126 000 547 000 11 177 000 21 900 000 4. Успения на Сенной 149 862 172 675 351 980 346 550 2 049 000 18 093 693 56 426 000 5. Исидора Юрьевского 10 07 500 9 000 000 22 500 000 Наряду с щедрыми пожертвованиями некоторые приходы, например, Покровско-Коломенский, Крестовоздвиженский на Петроградской стороне, а также Александро-Невское братство при Крестовой митрополичьей церкви подбирали и направляли в институт юношей и девушек, готовили их к лучшему усвоению богословских наук. На заседании Совета 20 декабря 1921 года о. Николай предложил рассмотреть вопрос «о присуждении стипендии имени Петроградского Покровского прихода в 100 000 р. на ближайший академический год одному или двум лицам из числа студентов Института, имеющим намерение посвятить себя на служение Церкви в священном сане». Совет постановил стипендию предоставить студенту II-ro курса Г. В. Григорьеву с выдачей по на каждый семестр текущего 1921/22 академического года 327 . Так пролагались пути к тесному единению Богословского института с приходами Петрограда. Во-вторых, Богословский институт являлся и церковно-просветительным центром Петрограда. С целью развития и упорядочения духовного просвещения в Петрограде Совет института, согласно предложению Владыки Митрополита Вениамина выработал условия, которым должны были удовлетворять богословские курсы, желающие присвоить себе наименование пастырских и выпускать кандидатов священства для Петроградской епархии, а также определил их отношение к Богословскому институту. Были рассмотрены и одобрены проекты частных богословских курсов для интеллигентных слушателей и для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В них можно видеть пример того, что представляли из себя в царствование Юстиниана военные экспедиции. Вследствие этого я не считаю нужным излагать подробно в этой книге нескончаемые эпизоды этих войн, при чем характер их, где бы они не происходили, – в Африке, Италии или на Востоке, – мало отличается друг от друга. В предлагаемой теперь книге я ограничиваюсь только существенными чертами военной истории царствования Юстиниана. 768 Очень подробный рассказ обо всех этих событиях можно найти в соч. Hodgkin " a, Italy and her invaders, т. IV u V, u y Hartmann " а в его Gesch Italiens im Mittelalter., I, 247–409. 769 В. G., 23–25. Убийство Амалазунты до такой степени было выгодно императорской политике, что молва в Византии приписывала ее инициативе Феодоры и ее фаворита, посланника Петра (Hist. acr., 16). Но это очень сомнительно, хотя Феодора в это самое время вела с Теодатом и его женой довольно таинственную переписку (Cass., Var., X, 20, 21, 23, 24), а Петр был ей совершенно предан (Ibid., X, 23). 782 Id., 38–39. Велизарий представлял себя в своих прокламациях исполняющим эту зaдaчy.Id., (40–41). 785 Nov. 75 (537 г.). О титулах, принятых императором, см. Nov. 17 (апрель 535 г.), 42 (июль 536 г.) и 43 (май 537 г.). 788 Cassiod., Var., X, 31, 33. См. похвалу, делаемую ему Кассиодором в официальной речи, произнесенной им перед новым королем, от которой дошло до нас несколько обрывков (Изд. Моммзена, стр. 473–480). 809 Nov. 69. epil. (май 538 г.); 79, 2 (март 539 г.). В это время Юстиниан говорит по поводу Италии обо «всем Западе», как находящемся под его властью. 817 Cp. В. G. , 226–228. Голод быль страшный: в Эмилии и в Пиценуме умерло от голода 50.000; Тоскана обратилась в пустыню и т.д. 835 Marcell. comes, а. 547. Bar-Hebraeus (Chron. Syr., 84) сообщает, что когда весть об этом несчастии дошла до Константинополя, Юстиниан и сенат облеклись в траур.  839 Гиббон, быть может несколько преувеличивая, говорит: «На взгляд тех, кто умеет различать намерения и события и сопоставлять средства с тем, что нужно было сделать, Велизарий является более великим полководцем, чем в то счастливое время, когда он привел двух пленных королей к престолу Юстиниана».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

405 Contra haereses III, 15 1. PG. T. 7, Col. 917В-С. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского, в русск. перев. прот. П. Преображенского . СПБ. 1900. С. 273. Подробное опровержение всех обвинений и клевет, которые возводили евиониты на апостола Павла, дает Епифаний. Haer. XXX 25. 408 «Доказательство апостольской проповеди», Гл. 99. «Des heiligen Irenäus Schrift zum Erweis der apostolischen Verkündigung». TU. 31, 1. Leipzig 1907. Русский перевод проф. Н.И. Сагарды. см. в изд.: Христианское чтение, 1907, Т. 223, Ч. 2, С. 664–691, 851–875. 409 Сотериология св. Иринея его же словами весьма подробно изложена у Böhringer’a. («Die alte Kirche». 2-ter Band. 2-ter Theil, 2-te Ausgabe. Stuttgart 1873. S. 547–567). См. еще: Проф. И. В. Попова . Идея обожения в древневосточной Церкви. Москва 1909. С. 3–21. 412 Idem. Col. 856A. Сочинения, С. 225. Cfr.: V. 16, 2: «Слово Божие сделалось Человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца». PG. T. 7. Col. 1167В–С. Сочинения, С. 480. IV. 20, 4: «Господь наш Иисус Христос в последние времена сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, то есть человека с Богом». PG. T. 7, Col. 1034В. Сочинения, С. 370. 417 «Доказательство апостольской проповеди», гл. 87. «Чрез веру в Него мы научаемся любить Бога от всего сердца и ближних, как самих себя»; гл. 95. «Иисус Христос искупил нас Своею кровию от отступничества, дабы и мы были народ священный». Contra haer. III. 5, 3, PG. T. 7. Col. 860 A. Сочинения, С. 228. 419 «Доказ. апост. проп.», гл, 89. В этом сочинении полемическое противоположение существенных пунктов истинного христианского учения еретическому составляет основу всех рассуждений, в частности, гл. 87–96 (wertvollste Abschnitt der ganzen Schrift – по замечанию Гарнака. TU. 31, 1. Nachwort. S. 63) заключают в себе одушевленное раскрытие учения относительно свободы обращенных язычников от закона Моисеева. Ср. замечание проф. Сагарды» «Христианское чтение», Т. 223, Ч. 2. С. 487, 879–880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

5/18 Свт. Феодосий Черниговский (ум. 1696), выдающийся церк. деятель Украины. 12/25 Иверская икона Божией Матери. Свт. Мелетий Антиохийский (ум. 381), уроженец Армении, архиепископ Антиохии, борец против арианства. Свт. Алексий Московский (ум. 1378), глава Русской церкви в эпоху татарского ига, духовник Дмитрия Донского, просветитель, переводчик Евангелия, чудотворец. 17/2 мр. Сщмч. Ермоген, патриарх Московский (ум. 1612), замучен врагами в Смутное время. 18/3 мр. Свт. Лев, папа Римский (ум. 461), зап. Отец Церкви, богослов, борец за Православие; остановил Аттилу, угрожавшего Риму. 23/8 мр. Сщмч. Поликарп Смирнский (ум. 155), епископ, жил в Малой Азии, ученик апостолов; сожжен на костре. 28/13 мр. Прп. Кассиан Римлянин (ум. 435), уроженец Рима, борец за Православие, подвижник и писатель. 2/15 Икона Божией Матери «Державная» (1917). Свт. Арсений Тверской (ум. 1409), епископ, чудотворец. 6/19 Икона Божией Матери «Ченстоховская» (Польша), почитается как православными, так и католиками. 7/20 Сщмчч. Ефрем, Василий и др., пострадавшие в Хер–сонесе (начало IV в.) 9/22 Сорок мучеников, по преданию, пострадавшие на Севастийском озере в правление Лициния (320). 11/24 Свт. Софроний Иерусалимский (560–638), уроженец Сирии, патриарх, борец против монофелитов, писатель. 12/25 Свт. Григорий, папа Римский, Великий, или Двоес–лов (540–604), уроженец Рима, миссионер, богослов, литургист. Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022), уроженец Малой Азии, византийский подвижник, мистик и писатель. 14/27 Прп. Венедикт (480–547), уроженец Италии, основатель монашества на Западе. 18/31 Свт. Кирилл Иерусалимский (315–386), епископ Иерусалима, писатель, литургист, борец против арианства. 25/7 апр. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 30/12 апр. Прп. Иоанн Лествичник (VI в.), подвизался в Синайской пустыне. Автор книги по аскетике «Лестви–ца небесная». 31/13 апр. Свт. Иона Московский (ум. 1461), первый предстоятель Русской церкви с того времени, когда она стала автокефальной (1448). Свт. Иннокентий Московский (1797–1879), апостол алеутов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

на саму монашескую жизнь. «Истина Божия познается силою жития» — эти слова преподобного Пахомия имеют самое непосредственное отношение и к иконописи, и к богослужебному пению, ибо уровень и качество иконописи и богослужебного пения зависят от уровня и качества аскетического молитвенного подвига, т. е. от «силы жития». Сущность монашеской жизни заключается в молитвенном подвиге любви и послушания, и в этом смысле монашеская жизнь создает конкретные реальные условия для существования личности, полагающей онтологическое основание во Христе. Взаимные любовь и послушание, практически осуществляющиеся в общении между членами монашеской общины, а также между старцем и его духовным чадом, создают в этом мире пространство иконы небесного мира, где каждый человек является иконой, несущей в себе образ Божий, а вся община как собрание личностей раскрывает бесчисленное множество аспектов единого лика Христа, что находит отражение в принципе varietas, лежащего в основе пения по гласам. Таким образом, монашество создает и реализует ту достоверность спасения, которая является основой всей христианской жизни и частными проявлениями которой являются богослужебное пение и иконопись. Полностью сформировавшись на Востоке, идея монашества начинает постепенно завоевывать и Запад. Св. Иероним благожелательно отзывался о монашеской жизни некоторых знатных римских матрон. Святитель Амвросий покровительствовал мужской общине неподалеку от Милана. Огромное влияние на становление западного монашества оказал св. Иоанн Кассиан, но ключевой фигурой в этом отношении является св. Бенедикт Нурсийский (480–547), которого называют отцом и законодателем монашеской жизни на Западе. Правило св. Бенедикта, опирающееся на труды преподобного Пахомия, святителя Василия Великого, св. Кассиана и Августина, представляет собой самый влиятельный документ в истории западного монашества, и именно это правило утвердил уже в 817 г. синод в Э–ла–Ша–пелль как основное правило монашеской жизни. Идеи и практика св. Бенедикта получили особое распространение в период понтификата папы Григория Великого (святителя Григория Двоеслова, по традиции Восточной Церкви), который, по выражению Койре, превратил бенедиктинское монашество в «воинствующую армию Римской Церкви».

http://predanie.ru/book/137466-konec-vre...

76 Contra haereses.III 15 1. PG., t. 7, col. 917В-С. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского, в русск. перев. прот. П. Преображенского . СПБ. 1900. Стр. 273. Подробное опровержение всех обвинений и клеветы, которые возводили евиониты на ап. Павла, дает Епифаний. Haer XXX 2 5. 79 Доказательство апостольской проповеди, гл. 99. Des heiligen Irenäus Schrift zum Erweis der apostolischen Verkündigung. TU. 31 1. Leip­zig 1907. Русский перевод проф. Н.И. Сагарды. Христианское Чте­ние, 1907, т. 223, ч. 2, стр. 664–691. 851–875. 80 Сотериология св. Иринея его же словами весьма подробно изло­жена у B ö hringer’a. Die alte Kirche. 2-ter Band. 2-ter Theil, 2-te Ausgabe. Stuttgart 1873. SS. 547–567. См. еще проф. И. В. Попова . Идея обожения в древневосточной Церкви. Москва 1909. стр. 3–21. 83 Contra haer. III 4 з. PG., t. 7, col. 856A. Сочинения, стр. 225. ОТ. V 16 2: Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца PG., t. 7. col. 1167В-С. Сочинения, стр. 480. IV 20 4: Господь наш Иисус Христос в последние времена сде­лался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, т. е. человека с Богом. PG., t. 7, col. 1034В. Сочинения, стр. 370. 88 Доказ. апост. проп. 87. Чрез веру в Него мы научаемся любить Бога от всего сердца и ближних, как самих себя. 95. Иисус Христос искупил нас Своею кровию от отступничества, дабы и мы были народ священный. Contra haer. III 5 з. PG., t. 7. col. 86ОА. Сочинения, стр. 228. 90 Доказательство апостольской проповеди, гл, 89. В этом сочинении полемическое противоположение существенных пунктов истинного христианского учения еретическому составляет основу всех рассуждений, в частности, г.чл. 87–96 (wertvollste Abschnitt der ganzeii Schrift – по замечанию Гарнака. TU. 31 1. Nachwort. S. 63) заключают в себе одушевленное раскрытие учения относительно свободы обращенных язычников от закона Моисеева. Срвн. замечание проф. Сагарды. Христианское Чтение, т. 223, ч. 2. стр. 487. 879–880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Октябрьскую революцию Пальмов воспринял, как крах всех своих стремлений. Духовные академии закрывались, работать над прежней тематикой не было перспективы. К душевному угнетению прибавились бытовые трудности. В 1920 г., придя в Богословский институт читать лекции, Пальмов почувствовал себя плохо и скончался на руках своих друзей и учеников 30 . Его коллеги и единомышленники опубликовали в газетах и журналах некрологи и статьи 31 об ученом, которые представляют собой ценный источник сведений о его жизни и творчестве. 3 См., напр.: Липатникова Г.И. К изучению гуситского движения в русской дореволюционной историографии. Вопросы истории славян. Воронеж, 1963; Lapteva L. P. Der russische slavist I. S. Palmov (1856–1920) und die Sorben/Lëtopis Reihe. B, 1976. 23/2. S. 151–160; Idem. Ruskÿ slavista I. S. Palmov a jeho styky s Cechami. Ceskoslovensko-sovëtské vztahy. 1980. 9. S. 129–159; Лаптева Л. П. Община чешских братьев в освещении русской историографии XIX – нач. XX в. Folia Historica Bohemica (далее FHB). Praha, 1990. 13. S. 369–425; Она же. Русский ученый И.С. Пальмов , как исследователь Общины чешских братьев. Балканские исследования. М., 1997. Вып. 17. Церковь в истории славянских народов. С. 53–65; Она же. И.С. Пальмов и изучение им славянства в ходе заграничных поездок. Славянский мир. Проблемы изучения. Тверь, 1998. С. 99–109; Она же. История славяноведения в России в XIX веке. М., 2005. С. 400–431; Она же. Профессор И.С. Пальмов и его исследование церковной истории зарубежных славян. Вестник церковной истории. М., 2007. 3 (7). С. 196–220. 6 Пальмов И.С. Вопрос о чаше в гуситском движении. СПб., 1881. С. 124–138, 234, 256, 356–371, 480, 547 и др. 7 См.: Лаптева Л.П. Петр Хельчицкий в освещении русской дореволюционной историографии//FHB. Praha, 1985. 14. S. 175–234. 9 См.: Новый сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В.И. Ламанского. СПб., 1915. 10 Лаптева Л.П. Община Чешских братьев в освещении русской историографии XIX – начала XX в. S. 369–425.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pr...

304 Кроме этого упоминания у Иосифа, об этом человеке ничего более не известно. 305 Дор, город на побережье Палестины, в древности был резиденцией хананейский царей. Ранее принадлежал Финикии. 306 Конец лакуны в «L». Далее до конца сочинения сохранился греческий текст. 307 Один из главных пяти городов земли филистимлян, в противоположной стороне относительно Дора. 308 Niesë της Ιουδαιας . 309 Вероятно, имеется в виду праздник Ханука в воспоминание о победе Иуды Маккавея над Лисием и об очищении оскверненного Храма. Ср. 1Мак 4.52—59; Antiquit. XII. 325. 310 Величина ворот самим Иосифом определялась различно (ср. Bel. lud. V. 202). Ввиду испорченности текста величина в 60 локтей подвергается сомнению. 311 В Bel. lud. VI. 293 говорится о 20 человеках, которые запирали восточные ворота внутреннего двора. Иосиф имеет в виду общее число людей для запирания всех десяти ворот Храма. 312 При Селевкидах евреи действительно были крайне враждебны ко всему греческому и к самим грекам. 313 То есть Александрия. 314 По сообщению Плутарха (De Iside, 72), египетские боги бежали от гнева Тифона и спаслись, превратившись в животных. 315 Персидские цари составляли XXVII династию от Камбиза до Дария Нота. Самыми жестокими царями были Камбиз, Артаксеркс I, Дарий II Нот. 316 Принято чтение G. Giangrande, «Emendations to Josephus Flavius» Clas. Quart. 12 (1962) p. 115: ων εν ακροις (­ πρωτοις ) ονοματα вместо ων ενα Κροισον . Niese также ставит это место под сомнение. 317 Сожжение Акрополя Ксерксом в 480 г. См. Herod. VIII. 53. 318 Храм Артемиды, по преданию, сожжен Геростратом в ночь рождения Александра Великого. 319 Несколько раз горел в 548—547 гг. 320 См. Herod. II. 111. 321 Время несколько преувеличено: от освобождения Иерусалима от сирийцев Иудою Маккавеем (165 г.) до прихода Помпея в 63 г. прошло 102 года. В это время Иудея была свободна и даже подчинила себе Идумею. 322 Однако, по сообщению Геродота (II. 47), египтяне приносили в жертву свиней в день полнолуния, а после жертвоприношения вкушали свинину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Скачать epub pdf San Benito de Nursia, Vida, Medalla y Cruz 1. Introducción Abad, Patrón de Europa y Patriarca del monasticismo occidental; Lema: «Ora y Labora,» representado emblemáticamente por el arado y la cruz. Fiesta: de julio; Etimología: Benito: «bendecido.» San Benito nació de familia rica en Nursia, Italia, en el año 480. Su hermana gemela, Escolástica, también alcanzó la santidad. Fue enviado a Roma para estudiar la retórica y la filosofía. Desilusionado de la vida en la gran ciudad, se retiró a Enfide (la actual Affile),para dedicarse al estudio y practicar una vida de rigurosa disciplina ascética. No satisfecho de esa relativa soledad, a los años se fue al monte Subiaco bajo la guía de un ermitaño y viviendo en una cueva. Tres años después se fue con los monjes de Vicovaro. No duró allí mucho ya que lo eligieron prior pero después trataron de envenenarlo por la disciplina que les exigía. Con un grupo de jóvenes, entre ellos Plácido y Mauro, fundó su primer monasterio en la montaña de Cassino en 529. Fundó numerosos monasterios, centros de formación y cultura capaces de propagar la fe en tiempos de crisis. Se levantaba a las dos de la madrugada a rezar los salmos. Pasaba horas rezando y meditando. Hacia también horas de trabajo manual, imitando a Jesucristo. Veía el trabajo como algo honroso. Su dieta era vegetariana y ayunaba diariamente, sin comer nada hasta la tarde. Recibía a muchos para dirección espiritual. Algunas veces acudía a los pueblos con sus monjes a predicar. Era famoso por su trato amable con todos. Su gran amor y su fuerza fueron la Santa Cruz con la que hizo muchos milagros. Fue un poderoso exorcista. Este don para someter a los espíritus malignos lo ejerció utilizando como sacramental la famosa Cruz de San Benito. San Benito predijo el día de su propia muerte, que ocurrió en marzo del 547, pocos días después de la muerte de su hermana, santa Escolástica. Desde finales del siglo VIII muchos lugares comenzaron a celebrar su fiesta . (Adaptada de «Vidas de los Santos» de Butler.) Si atendemos a la enorme influencia ejercida en Europa por los seguidores de San Benito, es desalentador comprobar que no tenemos biografías contemporáneas del padre del «monasticismo occidental.» Lo poco que conocemos acerca de sus primeros años, proviene de los «Diálogos» de San Gregorio, quien no proporciona una historia completa, sino solamente una serie de escenas para ilustrar los milagrosos incidentes de su carrera.

http://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010