Он никого не предопределил ко злу: ХВ 540/4, 540/6, 540/10, 547, 547/1, 588, 599. Никто не может быть полностью уверен в своем предназначении к вечному блаженству: ХВ 573, 597–598. XVI Карфагенский Собор 326 (1 мая 418 г.) Собор отвечает на пелагианскую ересь и, напомнив о некоторых последствиях первородного греха [ХВ 270–271/1], подводит к самой сути своего опровержения. Для Пелагия и Целестия нынешний человек по своей природе, со свойственной ему похотью и неизбежностью смерти, находится в точно таком же состоянии, как Адам до греха. Спасительное Деяние Христа, таким образом, сужено и ограничивается прощением личных грехов. Помощь благодати вовсе не является необходимой для выполнения Божиих заповедей и достижения вечного спасения. Она служит только для просвещения ума и облегчает ведение нравственной жизни. Именно против этих заблуждений направлены последние шесть канонов Собора. (521, 225) 3. Было также решено: всякий, говорящий, что благодать Божия, которая оправдывает человека Господом нашим Иисусом Христом, служит лишь прощению уже совершенных грехов, но не содействует тому, чтобы более их не совершать, да будет отлучен от сообщества верных. (522, 226) 4. А также: всякий, говорящий, что сия благодать Божия через Господа нашего Иисуса Христа помогает нам более не грешить, потому что являет и открывает нам разумение заповедей, так что мы знаем, чего должно желать, а чего – избегать, но вовсе не дает нам любовь и силу совершать то, что мы признали нашей обязанностью, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо Апостол говорит: «Знание надмевает, а любовь назидает» [ 1Кор 8, 1 ], потому кощунственно полагать, что мы имеем благодать Христову для знания, которое надмевает, и не имеем ее для любви, которая назидает, ибо знать, что должно делать, и иметь любовь, чтобы так делать, – это равно дар Божий. Так что любовь, которая назидает, препятствует тому, чтобы знание нас надмевало. Как написано о Боге: «Вразумляющий народы» [ Пс 94 (93), 10], так же написано и: «Любовь от Бога» [ 1Ин 4, 7 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Книги представляют собой собрание цитат из Свящ. Писания; возможно, К. опирался на уже существовавшие сборники такого рода (см.: Bobertz. 1992). В предисловии к первым 2 книгам автор указывает, что в 1-й книге, состоящей из 24 глав, собраны цитаты, непосредственно относящиеся к антииудейской полемике: о том, что иудеи отступили от Бога и утратили милость Господню, к-рая была дарована им прежде, и что их место заняли христиане, искренне поверившие Господу. 2-я книга, включающая 30 глав, содержит цитаты, доказывающие «таинство Христа» (Christi sacramentum), т. е. Его истинное мессианство. 3-я книга, самая большая, состоящая из 120 глав, снабжена отдельным предисловием, в котором говорится, что она была составлена по новому запросу Квирина неск. позже 2 первых книг, которые, впрочем, здесь не упоминаются. Возможно, все 3 книги были объединены позднейшей рукописной традицией ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 363). 3-я книга представляет собой собрание цитат на нравственно-аскетические и церковно-дисциплинарные темы. Книги «К Квирину...» оказали значительное влияние на развитие лат. гомилетики; кроме того, они являются важнейшим источником сведений по истории текста лат. Библии. 5. «О падших» (De lapsis; CPL, N 42; PL. 4. Col. 463-494; CSEL. Vol. 3/1. P. 235-263; CCSL. Vol. 3B. P. 221-242; SC. 547), написан в марте-апр. 251 г., по возвращении К. в Карфаген после гонения Деция ( Clarke G. W. Introduction// Cyprien de Carthage. Ceux qui sont tombés. P., 2012. P. 10-11. (SC; 547); др. датировка - кон. 250 - нач. 251, см.: Mattei, Siniscalco. 2006. P. 31). Это церковно-дисциплинарный трактат, главный вопрос к-рого - о присоединении к Церкви падших во время гонения. Предположительно трактат был прочитан на Карфагенском Соборе 251 г. под председательством К. и стал основой для решения вопроса о падших для всей Африканской Церкви. К. благодарит Бога за окончание гонения и воздает хвалу мученикам и исповедникам - «славной когорте воинов Христовых», которые показали достойный пример для всех остальных (главы 1-2).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

папы Вигилия . По прибытии в К-поль (25 янв. 547) папа Вигилий сразу же разорвал общение с Миной и низложил его, отлучению подверглись также все подписавшие осуждение «Трех Глав». Однако уже 29 июня 547 г. под влиянием имп. Феодоры папа и патриарх примирились, причем еще в сер. июня папа тайно осудил «Три Главы» в 2 письмах на имя императора и императрицы, представленных позднее в 7-м деянии участникам Собора (CPG, N 9336; ACO. T. 4. Vol. 1. P. 187-188). После собеседования с участием ок. 70 зап. епископов, к-рых папе удалось склонить к подписанию эдикта, Вигилий 11 апр. 548 г. обнародовал «Judicatum» на имя патриарха Мины (CPG, N 9337=CPL, N 1694a; ACO. T. 4. Vol. 1. P. 11-12), в к-ром он открыто осуждал «Три Главы», но заявлял о непоколебимой приверженности Халкидонскому Собору. Партию противников осуждения «Трех Глав» возглавил Факунд , еп. Гермианский, к-рый принялся за составление особого трактата на имя имп. Юстиниана в защиту «Трех Глав» (CPL, N 866). «Judicatum» не способствовал примирению, но привел к еще большим нестроениям. С этого момента объектом нападок становится не столько имп. эдикт, сколько папа Вигилий. Он стал терять самых близких сторонников, в оппозицию к нему перешли и были им отлучены диаконы Римской Церкви Севастиан и его племянник Рустик вместе с нек-рыми рим. клириками. Собор африкан. епископов отлучил папу Вигилия за его действия в отношении «Трех Глав» ( Br é hier L. La politique religieuse de Justinien//Histoire de l " Église/Sous la dir. A. Fliche, V. Martin. P., 1945. Vol. 4. P. 466). Папа, лавируя между императором и зап. епископами и наблюдая, как сильно пошатнулся его авторитет на Западе, обратился к св. Юстиниану с просьбой дезавуировать его подпись. Неудавшаяся попытка добиться единодушного принятия осуждения «Трех Глав» вынудила имп. св. Юстиниана уступить папе. «Judicatum» был аннулирован, а решение вопроса о «Трех Главах» откладывалось до буд. Вселенского Собора. До его открытия в К-поль приглашались епископы из областей, оппозиционно настроенных к осуждению «Трех Глав». За это от папы были потребованы гарантии. 15 авг. 550 г. папа Вигилий дал клятву на Евангелиях и Гвоздях Честного Креста Господня в присутствии императора, еп. Феодора Аскиды и патрикия Цетега, что он будет и в дальнейшем прилагать усилия к осуждению «Трех Глав» и сообщать императору о действиях оппозиции. В обмен папа испросил обещание императора охранять и защищать его честь, лицо и мнение и соблюдать привилегии Римской Церкви («et privilegia ecclesiae meae servare» - ACO. T. 4. Vol. 1. P. 199; CPG, N 9342).

http://pravenc.ru/text/155498.html

Тем временем находившийся в Катине (Катане; ныне Катания, Сицилия) папа Вигилий пытался определить свою позицию в споре о «Трех Главах». Прибывшие к понтифику еп. Даций Медиоланский и представители Африканской Церкви убеждали его выступить против императора; патриарх Александрийский известил Вигилия о том, что его согласие с имп. эдиктом было вынужденным. По прибытии в К-поль (25 янв. 547) Вигилий вместе с Дацием и африкан. епископами отверг эдикт и отказался вступить в общение с патриархом Миной. Однако папа Римский сразу же подвергся давлению византийцев, к-рые в июне 547 г. убедили его вступить в общение с патриархом Миной. Возможно, именно тогда он подписал тайное обязательство способствовать осуждению «Трех Глав» (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 24). При этом сопровождавшие его зап. епископы, в т. ч. Факунд Гермианский, выступали против соглашения с византийцами ( Facund. Pro defens. cap. Praef. 2; Idem. Contr. Mocian. 36). Издание декларации («Судебное решение» - Iudicatum), в которой папа Римский анафематствовал Феодора Мопсуестийского, сочинения Феодорита и послание Ивы (11 апр. 548), вызвало негативную реакцию на Западе (MGH. SS. AA. T. 11. P. 202), поэтому в 550 г. император позволил Вигилию отозвать декларацию. Было решено вынести вопрос на соборное обсуждение; при этом понтифик тайно пообещал следовать указаниям императора (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 198-199). Диак. Рустик, племянник Вигилия, сообщил о его действиях П., находившемуся на Сицилии (Ibid. P. 190). В отличие от Вигилия П., прежде пользовавшийся доверием императора, высказался против осуждения «Трех Глав». Вместе с римским диак. Анатолием он обратился за консультацией к авторитетному африкан. богослову Фульгенцию Ферранду ( Facund. Pro defens. cap. IV 3. 7). Тот расценил осуждение «Трех Глав» как попытку подорвать авторитет Халкидонского Собора. По мнению Ферранда, Церковь не должна была осуждать давно умерших людей, а император - единолично вводить догматические новшества ( Ferrandus. Ep. 6//PL. 67. Col. 921-928; The Acts. 2009. Vol. 1. P. 109-121).

http://pravenc.ru/text/2579906.html

535-537 537-538 ДЖИННЫ в исламе одна из 3 категорий (2 другие - ангелы и люди) разумных существ, сотворенных Аллахом ДЖИХАД в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина 538-539 539-544 ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы 544-545 545-547 ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 547-548 548-549 ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) 549-551 ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви 551-553 554-555 ДЖУНКОВСКИЙ Степан Степанович (1821 -1870), рус. дворянин, один из представителей рус. католицизма XIX в. 555-556 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви 556-557 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 557-558 558-559 559-560 560-561 ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 561-562 562-563 562-563 563-564 ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель 564-571 ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера 571-580 ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона 580-587 587-588 588-604 ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. 604-618 618-621 ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

481-482 ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) 482-483 ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. 483-485 ЗАГОВЕНИЕ день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи 485-487 487-488 ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства 488-491 491-504 504-508 508-512 513-518 518-520 ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии 520-522 522-527 527-528 ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов 529-531 ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. 531-532 532-535 535-536 532-535 537-538 ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины) 538-547 547-548 ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980) 548-549 549-550 ЗАКОН БОЖИЙ церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к-рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. 550-554 ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов 554-568 568-569 «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии 569-570 570-574 ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xix.html

222 Речь идет о ведомствах комита священных щедрот, комита частного имущества и комита личного имущества императора. 224 Закупка продовольствия у населения, которое должно было в принудительном порядке по установленным правительством ценам продавать излишки продовольствия особым чиновникам, практиковалось и до Юстиниана. 225 По представлениям византийцев, отравительство и колдовство было проявлением силы злых духов. Поскольку манихеи рассматривали окружающий мир как воплощение зла, их и поносили как колдунов. Надо сказать, что слово «манихеи» в ту пору нередко вообще служило ругательством, в частности, по отношению к монофиситам. См.: Чекалова А. А. О датировке Актов Калоподия/АДСВ. 1973. Сб. 10. С. 228. 226 Т. е. комитом священных щедрот. Событие относится к 547 г. Петр, получивший эту должность уже во второй раз, занимал ее по крайней мере до 553 г. См.: Stein E. Op. cit. P. 769. 227 Иоанн из Палестины занимал пост комита священных щедрот до 547 г. См.: Stein E. Op. cit. P. 766. 228 По мнению исследователей, речь в данном случае идет о пособиях лицам, не состоящим на какой-либо должности, нечто вроде синекур. См.: Rubin В. Prokopios... Kol. 284; W. I. S. 310. 229 Ср.: Malal. P. 486. К порче монеты прибегали уже римские императоры III – IV вв., но Прокопию этот факт, видимо, остался неизвестным. 231 Это высказывание находится в некотором противоречии со свидетельством Иоанна Малалы, который утверждает, что после землетрясения, постигшего Антиохию, Лаодикию и Селевкию, Юстиниан снял с них подати на три года. См.: Malal. Р. 443 – 444. Тот же хронист сообщает об отмене Юстинианом налога, носившего наименование τ Γοτθικν ξυλλαιον. См.: Malal. P. 437. 234 В Византии и до Юстиниана покинутые владельцами земли насильственно присоединялись к владениям соседей с обязательством платить в казну причитающиеся с этих земель налоги. В этом и заключалась суть эпиболэ. 235 «Диаграфэ» часто упоминается в источниках, однако, суть этого экстраординарного налога не вполне ясна. 237 О префектах претория, занимавших пост после Петра Варсимы, см.: Stein E. Op. cit. P. 784 – 785. Безоговорочно слова Прокопия, видимо, можно отнести лишь к Аддею. О нем см. ниже: XXV.7.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

Князь века сего... уготовляет великую славу и большую честь скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 386 ). Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия ( 35, 175 ). Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу ( 35, 176 ). Как и в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники... так и диавол – именно там строит козни, где видит богатства, скопленные душою, и умножающиеся сокровища благочестия ( 37, 547 ). Если те, которые подвергаются козням диавола, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 547 ). Злые духи связываются в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властью и мудростью руководящего им Бога... они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти содействуют его преуспеянию ( 110, 25 ). Зло в неведении своем содействуя по мановению Божию добру, не перестает пребывать для себя и для совершающих его тем, что оно есть, – злом ( 112, 147 ). Не вступив в брань с духами и не выдержав ее, как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения ими ( 112, 146 ). Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и в вечности, способствует этим его спасению. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 144 ). Читать далее Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов « Настольной книги священнослужителя », издание Московской Патриархии. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вигилий не мог противиться императорскому приглашению приехать в Константинополь: военный отряд проследил затем, чтобы он 22 ноября 545 г. сел на корабль, отправлявшийся на Сицилию. Ему была дана возможность посоветоваться с собранием епископов в Сиракузах, где он узнал резко отрицательное мнение Датия Миланского, поехавшего ему навстречу по пути домой из Константинополя. Посредством текста Ферранда ему было сообщено и мнение африканцев. Во время остановки в Патрах папа рукоположил назначенного Юстинианом на Равеннскую кафедру Максимиана, который во время отсутствия папы в Италии поднял авторитет своей кафедры как резиденции имперской администрации, превосходящей Рим по престижу 473 . Вигилий оказался загнанным в угол между позицией большинства своей западной паствы и угрозой императорского возмездия. Приезд папы в имперскую столицу состоялся только 27 января 547 г. Встреченный с большой торжественностью, он поначалу решил сопротивляться императорской воле, согласно полученным им от западных коллег советам. Помещенный во дворце Плацидии, он был окружен западными советниками, включая Датия Миланского и африканского богослова Факунда Гермианского. Его посетил также диакон Пелагий. Все советовали ему сопротивляться. Папа отказался сослужить с патриархом Миной, и последний в ответ вычеркнул имя Вигилия из диптихов. Однако после шести месяцев напряженности и дебатов папа начал понимать безвыходность своего положения: связанный морально своими обещаниями Феодоре, оказавшийся в Константинополе в затруднительном положении (особенно после завоевания Рима готским королем Тотилой 17 декабря 546 г.), он в конце концов сослужил с Миной в день святых Петра и Павла, 29 июня 547 г., и дал императору новое негласное обещание осудить «Три Главы» при условии, что это будет следствием церковных процедур и не будет состоять в простой подписи под указом Юстиниана. То, что Вигилий подразумевал под правильной процедурой, состояло в возможности ему самому как римскому епископу вынести после консультации с епископами свой приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) 530-532 АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) 532-533 533-534 534-535 535-536 АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) 536-539 АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) 539-540 АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) 541-544 АЛЕКСАНДРА Яковлевна Лебедева (1874– 1937), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА Михайловна Смолякова (1880-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) 545-546 546-547 547-548 548-550 550-551 551-553 АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010