—435— пил на новый путь иноческого жития. По сказанию составителя жития св. Феодосия, он «превосхождаше всех смирением и споспешеством всем служаше... в памяти имеяше Господа, рекшего: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга ( Мк.10:43 ). Тем же смиряшеся, меньша себе всех творя и всем служа». Наипаче же всего помышляй непрестанно о беспредельном смирении Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, пред чудотворною иконой которой, именуемой Черниговскою, мы теперь предстоим. «Поспеши же, брат мой, – заключу словами св. Иоанна Лествичника , – всеми мерами взойти на сию священную гору смирения». Стяжавши сию добродетель, ты возлетишь на ее крылах на высоту нравственную, недоступную ни для каких усилий человеческих, не окрыляемых смирением, и будешь наследник вечных благ. Епископ Арсений Павлов А.С., проф. Отношение Церкви к государству: (Из лекций покойного профессора Московского Университета А.А. Павлова)//Богословский вестник 1902. Т. 1. 3. С. 436–457 (2-я пагин.). —436— § 4. Исторический очерк отношений русской церкви к государству. В истории отношений русской церкви к государству довольно резко отличаются три периода. Первый – от начала христианства на Руси до утверждения московского единодержавия в XVI в.: это период наибольшей церковной самостоятельности, когда церковь в духовно-иерархическом отношении зависела от Константинопольского патриарха, а для мирских прав своих находила поддержку с одной стороны – в могущественном влиянии духовенства на правительство и общество, с другой – в недостатках удельно-вечевой системы. Второй период – от начала московского единодержавия до Петра В. В этот период отношения между духовной и мирской властью, с одной стороны, получают большую определенность, с другой – характеризуются решительным стремлением правительства подчинить церковь своему определяющему влиянию. Третий период – от Петра В. или учреждения Св. Синода до настоящего времени. Это период политического господства государства над церковью. Чрез все эти периоды проходит одна общая мысль, что церковь и государство составляют два жизненные порядка, находящиеся между собою в живом, органическом взаимодействии. Ни в понятиях народа, ни в устройстве и учреждениях русской земли эти два по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

439. Ответ на 390., ерусалимецъ: ... " и вот я здесь, я снова с вами " ,... С братским приветом со дна Мертвого моря. Ваш Ер. Раз уж Вы " снова с нами " , может быть объясните, всё-таки, правильно ли, что по-русски яхта Абрамовича встаёт поперёк горла. Про золотой унитаз, встающий поперёк горла, тему которого Вы подняли, нам всё объяснил уважаемый о.Алексий Бачурин. У меня ещё дополнительный вопрос - а правильно ли по-русски сказать, что место яхте Абрамовича - на дне Мёртвого моря? Вместе с хозяином? Я, вообще-то, считаю, что правильнее яхту национализировать и катать на ней детей крестьян и рабочих. Прав ли я, по-русски ли это? 438. Ответ на 436., Екатерина Домбровская: Спаси Бог, Екатерина, присоединяюсь и я:прошу прощения и благословения у батюшки и благодарю всех братьев и сестер. 437. Ответ на 434., Иоанна и всем-всем: Всем-всем - поста благоприятного. Спасибо Иоанна! Я присоединяюсь: благодарю братьев и сестер, у Батюшки Алексия прошу прощения и благословения, и всем желаю поста приятного, укрепления духовного и радостной встречи со Младенцем-Христом. 436. первый снег Нет, не случайно, как по наитью, Смена событий в глубь полотна – Снежные вехи, белые нити, Легкая поступь долгого сна. Так долгожданна снежная милость, Сердце томилось - рушится строй, Но удивляюсь, как получилось Снова увлечься этой игрой?... декабрь 1998 435. о. Алексию Спасибо и Вам, дорогой батюшка! И вам, дорогие подруги! Всем-всем - поста благоприятного. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/16/...

ап. Иоанна Богослова по свидетельству церк. предания I–II в.//Там же. 1913. Т. 239. Ч. 1. 2. С. 252–271; 3. С. 401–409; Boll F. J. Aus der Offenbarung Johannis: Hellenistische Stüdien zum Weltbild der Apokalypse. Lpz., 1914; Бухарев А. М. (архим. Феодор). Исследования Апокалипсиса. Серг. П., 1916; Четыркин В. В. Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова: Исагогич. исслед. Пг., 1916; Hoskier H. C. The Complete Commentary of Oecumenius on the Apocalypse. Ann Arbor, 1928; idem. Concerning the Text of the Apocalypse. L., 1929. 2 vol.; Scott R. B. Y. The Original Language of the Apocalypse. Toronto, 1928; Brewer R. R. The Influence of Greek Drama on the Apocalypse of John//AnglTR. 1936. Vol. 18. P. 74–92; Bornkamm G. Die Komposition der apokalyptischen Visionen in der Offenbarung Johannis//ZNW. 1937. Bd. 36. S. 132–149; Lund N. W. Chiasmus in the New Testament: A Study in Formgeschichte. Chapel Hill, 1942; Иванов П. К. Тайна святых: Введ. в Апокалипсис. П., 1947; Barrett C. K. The Gospel according to St. John: An introd. with comment. and notes on the Greek Text. L., 1955; Bowman J. W. The Revelation to John: Its Dramatic Structure and Message//Interpretation. Richmond, 1955. Vol. 9. P. 436–453; idem. The First Christian Drama: The Book of Revelation. Phil., Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. Münch., 1955–1956. 2 Bde in 3; idem. Der Apokalypse-Text des Oikumenios//Biblica. 1959. Vol. 40. P. 935–942; idem. Neue griechische Apokalypsehandschriften//ZNW. 1968. Bd. 59. S. 250–258; Ladd G. E. The Revelation and Jewish Apocalyptic//The Evangelical Quarterly. L., 1957. Vol. 29. N 2. P. 94–100; Vanhoye A. L’utilisation du livre d’Ézéchiel dans l’Apocalypse//Biblica. 1962. Vol. 43. P. 436–476; Hofmann J. Beziehungen der saidischen zur äthiopischen Übersetzung der Johannes-Apokalypse//Neutestamentliche Aufsätze: FS für J. Schmid. Regensburg, 1963. S. 115–124; idem. Die äthiopische Johannes-Apokalypse: Krit. Untersucht. Louvain, 1969. (CSCO; 297. Subs.; 33); Prigent P.

http://pravenc.ru/text/471605.html

МАЯСОВА Наталия Андреевна (1919 - 2005), искусствовед, один из первых специалистов в области истории, технологии и стиля древнерус. лицевого шитья 420-422 422-428 МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии 428-431 431-432 МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви 432-436 436-438 МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич (род. 14.09.1965), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2008-2012 гг. 438-443 443-445 МЕДИМН мч. Никомидийский (пам. 5 сент.) - см. в ст. Урван, Феодор и Медимн, мученики Никомидийские 445-447 МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич (2-я пол. XV в. - после 1532 г.), рус. книгописец, каллиграф, оформитель рукописных книг 447-449 449-450 450-454 МЕЖЗАВЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА совокупность иудейских религиозно-исторических текстов, относящихся к разным жанрам и написанных на евр., арам. и греч. языках в период от III в. до Р. Х. до II в. по Р. Х. 454-460 МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ) 460-462 462-464 МЕЙЕНДОРФ Иоанн Феофилович (1926-1992), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк 464-466 МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) 466-467 МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад 467-468 469-490 МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Киевские собеседования со штундистами. Ив. Смолина. Апрель, стр. 508–511. Отзыв иностранца о Льве Толстом. Апрель, стр. 511–513. Письмо старообрядца из Самарской епархии. Апрель, стр. 513–514. Присоединение к православию католического ксендза. Май, стр. 636–637. Заботы графа Н. Л. Толстого О духоборах-анархистах. Май, стр.637–638. Юбилейное чествование памяти поэта А. С. Пушкина и мнение Симферопольского Преосвященного об участии церкви в этом торжестве. Май, стр. 638–640. Епархиальный съезд в г. Симферополе. Май, стр. 640. Фанатическое самоистребление сектантской семьи в Самарском мормонстве. Май, стр. 614–642. Доклад по поводу процесса Белякевича. Май, стр. 642. Посещение Таврическими сектантами местного епископа. Свящ. П. Тихвинского. Июнь, стр. 765–770. Содержание (1899. 2 полугодие) Руководственные статьи по вопросам миссионерства Священник – миссионер, как священнодействователь и совершитель треб. Владикавказский кафедральный протоиерей Н. Коликов. Июль, август, стр. 1–15. По поводу прекращения издания журнала ”Братское Слово”, В. С. Сентябрь, стр. 159–165. О старых событиях и новых явлениях в области сектантства и миссионерского дела. В. М. Скворцов. Октябрь, стр. 295–313. Методы апологетических исследований (антропологический, философский и историко-философский). В. Покровский. Октябрь, стр.314–326. Декабрь, стр. 566–576. К пятидесятилетнему юбилею Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого, с пятью портретами его. Ноябрь, стр. 1–32. Церковное и внецерковное учительное слово. Свящ. И. Фудель . Ноябрь, стр. 427–436. К вопросу о более желательной и целесообразной постановке церковно-приходской и школьной миссии среди населения инородческого среднего поволжья. С. Е. Н. Ноябрь, стр. 436–451. Декабрь, стр. 576–588. Церковно-государственное и миссионерское значение судебного процесса Ковенского ксендза Белякевича. В. М. Скворцов. Ноябрь, стр. 451–471. Декабрь, стр. 603–638. Взгляд раскольников и сектантов на Православную Церковь и задачи миссионера. Тронин. Декабрь, стр. 559–565.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц. Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка. Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде. Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 377. Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Близ К. Я. м. находился колодец прп. Космы, упоминаемый еще в монастырских описях XVII в. Так, в документе 1675 г. отмечалось: «Да под монастырем кладезь преподобного Козмы Яхринского чудотворца, под ним часовенка деревянная дубовая [с иконой прп. Космы]» (Владимирские ГВ. 1884. 11. С. 4). Изображение часовни сохранилось на иконе кон. XVII в. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Настоятели. 2013. С. 20-21). Впосл. часовня неоднократно перестраивалась. В ведомости о состоянии мон-ря за 1916 г. указывается: «На восточной стороне, неподалеку от монастыря, колодезь, ископанный, по преданию, прп. Космою, над которым устроена небольшая каменная часовня под железной крышей, куда бывает крестной ход в пятницу по Пасхе» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. 4988. Л. 84 об.). Со 2-й пол. XIX в. на территории мон-ря работали училище и церковноприходская школа для крестьянских мальчиков с. Небылого. Первым в 1863 г. по благословению еп. Владимирского свт. Феофана Затворника (Говорова) открылось бесплатное уч-ще в пустовавшем помещении под Никольской ц. В нач. 70-х гг. XIX в. число учащихся увеличилось настолько, что не хватало помещений для занятий и материальных средств. Уч-ще было закрыто, по благословению настоятеля братия продолжала обучать детей в зимнее время в своих кельях (Там же. Ф. 569. Оп. 2. 69. Л. 2 об.; Ф. 556. Оп. 109. 436. Л. 121 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 117. Оп. 1. 204. Л. 37 об.; Ф. 195. Оп. 1. 565. Л. 38 об.). 2 февр. 1888 г. при содействии Братства св. блгв. Александра Невского в К. Я. м. была открыта церковноприходская школа. Официально школа просуществовала до 1912 г., хотя в ведомости благочинного за 1915 г. упоминается некое монастырское учреждение «на 26 мальчиков» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. 4951. Л. 75, 81 об.- 83; Оп. 109. 436. Л. 121 об.). Сведения о жилых и хозяйственных постройках К. Я. м. сохранились с XVII в. В писцовой книге 1644-1648 гг. указываются деревянные келья игумена и 7 братских келий, по описи 1665 г.- деревянные игуменская келья и 5 братских. Подробно жилые здания мон-ря перечисляются в «офицерской» описи 1763 г.: 2 покрытые тесом деревянные кельи настоятеля «об одном апартаменте» с сенями и чуланом, наверху к-рых находилась небольшая крытая тесом келья; 8 братских каменных келий «о двух апартаментах», между ними «вверху» находилась 9-я, деревянная келья (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 2). В 1766 г. при кельях настоятеля выстроена особая 5-стенная келья «для печенья хлеба и приготовления кушаний», к-рую в 1784-1785 гг. перестроили. В 1801 г. сооружены еще неск. келий для братии. В 1803-1806 гг. уже обветшавшие кельи были перестроены, возведен 2-й этаж (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. 42. Л. 13; 166. Л. 1 об.; 171. Л. 11 об.- 12; 180. Л. 4-5. 184. Л. 5). В 1863 г. обветшавший келейный корпус был полностью перестроен и покрыт железной крышей, в пустовавших помещениях устроены 17 келий (ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. 1. 565. Л. 39-40).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

инока Христофора (ГИМ. Щук. 767) (2) Пример 1. Строка из стихиры 6-го гласа «Егда хощеши прити» в рукописи 70–80-х гг. XVI в. (РГБ. Троиц. 436) с указанием «казанскои» (1) и в путевом сборнике 1602 г. инока Христофора (ГИМ. Щук. 767) (2) Сравнение записей вышеперечисленных песнопений с записями аналогичных текстов в путевом сборнике, написанном иноком Христофором в 1602 г. (ГИМ. Щук. 767), позволяет утверждать, что, за исключением отдельных фрагментов, записи совпадают (см. примеры 1 и 2). В примере 1 строка 1 воспроизводит запись рукописи РГБ. Троиц. 436 (Л. 7 об.), строка 2 - запись сборника инока Христофора (ГИМ. Щук. 767. Л. 314 об.- 315). В примере 2 в строке 1 дана запись славника «Чадо ехидено» 6-го гласа из рукописи РГБ. Троиц. 436 (Л. 75), в строке 2 воспроизведен фрагмент записи, вынесенный на нижнее поле л. 75 и снабженный указанием «казанскои», в строке 3 приведен текст песнопения из сборника инока Христофора (ГИМ. Щук. 767. Л. 349 об.). В примере 1 расхождение записей наблюдается в распевах слов «судищем течет», при этом выписанные над указанными словами киноварные начертания рукописи РГБ. Троиц. 436, за исключением одного знака, совпадают с записью распева этих слов в сборнике инока Христофора. В примере 2 указание «казанскои» дано на нижнем поле листа и сопровождает запись распева слов «Чадо ехидено воистинну». При сопоставлении записей распевов указанных слов в рукописи РГБ. Троиц. 436 (в примере 2 они даны в строках 1 и 2) выявляется значительная разница между ними, при этом вариант распева с указанием «казанскои» полностью совпадает с записью в сборнике инока Христофора. Пример 3. Фрагмент славника 8-го гласа «Егда поставятеся престоли» в рукописи 70–80-х гг. XVI в. (РГБ. Троиц. 436) с указанием «казанскои» (1) и в путевом сборнике 1602 г. инока Христофора (ГИМ. Щук. 767) (2) Пример 3. Фрагмент славника 8-го гласа «Егда поставятеся престоли» в рукописи 70–80-х гг. XVI в. (РГБ. Троиц. 436) с указанием «казанскои» (1) и в путевом сборнике 1602 г. инока Христофора (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Щук. 767) (2) В рукописи РГБ. Троиц. 436 помимо перечисленных имеется еще 5 песнопений, в записях к-рых встречаются киноварные начертания, вписанные над основным текстом (Л. 8, 8 об., 10, 13, 76), однако к.-л. указания здесь отсутствуют. Анализ записей, их сравнение с аналогичными песнопениями в сборнике инока Христофора выявляют, что, как и в ранее рассмотренных примерах 1 и 2, киноварные записи на вышеперечисленных листах рукописи РГБ. Троиц. 436 совпадают с записями инока Христофора. Следов., указание «казанскои» может быть распространено и на них. В примере 3 приведены записи фрагмента стихиры 8-го гласа в субботу мясопустную «Егда поставятеся престоли»: в строках с 1 - в певч. сборнике РГБ. Троиц. 436 (Л. 10), в строках с 2 - в сборнике инока Христофора (ГИМ. Щук. 767. Л. 317). Результаты сопоставления записей песнопений рукописи РГБ. Троиц. 436, имеющих дополнительно вписанные киноварные начертания, с аналогичными текстами рукописи инока Христофора показывают, что киноварные крюки рукописи РГБ. Троиц. 436 не являются фрагментарной записью 2-го голоса, а представляют собой вариантные разночтения записей песнопения путевого распева, нотация к-рого, следов., могла называться и казанской. Это положение подтверждается при анализе рукописи 1619-1626 гг. РГБ. Ф. 98. 1159, в к-рой на л. 135 помещен заголовок «Задостойники путные на праздники», после чего излагается цикл задостойников в записи путем столповым. По окончании этого цикла на л. 139 об. помещен заголовок «Ино казанское знам[я]», за ним следуют задостойники в записи казанским знаменем. Их сопоставление с записями задостойников с указанием «поут» в рукописи сер. XVII в. РГБ. Троиц. 433 выявляет полное тождество графических систем (см. иллюстрации с задостойником на Рождество Пресв. Богородицы «Чюже есте матеремо девою быти» из указанных рукописей). Стихира 6-го гласа «Духовная моя братия» с указанием «поут казань» в певч. сборнике сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) Стихира 6-го гласа «Духовная моя братия» с указанием «поут казань» в певч.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Должность митрополита связана с определенной епископской кафедрой (кан. 435) и заключается в некоторой власти наблюдения за «тщательным соблюдением веры и церковной дисциплины» в диоцезах-суффраганах (кан. 436). Провинциальный Собор, напротив, «пользуется властью управления, прежде всего законодательной» (кан. 445), над «различными отдельными Церквами одной церковной провинции» (кан. 440 § 1). Он «проводится всякий раз, когда по суждению большей части диоцезальных епископов провинции это представляется уместным» (кан. 440 § 1). Однако Провинциальный собор не созывается, если престол митрополита пребывает вакантным (кан. 440 § 2). В будущем для полной переоценки должности митрополита и пастырского значения церковной провинции (канонического института, в котором персональный и синодальный элементы осуществле ния sacra potestas взаимно интегрированы гармоничным образом) необходимо признать важность канона 436 § 2, который гласит: «Там, где этого требуют обстоятельства, Апостольский Престол может наделить Митрополита особыми обязанностями и полномочиями, определяемыми партикулярным правом». На основании этой канонической нормы могли бы получить новые институциональные решения как пастырские проблемы мега-диоцезов, подлежащих трансформации в церковные провинции (что позволило бы, например, избежать ситуации, когда фигура диоцезального епископа заслоняется множеством епископов-помощников), так и проблемы, связанные с не менее аномальным случаем объединения изъятых диоцезов 776 . б) Церковный регион, пленарный собор и конференция епископов Наряду с древним институтом церковной провинции Второй Ватиканский собор вводит новый правовой феномен. В CD 40, 3 утверждается, что, «если это представляется полезным», – очевидно, в пастырском отношении, – церковные провинции могут «объединяться в церковные регионы, которым будет дано правовое устроение» 777 . Это совет был воспринят церковным законодателем 1983 г. в каноне 433 § 1, где предусматривается необязательная возможность объединения соседствующих церковных провинций в церковные регионы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010