Архиерейские крест и панагия носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи, охватывая шею, спускается на грудь и сходится на верхней части креста или панагии, а задняя часть спускается на спину. Нельзя не видеть в этом повторения символики архиерейского омофора, который также имеет передний и задний концы, знаменующие заблудшую овцу, которую добрый пастырь взял на рамена, и крест, который Господь Христос нес на Голгофу. В сознании Церкви заблудшая овца — это образ естества падшего человечества, которое взял на Себя Господь Иисус Христос, воплотившийся в этом естестве и вознесший его на Небо, сопричислив к незаблудшим — к Ангелам. Так толкует значение омофора святой Герман, патриарх Константинопольский (VIII век), а блаженный Симеон, архиепископ Солунский, добавляет, что кресты на омофоре изображаются ради того, «яко и Христос на раменах Своих понес крест Свой; тако хотящие во Христе жити на рамена приемлют крест свой, то есть злострадание. Ибо крест есть знамение злострадания». Святой Исидор Пелусиот († ок. 436-440) подчеркивает мысль о том, что «епископ во образе Христа сый, исполняет дело Его и показует всем самою одеждою, яко он подражатель есть благого и великаго Пастыря, восприявшего на Себя немощи стада». Два конца цепей епископского креста и панагий знаменуют подражание епископа Христу в пастырской заботе о спасении людей — овец «словесного стада» и в подвиге несения креста своего. Два конца цепей соответствуют двойному характеру служения архипастыря — Богу и людям. Цепочки или шнурки нательных крестов простых мирян не имеют заднего конца, так как мирянин не имеет пастырских обязанностей к другим людям. В обыденной обстановке епископы носят посохи, отличные от тех жезлов-посохов, что употребляются ими за богослужением. Повседневные посохи епископов — это обычно длинные деревянные палки с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют гораздо более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный архиерейский жезл отделился от обыденного повседневного посоха епископов потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей должен являть людям образ славы Небесного Царя, он облачается в особо украшенные ризы и головные уборы и принимает в руки благолепный жезл.

http://pravmir.ru/svyashhennye-oblacheni...

Во 2–й половине 16 в. номофилаксом Фиванской митрополии Мануилом Малаксой был составлен «Номоканон» в 580 главах. Этот сборник широко употреблялся в османскую эпоху. е) Толкования канонов. В связи с постоянно меняющимися обстоятельствами церковно–политической жизни необходимость в церковном правотворчестве не отпала, однако правила, составлявшиеся Поместными соборами в соответствии с велениями времени, уже не пополняли собой канонический свод Православной Церкви. В этой связи важное значение приобретают толкования канонов. Даже постановления многих соборов приобретают иногда характер толкований древних правил. Толкования канонов и законов греческие юристы называли схолиями, а латинские – глоссами 436 . Древними схолиями пользовались в своих толкованиях великие греческие канонисты 12 в. Аристин, Зонара и Вальсамон 437 . Диакон Алексий Аристин, номофилакс Великой церкви, составил краткие аннотации на канонический «Синопсис» 438 (ок. 1130) по поручению императора Uoahha II Комнина (1118–1143). Другой знаменитый византийский канонист Иоанн Зонара при императорах Алексее I (1081–1118) и Иоанне II Комнинах занимал должность великого друнгария виглы (начальника дворцовой стражи), протасинкрита (первого секретаря Империи) и вице–председателя Императорского трибунала, председателем которого был сам василевс, а закончил свою жизнь в монастыре Есфигмен на Афоне или, по другим сведениям, в монастыре Св. Гликерии. «Изъяснения» (σνταγμα) на «Синтагму» Фотиева «Номоканона» были составлены Зонарой в царствование Мануила Комнина (1143–1180), с целью «пересмотреть священные каноны и неясное в них и кажущееся несогласным с законами уяснить и истолковать». Зонара подробно не рассматривает вопрос об отношении канонов к законам, но общий характер его воззрений ясен: он ставит каноны выше законов 439 . Последним по времени, но, вероятно, самым авторитетным канонистом 12 в. был Феодор Вальсамон. При императоре Мануиле он занимал должности патриаршего номофилакса и хартофилакса и был известен как знаток церковного и светского права 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется, что не только люди шли к святым, а и святые к людям. Известно, например, что преподобный Антоний Великий – этот строгий отшельник и основатель отшельнического монашества – дважды оставлял пустыню и приходил в мир, когда мир нуждался в его личном присутствии. Первый раз Преподобный вышел из уединения, когда на Церковь были подняты страшные гонения и надо было подкрепить страдающих, вселить в них непоколебимое мужество в стоянии за веру. Второй раз – когда арианская ересь грозила уничтожить Православие. Во время этих посещений – кратких – Преподобный сделал для Святой Церкви больше, чем другие за годы. А о святых миссионерах, служение которых состояло в просвещении мира светом Христовой веры, можно говорить весьма пространно, а потому отдельно. Ярко проявилось свидетельство святых в мире в деятельной любви к брату – в милостыне. Они показывали людям величие, спасительность милостыни, а главное, и сами являли образцы её воплощения в жизнь. О преподобном Феодосии Печерском рассказывается, что когда ему дали хорошие одежды, он отдал нищим, а сам носил лохмотья. Он же подавал пример помощи убогим трудами рук своих. Да и другие подвижники, уходившие вдаль от людных мест и, казалось бы, отрекавшиеся от всего, что в мире – не отрекались и не могли отречься от помощи людям. Не говоря уже об их постоянной чудодейственной молитве за живущих в житейском море, праведники самим переходом в мир уединения свидетельствовали об их тесной связи со всеми людьми – их переход почти всегда начинался с раздачи неимущим всего своего имения (См., например, жития преподобных – святых Антония Великого , Арсения Великого († 450), Исидора Пелусиота († ок.436–440) и др.). А святой Иосиф Волоцкий († 1515) пишет, что в его монастыре ежедневно «в трапезной едят иногда шестьсот, а иногда семьсот душ: сколько Бог пошлёт, столько и расходуется» (Цит. по: ПЛДР. Вып. 6. М., 1984. С. 357). Святые были печальниками о целых народах. Сегодня особенно вспоминается Преподобный Сергий. Это был, верим – и есть, духовный вождь Русской земли. Когда-то от него во многом зависела судьба России. И теперь она существует по молитвам этого Богоизбранного и народолюбивого смиренного и великого инока. Святая Церковь прославляет его так: «Ты даровал еси, Владыко Христе, Твоего Угодника, граду нашему Москве твердую стену, и всем Российским странам крепкого предстателя показал еси. И христоименитым людем таковаго чудес подателя. И молитвенника о душах наших». «Ангелом собеседник быти сподобился еси, и светильнк многосветлый Российский земли, чудесы, якоже второе солнце сияя». «Ты проявил еси, Владыко Христе, последнему роду нашему таковаго чудес дарователя, великаго заступника всея земли Российский» (Из Богослужения месяца июля 5 день – на литии последняя стихира, стихира по 50 псалме и стихира на «Хвалитех» на «Слава»).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В V-IV вв. активно развивается ораторское искусство. В греч. традиции обычно выделяют 3 типа речей: политические, судебные и торжественные. Наибольшее развитие ораторское искусство получило в Афинах в связи с расцветом демократических институтов. Когда в эпоху эллинизма был составлен канон 10 лучших ораторов в истории Греции, то оказалось, что в этот список вошли только афиняне. Антифонт (ок. 480-411) стал первым издавать свои речи. Дошедшие до нас 12 речей образуют 3 специальные тетралогии, составленные для учебных целей. 4 речи Андокида (ок. 440 - ок. 390), особенно «О мистериях», являются важнейшими свидетельствами о событиях в Афинах в кон. V в. и содержат материал для изучения греч. религии. Одним из лучших представителей судебного красноречия является Лисий (ок. 435-380). Более чем из 233 его речей сохранилось только 34. Поскольку большая часть речей была написана Лисием для клиентов, к-рые должны были выступать самостоятельно в афинском суде, особое внимание он уделял этопее - искусству создания образа конкретной выступающей личности с помощью подбора слов, построения фразы, общего стиля. Исократ (436-338) открыл в Афинах одну из первых школ риторики и внес большой вклад в развитие теории ораторского искусства. Он разрабатывал вопросы ритмически расчлененного периода, композиции и основных частей речи. Из 21 сохранившейся его речи наиболее известны «Ареопагитик», «Панегирик», «Панафинейская речь». Исей (ок. 420-350) - автор 12 судебных речей, посвященных процессам о наследстве. Демосфен (384-322) был одним из важнейших политических деятелей Афин и блестящим оратором. От его творческого наследия сохранилось ок. 60 политических и судебных речей. Они отличаются продуманностью построения, силой чувств, мощью воздействия на слушателей. Наиболее известны речи, направленные против политики царя Филиппа Македонского по подчинению Греции (они получили наименование «филиппики»). Речи Эсхина, Гиперида, Ликурга и Динарха, отличающиеся своеобразием и мастерством, дошли до нас в незначительном количестве.

http://pravenc.ru/text/180431.html

В средневек. ирл. лит-ре и фольклоре К. был одним из самых популярных персонажей. К. посвящены краткие сказания («анекдоты»), часть к-рых сохранилась в «Книге гимнов», в комментарии к Мартирологу Оэнгуса и др. компиляциях ( Plummer. 1925. N 103-122). Ирл. авторов особенно привлекали такие эпизоды из жизни К., как плавание в Британию, участие в собрании ирл. правителей в Друим-Кете, заступничество за поэтов, освобождение заложника Скандлана, составление поэмы «Чудо Колума Килле». Широкое распространение получил образ К.- поэта, изгнанника и пророка ( Kenney. Sources. P. 426; Nagy. 1997; Clancy T. O. Columba, Adomnán and the Cult of Saints in Scotland//Spes Scotorum. 1999. P. 30-33). Сложился корпус поэтических текстов, которые приписывались К.: святой представлен как печальный странник на чужой земле, мечтающий вернуться на родину. Самый ранний из псевдоэпиграфов К.- стихотворение «Robad mellach, a meic mo Dé» (Было приятно, о Сын моего Бога; ок. 1000). В комментарии к «Чуду Колума Килле» неясное слово obid (obeid), характеризующее К., объяснялось как сравнение святого с поэтом Овидием, т. к. К. владел искусством стихосложения («Он был Овидием, он был благородным, возвышенной была его смерть» - Boí obid, boé húasal, boé húas a bás (§ 80); по др. версии, obid - это лат. obediens (послушный, покорный)). Вероятно, мотив изгнанника, тоскующего по родине, восходит к лат. поэзии ирл. эмигрантов на континенте (IX-X вв.), которая действительно была вдохновлена «Скорбными элегиями» и «Письмами с Понта» Овидия ( Herbert. 2005; перечень приписываемых К. стихотворений см.: Kenney. Sources. P. 436-440). Св. Колумба. Миниатюра из рукописи. XII в. (St. Callen. Stiftbibl. 555. P. 166) Св. Колумба. Миниатюра из рукописи. XII в. (St. Callen. Stiftbibl. 555. P. 166) В 1532 г. предания о К., собранные по указанию Мануса О " Доннелла (ок. 1517-1563), были положены в основу пространного ирл. Жития святого (изд.: Betha Colaim Chille. 1918). О " Доннелл, гэльский правитель Тирконнелла (графство Донегол), представлен как автор Жития, однако степень его участия в работе над текстом трудно определить.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

    — это провинциализм философии (итал.).     С. 445 др.-греч. ### — создание, творение, основание; ктисеологическая система — это система, охватывающая творение во всей полноте.     Пир II. 14. Незавершенный перевод этого трактата Данте, выполненный Эрном (стихи в переводе Вяч. Иванова), сохранился в портфеле издательства М. и С. Сабашниковых (отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина).     С. 450 имеет в виду Джамбаттиста Вико — см. прим. стр. 426.     С. 451 (др.-греч. мн. ч.) — начала. С. 452 прим. к стр. 36.     прим. к стр. 440.     С. 455 Теллурический мир — мир земной, преходящий (от лат. tellus — земля, земной шар).     Джакомо (1798—1837) — итальянский поэт-романтик, автор «Нравственных очерков» (опубл. в 1827—1845 гг). Соломон (ок. 965—928 до н. э.) — третий царь Израильско-Иудейского государства; в ветхозаветных книгах изображается величайшим мудрецом всех времен.     С. 457 прим. к стр. 436. Понятие древнегреческой философии, означающее «бесконечное» как онтологический принцип.     plus ultra (лат.) — «и не далее», «дальше нельзя», т. е. предел, крайняя степень, верх чего-либо или самая высокая степень.     С. 460 te ipsum (лат.) — превзойди себя самого. Тезис философии Августина, означающий, что в поисках истины необходимо восхождение от чувственного и изменчивого внешнего мира к миру внутреннему, душе, которая, однако, и сама является изменчивой в силу ее тварности, сотворенности «из ничего», из небытия. Будучи способностью души, изменчив и индивидуальный ум. Однако для Августина (как и вообще для средневековой философии) идея неизменности умопостигаемой истины является основополагающей, ибо вытекает из того положения, что истина пребывает в Боге, важнейшим атрибутом которого служит неизменяемость. Поэтому для достижения неизменной умопостигаемой истины человеку необходимо выйти за пределы изменчивой души, т. е. превзойти самого себя. «Не желай выйти вовне, возвратись в самого себя — во внутреннем человеке пребывает истина; а если найдешь свою природу изменчивой, превзойди и самого себя. Но. помни, что, превосходя самого себя, ты выходишь за пределы рассуждающей души. Поэтому стремись туда, откуда возгорается свет разума. Ведь к чему иному приходит всякий рассуждающий ум, как не к истине» (пер. М. А. Гарнцева). — Августин. Об истинной религии. XXXIX. 72.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Л. 439). Столько чудес совершил Господь за всю историю израильского народа, и этот народ в своем большинстве не принял Его: «Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам: и что Ми воздасте; за манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте!..» 83 (ТП. Л. 440). И если бы только не принял… Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 )… Какие страшные слова!.. И с каким безумным легкомыслием произносит их народ. Принятая им на себя Кровь Праведника сожгла огнем города, предала израильтян в руки врагов и наконец рассеяла их по лицу земли… Но эту же Кровь мы приемлем в Таинстве Святого Причащения, она для нас — источник бессмертия и Вечной Жизни… Но Кровь Его будет и на нас, и на детях наших во осуждение и погибель, если и после обновления нас этой святейшей Кровию мы продолжаем творить прежние грехи.      Но вот среди страшной скорби слышатся слова церковного песнопения, вкладываемые в уста Спасителя: «Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный» 84 (ТП. Л. 440). Здесь говорится о Святой Церкви Христовой, которая будет собрана также и из овец, яже не суть от двора сего . Но и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един Пастырь ( Ин. 10:16 ).      В следующих, десятом и одиннадцатом, антифонах упоминается о грозных природных явлениях, сопровождавших страдания Христа. Если люди оказываются бесчувственными, то неживая природа не может не сострадать своему Создателю: «Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая, Тому поклонимся.      Ниже земля яко потрясеся, ниже камение яко разседеся, евреов увещаша, ниже церковная завеса, ниже мертвых воскресение. Но даждь им Господи, по делом их, яко тщетным на Тя поучишася.      Днесь церковная завеса на обличение беззаконных раздирается, и солнце лучы своя скрывает, Владыку зря распинаема» 85 (ТП. Л. 439–440).       Пятое Страстное Евангелие повествует о гибели предателя Иуды, о допросе Господа в претории Пилата и об осуждении Его на смерть. В тринадцатом антифоне говорится о разбойнике-убийце Варавве, которого обезумевшая толпа предпочла Спасителю: «Собрание иудейское у Пилата испросиша распяти Тя, Господи: вины бо в Тебе не обретше, повиннаго Варавву свободиша, и Тебе праведнаго осудиша, сквернаго убийства грех наследовавшее» 86 (ТП. Л. 440). И снова Церковь напоминает нам, что Спаситель страдает за нас: «Егоже вся ужасаются и трепещут, и всяк язык поет, Христа Божию силу и Божию премудрость, священницы за ланиту удариша, и даша Ему желчь: и вся пострадати изволи, спасти ны хотя от беззаконий наших Своею Кровию, яко Человеколюбец» 87 (ТП. Л. 440).

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Во главе митрополии стоит митрополит, которым является архиепископ управляемой им архиепархии. Эта должность связана с епископской кафедрой, определенной Римским Первосвященником (ср. Кан. 435). Митрополии есть и в дальнем зарубежье – Парижская, Вашингтонская, Пражская, Миланская, Варшавская (в одной только Польше – 13 митрополий), есть они в настоящее время и в странах бывшего СССР – Рижская, Минско-Могилёвская, Вильнюсская, Каунасская, Львовская. Другие епархии, входящие в церковную провинцию, называются «епархиями-суффраганами». Полномочия митрополита в них определяются Каноническим правом: – следить в них за соблюдением веры и церковной дисциплины и о злоупотреблениях ставить в известность Римского Первосвященника (ср. Кан. 436 § 1); – с одобрения Апостольского Престола совершать каноническую визитацию в случае, если епископ суффраганной епархии ею пренебрег (ср. Кан. 436 § 1); – назначать администратора вакантной епископской кафедры, в случае его неизбрания, в течение 8 дней (ср. Кан. 436 § 1); – никакой иной властью в епархиях-суффраганах митрополит не обладает (ср. Кан. 436 § 3). 4. В заявлении Священноначалия РПЦ также утверждается, что «не существовало деления территории России на католические епархии». Хотелось бы напомнить, что: – епархиальные структуры католической Церкви существовали на юге России уже в XIV–XV вв., а в XVII–XVIII вв. действовала Смоленская епархия; – центром Могилёвской митрополии была столица Российской империи – Петербург, а Тираспольской епархии – Саратов. Кроме того, в 1923 г. была учреждена Владивостокская епархия. Архиепископ Могилёвский именовался митрополитом всех католических церквей Российской империи; – от создания Могилёвской митрополии до приговоренного к смертной казни в 1923 г. с последующей высылкой из страны последнего митрополита Яна Цепляка кафедру в Петербурге занимало 27 иерархов; – на территории нынешней Калининградской области также существовали структуры католической Церкви. Таким образом, в современных границах Российской Федерации существовали католические епархии, митрополия со своими митрополитами и суффраганными епархиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Повествование» содержит ряд дополнительных деталей по сравнению с др. версиями: прп. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория (авг. 838); на 2-ю ночь икона переместилась в монастырский виноградник, находившийся на расстоянии мили от Иверского мон-ря, и др. (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 6 об., 15, 22 об., 25 об.). Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В версии BHG, N 1070, 1070b, 1070c и 1070е включены чудеса от И. и. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла (Ath. Iver. gr. 593. Л. 232, 233 об.; ГИМ. Син. греч. 436. Л. 27, 34-35; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15, 17; Bury. 1897. P. 96, 98) приводится чудо о нападении пиратов на Иверский мон-рь. В списке Ath. Iver. gr. 593 они названы сарацинами (Л. 232), в ГИМ. Син. греч. 436 - агарянами (Л. 27 об.), в «Воспоминании» и в «Проскинитарии...» - персами (Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15; Bury. 1897. Р. 96). Некий Амир (т. е. эмир), возглавлявший араб. флот из 15 судов, зная о богатстве афонских обителей, решил разграбить Иверский мон-рь. Монахи вместе со священными сосудами и И. и. успели укрыться в башне. Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 34), в более поздних источниках иверским монахом стал его слуга, ранивший икону. С этими версиями сходно описание обретения И. и., сделанное М. Гедеоном по рукописи 1613 г. из мон-ря Пантократора (без шифра). В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М.

http://pravenc.ru/text/293359.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010