прор. Исаии близ Силоама, поскольку он, во время осады при Езекии, молитвою своею извел из земли воду в Силоаме, и что гробница его была близ гробов царских, затем говорит о положении его в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь. Кедрин относит перенесение мощей его к 35 году импер. Феодосия младшего (408–450) или к 443 году по Р. X; а Кодин – ко временам импер. Маркиана (450–457). Маркиану в Пульхерии приписывается и построение пророку храма. (Bandurii Т. II. 659). Муч. Христсфор . В Деяниях св. (Iul. 125) обширное исследование о сем мученике. Но сказание о его мучениях и образе и времени кончины столь различны, что издатели не приходят ни к какому положительному результату, между тем память его весьма чтится как на востоке, так едва ли не более на западе, особенно в Испании. Одни производят его от хананеев, другие от канинеев или кинокефалов аптропофогов, давая ему при необычайном росте песий вид. Песий вид в славянском прологе отвергается, а Никодим в синаксаристе дает ему только безобразный вид. Имя его Репрев до крещения считают за латинское: (reprobus) негодный, и оно будто бы заимствовано греками из западных сказаний. По одним сказаниям он мучен при Декии и после разных мучений усечен мечем, по другим при царе Дагне в Ликии в городе Само? изъязвлен стрелами. Но города Само в Ликии географы не находят. Ассемани полагает мучение при Декии согласно с греч. прологами. (Cal. un. eccl. 321). Несомненно, что св. мученик являл чудеса долго спустя после смерти, как на западе, так и на востоке. Так в житии св. Феодора Сикеота († 613), написанном очевидцем, говорится, что, когда св. муж сей повел бесноватого отрока Арсина в женский монастырь, посвященный муч. Христофору; то св. Христофор, явившись им на пути, изгнал беса из отрока. Западные говорят, что мощи его сперва перенесены из Ликии в Толедо, а потом в аббатство Сен-Дени во Францию. На западе наиболее прибегают в нему во время заразительных болезней. (Буттлер 25 июля. Сн. 20 сент.). Принесение мощей святителя Николая .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вопрос теперь не в споре о том, что христианская монархия является идеальной христианской формой правления, хотя это не раз было доказано, и может быть снова легко и логично доказано. Здесь, скорее, нужно увидеть традиции христианской монархии, особенно — монархии христианской Римской империи византийского периода и ее продолжения на Святой Руси. То, как святая Церковь рассматривала статус православного императора, царя или великого князя, следует отличать от ее отношения к отдельным правителям, особенно к тому меньшинству монархов, которых она прославила в лике святых. Жизнь и деяния этих прославленных императоров и князей после этого уместно будет сравнить с жизнью и деятельностью императора Николая II. Начиная со святого императора Константина Великого, христианские римские императоры считались помазанниками Христовыми, и поэтому их власть была священна. Евсевий в своей биографии святого Константина, говорит о первом христианском императоре как имеющем в определенном смысле власть епископа. Императоры принимали святое причастие в алтаре вместе с диаконами, они проходили через царские врата. Святой император Маркиан (450—457) был провозглашен священником (hierus) и царем (basilius) на Четвертом Халкидонском Вселенском Соборе. Два святых императора — Феодосий Юнейший (408—450) и Юстиниан Великий (527—565) — были провозглашены архиереями. В своем монументальном собрании Римского гражданского права святой Юстиниан различал две привилегии императора: священство и право власти, почитая их за два дара Божиих человечеству. Эта теория была также повторена императором Иоанном I Цимисхием (969—976) в X веке. Кроме того, православный император традиционно изображался с нимбом — как на иконах, так и на религиозных картинах. Однако этот нимб не означал, что тот или иной император или царь был прославлен как святой. Скорее эта иконографическая традиция свидетельствует о том, как святая Церковь традиционно рассматривала священный и божественный характер имперской власти. На иконе Покрова Пресвятой Богородицы внизу слева изображена святая императрица Феофания, чья блаженная кончина последовала 10 ноября 897 года (ее память совершается 16/29 декабря). Однако император, изображенный рядом с ней, ее муж Лев VI Мудрый (886—912), так и не был прославлен, и, тем не менее, оба они изображены с нимбами.

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

В 450 году, при императоре Феодосии II Младшем (408–450), святая икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал ее в Киев в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона Божией Матери была поставлена в женском монастыре в Вышгороде, который в древности был удельным владением святой благоверной княгини Ольги († 969; память 11 июля). Сын Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) хотел перенести икону в Суздаль. Но в 10 верстах от Владимира-на-Клязьме лошади, на которых везли икону, остановились и никакими усилиями их не могли сдвинуть с места. После усердной молитвы перед святым образом князь Андрей получил повеление Богоматери поставить икону во Владимире. Святой князь исполнил слово Божией Матери и оставил икону во Владимире, где для нее был построен величественный Успенский собор. С тех пор икона Божией Матери стала именоваться Владимирской. Владимирская икона – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. С древних времен она прославилась многими чудесами. Молитвы перед Владимирской иконой неоднократно спасали Отечество от многих бед. Икона участвовала во многих походах русского воинства, особенно она прославилась как заступница Руси от нашествия монголо-татарских завоевателей. Русская Православная Церковь установила празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери трижды в год (21 мая, 23 июня, 26 августа). 23 июня празднество Божией Матери в честь Ее святой Владимирской иконы совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III. С огромными полчищами хан Ахмат шел к Москве, по пути разоряя русские земли. Он дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III со своим войском стал на противоположном берегу реки. В отечественной истории это событие известно под названием «стояние на Угре». Продолжительное время оба войска не предпринимали решительных действий. Затем великий князь приказал своим войскам отходить, чтобы после перехода реки татарами начать сражение на своем берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На восточном склоне горы Сион, над современной арабской деревней Силуан стоит монастырь с церковью, построенной не то в модернистском, не то, как пишут в некоторых западных путеводителях, в «неовизантийском» стиле. Впрочем, у католических историков архитектуры свои, для нас иногда удивительные, представления о «византийском» стиле. ...В мае 1887 г. монахи Ассумпционистского ордена (от Assumption – Успение), являющегося одним из августинских орденов, решили обосноваться в Иерусалиме. Во время первого же своего паломничества они посетили на склоне Сиона, покрытом тогда огородами, полузаваленную пещеру, именуемую местными жителями «Пещерой Петровых слез». Ассумпционисты купили эту пещеру и весь прилегающий участок, и в октябре 1888 г. начались раскопки. С накоплением материала возникла гипотеза, что раскопанные развалины могли быть остатками дома первосвященника Каиафы, руины которого впервые увидел и описал в 333 г. анонимный «Бордосский путник». Рубежом 50–60-х годов V в. датируется базилика, построенная на этом месте на средства, пожертвованные императрицей Евдокией. В ее фундаментах, впервые раскрытых в 1907 г., археологами были найдены монеты с изображениями византийских императоров, современников Евдокии, – ее мужа Феодосия Младшего (408–450), Маркиана (450–457) и Льва Великого (457–474). Проходили столетия, строились и разрушались храмы, но церковное предание бережно хранило память о происходивших здесь евангельских событиях. Специалисты считают, что большая церковь Петра к востоку от Сенакля изображена даже на мозаической Мадабской карте (конец VI в.) – древнейшем изображении Иерусалима. В начале XI в. иерусалимские храмы подверглись новому разгрому. На этот раз инициатором антихристианских гонений стал Хаким Безумный, халиф новой, Фатимидской династии. Тем не менее, место «плача апостола Петра» на склоне холма по-прежнему почиталось. Крестоносцы восстановили находившуюся здесь прежде церковь . Современное ее название в латинской форме «Sanctus Petrus-in-Gallicantu» («Св. Петра там, где пел петух») впервые появляется в «хождении» англосаксонского паломника Сэвульфа в 1102 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Имп. Лев I. Золотой солид. Аверс. Реверс. 457–474 гг. [Греч. Λων; лат. Flavius Valerius Leo] (Фракиец, Старший, Великий; 401 - 18.01.474, К-поль), восточнорим. (визант.) имп. (с 7 февр. 457). Большинство визант. авторов называют его выходцем из пров. Фракия (ныне Болгария). Историк Кандид Исавр (кон. V в.) указывает, что родиной Л. была пров. Дакия (диоцез Иллирик, ныне Сербия; Phot. Bibl. 79). Историк Иордан (сер. VI в.) сообщает, что Л. происходил из племени бессов фракийского народа, обитавшего в районах среднего и верхнего течения р. Гебр (ныне Марица). Т. о., сведения о происхождении Л. основаны на указаниях Кандида Исавра и Иордана, позднейшие визант. хронисты лишь обобщенно называют Л. фракийцем. Он былженат на Верине (ум. в 484), в браке имел дочерей Ариадну (императрица с 474; ум. в 515) и Леонтию, а также сына, к-рый род. в 463 г., но прожил всего 5 месяцев (Vita S. Danielis Stylitae. 38). Л. поступил на военную службу и постепенно продвигался к высоким чинам. К 457 г. он был трибуном старшей схолы маттиариев, расквартированной в Силимврии (ныне Силиври) близ К-поля. Выдвижение Л. на имп. престол все авторы приписывают влиянию на гос. дела могущественного магистра армии презентала Аспара. Отец Аспара Ардабурий, алан по происхождению, выдвинулся на военной службе при имп. Феодосии II (408-450), был женат на дочери гота Плинты, консула 419 г., и сам был консулом в 427 г. Аспар был консулом в 434 г., старший сын Аспара Ардабурий (Ардавурий) - в 447 г. Аспар и Ардабурий-мл. играли значительную роль при к-польском дворе. Им обязан был своим выдвижением предшественник Л. имп. Маркиан (450-457). О характере связей между Аспаром и Л. сведений нет, однако Л. был обязан Аспару своим выдвижением. У византийских хронистов XII в. Иоанна Зонары и Константина Манасси есть рассказ о том, что Л. обещал сделать его младшего сына Патрикия цезарем и своим преемником, т. к. ни сам Аспар, ни его старший сын Ардабурий, будучи арианами, не могли претендовать на престол. 7 февр. 457 г. в военном лагере в Евдоме близ К-поля в присутствии ряда военных командиров, членов синклита и К-польского патриарха Анатолия Л. был избран и представлен войску, к-рое встретило его криками одобрения. Церемония была продолжена в храме Св. Софии в К-поле, где патриарх Анатолий возложил на голову Л. имп. диадему. Об организации церемонии избрания Л. сохранился подробный отчет в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.; Const. Porphyr. De cerem. 410-417; Дагрон. 2010. С. 86-93). Его сведения считаются вполне аутентичными только в части описания событий в Евдоме, однако именно ритуал в соборе Св. Софии был 1-й церковной коронацией в истории христ. Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

Св. Ювеналий был поставлен патриархом при Феодосии Младшем (408–450). Он замечателен был своею борьбою против ереси Нестория, которая в его время волновала церковь . Для ограждения церкви от ложного учения собран был третий вселенский собор в Ефесе (431 г.). На соборе св. Ювеналий вместе с знаменитым Кириллом александрийским защищал православное учение. Ересь была осуждена и еретики отлучены от церкви. В царствование императора Маркиана (450–457) церковь была взволнована новою ересью Евтихия и Диоскора. Силы еретиков были весьма значительны. Сначала св. Ювеналий, уступая насилию, согласился было на некоторые требования еретиков, но потом с новою силою противостал их учению на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.). Св. Ювеналию, вместе с другими епископами, поручено было составить определение веры. По возвращении в Палестину, он на некоторое время лишился патриаршего престола, который был захвачен одним из последователей Евтихия, нашедшим себе могущественных покровителей. Имя этого еретика было Феодосий. Его правление отличалось жестокостью. Православные, среди которых были такие знаменитые подвижники, как пр. Евфимий Великий (20 января), Феодосий Великий (11 января), пр. Герасим (4 марта), молили Бога спасти церковь от еретика патриарха. Те, которые осмеливались возвышать свой голос против ереси, подвергались мукам и смерти. Наконец, сам император решился избавить иерусалимскую церковь от Феодисия, и Ювеналию вновь возвращен был патриарший престол, который он и занимал с честью. Современник св. Ювеналия, еп. селевкийский Василий , так отзывается о нем: «ныне украшает славный и знаменитый престол Иакова епископ Ювеналий; в нем совмещаются: учение, нравы, жизнь, чистота, слава и благочестие Иакова» (Четьи-Минеи). Явление иконы Пресв. Богородицы Ахтырская Ахтырская икона Богоматери найдена была в 1739 г. в г. Ахтырке, Харьковской епархии, священником Покровской церкви Василием Даниловым, во время кошения им травы в огороде. Священник поставил икону в своем доме, но чудесные исцеления болящих, прибегавших к этому образу, заставили священника поставить икону в храм для всенародного поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Православная Церковь празднует память святой Ирины 13/26 августа, а память святой Феодоры 11/24 февраля. Мощи святой Феодоры до сего дня находятся на о. Керкира, или Корфу, рядом с мощами святителя Спиридона Тримифунтского. Священное предание Православной Церкви почитает святую императрицу Ирину как новую Елену, не обращая внимания на искушения, связанные с ее недостойным сыном Kohcmahmuhoм VI, которого, в конце концов, для блага империи и Церкви, ей пришлось свергнуть и ослепить. Чистая афинянка по рождению, святая Ирина была первой женщиной за долгую историю Рима, которая правила империей по собственному праву, а не в качестве регента императора, несовершеннолетнего или неспособного к правлению. 31 октября 802 года святая Ирина была низложена императором Никифором (802—811) и сослана сначала на остров Принкипо, а затем на Лесбос, где в скором времени благочестиво скончалась, приняв монашеский постриг под именем Ксения. Феодосий II, именуемый Новым (408—450), как и его дед, святой Феодосий Великий, был известен своей подвижнической жизнью — он смог вымолить прощение для своей гордой матери, царицы Евдоксии, по проискам которой был сослан святой Иоанн Златоуст. В течение своего долгого царствования он держался в стороне от текущих дел правительства и жил, как и его жена, уединенной монашеской жизнью. Православная Церковь празднует его память 29 июля/11 августа, а его жены (не матери), царицы Евдоксии, 13/26 августа, в тот же день, в который празднуется память святой царицы Ирины. Святой император Маркиан (450—457) был преемником святого Фeoдocuя II и был также вместе со своей супругой, царицей Пульхерией, официально канонизирован Православной Церковью. Память святых Маркиана и Пульхерии празднуется 17 февраля/2 марта вместе. Необходимо отметить, что святая Православная Церковь прославила всех христианских императоров, которые созывали семь Вселенских Соборов, а именно: Константин Великий — Никейский Собор в 325 году, Феодосий Великий — I Константинопольский Собор в 381 году, Феодосий II Юнейший — Ефесский Собор в 431 году, император Маркиан — Халкидонский Собор в 451 году, Юстиниан Великий — II Константинопольский Собор в 553 году, Kohcmahmuh IV Новый — III Константинопольский Собор в 681 году, и императрица Ирина — II Никейский Собор в 787 году.

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

Мустафа Кемаль Ататюрк (1881–1938), первый президент Турции в 1923–1938 гг. – 262 Мутасим (ал-Мутасим би-ллах), арабский халиф в 833–842 гг. (восьмой халиф из династии Аббасидов) – 370 Мухаммед (ок. 570–632), мусульманский пророк – 274, 276–285, 288, 289, 319 Наполеон I Бонапарт (1769–1821), французский император в 1804–1814 и 1815 гг. – 45 Нарзес (Нарсес, ок. 478–568), византийский полководец, евнух, придворный имп. Юстиниана Великого – 200, 241 Насири-Хусрау , персидский путешественник – 413 Нектарий , патриарх Константинопольский в 381–397 гг. – 137, 152 Несторий , патриарх Константинопольский в 428–431 гг. – 156, 157, 182 Никифор (XI в.), патриарх Иерусалимский – 412 Никифор I , патриарх Константинопольский в 806–815 гг. – 338, 378, 380, 381,389,391 Никифор I , византийский император в 802–811 гг. – 317, 364, 366, 372, 375, 377,378,459 Никифор II Фока, византийский император в 963–969 гг. – 399, 403, 405, 407, 408, 409, 410, 414, 421, 426, 430, 431, 439–443, 450, 457, 458, 478, 480 Никифор III Вотаниат , византийский император в 1078–1081 гг. – 464, 471 Никифор Каллист (XIV в.), византийский писатель – 179 Николай I , папа Римский в 858–867 гг. – 161, 377, 387 Николай Месарит (ХШ в.), епископ Эфесский, византийский писатель – 262 Николай Мистик , патриарх Константинопольский в 901–907 и 911–925 гг. – 396, 405, 419, 437–439, 478 Николь Жюль (Nicole), швейцарский византинист – 450 Никон (Никита Минов, 1605–1681), патриарх Московский в 1652–1667 гг. – 448 Нойманн Карл Иоганн (Neumann, 1857–1919), немецкий филолог-классик, византинист, историк греко-римской культуры и раннего христианства – 472 Нонн (сер. VI в.), византийский дипломат и историк – 253 Нугаре Пьер Жан-Батист (Nougaret), французский византинист – 51 Одоакр (ок. 431–493), вождь германского племени скиров или герулов, король германцев, низложивший в 476 г. последнего западноримского имп. Ромула Августула; правитель Италии со статусом наместника византийского императора- 165,166,171 Олег (ум. 912), новгородский князь с 879 г., киевский князь в 882–912 гг. – 423,424,425

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В докладе рассмотрены аргументы относительно тезиса, что инаугурационное миропомазание появилось в Византии ок. 450 г., когда патриарх Анатолий (449–458) совершил церковное венчание императора Маркиана. На открытии IV Вселенского собора в Халкидоне 8 октября 451 г. Маркиана приветствовали как царя и первосвященника . По мнению Г. Дагрона, эта традиция может восходить ко времени св. равноап. Константина Великого, который именуется у Евсевия Кесарийского как «внешний» или «общий» епископ . Ранее эпитет «hiereus» уже звучал на соборе συνοδος ενδημουσα 8 ноября 448 г. применительно к императору Феодосию II Младшему (408–450), в послании которого к III Вселенскому собору 431 г. в Эфесе упоминается об императорском входе в алтарь . В соответствии с канонами византийского права только духовные лица могли входить в алтарь (Лаод. 19, 44), поэтому исключение для василевсов, закрепленное в 69-м правиле VI Вселенского собора , косвенно свидетельствует о церковном характере императорской коронации. Идея божественного происхождения верховной власти, будучи римским дериватом, достигает квинтэссенции именно в византийском церемониале, благодаря которому позднеантичная категория divus находит развитие (в императорских эдиктах, в легендах императорских печатей и монет) в формуле imperator ex Deo (Юстин II, Юстиниан, Константин IV, Лев III и др.). Парадигматический образ василевса формировался благодаря официальной титулатуре (в актах, аккламациях, панегириках etc.), которая входила в категориальный аппарат Kaiseridee. Лев I Макелла (457–474) принимает новый царственный атрибут «боговенчанный» после венчания патриархом Анатолием на царство 7 февраля 457 г. в столице. Инаугурационное помазание миром в апостольском граде (sedes apostolicae) стало conditio sine qua non понятия легитимности власти. Такое значение инаугурационного миропомазания в Константинополе способствовало тому, что владеющий столицей в первую очередь считался императором. Следует подчеркнуть, что миропомазание императора патриархом имело огромное политическое и идеологическое значение, при этом такое помазание, как и сам чин мироварения, были исключительной привилегией (προνμιον) лишь двух высших лиц церковной иерархии — римского папы и константинопольского патриарха . В свою очередь, они могли делегировать такие полномочия своим представителям в случае помазания королевских особ. Инаугурационное миропомазание отличало правящего монарха от императора-соправителя, которого мог короновать сам монарх, но без миропомазания.

http://bogoslov.ru/article/6170901

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010