Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиан III (423–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение: «Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III – начале IV вв.» IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвертый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28 канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотикон» императора Зенона и «Акакиева схизма» Приложение: «Положение императора в Церкви и государстве в IV – V вв.» XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия Предисловие То, что первое издание моей «Истории Византийских императоров» разошлось в довольно короткий срок, несмотря на его очевидные недостатки, стало для меня пусть и косвенной, но лестной оценкой читателями моих трудов. Это также показало, что подобного рода литература является сегодня чрезвычайно востребованной российской публикой. Вообще, нельзя не заметить, что ренессанс византинистики в последние годы – явное свидетельство духовного оздоровления нашего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но если мы вступим на страницы истории и пройдемся по более ранним периодам, то всякое упоминание о четких критериях легитимности монарших прав должно быть напрочь забыто, тем более, основанных на законе. Здесь в дело вступают какие-то иные элементы общественного сознания, не нуждающиеся в оформлении законом. Почему? Очевидно, по той причине, что общество руководствуется более высокими соображениями, чем формальная легальность и «основополагающие принципы монархизма». IV . По древнему преданию, вполне, впрочем, достоверному, знаменитая династия правителей Карфагена возникла вследствие воцарения Анны, сестры легендарной королевы Дидоны, умертвившей себя после потери возлюбленного. Именно после Анны, вышедшей замуж за «некоего короля, чьего имени история не сохранила», власть получил ее потомок Мазей (умер в 535 до Р.Х.), а затем и Магон Великий (535-520 до Р.Х.) . Несмотря на этот прецедент, преемственность монаршей власти по женской линии почти нигде не получила устойчивого закрепления, в том числе и в Византии, верной хранительнице древних римских правовых идей и традиций. Характерная история произошла в середине V столетия, когда Западной Римской империи смертельно угрожали гунны. В те дни, воспользовавшись легкомыслием принцессы Гонории (417-452), дочери императрицы Западной империи Галлы Плацидии (388-450), грозный вождь Атилла (434-453) заявил претензии на нее и… территорию Восточной Римской империи, ссылаясь на «права» потенциальной невесты. Однако ему категорично ответили, что женщины царского рода у римлян не наследуют Империи . Тем не менее очень часто именно женщина оказывалась тем спасительным «наследственным мостиком», посредством которого столь нужные Византии лица получали права на царство. Так, после смерти императора св. Феодосия II Младшего (408-450) его старшая сестра св. Пульхерия (450-453) избрала своим супругом св. Маркиана (450-457), который стал новым царем . Таким же способом получил права на корону император Зенон (474-475 и 476-491), муж св. Ариадны (452-515), дочери императора св. Льва I Великого (457-474), не оставившего наследника по мужской линии. Примечательно, что св. Ариадна была признана императрицей не по отцовой линии, а уже как жена императора Зенона. И после его смерти, как законная царица, она привела к трону своего нового супруга Анастасия I (491-518) .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Другой способ к определению времени рассматриваемого нами периода представляет свидетельство апостола Павла о пространстве периода судей. В книге Деяний Апостольских (13:19–21) читаем следующие его слова: и низложив язык седмь, даде им в наследие землю их. И по сих яко лет четыреста и тятдесят даде им судии до Самуила пророка. И оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула, сына Кисова, мужа от колена Вениаминова, лет четыредесять. Где пределы 450-летнего, по Апостолу, периода судей? Первым пределом (и по сих) у Апостола полагается наследие евреями земли ханаанской, то есть, разделение ее между коленами израилевыми, что было спустя 7 лет от вступления евреев в Палестину. Последним пределом 450-ти лет некоторые полагают начало правления Самуила 189 . Но поскольку сказано, что и Самуил судяше Исраилю ( 1Цар. 7:15 ) до помазания царя, то и его правление должно отнести ко времени судей, что, с другой стороны, Апостол ясно выразил в словах: и оттоле просиша царя. Вот последний предел судей! Правда, по частным числам книги Судей, прошло ровно 450 лет только от начала рабства месопотамского до первого года царствования Саула, а не от разделения земли; но Апостол, по всей вероятности, не считает здесь небольшого числа лет от раздела земли до первого рабства, так как они не означены и в книге Судей, а только намекает на них выражением: яко (лет четыреста и пятдесят), давая тем знать о малочисленности оных лет; или, так как в книге Судей, по всей вероятности, неполные лета считаются за полные, то действительно от раздела земли до Саула вместо 460 лет можно считать около 450. Итак, Апостол считал 450 лет, без сомнения, по книге Судей, согласно с настоящим текстом, но в это число не включаются 20 лет Сампсона, и таким образом это – новое доказательство, что Сампсон суди Исраилю двадесять лет во дни Филистимлян – во дни 40-летняго владычества их над евреями. Лета Илия и Самуила считаются по прямому указанию священного текста, как мы считали. Основываясь на словах Апостола, мы должны исправить и поврежденный текст в летах царствования Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Анатолий. – Для определения времени правления этого патриарха источники представляют очень мало данных. Самым ясным и точным свидетельством о времени занятия им кафедры нужно признать показание Феодора Чтеца в 5-й книге его «Церковной истории», отрывок из которой был читан во втором заседания 7-го вселенского собора. Здесь сообщается, что рукоположение Анатолия произошло в консульство Протогена и Астерия (или Астурия), т. е., в 449 г. 461 С этим показанием согласны почти все другие свидетельства источников. В таблицах Феофановой летописи 1-й год правления Анатолия приурочивается к 42-му году царствования Феодосия младшего, к 442 году от Р. Хр. алекс. эры, который отвечает нашим 449 (с сентября до января) и 450 (с января до сентября) годам 462 . Кедрин явно заимствует свое сообщение у Феофана, когда говорит о поставлении Анатолия в 42-м году царствования Феодосия 463 . Иначе обозначают начало правления Анатолия Виктор Тунунский и автор Пасхальной хроники. Первый прямо говорит о преемстве Анатолия Флавиану под 450 годом 464 , а второй утверждает даже, что самый Ефесский сбор, низложивший Флавиана, был в 450 году; следовательно, поставление Анатолия, по этому свидетельству, отнюдь не могло произойти в 449 году 465 . Но показание Виктора не совсем ясно по самой форме своей; при том, оно стоит в хронике после сообщения смерти Феодосия. Между тем, известно письмо папы Льва великого к этому императору, писанное в половине июля 450 г., в котором папа требует от нового патриарха исповедания веры 466 . Кроме того в виду сказанного о хронике Виктора свидетельство его в данном случае не имеет значения. Что касается показания автора Пасхальной хроники, то оно страдает тем же недостатком, относя самый Ефесский собор к 450 году, когда в деяниях этого собора рассеяно множество свидетельств, приурочивающих его к средине 449 г. 467 Во всяком случае, это показание автора второй четверти 7 в. по своей компетентности не может равняться с свидетельством Феодора Чтеца , проходившего свою должность при Софийском храме в Константинополе и писавшего свою историю в первой четверти 6 столетия 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

И не было бы большой беды, если в Деяниях Апостольских вместо 450 читать 350, хотя и получаются в этом случае 6 лет лишних, не упоминаемых у Апостола. Ибо Апостол не утверждает, что полных 50 лет прошло сверх 400 или 300 лет, но предпосылает этому слово «яко»: «И по сих яко лет 450», то есть или более, или менее; это именно означает слово «яко». Итак, когда ты вместо 450 возьмешь 350 с шестью годами, то присоедини к этим 356 годам 40 лет Самуилова и Саулова владения (включая в лета Самуиловы и те 20 лет, в течение которых израильтяне после жреца Илия находились в рабстве у филистимлян), затем присовокупи 40 лет царствования Давидова и три года царствования Соломона с четвертым годом, в который он начал созидать храм Господень, и ты найдешь правильным написанное в 6-й главе Третьей книги Царств, что в четыреста сороковой год после выхода сынов израилевых из Египта (лучше же разумей от входа в обетованную землю сынов израилевых, вышедших из Египта) и в четвертый год своего царствования приступил Соломон к созиданию храма Господня. Если же присоединишь и те 40 лет, в которые израильтяне после перехода чрез Чермное море странствовали с Моисеем по пустыне, то ты получишь 480 лет, как читается в римских Библиях. Так считаются эти года по разумению толкователей Божественного Писания. По мнению и исчислению хронографов получается гораздо более лет до Самуила. Ибо при соединении лет рабства, когда израильтяне покорялись своим врагам в разное время между периодами управления судей, получится 111 лет; когда же они (хронографы) эти лета присоединяют к 339 годам от начала управления Гофониилова (ибо его многие считают первым судьею), то получается число всех лет 450. Итак, из рассмотренного можно понять, что оба показания, то есть написанное в Деяниях Апостольских (13 гл.) и в Третьей книге Царств (6 гл.), не содержат в себе погрешности. Ибо когда святой апостол Павел говорит, что судьи в Израиле до пророка Самуила управляли 450 лет, то ты разумей, что им сосчитываются все года, как это делают вообще летописцы, считающие особо лета рабства, не включая их в лета судей. Когда же ты прочтешь в Книге Царств о 440 (или по римским Библиям 480) летах до начала церкви Соломоновой, то знай, что сие исчисление есть такое же, какое предлагают толкователи, включающие все лета рабства в года управления судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

здесь снова исправлены Полоцким, и над ними обыкновенно полагается надпись: correcta. Поправки встречаются почти только на тех местах, какие исправлены и в предыдущей рукописи самим Полоцким, или Медведевым. Последние см. особенно л. 81, (сл. 250. л. 31 об.), Л. 233 об. 250. Л. 92 об.), 402. 250. л. 167), 408 250. л. 170), 456 об. ( 250. л. 182 об.) и др. Просматривал ркп. и делал в ней поправки и заметки и Сильвестр Медведев. Его рукою в «поучении от иереев к сущим под ними» на особом столбце, л. 533, приписана большая вставка о наказании прибегающих к волшебству (читаемая в печ. издании от л. 18 об. до 21 об.), и, сообразно с сим, вместо прежнего Симеонова краткого заглавия слова, сделано обширное. Рукою Сильвестра Медведева переписано л. 624–630 всё слово к Запорожскому воинству. На л. 528 в слове «о благоговейном стоянии во храме Божием», против места, где Полоцкий желающих иметь полнейшее наставление о поклонении на литургии св. дарам, приглашает к себе на удобнейшее место, Медведев отметил: не печатано. При некоторых словах есть пометы руки Полоцкого для переписчика. Над словом к православному Воинству: л. 616. iest па inschey tetradi tez. Над словами: л. 701 в день Рождества Христова от лица восточных патриархов, л. 705 на день Петра митрополита, переписанными одним малороссийским почерком: te slowo па koncu ksiegi В слове на день св. Григория Неокесарийского , перед сделанным в конце прибавлением о молении за царя и пр., л. 102 помечено: зд аще хощеши конецъ сотвори. См. л. 436 об. После 3 слова в день Благовещения пресв. Богородицы, л. 302 об., написаны Русские слова Польскими буквами: Siie pouczeniie otca Simeona Polockaho а moieho diadi. 252 (по преж. кат. 285). Венец веры кафолической и Катехизис, сочинения Симеона Полоцкого , в лист, полууставом, 247 л., 1670 и 1671 годов. Л. 1. Внецъ вры на смвола сты аплъ из различны цвт в бгосло в ски и соплетены. и врны к двамъ жениха нбна во и во воню дхвна сорженый. многогршнаг смена петровскаг ситнновича в лто зрои.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Слава, и ныне, тойже. На хвалитех стихиры на 4, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко пресветлым венцем, Богородице Пречистая,/святым поясом Твоим обложися Церковь,/и, радующися, светлеется днесь,/и ликует тайно, вопиющи Тебе, Владычице:/радуйся, венче и диадимо Божественная;/радуйся, едина исполнения моего Слава/и веселие вечное. Ты, Пречистая Владычице,/державное ограждение,/незыблемо же утверждение и спасение/Твоим людем и граду Твоему сущи,/дала еси, яко светло одеяние,/пречестный пояс Твой,/спасающ от всяких злоключений/верою и теплым усердием сего чтущих, Богоневесто. Храм Твой, Пречистая,/яко источник неисчерпаемый чудес днесь показася:/реки бо благодати независтно проливаются/от святыя Твоея раки/и верных помышление увеселяют,/верою и любовию Тебе вопиющих:/радость, и веселие, и жизнь наша Ты еси. Слава, и ныне, глас 2: Смысл очистивше и ум: писан на вечерни, на стиховне. Славословие великое. Ектении и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канонов, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своей, се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол к Евреем, зачало 320. Аллилуия, глас 2: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея . Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения прииму: Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. После Блаженного Успения Пресвятой Богородицы ее одежды, среди которых был и пояс, передавались верующими в Иерусалиме из поколения в поколение как святыни. В правление греческого императора Аркадия (395–408), сына Феодосия Великого, честной пояс Пресвятой Богородицы был перенесен из Иерусалима в Константинополь. По повелению императора Аркадия его положили в особо устроенном ковчеге. В 408 году Пульхерия, сестра вступившего на престол Феодосия Младшего (408–450), перенесла святыню в построенный для нее в Константинополе храм. Место, на котором был построен храм именовалось Халкопратиями (что в переводе означает медное торжище). Оно располагалось недалеко от главного собора Константинополя – во имя Святой Софии, Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Августин хвалит строгие законы императоров против идолопоклонства. На Западе уничтожение проводилось несистематически, и множество храмовых руин в Греции и Италии по сей день доказывают, что даже тогда разум и вкус иногда одерживали верх над грубыми прихотями фанатизма и что утверждение «ломать легче, чем строить» имеет свои исключения. После смерти Феодосия империя снова распалась на две части, которые никогда уже не воссоединились. Слабые сыновья и наследники этого правителя аркадий на Востоке (395 – 408) и Гонорий на Западе (395 – 423), а также Феодосии II, или Младший (сын Аркадия, 408450), и Валентиниан III (423 – 455) выпускали новые законы против язычников или добавляли что-то к законам предыдущих императоров. В 408 г. Гонорий даже выпустил эдикт, запрещающий язычникам занимать гражданские и военные должности 102 ; а в 423 г. вышел еще один эдикт, вообще ставивший под сомнение существование язычников 103 . Однако бесспорно, что в том критическом состоянии, в котором находилась империя, – среди смятений великого переселения, особенно на Западе, – подобные законы просто не могли выполняться в совершенстве. Кроме того, само их частое повторение доказывает, что у язычества еще были свои сторонники. Об этом факте свидетельствуют и разные языческие авторы. Зосима писал свою «Новую историю» до 410 г., в период правления и при дворе Феодосия Младшего (он занимал высокий пост comes и advocatus fisci, как он сам заявляет), и история эта полна неприязни и предубеждения против императоров–христиан. Во многих местах разъяренные язычники предавали смерти христиан, которые разрушали идолов. Вместе с тем, в это время уже не были исключением и жестокие действия самих христиан. Одним из последних примеров такого поведения была ужасная трагедия Ипатии. Эта женщина, преподаватель неоплатонической философии из Александрии, славилась своей красотой, умом, ученостью и добродетелью и была уважаема как язычниками, так и христианами. Местные христиане и фанатичные монахи, возможно, находившиеся под влиянием склонного к насилию епископа Кирилла, остановили ее на улице, выбросили из повозки, притащили в собор, сорвали с нее всю одежду и варварски убили щитами перед алтарем, а потом разорвали тело на части и сожгли в 415 г. по P. X. 104 Сократ, повествующий о разыгравшейся трагедии, добавляет: «Это событие навлекло серьезную критику как на Кирилла, так и на Александрийскую церковь ». §7. Падение язычества

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010