Крещение св. Зиновия. Фрагмент картины «Крещение св. Зиновия и поставление во епископы». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли (Национальная галерея, Лондон) Согласно агиографической традиции, З. род. в сер. IV в. во Флоренции и, возможно, там же получил образование. В возрасте 20 лет он отказался от брака и принял крещение, что вызвало гнев родителей. Однако З. удалось не только успокоить их, но и привести ко Христу. Еп. Феодор назначил З. архидиаконом. Во время посещения Флоренции Амвросий Медиоланский познакомился с З. и взял его с собой в Рим, где представил папе Дамасу I , принявшему его в число клириков. В Риме З. исцелил сына префекта. В это время во Флоренции скончался еп. Феодор, выборы его преемника привели к конфликту между православными (кафоликами) и арианами. Дамас I направил к ним З., к-рый единогласно был избран епископом. Вероятно, эта история была сочинена на основе сходного эпизода из Жития свт. Амвросия; пребывание З. в Риме при папе Дамасе не подтверждается др. источниками. Не исключено, что Амвросий Медиоланский, находясь во Флоренции, рекомендовал З. в качестве преемника еп. Феодора. Во Флоренции З. основал при загородной ц. св. Лаврентия небольшую монашескую общину, в к-рую входили диак. св. Евгений и субдиак. Крискентий. При жизни святитель прославился как чудотворец: исцелял больных, изгонял демонов, воскрешал умерших. Однажды он на время воскресил диак. Евгения, чтобы тот мог встретить приехавшего в город свт. Амвросия. По инициативе З. во Флоренцию были доставлены мощи Римских мучеников Авдона и Сенена и Бононских (Болонских) мучеников Виталия и Агриколы (согласно местной традиции, святыни подарил городу Амвросий Медиоланский, однако скорее всего они были подарены свт. Евсевием , еп. Бононии). Антонин Флорентийский ошибочно указал, что З. скончался в 424 г., при Римском папе Иннокентии I († 12 марта 417). Власий датировал кончину святителя 415 г., в правление императоров Феодосия (Феодосий II Младший, 408-450) и Гонория (395-423). Однако ранее Лаврентий Амальфийский указывал, что З. скончался в правление Гонория и Аркадия (395-408). На основании этих поздних и противоречащих друг другу свидетельств точную дату кончины З. установить невозможно.

http://pravenc.ru/text/199813.html

При сыновьях Феодосия Великого Гонории и Аркадии политика их отца была в целом продолжена, гос. власть оказывала помощь Церкви в ее борьбе с еретиками. Так это произошло в случае запрещения пелагиан, когда в 418 г. Гонорий по просьбе епископов Африки начал преследование новой ереси. В деле низложения свт. Иоанна Златоуста имп. власть была исполнительницей приговора, вынесенного Собором во главе с Феофилом Александрийским (см.: Болотов. Т. 4. С. 85-88). Языческий культ утрачивал легальный статус, но, поскольку законы против него не применялись со всей строгостью, власти время от времени приходилось подтверждать прежние установления. 7 авг. 395 г. оба императора торжественно объявили об ужесточении запретов против язычников и еретиков, предписав воздерживаться от посещения их храмов и совершения жертвоприношений (CTh XVI 10. 13), а годом спустя отменили освобождение от налогов, к-рым пользовалось языческое жреческое сословие (7 дек. 396 - CTh XVI 10. 14). В 399 г. Гонорий вновь запретил жертвоприношения (21 янв. 399 - CTh XVI 10. 15), но предписывал не разрушать древние храмы (20 авг. 399 - CTh XVI 10. 17), тогда как Аркадий требовал их разрушения (10 авг. 399 - CTh XVI 10. 16). В ответ на просьбу правосл. епископов Сев. Африки Гонорий издал новый закон (25 нояб. 407 - CTh XVI 10. 19), действие к-рого позже было распространено и на др. провинции (30 авг. 415 - CTh XVI 10. 20): он распорядился лишить субсидий (annones) языческие храмы, изъять из них культовые образы и уничтожить алтари. Законом от 14 нояб. 408 г. этот император удалил из числа придворных тех, кто не разделяли его веру (CTh XVI 5. 42). В правление Феодосия II Младшего (408-450) происходили важные церковно-исторические события, нашедшие отражение в законодательных и иных актах императоров, в к-рых уточнялись теоретические начала отношений между Церковью и гос-вом. С т. зр. представителей Церкви, император - ее покровитель и защитник. Феодосий II боролся против язычников, усиливая меры предшественников новыми законами (9 апр.

http://pravenc.ru/text/372674.html

408.05.01 Смерть Аркадия Флавия (377). Семилетний Феодосий II становится новым императором Византии под опекунством персидского царя Исдигерда. 408–414 Управление государством префектом Анфилием. Управление Византией перешло в руки к старшей сестре Феодосия  Пульхерии . Женитьба Феодосия II на Евдокии, дочери философа Леонтия. Открытие в Константинополе первого в Европе университета. 428.05.30 Императоры  Феодосий II  и Валентиниан III издали эдикт, направленный против последователей  манихейства . Несторий стал патриархом Константинополя. 431.06–10 III Вселенский собор в Эфесе осудил ереси, в том числе и учение Константинопольского патриарха Нестория. Несторий снят с поста патриарха.  434–453 Правление у гуннов Аттилы. Мирный договор между Византией и гуннами. Евдокия отстранила Пульхерию от управления государством. Опала Евдокии из-за связи ее с Павлианом. Казнь Павлиана. Возвращение Пульхерии к управлению страной. Гуннский правитель Аттила выдвинул Феодосию ультиматум, который не был принят. 442–447 Нашествие гуннов на Византию. Разрушение городов в Иллирии и Фракии, захват гуннами большой части Византии. Мир Византии с гуннами. Большая дань гуннам. Феодосий II созывает в Эфесе имперский собор (так называемый «Разбойничий» собор ), который принял  монофизитство . 450.07.28 Смерть Феодосия II Флавия. Императором становится Маркиан, незнатного происхождения.  Отказ Маркиана платить дань гуннам. 451.10.08 Халкидонский Вселенский собор, осудивший ересь монофизитов и принявший догмат о двух природах Господа Иисуса Христа.  Смерть бывшего патриарха Нестория в изгнании в Верхнем Египте. Аттила вторгается в Галлию. “Битва народов”. Смерть Аттилы. Распад Гуннской империи. 457.01.25 Смерть Маркиана Флавия (ок. 390) Возведение на престол Льва I Маркелла. Первый император, которого венчал на царство глава церкви. 460.10.20 В Иерусалиме умерла опальная императрица Евдокия. 461.11.10 Лев I приблизил исаврийского полководца Тарасикодиссу Русумвладеста, которому дал имя Зенон. Неудачный заговор против этого Аспара и Ардавурия. Казнь Аспара и всех его сыновей.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Его главным оппонентом стал Афанасий Великий (около 298–373, епископ Александрии с 326 г., с многочисленными перерывами – до 17! – ввиду изгнаний, ссылок и бегств), занявший принципиальную позицию и не собиравшийся уступать большинству восточного епископата, перешедшему на «умеренно-арианские» позиции. Он писал императору: «Богочестию свойственно не принуждать, а убеждать. (...) А какое убеждение там, где страх от царя? Какой совет там, где возражающего наказывают ссылкой или смертью ? Воистину, еретики не имеют царя, кроме кесаря». Последующие императоры предпочитали не вмешиваться в догматические вопросы, в результате чего в Церкви продолжалась активная богословская полемика и углублялось разделение между партиями. Наконец, Феодосий I (379–395) решительно поддержал никейскую ортодоксию, которой придерживались епископы Рима и Александрии, после чего в Церкви довольно быстро установился мир. Однако было бы ошибкой считать, что единомыслие епископов было достигнуто лишь благодаря нажиму со стороны властей. В первую очередь оно стало результатом той колоссальной теоретической и полемической работы, которую проделали знаменитые православные богословы, прежде всего «каппадокийские отцы» – Василий Великий , епископ Кесарии Каппадокийской, Григорий Богослов из Назианза (в 380–381 гг. занимал кафедру Константинополя) и брат Василия, Григорий Нисский (ум. после 394 г.). Впрочем, эффективность государственных мер воздействия была столь очевидна, что архиереи, осуждавшие насилие в вопросах веры, стали активно поддерживать притеснения еретиков. Так, Иоанн Златоуст , который провозглашал в своих проповедях, что христианам «непозволительно ниспровергать заблуждение насилием и принуждением, но следует соделовать спасение человеков путем разумного и кроткого убеждения», став столичным епископом, убеждал императора Аркадия (383–408), что лучше лишиться царства, чем стать нечестивым предателем дома Божия, пойдя навстречу требованиям готов-ариан. Его преемник по кафедре Несторий обращался к императору Феодосию II (408–450) как бы от имени Бога: «Помоги Мне одолеть еретиков, и Я помогу тебе одолеть персов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. Иеромонаха Николая (Адоратского) (252–266). (263–276) Март. (278) Подлинность книги пророка Исаии. Сравнение спорных речей пророка Исаии с речами пророков: Иеремии, Иезекииля и Даниила и с псалмами, составленными во время Вавилонского плена. П. Юнгерова (267–278). (280–291) Иустин епископ пермский и екатеринбургский. (1802–1823). Е. Будрина (279–316). (292–329) Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. Иеромонаха Николая (Адоратского) (317–351). (330–364) Потребность и возможность научного оправдания христианства. А. Гусева. (352–382). (365–395) Слово в день возшествия на престол Его Величества, Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. Протоиерея И. Лепоринского (383–392). (396–404) Апрель. (408) Седмины пророка Даниила по олимпиадам. (По поводу статьи С. Дорошкевича: «Хронология книг 1-й Ездры и Неемии», помещенной в Христианском Чтении за июль – август 1886 года). А. Некрасов (393–407). (410–424) Подлинность книги пророка Исаии. Сравнение спорных речей пророка Исаии с речами пророков: Иеремии, Иезекииля и Даниила и с псалмами, составленными во время Вавилонского плена. П. Юнгерова (408–418). (425–435) О некоторых церковных службах и обрядах, ныне не употребляющихся. г) Омовение св. трапезы в великий четверток. Н. Красносельцева (419–433). (436–450) Сведения о храмах и богослужении русской церкви по сказаниям западных иностранцев XVI–XVIII вв. (Церковно-археологические очерки). А. Алмазова (434–459). (451–476) Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. Иеромонаха Николая (Адоратского) (460–507). (477–524) 46. Православный собеседник 1887 год Часть вторая. Май. (2) Анастасий Синаит . Слово на святое Христа Бога нашего Преображение. По сербскому списку XV-ro века (3–28). (4–33) Подлинность книги пророка Исаии. Сравнение спорных речей пророка Исаии с речами пророков: Иеремии, Иезекииля и Даниила и с псалмами, составленными во время Вавилонского плена. П. Юнгерова (29–45). (34–50)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фекла Иконийская, II в., равноапостольная святая первомученица. По преданию, увлекшись проповедями апостола Павла, решила посвятить себя служению Богу, за что была арестована и подвергнута мучениям. Позже была освобождена, получила напутствие апостола Павла на обучение людей слову Божию, после чего долгие годы жила в Селев- кии (Сирия) и в возрасте 90 лет, когда ее преследовали языческие жрецы, была скрыта от них горой 125 Феодор Стратилат, + 319, святой великомученик, почитаемый Православной и Католической Церквами, покровитель православного воинства. Согласно житию, избавил родной город Евхаит от змея. Принял мученическую кончину во времена гонения христиан в правление императора Лициния (соправителя Константина) за неверие в языческих богов и исповедание веры Христовой. По преданию, святой был подвергнут многодневным пыткам, затем ослеплен и распят, но благодаря Божию заступничеству остался невредим. После его чудесного спасения жители Евхаита уверовали во Христа и пытались заступиться за своего стратилата. Однако он добровольно пошел на казнь и был усечен мечом 154 Феодосий I Великий, 347–395, римский император в 379–395 гг. В 380 г. принял христианское крещение. В том же году Феодосий издал эдикт, запрещающий ереси и обязывающий «все народы», подвластные ему, исповедовать христианство с никейским Символом веры . По его инициативе в 381 г. в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор, где был дополнен христианский Символ веры (никео-константинопольский Символ веры ). В 392 г. Феодосий издал закон, запретивший язычество в любых его проявлениях. Отныне христианство стало единственной официальной религией Римской империи. Последний удар язычеству он нанес в 394 г., разгромив узурпатора Евгения, покровительствовавшего старой римской религии. В церковной традиции Феодосий титулуется «Великим» 79,80,88,98 Феодосий II, 408–460, император Восточной Римской империи в 408–450 гг. При нем был создан «Кодекс Феодосия» (свод римского права), Константинополь был обнесен мощными укреплениями. Его жена Евдокия была ревностной христианкой, в 438 г. совершила паломничество в Святую землю, последние 17 лет своей жизни провела в Иерусалиме, усердно заботясь об обустойстве святынь города 137

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собиралось к Симеону такое множество народа и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту шесть локтей, и святой Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем – и до тридцати шести. Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимой терпя стужу; пищей его было моченое сочиво, а питьем – вода. Вокруг столпа его вскоре были устроены две каменные ограды». Произошло это в 423 г., и до конца своих дней Симеон не сходил со столпа, непрерывно молясь и размышляя о Боге. Совета Симеона слушали многие сильные мира сего. Не книжным научением, а премудростью Божьей учил он свою паству, ведь часто простых людей избирает провидение своим орудием, дабы посрамить мудрование века. Патриарх Антиохийский Домн II, преемник Мелетия, часто навещал преподобного, чтобы помолиться и побеседовать со святым подвижником. Византийский император Феодосий II Младший (408–450) состоял с ним в переписке, с почтением и вниманием относясь к его советам. Переписывался преподобный и с императрицей Евдокией, увещевая ее от монофизитской ереси, в которую она впала по смерти мужа. И через четыре месяца снова обратил её к истинной православной вере. По совету препеподобного Симеона новый византийский император Маркиан (450–457) созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 г., осудивший монофизитство, которое не признавало во Христе две природы – Божественную и человеческую, а лишь одну Божественную. По свидетельствам церковных историков, император Маркиан даже тайно, в простой одежде, посещал преподобного, чтобы выслушать его советы.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Поклонение честным веригам святого Апостола Петра разумеется Ирод Arpunna I-й, внук Ирода Великого, царь иудейский, убивший мечем св. апостола Иакова Зеведеева и хотевший погубить также и апостола Петра; управлял Иудеей в царствование римских императоров Калигулы (37–41 г.) и Клавдия (41–54 г.); умер, пораженный Ангелом, от тяжкой болезни вскоре после чудесного освобождения апостола Петра из темницы. ( < < back) Ювеналий — патриарх иерусалимский с 420–450. ( < < back) Младший — Византийский император, царствовал с 408–450 год. ( < < back) вериги св. апостола Петра хранились в Иерусалиме до 439 года, в котором и получила их от патриарха Ювеналия императрица Евдокия. ( < < back) разумеется главный собор в Константинополе во имя Софии — Премудрости Божией, созданный Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 году, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм Св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития. ( < < back) Римский император; царствовал с 423–455 год. ( < < back) Римский император, царствовал с 54–68 год; по его повелению, апостол Петр предан был мученической смерти (около 67 года). — Вериги, которыми апостол Петр был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке. ( < < back) праздник вериг существовал в начале II века, при папе Александре (109–119 г.) в память вериги апостола Петра в римской темнице, которую чтили и лобызали, а после праздник сей обновлен присланною веригою из Иерусалима. Праздник этот совершается в римской церкви 1-го августа. ( < < back) Страдание святых мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа, бабки их Леониллы и других с ними св. священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, совершается Церковью 23-го февраля; скончался мученически в 167 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С накоплением материала возникла гипотеза, что раскопанные развалины могли быть остатками дворца первосвященника Каиафы. Раскопки вскрыли также высеченные в скале ступени, оказавшиеся частью террасной древнееврейской улицы, ведущей с Сиона к Силоамской купели. Руины дома Каиафы впервые видел и описал в 333 г. анонимный «Бордосский путник» (паломник из Бордо). Пятнадцатью годами позже о них говорил святитель Кирилл Иерусалимский . Рубежом 50–60-х гг. V в. датируется базилика, построенная на этом месте на средства, пожертвованные императрицей Евдокией. В ее фундаментах, впервые раскрытых в 1907 г., археологами были найдены монеты с изображениями византийских императоров, современников Евдокии, – ее мужа Феодосия Младшего (408–450), Маркиана (450–457) и Льва Великого (457–474). Специалисты считают, что большая церковь Петра к востоку от Сенакля изображена даже на мозаической Мадабской карте (конец VI в.) – древнейшем изображении Иерусалима. Церковь серьезно пострадала в период самаритянского восстания 529 г., а затем была полностью разрушена персами в 614 г. После победы императора Ираклия над персами преподобный Модест, архимандрит Лавры святого Феодосия Киновиарха, восстановил, как известно, практически все христианские святыни Иерусалима. Во всяком случае, в 30-е гг. VII столетия несколько монахов из Лавры Феодосия служили, по свидетельству источников, в храме Апостола Петра. В начале XI в. иерусалимские храмы подверглись новому разгрому. На этот раз инициатором антихристианских гонений стал Хаким Безумный, халиф новой, фатимидской династии. Тем не менее место «плача апостола Петра» на склоне холма по-прежнему почиталось. Крестоносцы восстановили находившуюся здесь прежде церковь . Современное ее название в латинской форме «Sanctus Petrus- in-Gallicantu» (Святого Петра там, где пел петух) впервые появляется в «хождении» англосаксонского паломника Сэвульфа в 1102 г. Храм крестоносцев был разрушен в 1219 г. Августинский монах Джакомо из Вероны писал в 1335 г.: «На той же горе Сион, на склоне, по направлению к долине Иосафата, существовала когда-то церковь , но сейчас от нее нет никаких следов. Это – место, где Петр оплакивал свое троекратное отречение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение. Л. А. Тихомиров имеет в виду Феодосия I Великого, но это был другой византийский император – Феодосии II Малый (408–450), женатый на Евдокии, Дочери афинского философа Афинаида. Монофизиты (монофиситы) – еретическое учение, возникшее в V в. Утверждало, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным. «Разбойничий собор» происходил в 449 г. в Ефесе под председательством Александрийского патриарха Диоскора. Причинил много зла православным, в особенности константинопольскому патриарху Флавиану. Маркиан – византийский император в 450–457 гг. Василиск – отнял престол у законного преемника Зенона, правил в 475–476 гг. Зенон (Зинон) – византийский император в 474–491 гг. Анастасий 1 Дикор (ок. 430–518) – византийский император с 491 г. Юстин 1 – византийский император в 518–527 гг. Вигилий – папа римский с 540 по 555 г. Ираклий (575–641) – византийский император с 610 г. Сверг императора Фоку и занял престол. Монофелитство – еретическое учение, возникшее в VII в. Утверждали, что Господь Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010