5 Скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище, благотворительность к бедным, - вот правила, которые преподобный Исидор внушал своей братии и которые подтверждались живым примером его собственной жизни. 6 Евагрий-церковный историк 6-го века. 7 Феодосий 2-й Младший, внук Феодосия Великого, был Византийским императором с 408 по 450 г. 8 Никифор Каллист, живший в 14-м веке, написал " Историю Церкви " . 9 Св. Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский, знаменитый отец Церкви конца -го и начала 5-го века, прославившийся особенно своими многочисленными проповедническими трудами. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоустого. Будучи архиепископом Константинопольским, он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдокии, супруги императора Аркадия и упомянутого выше архиепископа Феофила. Кончил жизнь в ссылке в 407 г. Память его 13 ноября и 30 января. 10 Аркадий-сын и преемник императора Феодосия Великого, царствовал с 395 до 408 года. 11 Диптих (от греч. слов: дважды и складываю)-две таблицы, из которых на одной писали имена живых, а на другой - усопших. У нас называются синодиками, или просто поминаньями и помянниками. В, первенствующей цоркви христиане как за честь ставили быть вписанным в диптихе церковном, так, напротив того, было поносительно для тех людей, чьи имена не внесены или исключены из диптиха. 12 Третий Вселенский собор собран был в 431 году по поводу ереси Нестория, патриарха Константинопольского, который смутил церковь ложным учением о Лице Иисуса Христа, утверждая, что в Нем Божество не соединялось с человечеством в самом воплощении, и потому называя Его Богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву -Христородицею, а не Богородицею. Осудив Нестория и его учение, как еретическое, отцы третьего Вселенского собора торжественно подтвердили православное учение о том, что подобает исповедывать в Господе нашем Иисусе Христе единое Лицо и два естества, и Пречистую Его Матерь восхвалять, как единую Приснодеву и истинную Богородицу.

http://pravicon.com/info-2589

– Честь и достоинство смирения (57:374). – Всю жизнь свою признавай себя грешником, чтобы во всей жизни своей быть тебе праведным (57:374). – Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (58:380). – О тех, которые ложно думают, что имеют смиренномудрие (58:381). – Господь призирает на смиренных и слышит молитву их (58:387). – От познания своей немощи человек приходит в смирение (61:407). – Сердце, пока не смирится, не может избавиться от парения (61:408). – Когда человек смирится, окружает его милость Божия (61:408). – Благолепно все то, что имеет смирение (66:423). – Должно подражать смирению Христову, и какая от сего польза (68:428–429). – Не верь, чтобы ты почил от страстей прежде достижения смирения (73:450). – Когда воцаряется в нас смирение, то какие бывают плоды сего? (74:452) – Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение – порождение искушений (74:453). – Какие искушения бывают со смиренномудрыми? (78:471–472) – Врачевание в искушениях и победа над ними – в смиренномудрии сердца (79:474). – Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение (85:488). – Кто и душою, и телом снисшел в глубину смиренномудрия? (85:489) – Стяжавший смирение, мертв стал для мира (89:507). – Бывает смирение от страха Божия, и бывает смирение от любви к Богу (89:507). – Собрание смиренномудрых возлюблено Богом, как собор серафимов (89:508). – Смирение и целомудрие уготовляют в душе залог от Троицы (89:508). – О признаках смиренномудрия (89:513). Созерцание . Связь между созерцанием и деятельностью (1, 31; 2, 40–41; 55:311). – Что называется созерцанием? (2, 38–39, 41; 55:326) – Того, кто прежде деятельности ищет созерцания, постигает гнев Божий (2, 39; 55:340–341). – По сугубому составу человека – из души и тела – и духовная жизнь его должна состоять из деятельности и созерцания, и первая предшествует второму (2, 40–41; 55:312–313). – Каковы истинные признаки молитвенного созерцания? (15:94) – Различие между молитвой и созерцанием (15, 93–94; 16:94–95).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Курбатов Артемий, иконописец из Мстеры 197 Кэмпфер Ф. 153, 367, 464, 465 Кюнг Г. 69, 120, 465 Кюстин Адольф де (1790–1857). маркиз, французский писатель, автор описания путешествия по России (1839) 408, 465 Л Лаврентьева А. И., владелица литографии в Москве 429 Лазарев Виктор Никитич (1897–1976), историк искусства 155, 163, 313, 425, 465 Лазарь (Баранович. 1620–1693), архиепископ Черниговский, политический деятель 312 Лазарь, епископ, иконописец, святой 129 Лазарь, поп (ум. 1682), деятель раннего старообрядчества, автор полемических сочинений и челобитных 468 Ланген Л. 100, 154, 465 Ланн Е. 411, 465 Ланской Сергей Степанович (1787–1862), граф, государственный деятель, министр внутренних дел при Александре 235 Ларионов Михаил Федорович (1881–1964), художник 440, 441, 445, 453, 465 Лебедев Владимир Васильевич (1891–1967), художник 445, 447, 450, 453 Лебединский Я. 230, 465 Лебрен Шарль (1619–1690), французский художник 296, 310 Лев (ок. 675–741), византийский император (с 717), основатель Исаврийской династии 41 Левин Василий (упом. 1722), старовер, мученик за веру 150, 151 Ле Гофф Ж., французский историк 138, 313, 465 Лелекова О. В. 161, 465 Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский художник, ученый, инженер 295 Леонид (Кавелин Лев Александрович) (1822–1891), архимандрит, историк, археограф 241 Леонтий, епископ Кипрский, святой 34, Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), писатель 237, 465 Леонтьев П. 14, 156, 166, 168, 171, 177, 203 Леруа-Ладюри Е., французский историк-медиевист 76, 465 Лесков Николай Семенович (1831–1895), писатель 80, 113, 127, 210, 211, 254, 312, 408, 429, 469 Лидон А. 460, 471 Лилеев М.М. 163, 465 Лихачев Д.С. 49, 60, 335, 338, 409, 447, 465 Лихачев Николай Петрович (1862–1935), историк искусства, палеограф, коллекционер 269, 275 Логгин Муромский 96 Логинов Алексей (упом. 721), иконописец из Переславля-3алесского 338, 341, 344, 346, 446 Логинов И., владелец литографии в Москве 429 Логинова А.С. 458 Лойола Игнатий (ок. 1491–1556), основатель ордена иезуитов, святой 240, 299

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

— Выступление Факунда на константинопольских конференциях и его сочинение в защиту трех глав (396–398). — Judicatum Вигилия и агитация против него на западе (398–400). — Собор в Мопсуэстии (400–402). — Соглашение Вигилия с императором и меры против западных (402–403). — «Исповедание веры» Юстиниана 551 г.; оппозиция папы и насилия над ним (403–406). — Сношения с Вигилием патр. Евтихия (406–407). — Переговоры с ним Юстиниана о соборе (407–408). —  Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах . —Возможность двух точек зрения на спорный вопрос — исторической и догматической (408–413). — Приложение к антиохийцам исторической точки зрения западными богословами (413–414) и догматической восточными (414–418). — Вопрос о возможности осуждения умерших и о значении церковного поминовения (418–423). —  Пятый вселенский собор . — Требование Юстинианом осуждения трех глав (423–424). — Отказ Вигилия явиться на собор и уклончивость других западных епископов (424–425). — Рассмотрение вопроса о главах (425). — Constitutum Вигилия, непринятие его Юстинианом и осуждение папы собором (425–427). —  Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников . — Несогласие с собором и смуты из-за него на западе (427–481). — Бесплодность церковной политики Юстиниана на востоке; появление особой монофиситской иерархии (431–433). — Эдикт о нетленности плоти Христа (433–434). — Юcmuh II и униональные попытки при нем (434–437). — Тиверий и действия против монофиситов патр. Евтихия (437–438). 5. Монофелитский спор. —  Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе . —Внутренняя необходимость появления монофелитства (438–439). — Мотивы к новой попытке унии с монофиситами при Ираклии: опасность от персов (439–440) и азиатское происхождение императора (440–442). — Предназначение унии для армян (443–447). — Сообщения о начале монофелитского движения у патр. Сергия (447) и у св. Максима Исповедника (448–450).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Три двери ведут из внутренняго притвора во внешний. У северной двери найден вделанный лицевою стороною в стену карниз, из дикого камня, с трехстрочною надписью. В ней говорится о каком-то гражданине, прославленном за издержанные им, во время бытности агораномом, три тысячи динариев на храм Афродиты». «Из этой надписи легко объясняется, откуда в византийском храме взялось столько памятников, явно принадлежащих, по чистоте своего искусства, древнейшему зданию. Не подлежит, сомнению, что церковь эта, как и все почти Херсонитские церкви, выстроена из остатков языческого капища. Но хотя приведенная надпись относится и к языческой эпохе, однако, из ошибочного ее правописания видно, что она возобновлена или вновь сделана, во II или III столетии. Эта привязанность херсонитов к идолопоклонству подтверждается их историею. В продолжение первых двадцати лет IV столетие они убили четырех своих епископов: свв. Василия, Евгения, Елиидия и Агафодора. Поэтому можно допустить, что, усердствуя к идолопоклонству, херсониты до IV столетие продолжали возобновлять старые капища, или строить новые. Из этой надписи видно также, что храм сей вначале быль посвящен Афродите, но в честь какого праздника или святого освящена потом эта церковь – сказать теперь невозможно. – Византийские летописи о Корсунских церквах не говорят ни слова; в летописи Нестора и в рукописи «О перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни» упоминается только о четырех тамошних церквах. Но одна из них, выстроенная между 320–325 г. епископом Еферием I, совершенно не тех размеров, как настоящая. – Другая, во имя св. Василия, в которой крестился Великий Князь Владимир, стояла в средине города, а открытая церковь выстроена на краю его, на северном приморском береге. – Третья церковь выстроена была св. Владимиром, а о четвертой, во имя свв. Апостолов упоминается в житии св. Климента. Очевидно, что, по этим сведением, трудно определить название отрытой церкви». «Что касается до времени основания сего храма, то, судя по данной ему форме базилики, постройку его должно отнести к царствованию Константина Великого . Это подтверждается и найденными при местных разрытьях медными монетами, которые все позднее его времени: Валентиниана I (384–395), Элии Флакциллы, супруги Феодосия, Аркадия (395–408), Феодосия младшего (408–450), Василия (867–886) и Романа I (920–944). Нужно еще заметить, что здесь найдены куски стекляной мозаики, украшавшей свод храма, и что на сохранившихся стенах его видны следы живописи, которую, по-видимому, несколько раз подновляли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Твердая религиозность, нежелание делать уступки и суровое обличительное слово Иоанна создали ему много врагов. Аркадий подчинился этому течению и открыто высказался против патриарха, который удалился в Малую Азию. Происшедшее народное волнение в столице из-за удаления любимого пастыря заставило императора вернуть его обратно. Но мир между правительством и патриархом продолжался недолго. Освящение статуи императрицы дало повод к новому горячему выступлению Иоанна. Он был объявлен лишенным сана, и его последователи, иоанниты, подвергались преследованиям. Наконец, в 404 году Иоанн был отправлен в ссылку в каппадокийский город Кукуз, куда он прибыл после длинного, тяжелого путешествия. Это было, по словам Иоанна, " самое пустынное место всего государства " . Через три года пришло распоряжение о новой ссылке Иоанна на далекое восточное побережье Черного моря, по пути куда он в 407 году и умер. Так закончил свою жизнь один из наиболее выдающихся представителей восточной церкви раннего средневековья. Заступничество папы и западного императора Гонория перед Аркадием за преследуемых Иоанна и иоаннитов не увенчалось успехом. Иоанн оставил после себя богатое литературное наследство, которое рисует яркую картину общественной и религиозной жизни той эпохи, не убоявшийся открыто выступить против арианских притязаний всесильного Гайны, отстаивавший с убежденным упорством идеалы апостольской церкви. Иоанн Златоуст, по выражению одного писателя, останется всегда одним из прекраснейших нравственных примеров, какие только может созерцать человечество. " Он был безжалостен ко греху и исполнен милосердия к грешнику " . Аркадий умер в 408 году, когда его жена Евдоксия уже скончалась, а его сыну и преемнику Феодосию было только семь лет. Феодосии II Малый, или Младший (408-450) По свидетельству некоторых источников, Аркадий в своем завещании назначил своему малолетнему преемнику Феодосию в качестве опекуна персидского царя Йездигерда, из боязни, как бы константинопольские придворные не лишили Феодосия престола. Персидский царь свято соблюдал возложенную на него Аркадием обязанность и при помощи своего уполномоченного оберегал Феодосия от происков окружавших его лиц. Многие из ученых отвергают достоверность этого рассказа; но другие находят, что в нем нет ничего неправдоподобного.

http://sedmitza.ru/lib/text/434259/

Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского Прокл был при св. Иоанне Златоусте диаконом, потом иеромонахом и в то же время синкеллом, т. е. келейным служителем патриарха, жившим в одних с ним покоях, и в то же время ближайшим его учеником. сын Феодосия Великого, император Восточной Римской империи, царствовал с 395 по 408 год. был патриархом Константинопольским от 426–427 г. небольшой город на северном берегу Малой Азии. Поставление св. Прокла в епископы последовало в 426-м году. Максимиан был патриархом с 431 по 434 год. было в 434 году. Младший царствовал с 408 по 450-й год. город в Армении, где умер, на пути в ссылку, и погребен был первоначально св. Иоанн Златоуст. Геллеспонт и Фригия — малоазийские провинции Византийской империи. Прокл скончался в 446 году. — Св. Прокл был выдающимся церковным витиею. В красноречии его видят важность св. Василия Великого, соединенную с приятностью Златоуста; речь разнообразная, живая, ясная и притом краткая. Кроме того, известны его послания, в том числе Армянам о вере и о предании Литургии. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) ( < < back 4) Страдание святых мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия (теперь Немид) — главный город малоазийской провинции Вифинии, находится к юго-востоку от Босфорского пролива. Здесь имели местопребывание византийские императоры Диоклитиан и св. Константин Великий. провинции Византийской империи, занимавшая самую средину малоазийского полуострова. этот замечателен по бывшему в нем поместному собору (340 г.), правила которого почитаются Церковью за канонические. его 15-го октября. его 5-го сентября. времен Апостольских в христианской Церкви сохранился и долгое время держался обычай устроять богослужебные собрания в верхней, необитаемой, части дома (ср. Деян. гл. 1, ст. 13, 14; 20, 8) и только при Константине Великом, когда христиане избавились от гонений, то для общественного Богослужения стали устрояться храмы (впрочем в малом числе они были по местам и ранее). первомученик Стефан архидиакон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Смирнова (Россет) Александра Осиповна 14, 16, 106, 108, 109, 112, 363, 374, 386–389, 418, 443 Смоленск 20, 420 Снегирев Иван Михайлович 27, 116, 223, 390, 411 — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 116 («описание праздников и обрядов»), 390 Соболевский Сергей Александрович 37, 367 «Современник» 11, 12, 14, 16, 35 («Журнал Пушкина»), 50 («его журнал»), 101, 108, 133, 134, 363, 366, 367, 371, 374, 382, 388, 393, 394 Соленик Карп Трофимович 34, 365 Соллогуб Владимир Александрович 404 Сологуб Л. А. 16 Сосницкий Иван Иванович 12, 38, 173, 368, 379, 402 Средиземное море 133 Станиславич, художник 344, 345, 450 Станкевич Н. П. 422 Стасов В. В. 451, 452 Страсбург 16 Строганов, владелец дома 260 Строев Сергей Михайлович (Скромненко) 219 («Строевы»), 262, 410 Сухарева, владелица дома 89 Сципион 128, 130 «Сын отечества» 409 Т альма Франсуа-Жозеф 82, 331 Тальони Мария 83, 123, 381, 392 Тамбурини Антонио 81, 381 Танеев В. И. 410 Тарвальдсен Бертель 408 Тассо Торквато 102, 197 Тассони А. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 «Телескоп» 11 Теребенева, владелица дома 352 Террачин 167, 168 Тибр 143 Тиволи, горы 144, 147 Тимченко, соседи Гоголей по имению 137, 395 Тихонравов Николай Саввич 367, 372, 379, 381, 422, 427, 441 Тициан 138, 177 Толстое, имение 132, 154, 394 Толстой Дмитрий 198 Тортони, ресторатор 95 Точе, река 400 Травемунд 50 Треви 395 Триест 20, 253, 254, 315, 420 «Тройчатка», альманах 393 Трохимовский Николай Михайлович 209, 408, 409 Трощинская Ольга Дмитриевна 216, 249, 410 Трощинский Андрей Андреевич 171, 189, 216, 249, 393, 402, 405, 409, 410 Трушковский Михаил Павлович 80 («сестра благополучно разрешилась сыном»), 380 Трушковский Николай Павлович («Коля») 59, 88 («племянник»), 90, 104, 114, 165, 171, 329, 355, 382, 389, 402, 423, 439, 445, 447 Трушковский Павел Осипович 32, 36, 44, 59, 64 («человек был близок к нам»), 364, 366, 377, 392 Тургенев Александр Иванович 11, 12, 14, 108, 133, 174, 233, 277, 281, 288, 364, 388, 394, 403, 413, 430 Тургенев Иван Сергеевич 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

373 В этот период на него было совершено два покушения Coзoмeh.VIII.21 . 374 Однако позже городской префект Оптат даже с помощью пыток не смог добыть у иоаннитов доказательства сознательного поджога и расследование было прекращено императорским указом. 375 Подробнее об этом рассказывает Созомен VIII.24 . 376 Иоанниты отказались иметь с ним общение и подверглись репрессиям. 377 Арзакий умер в 405 г. Аттик стал епископом в следующем, 406 г. 378 Сначала Иоанн Златоуст был отправлен в г. Кукуз в Армении, где он провел большую часть своей ссылки. Позже император решил перевести его еще дальше — в Питиунт на Черном море. Во время долгого изнурительного переезда Иоанн умер в сентябре 407 г. 379 Малая Галатия — северная часть провинции Галатия. 380 Аркадий был провозглашен августом 16 января 383 г., а умер 1 мая 408 г. Вместе со своим отцом Феодосием Великим, умершим 17 января 395 г., он правил не тридцать, а двадцать пять лет. 381 Феодосий II Младший правил Восточно-римской империей в 408—450 гг. 382 Пакацианская Фригия — восточная Фригия. 383 Кирилл был избран 18 октября 412г. 384 Речь идет о Йаздигерде I 399—421 . 385 Волхвы — маги, жрецы зороастрийской религии, официальной религии державы Сассанидов, обладавшие большим влиянием. 386 Йаздигерд I терпимо относился к персидским христианам и ориентировался на союз с Восточно-римской империей. Он вызвал недовольство магов и иранской аристократии и погиб в результате государственного переворота. 387 Речь идет о персидском шахе Бахраме V 421—438 , одном из трех сыновей Йаздигерда, который взошел на престол, свергнув узурпатора Хосрова, представителя боковой ветви Сассанидов. Бахрам V совершенно отказался от политики своего отца. При нем начались жестокие преследования персидских христиан и резко ухудшились отношения с Византией. 388 Порфирий сменил Флавиана в 404 г., а Александр Порфирия в 413 г. 389 Сириций сменил Дамасия в 384 г., Анастасий Сириция в 398 г., а Иннокентий Анастасия в 402 г. 390 Аларих ум. 410 из рода Балтов — вождь вестготов, ставший при Феодосии I командиром наемных отрядов. В 398 г. он опустошил Фракию и Грецию, а затем вторгся в Паннонию и Италию. Потерпев поражение от Стилихона 6 апреля 402 г. при Полленции и затем при Вероне, Аларих занял Иллирию и оттуда начал наступление на Рим. Он трижды осаждал Вечный город и наконец взял его 24 августа 410 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

В IV и V вв. христиане, говорившие на сирийском языке, составляли большую часть всей римской епархии Востока. Их было также очень много в Месопотамии. Они служили естественным каналом дальнейшего распространения христианства. История их определялась постоянными войнами и политическим соревнованием между двумя мировыми империями: христианской Византией и зороастрийской Персией. Будучи вовлеченными в эту борьбу и постоянно находясь перед необходимостью немедленного религиозного и политического выбора, руководители Церкви заботились прежде всего о простом выживании. Так, с 340 по 383г. христиан жестоко преследовали, и Римская империя представлялась им единственной надеждой. Многие христиане-и среди них святой Ефрем и его школа-нашли убежище в границах Римской империи, в Эдессе. В период более благоприятных отношений между двумя империями-в царствования римских императоров Феодосия I (379–395), Аркадия (395–408) и Феодосия II (408–450)-возглавляемая селевкийским епископом (носившим титул католикоса) Церковь в Персии реорганизовалась, сохранив полноту общения со всем остальным христианством. Тогда сирийскому христианству был предоставлен, вероятно, наилучший случай стать подлинным центром христианства в этом регионе и распространять миссию на Восток. Сирийский епископ Маруфа Майферкатский дважды (в 399 и 409) ездил в Константинополь; он имел личное влияние на царя Ездегерда и употреблял его на пользу христианству. Собор в Селевкии (410) под председательством католикоса Исаака принял не только Никейский Символ Веры , но и дисциплинарное и организационное устройство Церкви, аналогичное тому, что преобладало в Римской империи и было санкционировано правилами Никейского собора. Этот мирный период был прерван новыми преследованиями при сыне Ездегерда Бахраме V, а также новой войной между империями (421–422). Хотя христиане затем и обрели снова свободу совести, Персидская церковь все же решила защитить себя в дальнейшем от обвинений в провизантийских симпатиях. В 424г. собор в Маркабта провозгласил совершенную независимость в вероучении и дисциплине от «западных Отцов». Это постановление по существу ничего не меняло, поскольку христиане Персии никогда в действительности не были «зависимы» от Запада. Но оно отражало потребность в самозащите и создавало положение, способное привести к сепаратизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010