Во всяком случае, А. Л. Бертье-Делагард, вероятно, не знакомый с результатами анализов 1905 г., считал ее «несколько жесткой, но хорошей, пресной», а к середине XX в. она, согласно исследованию лаборатории отдела почвоведения КФ AH СССР, вообще стала вполне пригодной для питья, что можно объяснить происшедшими гидрологическими изменениями, прежде всего, увеличением притока, потеснившего близкую морскую воду 552 . Превращение начального небольшого кладбищенского храма, возникшего не ранее второй половины – конца V в., в значительный храмово-монастырский комплекс второй половины VI–VII вв. обнаруживает несомненные параллели с одноименным, прославленным своими знаменитыми святынями, прежде всего Мафорием Девы Марии, константинопольским Влахернским храмом Богоматери, построенном, согласно Псевдо-Кодину (ок. 995 г., Patria Constantinopolitana, 3, 74), императором Маркианом (450–457) и его женой Пульхерией, сестрой Феодосия II (408–450), тоже в загородном монастыре, недалеко от берега бухты Золотой Рог 556 . О нем лишь известно, что это был «храм великий», украшенный «дорогим разноцветным мрамором», который пережил несколько перестроек (при Льве I Макелле, когда «явились многие реликвии Богородицы», при Юстине I, при Юстиниане I и, наконец, при Юстине II). Следует обратить внимание, что при последней перестройке, совпадающей, как и херсонская, с третьей четвертью VI в., Юстин II, согласно сведениям Феофана Исповедника под 572 г. (Chronographia, А.М. 6064), «сделал церковь крестообразной». Несмотря на то, что процесс укрепления храмовых комплексов и монастырей начался c VI в., лишь при Ираклии (610–641) константинопольская святыня была окружена крепостной стеной, которая включила северо-западную оконечность столицы – Влахерны в единый комплекс фортификационных сооружений и храмов 557 . Среди последних главную роль играла базилика Богоматери, которая за счет трансепта с боковыми апсидами имела в целом крестовидную форму, а с юга к ней примыкала «сфероообразная» (sphairoeides), то есть купольная ротонда или октагон Св. Гроба (agia Soros) с реликварием с Мафорием и другими святыми реликвиями и, особенно примечательно, построенная Львом I церковь или часовня св. источника (купальни) (agia lou(s)ma), что напрашивается на прямую аналогию с херсонской агиасмой 558 . В святом Влахернском источнике, по описаниям Константина Багрянородного в трактате «О церемониях» (De ceremoniis aulae Byzantinae. 2, 12), по пятницам совершались омовения владык, что, разумеется, вызывало стремление, где возможно хотя бы отдаленно подражать такому ритуалу. Здесь же находилась пристань, что тоже напоминает о близости пристани в Карантинной бухте Херсона 559 . Подражание столице и ее прославленным памятникам не могло не вдохновлять херсонитов и, очевидно, побуждало их к попыткам перенесения сакрального пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его святыми молитвами и нас да сохранит от всех зол Преблагой Единый в Троице Бог, Отец, Сын и Святой Дух, Ему же слава во веки, аминь 8170 . Кондак, глас 8: Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия: темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален. Темже зовем ти: радуйся Савво пребогате. 8072 Феодосий II или Младший, внук Феодосия Великого, Византийский император, царствовал с 408–450 г. Рождение преп. Саввы Освященного относится к 439 году. 8073 Каппадокия – восточная область Малой Азии. Кесария – главный город Каппадокии. Муталаска – ныне Таласи – селение в 8 верстах от Кесарии. 8074 Александрия – приморский город в Африке на северном берегу Египта, ведший обширную торговлю и бывший оплотом языческой учёности, а затем средоточием христианского богословия. 8075 Селение Сканда отстояло от Муталаски на три стадии, т е. немногим более 12 версты (римская стадия равнялась 86 саженям) 8078 Маркиан – Византийский император, царствовал с 450–467 г. Св. Ювеналий с 420–458 г. Удаление преп. Саввы Освященного в монастырь аввы Пассариона последовало в 456 г. Преп. Пассарион – основатель одной из иерусалимских обителей, епископ и наставник преп. Евфимия Великого совершается 11 августа и в субботу Сырной седмицы. 8079 Память преп. Евфимия Великого, скончавшегося в 473 году, празднуется 20 января в пределах иерихонских: первая, которую Евфимий передал в управление друга своего и сподвижника преп. Феоктиста, находилась в 14 верстах от Иерусалима, на северо-востоке; вторая была основана преп. Евфимием в 4 верстах от первой и состояла под его собственным управлением. 8080 Память преп. Феоктиста, спостника преп. Евфимия Великого, празднуется 3 сентября; преп. Феоктист преставился в 467 году. 8082 Пустыня Рува находилась у северо-западных берегов Мертвого моря, между сим последним и нынешнею Иерусалимскою дорогою и Лаврою преп. Саввы Освященного. 8085 Мелагрия – малоизвестное пустынное растение Палестины горьковатого вкуса. – Под тростником здесь следует разуметь так называемый тростник благовонный – растение, отличающее ароматическим и приятным, но горьким на вкус корнем. Оно употреблялось обыкновенно для составления благовоний фимиама, для богослужений, а также целебных ароматических масел и мазей; но пустынники свежие побеги и мягкую сердцевину этого растения употребляли и в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

433 Ватопедское предание о том, как царица Плакидия в 383 г. пыталась войти в Ватопедский собор, но была остановлена голосом от иконы (см.: Вышний покров. С. 63–64), не точно. Плакидия, дочь императора Феодосия, родилась в Константинополе в 389 г. Если она и была на Афоне, то не ранее 422 г. Законоположение святогорцев не пускать женщин на Афон появилось не ранее правления императора Константина IV Погоната (668–685), когда состоялось первое выселение мирских жителей с Афона. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 2. С. 65–84, 151–152; Ч. 3. С. 1–6; а также примеч. к гл. II, л. 83 – ссылка 337. 434 По преданию, Божия Матерь сама изготовила этот пояс из верблюжьего волоса, передав его при Успении апостолу Фоме. Он хранился в Иерусалиме до конца IV в., когда император Аркадий перенес его в Константинополь. В 1185 г. пояс был вывезен в Болгарию, оттуда – в Сербию. Сербский князь Лазарь I (1372–1389) передал его в Ватопедский монастырь, где он был помещен в алтаре собора. В монастыре и в тех странах, куда возили пояс Божией Матери, от него совершались многочисленные чудеса. В 1864 г. его привезли в Константинополь, где была эпидемия холеры, которая немедленно прекратилась; пораженный султан потребовал святыню во дворец, чтобы поклониться ей. См.: Муравьев А.Н. Письма с Востока в 1849–1850 годах: В 2 ч. СПб., 1851. С. 197, 202. 435 Имеется в виду Федосий (Флавий) II Младший (401–450), византийский император с 408 г. и его сестра Пульхерия (398–453), супруга императора Маркиана (450), принимавшая активное участие в государственных делах. 437 «Самария» – небольшая крепость, основанная персами и финикиянами около 493–490 гг. до Р.Х., когда они перекапывали Афонский перешеек для флота персидского царя Ксеркса. С 680 г. когда Афон был отдан монахам царем Константином Логопатом, на Самарийской горе в этой крепости существовал скит безмолвииков. В 1804–1805 гг. было несколько келий с безмолвствующими, а в 1846 г., во время первого посещения Афона архимандритом Порфирием (Успенским) , келий уже не было. В 1858 г. там подвизались два русских монаха. См.: Там же. С. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Молитвой Исаии было совершено и другое чудо: «В те дни Езекия заболел смертельно, и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. – И заплакал Езекия сильно. – И было слово Господне к Исаии и сказано: Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою, увидел слёзы твои и вот, Я прибавлю к дням твоим 15 лет»; для удостоверения же в этом, по молитве Исаии, тень солнца была возвращена на 10 степеней в солнечных часах... Таким образом Исаия представляется не только пророком, но и чудотворцем. Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого. Последующие обстоятельства жизни Исаии неизвестны. По древнему преданию он прожил до времён царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он Иерусалимских князей назвал князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским... Богобоязненные люди похоронили тело его близ источника Силоамского, близ царских гробниц. При этом источнике устроена была купель, в которой впоследствии был исцелён Иисусом Христом слепой от рождения. И до сего дня вода эта имеет целебную силу от разных болезней. Месяцеслов Василия 174 говорит о положении Исаии в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь. Кедрин относит перенесение мощей его к 35 г. импер. Феодосия Младшего (408–450) или 443 по Р. Хр., а Кодин – ко временам императора Маркиана (450–457). Маркиану и Пульхерии приписывается и построение храма пророку 175 . Преподобного Иоанна, Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских отцов Иоанн родился, воспитался и достиг зрелого возраста в Антиохии. По обычаю тогдашнего времени (в начале VI-ro века) и главное, следуя своему внутреннему призванию, он вступил в иночество и был ревностным и смиреннейшим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Патриарх александрийский Диоскор и Евтихий, архимандрит цареградский, ещё при жизни правоверного царя Феодосия II (408–450), воздвигли богохульную ересь на Господа нашего Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно естество (монофизитство); они прельстили многих духовных и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и широко пользовались их вескою поддержкою. Когда собрался поместный собор в Ефесе (в 449), (через несколько лет после бывшего там же Вселенского III), или, лучше сказать, разбойническое сборище, на котором святейший Флавиан, патриарх цареградский (447–449), исповедник благочестия, был убит единомышленниками Диоскора и Евтихия, тогда ещё больше укрепилась та ересь и стала приниматься за правоверие, истинная же вера православная стала отвергаться, как какое-нибудь зловерие. Нужно было собрать IV Вселенский Собор святых отцов для истребления этой ереси и для утверждения православной веры. В это время благочестивый царь Феодосий перешёл из этой жизни к Господу, а после него принял царство добродетельный и богоугодный Маркиан (450–457) со св. Пульхериею. Эти ревнители правоверия и благочестия, видя, как ереси смущают Церковь , и какие царят в ней раздоры, повелели святым отцам со всей вселенной собраться в славный город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь вопросы веры. Собрались святые отцы, числом шестьсот тридцать, в числе них святейший Анатолий, патриарх Цареградский, святейший Ювеналий, патриарх иерусалимский и посланники святейшего Льва, папы римского ; присутствовали и зловерные во главе с Диоскором, патриархом александрийским, Максимом антиохийским, которому Диоскор доставил патриаршество вместо отставленного Домна, и другие согласные с ними архиереи, и Евтихий со своими единомышленниками, так что набралось множество еретиков; все вместе со святыми отцами собрались они на совещание в церковь святой великомученицы Евфимии, находившуюся в предместье города около Босфора. Это была престольная церковь Халкидонской митрополии, весьма просторная, могущая вместить в себе множество народа; в ней почивали и мощи этой великомученицы, от которых творились дивные и славные чудеса; из них скажем, хотя о некоторых...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Лев I, Великий, папа Римский (†461) родился в Италии в христианской благочестивой семье. Отца его звали Квинтианом. Святитель Лев получил прекрасное воспитание и светское образование. Но, стремясь к духовной жизни, предпочел миру служение Церкви и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440). По смерти последнего святитель Лев за чистоту и целомудрие своей жизни был единодушно избран в сентябре 440 года первосвятителем Римской Церкви. Это было трудное время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. В святителе Льве пастырская мягкость и доброта соединялись с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Ему дано было Господом стать защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе нашем Иисусе Христе, и ереси Нестория. Узнав об еретическом «разбойничьем» соборе в Ефесе (449), во время которого пострадал святой Патриарх Царьградский Флавиан (память 19 февраля), святитель Лев обращался с посланиями к императорам Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–451) о созыве IV Вселенского Собора для осуждения ереси монофизитов. Собор этот состоялся в Халкидоне в 451 году. На нем присутствовало 630 епископов и происходили прения, во время которых (на Соборе) было оглашено послание святителя Льва I к тогда уже почившему святителю Флавиану о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа. По преданию, написав послание, святитель Лев положил его в гробницу святого первоверховного апостола Петра и обратился к нему со словами: «Если я, как человек, в чем-то согрубил и не достиг, то ты, кому Самим Господом нашим поручен Престол сей и Церковь , – помоги и исправи». По истечении сорока дней, проведенных святителем Львом в молитве и посте, к нему явился святой апостол Петр и сказал: «Прочел и исправил». Святитель Лев поспешил к гробнице и нашел в ней свое послание с исправлениями, сделанными апостольской рукой. По прочтении на IV Вселенском Соборе этого послания все присутствовавшие там епископы согласно воскликнули: «Это вера отеческая! Все так веруем! Петр через Льва так вещает! Анафема тому, кто так не верует!.. Почему это не было читано в Ефесе? Это Диоскор скрыл!».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нет листов с памятями святых на дни: 28–30 ноября, 1–4 декабря, 18–31 декабря, 1–5 января, 7–11 января, 18–23 февраля, 18–26 марта, 12–27 апреля, 24 и 27 июля. За месяцесловом следуют: 6) восследования Четыредесятницьи и Пятидесятницы, последнее неполное (279 об.–304 об.); 7) служба воскресная 1-го гласа (305–331 об.); 8) стихиры на вся дни на «Господи воззвах» и «на стиховне», канон по вся дни Всем Святым (331 об.–349); 9) господина Христофора Патрокея творение – стихиры и канон по вся дни, общий Всем Святым (350–368 об.); в стихирах и тропарях этого канона перечисляются святые помесячно. Каноны: 10) Ангелу хранителю, молебен, в неделю вечер или на полунощницы или осветающу понедельнику (368 об.–374 об.); неполный; 11) Пресвятей Богородице, отрывки из двух канонов: благодарного, творения Иосифова и молебного, творения священномонаха Игнатия (375–384); 12) стихиры Благовещению Пресвятыя Богородицы (384– 387); каноны: 13) Кресту честному (387–391 об.); 14) Иоанну Предтече (392–401 об,); 15) преподобному Димитрию Прилуцкому (?) (402–407 об.); 16) последование ко Святому Причащению (408–443 об.); 17) молитвы по Святом Причащении (443 об.–450 обЛ; 18) молитва Господу Иисусу Христу, Богородице, Николаю чудотворцу и Михаилу архангелу (450 об.–451). Начало: «Господи Иисусе Христе Сыне Божии великии царю безначалны невидимый и несозданньй»; 19) Пасхалия зрячая (452–459 об.). 593. Сборник богослужебный , в четвертку, 300 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Листы: 1–14, 21 и 22 порваны с ущербом для текста; от 272-го листа сохранился небольшой клочек. Состав: последования: полунощниц: 1) вседневной (1–8), без начала; 2) субботней и воскресной (8 –21 об.); 3) утренницы (21 об.–34 об.); 4) часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями и чинов: изобразительных и панагии (34 об.–66); 5) вечерни (66–72 об.); повечерниц: 6) великой (72 об.– 91 об.); на лл. 91 об.–96 келейныя молитвы инока «егда должно есть спати»; на лл. 96–97 об. Иоанна Златоустаг о «молитвы и молебныя 24-м часом дневным и нощным»; 7) обычной (97–99); 8) малой (99–100); 9) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (100–103 об.); 10) тропари и кондаки дневные (103 об.– 106 об.); 11) богородичны поемые на слава и ныне по тропарях святым противу гласа (106 об.–108); 12) последование церковного пения и собрания вселетного (108 об.–179 об.), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Симеон Столпник 14 сент. (1 сент. по церк.кал.) Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине 4-го века в бедной семье. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств ( Мф. 5:3–12 ), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: “Копай глубже”. Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: “Довольно! А теперь, если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха”. Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: “столпничеству”. Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим он лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди. Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение. Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидеть будущее. Император Феодосий 2-й Младший (408–450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизическую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы – Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450–457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне 4-ый Вселенский собор в 451-ом году, который осудил монофизитское лжеучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В этом отношении Лев III Исавр лишь продолжал практику, зародившуюся еще во времена первых христианских римских царей и существовавшую на протяжении первых веков имперского существования Церкви. Точно так же действовали императоры святой Константин I Равноапостольный (306–337), Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361), святой Феодосий I Великий (379–395), святой Феодосий II Младший (408–450), святой Маркиан (450–457), святой Лев I Великий (457–474), Юстин I (518–527), святой Юстиниан I Великий (527–565), Ираклий Великий (610–641), Констант II (641–668), Константин IV (668–685) и Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711). Их труды были по-разному оценены современниками и Церковью, но нельзя не заметить, что ревность многих из них по вере вознаградилась высшим образом – их причислили к лику святых. Так происходило до императоров Исаврийской династии, так продолжалось и после них вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Современные исследователи обычно негодуют на претензии Льва III Исавра в послании к апостолику считать свой статус подобным епископскому. Правда, сам папа не видел в этом ничего предосудительного, он лишь пенял императору, что подобные полномочия можно признать за православными василевсами, и призывал императора взять их себе в качестве образца для подражания. Понтифика не мог, конечно, удивить такой пассаж, поскольку еще царь святой Константин Великий именовал себя «епископом внешних» . А император Константин IV Погонат (668–685), созывая VI Вселенский Собор 680–681 годов, так писал Римскому папе Агафону (678–681): «Я буду восседать среди епископов не в качестве императора, и я не буду точно так же говорить, как император, но как один из архиереев» . Ничего нового Лев III Исавр не придумал, созвав синклит из епископов и сановников, дабы изучить жалобы на языческие формы иконопочитания и вынести конкретное решение. Более того, много лет обдумывая этот шаг, прежде чем решиться на него, василевс пришел к убеждению, что поставленный на повестку дня вопрос носит не догматический характер, а относится к проблемам обрядовой практики .

http://pravoslavie.ru/54661.html

Преподобный Симеон простоял на столпе 80 лет. За это Долгое время столп его несколько раз перестраивали, увеличивая его высоту, так что к концу жизни святого столп достиг 40 локтей в вышину. Он мужественно боролся с различными искушениями, не доверяя своим человеческим силам и уповая на помощь Божию. Не сходя со столпа десятки лет, преподобный Симеон обратил к вере во Христа огромное число людей, принадлежавших к разным национальностям. Таким образом, Господь даровал ему выполнить поистине апостольское служение. Святому Симеону был ниспослан Господом и дар многообразных чудотворений. Так, одним своим словом он укрощал диких зверей; по его молитве Бог извел из земли источник воды для утоления жажды многочисленных паломников. Однако женщин святой не допускал за ограду, окружавшую столп. Даже для своей матери, блаженной Марфы, он не сделал исключения, и только тело святой Марфы было погребено около столпа ее сына. Византийские императоры Феодосий Младший (408–450) и Маркиан (450–457) высоко чтили преподобного Симеона, который неоднократно писал им, бесстрашно обличая то, что было неправильным в их распоряжениях. Уклонившуюся в Евтихиеву ересь императрицу Евдокию преподобный привел к покаянию и повелел ей вернуться в лоно Святой Церкви. Ересь Евтихия, осужденная IV Вселенским Собором, заключалась в том, что еретики не признавали во Христе две природы – Божескую и человеческую, и лишь одну – Божескую. Святого Симеона посещали Антиохийские Патриархи Мелетий и Домн, которые совершали у святого Божественную литургию и причащали его Святых Тайн. Около столпа преподобного постоянно находились некоторые из его учеников, которые были у него в услужении. Один из них, Антоний, описал впоследствии его жизнь и подвиги. Прожив более ста лет, преподобный Симеон тихо скончался на своем столпе во время коленопреклоненной молитвы. Это случилось в 459 году. О кончине его первым узнал его ученик Антоний, который поднялся на столл, обеспокоенный тем, что преподобный три дня не выходил благословлять паломников. Для погребения преподобного прибыл со своим клиром Антиохийский Патриарх Мартирий. При огромном стечении народа, с рыданиями провожавшего тело преподобного, гроб его был перенесен в Антиохию и положен в Патриаршей церкви, а впоследствии там была построена новая церковь – во имя преподобного Симеона, где и покоятся его останки. При погребении святого Симеона свершилось много исцелений, которые продолжались и в дальнейшем, при раке преподобного. На месте столпа образовался большой монастырь, наместником которого стал Антоний, ученик преподобного и составитель его жития. Явившись Антонию во сне, преподобный Симеон сказал, что он не оставит места своих земных подвигов и всегда будет помогать братии монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010