Сохранилось еще одно свидетельство, подтверждающее, что Дмитрий Честной родился в 1804 г. На обороте одного из писем Аввакума из Китая есть запись, сделанная неизвестным лицом: “1869-го года. Для памяти. 1). Брат наш отец Архимандрит Аввакум родился 1804-го года в феврале месяце, — в миру Димитрий Честной. По окончании академического курса 1829 года ноября 19-го 7 дня, постриженец Александро-Невской Санкт-Пе­тер­бургской Лавры”. Далее в записи приводятся сведения о брате Дмитрия — Алексее Честном. “Многочисленные подробности свидетельствуют о том, что автор хорошо знал и самого Аввакума и его семью, поэтому следует признать наиболее вероятной датой рождения Дмитрия Честного февраль 1804 г.” 8 , — такой вывод делает С. А. Васильева. Место рождения отца Аввакума из существующих источников также не совсем ясно: “Русский биографический словарь” называет “погост Родик” 9 Осташковского уезда Тверской губернии. Но населенного пункта с названием Родик в Осташковском уезде не было. По-видимому, издатели Словаря по недосмотру пропустили опечатку. И. П. Соколов, уроженец Тверской губернии, в статье, посвященной отцу Аввакуму (1899 г.), приводит правильное название: “погост Рожок” 10 того же Осташковского уезда. И действительно, существовал погост Рожок, расположенный в 30 верстах от Осташкова на озере Селигер, по правую сторону Старорусского тракта. В этом небольшом, но имевшем церковь погосте и родился Дмитрий Честной 11 . Следующие сведения о Дмитрии Честном относятся к 1817 году. Он упоминается в списках, присылаемых из уездных училищ в Тверскую духовную семинарию, в числе “поступивших в высшее отделение низшаго отделения” 12 . На этом листе не указано уездное училище, представившее сведения, но преды­дущая запись содержит данные об учениках Старицкого уезд­ного училища, а написана она тем же почерком и на такой же бумаге, что и интересующая нас. Затем Дмитрий Честной упо­минается в “Годичной ведомости о учениках Старицкого духов­ного уездного училища за 1818 г.”. В списке высшего отделения первым номером значится: “Дмитрий Честной Старицкого уезда села Бабина священника Семена Димитриева сын. Лет — 14, поступил в ученики — сентября 1-го дня 1815 года, поведения честного, способностей хороших, прилежания изрядного, успехов очень хороших” 13 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Феофилакт Русаков 10 нояб. 1798 перев. из Петергофской Сергиевой пустыни, а 8 окт. 1799 – в Иверский. Амвросий Протасов 10 окт. 1799 перев. из Петергофской Сергиевой пустыни, а 18 нояб. обратно. Флавиан Ласкин 18 нояб. 1799 перев. из Петергофской Сергиевой пустыни, а 12 янв. 1804 – в Иверский. Афанасий Савинский 12 янв. 1804 перев. из Новгородского Кириллова, а 24 июля уволен на покой. С 1807 архим. Акатова монастыря. Иннокентий Тихомиров 8 сент. 1804 перев. из Переяславского Никитского, а 6 февр. 1808 – в Боровский Пафнутиев мнтрь. Амвросий Орнатский произведён 9 февр. 1808, а 11 сент. 1811 перев. в Юрьев. Владимир Ужинский 15 нояб. 1811 перев. из Деревяницкого, а 7 мар. 1816 – в Иверский. Амвросий Морев определён 7 мар. 1816, а 23 янв. 1822 перев. в Мценский Петропавловский. Иннокентий Платонов 27 мар. 1822 перев. из Нижеломовского, а 23 июля 1823 – в Московский Богоявленский. Игнатий Семенов 28 нояб. 1822, из игум. Корельских, а 26 февр. 1828 хирот. в викария Новгородского. Илиодор Чистяков в 1828 перев. из Рязанского Спасского, а 13 мар. 1832 хирот. в еписк. Курского. Анатолий Мартыновский в 1832 перев. из Белогородского Николаевского; 4 авг. 1840 хирот. в еписк. Екатеринбургского (викария Пермской епархии). Антоний Павлинский , 1840–52, 8 июля хирот. в викария Воронежской епарх. Евфимий Беликов в 1852 перев. из Переяславского Даниилова; 2 дек. 1856 хирот. в викария Новгородской епарх. Нектарий Надеждин , в 1856–57; после ректор С.-Петербургской духовной акад.; 13 сент. 1859 хирот. в викарии С.-Петербургские (епископа Выборгского). Леонтий Лебединский в 1857 перев. из Переяславского Даниилова монастыря, а в 1859 – в ректоры С.-Петербургской семинарии. С 13 мар. 1860 викарий С.-Петербургский (еписк. Ревельский). Никандр Покровский в 1859 перев. из Белевского Спасского, а 22 окт. 1860 хирот. в еписк. Тульского. Макарий Миролюбов 5 окт. 1860 перев. из Рязанского Спасского монастыря, а 17 июля 1866 хирот. в еписк. Балахнинского (викария Нижегородского). Вениамин Павлов в 1866 перев. из Архангельского монастыря в Архангельске, а 8 нояб. 1870 хирот. в еписк. Балтского (викария Подольского). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даниил , 1620–27. Гурий , 1635–38. ? Афанасий . Феодосий , в февр. 1644. Архимандриты Пахомий , 1650 и 51. Антоний , в мар. 1653. Иосиф , 1654 и 55. Евфросин , 1657–71. Тихон , 1675 и 76. Питирим , 30 янв. 1677, а 15 февр. 1686 хирот. в епископа Тамбовского. Феодосий , 1686–89. Варсонофий , 1692–1704. Иона (двое сего имени) в мар. (sic) 1704–1738. (Второй Калуга). Макарий , 1740–49. Венедикт Кептев 1750 перев. из Московского Андреевского, а в 1756 уволен на покой. Ануфрий , 1756–58. Гавриил , 1758; отрешён 15 окт. 1759. Иоасаф , из Московского Сретенского, определён в нояб. 1759; до 1778. Иероним , 1778–96. Мелетий , до 1804. Аполлоний 24 мая 1804 перев. из Авраамиева Смоленского; до 1813. Иоанн , 1813–21. Август , 1821–28. Иоасаф , 1828–33. Вениамин , 1833, из Смоленского Троицкого; до 1866, до 1869. 3 Троицкий, в Смоленске, существовал в XVI веке; ныне 3-го класса. [VI, 163.] Игумены Варлаам , 1598–1600. Арсений , 1672 и 73. Пафнутий , 1682–84. Мелетий Сорочинский , 9 янв. 1688; в мар. 1799 перев. в Саввин Сторожевский. Ависентий . 1703. Архимандриты Константин , 1706. Сергий , 1712. Филарет , 1721 (sic), 1734–38. Лука Чигиринский , перев. из Болдина, 1740–48. Серапион Лехницкий , с февр. 1750; до 1770. Поликарп Павловский , игум., 1770 перев. из Болдина, а 1772 – в Вятский Трифонов. Константин Соколовский 1773 перев. из Небина, а 1778 – в Смоленский Авраамиев. Игумены Епифаний , 1779–84. Исаия , 1787 и 88. Аполлоний 1792 перев. в Смоленский Авраамиев. Иероним , 1792–95. Виктор Черняев 8 сент. 1803 перев. в Нежинский Назарет. Павел Саббатовский , 1804–9, перев. в Смоленский Авраамиев. Иоанн , 1809, а 1813 перев. в Тольгский. Архимандриты Сильвестр Цветков произведён 13 февр. 1813–17, перев. в Смоленский Авраамиев. Тихон , 1817–22. Тимофей , 1822–28, 7 окт. хирот. в викария Новгородского. Вениамин , 1828–33, перев. в Вяземский Предтечев. Герман , 1833–40. Феодор , строит., 1840 и 41. Поликарп , 1842 и 43. Амвросий Лебедев 17 нояб. 1844 перев. из Вологодского Каменного Духова; до 1854.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Произведен из игуменов новгородского Кириллова монастыря, а отсюда перемещен в вяземский Предтечев монастырь со степенью краснохолмского монастыря. В 1797 году, при издании новых духовных штатов, Высочайшим указом от 18 декабря повелено между прочим снабдить штатные монастыри достаточнейшим жалованьем, а также довольным количеством земли, рыбными ловлями и мельницами. Краснохолмский монастырь стал получать жалованья в год 2450 р. 483/4 коп.; за ним же оставлены и прежние прибавочные 200 рублей. Об угодьях, какие получил монастырь и какими владеет и ныне, будет сказано ниже. 59. Феофан Некрасов (1800 – 1801) Перемещен из калужского Лаврентьева монастыря; после был в Лужецком потом и в Андрониеве монастыре. 60. Нектарий Верещагин (1801 – 1804) Из настоятелей Ниловой Столобенской пустыни. В апреле 1804 года определен членом Тверской Консистории, а в ноябре – настоятелем Отроча монастыря. 61. Агапит Скворцов (1804 – 1806) Прежде быль настоятелем Трегуляева монастыря тамбовской епархии, а потом жил на пенсии в белевском Спасопреображенском монастыре, откуда и поступил сюда. Был членом Консистории; а в 1806 году, вследствие болезни, по прошению уволен» на покой в Пафнутьев Боровский монастырь с пенсией во 185 рублей в год. 62. Анатолий Связев (1808 – 1809) Из настоятелей можайского Лужецкого монастыря был присутствующим тверской Консистории и учителем герменевтики в семинарии; отсюда перемещен в настоятели ростовского Борисоглебского монастыря. Нектарий Верещагин вторично (1808 – 1809) Из Отроча монастыря. Умер 26 мая 1809 года. 63. Феоктист Громцов (1809 – 1811) Из настоятелей вологодского Спасокаменского Духова монастыря. При нем в 1809 году помещено в монастыре Краснохолмское духовное училище, которого он был ректором. Отсюда перемещен в настоятели Отроча монастыря. 64. Серафим II-й Муравьев (1812 – 1816) Из настоятелей старицкого Успснского монастыря. Был ректором училища. Отсюда по болезни уволен на покой в Нилову Столобенскую пустынь на иеромонашескую вакансию. На нем оказалось начету за утраченные и повредившиеся монастырские предметы, по примерной оценке, на 8863 р. 50 к. и из училищной суммы затрачено им 1166 р. 8 к.; имения у него оказалось и описано только на 109 р. 50 к. которое и поступило в распоряжение семинарского правления; а монастырская утрата предана суду Божию. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Село Ивановка (Изюмский район), расположенное на левом берегу р. Северский Донец, основал сотник Изюмского полка Иван Иванович Захаржевич-Капустянский в начале XVIII ст., после 1715 г. Иван Григорьевич Капустянский в 80–90-х гг. XVII в. был сотником сл. Мерефы, а в начале XVIII в. стал священником в Иоанно-Предтечевской церкви сл. Мерчик, а дед – выходец из Польши сотник Харьковского полка. Сын сотника Изюмского полка И. И. Захаржевич-Капустянский был записан в службу подпрапорным в 1833г., участвовал в разных походах и баталиях, за верную службу в 1739 г. награжден званием сотника, в 1749 г. был определен на вакансию полкового судьи, а в 1753 г. определен полковым обозным. Умер в 1776 г. Накануне смерти в 1775 г. он закончил строительство каменной Иоанно-Предтечевской церкви. Имение в Ивановке состояло из более 7000 десятин земли, а число подданных доходило до 500 человек обоего пола. Наследником его имения в Ивановке был капитан Георгий Иванович Захаржевич-Капустянский, получивший грамоту на дворянское достоинство 22 октября 1786 г., хотя именно он был первым предводителем дворянства Изюмского уезда еще в 1780 г. От супруги Настасьи Ивановны у него родились дети: секунд-майор Григорий, капитан Николай, майор Михаил и капитан Христофор. Г.И. Захаржевич-Капустянский построил в Ивановке каменный дом, разбил сад. Ему принадлежала водяная мельница на р. Северский Донец, состоящая из 18 поставов, производительностью до 1000 четвертей помольного хлеба в год, а также винокуренный завод (200 ведер горячего вина в год). В 1804 г. мы видим здесь владелицей его жену, ставшую к этому времени вдовой. Вторым владельцем с. Ивановка на 1804 г. был подпоручик Василий Корнельевич Захаржевич-Капустянский. В его части имения на 1804 г. располагались три винокуренных завода на 10 котлов производительность. 4000 ведер горячего вина в год. Им же в Ивановке был построен каменный дом. Дочь В.К. Захаржевич-Капустянского Васса получила по наследству от отца имение и капитал в Купянском уезде. В 1856 г. она умирает и завещает все свои капиталы (7 419 руб. 43 ½ коп. серебром) храмам, монастырям, харьковской губернской гимназии, а движимое имущество – помещику Змиевского уезда коллежскому регистратору Ивану Николаевичу Захаржевич-Капустянскому. Но поскольку большая часть капитала была роздана ей в долг различными помещикам, то взыскание этих денег продолжалось еще в 1871 г., для этого даже создавались специальные комитеты.

http://sobory.ru/article/?object=07953

269 и след., 575 и след.; Горский А. Историческое описание Свято–Троицкой Сергиевы лавры. 2 (М., 1890). С. 122; Харлампович. С. 707; ср.: Зеньковский. 1. С. 113 и след. 1425 Смирнов (1855). С. 158–170; Титлинов. Феофилакт Лопатинский, в: РБС; он же. Гавриил Петров. С. 9 и след. 1426 Смирнов (1855). С. 299. 1427 Там же. С. 300, 353 и след. О Дамаскине см.: Горожанский Я. Дамаскин Семенов–Руднев, в: ТКДА. 1893–1894. 1428 Смирнов (1855). С. 300 и след. 1429 Макарий. С. 127 и след., 147–156. Во 2–й половине XVIII в. инструкция Самуила Миславского оставалась в силе при преподавании всех дисциплин (там же. С. 124–143). 1430 Смирнов (1855). С. 301–330; ПСЗ. 31. 16047, 16061. 1431 Смирнов (1855). С. 297. 1432 ПСЗ. 24. 18273 (1797 г.); 25. 18726 (1798 г.); Титлинов (см. библиогр. к § 20). 1. С. 7 и след. В 1802 г. Святейший Синод распорядился ввести в духовных училищах и семинариях в качестве особого предмета основы медицины (ПСЗ. 27. 20334). В 1794 г. под впечатлением французской революции было приостановлено преподавание французского языка, возобновленное лишь в 1797 г. (Знаменский. Духовные школы. (1873). С. 774). 1433 Рождественский. Исторический обзор (1902); Довнар–Запольский (см. библиогр., общ. лит. б); Зеньковский. 1. С. 113] и след.[; Флоровский; Милюков. Очерки. 2. 2 (1931); Багалей. Опыт истории Харьковского университета. Харьков, 1894. 1; Загоскин Н. История Казанского университета. Казань, 1902–1903. 3 т. Наряду с реформой уже существовавших университетов в Москве и Вильне, были открыты новые высшие учебные заведения: университеты в Дерпте (1802), Харькове (1804) и Казани (1804), Петербургский педагогический институт (1804, с 1819 г. — университет) и Александровский лицей в Царском Селе. Университеты стали центрами шести учебных округов, на которые была разделена вся Россия — обстоятельство, важное для реформы духовных школ 1808 г. В губерниях образовывались гимназии и уездные училища. 1434 О Евгении Болховитинове см.: Шмурло Е. Митр. Евгений как ученый, в: ЖМНП.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Одновременно велись работы в приделе Священномученика Антипы. В том же 1804 г. сын дьячка села Некоуз Мологского уезда Павел Григорьев Голиков подрядился за 200 рублей написать новые иконы для иконостаса: «мне, Голикову, написать живописью в состоящей во оном Покровском монастыре в теплой церкви во имя Священномученика Антипы во иконостасе всего дватцать пять икон, какие назначены будут. С тем чтоб ничем не ниже были написаны против данного для обрасца – образа Рождества Спасителя нашего, которой мною подрятчиком и подписан». Работу следовало выполнить с октября 1804 г. по май 1805 г. Можно предположить, что заказанные в 1793 г. живописцу Афанасию Гаврилову 25 икон не были написаны или не удовлетворили заказчиков – поэтому заказ выполнялся через десять лет другим мастером. Почти одновременно, 28 октября 1804 г., был заключен контракт на золочение и покраску придельного иконостаса. Подряд должны были выполнить Е.И. Меншаков и Николай Лаврентьев Сакулин – крестьянский сын Рыбинского уезда экономической Кормской волости деревни Арефина. Им надлежало «в церкви Священномученика Антипы вновь зделанный иконостас без изъятия весь заготовить и поставить на нем краску подобно, как в селце Бурмасове в предельной Преображенской церкве, с прочностию, а равно резбу и клейма, капители, колонны и пилястры и, что и как приказано будет, вызолотить золотом перваго номера на полимент самою чистою работою и с прочностию к маию месецу будущаго года. Получить нам за всю оную работу и на покупку материала и золота четыреста рублей». Из документа следует, что для придела был изготовлен новый иконостас, – возможно, именно по этой причине понадобилось написать иконы. Велись работы и в другом приделе – во имя Святителя Димитрия Ростовского. 15 мая 1817 г. все тот же неутомимый игумен Игнатий заключил договор с угличским посадским Е.И. Меншаковым на ремонт, покраску и золочение иконостаса. В документе говорилось: «мне Иванову во оном Покровском монастыре в теплой церкви Святителя Димитрия, Ростовскаго Чудотворца, резбу, которая отпала, подобрать и приклеить. Иконостас, гладкое столярство, выкрасить синей яхонтовой краской под лак с прочностию, а колонны, какой приказано будет. А резбу, начиная с царских врат, и дорожники на всем оном коностасе и колонны, и базы, не исключая ничего, первономерным червонным золотом вызолотить на полимент против пробы данной капители. И естли что против оной пробы сработано не будет, то мне подрятчику переработать оную работу в три м[еся]ца. И за всю оную работу и на покупку красок, лаку и протчаго материалу и золота получить мне подрятчику тысячу рублей. Золото ж покупать вместе с игуменом Игнатием. И более ничего от манастыря не требовать. В задаток получить мне подрятчику из вышеписанной суммы на покупку красок сто рублей, а протчие денги получать по усмотрению моей работы, а впредь не требовать. А досталные двести рублей получить мне подрятчику по окончании всей работы».

http://sobory.ru/article/?object=59058

Саблё. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь имела три престола: Успения Божей Матери, св. Николая и св. мц. Параскевы. В этом храме службы совершались до эвакуации (29.10.1943) и были возобновлены через два года. Сохранился старинный иконостас, замечательные иконны св. вмч. и цел. Пантелеймона, Божией Матери Скоропослушницы. Кирпичная церковь в формах классицизма, построенная в 1804. Четверик с боковыми портиками в антах, завершенный приземистым восьмериком, с полукруглым алтарем, трапезной и трехъярусной колокольней. Главный престол Успенский, в трапезной, расширенной в 1899, Пятницкий и Никольский приделы. Практически не закрывалась. Васильева Л. Церковь Успения Божией Матери в селе Погост-Сабле Батецкого района.//София. 2012. 1. С. 19-21. Храм Успения Пресвятой Богородицы п. Погост Сабле построен в 1804 г. и имел три престола: Успения Божией Матери, свт. Николая чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Службы в храме совершались до октября 1943 г. и были возобновлены после войны. В церкви сохранился старинный иконостас, особо почитаемые иконы – вмч. и целителя Пантелеимона, Божией Матери Скоропослушницы. Рядом с храмом находится источник вмч. и целителя Пантелеимона. http://novgorod-32.cerkov.ru/ С времён тех давних В Батецком районе находятся 16 памятников культовой архитектуры — церкви и часовни. У каждого из них своя история. Вот какие сведения о храме Успения Пресвятой Богородицы удалось обобщить с помощью библиографа-краеведа центральной районной библиотеки Ольги Фроловой. В деревне Погост Саблё на живописном берегу реки Луга высится белоснежный корпус церкви Успения Пресвятой Богородицы, 1804 года постройки. Вид, который открывается на нее с противоположного берега реки, неизменно потрясает. Культовая архитектура гармонично вписывается в окружающий пейзаж. В любое время года эта картина наполнена яркими красками. Даже воздух в этих местах пропитан каким-то особым умиротворением и спокойствием. Умели наши предки выбирать красивые места для постройки храмов.

http://sobory.ru/article/?object=08832

Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Ап. Андрей Первозванный. 1811 г. Скульптор В. И. Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Четыре барельефа на крыльях колоннады посвящены истории прор. Моисея. На 2 центральных фризах представлены сюжеты «Источение Моисеем воды из камня в пустыне» (вост. часть, Мартос) и «Воздвижение медного змея» (зап. часть, И. П. Прокофьев). К площади, образованной колоннадами, с вост. стороны обращен рельеф «Неопалимая Купина» (И. Командер), с западной - «Моисей получает скрижали Завета» (И. Ландман). На аттике, обращенном к каналу, со стороны алтарной апсиды помещен самый большой рельеф - «Вход Господень в Иерусалим» (Ж. Д. Рашет). Рельефы в портиках изображают сцены из жития Богоматери и связанные с Нею чудеса: на юж. фасаде - «Благовещение», «Рождество Богородицы» (Мартос), «Введение во храм Девы Марии» и «Обручение Девы Марии с Иосифом» (Рашет), на сев. фасаде - «Благовещение», «Рождество Христово, с поклонением пастухов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (все Ф. Г. Гордеев), на западном - «Успение Богородицы» (И. З. Кащенков), «Взятие Богородицы на небо» (Рашет), «Покров Богородицы» (И. Воротилов), «Явление Казанской иконы Божией Матери» (А. А. Анисимов). Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Иконостас собора выполнили в академической манере русские художники. Образ Спасителя был перенесен в местный ряд главного иконостаса из ц. Рождества Пресв. Богородицы (ныне в ГРМ). Царские врата отлиты из серебра П. Теннером, иконы в них принадлежат кисти В. Л. Боровиковского (1804-1810, ныне в ГРМ). В советское время были утрачены иконы, написанные Боровиковским в те же годы для сев. придела: «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», «Св. Константин», «Св. Елена». Над иконостасом работали О. А. Кипренский («Богоматерь с Предвечным Младенцем», 1806, ГРМ), Г.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

5 нояб. 1804 г. имп. Александром I Павловичем был утвержден 1-й Общий устав ун-та, предоставивший ему автономию; управлял ун-том совет профессоров, к-рый избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся ученым советом и высшей инстанцией университетского суда. Первым выборным ректором стал Х. А. Чеботарёв, проф. истории и словесности. Вместо 3 фак-тов было образовано 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских, наук и словесных наук - и 28 кафедр вместо прежних 10. В 1803 г. П. Г. Демидов пожертвовал ун-ту 100 тыс. р., часть доходов с капитала была использована на организацию кафедры натуральной истории, получившей по уставу 1804 г. название Демидовской. В 1805 г. открыта глазная больница, в авг. того же года - Клинический ин-т, 7 янв. 1806 г.- Повивальный ин-т и родильный госпиталь. В 1807 г. кнг. Е. Р. Дашкова передала в дар ун-ту кабинет натуральной истории и др. редкостей, экспонаты к-рого она собирала более 30 лет при участии августейших персон иностранных гос-в. В 1804 г. при ун-те было открыто Об-во истории и древностей российских, а также Об-во соревнования медицинских и физических наук (с 1845 Физико-медицинское об-во) и созданное Г. И. Фишером фон Вальдгеймом Московское об-во испытателей природы (МОИП). В 1811 г. учреждены Об-во математиков и Об-во любителей российской словесности, их почетными членами были И. В. Гёте , А. фон Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Б. Ламарк. К 1812 г. в ун-те было 215 студентов. Перед занятием Москвы франц. войсками ректор И. А. Гейм с профессорами выехал в Н. Новгород, куда перевезли наиболее ценные предметы из б-ки и музеев, а также сосуды, крест и Евангелие из университетской церкви. Удалось спасти лишь небольшую часть экспонатов из коллекций ун-та. Сгорели архив, б-ки профессоров, погибла коллекция рус. древностей, состоявшая из рукописей, старопечатных книг и монет. Ун-т остался без здания для занятий и без домовой церкви. Восстановление пострадавшего в огне корпуса началось в 1817 г. В том же году попечитель ун-та кн. А. П. Оболенский обратился к викарию Московской епархии архиеп. Августину (Виноградскому) с просьбой отдать под домовый храм вмч. Георгия на Красной Горке. В сент. 1817 г. под университетскую церковь был отдан только верхний придел во имя арх. Михаила, к-рый переосвятили во имя мц. Татианы и перенесли в него спасенную утварь из прежней Татианинской ц. Университетский храм располагался здесь до 1837 г.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010