Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. В 1708 г. территория совр. К. к. вошла в состав Сибирской губ. В Енисейскую пров. этой губернии (1724) были включены Мангазейский (с 1735 - Новомангазейский), Енисейский и Красноярский уезды (до 1726 в нее входили также Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский уезды; с 1736 включена в состав новообразованной Сибирской пров.). В 1764 г. Енисейская пров. стала принадлежать Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество). В 1804-1822 гг. территория совр. К. к. входила в состав Томской губ., в 1822-1925 гг.- Енисейской губ. с центром в Красноярске. По 1-й всеобщей переписи населения Российской империи (1897), в губернии проживали 559,9 тыс. чел., в т. ч. 62,9 тыс. чел. (11,7%) - в городах. В национальном составе преобладали русские - 83%, татары составляли 7,7, украинцы - 3,8, евреи - 0,9, мордва - 0,7, ненцы - 0,6, эвенки - 0,5%, представители др. национальностей - 2,9%. Перепись 1897 г. зафиксировала 7 наиболее многочисленных конфессий с явным превалированием Православия (570,2 тыс. чел.; 93,8%). Среди др. представленных в регионе конфессий: старообрядцы - 2,1%, католики - 1,1, иудеи - 1,1, мусульмане - 0,8, лютеране - 0,7%. На рубеже XIX и XX вв. увеличилась численность инославных и иноверных общин за счет добровольного переселения из др. регионов империи, появились также первые ссыльные представители младопротестант. объединений: баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня. Верующие этих конфессий составляли в нач. XX в. ок. 10% населения. Советская власть в Красноярске была установлена в ночь на 29 окт. 1917 г. В сер. 1921 г. местными революционерами был провозглашен национальный суверенитет Тувы. В 1923 г. в особую адм. единицу был выделен Хакасский национальный у., преобразованный в 1930 г. в Хакасскую АО. В 1925-1930 гг. территория совр. К. к. входила в состав Сибирского края, в 1930-1934 гг.- Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев. В 1930 г. были созданы Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Уже с сер. 80-х гг. XVIII в. вокруг М.-П. формировался «Кружок любителей отечественной словесности», получивший название «Мусин-Пушкинский», в к-рый в разное время входили управляющий Московским главным архивом (с 1800) Бантыш-Каменский; историк ген.-майор И. Н. Болтин (1735-1792); поэт и историк И. П. Елагин (1727-1794); историк и писатель, сенатор, член российской академии, один из учредителей Об-ва истории и древностей Российских А. Ф. Малиновский (1762-1840) и др., с кружком был тесно связан Н. М. Карамзин . В. О. Ключевский говорил, что цель деятельности «Кружка любителей отечественной словесности» «была не просто научная, а нравственно-патриотическая». Являясь приверженцами исторических взглядов В. Н. Татищева, члены кружка вместе с М.-П. и с негласного одобрения имп. Екатерины II были активными критиками трудов кн. М. М. Щербатова. В 1804 г. М.-П. был избран почетным членом Об-ва истории и древностей Российских, созданного при Московском ун-те. Являлся почетным членом и членом «Беседы любителей российского слова», Московского ун-та, мастерской Оружейной палаты, Экономического собрания. В этот период интенсифицировалась деятельность М.-П. как «крайнего древностей наших любителя» (Болтин), направленная на собирательство, издание лит-ры и исторические исследования. Наибольшую ценность представляла б-ка М.-П., к-рая насчитывала ок. 3 тыс. печатных книг и 1200 рукописей. Его частное собрание являлось одним из 3 крупнейших в стране наряду с коллекциями Ф. А. Толстого и Н. П. Румянцева. Первым по времени крупным приобретением стал архив историка, комиссара при имп. Петре I П. Н. Крёкшина. У его внука А. М. Деденева (ок. 1786-1788) и у букиниста В. С. Сопикова (в 1791) М.-П. приобрел, в частности, летопись кн. Ф. И. Кривоборского - Владимирский летописец, журнал имп. Петра I в 27 книгах и заметки императора, «летопись» и др. бумаги патриарха Московского и всея Руси Никона , летопись с примечаниями Татищева, «Древнюю карту Российского государства, поновленную в Розряде и списанную в книгу 1627 г.» (СПб., 1792).

http://pravenc.ru/text/Пушкин.html

С посл. четв. XVIII в. начало увеличиваться число композиторов англо-ирл. происхождения, в творчестве к-рых использовалась традиц. ирл. мелодика: Ч. Т. Картер (ок. 1735-1804), органист ц. св. Вербурги и ц. св. Петра в Дублине, написал антемы «Hear My Prayer» (Услыши мою молитву; опубл. в сб.: Ten Full Anthems. L., [ок. 1760]; Sacred Harmony/Arranged by R. Willoughby. L., 1799) и «Sing unto God» (Пойте Богу), Службу C-dur; Ф. Коуган (ок. 1748-1833), органист собора св. Патрикия,- автор 4-голосного антема «To God our never failing strength» (Богу наша никогда не убывающая сила; изд. в сб.: Melodia Sacra: or the Psalms of David... with Hymns, Anthems and Choruses/Ed. D. Weyman. Dublin, 1814. 2 vol.); Дж. А. Стивенсон (1761-1833), хоральный викарий в соборах Св. Троицы и св. Патрикия, 1-й органист и муз. директор капеллы Дублинского замка, написал цикл «Утренние и Вечерние службы и антемы» (изд.: Morning and Evening Services and Anthems. L., 1825) и ораторию «Благодарение» (Thanksgiving; 1831) (он также издал сборник произведений В. А. Моцарта и др. композиторов, составленный Т. Муром: A Series of Sacred Songs. L., 1816-1824); Т. А. Гири (1775-1801), органисту-ассистенту Коугана в соборе св. Патрикия, принадлежит 4-голосный антем «With Humble Pleasure, Lord» (Со смиренной волей, Господи) (изд. в сб.: Melodia sacra. Dublin, 1814). После включения И. в Соединенное Королевство (1801) число новых авторских муз. произведений заметно сократилось, исчезли профессиональные оркестры, публичные концерты стали редкостью. Самые известные ирландские композиторы этого времени работали за пределами страны. М. У. Балф (1808-1870) в 1846 г. создал цикл «Три церковных сочинения» (Three Sacred Pieces: «Gratias ago» (для баса), «Kyrie eleison» (для 2 басов), «Sanctus» (для сопрано и 2 басов)) и мотет «Save me, O God» («Спаси меня, Боже»: из псалмов (для 4-голосного смешанного хора)). У. В. Уоллас (1812-1865), в 1830-1831 гг. служивший органистом в католич. соборе г. Терлес и профессором музыки в местном мон-ре урсулинок и перешедший из протестантизма в католичество, впосл. эмигрировал и жил в разных странах. В Мехико он сочинил Мессу для кафедрального собора Вознесения Богоматери (1841), известен также его свадебный гимн (Wedding Hymn).

http://pravenc.ru/text/Ирландия.html

…Сухареву башню, где колдун Брюс сидит… — Брюс Яков Вилимович (1670–1735) — русский государственный и военный деятель, сподвижник Петра I; переводил иностранные книги, ведал московской типографией, помещавшейся в Сухаревой башне. Человек всесторонних и глубоких знаний, Брюс после кончины Петра I, удалившись в отставку, с увлечением занялся науками. В своей подмосковной усадьбе Глинки он проводил многочисленные опыты по физике, механике, астрономии и т д. Эти занятия Брюса были непонятны простому народу, который окрестил ученого «чернокнижником», «волшебником», «колдуном» и создал о нем немало легенд. …с Мытищинской водой… — Село Большие Мытищи, расположенное в 17 верстах от Москвы, издавна было знаменито богатыми ключами с особенно чистой и вкусной водой. В 1781–1804 гг. был построен, первый в Москве, Мытищинский водопровод, перестроенный в 1853–1858 гг. (часть кирпичного акведука сохранилась поныне). На всем протяжении от Крестовской заставы и до Мытищ по ярославскому тракту располагались многочисленные трактиры и чайные, где угощали «мытищинской водой» путешественников и богомольцев, идущих в Троице-Сергиеву лавру. …Алексей-то Божий человек… — Сын знатного римлянина Евфреована (VI в.); прожив долгое время в пустыне, он вернулся в отчий дом и, неузнанный, претерпевая притеснения домашних, продолжал творить добрые дела. Канонизирован христианской церковью. …на самый день потери Елены, царя Костинкина… — Константин Великий (ок.285–337) — римский император, который утвердил христианство в качестве официальной религии. Елейа (ок.244–327) — его мать, имела большое влияние на Константина и много способствовала распространению христианства Константин и Елена канонизированы христианской церковью. …яко кади-ло пре-эд То-о-бо-о-о-ю-уу… — Псалтырь, псалом 140, 2. «Стопы моя…» — Псалтырь, псалом 118, 133. Воротяжка, вороток (обл.) — тонкое бревно, слега, которым навивают веревки для прикручивания клади на возах. …к валаамским старцам… — Речь идет о Валаамском Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном новгородцами не позднее XIV в. и находившемся в северной части Ладожского озера, на острове Валаам. Много раз отражал нападения шведов, в 1611 г. был ими разорен; восстановлен в 1715 г. Упразднен в 1940е годы.

http://azbyka.ru/fiction/bogomole/?print...

55 Рукописи находятся в НИИ СПб VI РАН. Ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева). Оп. 2. Карт. 136. Д. 4. Л. 137–140. 56 Тотемский Спасо-Суморин монастырь был основан в XVI в. прп. Феодосием (Сумо- риным). В начале XIX в. это был заштатный мужской монастырь Вологодской епархии (см.: [Савваитов П. И.]. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни. Вологда, 1911. С. 3). 57 Императорское Вольное экономическое общество (1765–1919) – научное общество, ставившее себе задачу улучшения положения земледелия и домостроительства в России. 58 Селивановский Семен Иоанникиевич (1772–1735) – типограф, издатель, московский товарищ Е. А. Болховитинова в годы его студенчества, адресат его писем (см.: Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888. С. LXVIII, 62, 172). 59 Феодосий Тотемский, прп. (ок. 1530 – 1568). Дата прославления: 28 января (8 февраля) 1799 г. (см.: [Савваитов П. И.]. Указ. соч. С. 4–14). 63 Скорее всего, речь идет об архимандрите Гаврииле (Болховитинове), троюродном племяннике митр. Евгения, возведенном 8 сентября 1812 г. в сан игумена Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии (см.: Акиньшин. Указ. соч. С. 52; Стро­ев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей россиския церкви. СПб., 1877. С. 747). 66 М. В. Македонец служил в лейб-гвардии конной артиллерии, вышел в отставку генерал- майором (см.: Акиньшин. Указ. соч. С. 46). 67 Витгенштейн Петр Христианович (1768/1769–1843) – русский военачальник, в ноябре 1812 г. генерал от кавалерии, командующий отдельным корпусом, участник операции на р. Бе­резине. 68 Ректором Славяно-греко-латинской академии (с 1814 г. Московской академии) с 1810 г. был архимандрит Симеон (Крылов-Платонов), впоследствии архиеп. Ярославский и Ростов­ский (см.: Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 362). Парфений (Чертков) , архимандрит, впоследствии архиеп. Воронежский и Задонский, префект академии с 25 ноября 1811 г. (см.: Там же. С. 365–356). Подробнее о пребывании в 1812 г. в Вологде московского духовенства, сопровождавшего вывезенные из Москвы церков­ные документы и ценности, см.: Фортунатов Ф. Памятные записки вологжанина (Вологда в 1812 году, Сперанский, Магницкий, Трощинский, Макшеев, Монаков, Каразин, Словцов и др.)//Русский архив. 1867. 12. С. 1654–1663; [Савваитов П. И.]. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1902. С. 34–36; Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. Вологда, 2006. С. 83–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С 1-й пол. XVIII до нач. XIX в. в афонской иконописи прослеживается тенденция обращения к традиции критской школы. К критским образцам восходят иконы праздничного чина иконостаса парекклисиона Богородицы Парамифии в мон-ре Ватопед (1711), причем «Вход Господень в Иерусалим» является копией иконы из иконостаса Феофана Критского для мон-ря Ставроникита (1545/46); икона «Явление Христа равноап. Марии Магдалине» (XVIII в.) из мон-ря св. Павла подражает критским иконам XV в., а «Побиение камнями первомч. Стефана» (1805) из мон-ря Ватопед восходит к одноименной иконе Михаила Дамаскина (ок. 1590; Τσιγαρδας. 2002. Σ. 319-321). Данное направление церковной живописи представлено также произведениями худож. Георгиоса Марку из Аргоса, работавшего в Афинах и Аттике в 1719-1746 гг., и его учеников: Антониоса, Николаоса Бенизелоса, Георгиоса Киприота. Образцами для них служили критские иконы XVI-XVII вв., что прослеживается в росписи кафоликона мон-ря Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин (1735). Среди аттических иконописцев продолжателями традиции Георгиоса Марку были Георгиос (1761), Афанасиос (1769-1771) и Иоаннис Дудас (1774-1806), чьи произведения повторяют иконы Цанеса и др. критских живописцев. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Хиландар. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты. 1803-1804 гг. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Хиландар. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты. 1803-1804 гг. Более консервативная тенденция, близкая к тенденции эпирских памятников этого времени, отражена в росписях кафоликона мон-ря Каракал (1717) и основного храма парекклисиона Богородицы Кукузелиссы в Великой Лавре (1719), выполненных худож. Дамаскином из Янины. Его фрески отличаются плоскостностью, ярко выраженным линейным характером, светлыми тонами на черном фоне. Нимбы святых оформлены характерными для эпирской школы рельефными украшениями. В этом же стиле анонимными эпирскими мастерами выполнены росписи экзонартекса и парекклисионов Ватопедского мон-ря. Во 2-й пол. XVIII в.- 1830 г. большинство художников, работавших на Афоне, были выходцами из сев.-зап. Г. Косма, Серафим и Иоанникий из окрестностей Янины расписали трапезную в мон-ре Пантократор (1749) и экзонартекс кафоликона в мон-ре Каракал (1750), Гавриил и Григорий из Кастории - кафоликон мон-ря прп. Григория (1779), братья Константин и Афанасий из окрестностей Корицы (совр. Корча, Албания) - нартекс и экзонартекс кафоликона мон-ря Филофей (1765), кафоликон мон-ря Ксиропотам (1783) и кириакон скита мон-ря Ксенофонт (1766). Произведения этих артелей живописцев, как и др. анонимных художников той эпохи, имеют большое сходство между собой. Этому же кругу живописцев принадлежит значительное число икон.

http://pravenc.ru/text/166461.html

–  О Иоанне Склире Половчанине враче Владимира 1804. V: 137. –  О гимнах (с переводом гимнов Орфея и Клеанта). 1804. П: 55. –  Размышления о вкусе (из Триблета). 1804. VIII: 143, XI: 174. –  Русский анекдот, 1804. XI: 129. –  Начертание жизни Я. Б. Княжнина. 1804. XI: 131. –  О первом российском посольстве в Японию. 1804. XIII 249. –  Письмо из Тифлиса. 1805. I: 30. Кроме таких отрывочных трудов пр. Евгений занялся и трудом большим, требовавшим собирания новых данных, разных справок, сличений, расследований: это был Словарь русских писателей 6 . В Друге просвещения помещаем он был по частям, начиная с первой книжки 1805 года до последней книжки 1806 г., в продолжение двух лет, под названием «Нового опыта исторического словаря о российских писателях». Перед началом его помещено такое предисловие: «История писателей есть существенная часть литературы; потому что они составляют даже эпохи и периоды ее. Но знать писателей чужестранных, есть посторонняя для нас честь; a не знать своих отечественных есть собственный стыд наш. Отечество наше, недавно обогатившееся науками, давно однако же имело своих писателей, и в некотором смысле период наш справедливее можем мы назвать возобновлением и усовершением, нежели новым введением наук в России. Чтобы увериться в этом, стоит только обозреть список древних и новых наших ученых. Но в сем-то способе мы беднее иностранцев. За 32 года пред сим один патриот нашей литературы издал опыт 7 такового сочинения, принятый с благодарностью от всех снисходительных любителей нашей словесности, но от некоторых строгих и взыскательных аристархов с критикой и даже с бранью. Сочинитель, обещавшийся дополнять и поправлять свою книгу, закрылся завесою молчания, а из критиков никто не захотел принять на себя труда его. Между тем книга, несмотря на свое несовершенство, вся вышла, и охотники с великим уже трудом успевают сыскать оную. «Не хвалясь большим успехом, мы для удовольствия снисходительных читателей предприемлем здесь помещать в каждый месяц по несколько статей Нового опыта Исторического словаря о российских писателях. В план сего опыта войдут:

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

А от других вопрошены: для чего бегают, – говорят: искать де хлеба и места за времени, понеже де мало видим тех, которыи по совершении течения наук своих угодное какое пристанище получают; более же видим де, что, все школы . прошов, места священнического и самого убогого никаким образом добыться не могут, хотя и не стает у могих церквей или приходов священников, для того, что за тое место столько требуют денег, сколько они не имеют. А что паче всего есть, что котории ученики по многотрудных в Фаре, инфииме, грамматике, синтактике чрез 2, 3 и 4 лета около их тщаниях и прилежностях в пиитику уже, риторику и философию поступят, а остроумнейший и надежнейший покажутся, тотчас Московския гофшнитали учениками, яко своими друзьями, понеже из Московских же греколатинских школ туды переведенными, для довольнейшего, честнейшего и свободнейшего в гофшпитали, нежели в Академии, ученического состояния и содержания удобно наговорены, указом Ея Императорского Величества из Коллегии Экономии повсягодно в Московскую гофшпиталь определяются и отсылаются; а в Московской Славеногреколатинской Академии почти самое остается дрождие. И потому о выборе из Московских Славеногреколатинских школ достальных еще 8 школьников в Санктпетербургскую Академию Наук Московская Синодального Правления Канцелярия как соблаговолит? А вышепоказаннии выбраннии ученики в Московскую Синодального Правления Канцелярию при сем доношении за моею ректорскою и учителей их руками и представляются. О сем доноситъ Московской Славеногреколатинской Академии ректор, Спасскаго училищного монастыря архимандрит Стефан 1735-го году ноября дня. Архимандрит и ректор Стефан. Философии учитель и префект Антоний Кувечинский. Реторики учитель Феофилакт Квиетницкий. Пиитики учитель Иона Лещинский». Помета: 1153. Подано и слушано ноября 24-го дня 1735-го года. Записав, взят к делу». Эти 12 учеников Славяногреколатинской Академии (а в том числе и Ломоносов) и были отправлены в Петербург при промемории Коллегии Экономии Синодального Правления от 23 декабря 1735 г. (напечатана во II томе «Материалов для Истории Императорской Академии Наук», С.-Пб. 1886, стр. 840–841). Они прибыли туда 2 января 1736 г., но до конца года находились «как без учения, так и без определения», как они писали в октябре месяце 1736 г. Только двое из них: Виноградов и Ломоносов отправлены были в Марбург и Фрейберг для обучения химии и металлургии (выбраны были еще в начале марта: см. «Материалы для истории Императорской Академии Наук», т. III, С.-Пб. 1886, по указателю под словом: Академия Наук, особенно стр. 213, 239, 240, 249, 258; «Сборник материалов для истории Академии Наук в XVIII в.», собр. А. А. Куником, ч. II, С.-Пб. 1865, стр. 229–230 и др. Ср. у графа Д. А. Толстого: «Академическая гимназия в XVIII столетии», С.-Пб. 1885, стр. 8–9, и «Академический университет в XVIII столетии», С.-Пб. 1885, стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Доктору 800 руб. Аптекарю и 6 челов. лекарям 761 руб. Ученикам 50 чел. 894 руб. 25 коп. Им же на покупку сукон для мундиров в два года по 241 руб. 50 коп., а ежегодно по 120 руб. 75 коп. Мастеровым и работникам 14 чел. 41 руб. Попу и дьячку Комиссару Копиисту На лекарства, инструменты и прочее 1826 руб. 4487 руб. Кроме того, на содержание больных и в жалованье 1318 четв. хлеба 699 . С 1727 года по Выс. указу 12 декабря за долголетние заслуги Бидло стал получать по 1500 руб. ежегодно 700 и единовременно, согласно его просьбе еще в 1718 г., за обучение каждого лекаря по 100 руб. и за подлекаря по 50 руб. Так, в 1728 году он получил из сумм Коллегии Экономии за 16 человек после произведенного им экзамена 1200 рублей 701 . Когда 25 марта 1735 г. доктор Николай Бидло умер 702 , о чем Св. Синод узнал от Коллегии Экономии, а Медицинская Канцелярия «чрез письма», 8 апреля в Госпиталь явился временно назначенный последней для наблюдения два раза в неделю доктор Детельс (Doct. Antonius de Thejls). Коллегия Экономии протестовала на том основании, что в ведомстве Медицинской Канцелярии Госпиталь никогда не был. Но по Выс. указу 1 мая Детельс, состоявший раньше при Медицинской Конторе и Главной Аптеке в Москве, был назначен заместителем Бидло с особой инструкцией Медицинской Канцелярии от 2 мая 1735 г. 703 . По ознакомлении с Госпиталем Детельс прислал Св. Синоду свой рапорт с предложением расширить деятельность Госпиталя увеличением числа больных до 200 чел., назначением двух операторов с жалованьем по 300 руб. каждому и двух «рисовальных мастеров» для срисовыванья ученикам, занимающимся анатомией, частей человеческого тела тоже с жалованьем по 150 руб. Вместо лекаря Пагенкампфа, назначенного оператором 2 июля 1732 г. без жалованья, т.к. по штату Госпиталя оператора не полагалось, хотя Коллегия Экономии и выдала ему в 1735 г. 600 руб. своей властью 704 , Детельс предполагал назначить с 21 августа 1735 г. оператора Балтазара Хангарта с жалованьем в 300 руб. Кроме того, дополнить медикаментами госпитальную аптеку, анатомический театр и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

по Р. Хр.). Научая и развивая своих слушателей с кафедры, Евгений хотел, чтобы они работали и во внеклассное время. С этою целию он ввел в академии обычай публично прочитывать рассуждения или диссертации, отчасти нанисанные студентами, чего, как сам признавался 57 , ранее «в Петербурге не бывало». Мало того, – сам же он стал давать темы для диссертаций и руководить составлявшими последние. Таким образом были составлены и отпечатаны: 1) Историческое исследование о соборах российские церкви, читанное в публичном собрании Спб. Александроневской академии 1803 г. января 8 д. кандидатом богословия Михаилом Сухановым. (Спб. 1803 г.); 2) Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина, читанное 1804 г. января 21 д. кандидатом богословия Иваном Лавровым» (1804 г.); 3) Рассуждение о книге, именуемой «Православное исповедание веры соборные и апостольские церкви восточные», сочиненной киевским митрополитом П. Могилою, читанное 1804 г. января 25 дня кандидатом богословия Алексеем Болховским» (1804 г.); 4) Историческое рассуждение о чинах греко-российские церкви, читанное 1805 г. февраля 16 д. кандидатом богословия Димитрием Малиновским (1805 г.); и 5) Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковных облачений, читанное 1808 г. сентября 29 д. кандидатом богословия Константином, Китовичем (1804 г.) 58 . Все эти «рассуждения», за исключением разве последнего, относятся, как видит читатель, к области истории русской церкви и сами по себе определяют вкус того, но чьей инициативе они писались. Но дело тут не в одной инициативе, а и в том еще руководстве составителями диссертаций, о котором мы упомянули, выше. Руководство это обнаруживалось со стороны Евгения в рекомендации источников и пособий (что особенно важно для молодого работника и характерно для его учителя), в советах, указаниях, поправках и редактировании «рассуждений» для печати. В общем оно настолько было постоянно и велико, что граничило с авторством. Назвав диссертации своими «петербургскими трудами над ученическими опытами " 59 , Евгений в своей автобиографии прямо уже включает их в список сочинений, принадлежащих его перу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010