Но как только епископ Лаврентий «самолично» прибыл на место служения, так сразу должен был убедиться, что указ Петра слишком строг и не вполне применим даже к Астраханской епархии. Попы и жители слобод Дубовки, Тишны и Терсы, поселенные по заказу Петра, встретили епископа Лаврентия с просьбами о постройке в них новых храмов, ссылаясь на дальность расстояния их от городов и сел с храмами – до ста верст, содержать храмы и причты они были в состоянии. Донося об этом Св. Синоду, епископ Лаврентий (26 октября 1724 г.) прибавлял, что во вновь построенной крепости Ставрополе и др. крепостях и новозавоеванных городах также нет церквей, между тем тамошние жители желают построить церкви, о чем «стужали» ему, епископу. Св. Синод позволил астраханскому епископу разрешать строить церкви, но лишь там, где, по освидетельствованию архиереем, «купно» с губернатором Волынским, они окажутся необходимыми и будет возможность их содержать. 334 После строгого наказа Петра едва ли много построено церквей в «новофундованных» крепостях, помимо Ставрополя, развившегося, главными образом, на счет г. Терека, упраздненного и превращенного (7 октября 1726 г.) в маленький редут с несколькими солдатами. Все его жители были переведены в крепость Ставрополь, 335 которая тоже не удержалась за Россией. Вынеся осаду горцев еще в 1725 года, она, по договору 1735 года, вместе с Дербентом и Баку, отдана Персии. 336 Однако и после уступки Ставрополя астраханские владыки впредь до 1799 г. именовались «и ставропольские». 337 В Дербенте, с разрешения Св. Синода, от 28 апреля 1726 г., по просьбе грузинской принцессы, жены принца Вахтанга, для грузинского архиерея Иоанна с его штатом построена вместо церкви «плетневая мазанка во имя великомученицы Екатерины». Пристроившись около «мазанки» Иоанн, архиепископ магнельский, как он сам себя называл, начал строить каменную церковь и просить у Св. Синода церковной утвари. Не успел он построить каменной церкви в Дербенте, как русские войска выступили из Персии после мира 1735 г. Оставшись без русского покровительства, он должен был переселиться в Кизляр, возникший в 1735 г. взамен смытого водой г. Терека и уступленного Персии Ставрополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Богданов. В новом храме был помещен портрет адмирала Корнелия Крюйса; он сохранялся более 200 лет и висел там еще в первые годы после революции 1917 года. 47 Церковь имела 1500 мест, включая те, что находились на хорах. Внутреннее убранство отличалось изысканностью, алтарь, кафедра и орган были отделаны золотом. Для прекрасного органа работы мастера Иоахима из Митавы (ныне – Елгава, Латвия) средства собирались в лютеранских общинах в Москве, Лифляндии, Эстляндии. 48 Поначалу в церкви использовался позитив, изготовленный курляндским органостроителем Иоганном Генрихом Иоахимом из Митавы и купленный общиной за 293 рубля (в 1747 г. позитив был продан за 150 рублей общине лютеранской церкви св. Анны). Первый большой орган в церкви установил в 1735–1737 гг. тот же «привилегированный органостроитель» герцогства Курляндского Иоганн Генрих Иоахим (1696–1762) из Митавы (ныне Елгава, Латвия). Инструмент был построен в традициях немецкого барокко. Он имел два мануала, педаль, 1178 звучащих труб, разделенных на 24 регистра, и 120 декоративных («слепых») труб в проспекте. Стоимость органа по контракту с Иоахимом «без скульптурной, кузнечной и слесарной работы» была определена в 2200 руб. – в 2979 руб. (возможно, в эту сумму вошли упомянутые выше дополнительные затраты). Инструмент Иоахима считался в то время лучшим церковным органом в России. Корпус его был богато украшен позолотой. 49 Органистом церкви св. Петра с 1735 г. служил Фридрих Готтлоб Вильде (1735–1762). Вскоре у пастора Назиуса появился помощник, о чем сообщалось в церковной печати: «Нациус, уже от природы слабый здоровьем, утружденный еще делами службы, преимущественно провожанием покойников на дальние кладбища, впал вскоре в чахотку. Хотя труды его уменьшились тем, что новоприбывший голландский пастор Грубен стал отправлять реформатское богослужение, которое до этого времени лежало тоже на нем, так что он отправлял две службы в одно воскресенье; но прежние труды и суровый петербургский климат до того расстроили его здоровье, что церковный конвент принужден был вызвать из Германии второго пастора в адмиралтейскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Нынешний каменный храм заложен в 1774 году и освящён во имя Великомученика Георгия января 22 дня 1794 года. Построение храма совершалось иждевением помещика Василия Яковлевича Савича и после смерти его усердием сыновей его, поручика Ильи и капитана Василия Васильевичей; они, окончив храм, украсили его благовидным иконостасом и снабдили приличною утварью. Помещик Николай Савич, бывший церковным старостою, кроме других пожертвований, покрыл храм новым железом, а главы и крест – золотом. Метрические книги начинаются с 1735 года. Умерших от холеры было в Локне в 1831 году – 80 человек, в 1848 году 33 человека, в Беловоде – в 1848 году умерло до 300 человек. ПИСАРЕВКА На реке Алешенке, в 22 верстах от города Сум. В ревизской сказке 1732 года сказано, что «черкасы деревни Писаровки», поселены «тому лет 70», следовательно в 1662 году. В отчинное владение земли на реке Алешенке пожалованы были писарю Сумского полка Андрею Мартынову царскою грамотою от 3 октября 1688 года. Это была награда полковому писарю за службы его царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. Существующая ныне в селе Писаревке однопрестольная каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы заложена по благословению епископа Луки Белоградского в 1756 году, построена на иждивение помещика Андрея Савича и освящена в 1775 году. Она заменила собою деревянную церковь во имя святого великомученика Иоанна Воина, которая освящена была в 1735 году. Метрические тетради хранятся с 1735 года. От холеры умерло в 1831 году 42, а в 1848 году 108 человек. Приход по штату 2 класса. По переписи 1732 года в деревне Писаревке 457 душ мужских. По ведомости генерального межевания здесь показано с деревнею Александровкою 5625 десятин земли, при 1450 душах мужских, 1485 женских. По ведомостям церковным число прихожан: в 1750 году 818 душ мужских, 780 женских, в 1770 году 1295 мужских, 1243 женских, в 1790 1480 мужских, 1535 женских, в 1810 году 1589 мужских, 1601 женская, в 1830 году 1868 мужских, 1873 женских, в 1850 году 2173 мужских, 2157 женских. Белопольский Округ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как видно из этих примеров, немцы пытались сохранить свои позиции на руководящих ролях в петербургской римско-католической общине. В условиях интенсивного процесса ассимиляции иностранцев в Петербурге, у них возникало естественное желание сохранить свою этническую идентичность. При этом с психологической точки зрения проповедь на родном языке и церковные песнопения были чрезвычайно важны. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в первой трети XVIII в. в римско-католической общине Санкт-Петербурга немцы были самой крупной и активной группой прихожан, ревностно отстаивавшей свои интересы. 819 Хотя при императрице Анне Иоанновне предпочтение среди инославных исповеданий отдавалось протестантизму, тем не менее положение католической общины в столице также несколько улучшилось. Это подтверждает датчанин-протестант Петер фон Хавен, живший в городе на Неве с 1736 по 1737 гг. В его книге «Путешествие по России» упоминается про тогдашнее положение католических общин в «стране пребывания». «У католиков есть одна церковь в Петербурге, одна в Москве и одна в Астрахани. При петербургской католической общине были четыре падре – итальянец, немец , поляк и француз» 820 , – пишет фон Хавен. В заметках фон Хавена ничего не говорится о тех бедствиях, которые обрушились на католический храм летом 1735 г., когда в Санкт-Петербурге вспыхнул большой пожар. А между тем об этом пишет петербургский историограф Г. Богданов. Упомянув про «кирху каменную католицкую», он продолжает: «Сия кирка прежде пожару стояла в Греческой, то есть в Немецкой улице , позади Миллионной (улицы) близ главной аптеки, но оная в пожаре сгорела в 1735 году» 821 . Г. Богданову вторит другой отечественный автор – Ф. Туманский. В описании «Третьей Адмиралтейской части» он говорит о католической церкви «разных языков»; она «была в Немецкой слободе позади Миллионной, близ главной аптеки, деревянная, в 1735 году сгоревшая» 822 . По просьбе петербургской католической общины, императрица Анна Иоанновна поручила подыскать в столице свободный участок для постройки новой каменной церкви. К этому времени – в 1727–1733 гг. общины ряда протестантских церквей получили участки для постройки своих храмов близ Большой Перспективной дороги (будущего Невского проспекта). Поэтому и католическая община обратилась с ходатайством об отводе места на Першпективе для постройки храма. 14 сентября 1738 г. императрицей Анной Иоанновной был подписан указ о выделении на Невской перспективе участка для постройки костела. 823 «Под строение римской церкви, – говорилось в указе, – отдать на Адмиралтейской стороне, подле большой проспективной дороги, то место, о котором оной религии патер супериор с своим обществом просили, и от Комиссии о строениях в Кабинет представлено было, токмо с таким обязательством, чтоб они строили помянутую церковь и прочее строение на том месте каменное, а деревянного бы ничего не строили, понеже по той проспективе по обоим сторонам надлежит быть всем домам с каменным строением» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1735 году игумен Исаакий, будучи уже настоятелем Крестовоздвиженского монастыря, был наказан штрафом за то, что принял в Сретенский монастырь, когда был его игуменом, бродящего монаха Евфимия без паспорта, а архимандрит Воскресенского монастыря Мелхиседек за нарушение указа о содержании под караулом того же монаха Евфимия был уволен от Сам Евфимий, по синодальному определению 1735 года, был лишен монашеского чина и отослан в Успенский Далматов монастырь Тобольской епархии в число трудников (закованный в кандалы), но в 1740 году он был прощен в силу всемилостивейших указов от 28 апреля и 19 мая того года - все вины ему были отпущены, монашество Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 2. Ч. 1: 1722 г. СПб., 1879. С. 62. Дело N 59. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2: 1722 г. СПб., 1872. С. 157. Дело N 509. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 2 Ч. 1. С. 570- 578. Дело N 422. Там же. С. 580. Дело N 423. Материалы для истории археологии и статистики города Москвы по определению Московской городской думы/Под рук. И.Е. Забелина. М., 1884. Ч. 1. С. 555. Там же. С. 465. Там же. С. 555-556. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 9: 1735-1737 гг. СПб., 1905. С. 70. Дело N 2875. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 7: 1727 г. СПб., 1885. С. 325-328. Дело N 318. Там же. Т. 10: 1730 г. СПб., 1901. С. 805-806. Дело N 505. Там же. Т. 21: 1741 г. СПб., 1913. С. 158. Дело N 180. См.: Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 6: 1727-1730 гг. СПб., 1889. С. 109-110. Дело N 2076. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 7. С. 341-342. Дело N 333.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

[груз. ] (Багратиони Теймураз; 17.10.1720, Телави - 1.03.1788, Тбилиси), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1744-1755, 1764-1788), видный гос. и церковный деятель, дипломат, писатель, философ, историк, грамматик. Царевич, сын Картлийского царя Иессея (1714-1716, 1724-1727) и Елены, дочери царя Ираклия I (кахетинская ветвь Багратиони), племянник царя Вахтанга VI Законоположителя . Воспитывался в г. Телави вместе с двоюродным братом со стороны матери, буд. царем Ираклием II . Изучал Свящ. Писание, греч., татар. и персид. языки, светские науки. На формирование личности А. оказали большое влияние его восприемник архим. мон-ря Давидгареджи Спиридон и еп. Памфилийский Парфений. В 15 лет А. обручился с дочерью влиятельного политического деятеля Гиви Амилахвари, однако иран. полководец Тамаз-хан, захвативший в 1735 г. Тбилиси, отобрал у него невесту. А. поступил в мон-рь Давидгареджи, в 1738 г. переехал в Зап. Грузию и в мон-ре Гелати Абхазо-Имеретинским Католикосом-Патриархом Григорием II был пострижен в монашество. В 1739 г. А.- игумен Гелатского мон-ря, в 1740 г. хиротонисан во епископа Кутаисского (1740-1742) и возведен в сан митрополита, в 1743-1744 гг. вернулся в Давидгареджи. В 1744 г. А. избран Католикосом-Патриархом Вост. Грузии, что имело важный политический аспект,- это событие совпало с воцарением Теймураза II Багратиони в Картли и его сына Ираклия II в Кахети. После длительного периода оккупации Вост. Грузии османами (1723-1735), затем персами (1735-1744) Теймураз II и Ираклий II начали гос. деятельность с проведения ряда реформ в области военного дела, судопроизводства, в сфере экономики и т. д., подготавливая почву для воссоединения Картли и Кахети (что совершилось в 1762, после смерти Теймураза II). Будучи сподвижником Ираклия II, А. поддерживал начинания дяди и двоюродного брата, принимая активное участие в осуществлении преобразований в сферах церковного управления, образования и экономики. Во время Патриаршества А. увеличилось количество духовных школ и уч-щ, был упорядочен чин богослужения, восстановлены деревни, принадлежавшие храму Светицховели .

http://pravenc.ru/text/116046.html

В царствование А. И. Россия совместно с Австрией участвовала в войне за «польское наследство» (1733-1735). При помощи российских войск из Польши был изгнан франц. ставленник Станислав Лещинский и утвержден на польск. престоле саксонский курфюрст Фридрих Август II (1733-1763, в Польше - Август III). Эта война предопределила последующие разделы Польши. С избранием при поддержке российского правительства Бирона герцогом Курляндским и Семигальским (1737) укрепились позиции России в Прибалтике, Курляндия фактически стала сателлитом России. Желая утвердить на российском престоле потомство своего отца царя Иоанна V и не допустить воцарения потомков Петра I, А. И. приняла меры к устранению от престолонаследия внука Петра I - герц. Голштинского Петра Ульриха (буд. имп. Петр III ). Россия отказалась поддержать претензии Голштинского герцогства на возврат отторгнутого от него Данией Шлезвига. На основании русско-дат. конвенции 1732 г. Дания должна была выплатить Голштинии денежную компенсацию за присоединенную территорию, Россия и Австрия гарантировали неприкосновенность дат. владений. Правительство А. И. не смогло удержать завоеванные Петром I в результате Персидского похода (1722-1723) прикаспийские провинции и противостоять экспансии иран. Надир-шаха в Закавказье. На основании Рештского трактата 1732 г. Россия отказалась от Гиляна, Мазендарана и Астрабада, но удержала за собой Баку и Дербент. После изгнания тур. войск из Ирана российское правительство по Ганджинскому трактату (1735) передало Надир-шаху ширванское побережье, дагестанские земли и крепость Св. Креста, граница была установлена по р. Терек. В ходе русско-австро-тур. войны 1735-1739 гг. российские войска под командованием Миниха и П. П. Ласси в 1736 г. впервые вошли в Крым и разорили столицу Крымского ханства Бахчисарай. В результате неск. удачных кампаний в Сев. Причерноморье, Приазовье, Крыму, Молдавии и Трансильвании был возвращен Азов (1736), взят Очаков (1737). Русско-тур. мирные переговоры на Немировском конгрессе (авг.- окт. 1737) не увенчались успехом. В ходе военной кампании 1739 г. российские войска разбили турок под Ставучанами и овладели крепостью Хотин. Под угрозой заключения сепаратного австро-тур. мирного договора и надвигающейся войны со Швецией правительство А. И. при посредничестве франц. дипломатов вступило в переговоры с Турцией. По невыгодному Белградскому мирному договору (1739) Россия получила незначительные территории. Религ. политика

http://pravenc.ru/text/115600.html

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

Феодор Левонов 2 янв. 1732 перев. из Московского Сретенского монастыря; с 11 мар. 1735 синодальный ризничий. Варлаам в 1735 перев. с Перервы; 22 июня 1736 представлен в архим. Спасо-Андрониева монастыря, но оставлен; до 1742. Иона Лещинский , с 1742; 18 апр. 1744 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. Феофан Чарнуцкий перев. из Высоцкого в 1744 (несколько месяцев); перев. в Троицкую Сергиеву Лавру в казначея; с 25 сент. 1749 наместн. оной; с 1753 – архиерей Нижегородский. Иов 1 янв. 1745 перев. из Московского Андреевского монастыря; 7 авг. 1749, по суду, лишён монашества и сослан. Иоанн Ястрембский в 1749 перев. из Путивльского Молчанского монастыря; в 1752 отрешён. Иларион Завалевич в 1753 перев. с Перервы; в начале 1758 – в Ростовском Яковлевом мнтре 51 . Варлаам Гловацкий 27 февр. 1757 перев. с Перервы; 28 янв. 1759 уволен. После архим. Спасо-Андрониевский. Ефрем , Серб, 14 апр. 1759 вызван в С.-Петербург для посылки в Кёнигсберг. После архим. Спасо-Евфимиевский. Ириней Братанович , 1759, из префектов Московской духовной акад.; по авг. 1762 перев. в Брянский Петропавловский мнтрь. Гедеон , в 1762–68, 4 дек. отрешён; с 1770 – в Московском Сретенском. Антоний Протопопов 11 мая 1770 перев. из Московского Сретенского, а 11 мар. 1771 – в Златоустов. Сильвестр Буявинский , 1772, член консистории. (См. Пафнутиев мнтрь). Соломон Доброгорский 1772 перев. из Шартомского, а 20 июня 1774 – в Суздальский Евфимиев. Арсений Изографов в 1774 перев. из Шартомского, а 6 мар. 1776 – в Устюжский Архангельский. Симон , 1776 и 77, † 14 авг. Варнава , из Чудовских наместн., 1777–91, в июле уволен на покой. Иероним Ершов в авг. 1791 перев. с Перервы; † 15 дек. Ионафан , из наместн. Савво-Сторожевских, определён 23 февр. 1792; до 1803. Амвросий Виноградовский , 1803–4. Никандр Алексеевский , 1804–7; † 7 окт. Лаврентий Бакшевский 25 янв. 1808 перев. с Перервы; 14 окт. – в Московский Златоустов мнтрь. Антоний Левшин-Платонов , в 1809; вскоре †. Евгений Казанцев определён 5 июня 1810, а 6 авг. перев. в Дмитровский Борисоглебский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болхов. Церковь Николая Чудотворца, Гончарного. Церковь Николы Пахотного, церковь Иерусалимской Божией Матери /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Обширная кирпичная церковь, построенная в 1735 году. Высокий бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной, колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 году. Второй этаж над трапезной сооружён в 1864 году. В трапезной вверху Иерусалимский храм с приделами Михаила Архангела и Нила Столобенского, внизу Воздвиженский и Трёхсвятский приделы. Закрыта в 1930-х годах, в 1940-1950-х годах разрушена, в 1972 году взорвана колокольня. Никольская церковь на Верхне-Никольской площади венчала самую высокую точку города Болхова. Первое упоминание о ней содержится в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «В пахотной слободе церковь Николы Чудотворца деревян клечет, а в нем образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение попа Никольскова Игнатия, да дьячка Якушки Дементьева сына Разпопа и мирских людей; под церковью и кладбищем места в длину 20 сажен, поперек тож». В ночь на 7 мая 1695 г. «часу в пятом» в Болхове вспыхнул большой пожар, уничтоживший кружечный и таможенный дворы, дворы именитых людей Григория Строганова и Никиты Шутова, 3 двора поповских, 72 посадских, 79 лавок, 26 кузниц и две церкви – Вознесенскую и Никольскую. За свою историю храм неоднократно перестраивался и возводился заново, в частности, в конце XVII или начале XVIII вв. очередную деревянную церковь на этом месте возвели иерей Игнатий и чтец Иаков. Кирпичную холодную церковь во имя Св. Николая Чудотворца вместо старой обветшавшей построили в 1735 г. По архитектуре представляла собой высокий бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной. В 1804 г. ее трапезную расширили и сделали теплой, устроив по бокам два придела: во имя Воздвижения Св. Креста (правый) и трех святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (левый). Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 году. В 1864 г. над трапезной построили второй этаж, где разместили еще три придела: главный во имя Иерусалимской иконы Божией Матери (в центре), во имя Св. Нила Столбенского (правый) и Св. Михаила Архангела (левый).

http://sobory.ru/article/?object=39404

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010