Однако в том же 1804 г., как сообщается в статье о М.Е. Емельянове в «Татарской энциклопедии», «из-за споров с настоятельницей монастыря по поводу внеш[него] вида собора» он «был отстранён от работ в монастыре и от должности губ[ернского] архитектора».(101) В биографическом справочнике «Казанские архитекторы конца XVIII - начала XX века» Л.М. Муртазина пишет также, что М.Е. Емельянов был «предан суду» по указанию сенатора И.Б. Пестеля (1765 - 1843), производившего в 1804 г. ревизию Казанской губернии, однако: «Дело о нём так и не было решено в суде».(102) Возведение главного монастырского собора ознаменовало собой существенное преобразование и устроение всей обители. С 1804 по 1809 гг. Казанским губернским архитектором являлся Яков Михайлович Шелковников (1774 - ок. 1809), которому, помимо прочего, по словам С.П. Саначина, досталась «глобальная задача - переустройство всех, кроме холодного собора и колокольни, строений, бывших по большей части деревянных и хаотически разбросанных».(103) «Император Александр I, - отмечает исследователь, - осчастливил монастырь не только огромной суммой на достройку холодного собора. Энергичная игуменья София, видя сильную переуплотнённость территории, решительно хлопотала о прибавке смежных земель [...]. Составленный в 1803 г. Михайлой Емельяновым генплан монастыря(104) показывает расширение площади более чем в два раза с прибавкой земли соседних церкви Николы Тульского и Адмиралтейской конторы [...]. Сразу же началось строительство двухэтажного корпуса для богомольцев на собственные средства игуменьи Софии [...]. Это самое старое (1806) не храмовое строение монастыря. Оно без фронтона сохраняется поныне (ул. Большая Красная, 5а)».(105) В 1806 г. был выполнен проект южной ограды монастыря «Этого требовал регулярный план города Казани, - указывает С.П. Саначин, - выпрямивший ранее дугообразную улицу Покровскую (ныне - Большая Красная). Древние Святые ворота при этом сохранялись на прежнем месте. И, таким образом, перед ними образовывалась полукруглая входная площадь. А вот предполагавшейся разборки надвратной церкви Царевича Дмитрия Московского и строительства над ними новой - купольной не произошло. Сложившуюся ситуацию запечатлел в 1820-е гг. казанский художник Василий Степанович Турин [...]».(106)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Основание слишком хрупкое! Единственный документ, оставшийся от первых 16-ти, темных для истории Гимназии, лет относится к 1797 году. Из этого документа видно, что назначен был в главное народное Костромское училище первым директором флота капитан 1-го ранга Герман Иванович Шурман. Несомненно, что это училище было на содержании Костромского приказа Общественного Призрения. В Московских ведомостях говорится, что в это училище поступило 66 юношей. Из бумаг члена корреспондента Статистического отделения Министерства Внутренних дел, Михаила Степановича Травьянского, видно, что главным попечителем училища был Костромские гражданский губернатор, что увеличивающееся число воспитанников заставило Губернское начальство и Приказ общественного призрения приобрести покупкой для училища каменный двухэтажный дом, построенный на Верхне-Дебринской улице. Не подлежит никакому сомнению, что Костромская Духовная семинария, основанная в 1747 году, это и доселе неоцененное по заслугам заведение – как на первых порах снабдила главное народное училище учителями, так и впоследствии долго еще снабжала ими. Г-н Травьянский в своих запасках говорит, что первыми учителями народного училища были: 1) Иван Андреевич Филиповский 2) Сергей Васильевич Ягодкин и 3) Яков Иванович Протопопов. Вот все, далеко не полные сведения о главном народном училище! Костромская губернская гимназия 1804–1819 гг. Главное народное училище существовало в Костроме до 15-го сентября 1804 года, когда по уставу народных училищ оно было преобразовано в Губернскую Гимназию, которая и открыта торжественно 15-го сентября. Замечательно, что и этот день был днем коронации Императора Александра I. Известно, что по уставу 1804 г. в курс Гимназический входили следующие предметы: 1) Чистая и прикладная Математика и опытная физика, 2) История с Мифологией и древностями, География и Статистика, 3) Философия, изящные и политические науки, 4) Естественная история, начальные основания наук, относящихся к торговле, и технология, 5) Латинский, 6) Немецкий 7) Французский языки и 8) Рисование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Серафим (1759–1833), несомненно, являет самый поразительный пример такого откровения святости. Сын курского предпринимателя, он поступил послушником в Саровский монастырь девятнадцати лет от роду; в двадцать семь лет был пострижен в монахи и в тридцать четыре – рукоположен во иерея. В течение десяти лет (с 1794 по 1804 г.) он жил один в лесу, строжайше следуя правилу святого Пахомия Египетского, которое нашел при чтении обширной святоотеческой литературы. Его единственными собеседниками были дикие звери бескрайних русских лесов – медведи, волки, лисы; очевидцы говорили, что он кормил их из рук. 12 сентября 1804 г. Серафим был сильно избит разбойниками и найден без сознания в своей келье. Он не сопротивлялся нападавшим и отказался давать показания на них в суде. Полученные удары сильно повредили его здоровью, и выздоровление длилось несколько месяцев. Поправившись, он обратился к примеру древних столпников: с 1804 до 1807 г. он тысячу суток молился ночью и днем, стоя на коленях на камне, оставляя его только для принятия пищи и краткого отдыха. Он вернулся в монастырь, где оставался с 1807 по 1825 г., за исключением нескольких коротких перерывов. Он никогда не выходил из своей неотапливаемой кельи, где не было кровати. Перед единственной иконой Богоматери Умиления горела лампада. Расписание его дня, сосредоточенного на Иисусовой молитве, включало еженедельное прочтение четырех Евангелий (понедельник – от Матфея, вторник – от Марка, среда – от Луки, четверг – от Иоанна; в пятницу – службы святому Кресту, в субботу – службы всем святым). По воскресениям он причащался святых Тайн, которые ему приносил в келью священник, совершавший Литургию. 25 ноября 1824 г. ему было видение Божией Матери в сопровожении святого Петра Александрийского и святого Климента Римского . После этого он согласился на старческое служение и стал принимать паломников в своей келье. Он приветствовал их словами «радость моя», научая их тому, что вся христианская жизнь состоит в «стяжании Святого Духа». В этом простом монахе богословское понимание углублялось личным духовным опытом. Иисус, Сын Божий, призываемый в непрестанной молитве, открывает Себя присутствием Духа, и две Божественные Ипостаси приводят душу к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Петр Тобольский, из здешних студентов, учитель низшей информатории и греческого языка, с 4 сентября 1801 года; в октябре 1802 г. вышел в св. Синод переводчиком. Михаил Суханов, кандидат богословия, из Иркутской семинарии, обучался в здешней академии богословским и философским наукам и, по окончании курса, в 1801–1802 гг. сам обучал простому нотному пению и немецкому языку; по возвращении на родину, в 1805 г. принял монашество, в котором назван Иннокентием и определен префектом семинарии; в 1808 г. произведен в архимандрита Киренского монастыря; скончался 2 мая 1811 г, Степан Ив. Максимович, из здешних студентов, информатор и учитель французского языка, с 4-го сентября 1801 г.; в 1804 г. рукоположен в священника к церкви Рождества пресв. Богородицы, что на Песках. Вениамин, соборный иеромонах, из префектов Костромской семинарии, вызван был на класс риторики 25 сентября 1802 г.; когда и куда выбыл, неизвестно. Иоанникий Флеров, иеромонах, в 1802 г. вызван м. Амвросием из Ярославской семинарии; в 1804 г. февр. 15-го определен законоучителем в Академию Художеств. Скончался в 1808 г., в сане архимандрита Старицкого Успенского монастыря. Гедеон (Гавриил) Федотов, иеромонах, в 1803 г. вызван м. Амвросием из Белградской семинарии, где был учителем математики и французского языка; но в том же году, по распоряжению св. Синода, отправлен был в Российско-Американские поселения, в качестве благочинного над духовенством камчатских и американских церквей, с пожалованием ему наперсного креста; по возвращении из миссии определен наместником здешней лавры; в 1810 году произведен в архимандрита Зеленецкого монастыря; в 1819 г. переведен в Иверский. Никита Орловский, до окончания кура поступил псаломщиком в Копенгаген; по возвращении в Россию в 1803 г. слушал философский и богословский курсы, обучая в то же время младших воспитанников немецкому языку и нотному пению; в 1804 г. определен священником в Копенгаген же; после был законоучителем Морского кадетского корпуса и Александровской мануфактуры; скончался протоиереем Покровской Коломенской церкви. Сочинения его: Краткая российская грамматика (Спб. 1814) и Информатория или начальные основания латинского языка. Спб. 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

с ноября 1681 5.09.1686 Авраамий, митрополит рукоположен с 09.01.1687 по март 1700 на покое; 27.02.1708 рукоположен с 07.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; 27.11.1722 Сильвестр (Холмский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 епископ Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 01.10.1726 архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский), епископ рукоположен c 30.10.1726, на кафедре с 22.01.1727 27.04.1731 Лаврентий (Горка), епископ бывший епископ Великоустюжский и Тотемский с 11.05.1731 по 26.09.1733 епископ Вятский и Великопермский Алексий (Титов), архиепископ бывший архиепископ Вятский и Великопермский с 26.09.1733 17.09.1750 Димитрий (Сеченов), епископ бывший епископ Нижегородский и Алатырский с 21.06.1752 по 22.10.1757 архиепископ Новгородский и Великолуцкий Палладий (Юрьев), епископ рукоположен с 18.06.1758 по 29.05.1764 переименован епископ Рязанский и Шацкий Рязанская и Шацкая С 29 мая 1764 года Имена Сведения Палладий (Юрьев), епископ бывший епископ Рязанский и Муромский с 29,05.1764 по 20.03.1778 на покое; 02.12.1789 Симон (Лагов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 31.03.1778; архиепископ с 06.11.1792 по 16.10.1799 переименован епископ Рязанский и Зарайский Рязанская и Зарайская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Симон (Лагов), архиепископ бывший епископ Рязанский и Шацкий (Муромский) с 16.10.1799 17.01.1804 Амвросий (Яковлев-Орлин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 29.01.1804 архиепископ с 11.11.1804 26.01.1809 бывший архиепископ Калужский и Боровский с 05.03.1809 по 14.05.1817 архиепископ Мцхетский. Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Сергий (Крылов-Платонов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 04.06.1817; архиепископ с 17.09.1819 18.08.1824 бывший епископ Калужский и Боровский с 12.01.1825 архиепископ с 22.08.1826 по 25.02.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1791-1795 гг., при игум. Макарии (в схиме Серафим) (Данковском), велось строительство каменного надвратного 2-этажного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. На нижнем этаже предполагалось устроить кельи и помещение для Данковского духовного правления. В авг. 1803 г. Рязанская консистория предписала освидетельствовать Вознесенский храм и прислать его опись. Представляя опись, данковский прот. Евдоким сообщал, что «в настоящей церкви в стенах есть расселины, кои замазаны ныне известью, и вся настоящая церковь несколько поосела, отчего верхние карнизы покривились. В придельной церкви, покрытой черепицею, по стенам и в алтаре проходит течь, да и в настоящей в самом куполе и в алтаре по обоим углам также идет течь». Храм «дозволено было освятить», но строителю поручалось исправить «все ветхости в Вознесенской церкви в будущую весну». 30 мая 1804 г. Вознесенский храм был освящен игум. Дионисием II (1800-1804) и прот. Евдокимом, но в 1811 г. строителем игум. Павлином разобран, а на его месте возведен 2-этажный дом Данковского духовного уч-ща (впосл. на верхнем этаже этого дома игум. Македонием (1880-1883) были устроены кельи для братии, а в нижнем - трапезная и кухня). В 1811 г., при игум. Павлине (1804-1814), в Д. м. был построен, а 10 июля 1824 г. ректором Рязанской ДС игум. Илиодором освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г., при игум. Дионисии IV, в Никольской ц. был устроен новый одноярусный иконостас с «образцами лучшей современной живописи», обновлены храмовые росписи, позолочены чугунные оклады чтимых икон. В 1795 г. на средства данковских семей над захоронением строителя Романа вместо ветхой была построена каменная часовня. В ней находилось надгробие из белого мрамора с надписью: «Благословением Божиим создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини… Барятинской и прочих доброхотных дателей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследнике ее Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». Здесь же, под могилой основателя, в склепе, хранились его железный крест, вериги и суконные четки.

http://pravenc.ru/text/171349.html

с 11.05.1731 по 26.09.1733 еп. Вятский и Великопермский Алексий (Титов) архиепископ, бывший архиеп. Вятский и Великопермский с 26.09.1733 † 17.09.1750 Димитрий (Сеченов) епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 21.06.1752 по 22.10.1757 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Палладий (Юрьев) епископ, рукоположен с 18.06.1758 по 29.05.1764 переименован еп. Рязанский и Шацкий Рязанская и Шацкая С 29 мая 1764 года Палладий (Юрьев) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 29.05.1764 по 20.03.1778 на покое; † 2.12.1789 Симон (Лагов) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 31.03.1778 архиепископ с 6.11.1792 по 16.10.1799 переименован еп. Рязанский и Зарайский Рязанская и Зарайская С 16 октября 1799 года Симон (Лагов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Шацкий (Муромский) с 16.10.1799 † 17.01.1804 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 29.01.1804 архиепископ с 11.11.1804 † 26.01.1809 Феофилакт (Русанов) архиепископ, бывший архиеп. Калужский и Боровский с 5.03.1809 по 14.05.1817 архиеп. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Сергий (Крылов-Платонов), епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 4.06.1817 архиепископ с 17.09.1819 † 18.08.1824 Филарет (Амфитеатров) епископ, свт., бывший еп. Калужский и Боровский, с 12.01.1825 архиепископ с 22.08.1826 по 25.02.1828 архиеп. Казанский и Свияжский Григорий (Постников) архиепископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 3.03.1828 по 28.07.1829 архиеп. Тверской и Кашинский Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший архиеп. Тобольский и Сибирский с 1.08.1831 по 8.05.1837 архиеп. Ярославский и Ростовский Гавриил (Городков) архиепископ, свят., бывший архиеп. Могилевский и Мстиславский с 15.04.1837 по 5.06.1858 на покое; † 7.04.1862 Смарагд (Крыжановский) архиепископ, бывший архиеп. Орловский и Севский с 5.06.1858 †11.11.1863 Иринарх (Попов) архиепископ, бывший архиеп. Подольский и Брацлавский с 20.12.1863 по 29.08.1867 на покое; † 25.09.1877 Алексий (Ржаницын) архиепископ, бывший еп. Таврический и Симферопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1804 г. по инициативе и, вероятно, на средства помещика П. Верховского был выполнен проект нового каменного храма. Таким образом, именно с 1804 года ведет свою историю ныне существующий Спасский храм. Есть все основания полагать, что проект этой постройки спроектирован тверским губернским архитектором А.А. Трофимовым. Строительство церкви началось в 1804 г., но уже в 1805 г. П.Ф. Верховский заявил, что необходимых средств, обозначенных сметой А.А. Трофимова (12 000 рублей) у него и остальных прихожан нет, поэтому он просил тверского епископа Мефодия выдать «зборную книгу» для сбора от «доброхотных людей» недостающих на сооружение церкви денег. Запрашивалась «зборная книга» и в 1821 г. Первый (правый) придел во имя Покрова Божией Матери освятили 2 ноября 1831 г., а через год, 30 октября 1832 г., - второй Никольский придел. Строительство Спасской церкви окончательно завершено в 1845 г., тогда же её и освятили. Пропорциональное совершенство и композиционную гармонию архитектуры храма в первую очередь определяет его крещатый основной объем, средокрестие которого увенчано масштабным цилиндрическим барабаном. Стилистика здания характерна сооружениям, спроектированным на рубеже XVIII–XIX в.в. Это подчеркивается многочисленными нишами, позднебарочными наличниками, декорирующими классическое по облику здание. Не все «рукава» крестообразной в плане Спасской церкви одинаковы по длине. Близки по величине апсида, а также северный и южный притворы. Западная «оконечность» церкви акцентирована трехъярусной колокольней, которая коротким переходом объединена с трапезной. Наиболее величественным элементом внутреннего пространства является устроенная в средокрестии двухсветная ротонда. Ее плоскости делит в интерьере на два яруса развитый антаблемент, опирающийся на колонны тосканского ордена, которые опоясывают ротонду по всему периметру. В отдельных местах храма на стенах сохранилась масляная живопись в технике «гризайль». Церковь не имела перестроек, в ней сохранились подлинные детали столярки, кованые изделия, решетки. Храм по своему значению является ярким подлинным образцом классической архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=28931

Знаменка. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты В начале XVIII в. на Торге (первое название села) была построена деревянная часовня во имя Знамения Божией Матери. К часовне был прирублен алтарь и паперть, и в 1746 году церковь была освящена. В 1755 году эта церковь сгорела дотла. В 1758 году церковь была построена вновь, но через девять лет она снова сгорела. В 1768 году Торгинская церковь вновь была заложена. В 1780 году по прошению священника Петра Писарева и приходских людей на правой стороне алтаря был поставлен второй престол во имя святителя Николая чудотворца... Каменная церковь в Торге была построена в 1804 году, об этом свидетельствует запись в «Памятной книжке Забайкальской области за 1871 год»: «Торгинская каменная церковь с такою же колокольнею построена в 1804 г. попечением умершего священника Дмитрия Писарева и прихожан. В ней два престола: на правой стороне во имя Знамения Пресвятой Богородицы, а на левой – во имя Святителя Николая». Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Знаменка Нерчинского района — одна из немногих. Войдя под её своды, вы сразу почувствуете ту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью». Милость Божия сохранила её и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно началось восстановление церкви силами местного прихода. От Нерчинской епархии в село Знаменка был назначен настоятель иерей Роман Пичуев. В церкви проводятся молебны каждую вторую неделю. История храма тесно связана с почитаемой иконой Знамения Пресвятой Богородицы, считавшаяся чудотворной и получившая название Торгинской. По легенде, в 1685 г. она была доставлена в Торгу бывшими албазинскими казаками. Нерчинское церковное духовенство пожелало забрать ее в город, что и произошло 7 июля, а уже 20 июля икона «невидимой силой была перенесена опять на то же место, где была, т.е. в Торгу». Жители села специально для этой иконы построили деревянную часовню, позже её перестроили в церковь. В 1804 г. в селении была построена каменная церковь с двумя приделами: в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя святителя и чудотворца Николая.

http://sobory.ru/article/?object=37060

Антоний , игум., 1725; (упом. в мар.) 1728. Адриан , настоятель, грам. 3 сент. 1729. Андрей (ошибка?) Перхуров , 1729. Иларион , 1730–32. Иона перев. из Московского Андреевского, 30 нояб. 1732–36 (дек.). Иосиф Скрыпицын , с 1736; † 1 нояб. 1738. Авраамий , 1739–1745. Пахомий , с 1753. Нифонт Червинский (перев. из Колонного?) 1755 (упом. 15 февр.) и 1756, и 1757. Каллистрат 17 янв. 1758 перев. из Переяславского Даниилова, и вскоре – в Арзамасский Спасский. Сильвестр Страгородский 5 мар. 1760, из иеромонахов Александро-Невских, а 23 дек. 1761 хирот. в епископа Переяславль-Залесского. Галактион , 1762 (†...?). Иероним 5 дек. 1762 перев. из Дмитровского-Борисоглебского; до 1775. Игумены Иоанникий , 1775–85. Никандр , 1786–88. Палладий , 1794. Афанасий , 1794–99. Вениамин , с 1800, а в мае 1802 перев. в Боголюбов. Анатолий перев. из Вязниковского Благовещенского, 24 авг. 1802–1804. Иннокентий Тихомиров , из синодальных ризничих, определён в июне 1804, а 8 сент. перев. в Новгородский Андрониев. Никон Боевский , с сент. 1804, а 20 мар. 1806 перев. в Юрьевский Архангельский. Архимандриты Лаврентий , в 1806–30. Пахомий , 1830–33. Иероним , 1833–45. Нифонт , 1845–66. (В Спасском Муромском?) Герасим , 1869. 9 Благовещенский, на Старом городище, в Муроме, основан царём Иоанном Василиевичем в 1553 г. В последствии был домовый патриарший. Ныне 3-го класса. [III, 358.] Управляют викарии. Игумены Сергий , 1595–1624. Иоаким , 1636–50. Кирилл , 1652–54. Арсений , в янв. 1659. ?? Порфирий , в апр. 1662. Ферапонт , в янв. 1667. Евфимий , в мар. 1670, в сент. 1671. Феодосий , 1684 и 85. Харитон , 1698. Архимандриты Павлин , 11 февр. 1723. Афиноген , 3 мар. 1723. Антоний , 1726–31, янв. Гедеон перев. 1738 из Радовицкого и уволен на покой. Павел , 1738–42. Алимпий 1753 перев. из Борисоглебского Муромского, 1762–71. Игумены Порфирий , 1771–80. Парфений , 1789. Арсений , 1799. Феофил , 1802. Варлаам , 1838–44. Иннокентий , 1845–56. Гедеон , 1857 и 58. Маркеллиан , архим., 1859 и 60. Алексий , архим., 1861–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010