Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь " . 18 октября 1798 года на скупщине в монастыре Станевичи был принят первый законник, названный впоследствии " Законник Святого Петра I " . (Вторая часть этого законника была принята на скупщине в Цетинье 17 августа 1803 года). Начинавшийся словами " Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа " законник состоял из 33 пунктов (по числу земных лет Спасителя) и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием Креста, Евангелия и мощей Св. великомученика Пантелеймона. В 1798 года св. Петр учредил первое черногорское правительство " Кулук " . В 1804 году недруги Петра I оклеветали его перед русским императором Александром I, который послал в Черногорию графа Марка Ивелича (уроженца г.Рисан в Боке Которской) и черногорского посланника при русском дворе архимандрита Стефана Вучетича (хотевшего занять место владыки). Ивелич и Вучетич привезли с собой письмо Священного Синода, который выдвигал против митрополита и его секретаря Долчи тяжкие обвинения и требовал явиться ему на суд в Петербург. Но черногорцы встали на защиту своего архиерея и, собравшись в Цетинье 1 мая 1804 года на Скупщину, написали письмо русскому царю, в котором отвергли несправедливые обвинения против св. Петра и просили царя прислать другого посланника, русского происхождения, чтобы он мог беспристрастно во всем разобраться. Новый русский посланник в Боке Маузерский убедился в ложности обвинений против святителя. 16 августа 1804 года митрополит Петр и черногорские старейшины поклялись на верность России. Добрые отношения между двумя странами были восстановлены, что было важно для них перед надвигающейся опасностью со стороны наполеоновской Франции. В 1805 году Австрия уступила Франции по Пресбургскому договору Боку Которскую. Жители Боки, не согласившись на французскую оккупацию, послали за помощью к митрополиту Петру в Цетинье и русскому адмиралу Д.Н. Сенявину на остров Корфу. В феврале 1806 году русские корабли и черногорские отряды заняли Будву и города Боки.

http://pravicon.com/info-3208

Тогдашний... обер-полицмейстер – Иван Дмитриевич Лужин (1804–1868), свиты е. и. в. генерал-майор, обер-полицмейстер Москвы в 1845–1854 годах. 5 Луи Наполеон III Бонапарт (1808–1873) – фр. император. В 1848 г. избран президентом Франции; когда же срок его президентства истек, он, фактически совершив государственный переворот, 2 декабря 1852 г. провозгласил себя императором Франции под именем Наполеона Третьего. 6 Франц-Иосиф I Габсбург (1830–1916) – император Австрии и король Венгрии (с 1848-го). Во время революционных волнений в Европе, когда в 1849 г. над Австрийской империей нависла угроза распада, Франц-Иосиф устоял на престоле благодаря военной поддержке Императора Николая I. В «благодарность» за это во время Крымской войны император Франц-Иосиф держал свои войска наготове, чтобы в любой момент присоединиться к антирусской коалиции. 7 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – император Франции в 1804–1814 гг. и марте – июне 1815 года. Начал карьеру в армии, был активным участником Великой фр. революции; в 1799 г., совершив государственный переворот, стал перв. консулом и сосредоточил в своих руках всю государственную власть; в 1804 г. провозглашен императором. В июне 1812 г. огромная наполеоновская армия вторглась на территорию России, 25 декабря того же года была изгнана. В 1814 г., после победоносного вступления в Париж рус. армии и войск антифранцузской коалиции, Наполеон отрекся от престола. Отправленный на остров Эльба, он, однако, вскоре бежал и вторично захватил фр. престол. После окончательного разгрома – в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 г. – был сослан на остров Святой Елены. 8 Император Александр I (1777–1825) взошел на рус. престол в 1801 г.; центральным событием его царствования была, несомненно, Отечественная война 1812 года. При вступлении наполеоновской армии в Россию часть населения ее западных окраин: поляки, литовцы, жители Курляндии (историческая область на западе Латвии, в 1795 г. вошедшая в состав России), нарушив присягу на верность Императору Александру I, вступили в ряды неприятелей. При отступлении рус. армии из Москвы древнюю столицу покинуло почти все население, кроме раскольников, (см.: Смирнов П. С, протоиер. История русского раскола старообрядства. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1895. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Первоначально, в 1759-1765 годах, по повелению императрицы Елизаветы Петровны здесь поставили деревянную церковь. Освящение её началось с приделов: одного - в честь Знамения Пресвятой Богородицы (в сентябре 1765 г.), второго - в честь святителя и чудотворца Николая (в октябре 1766 г.). Главный придел - Входа Господня в Иерусалим - освящен позже других, в июне 1768 г. В эту церковь перенесли иконостас из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. Этот же иконостас затем установили и в каменной церкви. Вместе с ним были переданы одиннадцать образов, крест, напрестольное Евангелие и священные сосуды. Новая, в стиле классицизма, каменная церковь на 3500 человек была заложена 5 июля 1794 г., но через три года строительство приостановилось. В августе 1801 г. ее отстроили вчерне, но окончательно отделали еще через три года. В 1804 г. из старой церкви во вновь построенный храм были торжественно перенесены иконостас, антиминс и иная утварь. Его освящение состоялось 6 октября 1804 г., но митрополитом Амвросием в присутствии Александра I был освящен только главный придел, и лишь 19 мая 1806 г. настал черед последнего - Никольского. Благородное по контуру здание хорошо открывалось со стороны площади и Невского проспекта. При сооружении этой церкви в 1794-1804 годах наиболее полно раскрылся талант архитектора Ф. И. Демерцова. Знаменской церковь называлась в честь самой чтимой иконы храма - образа Знамения Пресвятой Богородицы, писанного в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым, и находившейся в приделе храма во имя Знамения Божией Матери на возвышении в старинном серебряном окладе. Красивая белая церковь на высоком гранитном цоколе с пятью шлемообразными куполами, средний из которых был несколько выше и шире, была возведена на месте деревянной и играла важную роль в ансамбле вокзальной площади. Фасады зодчий скромно орнаментировал рустами. Особенно удался ему интерьер. Пространство под куполами прямоугольником охватывала легкая белая колоннада коринфского ордера с золочеными капителями, выделяя средний неф. С колоннадой как бы сливался богатый трёхъярусный иконостас в стиле ампир, блиставший позолотой.

http://sobory.ru/article/?object=34596

В архиве (ЦГИА СПб) есть данные о приписке прихода Польского погоста к Сиженскому погосту. Дело начато 22 октября 1800 года и окончено 26 февраля 1803 года. Оно свидетельствует о обращении благочинного священника Лавра Стефанова к митрополиту Амвросию по поводу ветхости Польского храма «которые делают неблагопристойность Святому месту». Отец Лавр пишет: «В ведомстве благочиния моего, в Польском погосте, во имя Святителя Николая Чудотворца, деревянного строения церковь подобно в ветхом весьма имеется положение, так, что необходимо предложить надобность другую вновь построить…». Через какое-то время на имя Амвросия из Духовной Консистории поступил доклад о приписке Польской церкви с приходом к церкви Сиженского погоста. При этом указуется: «В Польском погосте ревизских мужских душ 236 полагается по 4 души на двор, причитается 59 дворов, в т. ч. 84 души ведомства государственного и прочих крестьян помещичьих… Священника нет, а находившейся при той церкви священник Семен Алексеев в 1802 году переведен в Ольгин погост… Только при оной дьячок и пономарь и оба холостые… Наличную церковную сумму той ветхой церкви и имеющиеся там церковную утварь, ризницу и прочее имущество… благочинному отдать в упомянутую Сиженскую церковь под расписку священника и церковного старосты с подтверждением им, чтобы церковная сумма без согласия польских прихожан ни на что для церкви Сиженской употреблена в расходе не была. Дьячку и пономарю Польской церкви объявить, чтобы они приискивали для себя места» (26 января 1803 года). Приношение на имя митрополита от «приходских людей» Полей о строительстве «новой Николаевской каменной церкви» поступило 11 апреля 1804 года. На него было получено «одобрение», а 16 мая 1804 года за 939 вышел указ СПб Духовной Консистории на разрешение строительства. По другим источникам 28 ноября 1800 года Консистория издала указ на имя благочинного Доможирского храма, священника Лавра Степанова, в котором писалось, что надо «прихожанам немедленно приступить к построению новой церкви». К 1804 году каменный храм был готов. Он был прост и невзыскательной архитектуры. Потолки возвели накатом. Спасенный от пожара иконостас водрузили опять (по Андрееву). Все говорит о небогатом строительстве, однако, в 1850 году к церкви пристраивается каменная колокольня, а место обводится каменной же оградой. Об иконостасе пишется, что он «возобновлен». Это значит, что иконостас, возможно, поновлен, возможно, сделан новый.

http://sobory.ru/article/?object=03942

Краткий обзор жизни и деятельности предстоятелей Александрийской Церкви в XIX веке HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Краткий обзор жизни и деятельности предстоятелей Александрийской Церкви в XIX веке В начале XIX века Александрийскую патриаршую кафедру занимал Парфений II Панкостас (1788 – 1804 гг.), родом с острова Патмоса, бывший протосинкелл Константинопольской патриархии. Время его патриаршества пришлось на довольно трудную эпоху в жизни египетских христиан. Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, которая 2 июля заняла Александрию, а через 5 дней, выиграв «сражение у пирамид», вступила в Каир. В начале XIX века Александрийскую патриаршую кафедру занимал Парфений II Панкостас (1788 – 1804 гг.) , родом с острова Патмоса, бывший протосинкелл Константинопольской патриархии. Время его патриаршества пришлось на довольно трудную эпоху в жизни египетских христиан. Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, которая 2 июля заняла Александрию, а через 5 дней, выиграв «сражение у пирамид», вступила в Каир. До сентября 1801 г. в стране установился оккупационный режим. Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. После ухода французских войск из Египта османские власти стремились не допустить волны погромов христиан; казни и конфискации имущества христиан, сотрудничавшей с французами, не носили массового характера. Однако, удержать порядок в стране не удалось и в 1801–1805 гг. Египет был охвачен гражданской смутой. Спасаясь от насилия, патриарх Парфений II в конце 1804 г. вынужден был бежать на Родос, где и скончался в 1805 г. Преемником Парфения на патриаршем престоле стал его племянник Феофил III (1805 – 1825 гг.) , родом с острова Патмос, митрополит Ливийский. Этот патриарх отличался высокой образованностью и известен своими многочисленными проповедями. Также как и его предшественники, Феофил III столкнулся прежде всего с материальными трудностями и нищенским положением Александрийского патриархата. Особенно обострилось экономическое положение с 1821 года, когда в Молдавии и Валахии были отняты принадлежавшие Александрийской Церкви имения. Почувствовав себя больным, Феофил в 1818 году уехал из Египта на родину и отсюда в течение семи лет управлял патриархатом, не желая возвращаться, хотя его не раз приглашали правительство и народ. В 1825 году хедив лишил его патриаршества. Феофил скончался в 1832 году в монастыре св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Патмосе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1799 г. Александра Павловна, сестра Марии Павловны, вступила в брак с великим герцогом Иосифом, наместником Венгрии. Перед тем велись длительные переговоры о возможности ее брака с наследным принцем Швеции Густавом Адольфом, однако они были прерваны из-за затруднений конфессионального характера 5 . Почти одновременно другая сестра, Елена Павловна, вышла замуж за наследного принца Мекленбург-Шверинского Фридриха Людвига. Вскоре обе сестры умерли: Александра 16 марта 1801 г. (похоронена в Иреме), а Елена — 13 декабря 1803 г. (похоронена в Людвигслюсте). На месте захоронений позднее были построены православные храмы 6 . В 1804 году состоялось венчание Марии Павловны с наследным герцогом Саксонии и Веймара Карлом Фридрихом. Исследователи называют две даты начала переговоров о возможности обручения Марии Павловны с герцогом Веймара; это либо 1800 г. 7 , либо 1802 г. 8 . Эти переговоры вел свойственник Фридриха Шиллера В. фон Вольцоген, как писал об этом Шиллер в своем письме Х. Гёшену от 10 февраля 1802 г. 9 . Жених, наследный герцог Карл Фридрих, в 1803 г. приехал в Петербург. Он был принят на русскую службу в чине генерал-лейтенанта; ему был пожалован орден святого Апостола Андрея Первозванного. 1 января 1804 г. состоялось торжественное обручение, которое совершил митрополит Амвросий 10 . В одном из писем Фридриха Шиллера мы находим точную дату: “Обручение праздновали на Новый год по российскому календарю, или 13 января по-на­шему” 11 . Летом состоялось венчание, по каковому поводу в манифесте сказано: “Божией милостью Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным: Силою Всемогущего Бога и Его мудрым попечением июля 22 дня по обряду Православной Восточной Церкви совершено венчание нашей возлюбленной сестры Марии Павловны с Его Светлостью Наследным Принцем Саксонско-Веймарско-Эйзенахским Карлом Фридрихом. Призываем верных сынов России вместе с нами обратиться к Богу и вознести Ему благодарение и усердные молитвы о благополучии, мире и любви нововенчанных, ради услаждения драгоценных дней нашей чадолюбивой и всяческой любви достойной матери, Царицы Марии Феодоровны, и на утешение всей нашей семье. — Дано в Санкт-Петербурге июля 22 дня 1804 г.” 12 . Таинство брака совершали митрополит Амвросий и грузинский архиепископ Варлаам.

http://pravmir.ru/hram-svyatoy-ravnoapos...

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Одоев. Церковь Богоявления Господня. Сергиевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Время образования прихода не установлено. В приходе: часть г. Одоева и Стрелецкая слобода. Каменная церковь построена в 1804 г. на средства прихожан и одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова. Три престола: главный - в честь Богоявления Господня, в приделах с южной стороны - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского, с северной - во имя бессрр. Косьмы и Дамиана  С сайта http://www.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz8.shtml В настоящее время церковь находится на территории действующего консервного завода. В городе ходят слухи о возможности её восстановления, но практических действий пока не замечено. БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. ОДОЕВА Ф. 2099, III кат., 2 ед. хр., 1823-1841 гг., 1 оп. (рукопись). В приходе: часть г. Одоева и Стрелецкая слобода. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1804 г. на средства прихожан и одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова. Три престола: главный - в честь Богоявления Господня, в приделах с южной стороны - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского, с северной - во имя бессрр. Косьмы и Дамиана . Источник Состав прихода этой церкви - жители городские и частью пригородной Стрелецкой слободы в числе 195 душ муж. пола и 206 жен. пола. Богоявленская церковь прежде находилась близ старого городища, памятником чего в настоящее время служит каменный столб. Из истории ее до 1781 г. ничего не известно, а в этом году, как крайне ветхая, она назначена к упразднению, но просуществовала до 1790 г., в котором и была за ветхостью разобрана, а прихожане приписаны к Спасской церкви. Но в 1794 г. по желанию и на средства прихожан, вместо упраздненной церкви, на новом месте, на Хлебной площади начата постройка нового каменного храма во имя Богоявления с приделами во имя Сергия Радонежского Чудотворца и свв. Космы и Дамиана и окончена в 1804 г. В 1886 г. к церкви приписана каменная часовня, устроенная на торговой площади городским обществом в память мученической кончины Императора Александра II.

http://sobory.ru/article/?object=21987

Тамбич-Лахта. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская часовня Карта и ближайшие объекты Деревня Тамбич-Лахта находится в конце залива Тамбич-лахта в южной части Долгого озера. Южнее деревни – часовня Пресвятой Богородицы с " небом " , 1804 г., священная роща. Деревня в XIX в. именовалась Тамецкая лахта. В 1843 г. в одиннадцати крестьянских хозяйствах числилось 96 чел. Сейчас в Тамбич-Лахте стоит несколько домов, часть из них полуразрушена. В целых избах живут только во время сенокоса. Часовню построили местные крестьяне без разрешения духовных властей. Часовня находится в Священной роще, примерно в 1 км от деревни. Высокие сосны стоят близко к часовне. Звонница стремится ввысь вслед за соснами, ее столбы подчеркивают взлет часовни, а сама площадка звонницы еще приподнята над опорным четвериком. " Небо " в часовне предположительно создано во время ремонта в 1883 г., о чем есть запись на косяке двери. Сохранилось полностью. Состоит из 15 граней и четырех парусов. На гранях - четыре архангела, евангелисты, распятие с престоящими и святые Андрей Критский и Федор Стратилат. На парусах - трубящие ангелы. В медальоне - Вседержитель. Специалисты предполагают, что Андрей Критский и Федор Стратилат были духовными покровителями крестьян деревни. Еще одно предположение специалистов: это " небо " расписывали те же иконописцы, что расписали " небо " в Немяте (а возможно и в Рыжково). И называют даже, что это артель Катиновых: отец и два сына. Сейчас часовня, особенно колокольня, требует хорошего ремонта. Священная роща выделяется издалека и доминирует над заливом Тамбич-лахта. Тропа к ней начинается за деревней, уходит влево, в кустах переходит через ручей и затем направляется к роще. Дорога в деревню – по озеру. Источник: сайт kenozerjelive.ru Деревня Тамбич-Лахта расположена на мысе в южной части залива Тамбичлахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В 19 в. она именовалась Тамецкая Лахта. В 1804 г. крестьяне деревни построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Существующий архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 г. (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновленный вид значительно отличается от первоначального, в 1804 г. Компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединенных двускатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молельное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.

http://sobory.ru/article/?object=11233

Петром (Могилою). СПб., 1804 [под псевд. А. Болховский]; Рассуждение о начале, важности и знаменовании церк. облачений. СПб., 1804 [под псевд. К. Китович]; Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве в 1157 г. на еретика Мартина. СПб., 1804 [под псевд. И. Лавров]; Ист. рассуждение о чинах Греко-Российской Церкви. СПб., 1805 [под псевд. Д. Малиновский]; Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, еп. и чудотворца Новгородского...: С присовокуплением списков новгородских епархиальных и викарных преосв. архиереев. СПб., 1805; О разных родах присяги у славяноросов//ВЕ. 1813. Ч. 70. 13. С. 28-39; О славянорус. типографиях//Там же. 14. С. 104-129; О старинной славянорус. арифметике//Там же. Ч. 71. 17. С. 47-54; Ист. известие о Максиме Греке//Там же. Ч. 72. 21/22. С. 21-35; [Две уставные и одна губная грамоты царя Ивана Васильевича, с примеч. и изъяснениями на все три]//Рус. достопамятности. 1815. Ч. 1. С. 125-165; Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [И. И. Дмитриевского]. М., 1816; Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Рос. Церкви; 2. О начале важности и знаменований церк. облачений; 3. О древнем богослужебном пении; 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. М., 1817; О рус. церк. музыке//Отеч. зап. 1821. 19. Нояб. С. 145-157; О следах древнего греч. г. Херсона. СПб., 1822; Историческое обозрение рос. законоположения//Нов. памятник законов Рос. империи. СПб., 1825. Ч. 1. С. I-XXVIII (отд. отт.: СПб., 1826); О древностях, найденных в Киеве//Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 152-163; Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, еп. Новгородскому//Тр. и летописи ОИДР. 1828. Т. 4. 1. С. 122; Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей, к рос. истории и Киевской иерархии относящихся. К., 1832; Ист. исследование об иерархах Российской Церкви. К., 18342; Собр. поучительных слов, в разн. времена и в разн. епархиях проповеданных. К., 1834. 4 ч.; Письма... к проф. Г. Н. Городчанинову//ЖМПН. 1857. 4.

http://pravenc.ru/text/186969.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010