3.Митра серебряного глазета, низанная по местам, жемчугом; на ней пять серебряных, вызолоченных дробниц. На двух последних митрах дробницы вставлены с двух митр, бывших в конце XVII столетия, из которых одну в 1690 году «пожаловала дала в дом великого чудотворца Николая в Онтонов монастырь при новопосвященном, архимандрите Иосифе вкладу стольника Якова Васильевича Нелединского жена его вдова Пелагия Ивановна ценою во 100 рублей.» 27 З. Разные церковные вещи 1. Кадило серебряное, позолоченное, с пятью цепями; на нем надпись: «лета 7169 (1661) года дал cie кадило в бежецкий верх в дом великого чудотворца в Антоновский монастырь патриарш боярин Борис Иванов Нелединский.» Весу в нем по описи 2 ф. 23 золотника. 2. Кадило серебряное с вырезными на нем фигурами; по старым, описям, оно бывало золочено. По соображению с описями 1680, 1739 и 1804 годов, оно оказывается пожертвованием, как значится в описи 1631 года, духовника великия Государыни, инокини Марфы Ивановны, черного священника Ионы. 3. Два серебряные кадила с прорезью на верху, в первый раз записаны в описи 1804 года. Было еще пятое серебряное кадило с горошчатыми цепями, сделанное около 1735 года из старых окладов; но в описи 1804 года против него отмечено: «послано на разор. места, – нетъ.» 4. Чаша водосвятная серебряная, весомъ около 20 фунтов; на дне полуглобусная выпуклость и на поддоне ложки вызолочены; по верхнему краю подпись: «лета 7180 (1672) Июля 1 дня дал сию водосвятную чашу в дом великого чудотворца Николая в Антониев монастырь думный дворянин Семен Иванович Заборовский по своей душе и по своих родителях в вечный поминок.» 5. Чаша водосвятная серебряная, весом 4 ф. 50 золотн.; по краям подпись: «в лето 7171 (1663) Июня в 28 день сия чаша сделана по боярине Василии Ивановиче Стрешневе в бежецкой верх в Антониев монастырь в церковь Николы чудотворца.» 6. Блюдо с поддоном для благословения хлебов серебряное, чеканное, местами позолочено; весом около 2 фунтов. Сделано из привесов и старых окладов около 1730 года. 28 При нем два серебряные сосудца для вина и елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины преосвященного Августина, по завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую духовные семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение – бедным родственникам. Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. «Поскольку душа моя, – говорится в завещании, – при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению». Труды: Проповеди: Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. – СПб., 1804. – на погребение генерал-аншефа В. А. Зубова. – СПб.. 1804. – на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. – СПб., 1804. – на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. – СПб., 1804. Поучительные слова в Санкт-Петербурге при 2--м кадетском корпусе и в других местах, с 1797 по 1803 годы сказанные: в 2 ч. – М., 1807. Труды, оставшиеся в рукописях и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве: История новозаветной Христианской Церкви: в 6 ч. (рукопись Ф. 796. Оп. 96). Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времен в 9 томах. 73 беседы на Деяния Апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустог о на те же «Деяния». Боголюбивые беседы на Моисеево Пятокнижие, перевод с греческого: в 5 ч. Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высочайше утвержден Его Императорским Величеством доклад комитета об усовершенствовании духовных училищ. Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности. Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви. Примеры латинской и изящной словесности, разного содержания, состоящие из 38 отд. и 2 больших томов. Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени: в 9 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1795 году все наружные работы по возведению Вознесенской церкви были закончены: новый храм был полностью оштукатурен, перекрыт новым железом. Далее требовались работы по устройству его интерьеров, установке иконостаса и «прочему благолепию присущему храму Божиему». Но эти работы были временно приостановлены так как все средства и материалы были привлечены к строительству новой колокольни Спасо-Преображенского собора, которое продолжалось в 1796-1804 годах. Этот факт лишний раз свидетельствует о значении, которое придавалось возведению новой архитектурной доминанты города и его звуковому символу. В 1804 году работы в Вознесенской церкви продолжтлтсь. В этом строительном сезоне был изготовлен и поставлен на место иконостас главного алтаря, а в трапезной был установлен иконостас и освящён в ноябре месяце придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. История появления этого придела послужила поводом для рассмотрения в консистории особого дела. Оно началось летом 1805 года после рапорта соборного протоиерея Петра Львова, который после осмотра строящегося Вознесенского храм предложит духовному начальству рассмотреть вопрос, связанный с устроенными в его трапезной приделами. Излагая суть дела, он сообщал, «что там имеются два придела, один из которых уже освящён, а для второго — установлен иконостас и сии приделы весьма стеснили трапезу, так, что помещения народного осталось только в длину 6 аршин, собрания же бывают и когда не малые». Соборный протоиерей задаёт вопрос: «как поступить с последним приделом неотделанным приводить в украшение или по причине тесноты упразднить вовсе?». Однако духовное начальство, разбирая проблему, вдруг выяснило, что при выдаче храмоздательной грамоты в ней вообще не было упоминания ни о каких приделах в трапезе храма. Сразу же был задан вопрос строителям: «кто благословил их устройство?». По справке консистории оказалось, что в 1804 году рыбинский купец и фабрикант Лаврентий Алексеевич Попов в своём прошении на разрешении освящения Благовещенского придела написал, что «устроен он по словесному дозволению преосвященного Арсения», а вот о втором приделе в том «прошении ничего написано не было». Задержка со строительством церкви имела свои последствия. За это время сменился правящий архиерей, скоропостижно скончался в апреле 1804 года настоятель собора протоиерей Михаил Васильевич Соснин, куда-то исчезли документы и чертежи. Всё это выяснилось в процессе рассмотрения дела. Новому настоятелю собора протоиерею Петру Львову было предложено лично обмерить все размеры трапезной, приделов и проходов.

http://sobory.ru/article/?object=03041

Куйбышев (Каинск). Собор Спаса Нерукотворного Образа (старый). Спасский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1804 в Каинске (Куйбышев с 1935 года) году был достроен Спасский/Успенский собор, заложенный ещё в 1787 году. История Спасского собора неразрывно связана с жизнью Каинского Барабинского острога, сооруженного в 1722 г. (свое название острог получил от реки Каинки, что в переводе с татарского означает: «белое дерево, береза»). Возможно, что самая первая церковь была возведена вместе с острогом. На сегодняшний день историки-краеведы заняты поиском доказательств, подтверждающих гипотезу. Удивительно быстро развивался отдаленный сибирский город; уже в 1743 г. по разрешению митрополита Тобольского и Сибирского Антония была построена небольшая деревянная церковь, а через восемь лет, в 1751 г., по благословению другого митрополита Тобольского — Сильвестра освящение храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1755 г. Томская Воеводская канцелярия на основании указа императрицы Елизаветы Петровны и в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта предписала командиру Петру Шелудякову перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на правый берег реки Каинки. На прежнем месте, где находилась церковь, был поставлен деревянный крест. Через 15 лет после этого появилась необходимость в реставрации обветшавшего храма. Благословил строительство епископ Тобольский Варлаам. Торжественное освящение состоялось в 1773 г. В связи с ростом города и увеличением числа жителей власти Каинска решили выстроить каменный храм. Однако из-за недостатка денежных средств строительство растянулось с 1787 до 1804 гг. Только усилиями мещанина Куишловского, крестьянина Кожевникова и псаломщика Димитрия Лашкова Каинск обрел свою красу – новый величественный каменный храм. Освящение Спасского собора состоялось в 1804 г. с благословения архиепископа Тобольского Антония. Новый храм стал трехпрестольным: главный престол освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, в приделах: в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 29 февраля 1804 г.) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 30 сентября 1836 г.). В состав прихода входили г. Каинск и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора велся учет количеству прихожан; в 1890 г. их число составило 4321 человек, в 1909 г. – 3572 человека, в 1911 г. — 2733 человек, а в 1914 г. — 3362 человек. Службы в Спасском соборе вели: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=43103

классов, информатории (низшие классы «фары» и «инфимы») ( Светлов. 1917. С. 316). В 1802 г. открыты классы пиитики (поэтический) и медицинский (врачебный), при этом закрыт средний лат. класс, введено обучение нотному пению и церковному уставу. В 1804 г. в ДС был открыт рус. класс. Появились также немецкий, французский, исторический, географический, математический классы. 22 марта 1806 г. информатория объединена с нижним лат. классом в нижний класс; риторический класс переименован в высший риторический, а поэтический - в нижний риторический. Б-ка ДС насчитывала в 1806 г. 8560 томов (из них 302 рукописные книги) (Там же. С. 380). Количество учащихся в ДС в разные годы колебалось и составляло 240 чел. (1801), 413 (1804), 214 (1806), 357 (1809), 245 (1814) (Там же. С. 394, 397). В 1809 г. были утверждены новые штаты ДС, согласно к-рым на содержание служащих выделялось 4 тыс. р., на 100 казеннокоштных воспитанников - 5639 р., на больницу - 250 р. и на содержание зданий - 1262 р. (Там же. С. 373), в 1812 г. штатные ассигнования составили 12 тыс. р. Нек-рые финансовые поступления в ДС шли от мон-рей, оплачивавших обучение кандидатов на свободные послушнические или монашеские места, а также от родителей своекоштных воспитанников (в 1808 - 1617 р. 93 к., в 1809 - 1703 р. 50 к., в 1810 - 2373 р.) (Там же. С. 374). Митр. Амвросий (Подобедов) специальными распоряжениями поручал непосредственное наблюдение над ДС епископам Старорусским, из к-рых особую заботу о ней проявлял еп. Евгений (Болховитинов). Еп. Евгений и митр. Амвросий сыграли важную роль в разработке проекта реформы духовно-учебных заведений. 29 нояб. 1807 г. по указу Александра I создан Комитет по усовершенствованию духовных уч-щ. 26 июня 1808 г. комитет представил императору «Начертание правил об образовании духовных училищ», к-рое и было утверждено, а комитет был преобразован в Комиссию духовных уч-щ. Преемниками архим. Флавиана на посту ректора стали архимандриты Афанасий (Савинский; 1804) и Иннокентий (Тихомиров; 1804-1808), в 1808-1812 гг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Но недолго было так много членов в правлении. В следующем же 1804 году учитель философии протоиерей Никифор Пономарев просил об увольнении его в г. Ирбит. Резолюцией преосвященного предписано было: «уволить от семинарии вовсе к отправлению прежних должностей, а учителем философии быть далматовскому игумену Гавриилу». Вскоре после Пономарева, – в сентябре того же года, выбыл и еще член семинарского правления префект семинарии и учитель риторики Василий Максимович Квашнин. Он подал преосвященному отзыв, которым просил уволить его от занимаемых в семинарии должностей по причине слабости здоровья. Преосвященный на этом отзыве писал: «Василья Максимовича г. Квашнина увольняем от префектовской должности и от семинарского Правления и определяем учителем только философии, – в ней число учеников не велико. Далматовскому же игумену отцу Гавриилу толковать по воскресным дням богословие митрополита Платона, а в классе историю и географию». Таким образом, в семинарском правлении осталось только два члена, да кроме того не было и префекта в семинарии. По этой причине той же резолюцией было предписано: «смотрение над учителями и успехами в науках, такожде над всей семинарией препоручается семинарскому правлению до определения префекта. Членам семинарского правления ходить по классам всякую неделю по крайней мере дважды и представлять нам ежемесячные репорты, что в каждом классе протолковано, и знают ли ученики протолкованное твердо, и сколько было в латинских наипаче классах упражнений и в грамматических не только сколько переводов, но и сколько локуций». Доселе семинарское правление было без председателя, а семинария без главы, ибо в семинарии не было ректора, (а в настоящее время не было даже и префекта). Чувствуя этот недостаток, в марте сего (1804) года преосвященный положил следующую резолюцию: «игумену Гавриилу отправлять ректорскую должность и писаться в должности ректора». Вслед за этим, впрочем, в ноябре 1804 года прибыл в Пермскую семинарию и настоящий ректор. Указом святейшего Синода от 3-го сентября 1804 года дано было знать преосвященному Иустину «о бытии Александро-Невской академии поэзии и греческого и еврейского языков учителю соборному иеромонаху Парфению в Верхотурском Николаевском монастыре на место умершего оного монастыря архимандрита Иоасафа настоятелем и здешней семинарии ректором и богословия учителем с возведением его в сан архимандрита».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда царь скончался, царевич Давид вернул еп. Афанасия на кафедру ( Иоселиани. 1936. С. 160-162). После издания российским имп. Александром I (1801-1825) манифеста о присоединении Грузии к Российской империи (1801) еп. Афанасий одним из первых присягнул на верность новой власти (Там же. С. 244-245). В 1804 г. он, «по старости лет своих не признавая себя способным к управлению епархиею», подал прошение главнокомандующему Грузии ген. П. Д. Цицианову о переводе его в мон-рь Натлисмцемели с назначением пожизненной пенсии в 120 р. Прошение было удовлетворено; Н. е. была присоединена к Самтаврской епархии (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию, от 10 апр. 1804 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 268-269; Отношение гр. Кочубея к кн. Цицианову, от 9 сент. 1804 г.//Там же. С. 269-270). Н. е. в этот период считалась беднейшей в Вост. Грузии. В письме от 21 февр. 1805 г. митрополит Бодбийский Иоанн (Макашвили) сообщал Цицианову, что, «каков Никозский архиерей в Карталинии, таков и этот (Харчашнийский.- Авт.) в Кахети,- только он немногим лучше никозеля» (Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. Цицианову, от 21 февр. 1805 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 271). В 1801 г. паства никозели состояла из жителей всего 8 селений (Наличный состав Грузинского Патриархата, 1801 г.//Там же. 1866. Т. 1. С. 531; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1115). Согласно церковным спискам, составленным российскими властями в 1811 г., Урбнисская епархия и Н. е. владели 70 дворами, доход Н. е. составлял 300 р. в год; эти средства планировалось направить на содержание еп. Афанасия, а после его смерти - на духовные учебные заведения. Кафедра Н. е. вдовствовала; в епархии в это время действовали 11 церквей, служили 10 священников, 3 диакона, 7 церковнослужителей (Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164-165). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Никози и его окрестности были включены в состав Мцхета-Карталинской епархии, а Двалети - Телавской (Осетинской) епархии (с 1814) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//Там же. 1873. Т. 5. С. 407-409). С восстановлением в 1917 г. автокефалии ГПЦ земли исторической Н. е. были включены в состав Урбнисской епархии ГПЦ ( Анания (Джапаридзе). 2010. С. 255). В 1995 г. решением XIII расширенного Поместного Собора ГПЦ была образована Никозско-Цхинвальская епархия с кафедрой и резиденцией архиерея в Никози и Цхинвали (Там же. С. 310). Епархию со дня основания окормляет митр. Исаия (Чантуриа). Архиереи Н. е.: Захария (2-я пол. V в.), Стефан (ок. 906), Михаил (X в.), Даниил (2-я пол. XV в.), Зебеде (Наморадзе; ок. 1626), Инана (Миндодашвили; ок. 1642), Николай (Павленишвили; 1666 - ок. 1693), Максим (?) (ок. 1703), Иулий I (ок. 1744), Давид (ок. 1763-1783), Иулий II (1783-1788), Афанасий (1788-1804); Никозско-Цхинвальской епархии: митр. Исаия (Чантуриа; с 1995). Действующие монастыри

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При имп. Александре I Павловиче увеличилось количество членов ордена, развивались его структуры как в Российской империи, так и за ее пределами. В 1802 г. в России находилось 247 И. (113 пресвитеров, 78 схоластиков, 56 братьев), в 1805 г.- 333 (145 пресвитеров, 100 схоластиков, 88 братьев). Открыты новициаты в Динабурге (1802) и Пуше (совр. Латвия; 1811), коллегии в Могилёве и Мстиславле (1799), в Романове (1811), резиденции в Краславке (ныне Краслава, Латвия; 1811) и Ужвальде (1813). По приказу императора для окормления католиков-колонистов и переселенцев были учреждены миссии в Поволжье (Саратов, 1803) и в Новороссии (Одесса, 1804), в 1804 г. возобновлена миссия И. в Риге, где в 1810 г. были созданы школы для мальчиков и девочек. С 1805 г. неск. И. служили в католич. ц. Вознесения Господня в Астрахани, где помимо окормления армяно-католиков и католиков лат. обряда они проповедовали среди калмыков. После согласований с Римом в 1803 г. Грубер разрешил частично возобновить деятельность Английской пров. ордена (в Стоунихёрсте). В 1804 г. И. в России оказали помощь в восстановлении иезуитских провинций в Королевстве обеих Сицилий, в том же году была создана миссия в Нидерландах. В 1804 г. по предложению бывш. иезуита Балтиморского еп. Джона Кэрролла Грубер дал согласие на открытие новициата и организацию провинции в США. В 1805 г. Грубер направил в Китай 3 И., однако открытие их миссии было запрещено Конгрегацией пропаганды веры. После гибели Грубера (26 марта 1805) во время пожара в доме И. в С.-Петербурге 2 сент. 1805 г. новым генералом был избран Тадеуш Бжозовский . При нем в 1807 г. из Астрахани в Моздок были направлены 3 пресвитера-И., их миссия, включавшая начальную школу и больницу, просуществовала в городе до 1827 г. Для окормления католиков в Сибири (в основном ссыльных поляков) по просьбе кн. А. Чарторыйского в 1812 г. были организованы миссии И. в Иркутске и Томске. По просьбе Бжозовского и при поддержке посла Сардинского королевства гр. Ж. де Местра , а также ряда лиц в рус. правительстве (В. П. Кочубея, И. В. Лопухина) 12 янв. 1812 г. имп. Александр I подписал указ о преобразовании Полоцкой иезуитской коллегии в академию (см. ст. Академии духовные католические в России ), приравненную по статусу к ун-ту. В ведение Полоцкой академии передавались иезуитские коллегии и школы в Российской империи. В 1815 г. в коллегиях и школах И. обучалось ок. 2 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/293585.html

40. ИРИНЕЙ Фальковский, в Апреле 1803 года определён Ректором, и переведён Архимандритом в Киево-Николаевский монастырь. В 1804 году, Февраля 25, уволен от Ректорской должности и преподавания Богословия. В 1807 году, Января 25, пожалован в Епископа Чигиринского Викария Киевской Митрополии. 30. ИАКИНФ Лагановский, в 1800 году, Мая 8, определён из тамошних учителей. В 1803 году произведён в Архимандрита, и был также Философии учителем. В 1804 году, Марта 30, определён Братского училищного монастыря Архимандритом и Академии Ректором. 41. ИАКИНФ Лагановский, в 1804, Марта 30, определён из Префектов, и находится доныне. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1804 году, Марта 30, определён из учителей и находится доныне. Глава II. Краткое историческое сведение о Московской Славяно-Греко-Латинской Академии Московская Славяно-Греко-Латинская Академия, по имени монастыря, в котором она состоит, называемая Заиконоспасской, по сказанию современника Федора Поликарпова (см. Древней Российской Вивлиофики часть XVI, стр. 395, издание второе в Москве), учреждена следующим образом: в 1679 году пришёл в Москву из Иерусалима Иеромонах Тимофей, родом Россиянин, находившийся несколько лет в Палестине, и довольно научившийся Греческому языку. Он представлен был Государю Царю Феодору Алексиевичу, и донёс ему подробно о порабощении обитающих там православных Греческого исповедания и об оскудении наук. Услышал о сем Государь, и движим будучи ревностью по благочестию, вознамерился упадающее на Востоке просвещение восстановить в России, и для сего завести на первой случай в Москве Греческую школу под смотрением помянутого иеромонаха Тимофея. Сие намерение своё открыл Государь Патриарху Московскому Иоакиму, который, взяв оного Тимофея к себе в крестовые Иеромонахи, назначил быть училищу сперва в Типографских верхних палатах (которые после назывались казёнными) и, собрав из всякого звания малых детей числом до 30, повелел оному Иеромонаху, яко Ректору, иметь над ними надзирание; а обучать Греческому чтению, письму и языку мирянину Греку Мануилу, а по нём – Греку же Иеромонаху Иоакиму. Сколь великое имели попечение о сем училище Царь и Патриарх, видно из того, что они почти каждую неделю посещали оное и награждали учащих и учащихся; а притом в 1682 году предположив училище сие распространить и завести уже в Заиконоспасском монастыре, вознамерились оное достаточным распоряжением, преимуществами и многими выгодами, как то значится в нижеследующей, заготовленной для сего, грамоте 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010