И в тое чесные обители свещенноиноцы и иноцы и священницы и диакони и вся яже о Христе братия и слуги тоя чесные обители чтите его и слушайте и повинуйтеся ему добре о Господе со всяцем духовным опасением и порадованием яко присному своему господину и отцу, пастырю и учителю, понеже обретохом его свидетельствуема во всем благоговении чистоте боголюбива человеколюбива и боящеся Бога и цело сокрушенна сердцем и Православием сияюща и разума Божественных Писаний доволи исполнено и приводяще себе во всяко благоспасительно дело. И должен убо есть сицевый архимарит священноиноческая действовати и вся церковная управление управляти и монастырское строити по преданию и по Правилом святых Отец и по нашему святительскому благословению и наказанию. Тако же и к вам имети ему о всем о Христе свою духовную любовь и попечение и о ваших единородных и бесмертных душах и направляти еже ко спасению. А дана бысть ему сия наша настольная грамота на утвержение его в славном и в преименитом царствующем граде Москве лета 7089-го, декобря в 27 день. По совету и по благословению отца своего Антония, митрополита всея Руси, епископ Феодорит Сарский и Подонский 737 . Всероссийский митрополит Дионисий (1581–1586) Сведений о начальном периоде жизни митрополита Дионисия практически не сохранилось. Можно предположить, что будущий митрополит был уроженцем Новгородских пределов, поскольку монашеский постриг он принял в Спасо-Хутынском монастыре. Затем, в 1577–1581 гг., он был настоятелем Хутынской обители. Его возведение в сан игумена совершил Новгородский архиепископ Александр (1576–1591). За время своего настоятельства игумен Дионисий в 1580 г. находился в Москве, и его подпись имеется на Соборном приговоре 1580 г., ограничившем рост земельных владений Церкви: «Великого Новагорода Хутыня монастыря игумен Деонисей руку приложил» 738 . В описи монастыря 1642 г. указано несколько государевых грамот, относящихся ко времени настоятельства игумена Дионисия: две октябрьские жалованные грамоты 1577 г. «на все монастырские вотчины о всяких делех», одна декабрьская грамота 1577 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сохранились произведения царицыных светлиц, выполненные при седьмой жене Ивана Грозного Марии Нагой (1580–1584). Наиболее значительное из них – покров «Сергий Радонежский» 1581 г. (ил. 15) 151 . Повторяя как образец покров великой княгини Соломонии 1525 г., он вместе с тем является характерным памятником второй половины XVI в. В личном, шитом тщательно «по форме» мелкими стежками, появились легкие притенения, подчеркивающие морщины и суставы рук, нимб украшен растительным жемчужным узором с драгоценными камнями. К царицыным светлицам 1580-х гг. мы относим также хоругвь, на одной стороне которой изображен покровитель Грозного – Иоанн Предтеча в образе Ангела Пустыни, па другой – «Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу» 152 , что отвечает месту вклада – Тихвинскому Николо-Беседному монастырю, ктитором которого был Иван Грозный 153 . Тонкое шитье ликов почти без оттенений сочетается здесь с развитым золотным шитьем, где яркие цветные прикрепы создают разнообразные узоры. Четкий, изящный рисунок свидетельствует об искусных вышивальщицах и художниках придворного круга. С рождением у царицы Марии Федоровны 19 октября 1582 г. сына Дмитрия связано создание двух пелен с изображением Богоматери Иерусалимской, празднование которой отмечается в этот день. Одна из пелен, как свидетельствует надпись на ней, была вложена царицей в 1583 г. в Преображенский собор Углича, пожалованного Грозным в удел Дмитрию. На каймах ее изображены Троица, Сергий Радонежский и патрональные святые царя и его сына (Иоанн Предтеча и Димитрий Солунский). Пелена плохо сохранилась 154 . Вторая пелена не имеет вкладной надписи, однако необычайно красивый рисунок и искусное шитье в сочетании с изображением на пелене и ее предназначением в Троице-Сергиев монастырь дают основание относить ее к царицыной светлице 155 . Изящно склоненное округлое лицо с огромными глазами под густыми, соболиными, бровями, длинная стройная шея и тонкие пальцы придают образу Марии неповторимое очарование. А шитый золотом рельефный растительный орнамент на каймах подчеркивает драгоценность и значимость пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Собор состоялся в патриаршем храме, который был посвящен Богородице Утешительнице (τς Παραμυϑας или Θεραπεας) 64 . Эта церковь была построена около 1578 года, в доме же, при котором она находилась, жили чиновники Молдавского господарства. Господарь Петр Рарес в 1580 г. посвятил этот дом патриаршей церкви Всеблаженной с тем условием, чтобы ему предоставлено было право пользоваться здесь помещением и беспрепятственно жить, когда он будет приезжать в Константинополь. Это условие было подтверждено и грамотой патриархии Митрофана от января 1580 г. Поэтому протосинкелл Никифор и водворил патриархию при храме Влах-серая, когда должен был оставить кириархальный и соборный храм Паммакаристы. Новая же патриархия называлась и церковью Богородицы «воеводы Петра» 65 . Но остается неизвестным, как патриарх Иеремия II израсходовал одну тысячу рублей, пожалованную ему царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной «на сооружение церковное» 66 , и какие именно постройки он произвел в патриархии, когда она помещалась во Влах-серае или «в доме Влаха». По-видимому, патриарх предполагал построить в Константинополе особый храм, как Великую церковь , воспользовавшись пожертвованиями благочестивого русского царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины 67 , но последовавшая в 1595 г. кончина патриарха прекратила его заботы и труды о вселенской патриархии. И этот патриарх «бедных о Христе» (πατριρχης τν το Χριστο πεντων), равно и его преемники, вместе с архонтами и чинами патриаршего двора, оставались в скромном «центре православия» во Влах-серае одиннадцать лет 68 . В 1597 г., когда вселенским престолом управлял местоблюститель Мелетий Пига, в Ксилопорте продавались два монастыря – св. Димитрия и Богородицы Балина. Мелетий купил их и устроил в монастыре св. Димитрия патриархию, куда в том же году и перенес из Влах-серая священные предметы и одежды, канцелярию и официальные кодексы. В Ксилопорте водворились и патриаршие чиновники 69 . Но помещение в Ксилопорте было мало для патриархии и неудобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

А. Б-ки мон-рей Вологодской епархии//ЕжБК, 16-я. 2006. Т. 2. С. 189-193). Настоятели, насельники, вкладчики Имя прп. Корнилия как настоятеля К. К. м. впервые упоминается в купчей на пожню Антипинский наволок 1516 г. 18 сент. 1531 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал жалованную грамоту на монастырские угодья в Вологодском у. игум. Кассиану, управлявшему К. К. м. во время удаления прп. Корнилия на Сурское оз. В 1538 г., при игум. Лаврентии (1538-1548), вскоре после разорения вотчины казанскими татарами, монастырь получил жалованную несудимую княжескую грамоту вел. кн. Иоанна IV Васильевича, освобождавшую монастырских крестьян на 5 лет от уплаты государственных повинностей и процентов по долговым обязательствам. В 1546-1547 гг., в настоятельство игум. Лаврентия во владение К. К. м. перешла Коптева Николо-Сретенская пуст. на р. Великой в Комельской вол. (Акты. 1994. С. 95-100). Имена последующих игуменов упоминаются в поземельных монастырских актах ( Черкасова. 2012. С. 289-322), публикация которых позволила уточнить годы настоятельства, приведенные в справочнике П. М. Строева ( Строев. Списки иерархов. 1877. С. 750-751). Так, Исаакий возглавлял монастырь по крайней мере в 1562-1563 гг., а не только в 1563 г., игум. Адриан - в 1580-1587 гг., а не в 1580-1586 гг., игум. Иоиль настоятельствовал еще в 1621 г., в то время как Строев приводит 1620 г. как дату окончания его игуменства. Игум. Макарий, возглавлявший обитель с 1604 г., в 1610 г. был сослан в тюрьму Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Игум. Маркелл - обвинен в казнокрадстве: в 1637 г. «вынял из казны украдом» 200 р. (Отписная книга. 1994. С. 160). В 1646 г. архиеп. Вологодский свт. Маркелл бил челом царю Алексею Михайловичу по поводу игум. Антония, к-рый без его благословения, не взяв антиминс, «святил храм Корнилия Комельского чудотворца, да октября в 5 день, тот же игумен Антоней святил… в монастырской своей вотчине на Грязивице храм». По царскому указу корнилиевский игумен должен был явиться в Вологду к архиепископу и просить прощения за «бесчестие».

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Почитание Антония Римлянина в монастыре и близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игумене Вениамине (1547–1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в монастырь по приказу царя Uoahha IV Васильевича Грозного прибыл новый игумен Кирилл (Завидов; 1580–1594). Игумен был болен, так как его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам Антония Римлянина. По повелению игумена Кирилла над камнем у западной стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор-свечник. ...обретение мощей святого... состоялось 3 августа 1597 г.; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому (древнейшие списки – конца XVI-XVII в.). ...Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи Антония Римлянина были вскрыты в 1927 г., их современное местонахождение неизвестно, весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г. Петрозаводска и переданы в городской собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Гордиенко Э. A., Сарабьянов В. Д., Секретарь Л.А. Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь// 55 С. 692–695. Игуменом преподобный Антоний был поставлен лишь зимой 1131/32 г., в первый год епископства святителя Новгородского Нифонта. в 1147 г. перед кончиной преподобный Антоний назначил преемником своего ученика инока Андрея, который настоятельствовал до 1157 г. Известны имена также некоторых других игуменов Антония Римлянина монастыря древнейшего периода: Алексий (1157–1162), Мануил (с 1162), Моисей († 1187), Власий (с 1187). В 30–50-х годах XII в. в монастыре трудился доместик (регент хора) диакон Кирик, автор трактата, посвященного счету времени и основным понятиям юлианского календаря, и один из авторов «Вопрошания» к архиепископу Нифонту. (См. Житие Нифонта Печерского, Новгородского – Сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

графств подняло восстание. После его подавления властями Римский папа Пий V издал буллу «Regnans in Excelsis» (1570), подвергнув королеву отлучению и призвав к ее свержению. В 70-80-х гг. нарастание угрозы со стороны католич. держав, попытки организовать восстание в Ирландии и ряд покушений на жизнь Е. вынудили королеву ограничить права католиков, одновременно с этим она все решительнее пресекала попытки пуритан критиковать офиц. Церковь. В 1571 г. «Тридцать девять статей» были подтверждены статутом парламента вопреки ожиданиям радикально настроенных протестантов, предлагавших королеве пересмотреть «Книгу общих молитв» в кальвинист. духе. Гонения, обрушившиеся на пресвитериан (см. Пресвитерианство ), выступавших за организационное реформирование Церкви, отмену священства и создание национального синода независимых религ. общин, вызвали протесты в парламенте в 1580-1590 гг. и рост оппозиционных настроений среди убежденных кальвинистов. Е. видела в их призывах к упразднению иерархии духовенства угрозу офиц. Церкви и собственным позициям как ее главы. Королева не одобряла иконоборчество времен ранней Реформации, к-рое повлекло за собой невосполнимые культурные утраты, и не допустила его повторения. Важным начинанием ее культурной и религ. политики стало новое офиц. издание Библии на англ. языке. Она получила название «Епископская Библия» (Bishops " Bible) из-за того, что над ней работала группа епископов во главе с архиеп. Мэтью Паркером . До конца века она переиздавалась 18 раз. Е. не препятствовала публикации в Англии и т. н. Женевской Библии. Конфессиональный фактор оказывал постоянное воздействие на внешнюю политику елизаветинской Англии. В 1560-1570 гг. вслед. попыток англ. купечества проникнуть в испан. колонии в Новом Свете напряженность в англо-испан. отношениях нарастала. Негласное поощрение англ. купцов со стороны Е. привело к распространению англ. пиратства в Атлантике и к необъявленной англо-испан. войне на морских путях. Ряд ударов был нанесен испанцам Ф. Дрейком во время его кругосветного рейда в 1577-1580 гг, после к-рого королева, пайщица мн.

http://pravenc.ru/text/189795.html

(19) Савва. Во 2-м издании Истории Рос. Иерархии о нем сказано несправедливо, что он хиротонисан 1572 года; в сане епископа тверского упоминается раньше, ибо 1571 г. в сане архиерея тверского ручался соборне пред царем в верности князя Ивана Михайловича Мстиславского (Госуд. грам. I. 562) 29 апреля 1572 года присутствовал на соборе, разрешившем четвертый брак царю Иоанну Васильевичу (Карамз. Истор. Рос. Госуд. IX, прим. 383. Церков. Рос. Истор. митроп. Платона, П. 72). Во 2-м изд. Истор. Рос. Иерар. сказано, что он хиротонисан из игуменов Псковского Печерского монастыря, а в 1-м издании той Истории Uep. V, 550 присовокуплено, что в тот Печерский перемещен из Святогорского монастыря. (20) Захария. До архиерейского сана был архимандритом, но в котором монастыре – неизвестно. Вологодский архиепископ, писавший в лето 7101 слова преп. Феодора Студита , – эта рукопись ныне в библиотеке новогородского Юрьева монастыря, – в подписи о себе прибавил «и аз пострижение приях от отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом». (Описание Юрьева мон. в Чтениях Импер. Общ. Истор. и древн. Росс. 1858 г. кн. II, стр. 58). И хиротония сего Захарии, как и Саввы, в обоих изданиях Истории Росс. Иерархии показана несправедливо: в 1-м – что хиротонисан во епископа 1589 года, а во 2-м – 1580 года. Тверским епископом упоминается еще 1578 года, именно того года 20 декабря был на соборе, установившем празднество преподобному Иосифу Волоколамскому. Чтения в общ. Истор. и рев. Росс. 1847 г. 7, статья о книгах Волоколамских. 1580 года, января 15, присутствовал на соборе о запрещении духовенству приобретать вотчины; 1584 июля 20 на соборе по тому же предмету, 1589 года, января 13 на соборе о избрании патриарха всея России; в мае того года на соборе, умножившем в России число митрополитств и архиепископств, – переименован в архиепископа (Госуд. грам. I, 583, 592. II, 94:99) 1598 года был при избрании царя Бориса Годунова (Археогр. Акт. 11:42). А потому Арсений, означенный во 2-м издании между Захарией и Феоктистом, едва ли в ту пору был; 1594 год с грамоты Желтикова монастыря, где Феоктист упоминается тверским архиереем, заметно снят с копии, а не с подлинника. Ниже увидим, что Арсений II, в обоих изданиях названный сомнительным, действительно правил тверскою епархией, только не после Захарии, а после Феоктиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Первым опытом трудов подготовленной таким образом острожской книжной дружины, перед изданием Острожской Библии, было издание Псалтири и Нового Завета, 1580 года. В том же году выпущена была справочная книжка к Новому Завету, под заглавием: «Книжка собрание вещей нужнейшихвкратце, скорого ради обретения вкнизе Нового Завета по словесам азбуки». В том же 1580 году вышла и знаменитая, первая печатная славянская Острожская Библия. В виду спешности печатания или по другой причине, издание Библии носит не сплошной счет листов, а шесть отдельных нумераций: 8, 276, 180, 30, 56 и 78 листов. Можно предполагать, что печатание производилось сразу на нескольких станках. С этим совпадает и подмеченное библиографами пользование в издании шестью различными шрифтами, из которых два были отлиты по матрицам первопечатных московских и виленских книг 132 . По-видимому, первое издание Острожской Библии 1580 г. скоро разошлось. Это можно видеть из того, что уже в 1581 г. сделано было второе издание этой Библии. Разница между ними незначительная: последний 78 лист, в одних экземплярах носит выход: 1580, июля 12 (такие экземпляры весьма редки), в других: 1581, месяца августа 12 дня; кроме этого, к экземплярам 1581 г., тот же 78 лист содержит небольшое молитвенное воззвание от Ивана Федорова на славянском и греческом языках, а в издании 1580 года этого воззвания нет. Указывают библиографы и еще некоторые разности в орнаменте и шрифте 133 . Внешний вид и техническая отделка текста Острожской Библии 1580 и 1581 годов весьма внушительны: большое листовое издание, с разнообразным шрифтом, орнаментами и киноварными заголовками (в четырех местах), параллельные места на полях – по всему этому Острожское издание решительно ничем не уступает лучшим тогдашним чешским, польским и латинским изданиям Библии, за исключением разве рисунков, которыми украшены некоторые из этих иноязычных изданий. Со стороны состава библейских текстов, в ряду всех западных и юго-западных переводов, переложений и изданий священного библейского текста XVI века, назначенных для русского народа. Острожская Библия 1580–1581 гг. занимает по праву самое первое место. По своей полноте в воспроизведении библейских писаний, Острожская Библия стоит не только выше всех многочисленных юго-западнорусских указанных выше изводов, но, как мы видели, выше польской Библии, служившей образцом для русских библейских переложений того времени. Ни одно из изданий обращавшихся в то время в западной и юго-западной Руси, не обнимало в таком исчерпывающем составе, всех канонических и неканонических библейских книг, как это издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

621 ...у своего сына, князя Владимера... – Речь идет о князе Владимире, сыне Богдана Федоровича Путивльского, который вместе с отцом в качестве «почетных пленников» в 1500 г. приезжает в Москву; с 1527 г. живет в Литве; в 1540 г. вместе с сыном Богданом возвращается на Русь. 622 ...великого князя Ивана Васильевича... посланиемъ воеводы с войском взяли град Путивль... – В конце XV в. территория Московского государства расширилась за счет присоединения мелких княжеств, расположенных в устье рек Оки и Вязьмы, и приблизилась к границам Великого княжества Литовского. В начале 1500 г. из состава Литвы вместе с «отчинами» и «волостями» вышли князья Василий Иванович Шемячич Новгород-Северский, Семен Иванович Стародубский, Семен Иванович Вельский. Иван III, нарушив договор, принял их «в службу» и объявил войну Литве, обвинив ее в гонениях на православных. В августе 1500 г. московские войска под командованием казанского царевича Магмет-Аминя и воеводы Якова Захарьевича Кошкина заняли города Мценск, Мосальск, Серпейск, Брянск. По сообщению Разрядной книги 1475–1605 гг., «тими походы государевы воеводы Путивль взяли августа в 6 день». Развернувшиеся в 1500–1503 гг. боевые действия окончились поражением литовских войск. В результате договора о перемирии к Московскому государству отошли земли Чернигово-Стародубского княжества. 623 ...у Юрья Ивановича Замятнина жилъ сей Феодоръ... – Юрий Иванович Замятнин (ум. в 1521 г.), у которого в 1500–1509 гг. жил Федор, позднее – волоцкий монах Фотий, был заметной фигурой в политической жизни Руси первой четверти XVI в. Первое известие о нем относится к 1495 г., когда «постельник Юшко Замятнин» ездил в Новгород в составе свиты Ивана III. Возможно, он принимал участие в походе 1500 г. на Путивль. В 1512 г. Ю. И. Замятнин «стоял на Туле... для крымского царя приходу»; в 1513 г. участвовал в походе на Смоленск; в 1514 г. ходил «в Литовскую землю» в составе войск В. Шуйского; в 1515 г. совершил поход из Пскова «в немцы»; в 1517–1519 гг. вел боевые действия против Литвы, «воевал» Могилев и Полоцк. Воевода Ю. И. Замятнин пользовался расположением великого князя Ивана III, который в 1517 г. вызывал его из Великих Лук в Москву на совет. Юрий Замятнин был тесно связан с Иосифо-Волоколамским монастырем, куда часто посылал старцу Фотию «милостыню и грамоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

742 Михаил Брейк. С. 425–426; Павел Алеппский. Т. 5 С. 187; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 33–34. 743 В середине XVII века французский путешественник монс. Грело сообщал, как в округе Джебель Аджлун, на канонической территории Иерусалимского патриархата, двое святогробских сборщиков милостыни схватили монаха-самозванца, выдававшего себя за сборщика, посланного из Сайданайского монастыря (Grelott. р. 144–145). 750 Михаил Брейк. С. 425; Павел Алеппский. Т. 5. С. 187; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 31–37; см. также: Панченко К.А. Триполийское гнездо. 751 Михаил Брейк. С. 426–427; Павел Алеппский. Т. 5. С. 188; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 38–39. 753 Михаил Брейк. С. 427–428; Павел Алеппский. Т. 5. С. 187; См. также: Панченко К.А. Антиохийский патриархат и Россия. С. 207–208; его же: Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 49–53. Впрочем, колофон одной сирийской рукописи сообщает, что Михаил умер на Рождество 1592 г., даже пережив ненадолго своего врага Иоакима. (Karalevskij C. Col. 637; Nasrallah J. Chronologie. 1500–1634. P. 7, 42). Однако, в любом случае, после 1583 г. Михаил, которому к тому времени исполнилось едва ли не 90 лет, окончательно отошел от дел и перестал претендовать на патриаршество. 754 Михаил Брейк. С. 428; Рисаля. С. 357–361; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 46–48; см. также: Панченко К.А. Антиохийский патриархат и Россия. С. 208; его же: Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 56, 58. 755 Михаил Брейк. С. 429; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P.44; Панченко К.А. Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 59–62. О литературной деятельности Анастасия см. гл. IX и X. 761 Павел Алеппский, там же; Михаил Брейк. С. 432–436; Панченко К.А. Триполийское гнездо. Ч. 2. С. 25–34. 769 Михаил Брейк. С. 444; см. также: Сказание о Сирийской унии. С. 497–499; БЦЛ. С. 33; Соколов И.И. Церковные события. С. 314–330. 771 Сказание о Сирийской унии. С. 500; Михаил Брейк. С. 444; Соколов И.И. Церковные события. С. 337. 774 Сказание о Сирийской унии. С. 500–504; БЦЛ. С. 34–36; Михаил Брейк. С. 444–446; Соколов И.И. Церковные события. С. 338–344; Levenq C. Athanace III. Col. 1369–1374.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010