Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Комментарии. Л., 1987. С. 145–146. 1622 г., августа 27. – Указ о закреплении за монастырями вотчин, купленных и данных им после соборного уложения 15 января 1580 г., если на них не по ступило челобитий о выкупе И указал государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и отец ево государев великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии по сему приговору. Которые вотчины, купли и вклад, села, и деревни, и пожни даваны в монастыри по душам, а иные продаваны после уложенья царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии с 89-го году, а вотчинники из монастырей в те годы по московское разоренье и потаместа, как государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии учинился на государьстве, о тех вотчинах государю и прежним государем не били челом и тех вотчин не выкупали, и тем вотчинам быта за монастыри по-прежнему, потому что те вотчины застарели в монастырех многими леты; а о которых вотчинах были челобитчики при государе и при прежних государех, и о том докладывати государя и учинити указ, смотря по делу, о том как государь укажет. Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Л., 1986. Тексты. 122. Комментарий к указу Указ 27 августа 1622 г. был издан по поводу нарушений соборного приговора 1580 г. 40). Приговор 1580 г., запрещавший духовенству приобретать земельные владения, выполнялся недостаточно строго. Правительство царя Михаила в указе 27 августа 1622 г. подтвердило по существу соборный приговор 1580 г., но внесло в него некоторые смягчения. Так, если о выкупе вотчины, поступившей в монастырь, не было подано челобитья до 1613 г., то она оставалась навсегда за монастырем на том основании, что «те вотчины застарели в монастырех многими леты». Тем самым нарушалось постановление соборного приговора 1580 г. о 40-летнем сроке для выкупа вотчины родственниками. Если же челобитье о выкупе было подано до 1613 г., то дело все-таки решалось царской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 65-й том продолжает публикацию статей на букву «С». Открывает издание статья о выдающемся педагоге Дмитрии Николаевиче Соловьеве и завершает публикации 65-го тома материал о ставротеке, ковчеге-хранилище для частиц Животворящего Креста Господнего. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. В 67 томе завершается публикация статей на букву «С» и начинается публикацию статей на букву " Т " . Открывает настоящее издание статья о Суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре и завершает том статья о текстологии библейской.  1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. В томе продолжается публикация статей на букву «Т». Открывает настоящее издание статья о выдающемся католическом богослове и естествоиспытателе Тейяре де Шардене и завершает том статья о Томской области. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о Феодоре, святителе Суздальском, 1-м епископе Ростовском. 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе Московского Симонова монастыря и завершает 71-го том подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове.

http://pravenc.ru/shop/

Что же касается тома 10, то здесь мы не нашли ни одного случая, когда бы история прихода начиналась с 1500 года, по данным нашей Писцовой Книги; и это тем печальнее, что этот том издан в 1884 году, когда Писцовая Книга справляла пятнадцатилетие своего печатного издания. То же должен сказать и о прочих томах, имевших соприкосновение с нашим трудом. Принимая во внимание все названные сейчас особенности «Историко-Статистических Сведений о церквах С.-Петербургской Епархии», мы позволили бы выразить надежду, что наш труд, в сравнении с названными томами даст следующее новое: а) для всех церквей Новгородского уезда (не имеющих еще описания), в нем найдутся указания на первый исторически известный момент их существования; б) для весьма многих церквей уездов Лужского, Ямбургского, Петергофского, Царскосельского, Шлиссельбургского, Ново-Ладожского и Петербургского уездов в нашем труде найдутся не только указания на первый, исторически известный момент их существования, но даже и описание погоста в этот момент, т. е. в 1500 г.; в) в нашем же труде могут найти указание не на церкви, которых в 1500 году не было, а на деревни, входившие в состав какого-нибудь погоста и те о. о. иереи, которые священствуют в приходах, выделившихся из прежних погостов... И эти сведения по прилагаемому нами алфавитному перечню всех селений найти будет весьма легко; д) наконец, нам кажется, что пользование добытым нами материалом даст местным историкам сведения и о таких церквах и монастырях, о которых говорит более или менее ясно народное предание, но о которых помимо Писцовой Книги сведений найти нигде нельзя. Мы не говорим уже о том, что твердая историческая основа положит конец тем догадкам и предположениям, которым в серьезном научном труде не место (в с. Передчицах, напр., церковь во имя Георгия Влкм. потому, что ее построил помещик, но имени Георгий; тогда как Георгиевская церковь там существовала до 1789 года задолго, – в 1500 г. Или еще: с. Смешино названо так будто бы потому, что церковная земля представляет собой смесь участков, нарезанных от разных лиц, – тогда как сельцо Смешино с этим названием существовало и до церкви в 1500 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Из этого списка видно, что ожидавшиеся к поступлению доходы от 13 епархий Грузии предполагалось распределить следующим образом: по Тифлисскому уезду – Мцхетская епархия (9560 руб. годового дохода): начальствующему над духовенством с причтом 5000 руб., на дикастерию 1500 руб., на учреждение гимназии 1500 руб., на достроение при Сионской церкви колокольни на 3 года по 1000 руб., на содержание церкви 560 руб., итого 9560 руб.; по достроенип колокольни 1000 руб. обратить в казну Его Императорского Величества для богоугодных заведений. Тифлисская епархия, в коей Сионский собор, с 2500 руб. годового дохода: Тифлисскому митрополиту Арсению по смерть пенсии 1000 руб., на сооружение колокольни при Сионской церкви на 3 года, в каждый по 1000 руб., на содержание церкви 500 руб., итого 2500 руб.; по смерти митрополита назначенные ему 1000 руб. обратятся в казну, равно и назначенные на построение колокольни чрез 3 года 1000 руб. для употребления на богоугодные заведения. По Горийскому уезду: Самтаврская при 500 руб. годового дохода – на достроение церкви в городе Гори 500 руб., по достроении же обратить их на содержание оной и на украшение; Руисская при 1500 руб. годового дохода: на церковь 500 руб., на гимназию 1000 руб., итого 1500 руб.; Цилканская при 1000 руб. дохода: доходы сии отдать архиерею Гервасию с тем, чтобы он жил в Гори и пользовался оными; Самтависская 600 р. дохода: на церковь 300 руб. и на училище 300 руб., итого 600 руб.; Урбиисская при 900 руб. годового дохода: преосвященному Иустину по смерть, а после смерти его на украшение церкви и содержание церковнослужителей 500 руб. и на училище 400 руб.; Никозская 300 руб. дохода: по смерть архиерею Афанасию, а по смерти обратить оные на училище. По Телавскому уезду: Алавердская при 5600 руб., годового дохода архиерею Иоанну Бодбели с причтом 2500 руб., на училище 700 руб., на гимназию 900 руб., на церковь 500 руб., в казну Его Императорского Величества для богоугодных заведений 1000 руб., итого 5600 руб.; Ниноцминдская 1500 руб. дохода: архиерею Стефану по смерть 1000 руб., на церковь 500 руб., итого 1500 руб., а после смерти архиерея 1000 руб. поступают в казну для богоугодных заведений; Руставская при 1200 руб. дохода: на устроение церкви в Марткопи на 3 года, в каждый по 800 руб. и на училище 400 руб., итого 1200 р., по прошествии же трех лет из назначенных на достроение церкви 800 руб. обратить на гимназию 300 руб., а 500 руб. на содержание церкви; Некресская при 1200 руб. дохода: архиерею Амвросию по смерть 1000 руб., на училище 200 руб., итого 1200 руб., по смерти же архиерея на училище из 1000 руб. 400 руб. и на гимназию 600 руб. Акты кавказской археографической комиссии т. IV, стр. 161–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сент. 1555 г., при игум. Онуфрии, Киевским митр. Макарием II были освящены 3 новых деревянных храма: в честь Преображения Господня, во имя свт. Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла; построены деревянные монашеские кельи, хозяйственные помещения и ограда. Возможно, эти церкви на протяжении XVI-XVIII вв., несмотря на позднейшие реконструкции и перестройки, сохраняли то же функциональное назначение: большой Преображенский собор находился в центре монастырской территории, Николаевская ц. была трапезной, а Петропавловская - надвратной. После Люблинской унии 1569 г. польск. короли стали передавать М. м. во владение писарям коронной «канцелярии руських дел». 1 сент. 1571 г. и 10 мая 1572 г. М. м. и Вышгородское городище были отданы в пожизненное владение королевскому писарю Евтику Васильевичу Высоцкому. После его смерти 12 июля 1580 г. М. м. получил в пожизненное владение Яким Высоцкий (владел до 1595). О хозяйстве мон-ря в XVI в. известно мало. Земельные угодья располагались непосредственно рядом с обителью, их границы были определены в привилее игум. Мисаилу (Щербине) и впосл. неоднократно подтверждались польск. королями, укр. гетманами и московскими царями. В описании Киевского замка 1552 г. сказано, что жители замкового с. Петровцы Опанас Семибокович и Гаврило Малышкович дают на М. м. по 4 и по 2 ведра меда (Описание Киевского замка. 1886. С. 118). В привилее 1571 г. упоминаются мельница близ мон-ря, пасеки, «медовые дани», «бобровые гоны», рыбные озера, виноградник и сады ( Закревский. 1868. С. 463). В последние десятилетия XVI в. земельные угодья М. м. подвергались нападениям местной шляхты и киевских мещан. В результате жалоб игум. Онуфрия М. м. получил несколько королевских охранных привилеев и листов. В 1577 и 1580 гг. польск. кор. Стефан Баторий выдал М. м. привилей на беспошлинный проезд через р. Днепр. В 1578 г. король писал чернобыльскому старосте Ф. С. Кмите по поводу жалоб игум. Онуфрия о невыдаче медовой дани из сел Толстый Лес и Сидоровичи за 6 лет. В 1580 г. кор. Стефан Баторий писал киевским мещанам о разрешении М. м. трижды в году «делать канун», «сытить и продавать мед». В том же году король приказал киевскому ротмистру Касперу Стружчинскому защищать М. м. от «мещанских обид». В 1580 г. игум. Онуфрий жаловался киевскому воеводе кн. Константину Константиновичу Острожскому на притеснения со стороны подвоеводы Матеуша Воронецкого. Регулярными были невыплаты жителями сел Вышгород и Петровцы медовой дани, пошлины за лов рыбы в монастырских озерах и рубку леса. В 1585 г. кн. Константин Острожский выдал охранную грамоту на монастырские земли, леса, озера и виноградники от петровчан, вышгородцев и киевлян.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Такая же судьба ожидала бывшие княжеские вотчины, попавшие в руки Церкви путем купли или заклада. Сложнее было с княжескими землями, данными в монастыри согласно воле вкладчика на поминовение. Окончательное решение об их дальнейшей судьбе в каждом конкретном случае представлялось на усмотрение царя. Правительству не удалось добиться санкции Собора на полную отмену тарханов. Собор 1580 г., по существу, зафиксировал сложившийся к январю земельный статус Церкви. Включение в приговорную грамоту 15 января 1580 г. пунктов о возможности изъятия княжеских и закладных земель было вызвано наступившими экономическими трудностями в государстве. Одновременно царь осуществлял «перебор» церковных земель. В дошедших до нас сотных, послушных и других грамотах неоднократно упоминается, что Иван IV в 60–70-х гг. изымал у монастырей те или иные села, деревни, давая взамен им другие. Попутно следует отметить, что к концу 70-х гг. выработался такой порядок, согласно которому на документе, принятом церковным Собором, должны были стоять подписи всех присутствующих владык и настоятелей монастырей. Отсутствие подписей некоторых церковных иерархов на приговорной грамоте 1580 г. позволяет думать о существовании на Соборе оппозиции. В последующие 1581–1582 гг. произошла отмена тарханов в том значении, которое приписывалось постановлению 1584 г. Начиная с 1581–1582 гг. правительство ежегодно собирает основные налоги с ранее «отарханенных» земель. В это время увеличивается число налогов, взимаемых государством с Церкви. Отмена тарханов была проведена указным порядком по царскому повелению. После января 1580 г. выдача тарханных грамот монастырям с освобождением от основных поземельных налогов почти полностью исчезает из практики московского правительства. Соборно отмена тарханов была оформлена в июле 1584 г., уже после смерти Грозного. Имя митрополита Антония встречается в записках иностранцев. Цесарский посол Даниил принц фон Бухау дважды был в Москве: в 1576 и 1578 годах 712 . В составленных им записках он писал: «Тех из наших земляков, которые переходят в их веру, они перекрещивают, как бы крещенных не надлежащим образом. Причину этого они приводят следующую: что крещение есть погружение (mersio), а не обливание (aspersio), о чем еще во время Киприяна был спор. Так как таковым Великий князь дарит несколько денег и платье, то часто люди легкомысленные за маленькую прибыль позволяют повторить на себе крещение, и тем нашей вере причиняют немалое поношение» 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не довольствуясь тем, что возвратил Успенскому монастырю его достояние, благосердый царь, по совету родителя своего святейшего патриарха Филарета, грамотой 7130 (1622) года на имя новгородского воеводы князя Даниила Мезецкого, пожаловал старице Успенского Ладожского монастыря Акилине, на Волхове (на правой его стороне в Обонежской пятине напротив Иванского монастыря, рыбную тоню Липку, в вечное и безо?? владение. Грамотами того же царя Михаила Феодоровича 7130 (1622) (1624) годов пожалованы Успенскому монастырю пашни и угодья принадлежавшие прежде двум, упраздненным в то время, женским монастырям: Ладожскому Рожественскому (Христо-Рождественскому) Горицкому, и Ореховскому Пречистенскому (Рождества Пр. Богородицы) монастырю, находившемуся в городе Орешке (Шлиссельбург) на Лопьской стороне. 162 По этому пожалованию, во владение Успенского монастыря поступили: а) из волостей Рождественского Ладожского монастыря деревня Бышева (Бышова на Заклюке по переписи 1500 г.), Миреслани (Мирославль, по переписи 1500 г.), в выставке Кусеи Выжицы, Поддубье, Полохово и тони: «на Ладожском озере (на Княжем носе) лодожьи места, а уречище Родилкино, да в Ваченицах, и на Софоши; и б) из волостей Ореховского Пречистенского монастыря – Соппель, Калибино (по переписи 1500 г. Кабино?), Сойкино (Сайкина по переписи 1500 г.), и Дедово (вероятно, Пангола Давыдково, по переписи 1500 г.). Что же касается до остальных земель и угодий, принадлежавших Ореховскому монастырю, как-то: а) двух деревень на Огладве, деревни Харлова в Мяхких, деревни Онтоманова в Мяхких, деревни Родивонова, Микитинского в Мяхких же и пречистенской половины в деревне Коневской в Софтове, на Огладвеж, с принадлежавшим к этим деревням озером Лембагальским, – находившихся в Куйвошском Ивановском погосте и б) деревни Хабакинки в Воздвиженском Корбосельском погосте: то эти волости и поместья, по-видимому, не были пожалованы Успенскому монастырю, потому что в монастырских документах о них не упоминается, а вероятно были пожалованы или какому-либо другому монастырю, или светским владельцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

85) «Того же году (7145) преставися р. б. Фома Яковлев сын Григорьев сиделец велик». 86) «7082 (1574) Июня 23 преставися р. 6. Князь Дмитрей Кропоткин, а во иноцех (далее не разобрать). 87) «7088 (1580) Июля 20 преставися р. б. Иван Иванов сын Голянищова Кутузова». 88) «7088 (1580) Июля 31 преставися р. б. Княж Петро Тутаевича слуга Григорей Сентов». 89) «7086 (1578) Февраля 15 преставися сын боярской Филип Агарев Образец». 90) «7083 (1575) Марта 20 преставися инок Макарей Палицин. 91) «7086 (1578) Октября 4 убьен в Ливонской земли под Городком под Соуяжем Юрьи Иванов сын Кокошкин». Опять выход на вторую улицу, далее к концу: 92) «7088 (1580) Февраля в 11 день преставися р. б. Павел Васильев сын служка Печерского монастыря Ивана старца Козлова». На другой стороне обратно: 93) «1700 году преставися р. б. на службе Великого Государя под Ругодевом столник Гусарского и копейного и Рейторского строю Полковник Михайла Тимофеевич Челищев, а положен в Печерском монастыре в пещере с родители своими за сей керемидой 1701 году м-ца Генваря в 30 днь» ... 94) «на службе великой государини вкимском походе за рекой за Самарой в конских водах преставися р. б. Торопченин Иоаким Тимофеев сын Челищев». (Начало вероятно отломлено). 95) «7083 (1575) Июля 27 преставися р. б. Лаврентей Терентиев сын Кулбакин а убиен под м. перч. на в. м.» (Вероятно, должно разуметь: под монастырём Печерским на военном месте или поле). 96) «7082 (1574) Марта 8 убиен бысть р. б. Одрей Волдимеров сын Базаров на рати от немец и положен в дому Пречистые Печерского монастыря» 97) «7168 (1670) убиен бысть на Цареве службе на бою на полонки от Литвы р. б. Яков Никитин Селин». 98) «7141 (1633) Июля 9 преставися р. б. Стефан Иванов сын Чихачев… а убит за рубежем от литовских людей под Друею». 99) «7121 (1613) Июня 16 убиен бысть каменщик Сергей схимник Кабилихин». 100) «Боголепного Преображения Господа н. Иис. Хр. каменного монастыря занял сие место старец инок Селивестр и положить тело его на сем месте». Всех надписей полных и не полных, разобранных и не разобранных найдено в Богом зданной пещере 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010