Чтобы представить, сколь внушительным было данное собрание, достаточно сравнить его с предшествующими Соборами, состав которых нам известен. «В соборном приговоре, пишет С.М. Соловьев , состоявшемся 15 января, ради надлежащего варварского прещения от турского, крымского, ногай, от Литовского короля, с которым совокупились ярым образом Польша, венгры, немцы ливляндские и шведские, соединились, как дикие звери, надмились гордостно и хотят потребить Православие; ради того, чтоб церкви Божии и священные места были без мятежа, а воинский чин ополчался крепко на брань против врагов Креста Христова, мы, Антоний митрополит всея Руси уложи так: сколько ни есть земель и земляных угодий, до сих пор данных в митрополии, епископии и монастырям, из них да не исходит, ни по какому суду, ни по какой тяжбе не берут их и не выкупают; что и не утверждено крепостями, и того не выкупать, и вперед с монастырями о вотчинах не тягаться. А от сего дня, 15 января, на последующее время вотчинниками вотчин своих по душам не отдавать, а давать за них в монастыри деньги, а села брать наследникам, хотя бы кто и далеко был в роду. А если у кого не будет роду и дальнего, то вотчину брать на государя, а деньги за нее платить из казны; митрополиту, владыкам и монастырям земель не покупать и в закладке не держать, а кто после этого уложения купит землю или закладную станет за собою держать, то землю брать на государя» 711 . Данный Соборный приговор был подписан 15 января 1580 г. Вполне допустимо, что работа Собора продолжалась и после 15 января 1580 г. Предписания Собора сводилась к следующему: 1 . Земли, находящиеся во владении Церкви, принадлежат ей, в том числе и те, на которые нет «крепостей», т. е. нужных документов. «Впредь с монастыри о вотчинах не тегатися». Исключением являлись закладные земли и княжеские вотчины. 2 . Но теперь, с 15 января 1580 г., земельный фонд духовенства не мог пополняться ни за счет вкладов или покупки, ни за счет закладной земли. 3 . Земли, находящиеся в закладе, переходили к государю, им же решался вопрос о величине денежной компенсации.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В документе о разделе владений кн. Острожского 1603 г. указано точное расположение О. а.: «В пригородку конюшня с [расположенным] при ней двором. Типография и школа должны быть совместно...» (Описи Острожчини 2-ï пол. XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упоряд.: В. Атаманенко. К.; Острог; Н.-Й., 2004. С. 75). В связи с тем, что сыновья кн. Острожского поделили «пригородок» пополам, школа и типография должны были находиться под опекой владельцев обеих половин нижнего замка. И. А. Тесленко установил, что О. а. располагалась возле «Боровицкого плаца» (владение в нижнем замке), к-рый принадлежал Александру Стажицкому, одному из слуг рода Острожских. До Стажицких участок принадлежал представителям рода Боровицких - наследственных слуг князей (последний из них - острожский староста Ждан Боровицкий - умер, не имея потомков, в 1600). Усадьба Стажицких четко локализована: «С одной стороны рядом с русской школой, а с другой - круг двора пана Станислава Закшевського» ( Тесленко. 2014. С. 200-216). В истории академии выделяют 3 этапа. Начальный период (1576-1586) характеризуется интеллектуальным подъемом, связанным прежде всего с публикацией Острожской Библии (1581). Тогда сформировался круг деятелей О. а. разных конфессий и национальностей с преобладанием православных, в к-рый входили ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий, Иван Фёдоров, Эммануил Мосхопулос (выпускник рим. Греческой коллегии), протестанты Андрей Рымша и Мотовило, Дионисий (Ралли-Палеолог), Евстафий Нафанаил. Почти все они участвовали в подготовке Острожской Библии. Предполагают, что в Острожский кружок входили также греч. еп. Тимофей, Мегленский еп. Феофан Грек. Помимо Библии в этот период в Острожской типографии были напечатаны Азбука ((Букварь), 1578; 2-е изд.- «Книга словенская, рекомая Грамматика», 1598), «Книжка, собрание вещей нужнейших» Тимофея Михайловича (Аннича) (1580) - первый в истории кириллического книгопечатания алфавитно-предметный указатель к НЗ (большинство сохранившихся экземпляров приплетены к острожскому изданию НЗ с Псалтирью (1580)), стихотворная «Хронология» Андрея Рымши, посвященная событиям земной жизни Иисуса Христа (1581), Псалтирь (1580).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

К концу лета 1500 г. обширные территории будущей Левобережной Украины вошли в состав Русского государства. В начавшихся военных действиях войско Великого княжества Литовского 14 июля 1500 г. понесло тяжелое поражение на реке Ведроше на Смоленщине. В разгар этих событий в Вильно прибыл посол константинопольского патриарха Иоакима I, преемника Нифонта, с патриаршей ставленной грамотой для Иосифа, и 10 мая 1500 г. состоялся обряд возведения Иосифа (Болгариновича) на митрополичью кафедру при участии Полоцкого архиепископа Луки и епископов Кирилла луцкого и Вассиана туровского . Это событие вызывает ряд вопросов. Прежде всего неясно, почему патриархия так долго тянула с утверждением Иосифа в сане, хотя тот обратился с просьбой о поставлении еще к Нифонту, покинувшему патриарший престол летом 1498 г., и удовлетворила эту просьбу именно тогда, когда Иосиф стал открытым приверженцем перехода под власть папы. Сохранившийся текст ставленной грамоты патриарха Иоакима I не разъясняет причины действий патриарха. Дата грамоты — 7008 г. (1499/1500) лишь подтверждает предположение о длительной задержке с удовлетворением просьбы Иосифа, но содержание документа не дает ответа, так как, по заключению издателя, носит стандартный для документов такого рода характер . Остается неясным, почему Иосиф, уже готовый признать верховенство папы, согласился принять посвящение от константинопольского патриарха. Ведь, находясь в это время в тесном общении с виленским епископом, он мог предположить, что законность такого поставления не будет признана в Риме. Наконец, последнее. Патриарх Иоаким, выдавая ставленную грамоту, мог ничего не знать о выступлениях Иосифа в пользу церковной унии, но об этом не могли не знать епископы — участники обряда его интронизации. Это как будто бы позволяет охарактеризовать их как сторонников унии, но в этом случае непонятно, почему впоследствии митрополит Иосиф обратился к папе лишь от своего имени, но не от имени собрания епископов или церковного Собора. На эти вопросы в настоящее время дать ответ не представляется возможным.

http://sedmitza.ru/lib/text/442973/

«Сказание от Божественных писаний, како подобает настоятелю учити и наказывати сущих под ним» слово 11-е, л. 1490. «Духовная грамота вторая грешного и худого игумена Иосифа отцем и братиям моим, хотящим слышати вкратце о всех, иже зде написанных о монастырском и иноческом строении» слово 12-е, л. 1497–1574. Нач. «Во имя святыя единосущныя и животворящия Троицы Отца, глаголя, и Сына и святого Духа единого и нераздельного.» «О церковном благочинии и о соборной молитве» слово 1-е, л. 1597. «О трапезном благоговеинстве и о благочинии, и о пищи и о питии» слово 2-е, л. 1497 об. «Яко не подобает беседовати по павечернице» слово 4-е, л. 1499. «Яко не подобает иноком исходити вне монастыря без благословения» л. 1500. «О соборных делех», слово 6-е, л. 1500. «Яко не подобает во обители быти питию, от него же пиянство бывает» слово 7-с, л. 1500. «Яко не подобает в монастыри женскому входу быти» слово 8-е, л. 1500 об. «Яко не подобает в монастыри на дворцах монастырских жити отрочатом юным!» слово 9-е, л. 1501. «О еже како подобает соборным и старейшим братиям, им же правление монастырское вручено есть и всем служебником, иже суть в монастыри с настоятелем, или не сущу настоятелю, попечение имети о церковных и монастырских винах нужных сключающихся к спасению душам» слово 13-е, л. 1502. «Грани Юстиниана Царя новых заповедей» л. 1520. «От правил св. Григория Акрагантийского» л. 1519 об. «Продаже 1-е Преп. отца нашего Иосифа игумена соборным старейшим братиям и всем служебником иже суть в монастыре, о церковном благочинии и о соборной молитве» л. 1530. об. Предание 2-е о трапезном благоговейнстве и о благочинии, и о пищи и о питии» л. 1539 об. «Предание 3-е о одеждах и о обущах и о иных вещех» л. 1545. «Предание 4-е о еже не подобает беседовати по павечернице» л. 1547 об. «Предание 5-е яко не подобает иноком исходити вне монастыря без благословения» л. 1548. об. «О судех и о пошлинах» л. 1553. «Предание 6-е о соборных делех и о соборных службах» л. 1553. «Предание 7-е яко не подобает во обители питию быти, от него же пиянство бывает» л. 1554.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Водскую пятину в 1500 году мы застаем, кажется, на том ее возрасте, когда рост количества селений более или менее замер; когда вместо этого начали жить и развиваться сами селения. Однако, – в Писцовой Книге находим совершенно достаточные данные для суждения о том, с чего начали свое существование, дошедшие до 1500 г. деревни, какие формы они в разное время пережили, и что эти формы есть по своему существу. Если бы мы пожелали хотя немного оторваться от Писцовой Книги, от всех этих Боров, Борков, Горок, Замошьев, Запольев, Заболотьев с их Ваньками, Прошками, Куземками; если бы мы хотя на минутку забыли копны сена, коробьи ржи; – а вместо этого взглянули мысленно на природу края и во время написания книги, а еще лучше – задолго до ее появления, когда на Новгородской земле владельцами были «вольные мужи» новгородцы; – нам представилась бы необычная для настоящего времени, хотя все еще встречающаяся, картина. На целые десятки верст в разные стороны стоят вековые леса. Не трогала их еще рука человека. Лишь нога смелого охотника проникала в их таинственную глушь. Редко-редко среди лесов появится полянка, лужок, покрытые травой. Еще реже, где-нибудь около реки, ютится небольшая деревня. Кто владелец этой девственной природы? – Господин «Великий Новгород», а частнее кто-нибудь из его «посадников», «тысяцких», «бояр»; а может быть и престо «житьи» люди из Новгорода, – «уличане», или даже – новгородский архиепископ, какой-либо монастырь новгородский, или – церковь . Великое богатство, но богатство не разработанное, в сыром т. ск. виде заключалось во всех этих землях, покрытых лугами, лесами, иногда–мхами, болотами, озерами. И в интересах каждого владельца было не только эксплуатировать свою землю, но непременно – эксплуатировать ее как можно больше, не обходя вниманием и такие уголки, которые даже труднодоступны в иные времена года. Так как владелец земли, будь он «боярин» или «житей» из города, или же владыка и монастырь, естественно не могли сами, своими плечами обрабатывать бывшую в их владениях землю, – они должны были обращаться к услугам рабочей силы – «хрестьян» – «крестьян», с которыми и заключали условия (порядные), с которыми и рядились на известный участок земли. Крестьянин получал себе в обработку землю, от которой и для себя стремился извлекать пользу; владелец же, смотря по условию, – раньше или позднее, получал чрез крестьянина известный доход от земли. Так-то и зарождались те многочисленные селения, которыми к 1500 году была усеяна Водская пятина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

В 1454 г. Гомей вошел в состав земель перебежчика из Руси кн. Ивана Андреевича Можайского († между 1471 и 1483). После его смерти права на эту волость унаследовал его сын Семен. К времени княжения последнего (ок. 1483-1500) относятся наиболее ранние свидетельства о княжеских пожалованиях гомельской Никольской ц. Князь отписал храму 2 земельных участка - «Севостьяновщину а Богдановщину» вместе «с пашнями и з деревом бортным и со всим с тым, яко ся тыи земли з давных часов в собе мають и што к ним прислухает». Никольские священники получили право «судити и рядити» всех людей, проживавших на их землях, гомейские наместники не могли посылать сюда своих чиновников. Единственной повинностью правосл. населения данных земель было городовое дело. Эти привилегии были подтверждены никольским священникам королевской грамотой от 15 марта 1549 г. (АЗР. Т. 3. 9. С. 21-22). В 80-90-х гг. XV в. кн. Семен пожаловал священникам Никольской ц. в Орше «земли бортные... у Гомьи». Права оршанских священников на гомейские земли были подтверждены позднее королями Сигизмундом I (27 янв. 1507) и Сигизмундом II Августом (10 янв. 1541) (АЗР. Т. 2. 48. С. 59-60; 208. С. 373). В 1499 г. кн. Семен Иванович начал борьбу против литов. правителей, в к-рую в 1500 г. вмешался московский вел. князь, поддержавший кн. Семена. В 1500-1503 гг. удел кн. Семена (с городами Черниговом, Стародубом, Гомеем, Карачевом, Хотимлем и др.), а также большая часть брянских земель перешли под верховную власть московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . В 1500-1535 гг. Гомейская вол. наряду с брянскими землями, по-видимому, входила в состав Смоленской епархии Московской митрополии. В этот период гомейские земли почти ежегодно подвергались нападениям войск Великого княжества Литовского, но каждый раз город выдерживал осады. В результате Стародубской войны летом 1535 г. Гомей (а позднее и соседние с ним Стародуб и Почеп) был захвачен литов. войсками, по мирному договору 1537 г. вернулся в состав Великого княжества Литовского, стал центром староства (в сер.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Korobeinikov D. – Korobeinikov D. Orthodox Communities in Eastern Anatolia in the Thir-teenth to Fourteenth Centuries. P. 2/Al-Masaq. Vol. 17. Nr. 1. March 2005. P. 1–29. Le Strange G. – Le Strange G. Palestine under Moslems. Beirut. 1965. Levenq G. Athanase II – Levenq G. Athanase II/DHGE. T. III. Col. 1369. Levenq G. Athanase III. – Levenq G. Athanase III/DHGE. T. III. Col. 1369–1374. Levenq G. Athanase IV. – Levenq G. Athanase IV/DHGE. T. III. Col. 1374–1376. Lewis N. Nomads and Settlers. – Lewis N. Nomads and Settlers in Syria and Jordan. 1800–1980. Cambr., 1987. McAdam H. – Mac Adam H.I. Settlements and Settlement Patterns in Northern and Central Transjordania, ca 550–ca 750/The Byzantine and Early Islamic Near East. Ed. G. King and A. Cameron. Nr. 2. Princeton. 1994. P. 49–94. Masters B. – Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World. The Roots of Sectarianism. Cambridge. 2001. Meinardus O. – Meinardus O. Coptic Christianity, Past and Present/Capuani M. Christian Egypt. Coptic Art and Monuments Through Two Millenia. Cairo. 2002. P. 8–20. MoosaM. – MoosaM. The Maronites in History. Syracuse. 1986. Muller C., Pahlitzch J.-Muller C., Pahlitzch J. Sultan Baybars I and the Georgians in the Light of New Documents, Related to the Monastery of the Holy Cross in Jerusalem/Arabica. T. LI. Fasc. 3. P. 258–281. Nasrallah J. Chronologie. 1250–1500. – Nasrallah J. Chronologie des patriarches melchites d " Antioche de 1250 a 1500. Jerusalem. 1968. Nasrallah J. Chronologie. 1500–1634. – Nasrallah J. Chronologie des patriarches mel-kites d’Antioche. 1500–1634. Jerusalem. 1959. Nasrallah J. Eutheme Saifi. – Nasrallah J. Eutheme Saifi/DHGE. T. 16. Col. 64–74. Nasrallah J. HMLEM. – Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 2(1) – 4(2). Louvain-P. 1979–1989. Nasrallah J. Souvenirs de St. Paul. – Nasrallah J. Souvenirs de St. Paul. Damas. 2001. Neale J. – Neale J.M. A History of the Holy Eastern Church. The Patriarchate of Antioch. Rivingtons. 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Коложанский) находился в г. Гродно на ул. Мостовой. Первоначально (до 1854) Г. м. размещался на территории Коложского посада Гродно, на правом берегу р. Неман. Основным источником по ранней истории Г. м. является составленная архим. Игнатием (Кульчинским) по материалам монастырского архива «Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского монастыря» (1738). Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г. Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г. Г. м. основан при ц. во имя св. Бориса и Глеба (построена в 80-е гг. XII в.), время основания неизвестно. Первоначально Г. м. подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно митрополитам Киевским и всея Руси, имел право выборного самоуправления. Под 1480 г. «Хроника...» упоминает первого известного настоятеля игум. Каллиста, отмечая, что и «до него должно быть были игумены». Согласно «Хронике...», мон-рем управляли также архим. Арсений (с 1492), игум. Лука (ок. 1500), игум. Феоктист (1506-1520), архим. Иона (до 1546), архим. Сергий (до 1550), архим. Мисаил (до 1570). Среди покровителей и ктиторов в «Хронике...» упоминаются гродненский мещанин Иван Сергеевич, завещавший в 1480 г. мон-рю фольварок Понемонь, и Гринко Ходкевич, сделавший ок. 1500 г. запись в Евангелии о ежегодном продовольственном пособии (АСЗР. Т. 9. С. 413-416). Ок. 1500 г., во время военных действий между Великим княжеством Литовским и Московским гос-вом, Г. м. был частично разрушен, ц. святых Бориса и Глеба «стояла обвалившейся и от того опустевшей», богослужения в ней не совершались (Там же. С. 419). В 1500 г. вел. кн. Литовский Александр Ягеллончик по ходатайству его супруги Елены Иоанновны , дочери вел. кн. Иоанна III, пожертвовал мон-рю «из уважения к древности святыни» сад на Коложе близ р. Неман. В нач. XVI в. при поддержке Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/168167.html

Рагоза – 1) ссора, свара, 2) сварливый человек В Псковской летописи под 1391 г.: «Смущением диаволим бысть рагоза новгородцам со псковичи». Рагозинин Ташлык [см. Ташлык] Васильевич, 1596 г., Тверь Рагозка , крестьянин, 1564 г., Обонежье Рагуил Добрынин [см. Добрыня], тысяцкий в Киеве, XI в. 72 Рагуй Иван, иконник, конец XV в., Новгород Радил , тысяцкий в Вышгороде, X в. 73 Радилов Василий, 1483 г., Москва; Радиловы, XVI–XVII вв., Можайск, Верея и Тула Радища , чернец Мирожского монастыря, около 1475 г., Псков Радищев Кунай [см. Кунай] Елизарович, 1627 г., Малый Ярославец; Радищев, 1604 г. 74 Радомские , бояре, XV в., Новгород; помещики, XVI–XVII вв., Нижегородский уезд; Юрий Федорович, 1608 г. Радостный Безносов [см. Безнос], ямщик, 1607 г., Муром Радцов Дмитрий, дьяк Стрелецкого приказа, 1614 г. Раевские Федор и Андрей Ивановичи, 1543 г. Разводов Якут, посадский человек, 1565 г., Псков Развозов см. Розвозов Раздеришин см. Роздеритин Раззевака ( Роззевака ) Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Разум Дмитрий (Митька), крестьянин, 1627 г., Белев Ракита, Ракитины : Ракита, крестьянин, 1495 г., Новгород; Григорий Иванович Ракитин, 1551 г., Кострома Раков : Иван Михайлович Колтыря [см. Колтыря] Раков, дьяк, 1532 г., Псков; Борис Третьяков [см. Третьяк], 1562 г.; Раковский Иван, подьячий, писец, 1625 г., Тула и Крапивна Раменский Рахманин [см. Рахманин], помещик, 1590 г., Арзамасский уезд Раменьев Дубрава [см. Дуброва], землевладелец, первая половина XV в., Переяславль Рапсак Иванович Норов, крещеный татарин, 1578 г., Коломна Раскоряка Василий, крестьянин, 1500 г., Кострома Расловский Федор Тимофеевич, 1578 г., Арзамас Распопа Афанасий, посадский человек, 1580 г., Новгород Распута см. Роспута Расстрига, Расстригин ( Розстригин ): кн. Дмитрий Андреевич Расстрига Волконский, первая половина XVI в.; Василий Юрьевич Расстригин, 1580, 1592 гг., Арзамас Раст Пилюгин [см. Пилюга], помещик, конец XVI в., Арзамас Растиславль Мещерин [см. Мещерин], 1499 г., Деревская пятина Растиславские , своеземцы, XV–XVI вв., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Бурин Смола [см. Смола] Андреев, дьяк вологодского владыки, 1542 г.; Молчан [см. Молчан] Смолин, подьячий, 1556 г., Коломна Бурко, Бурковы – много лиц и несколько фамилий в XVI в. в Новгороде; Бурко, крестьянин, 1499 г., Владимир [см. Вандыш] Бурлаков Иван, дьяк, 1674 г.; Иван Бурлак, енисейский казак, 1679 г. Бурма, Бурмины : Бурма Сожин, 1500 г., Новгород Ср. бурма – тютюн, табак низкого сорта Бурман , крестьянин, 1545 г., Новгород Бурмас, Бурмасовы : Бурмас Завалишин [см. Завали шин], помещик, 1545 г., Новгород; Семен Бурмасов, писец, 1510 г., Ярославский уезд Бурмень , крестьянин, 1580 г., Новгород Бурмистров Леонтий, иноземец, 1610 г., Углич Бурнаков Тулуп [см. Тулуп], сотник, 1573 г.; по родословцам Бурнаковы происходят от Парфения Илларионовича Бурнака Хотетовского [см. Хотет], утратившего княжеский титул в конце XV в. Бурнаш, Бурнашевы : Бурнаш Федорович Борзецов [см. Борзецов], 1551 г., Москва; Бурнаш Васильевич Обезьянинов [см. Обезьянинов], 1561 г., Коломна; кн. Бурнаш Андреевич Гагарин [см. Гагара], середина XVI в.; Бурнаш Шестаков [см. Шестак], убит в 1578 г. в Ливонии; Бурнаш Елычев, казачий атаман, в 1567 г. ездил в Сибирь и Китай и описал свое путешествие; Калина [см. Калина] Бурнашев, подьячий, 1665 г., Москва [см. Вязипин, Пороховы, Свищов] Бурняй Григорьевич Сухово [см. Сухой], 1604 г., Арзамас Буровлев : Андрей Акимов, умер в 1580 г. под Кесью; Иван Андреевич , 1587 г., Тула [Ср. Боров] Бурсин Осип Кузьмич, 1551 г., Суздаль Бурун, Буруновы : Алексей Васильевич Бурун Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], середина XV в.; от него – Буруновы [см. Корта, Пусторосль] Бурун – 1) вихрь, пурга, прибой волны, 2) годовалый бычок, 3) куча чего-либо (Даль) Бурундай : воевода Батыя, 1240 г.; Фома, крестьянин, 1564 г., Заонежье Буруха ( Буроха ), Бурухины : Федор Давидович Буруха Монастырей [см. Монастырь], вторая половина XV в.; Матвей Федорович Бурухин, постельничий царя Ивана, 1547 г.; Никита Бурохин, крестьянин, 1564 г., Олонец Буруха – бурена, бурая корова Бурухан Василий, посадский человек, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010