Однако приговор 15 января 1580 г. закреплял за церквами и монастырями все те земли, которыми они владели к моменту издания приговора. Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Комментарии. Л., 1987. С. 60–61. Царствование Фёдора Иоанновича (1584–1598) 1584 г., июля 20. – Соборный приговор о подтверждении Соборного приговора 1580 г., января 15 и об отмене тарханов Другое же и о том советоваху и утвердихом с повелением благочестивого царя и великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии смиренный Деонисий митрополит со всем освященным собором и со всем царским синклитом о тарханех, чтоб вперед тарханом не быти, что земли митрополичи, и архиепископли, и владычни, и монастырские в тарханех, и с тех никакие царские дани и земских розметов не платят, а воинство служилые люди те их земли оплачивают; и сего ради многое запустение за воинскими людми в вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы; а крестьяне, вышед из-за служилых людей, живут за тарханы во лготе, и от того великая тощета воинским людем прииде. И сего ради для великих нужд и тощеты воинским людем, по совету благочестивого царя и великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии, мы, преосвященный Деонисей, митрополит всеа Русии, и со всем освященным собором, и со всеми бояры, и со всем царским синклитом уложихом сице, да церкви божие и священные места [без] мятежа будут, а воинской чин на брань противу врагов креста Христова ополчатца крепце... Тако же от сего году лета семь тысящь девятьдесят третьяго месяца сентября первого числа на время до государева царева и великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии указу для воинского чину и оскудения тарханы отставити, покаместа земля поустроитца и помочь во всем учинитца царским осмотрением. А платить тарханом всякие царские подати и земские розметы всяким тарханом, от священных, и боярским, и княженецким, со всеми людми ровно всей земле... Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Л., 1986. Тексты. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, практическая победа осталась в данном случае на стороне «иосифлян», но эта победа подала повод к страстной полемике, которая показала, что вопрос был далеко не решен. Ярыми противниками иосифлян выступили Вассиан Косой, Максим Грек и впоследствии – князь Курбский. Со времени Иоанна Грозного началось уничтожение монастырских привилегий и отнятие жалованных грамот, хотя, впрочем, этим мероприятиям, вместе с постановлениями соборов 1551 и 1580 гг., не было суждено осуществиться в полной силе, вследствие того, что сам Грозный своими распоряжениями часто нарушал эти постановления. Для примера укажу на Костромскую Талицкую волость, приложенную в 1552 г., т. е. вскоре после Стоглавого собора, в Суздальский девичий Покровский монастырь. Уложением Алексея Михайловича безусловно запрещено было монастырям приобретать вотчины; часть церковных земель в это время была даже отписана в казну, вследствие постоянных жалоб торговых людей на то, что монастырские посадские и слобожане, торгуя беспошлинно, отбивают y них промыслы. При этом Алексей Михайлович имел намерение отнять y монастырей все вотчины, которые они приобрели после постановления собора 1580 г. В 1672 г. были окончательно уничтожены все тарханные грамоты, освобождавшие торговлю и промыслы монастырей от сборов в казну, что вызвало массу слезных челобитных со стороны обителей. Но государственная власть и в это время все еще продолжала колебаться с окончательным решением вопроса. Наступило царствование Петра. Мало ценя духовное служение, он открыто заявил, что считает монашество учреждением бесполезным для общества, монастырские владения – «тунегиблемыми», a монахов – « пустокормами «. Правда, издавая свои указы относительно монахов и монастырей, Петр нередко заявлял, что предпринимает все это в целях нравственного улучшения монашества, которое деморализуют мирские вотчинные заботы и владение богатыми угодьями; но все это являлось лишь повторением мотивов, которые Русь слышала лет 200 тому назад, между тем как тенденция указов была вполне ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/k...

Станиславом Гозием (1561-1579) возможность возвращения Швеции в лоно католич. Церкви. В 1573 г. сын низложенного кор. Эрика XIV был отослан в Польшу к иезуитам . В 1575 г. И. снял для сохранившихся в Швеции католич. мон-рей запрет на прием новых послушников. И. и Екатерина покровительствовали Вадстенскому бригиттскому жен. аббатству, в 1580 г. реформированному папским легатом Антонио Поссевино . Аббатиса Катарина Бенгтсдоттер (ум. 1593) пользовалась расположением королевской четы; в 1580 г. в аббатстве было 20 сестер. В 1576 г. был издан новый литургический сб. «Красная книга» (Röda boken), созданный по образцу Римского Миссала, но содержавший текст литургии как на лат., так и на швед. языке. В этом же году Петр Фехт, посланный И. в Рим для переговоров с папой, погиб во время кораблекрушения у о-ва Борнхольм. Нововведения были приняты на риксдаге 1577 г., несмотря на противодействие со стороны герц. Карла, брата И., и сторонников крайнего протестантизма; риксдаг 1582 г. утвердил использование новой литургии во всех областях королевства. Однако полное воссоединение с Римом так и не произошло, поскольку И. не был намерен возвращать папе полноту власти над церковью. По этой причине результатом миссии Поссевино в Швецию стал лишь рост негодования протестантов. При протекции Екатерины Ягеллонки норвеж. иезуит Лаврентий Николаи в 1583 г. создал в бывш. францисканском мон-ре католич. школу, к-рую впосл. закрыли и разрушили протестанты. В конце жизни даже лояльный к И. архиеп. Лаврентий Готус выступил против появления иезуитов в королевстве. В 1583 г. скончалась Екатерина Ягеллонка; 2-я супруга И., Гунилла Бьельке, была протестанткой, она обладала таким же влиянием на короля, как и ее предшественница. В 1590 г. по ее просьбе И. выпустил из тюрьмы неск. оппозиционеров. После смерти И. Уппсальский Собор, созванный герц. Карлом 5 мая 1593 г., упразднил новую литургию и принял Аугсбургское исповедание . В 1594 г. Вадстенский мон-рь был разрушен герц. Карлом; аббатиса и большинство монахинь вынуждены были в следующем году покинуть Швецию и отправиться в г.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Среди них – двенадцать надгробных покровов и большой походный иконостас. Следует обратить внимание, что произведения, выполненные уже в Новодевичьем монастыре, куда Ирина с именем Александры постриглась в 1598 г. после смерти царя Федора, не имеют резких отличий от выполненных в период ее мирской жизни. Это еще раз подтверждает вывод о переводе в монастырь при постриге высокопоставленных особ и части их мастериц. Как и на предыдущих этапах работы дворцовых светлиц, здесь выявляется несколько художественных направлений, свидетельствующих о привлечении разных знаменщиков, причем одновременно. Так, покровы « Александр Свирский » 1582 г. 166 , «Никон Радонежский» 1586 г. 167 и «Сергий Радонежский» 1580-х гг. 168 с довольно мягкими чертами умеренно моделированных, спокойных ликов мало отличаются от произведений мастерской 1570–1580-х гг., связанных с именами других представителей царской семьи. Покровы же «Варлаам Хутынский» 1579 г. 169 и «Василий Блаженный» 1589 г. (ил. 16) 170 с их напряженными, выразительными ликами, с характерными изогнутыми бровями несут на себе влияние образов, созданных в мастерской княгини Евфросинии Старицкой. Возможно, после смерти княгини во дворец были взяты не только ее мастерицы, но и знаменщик. В других произведениях царицыной светлицы чувствуется художник так называемой «годуновской» живописной школы. Примером служит покров «Авраамий Ростовский» 1592–1593 гг. 171 , а также хранящийся в Музеях Московского Кремля покров «Зосима Соловецкий» (кат. 58). На нем нет вкладной надписи, но художественный образ, особенная четкость рисунка, разработанность складок одежд, технологические приемы, узор на нимбе в виде растительной рельефной гирлянды характерны для светлицы царицы Ирины Федоровны. Наиболее монументальным ее произведением является большой походный четырехъярусный иконостас, выполненный в 1592 г. (ил. 17) и, как известно, используемый впоследствии, в 1653–1654 гг., в качестве «тафтяной церкви» в смоленском походе царя Алексея Михайловича 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Сентябрь Память о блаженном Иоанне власатом В ростовском храме св. Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна власатого. На гробнице его лежат серебренный крест и псалтырь на латинском языке. На сей последней написано: «в л. 7089 (1580) 3 сентября, в царство велик. гос. ц. и вел. кн. Иоанна Вас. в богоспасаемом граде Ростове преставился угодник Божий Иоанн власатый и погребен в церкви св. священном. Власия, что в Заровье. От гроба его подаются исцеления больным, с верою приходящим. – В л. 1702 в царствование вел. гос. ц. и в. к. Петра Алексиевича, в неделю 2 поста, марта 1 д. прииде в Ростов преосвящен. архиепископ Димитрий и прия престол митрополии ростовской и ярославской. От времени преставления блаж. Иоанна власатого и милостивого даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтырь Давида на латинском диалекте, юже угодник Божий, молился Богу, чтяше; и видев ю ветху и раздирающуся преосв. митрополит Димитрий повеле ю вновь переплести; обновив паки на гроб блаж. Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета». Так почтен был блаж. Иоанн св. Димитрием. Кто был сей блаженный Иоанн? Если он мог читать латинскую псалтырь, то это, по тогдашнему времени, означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. Иностранные языки знали тогда в России чиновники, служившие при посольском приказе. По ркп. житию, блажен. Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был? Оставляет оно в неизвестности. По обстоятельствам времени грозного царя весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея жилья своего и приходя только по временам для отдыха то к одной престарелой вдове, то к духовнику своему всесвятскому священнику Петру, он проводил время в умной молитве и внимании к душе своей. По житию Иринарха ростовского видно, что блаж. Иоанн, сам возрастая в духовной жизни, подавал и другим советы насчет духовной жизни; так утешал он и изгнанного из обители Иринарха. После долгих подвигов мирно почил он 3 сент. 1580 г. и согласно с завещанием своим погребен был за алтарем Власиевой церкви вдовою и духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Расправу над оппозицией Иван Грозный творил руками Симеона Бекбулатовича, оставаясь сам как бы в стороне, переселившись из Кремля за реку Неглинную. Важно подчеркнуть следующее: недовольство по отношению к Церкви, смещение неугодных иерархов были у Иоанна Грозного и раньше, но события 1575–1576 гг. свидетельствуют, что теперь ситуация ужесточилась. Поэтому становится понятной подозрительность царя, который нагружает корабли казной и держит их около Вологды, выясняя возможность найти себе пристанище в Англии. В связи с затянувшейся войной в грамоте 1572–1573 гг. с польско-литовской стороны выражалось опасение о нарушении перемирия. Грамота была адресована не только царю Иоанну IV, но также митрополиту Антонию и боярину Юрию Токмакову: «И митрополиту б и бояром бити челом государю царю и Великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии, чтобы он, государь, прежнего мирного постановления нарушити и войны всчати не велел» 710 . На западе Руси к тому времени произошли политические изменения. В 1569 г. между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния. В результате чего было создано Польско-Литовское государство, которое стало называться «Речью Посполитой». Это укрепило польскую сторону в войне с Россией. Усилилась военная угроза для Руси и на юге со стороны Крыма, подстрекаемого Турцией. В 1576 г. новый Польский король Стефан Баторий реорганизовал армию и активизировал военные действия. В 1579 г. он взял Полоцк и перешел старую границу Московской Руси. Одновременно в войну включились шведы, которые вели военные действия на севере, отчего конфликт принимал все более затяжной характер. Военные действия сильно истощали царскую казну. Наступил 1580 г. Продолжался поход на Русь С. Батория, возросла опасность татарских набегов, сильно было разорено хозяйство страны. В этом году в Москве собрался Собор. Подготовка к проведению Собора 1580 г. велась серьезно. Он был задуман как «Собор примирения», на нем было представлено все высшее духовенство Русской Церкви. В документах впервые зафиксирован такой многочисленный состав членов Собора: митрополит, 11 архиепископов и епископов, около 40 настоятелей монастырей, 8 из них из крупнейших обителей (Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский, Пафнутиево-Боровский и т. д.). В виду дефектности приговорной грамоты установить более точное число настоятелей, участвовавших в работе Собора, не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

159) В 13 веке путешествовал во св. землю св. Савва, первый архиепископ Сербский († 1237); о путешествии его см. в Прологе и Четь Минеи 14 января и в статье П. Казанского «Жизнь св. Саввы», Приб. к Твор. св. Отец, М. 1849, ч. VIII, стр. 252. 160) Путешествия Ив. Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г., перев. с немецкого и снабдил примечаниями Ф. Брун. Одесса, 1866, 4 , V, 156 стр. (Библ. Норова, Спб. 1868, стр. 80, Отдельный оттиск из записок Одесского Общества Истории и Древностей. 161) Посетитель и описатель св. мест, в трех частях света состоящих, или странствование Мартина Баумгартена в Египет, Аравию, Палестину и Сирию (1507–1508) и возвращение оттуда в Германию, перев. с лат. В. Рубан, 3 части, Спб. 1794, 4 , X, 280. (Сопик. 8575; Смирд. 3743. Цена 2 р. и 10 р.) 162) Путешествие ко св. местам и в Египет князя Николая Христофора Радзивилла, воеводы виленского, 1580 – 1–84, перевод… 41 . Спб. 1787, 8 , VII, 432 и 6 ненум. стр. с указателем; 2 р. 50 к. и 8 р. (Сопик. 9238; Смирд. 3741; Чертк. 2986). Архиеп. Филарет в своем Обзоре (II, 156, изд. 1863) называет описание Радзивилла прекрасным; неудивительно по этому, что оно встречается и в рукописи XVII века, в библ. Ундольского, на 185 листах, в л. В Синод. библиотеке, и 529, другие списки, под заглавием: Радзивилла Николая Христофора, князя на Ольце и Несвиже, графа на Шыдловце и Мире, воеводы виленского, путешествие или похождение в землю святую, совершенное в 1580–1584, перев. с 4-го печатного издания. Это вероятно тот список, который был в библиотеке иеромон. Евфимия, (Летоп. Р. Литер., т. V, отд. III, стр. 55). В Импер. Публ. Библиотеке имеется четыре списка путешествия Радзивилла, три XVII века, и один XVIII (Q. IV. 65 и 91 и Погод. Древл. 163) Отрывки из воспоминаний о Палестине польского проповедника иезуита Фомы Млодзяновского (†1686), Труды К. Дух. Акад. 1871, стр. 141–144, в статье Л. Мацеевича. 164) Арсения Каллуди, критского иеромонаха, 17 века, Проскинитарион, путешествие во св. землю, перев. иеромон. Евфимием в 1686, с греческ. печатн. издания 1679; рукопись Синод. Библиотеки, и 529. (Указатель архим. Саввы, стр. 157; «Обзор» архиеп. Филарета I, стр. 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этого мало: прошло два-три года, и царь развелся с своею четвертою женою, отпустив ее в монастырь, а сам женился на пятой жене (около 1575 г.) и вскоре потом на шестой и на седьмой (в сентябре 1580 г.), и все это делал без всякого разрешения со стороны церковной власти, и не считал нужным даже просить у нее прощения и молитв, как просил по вступлении в четвертый брак . Решив вопрос о четвертом браке царя Иоанна, Собор немедленно занялся избранием митрополита, и в мае 1572 г. избран и поставлен на Русскую митрополию один из присутствовавших на Соборе, именно архиепископ Полоцкий Антоний . При этом митрополите снова поднят был вопрос о церковных имуществах. Мы уже знаем, что Стоглавый Собор, оградив неприкосновенность прежних владений духовенства, постановил только, чтобы ни владыки, ни монастыри не покупали себе новых владений и никто им не продавал владений без доклада царю. А жертвовать владыкам или на монастыри вотчины, даже без доклада царю, Собор никому не запрещал. Теперь по приказу государеву митрополит Антоний и весь освященный Собор и все бояре в 9-й день октября 1573 г. приговорили следующее: «В большие монастыри, где вотчин много, впредь вотчин не жертвовать и не записывать за монастырями; но вотчин, прежде пожертвованных на монастыри, вотчичам не выкупать. Если же будут давать вотчины малым монастырям, у которых земель мало, те вотчины записывать за монастырями только не иначе как с доклада государю и по приговору боярскому» . Чрез шесть лет царь нашел нужным потребовать от духовенства новых уступок. С наступлением 1580 г. в Москве открылся Собор, на котором присутствовали под председательством митрополита Антония все русские архиереи, множество настоятелей монастырей и других старцев. Иоанн объявил Собору, что отечество в опасности, что против него совокупились многочисленные враги — турки, крымцы, ногаи, Литва, Польша, немцы и шведы и угрожают потребить само православие; что для защиты веры и отечества от этих врагов необходимы средства, которые поистощились в предшествовавшие войны, между тем как у владык и монастырей много вотчин, много излишнего богатства, нередко употребляемого только на недостойную жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435978/

Часть вторая. Западнорусская митрополия, её епархии и сибирская церковь в XVI–XVII вв. Глава I I. Западнорусские епархии после отделения Московской митрополии; их состояние и положение иерархии. Судьба Галицкой и Черниговской епархий. Учреждение Львовской, точнее, восстановление Галицкой епархии (1539 г.). Полоцкая епархия. Её разделение на две (1563–1580 г.): на Полоцкую и Великолуцкую – под властью Москвы, и Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую – под властью Польши. Объединение их под властью Польши после 1580 г. Право поданья или подаванья архиерейских кафедр и внутреннее расстройство епархиального управления в Западно-русской митрополии, вносимое недостойными владыками, занимавшими столицы (кафедры). Приезд Иеремии п. константинопольского. Упорядочение им церковных дел в Киевской митрополии и неожиданные результаты. Униатские движения среди высшей иерархии, разрешившиеся Брестским собором (1596 г.), принявшим унию; верными православию и патриарху остались лишь два владыки галице-львовский Гедеон Балобан и премышльский Михаил Копыстенский. Краткий обзор территории Галице-Львовской (с прикрытой Червенской), Перемышельской епархий и митрополичьей области с краткой заметкой об остальных епархиях. II. Тяжелое положение православия после Брестского собора. Деятельность униатского митрополита Ипатия Поцея и борьба его с патриаршим экзархом Гедеоном Балобаном, архиеписк. львовским, управлявшим вместе с Михаилом Копыстенским всей православной зап. русской церковью. Смерть Гедеона (1607 г.) и назначение Иеремии Тиссаровского, к огорчению униатов, оказавшегося ревнителем православия. Назначение униата Иосифа Вельямина Рутского митрополичьим викарием в сане епископа галицкого. Смерть Михаила Копыстенского (1610) и переход Перемышльской епархии во власть епископу униату. Рутский делается митрополитом после Поцея († 1613). Его сотрудник Иоасафат Кунцевич, архиеписк. полоцкий. Состояние епархий в их время, когда у православных остался лишь один владыка львовский. Восстановление западно-рус. иерархии Феофаном п. иерусалимским (1620 г.). Угнетенное положение и печальная судьба восстановленной иерархии. Казаки – защитники её и православия. Варшавский избирательный сейм (1632 г.). Утверждение прав православной западнорусской иерархии и признание законным существование Киевской митрополии, а также епархий: Львовской, Перемышльской и Луцкой. Открытие Мстиславской и Могилевской (Белорусской) епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ранее 1580 года Иериссовским епископом был Игнатий. Он в 1581 под одним делом монастыря Симопетрского подписался уже как «бывший Иериссовский». В 1580 году Иериссовский Акакий вселенским Иеремией посылаем был в Афон в качестве экзарха для решения спора Лавры и Филофея за Милопотам. (Архив Филофеевский). В 1620 году в Иериссе епископ имярек. К нему писал вселенский Тимофей. (Архив Дохиарский). До 1677 года в Иериссе святительствовал Христофор, а в этом году купил кусок земли у Афоноруссика подле пристани их у моря, построил тут храм Воскресения Христова и кельи по благословению вселенского патриарха Дионисия, и тут упокоился. (Извлечено из актов Руссика). Около 1720 года Иериссовским епископом был Даниил. (Oriens Christ. Loco citato). В 1829 году французский консул Кузинери издали видел в Низворе Иериссовского епископа, заботившегося тогда о погребении зачумленных, но не назвал его по имени. В 1858 году в Иериссе святительствовал Иоанникий, а жил в Низворе. Кончено моё (вставочное) повествование об Иериссовской епархии, и опять начинается описание моего путешествия на Афон. 11. Суббота. – Из Ватопедского метоха я выехал утром в шесть часов, и через несколько минут по косогорью спустился в Ксерксов канал. Не узкая, но и не очень широкая глубина его с пологими земляными сторонами обозначалась весьма ясно при наглядном соразмерении её со смежными высотами. Покатость боков сего канала доказала мне, что в этом месте копали его Финикияне, избегавшие опасности сторон его, дабы они не обвалились, как это было тут же в других местах, прокапываемых другими работниками. Направление канала от Стримонского залива к заливу Сингитскому в самом узком месте Афонского перешейка не видно было мне. Но оно хорошо обозначено на карте сего перешейка, составленной Шуазелем Гуфье, и помещённой в моем живописном обозрении Афона. Смотрите на эту карту; и вы увидите, что канал не в прямом направлении тянулся от залива до залива, между возвышенностями, вероятно насыпными, мимо нынешнего Хиландарского метоха, и соединялся с устьем безымянной речки. Теперь воды в нём не было, потому что давнее время засыпало его обвалами: а кажется, и люди потрудились завалить его, дабы избежать нападений арабов, которые в течение веков, седьмого, восьмого и девятого, часто нападали на Афон. По засорённому руслу сего канала в прошлом столетии, один греческий пират, преследуемый Турецким военным кораблём, ночью перетащил своё лёгкое судно на деревянных катышах со Стримонского берега на берег Сингитский, и таким образом одурачил стороживших и простерёгших его Турков 11 . Олеги и Магометы, перетаскивающие по сухому пути суда мореходные, не переводятся. И ещё будут подобные, удалые предприятия! Necessitas gignit ingenium.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010