Кому же принадлежали в 1500 году эти оставшиеся 17% земли? Писцовая книга упоминает земли α) своеземцев β) купцов и γ) ямлян-жителей г. Ямы. Своеземцы владели 1258 ¾ обеж земли, 1224 дворами, 1683 человеками (для обеж 8,15% всего их числа в пятине, для дворов 8,1%, для людей 8,02%); купцам принадлежало 82 обжи (0,53%), 79 дворов (0,52%), 113 человек (0,54%), ямлянам – 143 ½ обжи (0,92%), 145 дворов (0,96%), 205 человек (0,97%). – Все же остальное принадлежало δ) церкви, – владыке, монастырям, церквам, попам и диаконам. За ними состояло 1148 обеж, 979 дворов, 1455 человек. По отношению к цифрам пятины это дает для обеж 7,44%, для дворов – 6,47%, для людей 6,94%. Итак, В. Князь, не имевший до 1478 года никаких земель в Новгороде, в 1500 году, в Водской пятине, оставил новгородцам лишь до 17% всего числа их земель. Если взять во внимание и количество земель В. Князя с одной стороны, и то, кто еще владел землей (мелкие собственники, бедные или отдаленные монастыри), – ясным станет, что Иоанн III действительно в Новгороде стал «государствовать вместо находившегося в предсмертных агониях прежнего«государя Великого Новгорода». Распределение земель в уездах по роду их владений 1. Новгородский уезд Оброчных 882 дв. 1352 чел. 897 об. Поместных 2022 ¾ » Купеческих Своеземцевых Владычних Монастырских Церковных Поповых 3448 дв. 5172 чел. 3521 ½ об. II. Копорский уезд Оброчных 261 дв. 338 чел 254 ½ об. Поместных Купеческих Своеземцевых Монастырских Церковных 3858 дв. 4976 чел. 3721 ½ об. III. Ямской уезд За наместниками 163 дв. 224 чел. 118 об. Оброчных Поместных Монастырей 1030 дв. 1324 чел. 850 ½ об. IV. Ладожский уезд Оброчных 185 дв. 316 чел. 221 ½ об. Поместных Своеземцевых Монастырских Церковных 732 дв. 1179 чел. 758 об. V. Ореховский уезд За наместниками 120 дв. 157 чел. 105 об. Оброчных Поместных Ямщиковых Своеземцевых Монастырских Церковных 3103 дв. 4220 чел. 2619 об. VI. Корельский уезд За наместниками 1973 дв. 2702 чел. 2696 ½ об. Оброчных Поместных Ямщиковых Купеческих

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Всего же Десятинскому монастырю принадлежало 21 двор, 38 человек, 29 обеж. 14 . Духовский монастырь из Неревского конца, владевший в 1500 году двумя обжами, до 1500 года имел кроме них 15 дворов, 25 человек и 18 обеж, нами уже ранее описанных. 15 . Константино-Оленский (Еленский) монастырь с Роскины улицы у Зверинского не упоминается; в указателе к Новгородским летописям отнесен в разряд церквей; у Прозоровского упоминается без попытки определить, – монастырь ли это был, или церковь . Между тем в Писцовой книге, в Дм. Городенском погосте (III, 186) описываются деревни «Костянтино-Оленские с Росткины улици, и что были за владыкою», и итог к ним подведен такой: «... и со владычних, и с монастырских (188); в Ястребинском же погосте описываются деревни уже точно «Константинооленского монастыря с Росткины улици» (III, 791). О построении церкви св. Константина и Елены упоминается еще под 1151 годом, каменная церковь на Росткиной улице построена в 1390 году, возобновлена в 1534 году. Упоминается еще в XVII ст. В Дм. Городенском погосте монастырю принадлежало в д. Сырец 3 двора, 3 человека, 3 обжы. Дохода шло половье из хлеба» (III, 187). В Ястребинском погосте в д. Закерье монастырю принадлежало 12 обеж, и предположительно (из 17) не менее 12 дворов и (из 22) не менее 12 человек (III, 791–792). 16 . Михайловский в Сковородки монастырь, существующий и в настоящее время, находится к югу от Новгорода, за Сиверсовым каналом. Начало монастыря относится к 1355 году (ср. Зверинский, II. Монастырь владел деревнями в Кл. Тесовском и Дм. Городенском погостах. В первом ему принадлежали д. Часща, Рдици, Непотребово, Рыдно, Борыня, Березнича, Камык, Витково, Любишие, Лутско, Карпово и двор в д. Солони; – во всех было 32 двора, 48 человек, 48 обеж. «А старого дохода шло денгами с сорока и с одное обжы два рубля и тринадцать денег; а хлеба поспом пятьдесят и шесть коробей ржы, шестьдесят и одна коробья овса, двадцать коробей без четвертки ячмени, четырнадцать коробей с четверкою пшеници, а с дву обеж дохода не шло: была во лготе. И за тот доход положено было на них оброка семь рублев по старому писму» (III, 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Жаборинцевская (подобие Иверской, в с. Жаборинце, Новоградволынского y., Волынской губ.) 14 снт. Жадовская Казанская 8 июл. 1533. Живоносный источник 4 апр. 1439, 1500, 1540. Живоприятная или Предвозвестительница 157 21 янв. Животодательница в неделю Всех Святых. Жиздринская Страстная. («И Тебе Самой душу пройдет оружие») 158 13 авг. Жировицкая 7 мая. 1444. Забельская 159 . Загаетская . 1434. Загоровская . 1434. Закланная 160 21 янв. Заоникиевская Владимирская 21 мая. 1430. Запечная или Хлебенная. 1422. Звезда пресветлая (на Афоне). Зимаровская Боголюбская 161 18 июн. Зимненская на день Св. Троицы. 1439. Златовратская Казанская (в Троицкой церкви г. Киева, перенесенная 20 окт. 1698 г „от Златых врат“) 8 июл. Знамение Новгородская 27 нбр. 477–478, 1427, 1430, 1485, 1500, 1546, 1562. Знамение Албазинская. – См. Албазинская. Знамение Вологодская. – См. Вологодская. Знамение Златоустовская 3 мрт. 1485. Знамение Каменская 162 16 снт. Знамение Курская 8 снт. 1473, 1474. Зографская Акафистная 163 10 окт. Зосимо-Савватиевская . 1422. Иверская 164 12 фвр., 31 мрт., 13 окт. Игоревская 5 июн. 1464. Играние двух младенцев . Игрицкая -Песоченская Смоленск. 12 июн. 1469. Избавительница 17 окт. 1536. Избавление от бед страждущих в неделю Всех Святых. Изяславская Рождество Богородицы (в церкви м. Изяславля, в 20 в. от г. Минска) 8 снт. Икона Богоматеря «Избиенных младенцев» 165 29 дек. Ильинская Черниговская 16 апр. 1496, 1560, 1561. Ипатменская 15 нбр. Ираклийская . Иржавецкая . – См. Ржавская. Иркутская Казанская 8 июл. 254. Исааковская -Пошехонская Рождество Богородицы 8 снт. 1565. Исааковская (другая) 166 8 снт. Исачковская 167 . Испанская 168 8 апр. И Тебе Самой душу пройдет оружие . – См. Жиздрижская. Иерусалимская 12 окт. 409, 1470, 1492, 1499, 1500, 1528, 1561. Иоанно-Богословская 169 . Иоасафовская Смоленская 170 28 июл. Иорданская . 171 Казанская 8 июл. 22 окт. 253–254 172 . Казанская Дуниловская. – См. Дуниловская. Казанская Каплуновская 173 11 снт. Казанская Тамбовская 6 дек. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таким образом, вопрос о времени основания Староладожского Успенского женского монастыря остается нерешенным. Мы одно только знаем несомненно, что в XV веке он существовал, потому что в «переписной оброчной книге Вотской пятины 1499 – 1500 года», описываются земли и деревни «Пречистые монастыря из Ладоги», – монастыря, как мы видели, тожественного со Староладожским Успенским женским монастырем. 153 В Мае 1781 года игуменья Успенского монастыря Евпраксия, сообщая в С.-Петербургскую консисторию исторические сведения о монастыре, не говорит ни слова об этой ??нии. (Арх. Дух. Конс, дело 11163). (в отсканированной стр 146 не обнаружена сноска на этот текст, возможно будет видна в оригинале) 1-я пол. обр. пер. книги Вотской пят. изд. Арх. Комм. т. III стр. 957 – 960 Врем. 11 и 12 (отд. отт.), стр. 3, 29, 34, 35, 39, 54, 55, 84, 85, 463. 154 В Вотской пятине находились деревни: а) в Городенском погосте: Горка на Ладозере, Озерца и Мякинина Ладожица; б) в Песоцком погосте Кодашово, и в) в Требужском Кирина и Пангола Падинога. (2 ч. пер. обр. кн. 1500 года. Врем. 11 и 12 стр. 34, 35, 55,84, 85). 155 В Обонежской пятине находились деревни: Костевичи и Подкина под сосной в Рождественском Сясьском погосте, и земли в Климетцком погосте. (Неволина Новгор. пят. прил. VI стр. 144 и 145 сн. сказка игум. Сусанны 1737 года в мон. арх.). 156 Писц. книг. Вотской пят. 7077 (1569) года. Известия в Новолад. воев. канц. 1747 года, (в мон. архиве). 157 Грамот, при составлении настоящего описания, не оказалось в монастырском архиве. Настоящий отрывок из грамоты заимствован из ведомости об Успенском монастыре 1781 года в Консисторском архиве (дело 1781 года 11163). 161 Ошибочно делается ссылка на грамоту 1621 года, которой возвращались только 150иия земли, вместо грамот 1622 и 1624 года, увеличивших вотчины Успенского монастыря. 162 Ист. Росс, иерарх. изд. 1811 г. ч. III стр. 746. Горицкий Усп. Старол. мон. Ук. Новгор. воев. пр. канц. 1728 г. и сказка 1737 г. в мон. архиве. По писцовым книгам 1500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

XV - 1-й трети XVI в. (частные коллекции, см.: Галерея Темпл, Лондон. NN015 и H028) - по сторонам нимба Божией Матери ангелы с молитвенно сложенными руками; XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с полнофигурным изображением Богоматери, сидящей на троне, с предстоящими святыми Екатериной и Лукией; 2) иконы со свернутым свитком: ок. 1500 г. (ГИМ); ок. 1500 (частная коллекция, см.: Галерея Темпл, Лондон. XX005); икона 2-й пол. XV (?) в., 3 иконы кон. XV в. и икона кон. XV - нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах); 3) иконы с державой: 2 иконы Николаоса Зафуриса - кон. XV в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с фигурой св. Франциска Ассизского на поле, и до 1501 г. (Музей П. и А. Канеллопулос, Афины); 2-й пол. XV в. (Музей византийской культуры, Фессалоника); мастерской Николаоса Зафуриса, посл. четв. XV в. (собрание К. В. Воронина); ок. 1500 г. (Епархиальный музей Сольсоны, Испания); нач. XVI в. в ц. Сретения Господня в Хоре на о-ве Патмос; нач. XVI в. (ГЭ); 2 иконы - 1-й пол. XVI в. и 2-й пол. XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - на 2-й ангелы возлагают на голову Божией Матери корону; XVI в. (частное собрание, Рим) и мн. др. (см., напр., в кн.: Μπαλτογιαννη Χ. Εικονες Μητηρ Θεου. Αθηνα, 2004. Αριθ. 68-73, 75-76, 78-82; Σ. 282-294). Только наиболее чтимые из икон, как на гравюре Мокетти - Madre di Consolazione, и близкие к ним по иконографии, как образ из Имолы - Madonna della Salute, будучи прославлены чудесами, имели собственное наименование, к-рое, впрочем, не зафиксировано надписью на этих иконах. Лишь в редких случаях встречаются примеры, когда при изображении на фоне фигурирует эпитет Божией Матери: напр., «Η ΕΛΕΟΥΣΑ» (Милостивая) на иконе нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах; см.: Ibid. Αριθ. 72; Σ. 286; Πιν. 143, 144), «Η ΚΥΡΙΑ Η ΠΟΡΤΑΗΤΙΣΣΑ» (Госпожа Вратарница) на иконе XVII в. (собор св. Трифона, Котор, Черногория). В наст. время утвердившееся наименование икон этого типа - «Madre (Madonna) della Consolazione».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

431 Власий – епископ Севастийский, подвергся гонениям при императорах Диоклетиане и Лицинии, укрылся в горах Аргоса, но был найден, подвергнут мучениям и обезглавлен в 312 г. В России этот святой считался покровителем животных, так как во время отшельнической жизни он исцелял диких зверей. 432 В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца. Десятый час дня 11 февраля – это, по современному времяисчислению, 18 ч. 30 м. вечера. 433 Кассиан Босой (1439–1532) – в миру носил имя Козьма, происходил из знатного боярского рода, жил в Переяславле-Залесском. Когда достиг «совершена возраста», стал служить при дворе Василия Васильевича Темного, обучая его сына Ивана стрельбе из лука. В середине 70-х годов XV в. принял постриг и стал учеником Пафнутия Боровского. После смерти учителя, разделяя идею Иосифа Волоцкого о строгом общежительном уставе, перешел в основанный им монастырь Успения Богородицы, где прославился своими аскетическими подвигами: зимой и летом ходил «в единой ризе» и босиком, носил на теле вериги, соблюдал «жестокие» посты, в результате чего страдал болезнями глаз и ног. Кассиан Босой принадлежал к наиболее авторитетным монахам Иосифо-Волоколамского монастыря: в 1503 г. он находился у постели умиравшего князя Ивана Борисовича Рузского, чей удел, как выморочный, поступил во владение Ивана III; в 1507 г. хлопотал о патронате великого московского князя над монастырем; в 1510 г. способствовал примирению между Василием III и Юрием Дмитровским; в 1530 г. крестил Ивана IV Грозного. Кассиан Босой входил в число соборных старцев и возможных претендентов на игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1553–1560 годах Вассианом Кошкой было создано Житие Кассиана Босого, которое является основным источником сведений об этом волоцком монахе. 435 В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; шестой час дня 9 марта – это, согласно современному времяисчислению, 13 ч. 30 мин. дня. 436 Богдан Федорович, наместник Путивльского княжества (1495–1500), входившего в состав Чернигово-Северской земли, пограничного удела Великого княжества Литовского. Происходил из рода князей Глинских, был троюродным братом М.Л. Глинского. Женой Богдана Путивльского была княгиня Мария Ивановна Ижеславская. В 1495 г. он получил имение в Менском повете; в 1497, 1498, 1500 годах королем Александром Казимировичем награждался за службу новыми земельными владениями. С 1500 г., после завоевания Путивля московскими войсками, служил русскому государю, находясь среди «литвы дворовой». Одно время жил в Ярославле; скончался в Москве в 1512 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому первой мерой к восстановлению нормальной жизни в приходах должно быть полное материальное обеспечение клира. Размер этого обеспечения, сообразно современным условиям жизни, должен равняться до 1500 рублей в год для сельских священников и 2500 руб. в год для священников в городах... При таких условиях ряды духовенства могли бы пополняться лучшими людьми, которые, не будучи давимы нуждою и будучи свободны от занятий по хозяйству, могли бы действительно послужить Церкви» 280 . Епископ Калужский Вениамин (Муратовский), например, считал, что годовой оклад казенного жалованья для сельского священника должен составлять 1200 руб., диакона – 800, псаломщика – 400. В городах, где траты значительнее, соответственно: 1500, 1000 и 500 руб. в год. Преосвященный Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ Иркутский, сообщал, что одной из проблем церковной жизни является частый переход духовенства из прихода в приход, поэтому необходимо уравнять доходность приходов за счет содержания. «В сельских приходах священник получает 1500 руб., диакон – 900 руб. и псаломщик – 600; в городах, где жизнь дороже, священник получает 2000 руб., диакон – 1200 руб. и псаломщик – 800 руб.» 281 По мнению архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) , доход священника на селе должен быть не меньше 1200 руб., диакона – 1000 руб., псаломщика – 800 руб. 282 Епископ Рязанский Аркадий (Карпинский) предлагал установить жалованье священникам в размере 900 руб. при оставлении церковной причтовой земли 283 . Преосвященный Димитрий (Самбикин) , архиепископ Казанский, предлагал 1000 руб. жалованья на причт в селах при оставлении земель, угодий, арендных статей, казенного жалованья 284 . Епископ Псковский Арсений (Стадницкий) не исключал, основываясь на мнении Псковского епархиального съезда, возможности обеспечения от государства «священников – 900 руб. и псаломщиков – 300 руб. в год при условии соблюдения за ними земельных наделов, а в случае отнятия земли (за исключением 4–6 десятин для усадьбы), – чего духовенство очень желает, – для священника – 1200 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отношению к общему количеству дворов, людей и обеж в пятине это дало бы: для дворов 0,91%, для людей 0,92%, для обеж 0,98%. – Как видим, количество церковных владений могло быть раньше в четыре раза больше, чем мы видим его в 1500 г. И все-таки церковные владения были незначительны. Не давали даже 1% общего числа владений. – При каких обстоятельствах некоторые церкви лишились своих владений, установить с точностью трудно. Вероятно, – в период общего погрома церковных имуществ потерпели имущественно и церкви. Однако, одно место дает основание предполагать, что были и частные поводы к отобранию от церквей земель. В Ровдушском погосте понадобилась для ямщиков деревня; ее взяли у церкви и Писцовая Книга отметила: «а противу того церкви попам деревни еще не дано» (XII, 87). Приведенное обозрение деревень, бывших ранее 1500 г. за церквами, нас еще более утверждает в положении, что церкви сами хозяйства не вели, а сдавали землю крестьянам от которых и получали доход а) деньгами, б) частью хлеба: половиною, третью, четвертью; а) хлебом «поспом», когда отсыпалось известное количество коробей ржи, овса, ячменя, пшеницы и г) натурой. Натура чрезвычайно разнообразна: бораны, лопатки бораньи, полти мяса, куря, заицы, солод, сыры, масло, ковриги, колачи, бочки пива, лен, хмель, яицы, хлебы и др. II. Владыка Новгородский Количество деревень Водской пятины, принадлежащих по указанию Писцовой Книги Новгородскому Владыке, совсем ничтожно. Видим деревни владычни в Кречневском погосте. «Да владычни ж деревни в Пидебском погосте… А опричь тех дву погостов владычних диревень в Вотцкой пятине нет нигде» (III, 10). В Кречневском погосте на владычней земле прежде всего находилась погостская « церковь Григорей Богослов» (III, 8), при которой жили поп и дьяк. Оба не пахали. Здесь же, на погосте находилось 6 крестьянских дворов, в них 8 крестьян; земли – шесть обеж. В погосту же было деревень владычних пять: д. Михалево на р. Стипине, имевшая 2 двора, 3 человека, 3 обжи; д. Старое Стипино Онаньино – опять 2 двора, 3 человека, но 2 обжи; д. Марково над Волховом против монастыря Деревяници; в ней находилось 2 владычних двора, с двумя его людьми и 1 двор крестьянина с сыном, в деревне 2 ½ обжи. Д. Гораздица имела 1 двор, 2 человек, 1 обжу и д. Челпаново за Пидбою, в которой был 1 двор, 1 человек, 1 ½ обжи. – Всего же на погосте и в деревнях принадлежало Владыке, кроме его дворовъ 2-х, 13 дворов, в которых жило 19 человек крестьян; земли 16 обеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Сведения о землях наместников, ямщиков, своеземцев и купцов в достаточной мере сгруппированы в соответствующих главах. А потому мы ограничиваемся в описании погостов только упоминанием известного рода владений, предоставляя читателям заимствовать более подробнае о них сведения из других глав. Владения церквей, монастырей и Владыки весьма подробно нами описаны в главах о церквах, монастырях и Владыке. В настоящей главе мы упоминаем лишь, какая церковь , какой монастырь, или владыка имел в погосте свои деревни. Весьма обстоятельное дополнение каждый, интересующийся своим погостом, и найдет в названных нами главах. Распределение земель в погосте по роду владений, взаимное %-ное отношение их весьма интересно, так как дает основание для весьма важных если не выводов, то предположений и наблюдений. Однако, выделение этого материла в особую главу дало бы нам несколько страниц только цифр, пусть и точных, но скучных. Поэтому мы весь этот материал использовали в настоящей главе, разбив его по погостам. Карты Генерального Штаба 3-верстного масштаба дали нам возможность нанести на составленные карты погостов Водской пятины много селений, упоминаемых в Писцовой Книге, и этим путем более или менее точно определить границы погостов. Но главная масса бывших деревень до нашего времени не сохранилась в качестве деревень; нет поэтому этих деревень и на карте. Но оне несомненно в большей части живы в названиях лесов, полей, лугов, островов, селищ, дворищ, лахт и пр. Для местного обитателя поэтому названия всех бывших в погостах деревень могут быть весьма интересны. В интересах именно местных обитателей, мы, не смотря на всю в некоторых случаях утомительность списка деревень, в описании каждого погоста все же приводим все деревни, бывшие в нем в 1500 г. Конечно полагаем, что коллективная работа многих заинтересовавшихся историей своего края, могла бы дать в результате не особенно даже больших усилий, обстоятельную географическую карту Водской пятины 1500 г. Для определения местонахождения деревень чрезвычайно много помогают ссылки Писцовой Книги на реки и озера, при которых были расположены эти деревни. Мы поэтому в главу настоящую сочли необходимым включить и указанные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010