Хотя достижение вероисповедного единства не состоялось, между Римом и Москвой с тех пор установились дипломатические отношения. Гостями папы бывали члены посольства Толбузина (1475 г.), братьев Ралевых (1488), Д. Ралева и М. Карачарова (1500), Юрия Траханиота и др. Литература Беляев И. История Новгорода Великого. М. 1864 Бережков И. О. О торговле Руси с Ганзой до конца XV века. СПб. 1879 Никитский А. И. История экономического быта Великого Новгорода. М. 1893 Толстой Д. А. Римский католицизм в России. т. 1. СПб. 1876 Хорошкевич А. Л. Торговля Великого Новгорода в XIV–XV вв. М. 1963 Россия и католический Запад в XVI столетии Попытки привлечь русских к унии предпринимались Римом и в начале XVI в. Папа Лев Х (1475–1521) в 1518 г. отправил в Москву доминиканского монаха Николая Шомберга с поручением убедить великого князя Василия III (1505–1533) принять Флорентийскую унию 1439 года и, в союзе с рядом европейских государств, выступить против турок. Великий князь поручил своему послу Замыцкому так ответить на папское предложение: «Государь наш хочет быть с папою в дружбе и согласии; но так как он, с Божиею волею, держал всегда крепко полученный от прародителей своих закон греческий, так и ныне, с Божиею волею, намерен закон свой держать крепко» 135 . Неудачей окончились подобные посольства, отправленные из Рима в Москву в 1519, 1521 и 1525 годах 136 . Папа Юлий III (1487–1555) при созыве очередной сессии Тридентского Собора (1550 г.) отправил в Москву посольство с целью убедить царя Ивана IV (1530–1584) содействовать соединению Церквей. При папе Пие IV (1499–1565) в Москву в 1561 году отправился папский посланец Канобио. Как и прежде, он вез русскому царю приглашение для духовенства принять участие в работе Тридентского Собора. Однако, поскольку в это время шла война России с Польшей, польский король Сигизмунд Август (1520–1572) отказался пропустить Канобия в московские земли. В том же году папа пытался – неудачно, по той же причине – отправить в Москву другого посланца, Джиральди, которому было поручено убедить царя отправить в Рим посольство и послать молодых людей в римские коллегиумы. Отметим, что о противодействие Польши разбились также попытки установить отношения между Москвой и Римом в 1570, 1576, 1580-х годах. Диалог с Антонием Поссевино (1580–1582 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Мотякин Нащока [см. Нащока] Никитич, 1474 г.; его сыновья Семен, Дмитрий и Влас Мотякины, помещики, 1500 г., Новгород; Мотякины, вторая половина XVI в. и позже, Рязань [см. Шемет, Шеремет] Мохнатка, Мохнаткин : Алексей Мохнатка, 1564 г., Олонец; Степан Мохнаткин, крестьянин, 1660 г., Устюг Мохнатка, мохнач – 1) косматый человек, 2) медведь, голубь Мохначев Андрей, крестьянин, 1495 г., Новгород Мохнев Игнатий Федорович, 1600 (1605? – С. В.) г., Нижний Новгород Моховик, Моховиков : Иван Моховик, 1590 (1594? – С. В.) г., Новгород; Андрей Моховиков, помещик, 1543 г., Дмитров Моховик – 1) гриб, 2) тетерев, 3) сдобный хлеб, аметист Мохтой Иван, крестьянин, 1546 г., Олонец Мочало, Мочалов : Григорий Дмитриевич Мочало Лыков [см. Лыко], 1474–1492 гг.; Василий Андреев Мочалов, крестьянин, 1479 г., Шуя; Константин и Степан, крестьяне, 1564 г., Олонец Мочка кн. Юрий Федорович Борятинский, 1555 г. Мошанов Семен, помещик, 1578 г., Арзамас Мошенников Степан Борисов, начало XVI в., Новгород Мошенник –от слова «мошна», «карман» Мошенский Михаил Григорьевич и Мордвин Немчинов [см. Мордвин, Немчинов], 1580 г., Нижний Новгород Мошка кн. Иван Андреевич Елецкий, вторая половина XVI в. Мошка – мушка, муха Мошков Никита Григорьевич Дятел [см. Дятел], дьяк, 1554 г. Мошна, Мошнины , XV в., Переяславль; 1500 г., Новгород; Мошнин Юрий Федорович, 1446 г., Московский уезд; Никита Иванович, умер в 1540 г. [см. Лихошерст, Русин, Серко] Мошок : кн. Иван Иванович Мошок Булгаков [см. Булгак], начало XVI в.; Мошок, крестьянин, 1545 г., Новгород Мошонов Семен, помещик, 1576 г., Нижний Новгород Мощалка Останя [см. Останя] Мелентьев, 1530 г., Двина Мощи Иван Яковлевич Плещеев [см. Плещей], умер в 1615 г. Мощинцев Андрей Михайлович, 1596 г., Новгород Мощиха Артемий, крестьянин, 1539 г., Новгород Мужило, Мужилов : Мужило, несколько лиц в конце XV в. и позже, Новгород; Клим Мужило, «из простых людей», заложил каменный храм св. Ильи за торгом, 1519 г., Москва; Кузьма Мужилов, крестьянин, 1545 г., Новгород Ср. мужевать – послушествовать или свидетельствовать в качестве доброго мужа

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 72-75; Idem. Chronologie, 1250-1500. P. 28-31; Панченко К. А. Патриарх Иоаким между Каиром, Римом и Москвой: К истории русско-палестинских контактов XV в.//Русская Палестина: Россия в Св. земле. СПб., 2010. С. 228-239). Не меньшие сомнения вызывает информация об участии представителя Антиохийского патриарха в общевосточном церковном Соборе 1484 г. в К-поле. Собор, согласно существующим представлениям, окончательно подтвердил отказ правосл. Церквей от Флорентийской унии и принял упрощенную процедуру возвращения в Православие католиков и униатов ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 76; Idem. Chronologie, 1200-1500. P. 34-35). С XIV-XV вв. действовали миссии францисканцев в Иерусалиме и Бейруте, позже сложилась колония европ. купцов в Халебе, однако в источниках нет свидетельств их взаимодействия с сир. мелькитами. Католич. присутствие в регионе значительно возросло в правление папы Григория XIII (1572-1585), когда Папский престол попытался свои потери от Реформации возместить успехами унии в восточнохрист. мире. В Риме были открыты учебные заведения, ориентированные на подготовку католич. клира из представителей народов христ. Востока. Миссия иезуита Дж. Б. Элиано, работавшая в 1580-1582 гг. с ливан. маронитами, вступила в контакт и с правосл. иерархией. АПЦ в тот период была расколота противостоянием патриархов Михаила VI и Иоакима V Дау. Элиано встречался с обоими патриархами-соперниками. Иоаким Дау был предельно любезен, но от обязательств, касающихся унии, упорно уклонялся. Михаил, напротив, выразил готовность к контактам с Римом. Оценив перспективы диалога с антиохийскими мелькитами, папская курия направила в Сирию еще одну иезуитскую миссию, во главе с Л. Абелем (1583-1586). В марте 1584 г. Абель встретился с Иоакимом Дау в деревне под Эз-Забадани, где патриарх скрывался от вымогательств османских властей. Папский легат предложил Иоакиму присоединиться к Флорентийской унии и принять григорианский календарь, незадолго до того введенный в Римско-католической Церкви. Желая выиграть время, патриарх ответил, что ему ничего не известно о Ферраро-Флорентийском Соборе, а для принятия унии необходимы консультации с остальными православными патриархами и мелькитской общиной. Иоаким договорился с Абелем о следующей встрече, однако вскоре отбыл в страны Вост. Европы для сбора милостыни на нужды своего престола. Потерпев неудачу в переговорах с Иоакимом Дау, папский посланник в 1585 г. обратился к Михаилу VI, уже проигравшему борьбу за Патриаршество и проживавшему в Халебе как частное лицо. Обиженный на православных патриархов, не поддержавших его в борьбе с Иоакимом, Михаил изъявил готовность согласиться с латинскими догматами и признать главенство папы и подписал соответствующие грамоты. Однако в Риме никак не отреагировали на эти документы, видимо понимая, что Михаил не имеет реальной власти.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

В октябре 1239 года Чернигов был взят татаро-монголами, черниговский епископ Порфирий пленен и уведен в Глухов, его дальнейшая судьба неизвестна. Среди последовавшего смятения, пример христианского мужества явили черниговский князь Михаил и боярин Феодор, принявшие мученическую смерть за веру в Орде. После захвата Чернигова татаро-монголами значительная часть южных территорий епархии отошла к Киевской епархии. Из-за разорения края центр государственной жизни передвигался в Северо-Восточную Русь, и сын святого князя Михаила Роман перенес свою резиденцию в Брянск, куда переехал и епископ. Поэтому со второй половины XIV века черниговские епископы стали именоваться Черниговскими и Брянскими (или Дебрянскими). Разоренная Черниговщина оказалась на стыке враждующих держав – в 1353 году край подпал под литовское владычество, и преимущественно оставался во власти Речи Посполитой, за исключением кратковременных периодов между 1408 и 1420 годами, а также с 1500 года, когда он входил в Московское государство. Существование епархии порой пресекалось, или же черниговские епископы искали себе убежища в Москве, Суздале, Смоленске. Между 1377 и 1419 годами — архиепископия. В 1415-1419 и 1458-1500 годах епархия состояла в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов. В 1500 году после перехода северной части Черниговского края из-под власти Польши к Московской державе, епархия была упразднена и территории Черниговской епархии управлялись Смоленскими архиереями, которые с этого времени стали титуловаться Смоленскими и Брянскими. Возрождение епархиальной жизни [ править править код ] Собор 1589 года, учредивший в России патриаршество и открывший ряд новых кафедр восстановил и Черниговскую, но практически она смогла быть возрождена только в 1640-х годах. Давление польско-литовских властей и насаждение унии подвигло в 1628 году Киевского митрополита Иова (Борецкого) попытаться возродить епархию в противовес новообразованной униатской архиепископии и на Черниговскую кафедру был назначен епископ Исаия (Копинский-Борисович), титулуясь, однако, Смоленским и Черниговским. Только после освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой в 1648 году начала возрождаться церковная жизнь в Черниговской епархии, которая с этого времени получила право на свое существование. Епископы долго жили то в Киеве, то в Новгород-Северске, окончательно обосновавшись в Чернигове только в 1672 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

Близ города Козьма основал две библиотеки: в Сан-Франческо дель-Боско и в Сан-Бартоломео близ Фиезоле, и учредил ряд библиотек при монастырях св. Марка и др. Он платил по 250 и 400 дукатов за отдельные рукописи, которые приобретал в Сиене, Лукке и Греции, Лоренцо Медичи нарочно посылал И.Ласкариса к султану Баязету II, чтобы он дозволил ему объехать Грецию и купить книг. Никколо Никколи сам имел до 800 рукописей, которые потом вошли в состав библиотеки св. Марка 413 . Король неаполитанский Альфонс первый установил награды и пенсии для ученых и первый открыл литературную академию 414 . Папа Николай V основал классическую библиотеку в Ватикане, для которой приобрел 5000 рукописей, а впоследствии отправил разных лиц в Германию, Францию, Англию и Грецию для открытия затерявшихся книг. Николай V постоянно переписывался с реформаторами своего времени и покровительствовал переводчикам, чтобы доставить публике возможность ознакомиться с греческими авторами. Так, Поджио получил вознаграждение за перевод Диодора, Лоренцо Вала – 500 золотых скуди за Фукидида, Гварино – 1500 за Страбона, Перотти – 1000 дукатов за Полибия. Кроме того, были переведены: Ксенофонт (Киропедия), Геродот, Аппиан, Птоломей, Платон, Феофраст, Гомер (Илиада) и настоящий Аристотель. Сикст IV следовал примеру Николая V и открыл Ватиканскую библиотеку для публики. В Мантуе Викторин ди-Фильтре, под покровительством фамилии Гонзаго, открыл ученое общество. Кардинал Виссарион, в благодарность Венецианской республике за помощь, оказываемую греческим эмигрантам, подарил ей свою библиотеку, которая стоила ему 30 тыс. золот. скуди 415 . Тогда предпринимали нарочные поиски за рукописями по всей Европе; а какого труда стоила их переписка, можно судить из письма Петрарки, который, открыв в Люттихе две речи Цицерона, едва достал несколько чернил, да и те были «совершенно шафранного цвета». Но и в этом отношении в Италии много было сделано типографщиками, между которыми особенно известен Альд Мануций, открывший типографию в 1494 г. в Венеции и потерявший все свое состояние на это предприятие, не смотря на помощь фамилии Пик-ди-Мирандола. В период времени от 1470–1500 г. в одной Италии напечатано, по крайней мере, 5400 сочинений; из этого числа в первое десятилетие (1470–1480) только до 1300, в последующие же десятилетия печатание возрастало в значительной степени. Во всей Европе до 1500 г. насчитывают более 10000 изданий книг и брошюр, причем на Италию приходится половина всех изданий 416 . § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В Ег. Лусском погосте монастырю принадлежала д. Торговище, а в ней 1 двор, 1 человек, 2 обжи. «А дохода шесть денег, а хлеба поспом коробья ржы, три коробьи овса, полторы коробьи ячмени, пол-коробьи пшеници» (III, 47). В Суйдовском погосте монастырь владел в селце Коврине и в селце Сменове 33 дворами, 41 человеком, 33 обжами. Означенные обжы по Писцовой Книге находились в поместьях; если доход помещика равнялся доходу монастыря в прежнее время, – тогда он был следующий: с сц. Коприна – «дохода денгами 3 гривны и 6 денег, а хлеба поспом 16 коробей ржы, 16 коробей овса, 16 коробей ячмени, 2 коробьи пшеницы, да постоянья 8 коробей ячмени, 8 коробей овса; а поселья коробья ржи, пол четверти коробьи овса, коробья семени конопляного» (III, 693). С сц. Сменова – «денгами 5 гривен и 2 денги, а хлеба поспом 24 коробьи ржы, 36 коробей овса, 36 коробей ячмени, да постоянья 12 коробей ячмени, 42 коробьи овса, 3 коробьи пшеници, 1 ½ коробьи семени конопляного, за 12 сыров гривна и 10 денег, а поселья 1 ½ коробьи ржы, 1 ½ коробьи ячмени. Всего же Богоявленскому монастырю принадлежало до писма 1500 года в Кречневском погосте – 8 двор., 10 челов., 5 обеж (вм. с Перынским). в Ег. Лусском погосте 1 челов. » Суйдовском погосте В пятине 42 двора 52 челов. 40 обеж 5 . Земли монастыря Борисоглебского с Загзенья описаны в предшествующем отделе, почему мы здесь лишь повторяем цифру земель, от него к 1500 г. отобранных: 2 двора, 2 человека и 2 обжи. 6 . Варваринский монастырь, совершенно уничтоженный, находился в Новгороде, в Горньчарском конце, в теперешней Троицкой улице. Упоминается уже в XII веке, в 1764 г. обращен в приход, в 1789 г. часть мощей Великомуч. Варвары и храмовая икона перенесена в Десятинский монастырь, церкви же разобраны и употреблены на возобновление Деревяницкого монастыря (ср. Зверинский II, 686-й). Владения монастыря находились в Дм. Городенском погосте (III, 199). Здесь ему принадлежали д. Бор и жребии в д. Радгостици и Захонье, – всего 11 дворов, 20 человек, 13 обеж. Дохода монастырю шло: с д. Бор «денег гривна, а хлеба поспом шесть коробей с четверткою ржы; две коробьи овса, пять коробей с четверткою ячмени, коробья с четверткою пшеницы, десять хлебов, девять куров, пяток и четыре горсти лну». С д. Радгостици – «доходу шло с Варваринских денег две гривны, а хлеба поспом пол-другинадцаты коробьи ржы, пол-шесты коробьи овса, пол-осмы коробьи ячмени, пол-третьи коробьи пшеницы, двадцать хлебов, пять сыров, двадцать куров, две лопатки бораньи, три пятка лну». С д. Захонья – «дохода шло денег гривна, а хлеба поспом три коробьи ржы, три коробьи ячмени, три четвертки пшеници, трое хлебов, трое куров, три горсти лну» (III, 199–200).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

В том же погост по Ладожскому озеру на Кирыволочском песку было 16 тонн, великокняжеских, тонна владычня и тонна монастырская из Коневца. Монастыри имели здесь значительные владения. По писцовой книге восточной половины Водской пятины 1500 года за монастырями показаны: 1) в Ладожском уезде – 63 деревни, в них 146 дворов с 234 тяглыми душами мужеского пола; в Ореховском уезде – 87 деревень, 131 двор и 190 тяглых жителей. Владения сии принадлежали разным монастырям: Коневскому, Ивану святому и Николаевскому с Медведца – из Ладоги, Пречистой Богородицы из Орешка и другим (Санкт-Петербургская губерния, 1864 г., стр. 33– 34). С правом вотчинного владения соединялось право пользования доходами с деревень и угодий. Монастыри получали со своих владений, главным образом, естественные произведения, полевые и домашние: хлеб, лен, масло, сыр, овчины и только  малую часть денег. Деревня Петрино, в Никольском Суйдовском погосте, платила мужскому Рождественскому монастырю с Копорья доходу «шесть денег, а хлеба поспом пол-трети коробьи ржи, три коробьи ячменя, пять коробей овса, пол-коробья пшеницы, да игумену четвертка пшеницы и бочка пива (Новгор. писц. кн., т. III, изд. 1868 г., ст. 712)». Сельцо Коровье и деревня Захонье, в Опольском погосте, Ямского уезда, после 1500 г. доходу давала Спасскому монастырю с Ямы городка с посада: «денег 11/2 гривны, бочку рыбы, а хлеба поспом 54 коробьи ржи, 54 коробьи овса, пол-осьмнадцати коробьи ячменя, и 3 коробьи пшеницы (ibidem, ст. 956–959)». Великие князья и цари давали монастырям этого края разные льготы, не только по юридическим понятиям своего времени, но также по благочестивому настроению души, и по вниманию к бедствиям от Свейских немцев. Много имел такого рода привилегий особенно Валаамский монастырь. Владения монастырские не составляли собственности лиц, но всего монастыря. Однако иноки и черницы, имевшие за собой родовое или приобретенное имение, сохраняли за собой право личного владения ими и после вступления в монастырь. В переписной книге Водской пятины 1499 –1500 годов, упоминается о селе Колпницы Дягилевского погоста, которое принадлежало чернице Анне женского Никольского монастыря, в Суйдовском погосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ям-Тёсово. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ям-Тесово (Ям-Тесовской), церковь во имя Преображения Господня, деревянная до 1500 г., возобновлена к 1686 г., каменная 1835 г., закрыта в 1938 г., действовала в 1942-1945 гг., не сохранилась. Деревня Ям-Тесово, центр одноименной волости, находится на дороге Луга – Оредеж – Любань, на левом берегу р. Оредеж. Деревня, в прошлом село, Ям-Тесово возникла на месте древнего «Спасского на Аредежи» погоста, одного из административных центров новгородской округи, впервые упомянутого в Писцовой книге Водской пятины 1500 г. «На погосте церковь Спас – Преображенье». Сам погост состоял из 10 дворов. Под его ведением было 26 деревень, одна из которых названа не по имени, как, например, Моровино, Щупоголово, Микулкино и т.п., а по местоположению – деревня на Шуче, на Луке, у часовни. Это редкий пример упоминания сельской часовни на рубеже XV – XVI веков. Щуча - левый приток р.Оредежа, с устьем, примерно напротив д. Нестерково/Гатчинский р-н/. Петербургский историк А.А. Селин пишет, что «именно близ Спасского погоста располагалась ямская слобода и «государев перевоз» через р. Оредеж… «Государев перевоз у Спаса на погосте» близ Тесовского яма зафиксирован в 1566 г., позднее, в 1602 г. Известен так называемый «Тесовский урочный мост», именно это позволяет нам локализовать место перехода дороги через р. Оредеж (по местной топографической ситуации) вблизи современной переправы из д. Ям-Тесово в д. Горыни»... В Писцовой книге 1500 г. названы деревни в окрестностях Ям-Тесово: Шляг Горный и Шляг Береговой на левом берегу р.Рыденки, относящиеся к соседскому со Спасским Климентовскому погосту. Шляг Горный стоял на верхней надпойменной террасе, Береговой - на нижней. Ивангородская дорога проходила через Спасский погост на Почепово (Горыни) и далее на Чащу, Рождественно и т.д. Её водный дублёр шел через современное Ям-Тесово по Оредежу и далее по Луге. В XVI веке из местного населения стали набирать людей – ямских охотников на длительный срок, или на постоянную службу.

http://sobory.ru/article/?object=24338

Здесь-то в 1500 г., по словам местной записи, «дозволением вельможнаго пана Ходкевича» и «начася съзидати сий монастырь верою и любовию, желанием и трудом многогрешнаго священноинока игумена Пафнотия, родом из Бельска, и первие сооружися церковь невелика во имя св. Иоанна Богослова и святися нареченным митрополитом Иосифом (следовательно, до 10 мая, когда он уже посвящен в митрополита), и трапеза на прихождение братий» . Таким образом вопреки существовавшему запрещению вновь сооружена в 1500 г. православная, хотя и небольшая, церковь и даже освящена самим митрополитом — знак, что или православные паны вроде Ходкевича вовсе не уважали этого запретительного закона в своих имениях, или сам великий князь Александр по ходатайству таких лиц, как Ходкевич, разрешал то, чего не хотел разрешить для своей супруги Елены по настояниям московского государя. Великий князь Александр не переставал давать грамоты православным церквам, монастырям и епископам. В 1497 г. (6 сентября) он пожаловал грамоту киевскому Пустынно-Николаевскому монастырю на выморочную пашенную землю на реке Борщовне. В 1498 г. (5 марта) подтвердил грамоту своих предков и отца трокскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы, основанному еще при Витовте его супругою Иулианиею, чтобы не вступались в монастырь этот ни митрополит, ни другие владыки, ни их наместники и не брали с него никаких пошлин и чтобы монастырь знал во всем только самого великого князя, как его подаванье . В 1498 г. (6 октября) дозволил Смоленскому владыке Иосифу, нареченному митрополиту, купить населенное имение Ярковичи с условием, однако ж, чтобы оно не причислялось к церковным вотчинам и с него отправляема была великому князю земская служба. В 1499 г. подтвердил грамоту Брянского и Черниговского владыки Нектария, предоставившего своему боярину Григорию держать одно церковное сельцо с угодьями, чтобы он служил за то Брянским владыкам. В 1500 г. в уставной грамоте городу Полоцку определил, чтобы и живущие там люди владычные, монастырские и поповские ведались по магдебургскому праву и вместе со всеми горожанами платили серебщизну (подать серебром) великому князю .

http://sedmitza.ru/lib/text/436029/

В Дм. Городенском погосте монастырю принадлежали дворы в д. Ковсаке, в д. Хомутове, в д. Городке, – в них 3 двора, 3 человека, 3 обжы. «Старого доходу шло четыре денги, а хлеба шесть коробей ржы, шесть коробей овса, полторы коробьи ячмени, полторы коробьи пшеници» (III, 204–205). 17 . Никольский Вяжищский монастырь, владевший в 1500 г. значительным количеством деревень, ранее этого года имел сверх того в разных уездах и погостах 28 дворов, 40 человек, 34 ½ обжы, нами уже описанных. 18 . Никольский монастырь из Неревского конца, ныне приписная к Зверину монастырю церковь в Новгороде, в ограде монастыря. Существовал уже в 1165 году. Упразднен в 1764 году (ср. Зверинский, II, Означенному монастырю до 1500 года принадлежало весьма много деревень, разбросанных по погостам Новгородского, Копорского, Ямского и Ладожского уездов. В Гдитцком погосте – его деревни Нивы и Хотмово, в них 3 двора, 8 человек, 6 обеж. «А старого дохода 5 гривен и пять денег; а хлеба поспом пол-пяты коробьи ржы, полторы коробьи овса, четыре коробьи ячмени, две коробьи пшеници» (III, 63–64). В Кл. Тесовском погосте монастырю принадлежали деревни – сц. Горыни, Реутово, Почапово, Байково, Клинско, Быслав, Печково; в них 20 дворов, 35 человек, 34 ½ обжи. Доход старый – не писан (III, 74). В Дм. Городенском погосте монастырь владел 3 дворами, 5 человеками, 3 обжами в д. Заклинье, с которых и получал дохода «денгами гривна, а хлеба полторы коробьи ржы, коробья овса, полкоробьи ячмени, полкоробьи пшеници» (III, 207). В Ник. Будковском погосте монастырю принадлежала волость, в состав которой входили деревни: Хвостец, Тачково, Трызново-Чегалници, Дуброва, Новое Оксеново, Волкино, Завеино, Вейно, Велешковичи, Желетово, Соколники, Юрово, Дедково, Турковичи, Дудорово, Симоглово. Во всех деревнях было 60 дворов, 104 человека, 70 ½ обеж. Волость по Писцовой Книге – в поместье; доход старый не писан (III, 349–353). В Радчинском погосте монастырю, вместе с Оксиньей женой Микиты Есипова, принадлежало село Каибала, в котором по новому письму было 25 дворов, 35 человек, 20 обеж (III, 554). «А старого доходу шло денгами 3 гривны, а хлеба поспом 10 коробей ржы, 10 коробей овса, 5 коробей ячмени; а ключнику 6 лопаток бараньих, 6 сыров, 6 горстей лну». Писцовая книга жеребий Никольского монастыря с точностью не выделила. Однако при описании Никольских обеж в Ратчинском же погосте, только Ямского уезда, сказано: «и с теми двема обжами, что в Копорском уезде в селе в Кайбале» (III, 934). Кажется, – указывается там на то, что из 20 обеж на Никольском жеребье были лишь две и соответственное число дворов и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010