е. Принявшего рождение (nativitatem) из Отчей Вечности» 1473 . Опять видим отличия от Амвросия: если у Амвросия generatio [Рождение] является proprietas substantiae [свойством субстанции], мыслимым неразрывно с этой последней, как её существенный момент, то у Илария nativitas [Рождество] характеризует собой не naturam divinam [Божественную природу] an sich [в себе] и потому не носит название proprietas [свойства], a natura divina [Божественной природы], существующей in Patre [в Отце]; если у первого сама divina substantia [Божественная субстанция] обусловливает существование Отца и Сына вместе, то у второго Рождение Сына вытекает не из самой Божественной природы, а из свойств Отца; мышление Илария, таким образом, гораздо более напоминает каппадокийцев, чем язык Амвросия. Нельзя, наконец, оставить без внимания, что тогда как Амвросий обозначает акт Божественного Рождения термином generatio, Иларий преимущественно употребляет имя nativitas. Есть различие между нашими писателями и в тех выражениях, какие они применяют к Отцу и Сыну. Как у Амвросия, у Илария мы часто встречаем для Отца термин ingenitus [Нерождённый] 1474 , как и выражение generans [Рождающий] 1475 , но наряду с этим употребляется и малоизвестный Амвросию старый западный термин innatus [Нерождённый] 1476 ; для Сына сравнительно редко употребляется обычное у Амвросия слово genitus [Рождённый] 1477 , а также старинное natus [Рождённый] 1478 , но зато он с особой охотой пользуется словом unigenitus [Единородный], которое у Амвросия употребляется очень мало 1479 . По вопросу об отношении Сына к Отцу Иларий, употребляя известные Амвросию понятия imago [образ], virtus [сила] и др., употребляет часто и понятие forma Dei [образ (форма) Бога] 1480 , которое не встречается у Амвросия при изложении тринитарной проблемы, хотя очень часто применяется им к Лицу Воплотившегося; в тринитарной схеме он заменяет его термином character [отпечаток]. У Амвросия очень часты выражения, что Отец и Сын одной субстанции, у Илария в рассматриваемый период почти исключительно идёт речь о единстве Их природы, о её безразличии в обоих: Сын от Отца неотделим per naturae indifferentiam [ввиду безразличия [Их] природы] 1481 ; «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ) есть исповедание naturae [природы], потому что и Тот и Другой в этом отношении non differat [не различаются] между собой 1482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что рецензия А. А. Васильева в целом объективна и справедлива и автор, несмотря на множество замечаний, относится к Ю. А. Кулаковскому и его труду благожелательно. 1472 Рецензия завершается пожеланием Ю. А. Кулаковскому успеха в дальнейшей работе и пожелание обработки вглубь, а не расширения вширь тех лекционных курсов, которые положены Ю. А. Кулаковским в основу «Истории Византии». Ответ Ю. А. Кулаковского на рецензию А. А. Васильева был помещен также на страницах «Журнала Министерства народного просвещения». 1473 Реагировал Ю. А. Кулаковский на критику с большой обидой. Как сам он пишет на первой странице своего ответа, после труда, написанного с большим увлечением, он ожидал благожелательной критики, однако же увидел в лице А. А. Васильева судью, изрекающего непререкаемые истины. 1474 Ввиду того, что ответ Ю. А. Кулаковского А. А. Васильеву посвящен разбору преимущественно мелких, частных вопросов, ниже отмечены из этого ответа лишь три положения общего характера, принципиально важные для понимания его взглядов. Ю. А. Кулаковский признает справедливость замечания об опечатках, но никак не объясняет их появление, говоря лишь, что в любой большой работе они неизбежны. В ответ на замечание А. А. Васильева о пристрастии к легендарным сюжетам и смешении легендарного и исторического в изложении событий, Ю. А. Кулаковский пишет, 1475 что смешения у него нет и все легендарные подробности приведены у него для передачи духа эпохи. С этим вполне можно согласиться, однако важно отметить следующее. Сам Ю. А. Кулаковский , к сожалению, нигде не дает в тексте понять, как сам он относится к легендам, и у читателя вполне может возникнуть ощущение, что автор труда воспринимает их столь же серьезно, как и сообщения любого другого источника. Принципиально важным для понимания взглядов Ю. А. Кулаковского является его ответ на замечание А. А. Васильева об отсутствии у автора рецензируемого труда каких-либо рассуждений о начале византийской истории. «Зачем мне dissertis verbis толковать о том, что такое история Византии, когда я веду читателя своим изложением в самый templum historiae byzantinae» (Храм истории Византии). 1476

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Затем св. отец 1468 выписывает послание арианского иерусалимского собора, с таким своим заключением: «хотя на этом соборе они восхвалили все зломудренное Ариево учение, предписали принять в общение ариан, сделав это наперед сами, однако же, рассуждая, что не достает еще чего-то к исполнению их намерения, составляют собор в Антиохии. И поскольку все и всегда обвиняли их в ереси: то пишут разно, одно так, а другое иначе, и в одном послании написано ими следующее» (послание выписывается) .... «В другом послании 1469 , излагают они вторично, как-бы раскаиваясь в изложенном прежде и придумав нечто новое и большее, именно же следующее» (послание выписывается) … «А некто 1470 Феофроний, епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему» (вероисповедание выписывается) .... «Сделав все это и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслью, через несколько месяцев сложили опять повое исповедание веры» (исповедание выписывается) .... «Но 1471 как-бы раскаявшись и в этом, через три года опять собирают свое сборище и посылают в области италийские исповедание веры, писанное многими, в котором сделаны были весьма многие прибавления сверх прежних» (исповедание выписывается). Затем св. отец начинает говорить в том же духе о вероизложениях, сделанных арианами в Сирмии. «Но и на сем не остановились они», пишет св. Афанасий 1472 . «Вскоре собравшись в Сирмии, сложили еще исповедание веры» (сирмийское исповедание выписывается) .... «Но отринув все это и как-бы придумав лучшее, они уставляют еще новую веру и в Сирмии пишут следующее» (выписывается другое сирмийское исповедание веры) 1473 . «Написав это и переменив мысли, сложили еще то исповедание веры, которого сами постыдились потому, что означены были в нем имена ипатов» .... Затем «обнародовают еще иное исповедание и, прибавив по обыкновению несколько речений, пишут в Исаврии следующее» (исповедание выписывается) 1474 .... «Написав это в Исаврии, когда прибыли в Константинополь, как-бы отказываясь от прежних мыслей, изменили это по обычаю, прибавив несколько речений, и запрещая об Отце, Сыне и Святом Духе употреблять даже слово – ипостась, послали это собравшимся в Аримине, и принуждали подписаться епископов этих областей; а которые противоречили им, о тех постарались, чтобы Констанций послал их в заточение. Написанное же ими исповедание было следующее» (исповедание выписывается) 1475 .... «Но не остановились и на этом. Ибо из Константинополя пришедши в Антиохию, раскаялись в том, что прямо написали: »Сын подобен Отцу, как говорят писания«, и сложив, что примыслили, начали опять возвращаться к прежним своим мыслям и утверждать, что конечно Сын не подобен Отцу, и ни в каком отношении у Сына нет подобия с Отцом» 1476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

С. Л. Франк полагает, что корректнее говорить не о «первородном грехе», а о «первородном бедствии» 1472 . Преп. Марк Подвижник не считает людей соучастниками Адамова греха: «мы наследовали по преемству не преступление, но смерть: ибо нельзя было нам, происшедшим от мертвых, быть живыми» 1473 . Само понятие «первородный грех» вошло в богословие от Августина, увидевшем в «изначальной греховности», то есть в поврежденности, о которой говорили греческие богословы, чей язык Августин не очень хорошо понимал, «начальную виновность», peccatum originale. Для библейского повествования чрезвычайно характерно, что разрушение в человеке начинается еще прежде Божественного осуждения первого греха. Мы помним, что есть зло – «быть одному». Зло и смерть есть разъединенность. «Сама смерть есть раскол», – говорит св. Ириней Лионский 1474 . И вот три раскола происходят в человеке. Первый – в отношениях перволюдей. Они видят свою наготу и стыдятся. Покаянная ирония сквозит в библейском тексте, где мудрость обозначается словом «арум», а нагота – «эрум» 1475 . Но стыд есть ощущение чужого взгляда как именно чужого, чужака. Двое, бывшие единой плотью и единой жизнью, – расторгаются. Это у Мильтона Адам совершает рыцарский поступок, чтобы соединиться во грехе со своей возлюбленной, уже вкусившей запретный плод. На деле грех все же не соединяет, он – расторгает. По-настоящему бес-стыдна любовь, а не беззаконие: «Любовь не знает стыда», – говорил преп. Исаак Сирин 1476 . Но отныне, по Сартру, «ад – это другой». Второй раскол происходит в отношениях с Богом. Суть этой Богоутраты никто, кажется, не выразил так емко, как Тертуллиан. Двумя словами он назвал то, что потерял человек – «familiriatas Dei» 1477 . Адам, доселе в сердце своем слышавший Божий голос, теперь воспринимает его как нечто идущее извне, снаружи. В его представлении Бог говорит к нему, обращаясь из глубины сада, в котором он «ходит» (Быт. 3,8). Бог пространственно локализуется в человеческом восприятии. И нужен будет второй Адам, чтобы напомнить: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь…» (Лк. 17,20-23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Антония и Феодосия Печерских Год постройки:не ранее 1473. Адрес: Псковская область, г. Печоры, Международная, 5, Успенский Псково-Печерский монастырь Координаты: 57.809537, 27.614383 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1427 г. иеромонах Иона (Иоанн Шестник), пришедший из Юрьева, построил в горе пещерную Успенскую церковь, а напротив 2 кельи на столбах. В 1473 г. церковь была освящена. 1473 г. считается датой основания монастыря. В 1480 г. (по другим данным - в 1501 г.) эти строения были уничтожены лифляндцами, а Успенская церковь разграблена. Успенская церковь с семью улицами пещер вырыта в песчаном склоне горы: ее северный фасад объединенный с фасадом надстроенной на ней пятиглавой Покровской церкви и пристроенная с восточной стороны Большая звонница, являются центром архитектурной композиции монастыря. Памятники эти поставлены на повышенную вымощенную камнем площадку, которая соединена с нижней основной площадью двумя лестницами. http://www.opskove.ru/det/200_det.html Успенский пещерный храм Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери. Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм. Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.

http://sobory.ru/article/?object=01991

По мнению большинства современников, Софья была причиною разъединения великокняжеской власти с землею, с народом, а главное, с дружиною, что то же, с боярщиною. Отсюда нелюбовь к ней боярщины. Курбский говорит, намекая на Софью Палеолог: «в предобрый, русских князей, род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми, и чародейцами, яко и во израильских царях, паче же которых поимевали от иноплеменников». А опальный Берсень–Беклемишев в разговоре с Максимом Греком прямо указал на влияние Софьи и греков вообще. «Как пришли сюда греки – говорит Берсенев, – так наша земля и замешалась, а до тех пор земля наша русская жила в тишине и в миру». «Софья-римлянка», так называли летописцы Софью Палеолог; с ее приходом в русскую общественную жизнь внесены были иные начала, и, вместе с тем, русская земля стала не чужда и западноевропейской жизни, с ее культурой и цивилизацией, свободный прием которых окончательно был открыт только Петром Великим. Софья умерла 7 апреля 1503 года, прожив в русской земле более 30 лет. Митрополит Филипп скончался 5 апреля 1473 года. Митрополит Геронтий На место Филиппа I был поставлен в митрополиты Геронтий, епископ Коломенский. Геронтий не был указан, как его предшественник, митрополитом, ибо Филипп скончался внезапно, 4 апреля 1473 г. он заболел, а 5 апреля скончался. Для избрания нового митрополита великий князь приказал быть у себя на Москве своим братьям и всем епископам в срок через 18 дней после смерти старого. Избранный Геронтий был «поставлен» в митрополиты 29 июня 1473 года. Он занимал кафедру митрополии в продолжении 16 лет и скончался 28 мая 1489 года. Геронтию осталась после Филиппа стройка Московского Успенского собора, который к 5 апреля 1473 г., когда умер последний, был складен приблизительно до половины своих стен. В продолжение лета 1473 года и начала весны следующего 1474 года окончены были стены собора и сведены были его своды. Но, когда приступили к кладке большого верха, или главного купола, 20 мая 1474 г., собор обрушился. «Бысть трус во граде Москве и церковь Пр. Б–цы сделана была уже до верхних камор, падеся в первый час ночи и храми вси потрясашася, яко и земли поколебатися» рассказывают летописцы. Неискусные мастера, выводившие стены собора гладко, но непрочно, сделали некоторую часть его северной стены полою, проведши в стене лестницу на полати или хоры, прикладенные к западной стене. На некоторую часть полая стена, быв дурно складена, не в состоянии была выдерживать тяжести свода, вся рухнула; с нею упала половина западной стены и полати, также столбы и все своды. По словам Софийской летописи, псковские каменщики, вызванные великим князем после падения собора, осматривая неудачную работу московских мастеров, «дела их похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино не клеевито».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Успение Псково-Печерская " Описания иконы Описание иконы Успение Псково-Печерская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В небольшом городе Печеры, к западу от Пскова, расположен монастырь, также называемый Печерским. Как город, так и монастырь получили свое название от вырубленной неизвестно когда и кем в горе древней пещеры. Она случайно была найдена в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время к горе пришел священник по имени Иоанн и устроил в ней церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери, после чего от главной храмовой иконы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем «Успения» Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание Печерской обители, братия которой вначале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. Икона Успение Псково-Печерская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Первый храм Псково-Печерской обители был освящён в честь иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Летопись зафиксировала первое исцеление от иконы в 1473 году. Особенно прославился образ «Успение» вместе с образом «УМИЛЕНИЕ» в 1581 году во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием. В честь этого события написана ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ икона Божией Матери. Описание иконы Успение Псково-Печерская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " К западу от Пскова, в 56 верстах по Лифляндской дороге, на границе Лифляндии, расположен небольшой город Печеры с монастырем, также называемым Печерским. Как город, так и монастырь получили свое наименование от находящейся в горе древней пещеры, которая неизвестно когда и кем выкопана. Эта пещера случайно была открыта в XV веке одним крестьянином, рубившим дрова на горе. Через некоторое время после этого пришел туда священник, по имени Иоанн, и выкопал в горе церковь. С благословения Новгородского архиепископа Феофила эта церковь была освящена во имя Успения Божией Матери. После того, как церковь была освящена, от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем Успения Псково-Печерской. Первое чудесное исцеление от Псково-Печерского образа произошло в 1473 году. Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил основание обители. Она в начале состояла всего только из двух или трех старцев-подвижников. [...]

http://pravicon.com/icon-338

1143 Никоновская летопись VI, 106, и Типографская летопись стр. 290; также 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 33 fin.. 1144 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 234 (в которой и о том, что предписывалось в тогдашнем Уставе относительно нашего случая). 1149 Трусость Ивана Васильевича Карамзин старается превратить в мудрую осмотрительность; но далеко не особенно удачно. 1152 Типографская летопись стр. 304 fin.– 4 Апреля 1473 в московском Кремле был большой пожар, при чём сгорел митрополичий двор, – Никоновская летопись VI, 52. Вместо сгоревшего двора митрополит Геронтий поставил новый двор, из построек которого упоминаются: кирпичные у него – двора ворота, складенные в том же 1473 году; палата каменная, заложенная в 1473 году и оконченная к осени 1474 года; домовая церковь Ризположения, заложенная в 1484 году и освящённая 21 Августа 1486 года, – Никоновская летопись VI, стр. 55, 59, 119 и 121. 1153 Главный источник сведений о ереси составляет так называемый Просветитель преподобного Иосифа Волоколамского, непосредственно современное исторически-полемическое сочинение, о котором будем говорить ниже. Цитировать его мы будем по Казанскому изданию 1855 года. 1154 С Михайловской улицы (что на Софийской стороне, вероятно – от церкви архангела Михаила): Просветитель стр. 44. 1155 Преподобный Иосиф в Просветителе, стр. 44: «приидоша из Литвы инии жидове, имже имена: Осиф Шмойло Скарявей Мосей Хануш». Что тут имена, что прозвания, решить трудно. Пришли не более пяти человек, но менее ли, и если менее, то, сколько именно, остаётся неизвестным. 1157 Князь Михаил Александрович пробыл в Новгороде весьма недолго, и всего 4 месяца и 8 дней, оставив его 15 Марта 1471 года. Но чтобы жиды удалились из Новгорода вместе с ним, это не представляется вероятным, потому что в этом случае они не успели бы достаточно научить жидовству священников Алексея и Дионисия. По этой же причине не представляется слишком вероятным думать и того, чтобы они удалились перед нашествием на Новгород великого князя Ивана Васильевича, которое имело место в Июне-Июле 1471 года (а известие Татищева, будто Схария вместе с иными казнён был Иваном Васильевичем в Новгороде, – Чтения Общества Истории и Древностей 1847, IV, 109, есть настоящий и притом бессмысленный апокриф: невозможно, чтобы умолчали об этом Геннадий и преподобный Иосиф, и тогда первый не открывал бы ереси случайным образом только в 1487 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вместе с падением Новгорода прекратились для московского митрополита и особенные церковно-политические заботы об этом уголке его митрополии, хотя отголоски былой вольности еще долго продолжали сказываться в новгородской церковной жизни. Имя митр. Филиппа I связано в истории московской митрополии с одним фактом внешнего характера, тем не менее в своем роде знаменитым, именно – с построением нового московского Успенского собора – этой всероссийской святыни. Старый Успенский собор, начатый постройкой пред самой смертью митрополита Петра (1326 г.), представлял собой весьма скромную по размерам церковь , вполне этим выражавшую тогдашнюю еще незначительную роль Москвы. Теперь же, спустя полтораста лет, счастливица судьбы – Москва имела все основания придать новый благолепный вид своей кафедральной церкви, который бы соответствовал ее новой высоте и славе. Была и внешняя для этого причина. Своды собора начали кривиться и его стены были подперты контрфорсами в русском вкусе, т. е. толстыми бревнами. Без капитального ремонта грозила опасность близкой катастрофы. Митр. Филипп решил построить собор заново. Идея постройки была та, чтобы новый храм превосходил своим объемом все другие русские храмы. Поэтому, хотя он был задуман по плану первенствовавшего тогда на Руси владимирского собора, но с прибавкой против последнего полуторных саженей во всех трех измерениях. Постройка была поручена московским мастерам и начата весной 1472 г. Кладку фундамента и стен нового собора; сначала повели вокруг старого и, только когда они были сложены в рост человека, старый собор был разобран до основания, а гробы митрополитов перенесены на новые места у новых стен, за исключением раки св. Петра, которая оставлена была на прежнем месте. Митрополит Филипп скончался 5 апреля 1473 г., когда собор был складен приблизительно до половины своих стен. Окончание постройки совершилось при его преемнике, Геронтие. Геронтий (1473–1489 гг.) Он был поставлен в митрополиты в Петров день 1473 г. из епископов коломенских.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

105. 1473 г. февраля 28. Филофея, епископа пермского, ставленая грамота священнику Из Требника бывшей соловецкой библиотеки (ныне Казан. Духов. Академии), писанного в 1504 году, 1085, л. 689. Се аз смиренный епископ Филофей пермский поставил есмь священноинока Якима в четцы и в подьяки и в дьяконы, и свершил есмь его в попы, в свою епископию, к церкви святого Вознесения. И аще кто к нему приходит от детей духовных и рассужает их по правилам святых Отцов, и имеет волю вязать и решать, по благословению нашего смирения. И аще изнеможет служить у святого Вознесения и в который предел приидет, ли в митрополию моего господина, или в архиепископию, или в епископию, и он, явя сию грамоту наместнику их или десятиннику, или их приказчику, и да литургисает невозбранно во святой Божьей церкви, по благословению нашего смирения. А си ему грамота моя отпускная дана бысть, утверждения его ради, в лето 6981, месяца февраля 28, индикта 5. (Следует подпись зырянскими буквами). Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010