III 14. 1-6; 17. 8-43; VII 3. 13; 12. 1-29). Лактанций, отмечая, что Л. намеревался бороться с суевериями, тут же добавляет, что Л. не смог их преодолеть, поскольку «не сообщал ничего истинного» ( Idem. Div. inst. I 16. 3); наиболее внимательно Лактанций критиковал приводимые Л. доводы в пользу учения о смертности души (см.: Ibid. VII 12. 1-29; подробнее см.: Brandt. 1891; Rapisarda. 1946; Idem. 1947/1950; Bufano. 1951). Сходные тенденции в отношении к эпикуреизму прослеживаются и у последующих представителей лат. патристики, однако подтверждения их непосредственного знакомства с поэмой Л. в большинстве случаев отсутствуют (см.: Hagendahl. 1958. P. 77-81; Opelt. 1972). Особое внимание Л. уделил лишь Исидор Севильский , еп. Гиспальский (VI-VII вв.), в сочинениях которого неоднократно цитируется и пересказывается поэма Л. как источник сведений о природе (см.: Gasparotto. 1968; Idem. 1983). К IX в. относится появление 2 наиболее ранних из сохранившихся рукописей поэмы «О природе вещей». Вероятно, возрождение интереса к поэме Л. было связано с активным освоением античного наследия представителями Каролингского возрождения (см.: Philippe. 1895-1896). Первая рукопись, известная под названием «О» (Oblongus), была завершена ок. 800 г. в придворной школе имп. Карла Великого (800-814) в Ахене. Вторая рукопись, «Q» (Quadratus), была написана на северо-востоке Франции. Текст поэмы Л. был известен в мон-рях в районе Боденского оз., т. к. извлечения из нее встречаются в местных флорилегиях и др. памятниках; отдельные реминисценции обнаруживаются также в итальянских флорилегиях; кроме того, в этот период списки поэмы имелись в 2 франц. аббатствах. Однако с X в., в связи с общим негативным отношением к эпикуреизму, укрепившимся в христ. традиции, поэму перестали читать и упоминать. В 1417 г. П. Браччолини нашел рукопись с текстом поэмы Л. в одном из мон-рей близ Констанца; поэма была впервые издана в 1473 г. в Брешии. Извлеченная из почти полного забвения поэма вызывала интерес у приверженцев зарождавшегося европейского гуманизма ; в XV-XVI вв.

http://pravenc.ru/text/2110879.html

—449— этого рода, каковой нередко подвергались на востоке еретики, колдуны и всякие народные лиходеи. Любопытные известия об этой казни и вместе указание на генетическую связь её с позднейшим народным обычаем символически побивать злых людей камнями находим в сказании патриарха Фотия о еретиках павликианах, и анонимного греческого писателя XII в. – о Петре Кнафее, распространителе ересей в Армении и легендарном родоначальнике богомилов. По первому сказанию, некто Юст, убив камнем своего учителя и вождя павликиан Константина, побудил своим примером и остальных последователей ересиарха наметать на его труп кучу камней (σωρν λϑων), отчего и самая та местность получила название Σωρς (Montfaucon, Biblioth. Coislin, p. 360). По второму сказанию, Пётр Кнафей, пытавшиеся распространить свою ересь и в Грузии, был побит камнями по приказанию тамошнего царя. Над убитым накидана была большая груда камней (λιϑοσωρεα). Но впоследствии, когда камни были разобраны, под ними, вместо человеческого трупа, оказался волк, и притом живой, который на глазах у всех выскочил из под остатка камней и убежал в горы. Он-то под именем Волкопетра и сделался апостолом богомилов 564 . Всего любопытнее в этой византийской легенде – указание на богомильство, как на источник верования новогреков в вурколаков (или правильнее – в волкодлаков), в которых обращаются после своей смерти все злые люди, побитые камнями, или только символически подвергшиеся этой казни ещё заживо. Примеры такой, т. е. символической казни, кроме вышеприведённого по Пуквилю, находим в известии одного недавно изданного Сафой греческого хронографа о низложении Константинопольского патриарха Марка (ок. 1473 г.): его «подвергли анафеме, – говорят хронографы, – не только клирики, но и простой народ, бросая камни на городских улицах и площадях (Zϑασ Μεσαιωνικ Βιβλιοϑκη, t. VII, 581). Вот прямой пример —450— того «собрания» или «метания» камней на епископа, о котором глухо упомянула настоящая статья Номоканона» 565 . Так, прибавим мы, вместо тёмного не интересного правила – при свете комментария возникает пред нами ряд живых картин церковно-бытовой жизни греческого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Юридическая практика и общественно-политическая деятельность М. с нач. XV в. неуклонно расширялись; к сер. 10-х гг. XVI в. он был уже хорошо известен в Лондоне как талантливый специалист в области торгового и международного права. М. поддерживал и придворные связи. Королевская власть интересовала его, с одной стороны, как ученого-гуманиста, поскольку в этот период он работал над соч. «История Ричарда III» (History of King Richard III, 1512-1519; осталось незавершенным, опубл. посмертно; рус. пер.: Мор. Утопия... 1998. С. 233-301), которое он писал одновременно на лат. и англ. языках, а с др. стороны - как общественного деятеля, поскольку он полагал, что залогом исправления злоупотреблений и общественного благосостояния является сильная власть окруженного мудрыми советниками монарха. М. с энтузиазмом воспринял коронацию Генриха VIII и посвятил этому событию «Поздравительную песнь» (рус. пер.: Там же. С. 159-163), в которой он осуждал беззакония предыдущего правления и оптимистично восклицал: «...день этот - рабства конец, этот день - начало свободы!» (Там же. С. 159). Близость к королевскому двору способствовала карьере М.: в 1510 г. он получил должность помощника шерифа Лондона, т. е. юридического советника и судьи по гражданским делам. Работа отнимала у М. много времени, так как ему приходилось регулярно принимать просителей и рассматривать многочисленные жалобы, однако обеспечивала довольно высокий доход. Опыт постоянного взаимодействия с городскими жителями позволил М. приобрести реальное представление о состоянии современного ему англ. общества на самых разных уровнях. Юридический опыт М. оказался востребован кор. Генрихом VIII и канцлером Англии кард. Т. Уолси (ок. 1473-1530). По королевскому распоряжению в 1515 г. М. был отправлен во Фландрию в составе посольства, к-рое вело торговые переговоры. «Утопия» (1515-1516) Во время непродолжительного перерыва в переговорах М. посетил Антверпен, где познакомился с Питером Гиллисом (Петром Эгидием; 1486-1533), городским чиновником, другом Эразма Роттердамского.

http://pravenc.ru/text/2564150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛУМБ Х. Колумб. 1519 г. Худож. Себастьяно дель Пьомбо (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Х. Колумб. 1519 г. Худож. Себастьяно дель Пьомбо (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) [Коломбо, Колон; лат. Columbus; итал. Colombo; испан. Colón] Христофор (Кристофоро, Кристобаль) (между 25.08. и кон. окт. 1451, Генуя - 20.05.1506, Вальядолид), мореплаватель, в 1492 г. открывший Америку. Отец К., Доменико Коломбо, занимался суконным ремеслом и торговлей. В юности К. получил опыт каботажных плаваний вдоль побережья Лигурии. Неизвестно, где он учился; свои познания в области геометрии, астрономии и географии он, видимо, получил самостоятельно. В 1470-1472 гг., вероятно, был корсаром на службе правителей Анжуйского дома. Ок. 1472-1473 гг. занимался торговлей на Средиземном м., посетил о-в Хиос. В 1476-1477 г. находился в Лиссабоне. В 1478-1479 гг. был агентом генуэзского дома Чентурионе, закупая сахар на Мадейре. Женился на Фелипе Мониш Перештрелу, португалке с итал. корнями, дочери Б. Перештрелу, капитана-донатария о-ва Порту-Санту из архипелага Мадейра. Родственники жены принадлежали к окружению португ. инфанта Генриха (Энрике) Мореплавателя, благодаря чему К. получил доступ к сведениям о португ. географических открытиях; на португ. судах он ходил по Атлантике от Англии до Гвинеи, неск. лет жил на о-ве Порту-Санту. К кон. 1483 г. у К. оформился замысел достичь стран Востока зап. морским путем. План представлялся экономически выгодным, поскольку функционирование традиц. торговых путей, соединявших Европу со странами Востока, было затруднено в результате экспансии Османской империи. Исходя из достаточно распространенной в то время идеи шарообразности Земли, К. хотел доказать, что к западу от Европы находятся неизвестные европейцам населенные земли, к-рые в свою очередь связаны с уже известными европейцам странами Востока. Наряду с библейскими пророчествами и книжными источниками («Образ мира» французского богослова Пьера д " Айи, «Книга Марко Поло» и др.) на К.

http://pravenc.ru/text/1841804.html

В борьбе за наследство Тимура победил Шахрух (1405-1447). Распределив между сыновьями важнейшие тимуридские уделы, он с трудом поддерживал их единство с опорой на чиновничество и улемов, заслужив репутацию идеального государя. Однако он во многом обязан сыну и фактическому соправителю Байсункар-мирзе, усилиями которого был восстановлен Исфахан. К 1410 г. Кара-Коюнлу вытеснили Джалаиридов из Азербайджана и Курдистана и утвердили свою столицу в Тебризе. Благодаря энергии Кара-Юсуфа (1410-1420) и Кара-Искандера (1420-1438) они сбросили верховное владычество Тимуридов. Джахан-шах (1437-1467), воспользовавшись смутами в Хорасане после смерти Шахруха, провозгласил себя султаном и в 1453-1457 гг. отвоевал Ирак Персидский, Хузестан, Фарс и Керман, при этом особенно пострадали Султания и Исфахан. В 1459 г. Джахан-шах заключил с Тимуридом Абу Саидом (1451-1469) договор, по к-рому владения 2 династий разграничивались по Сефидруду, пустыням Деште-Лут и Деште-Кевир и хребту Поште-Кух. Многочисленные казни вельмож и опора на крайних шиитов вызвали яростное противодействие суннитских улемов. После гибели Джахан-шаха в сражении с Ак-Коюнлу (1467) остатки рассеянных племен «Чернобаранных» влились в состав нового союза. Его предводитель Узун-Хасан, захвативший в 1468 г. Азербайджан с Тебризом, столкнулся со своим бывш. союзником Абу Саидом и, одержав победу, казнил его (1469). Тимуридский султанат распался на 2 части - Ср. Азию со столицей в Самарканде и Хорасан (куда входили также Систан, Мазендеран, Горган с Астрабадом) со столицей в Герате. Курдистан, оба Ирака, Хузестан, Фарс и Керман достались Хасану, поддержкой к-рого против Османов и Джучидов стремились заручиться Венецианская республика и Великое княжество Московское. Однако поражение Узун-Хасана в 1473 г. от Мехмеда II положило конец притязаниям туркмен на господство в М. Азии. В XV в. И. переживал экономический упадок. Торгово-ремесленные центры переместились на юг, где Йезд, Шираз, Ормуз были связаны с внешней торговлей шелком. Ок. 1500 г. гос-во Ак-Коюнлу разделилось на 2 удела: один, с центром в Тебризе, включал часть Армении, Курдистан и Азербайджан, а второй, с центром в Исфахане,- Ирак Персидский, от к-рого лишь номинально зависели Фарс, Керман и Йезд, перешедшие под власть династии Ак-Коюнлу. В Абаркухе, Кашане, Семнане и Систане распоряжались независимые правители. Гилян разделился на шиитские эмираты Биепиш (столица - Лахиджан) и Биепас (столица - Решт), а Мазендеран - на неск. самостоятельных владений. В Хузестане восстание крайних шиитов под началом Мухаммада Мушаша, провозгласившего себя предтечей грядущего Махди аль-Мунтазара, завершилось к 1465 г. созданием небольшого наследственного имамата в районе Ховейзе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Папа скончался в Перудже в возрасте 56 лет. Тело И. было оставлено слугами, а его вещи разворованы. До 1892 г. останки И. покоились в кафедральном соборе Перуджи, затем были перенесены в Рим и захоронены в Латеранской базилике. Сочинения И. принадлежат 4 трактата, множество проповедей и посланий. Еще до избрания папой, вероятно ок. 1196 г., им был написан аскетическо-нравоучительный трактат «De contemptu mundi sive de miseria humanae conditionis» (О плачевности человеческого положения). В 1-й ч. шла речь о страстях как об источнике человеческих бед, во 2-й перечислялись наиболее распространенные грехи, в 3-й говорилось о смерти и посмертном воздаянии. Сочинение, очень популярное в позднее средневековье, сохранилось более чем в 600 рукописях. Впервые издано в 1473 г. (последнее критическое издание опубл. в 1955 М. Маккароне). Многократно переводилось на европ. языки. Между 1195 и 1197 гг. И. написал трактат «De missarum misteriis» (О таинствах мессы; благодаря изданию Ж. П. Миня за этим сочинением закрепилось название «De sacro altaris mysterio» (О священном таинстве алтаря) - PL. 217. Col. 773-915). Трактат посвящен толкованию мессы и практике ее совершения в Римской Церкви и состоит из 6 частей: о совершителях таинства Евхаристии, о степенях священства, о примате папы, об облачениях священнослужителей; толкования ординария мессы; толкования 1-й ч. канона мессы (до «Quam oblationem...»); богословия таинства Евхаристии; толкования 2-й ч. канона мессы (от «Unde et memores...» и до конца), толкования молитвы «Отче наш»; толкования чина мессы от преломления гостии до заключительного благословения. В работе над трактатом И. опирался на обширную традицию лат. символических толкований мессы. В сочинении он использовал не только аллегорический метод толкования, но и историко-филологический (напр., сравнивал нюансы значений слова «хлеб» на евр., лат. и греч. языках в Молитве Господней - PL. 217. Col. 903). Говоря об обряде преломления гостии, он отмечал нек-рые его особенности в чине понтификальной мессы. По мнению И., этот обряд имеет исторические, а не аллегорические основания, но, поскольку у него нет аутентичного источника этих сведений, он не берется утверждать что-либо однозначно (PL. 217. Col. 911). Известны более 144 рукописей этого сочинения. Впервые опубликовано в 1496 г. Полного критического издания до наст. времени нет.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ФЕОДОР СУЗДАЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодор (+ после 1483), епископ Черниговский и Брянский ( Суздальский ?) Не путать со св. Феодором, еп. Ростовским и Суздальским (+ ок. 1023) С 1465 по 1473 / 1483 год - епископ Черниговский и Брянский . По разным сведениям, с 1473 или 1483 года - епископ Суздальский . " ...В 1473 году епископ Брянский, Феодор Святой, переведен в Суздаль и Чернигово-Брянская епархия упразднена, а епископы сии стали именоваться Суздальскими, Калужскими и Торусскими. Между тем остальная часть Чернигово-Брянской епархии отошла к епархии Смоленской, когда над ними утвердилось общее владычество Литвы... " . Согласно Православной энциклопедии, Суздальскую кафедру с 1464 по 1483 год занимал еп. Евфимий , ранее занимавший Черниговскую кафедру, а " встречающиеся в литературе сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными " . В 1484 году удалился от управления епархией. Год кончины неизвестен. В некоторых списках упоминается святым. Вероятно, имеет место путаница со св. Феодором, еп. Ростовским и Суздальским (+ ок. 1023), часто именуемым Феодором Суздальским. Литература Использованные материалы   На портале " Русское Православие " упоминается также его другое имя - Феофан   Архим. Макарий (Миролюбов) . " Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии " , с. 23   Е. В. Белякова, А. В. Кузьмин. " Евфимий, еп. Суздальский и Тарусский "http://Православная энциклопедия, т. 17, с. 406-408 Редакция текста от: 24.02.2019 13:46:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ФЕОДОР СУЗДАЛЬСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/6088.html

подвижничества. Он оставил жену и сыновей в доме у Ивана Дементьева, а сам начал сооружать в горе, западнее пещеры, церковь. Вскоре умерла его супруга, незадолго до кончины принявшая монашеский постриг с именем Васса (Василисса). Иоанн положил ее в могилу, выкопанную в пещере, но наутро гроб прп. Вассы обрели поверх земли. После 2-й неудачной попытки похоронить жену в земле Иоанн сделал нишу в стене пещеры и поставил гроб «наверху земли». После смерти супруги Иоанн принял монашество. В горе была устроена небольшая церковь, И. поставил рядом с пещерой 2 кельи «на столбцах». Затем он отправился в Псков просить священников Троицкого собора освятить пещерную церковь, но те не решились «ради необычнаго места» храма. Успенская ц. была освящена по благословению Новгородского и Псковского архиеп. Феофила 15 авг. 1473 г. При освящении произошло чудо: от иконы Успения Пресв. Богородицы прозрела слепая женщина. Суровая подвижническая жизнь И. «в трудах и молитвах» стала известна после его кончины. Во всех редакциях «Повести...» рассказывается, что после смерти на теле И. нашли «пансырь кольчатый», такой тесный, что «тело его все яко изваяно сквозе кольца те». Панцирь был помещен над гробом преподобного, но уже в нач. XVI в., после разорения мон-ря немцами, он исчез. Точная дата кончины И. неизвестна. Согласно «Повести...», он преставился вскоре после освящения Успенской ц. и был погребен в «Богом зданной пещере», с левой стороны. Митр. Евгений (Болховитинов) предполагал, что И. умер ок. 1474 г. ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262). В трудах митр. Филарета (Гумилевского) и архиеп. Сергия (Спасского) преставление И. отмечено ок. 1480 г. Н. И. Серебрянский предполагал, что И. скончался вскоре после 1473 г. ( Серебрянский. 1908. С. 333-334). По мнению Ю. Г. Малкова, датировать преставление И. можно 1474-1480 гг. (Летопись Псково-Печерского мон-ря. 1993. С. 93-94). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия , данному в ответ на просьбу братии и игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакима, мощи преподобных И., Марка и Вассы переложили в новые раки вместе со старыми гробами, к-рые так обветшали, что сквозь них были видны кости.

http://pravenc.ru/text/578260.html

императоров (см. подробнее в ст. Афон ). Господарь одаривал деньгами монастыри Зограф , Ватопед , Хиландар и Григория преподобного монастырь . Зограф получал также церковные книги и утварь, а для Ватопеда была построена пристань (1472) ( Andreescu. 1982. P. 653). В молдавских летописях того времени, а также в Четвероевангелии из Хумора господарь назван царем (Repertoriul monumentelor. 1958. P. 388). По мнению историков, этот титул позволял св. Стефану III утвердиться в качестве полновластного правителя своей страны, равного в правах с титулованными соседними правителями, готового укреплять границы М. к. и защищать северодунайское пространство ( Pippidi. 2001. P. 209). Царский Деисус и ктиторский портрет св. Стефана III и его семьи. Роспись ц. вмч. Георгия в с. Воронец. Ок. 1492–1493 г. Царский Деисус и ктиторский портрет св. Стефана III и его семьи. Роспись ц. вмч. Георгия в с. Воронец. Ок. 1492–1493 г. В 1473-1486 гг. св. Стефан III воевал с турками. В 1472 г., после смерти супруги Евдокии, киевской княжны из рода Олельковичей (1467), господарь женился на Марии Мангупской из византийской династии Асанов-Палеологов, что позволило создать антиосманский союз, к-рый включал пространство от юж. крепостей М. к. до Каламиты (порт крымского Мангупского княжества), далее по кавказскому побережью Чёрного м. к владениям царя Имерети Баграта II и к владениям Узун-Хасана, правителя туркманского гос. образования Ак-Коюнлу, женатого на Феодоре, сестре трапезундского имп. Иоанна IV Калояна Великого Комнина . Союз был поддержан Римским папой Сикстом IV . В 1473 г. св. Стефан III, намереваясь втянуть Валахию в антиосманскую борьбу, предпринял военные действия против вассала султана валашского господаря Раду III Красивого (чел Фрумос). Св. Стефан III сместил господаря, но и последующие господари под давлением турок неизменно переходили на их сторону. В то же время тур. султан потребовал от св. Стефана III уступить ему крепости Килия и Четатя-Албэ. Св. Стефан III перестал платить Порте дань, что привело к молдо-османской войне ( Gorovei.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473 ), преподобная Память 19 марта , 29 марта (Греч. ), в Соборах Псковских , Псково-Печерских и Эстонских святых В миру Мария, супруга священника Иоанна по прозвищу " Шестник " , у них было два сына. Он был родом из " Московския страны " и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту ) в " правоверной церкви, поставленной от пскович " во имя святителя Николая и великомученика Георгия , вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там православных. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев - католиков . Узнав о мученической кончине своего товарища Исидора, Иоанн решил удалиться в новоявленную " Богом зданную пещеру " , чтобы там, на самом рубеже с Ливонией , основать монастырь как оплот Православия . Его верная спутница, матушка Мария, последовала за ним и вместе с ним трудилась в ископании пещеры и создании пещерного храма. Вскоре Мария заболела и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене " Богом зданной пещеры " , но ночью ее гроб был " изставлен из земли невидимою Божиею силою " . Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания , вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось " на верху земли " . Тогда стало ясно, что это - знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее. Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он испросил благословления освятить ее, что произошло 15 августа 1473 года. Впоследствии Иона также упокоился в построенной им церкви и его мощи почивают в пещерах рядом с мощами преподобной Вассы и преподобного старца Марка.

http://drevo-info.ru/articles/9681.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010