1472 Другое учение – реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. 1473 Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее – отвергает своим учением о следствиях. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Прародительский грех, учит Православная Церковь , со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует. 1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения. Из мест первого рода : 1 .1. Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Да веселятся небеса, да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, да ликуют все дерева дубравные» 1469 ; «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицом Господа» 1470 : «ибо идет судить землю; Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей» 1471 . – И вообще, все эти псалмы, составляли поэтическое изложение мыслей Исаии пророка о вечном всемирном царстве Иеговы, до того переплетаются между собою буквально или близко сходными с употребляемыми у него образами и выражениями, что, – если некоторые из этих и других образов и выражений и встречаются в других древнейших или позднейших писаниях, – во всяком случае не может подлежать сомнению, что все они принадлежат одному времени и писателю и были составлены им под влиянием пророчеств Исаии и по подражанию им. Отсюда естественно следствие, что они не могли быть написаны ранее времени Исаии пророка, или точнее говоря, – ранее происхождения последней части его пророчеств (40–66 гл.), и таким образом сама собою очевидна несостоятельность мнения как тех из древних толкователей, которые, следуя раввинскому преданию, что псалмы без надписаний принадлежат писателям, названным в надписаниях предшествующих им псалмов, вместе с 90 и 91 псалмами приписывали их писателю 89-го псалма, пророку Моисею 1472 , – так равно и мнения тех, которые вместе с 70-ю приписывали их Давиду 1473 , может быть первоначально на том основании, что некоторые из образов и выражений, заимствованных по нашему мнению ближайшим образом у Исаии пророка, встречаются уже в псалмах Давида и следовательно самого Давида имели первоначальным своим источником и писателем 1474 . Последнее, впрочем, мнение заслуживает особенного внимания: так как в подтверждение достоверности его указывают на два, по видимому, прямые свидетельства самого свящ. Писания: а) на свидетельство св. Апостола Павла в посл. к Евреям, где приводятся из 94-го псалма последние четыре стиха 1475 с такого рода замечанием, что так «в Давиде Дух святой глаголет (ν Δαβδ λγων, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

20:4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души (psychos) обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет. 5 Остальные из мёртвых не ожили, пока не окончится тысяча лет. 6 Это – воскресение первое (he anastasis heprote). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Мессии, и будут царствовать с Ним тысячу лет. Вокруг вопроса, что же именно описано тут и когда именно всего этого ожидать, ведутся бесконечные дебаты. Разработанные и влиятельные концепции о «тысячелетнем царстве» создавались в различные периоды истории Церкви со второго века и до наших дней 1471 . Для нас же имеет значение то, что тут мы находим свежий и уникальный пример изменения веры в воскресение и соответствующего языка, на сей раз не внутри иудаизма, но внутри самого христианства. Это изменение, однако, не случайно. Оно стоит в одном ряду (хотя и идет дальше) с ключевым положением раннехристианской мысли, которое мы обнаружили: что «воскресение» хронологически делится надвое (вначале Иисус, потом весь его народ) 1472 . Теперь же само воскресение Иисусова народа разбивается надвое: вначале мученики, потом, позднее, все остальные. Однако в Откровении Иоанна все не так просто, и само слово «воскресение» на деле не употребляется ни для описания последующего появления всех умерших в 20:12–13, ни для конечного состояния благословенных в главах 21 и 22. Тем не менее ясно, что нечестивцы будут воздвигнуты на суд, как в нескольких соответствующих еврейских текстах и в Ин 5:28–29 ; до того момента они принадлежат «Смерти и Аиду», а также – морю (20:13), что дает интересную возможность проникнуть в представления I века, связанные с физическим и духовным «местонахождением» умерших 1473 . Нечестивцы, воздвигнутые для того, чтобы услышать свой приговор, затем брошены в огненное озеро, так же, как и сами смерть и ад (20:14–15). Море упразднено в 21:1, в тот же самый момент, как первое небо и земля уходят, дабы приготовить место новым 1474 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Первое издание Истории росс. иерархии, для того чтобы в каждой епархии Черниговской и Брянской, представить по архиерею с именем Евфимия, о черниговском говорит: «Евфимий в 1465 году, оставив епархию, отшел в Москву и там скончался», а о брянском: «Евфимий переведен в Суздаль». Во ІІ издании той Истории – о Черниговском Евфимии, – что 1465 г., оставив епархию от утеснения литовцев ,отшл в Москву и там определен в Суздаль; о брянском Евфимии – в 1465г . удалился от разорений в Москву и определен в Суздаль». Если понимать того и другого Евфимия различными лицами, то оказывается, что в одном году переведены два архиерея – и все в Суздаль. Так сбивчивы оба издания Истории иерархии! Вообще Брянскую епархию, как лишнюю, не бывалую, надобно совершенно исключить из истории иерархической. Что Брянская и Черниговская епархии была одна, представим еще новые доказательства: 1) В статье о достопамятностях Чернигова, напечатанной в Чтен. общ. истор. и древн. росс. (год 3, 1, смесь, стр. 9), сказано, что «после разорения Чернигова от татар архиереи проживали в Брянске и назывались черниговскими и брянскими по 1473 год, в который епископ Феодор переведен был в Суздаль». Ниже увидим, насколько это известие о Феодоре не основательно. 2) Сочинитель статьи, под названием «Лазарь Баранович» в Журн. Минист. Нар. Просв. за июль 1852 г., на стран. 18, говорит, что «после татарского погрома, когда Чернигов в политическом и иерархическом отношениях уступил первенство Брянску, иерархи черниговские, перестав именоваться черниговскими и рязанскими, перенесли свою кафедру в Брянск». 3) В грамоте Московского митрополита Ионы, писанной Евфимию, чтобы он не признавал митрополита Григория и твердо стоял в православии, сей иерарх титулован черниговским и брянским (Историч. акты, том I, 273). В I издании Истории росс. иерархии, в каталоге брянских архиереев сказано: Феодор святый в 1473 году переведен в Суздаль. Тоже сказано и во II издании, только Феодор не назван святым. Не имея ясных доводов о бытии сего Феодора на кафедре Черниговской, не отрицаем, ни опровергаем это; но что он переведен 1473 года в Суздаль – это совершенно несправедливо. 1) О переводе Феодора в Суздаль не упоминает ни одна из известных летописей; 2) в 1473 и следующих годах в Суздале архиерействовал тот Евфимий после Черниговско-Брянской кафедры, там святительствовавший около 20 лет, как доказано при поверке моей каталога суздальских архиереев с летописями и актами. 3) После того Евфимия в Суздале непосредственно святительствовал не Феодор, а Неофит, как доказано в той моей поверке. Нектарий и Иона

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Влад III Цепеш (1448, 1456-1462, 1476), пришедший к власти при поддержке Яноша Хуньяди и части бояр, укрепил господарскую власть, что ослабило позиции крупных бояр, поддерживавших еще 3 находившихся за рубежом претендентов на трон. Господарь консолидировал центральные политические институты, изменил гос. аппарат (отбирал гос. мужей на основе главного критерия - верности), пресек злоупотребления сановников, реформировал войско: сохранив структуру армии в целом, ввел личную гвардию, составленную из наиболее отважных и верных воинов, а также учредил отряды наемников. Укрепив власть внутри страны и урегулировав отношения с Венгерским королевством, Влад III перешел к противостоянию туркам и в течение 3 лет (1459-1461) не уплачивал дань. Султан Мехмед II Завоеватель (1444-1446, 1451-1481) решил устранить его, не прибегая к военным действиям: он прислал Владу III приглашение приехать в Джурджу для участия в переговорах с тур. сановниками. Цепеш, разгадав его план, явился с поклоном и данью и первым напал на тур. отряд (все воины были посажены на кол), после чего захватил крепость Джурджу и зимой 1461/62 г. сжег и разграбил правый берег Дуная до Зимничи, оставив, согласно одному из источников, «целый лес» посаженных на кол турок. В письме венгерскому кор. Матьяшу I Корвину (1458-1490) Влад III писал, что убил 23 809 чел., 884 были сожжены в домах (Columna lui Traian. 1883. Vol. 4. P. 35). Известия о бойне, учиненной валашским господарем, спровоцировала панику не только в Европе, но и в Стамбуле. Весной 1462 г. Мехмед II во главе большого войска, которое насчитывало от 90 до 150 тыс. чел., перешел Дунай, рассчитывая посадить на валашский престол брата Влада III - Раду III Красивого (чел Фрумоса; господарь в 1462-1473, дек. 1473 - авг. 1474, окт.-дек. 1474, янв.-июнь 1475). Валашское войско (22-30 тыс. чел.) избегало прямых столкновений на открытой местности, дав несколько изматывающих для турок сражений в избранных господарем местах, где турки не могли развернуться ввиду своей многочисленности. Наиболее значительным было ночное сражение у Тырговиште (17 июня 1462), во время к-рого Влад III во главе 7 тыс. всадников атаковал тур. стан. Местное население заранее покинуло регион и вывезло или уничтожило все добро (хлеб, скот и др.): эта тактика привела в тур. стане к голоду и затем к чуме. Однако в результате предательства бояр Влад III отступил в Трансильванию, надеясь на помощь Матьяша I. Венг. король, не желая прямого столкновения с султаном, под предлогом 3 сфальсифицированных писем, в которых Цепеша обвиняли в сговоре с турками, заключил его в темницу в Буде. В 1476 г. по просьбе господаря Молдавского княжества св. Стефана III Великого (1457-1504) Влад III был освобожден, вновь завладел господарским троном, однако через 2 месяца был убит в результате боярского заговора, организованного Басарабом III Старым (Лайотэ Басарабом; господарь в 1473, 1474, 1475-1476) и турками ( Pop. 2011. P. 87-88).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

к., кульминацией в движении за обретение независимости, в утверждении М. к. в общем контексте христ. Европы. Первый этап его правления (1457-1473) ознаменован внутренним укреплением княжества, борьбой за сохранение его самостоятельности в отношениях с Польшей и Венгрией. Второй этап (1473-1486) характеризуется отказом от уплаты дани Османской империи и противоборством с ней. Третий этап (1486-1504) - время «новой политики» М. к. после «выкупа мира» у турок путем выплаты новой дани Порте, период ориентации на систему межгосударственных политических союзов, в первую очередь с Венгрией, в целях противодействия давлению Польши и турецкой экспансии в Европу. Св. Стефан III вступил на престол 14 апр. 1457 г. при поддержке Валашского княжества и был помазан на царство митр. Молдавским Феоктистом I . До 1473 г. М. к. не могло присоединиться к общему антиосманскому фронту христианских государств Европы. Главными задачами страны, руководимой св. Стефаном III, были преодоление последствий внутренних войн, консолидация общества, развитие экономики и обороноспособности М. к. Одновременно господарь готовился к войне с османами, укрепляя свое военно-экономическое присутствие у дельты Дуная. В этот контекст вписывается завоевание им у Валахии крепости Килия (1465), что повлекло за собой ряд враждебных действий со стороны Венгрии, завершившихся походом кор. Матьяша I Хуньяди на восток от Карпат. 15 дек. 1467 г. св. Стефан III одержал у г. Бая победу над венг. войском, что подняло престиж М. к. на международной арене. Одновременно путем консолидации общества посредством религии молдавский господарь позиционировал себя как православный правитель Юго-Вост. Европы, способный одержать победу над неверными. Строительство мон-ря Путна (1466), задуманного как символическое замещение Св. Софии в К-поле, оказавшейся под властью турок, должно было продемонстрировать, что центр Православия переместился в М. к. Эта идея проводилась посредством установления тесных связей господаря с монашеским сообществом горы Афон , поддержка которого считалась одной из обязанностей визант.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Рост городов и развитие товарно-денежных отношений создали основу для объединения мелких феодальных владений в более крупные (в частности, в 1299 графство Голландия объединилось с графством Геннегау, в 1323 присоединило Зеландию). В то же время Голландия и Утрехт вступили в борьбу за фризские земли: в кон. XIII в. Юж. Фрисландия была захвачена Утрехтом, Западная и частично Центр. Фрисландия, а также область р. Амстел - Голландией, которая в нач. XIV в. заняла ведущие позиции в регионе и вышла на международную политическую арену. Опираясь на возросшее экономическое и политическое значение городов, графы Голландии, Зеландии и Гелдерна, епископы Утрехтские проводили в своих владениях политику централизации, что вызывало противодействие и внутренние конфликты (в XIV-XV вв. борьба «крючков» и «трески» в Голландии, династические конфликты в Утрехте и Гелдерне). В тот период в Голландии (1315), затем в Зеландии, Гелдерне, Оверэйсселе и Утрехте возникли сословно-представительные учреждения - т. н. собрания штатов. Позднее они превратились в провинциальные штаты - собрания представителей дворянства, духовенства и городов, во Фрисландии - также свободных крестьян. Монахи у аналоя с большой певческой книгой. Миниатюра часослова. Мастер В. Врелант. 1460–1670 гг. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, ABM h 18, Утрехт) Монахи у аналоя с большой певческой книгой. Миниатюра часослова. Мастер В. Врелант. 1460–1670 гг. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, ABM h 18, Утрехт) Во 2-й пол. XIV в. в регионе усилилось влияние Бургундского герцогства. В 1384 г. герцоги Бургундские присоединили к своим владениям Фландрию, в 1421 г.- Намюр, в 1430 г.- Брабант и Лимбург, в 1433 г.- Зеландию, Голландию и Геннегау, 1443 г.- Люксембург, 1473 г.- Гелдерн и Зютфен. Фрисландия, формально остававшаяся частью Свящ. Римской империи, но испытывавшая сильное бургундское влияние, так и не вошла в состав Бургундского гос-ва. Влияние герцогов Бургундских распространилось также и на церковные владения - Турне, Камбре, Льеж и Утрехт. Впервые после Карла Великого герцогам Бургундии удалось объединить почти всю территорию Исторических Н. в рамках одного гос-ва. Их политика в Н. заложила основы централизации, укрепила местные органы власти, упорядочила управление финансами: в 1464 г. были созданы Генеральные штаты и в 1473 г.- суд высшей инстанции. В «бургундский» период Н. превратились в один из самых богатых и процветающих европ. регионов, началось формирование ренессансной культуры.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В привилегии польского короля Яна Казимира, данной городу Нежину от 10 сентября 1639 года сказано: «В том Нижинском месте, яко и во всем княжестве черниговском духовенство русское в диоцезии и послушестве архиепископа черниговского, от Нас и сукцессоров Наших легитиме поданных быти мают» Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс. 6, 1847 статья: о Малой России, стр. 141. Остерская сторона Северии в конце XVI и в начале XVII века принадлежала польскому королю; это видно из актов Западной Рос. IV, 276, 277. Скажем здесь о неисправностях, какие вошли в новейшие сочинения о Черниговской епархии, периода Брянско-Черниговского и Смоленско-Черниговского; как то в статье о достопамятностях Чернигова, напечатанной в Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. год 3, отр. 9, сказано: «Евфимий ещ в 1465 году от притеснения татар удалился в Москву», потом на той же стр.: «с 1473 г. Черниговская епархия перестала существовать и причислена была в ведомство архиереев смоленских, под коим находилась 180 лет во время польского российского владения». Выше видели мы, что нельзя допустить года 1465 и 1473. Что касается до притеснения от татар, то в 1465 г. оного не было: с 1454 по 1464 в течении 10 лет было спокойно в польско-литовских землях, и крымские татары были 1463 года развлечены осадою в Крыму Кафы от турок. червонной или галицкой руси, соч. Зубрицкого, стран. 378–381. Правда в летописях русских как то в продолж. Нестора стр. 261 под летом 6973(1465) и прочих летописях описывается поход хана Золотой Орды Махмета на Россию, но он, дошедши до Дона, при нахождении на него татарского же царя Азигирея воротился назад и таким образом оставил русскую землю в покое, следовательно, нахождение Махмета не простиралось на Северию. Не менее ошибок допущено и в статье «Лазарь Баранович», напечатанной в жур. Минист. Народ. Просв. июль 1852 г. как то на стран. 18: «черниговские иерархи, перестав именоваться черниговскими и рязанскими, перенесли свою кафедру в Брянск; стали именоваться с 1397 по 1490 г. брянскими, потом около 1590 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

держав, экономика гос-ва была подорвана. После войны 1373-1374 гг. К. и политически и экономически ориентировался на Венецию - главного союзника и кредитора. Распятие с кор. Янусом и кор. Шарлоттой. Положение во гроб. Роспись Королевской часовни в Пирге. 1421 г. Распятие с кор. Янусом и кор. Шарлоттой. Положение во гроб. Роспись Королевской часовни в Пирге. 1421 г. Кризис Кипрского королевства усугубился после кипро-египетской войны 1426 г. В битве при Хирокитии мамлюки разбили кипрское войско, кор. Ян попал в плен. В результате К. признал себя вассалом и данником султана Египта. Участие Кипрского королевства в международных делах и в антитур. коалициях становится минимальным. Все попытки Лузиньянов вернуть Фамагусту и переломить ситуацию оказались тщетными. После войны 1426 г. начинается миграция кипрской знати и интеллектуальной элиты с острова в Европу. В условиях политической нестабильности и нарастания тур. угрозы в кипрском обществе подспудно усиливалось ощущение грядущей катастрофы. Ситуация заставляла киприотов задумываться не только о защите острова, но и о своей судьбе: в XV в. кипрские аристократы пытались создать для себя в Европе (обычно в Генуе или Венеции, но иногда и в др. европ. городах) некую «экономическую базу» и даже получить там гражданство. К концу правления династии Лузиньянов значительно сократилось количество знатных кипрских родов франк. происхождения: в XIV в. на острове насчитывалось 168 франк. семей, в 1385-1473 гг. известен 61 род, а к концу венецианского периода - только 24. В XV в. шло формирование новой знати, в т. ч. из семей сир. и греч. происхождения: Подокатаро, Биби, Гурри (Урри), Оде, Синкритико (Синкрилико). В 1464 г. Иаков II де Лузиньян (Бастард) при помощи венецианцев и благодаря политической и военной поддержке султана Египта узурпировал власть, свергнув сводную сестру Шарлотту, и отвоевал у генуэзцев Фамагусту. В 1468 г. Иаков II женился на венецианке Катерине Корнаро. В 1473 г. король неожиданно умер, оставив наследником новорожденного сына Иакова III, который скончался через год.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Половцы или команы 229 , турецкого племени, выгнав из Крыма печенегов, заняли северо-западные берега Черного моря и беспрестанно делали хищнические набеги на занимаемую ныне Днепровским и Мелитопольском уездами местность. Им приписывают днепровские курганы, т. е. насыпи, которые они делали над могилами, а на насыпях ставили статуи, называвшиеся бабами. В 1127 г. они завладели Керчью и разрушили Тмутараканское Русское удельное княжество, существовавшее до 150 лет, но в XIII в. были выгнаны из Крыма монголо-татарами. 230 Но более всех поименованных народов имели значение для Крыма генуэзцы и татары с ногайцами. Генуэзцы появились в Крыму в 1225 г. Еще ранее их венецианцы проложили себе путь к берегам Черного и Азовского морей для торговых целей и основывали свои колонии в Крыму. Предприимчивые генуэзцы, завидуя им, стали для тех же целей переходить в Крым и не раз имели с венецианцами неприязненные столкновения. 231 Чтобы упрочить свое положение в Крыму, они упросили (1266 г.) татарского хана Оран-Тимура уступить им за деньги некоторые земли с условием платить ему пошлину за ввоз и вывоз товаров и прежде всего построили на месте древнего города Феодосии свою колонию под названием Кафы или Кефы 232 , потом они завладели Судаком (1363 г.), Балаклавой (1365 г.), Керчью (около 1380 г.), Старым Крымом и другими городами, и каждому городу дали свое название: Судаку – Солдайя (Soldaya), Балаклаве – Чембалло (Cemballo, Cimbalum), Керчи – Черкио, Старому Крыму – Солкат или Соркат. – Генуэзцы имели свое войско, распространяли образование и вообще улучшали быт Крыма: строили в городах великолепные дома, магазины, склады, лавки, гостиные дворы, крепости, фонтаны, водопроводы, запруды, цистерны, колодцы и пр. 233 , самые города ограждали от набегов и грабежей неприятельских то рвами и валами, то стенами, замками и башнями. В Крыму и доселе сохранилось, хотя и в развалинах, достаточное количество памятников замечательных их трудов. 234 В некоторых, занятых ими, городах были их консулы, именно в Кафе (в 1266–1475 г.), куда присылались они из Генуи, в Солкато (1385–1414 г.), где консулы зависели от кафского консула, в Чембалло (1381–1473 г.) и в Севастополе (1354–1473 г.) 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010