Поэтому, утверждает И. Д. С., оно может быть признано наукой в широком смысле в соответствии с др. определением науки, встречающимся в «Этике»: «В соответствии с тем, как понимает науку Философ в 6-й книге «Этики» (ср.: Arist. EN. VI 4. 1139 b.- Д. С.), где она отделяется от мнения и предположения, [богословие] вполне может быть наукой, поскольку оно есть некий навык (habitus), который мы со всей определенностью называем истинным» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. Prologus. 4. 1-2//EdVat. Vol. 1. P. 145). Т. о., хотя богословие не является дедуктивной наукой, оно есть истинное знание; более того, его достоверность выше, чем достоверность прочих наук, поскольку Бог как объект богословия, открывающий нечто о Себе, придает этому открытому характер абсолютно достоверного и несомненного знания, к которому всякий человек может получить доступ через веру ( Minges. 1930. T. 1. P. 511, 514-517). В этом смысле богословие есть нечто более высокое, чем наука, а именно - мудрость (sapientia; ср.: Ioan. D. Scot. Ordinatio. Prologus. 4. 1-2//EdVat. Vol. 1. P. 146). Поскольку в основании богословия лежат положения веры, а не самоочевидные истины, богословие имеет мало общего с иными науками: оно не есть наука подчиняющая или подчиненная (анализ аргументации И. Д. С. см.: Magrini. 1952. P. 57-74), оно не может быть приобретено в результате обработки данных др. наук, его истины не могут быть предметом рационального анализа в иных науках и т. д. ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. Prologus. 4. 1-2//EdVat. Vol. 1. P. 146-149; подробнее о богословии как науке особого рода см.: Magrini. 1952; O " Connor. 1968). Иоанн Дунс Скот. 1471-1473 гг. Худож. К. Кривелли (ц. Санта Лучия в Италия) Иоанн Дунс Скот. 1471-1473 гг. Худож. К. Кривелли (ц. Санта Лучия в Италия) Одной из наиболее важных особенностей богословского знания, по учению И. Д. С., является то, что это знание имеет не теоретический, а практический характер, вслед. чего богословие он называл не теоретической, а практической наукой. Выдвигая это положение, И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Лично сноситься с Григорием приходилось им весьма редко, а большею частию они жили вдали от него, в своих епархиях, где среди своей православной паствы свободно могли содержать и исповедовать родное православие. Но теперь, когда от них потребовали обратиться к папе и подписать к нему грамоту, касавшуюся унии и наполненную такими подобострастными величаниями ему и такими унизительными пред ним просьбами, дело уже не могло обойтись без насилия совести, и неудивительно, если епископы, как и подведомое им духовенство, не захотели принести такой великой жертвы. Правда, епископы в 1473 г. подписали послание к папе, как свидетельствует грамота, но то послание могло быть составлено совсем иначе: там, может быть, только жаловались папе на притеснения латинян и просили его прекратить эти притеснения, а ни речи об унии, ни величаний папе вовсе не было. Согласился подписать грамоту лишь один епископ Смоленский Мисаил, избранный на митрополию, с двумя духовными лицами своей новой епархии, но не потому ли Мисаил и избран был на митрополию, что от него наперед взяли согласие участвовать в этом деле? Впрочем, высказывая мысль, что посольство в Рим, бывшее в 1476 г., с грамотою от митрополита Мисаила и других русских было делом не всей Западнорусской Церкви, а только некоторых лиц , мы вовсе не думаем осуждать этих лиц. Кроме желания сделать угодное королю они, очевидно, водились и другими, высшими, побуждениями. С горестью говорили они в грамоте о тех оскорблениях и обидах, какие приходилось испытывать тогда православным в Литовско-Польском государстве от латинян и их прелатов, и надеялись, что папа прекратит эти несправедливости, а выражая пред папою свою готовность принять Флорентийскую унию и прося его прислать для этого двух ученых мужей, может быть, рассчитывали, что согласие с латинянами состоится и без особенного ущерба для православия. Всего же важнее для нас здесь вопрос: какой был результат грамоты 1476 г. к папе Сиксту IV? На первую грамоту русских литовцев, посланную в 1473 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436023/

XV в. относятся Сикстинская капелла и апартаменты Борджа , ставшие впосл. главными залами для приемов Римского понтифика. Ансамбль дополнил дворец Бельведер, возведенный папой Иннокентием VIII (1490) в 700 м к северу от основных апартаментов и ставший летней резиденцией пап. Дворик Шишки с большой нишей Бельведера в Риме Дворик Шишки с большой нишей Бельведера в Риме Расцвет В. как центра искусств приходится на 1-ю пол. XVI в., когда папами Юлием II и Львом Х для украшения Ватиканского дворца и садов были приглашены лучшие итал. архитекторы и художники. Архит. Д. Браманте по поручению Юлия II перестроил сев. часть дворца, создав ренессансные лоджии вокруг дворика Сан-Дамазо, расписанные затем представителями мастерской Рафаэля и соединившие основное здание с Бельведером 2 галереями. В наст. время эти галереи соединены между собой поперечными строениями (Гран Никкьоне и Браччо Нуово) и используются как музейные залы, библиотечные и архивные хранилища. Возникший при перестройке Бельведерский дворик был разделен в 1588 г. крылом здания б-ки (в наст. время главный читальный зал), благодаря чему появился 2-й дворик - дворик Шишки (Cortile del Pigna). На территории к югу от базилики св. Петра находятся вспомогательные адм. постройки, законченные в XIX в. Здесь расположены дворец правительства, здание суда и мозаичные мастерские. Самое грандиозное сооружение этой части - построенный в 1971 г. зал аудиенций (Зал Павла VI). Большая часть Ватиканского холма в пределах совр. городских стен занята садами. Слева от совр. входа в музеи В. (северо-зап. стены) начинается Английский сад с оранжереями цитрусовых деревьев. Здесь же сохранились остатки стен, возведенных при папе Льве IV, в одной из башен к-рых размещается Ватиканская обсерватория. Между древними стенами и Ватиканским дворцом находится фонтан (Fontana del Santissimo Sacramento), выполненный в форме дароносицы. Наиболее заметная постройка этой части сада - домик папы Пия IV, возведенный архит. П. Лигорио в 1560 г.: фасад виллы украшен мозаикой, над декором залов работали художники-маньеристы Ф. Бароччи и Т. Цуккаро. Сикстинская капелла. 1473–1481 гг. Фрагмент росписи Сикстинская капелла. 1473–1481 гг. Фрагмент росписи Сикстинская капелла. Общий вид интерьера Ватиканский дворец - наиболее значительное сооружение В., представляющее собой нерегулярный квартал построек (парадных залов, капелл, лоджий), различных по стилю и времени сооружения (XIII-XIX вв.), где содержатся шедевры монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Лат. термин catena по отношению к сборникам толкований Свящ. Писания был введен в XV в. Первый издатель комментария Фомы Аквинского на Четвероевангелие (ed. princeps: Thomas de Aquino. Catena aurea... super quatuor Evangelistas. Augsburgi, 1473-1474. 2 t.) назвал издаваемый текст catena aurea (золотая цепь). Фома Аквинский рассматривал свое произведение как expositio continua (непрерывное изложение), однако его комментарий имеет форму катены, в к-рой резюмированы толкования многих отцов Церкви с указанием источников. Еще раньше, во 2-й пол. XIV в., термин catena aurea употребляется в рукописи Erfurt. Amplon. F. 371. (Fol. 1) применительно к философско-богословскому сб. вопросоответов «Сатепа aurea entium» доминиканца Генриха Херфордского († 1370): «Item septimus et octavus libri (Henrici) Hervordianis de cathena aurea et est cathena aurea secundum Homerum et Platonem, ut ait Macrobius habitudo encium [sic!] omnium» (Далее [следует] седьмая и восьмая книга (Генриха) Херфордского из золотой цепи, а золотая цепь, согласно Гомеру и Платону, есть, как говорит Макробий, связанность всего сущего) ( Schum W. Beschreibendes Verzeichnis der Amplonianischen Handschriften-Sammlung zu Erfurt. B., 1887. S. 258). Не исключено, т. о., что первоначальное употребление термина «золотая цепь» у Гомера ( Homer. Iliad. VII 19-27) и его философское переосмысление у Прокла ( Procl. In Tim. I 262. 23-24; I 314. 17; II 24. 29; II 112. 5), у Макробия ( Macrob. Saturn. I 14, 15) и у средневек. комментаторов были перенесены на сборники толкований Свящ. Писания. Широкое распространение термин catena получает в XVI в., когда появляются первые издания греч. К. и их лат. переводы. Сатепа aurea помимо комментария Фомы Аквинского была названа лишь одна компиляция экзегетического содержания - «Золотая цепь на Псалмы», составленная приором ордена картузианцев Франсуа дю Пюи и изданная в 1510 г. в Париже ( Du Puy F. Cathena aurea super Psalmos.../A spectatissimo viro... domino Francisco de Puteo... edita. Parisiis, 1510). В рукописной традиции для обозначения греч., лат. и вост. К. используется особая терминология (см. ниже). Там, где таковой нет, К. обычно называются просто комментарием или толкованием. История изучения

http://pravenc.ru/text/катены.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения М.В. Ломоносова Портал «Богослов.Ru» публикует доклад преподавателя МДА, к.б. священника Олега Мумрикова, представленный на юбилейной конференции «Целостное мировоззрение ученого-христианина: вызовы современной эпохи и пути их преодоления: к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711–1765)», проходившей в Московской духовной академии 1–2 декабря 2011 г. Статья В конце 1756 - начале марта 1757 г., возможно, из-под пера М.В. Ломоносова появляется широко известный «Гимн бороде» , давший повод советским исследователям творчества нашего великого соотечественника утверждать наличие ярко выраженных материалистических и антиклирикальных тенденций во взглядах «отца московского университета». В контексте актуальнейшей для настоящего времени проблемы - целостности мировоззрения ученого-христианина - данный вопрос представляет особый интерес. Что же побудило великого естествоиспытателя и гимнографа – непревзайденнейшего переложителя библейских псалмов на язык зарождающейся русской поэзии вдруг создать едкую сатиру, воспринятую высшим духовенством именно как «соблазнительный и ругательный пасквиль» ? Ключом к решению этой проблемы, очевидно, являются следующие строки самого сатирического стихотворения, в которых присутствует явная аллюзия на острые дискуссии вокруг гипотезы бытия множества обитаемых миров : «Если правда, что планеты Нашему подобны светы, Конче в оных мудрецы И всех пуще там жрецы Уверяют бородою, Что нас нет здесь головою. Скажет кто: мы вправды тут, В струбе там того сожгут». Вопрос о множественности миров для XVII-XVIII в. не только в России, но и в Европе являлся одним из злободневных - гипотеза существования на некоторых дальних планетах жизни, в том числе и разумной, становится все более популярной. Идея бытия внеземных цивилизаций родилась в Новое время в связи с появлением гелиоцентрической системы мира Н. Коперника (1473 - 1543)и изобретением телескопа Г. Галилеем (1564-1642). Когда на Луне были обнаружены горы и долины, стали высказываться предположения о существовании «лунных аборигенов - «селенитов» - по вполне справедливой аналогии с тем, как в ходе географических открытий той эпохи на многих удаленных островах в океанах обнаруживались аборигены, соответственно, легко было бы предположить, что люди живут повсюду, в том числе на Луне и других планетах.

http://bogoslov.ru/article/2288128

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава V. Житие Федора Ярославского Научное изучение Жития скончавшегося в 1299 г. князя Федора Ростиславича, Смоленского и Ярославского, было начато по существу трудами В. О. Ключевского . Историк выделил следующие виды агиографических сочинений о Федоре Черном: 1) Проложное житие (составленное, по мнению Ключевского, вскоре после смерти Ярославского князя и во всяком случае еще до обретения его мощей в 1463 г.); 2) Статья об обретении мощей князя в 1463 г. и о последующих чудесах (в двух видах: кратком – Троиц., 466 и полном – Вол., 490); 3) Редакция иеромонаха Антония, возникшая, как предполагал Ключевский, между 1471 и 1473 гг.; 4) Редакция Андрея Юрьева, известная историку по единственному списку начала XVI в.; 5) Редакция XVII в., составленная в связи с перенесением мощей в 1658 г. Всего Ключевский указал 8 списков произведений о Федоре Ярославском 482 . Н. Барсуков основывался на классификации Ключевского, но число списков увеличил до пятидесяти 483 , хотя во многих случаях шифры рукописей им вовсе не указаны, другие нуждаются в уточнении по современным каталогам. Наиболее обстоятельное исследование литературной истории Жития князя Федора принадлежит Н. И. Серебрянскому. В Приложении к его работе опубликованы сведения о 39 просмотренных списках, но в тексте и примечаниях имеются указания еще и на дополнительные списки Пролога 484 . По предположению Серебрянского, древнейшим памятником письменности, посвященным Федору Ярославскому, является рассказ о последних днях жизни князя (указан список XVI в. – Соф., 1329). Такой рассказ мог быть сочинен либо в год смерти князя, либо в первые годы XIV в. В том же XIV в., по мнению Серебрянского, было составлено Проложное житие Федора, в котором рассказ о последних днях жизни Федора был дополнен биографической справкой о князе. Проложное житие послужило основой для подробных житий в редакциях: Андрея Юрьева, иеромонаха Антония, Минейной. Андрей Юрьев работал предположительно вскоре после открытия мощей (1463 г.) и во всяком случае не позже начала XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В церковном архиве метрические книги хранятся с 1791, а исповедные списки прихожан с 1840 года. В состав прихода входят следующие селения: Подгай, Прилучки, Лецковщина, Кохановщина, Слободка, Максимилия, Василевщина, Тимошки, Волчкевичи и Черкасы. Прихожан числится мужского пола 604, женского — 657 душ, большинство из них крестьянского сословия и все занимаются только хлебопашеством. Построена в 1863-1865 годах из кирпича. В 1930-е годы приспособлена под клуб. Восстановлена в конце XX века. Памятник архитектуры позднего классицизма с чертами ретроспективно-русского стиля. Решена прямоугольным в плане объемом под двускатной крышей (первоначальное покрытие не сохранилось). Фасады по центру выделены ризалитами, расчленены прямоугольными оконными проемами в арочных плинтусах и пилястрами в простенках. А.М. Кулагин (редакционный совет: Т.П. Пашков, Л.В. Календа) «Православные храмы Беларуси: Энциклопедический справочник». — Минск: «Белорусская Энциклопедия», 2007 г. В 1473 г. Прилуки в Менском повете на реце Пчичи» после смерти князя Евлашка Телятины, хозяина этого села, пожалованы были писарю Васку Любичу. Об этом говорится в Литовской метрике, и, возможно, это наиболее раннее из сохранившихся документальное упоминание о Прилуках. С конца XV по начало XX века сменилось более четырех десятков владельцев Прилук (здесь следует иметь в виду, что не редкостью были случаи единовременного владения селом сразу несколькими персонами-землевладельцами). Село располагалось при «почтовой дороге изъ Минска въ Несвижъ». В свое время дорога эта была упразднена, но не исчезла бесследно: и по сей день сохранился (впрочем, в значительно измененном виде) заезжий дом. В нем, в 16 верстах от города, находилась первая по дороге из Минска почтовая станция. Заезжий дом был «с одной стороны двухэтажный, каменный, оштукатурен и побелен. Крытый гонтою, с большой конюшней и обознею, распивочною и 8 комнатами для проезжающих, с крашеными полами, окошками и дверями» (здесь и далее, цитируя исторические документы, мы по возможности сохраняем оригинальную орфографию и пунктуацию - ред.). Обращает на себя внимание информация о распивочной, и вот почему: в не очень-то крупном населенном пункте в десятках метров друг от друга было еще две (!) корчмы. «Съ древнихъ временъ до XVII века въ Прилукахъ существовали две церкви: Успенская – на Германовской горе и Св. Троицкая».

http://sobory.ru/article/?object=11481

Иван III топчет послание хана Ахмата. Картина А.Кившенко, XIX в Присоединение удельных княжеств позволило московскому великому князю сосредоточить в своих руках соединенную мощь этих областей. Московский князь Иван III (1462–1505) стал «государем и самодержцем», «великим князем всея Руси». Раньше это звание было только титулом, теперь оно получило реальное государственно-политическое значение: Иван III правил de facto и de jure. Территориальное объединение Руси под властью московского великого князя было значимо не только для Русской земли: последствия этого объединения имели международный характер. Московское великое княжество получило теперь общие границы с другими государствами. Некогда маленькое княжество, укрытое в лесах междуречья Оки и Волги, в течение нескольких десятилетий оказалось втянутым в сложные сплетения мировой политики. Это было совершенно новым явлением не только для московского правительства, но и для мыслящих москвичей. Лишь одно обстоятельство набрасывало тень на политический блеск выросшего государства — татарское иго, которое de facto, конечно, не очень ощущалось в Москве, но de jure еще сохранялось. Впрочем, в 1480 г. была стерта и эта тень: Русь сбросила с себя иго, тяготевшее над ней два с половиной столетия (1238–1480). 2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века Эти события, естественно, наложили свой отпечаток на жизнь людей той эпохи. Нельзя забывать, что в процессе собирания Русской земли церковная иерархия играла очень важную роль. Русские митрополиты, главным образом Феогност (1328–1353), Петр (1308–1325), Алексий (1354–1378), Геронтий (1473–1489), всегда очень ревностно поддерживали политику «собирателей Русской земли». В этой политике церковной иерархии содержались уже предпосылки для формирования таких отношений между государством и Церковью, которые соответствовали представлениям Иосифа Волоцкого и его сторонников. Монахи участвовали в проведении подобной политики и раньше, до Иосифа Волоцкого.

http://pravoslavie.ru/14959.html

Нейштет, 16 века писатель Лифляндской Хроники, говорит, что у Лифляндцев в 12 веке ходили монетою бельи ушки с серебряными гвоздиками в них. А Монах Рубруквис, проезжавший через Россию к Татарскому Хану в половине 13 века, описывает вместо монеты ходившие и тогда у нас клейменные красками кожаные лоскутки. Но для дробного разделения и серебряных гривен были в ходу рубли и полтины из брускового литого серебра 18 . Наконец в 1409 году, как сказано во Псковской Летописи, Псковичи оставили торги кунами (клеймеными) и ввели иностранные пенязи или пфеннинги. Для мелочной между собою монеты продолжали ещё употреблять куньи мордки. Около того же времени и Новгородцы пустили у себя в обращение вместо кун клейменных артуги Немецкие и Литовские гроши; а для мелочного размена оставили только бельи лобки. Но в 1420 году начали чеканить свою серебряную мелкую монету; а им следуя и Псковичи в 1424 году тоже у себя определили на Вече; торговлю же мордками отменили, и с тех пор уже не гривнами, но одними рублями и полтинами считали деньги не только свои, но иностранные. Таким образом когда в 1473 году невеста Великого Князя Ивана Васильевича, Греческая Княжна София проезжала через Псков, то во Псковской Летописи сказано, что Псковичи поднесли ей в подарок 50 рублей пенязями т.е. Немецкими пфенингами. Новгородская и Псковская серебряная монета величиною была одинаковая в нынешний сребряный гривенник. Клеймо их в разные времена было различное. Те и другие дошли до наших времен, а потому с точностью могут быть описаны. Псковской древней серебряной монеты доныне известно только пять клейм. На первых трех с одной стороны грудное изображение Князя в большой на голове Княжеской Короне; в правой руке у него меч приклоненный к плечу; а левая приложена к груди. Герберштейн не рассмотревши сего, правда грубого изображения, назвал оное бычачьею головою. Но удивительно, что и наш Татищев, по нем Миллер и за ним другие, конечно не видавшие сих монет, туже ошибку повторяли. Монеты сии может всякий любопытствующий видеть и о справедливости увериться в Минц-ка6инете Московского Общества Истории и Древностей Российских, в Кунст-камере С.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Философское утверждение о положении Земли как рядовой планеты и Солнца как заурядной звезды – одной из бесконечного множества во Вселенной – получило наименование в память о великом астрономе Николае Копернике (1473–1543) и вошло в историю науки как принцип Коперника, хотя сам Коперник подобных предположений никогда не выдвигал.  Многочисленные сюжеты, связанные с гипотезой существования внеземных цивилизаций – сообществ разумных существ, которые могут возникать и существовать вне Земли, – многократно затрагивались в научно-фантастических книгах и фильмах, а особенно остро вопрос о поиске и даже контакте с их представителями встал во второй половине XX в. в связи с выходом человечества в космос. Возможность космических полетов не только внутри Солнечной систе­мы, но и потенциально за ее пределами открыла широкое поле для дискуссий о реальности предположений, высказанных философами и фантастами. В 1960-х гг. появляются первые международные программы, ставящие своей целью поиск и контакт с внеземными циви­лизациями — SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence – поиск внеземных цивилизаций), CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence — связь с внеземным разумом) и METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence — послания внеземным цивилизациям). Связь (communication) предполагает вступление в Цивилизационный контакт, в то время как Поиск (SETI) и Передача (METI) – два взаимосвязанных процесса в попытках установления контакта. В 1972 и 1973 гг. в рамках американской программы исследования межпланетного пространства были запущены беспилотные космические аппараты НАСА «Пионер-10» и «Пионер-11», предназначенные для изучения Юпитера и Сатурна. Кроме научной аппаратуры оба имели на борту специальные пластинки размером 229х152 мм из анодированного золотом алюминия с символьной информацией о человеке, планете Земля, а также ее точном местоположении. Послания, адресованные гипотетическим инопланетянам, представляют собой изображения мужчины и женщины, а также самого корабля «Пионер» в едином масштабе. Слева от картинок изображены Солнце, лучами показано расположение и расстояния до центра Галактики и 14 ближайших пульсаров (нейтронных звезд) — космических источников радио-, оптического, рентгеновского и гамма- излучений, приходящих на Землю в виде периодических всплесков-импульсов. Внизу пластины схематично отображена Солнечная система с траекторией движения «Пионера» начиная с планеты Земля, вверху показаны два основных состояния атома водорода.

http://bogoslov.ru/article/1671247

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010