Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иосифе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче Ангелов. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой «Избавительница», глас 4 Яко пресветлая звезда,/просия Божественными чудесы/святый образ Твой Избавительнице,/лучами благодати и милосердия Твоего/озарив в нощи скорбей сущих./Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/избавление от бед,/исцеление недугов душевных и телесных,/спасение и велию милость. Ин тропарь, глас тойже Избавление Присносящая всем,/от сердца Тебе призывающим,/принеси избавление скорое и нам,/в лютых бедах погибающим/и в Тебе Единой избавление наше по Бозе полагающим. Кондак, глас 8 Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже,/бедствовавший с верою притекше,/заступлением Твоим избавитися от злых,/но яко Матерь Христа Бога,/и нас свободи от лютых обстояний,/временных и вечных, да зовем Ти:/радуйся, Избавительнице наша от всех бед. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 5/18 Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652). Мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Преставление святителя Филиппа Первого, митрополита Московского (1473). Тропарь святителю Иову, первому патриарху Московскому и всея Руси, глас 3 Да торжествует Церковь Христова/и да радуется град Москва,/яко возсия светильник земли Российския,/во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/егоже молитвами, Господи,/вся соблазны мира сего и ереси искорени,/люди во благочестии настави/и утверди в Православии. Ин тропарь, глас 5 Православия поборниче,/веры Христовы исповедник был еси,/первоиерарше Церкве Русския,/святителю отче Иове,/за ны Христа Бога моли:/веру отеческую утвердити,/грехов оставление нам даровати/и подати миру велию милость. Кондак, глас 7 В годину лютых искушений/многострадальному Иову подобяся,/обратив паству к покаянию,/терпеливе Иове святителю,/моли и нам за вся благодарити Господа/и всегда воздавати славу Богови.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ареопагит с великою похвалою отзывается об апостоле Карпе. Так например, в послании к монаху Демофилу он говорит о Карпе: «Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к боговидениям». святого апостола Карпа последовала в к. 1 в. < >< back) > Страдание святых мучеников Феодоры и Дидима управлял восточною половиною римской империи с 284 г. по 305 г. управлял западною половиною римской империи с 284 г. по 305 г. знаменитый город, основанный Александром Великим ок. 333 г. в Египте на берегу Средиземного моря; славился до Р. Хр. как центр науки и торговли; с нач. 4-го века стал одним из важнейших центров христианской жизни и резиденцией патриарха. разумеется св. первомученица Фекла (см. житие ее под 24 сентября). святых мучеников Феодоры и Дидима последовала в 303 г. или 304 г. Память святого священномученика Ферапонта Сардис или Сард находился в малоазийской области Лидии; в древности был столицею лидийского царства и славился своим богатством. Здесь было много христиан уже во времена Апостолов. О сардийской церкви упоминается в Апокалипсисе (Апок.1:11;3:1–4). область. кончины святого Ферапонта неизвестно. Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, Киевских и всея России чудотворцев разумеется великий князь Иоанн Bacuльebuч III, княживший в Москве с 1462 до 1505 года. был митрополит Фuлunn I, занимавший московскую кафедру при великом князе Uoahhe III с 1465 до 1473 года. святой митрополит Петр, который в 1325 году из Владимира переселился в Москву и по настоянию которого был построен первый каменный храм Успения Божией Матери московским князем Иоанном Калитою. Память преподобного отца нашего Ферапонта, Белозерского чудотворца Ламский, иначе называвшийся просто Волоком, нынешний уездный город московской губернии Волоколамск, основан был новгородскими колонистами на реке Городенке, притоке Ламы, и существовал еще в 1135 году. В древности этот город был очень обширным и многолюдным, а теперь это — незначительный городок с 1000 человек населения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В. Псково-Печерский монастырь Печерский монастырь основан в 70-х годах XV в. Первым основателем его был препод. Иона (ок. 1470 г.); в 1472 г. явилась здесь икона Успения Богоматери, а в 1473 г. освящена первая пещерная церковь , ископанная препод. Ионою. Вскоре устроена была и деревянная церковь на горе. Первая каменная церковь Благовещенская устроена при игумене Корнилии в 1541 г. Весь монастырь в XVI в. вырос и окреп. Средства монастыря получались от доброхотных пожертвований, в числе которых известны денежные и вещевые вклады царя Иоанна Васильевича Грозного, именитых древних родов – Романовых, Оболенских, Долгоруковых, Гагариных, Годуновых, Шереметевых и др.; также – воевод, дворян, дьяков и детей боярских. В настоящее время это – первоклассный монастырь, на Лифляндской границе в 43 верстах от Пскова. Число сохранившихся здесь древностей очень значительно: по-видимому, это наиболее цельное и ценное из всех археологических собраний Псковской епархии. Большая часть предметов старины относится к XVI–XVII вв.; небольшая часть к XVIII в. Со стороны их основного характера и назначения, все они разделяются на две группы: большую группу составляют предметы церковного назначения: кресты напрестольные и наперсные, евхаристические и другие сосуды, церковные одежды, плащаницы и т.п.; меньшую – предметы домашнего быта: дорожный столовый прибор царя Ивана Грозного, ковши, кружки, чарки, братины, кубки, золотые серьги, по преданию, царицы Анастасии Романовны, золотой перстень ее же, охотничьи принадлежности: пороховница, нюрембергская труба, кошелек царя Иоанна Грозного и др. На таблице XII представлена смешанная группа предметов различного назначены: кресты напрестольные (1–2), потиры (3–7), дарохранительница (8), водосвятные чаши (9–10), блюдо (11), ладонница (12) и серебряный горшок (13). Важнейшие из них для ясности выделены в особые группы, помещенные на следующих двух таблицах (XIII–XIV), а потому – с них и начнем наш обзор. Табл. XII. Ризница Псково-Печерского монастыря; смешанная группа Потиры, кресты и другие предметы церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В произведении можно проследить влияние александрийской школы — особенно Филона Александрийского и Оригена – на некоторые экзегетические приемы свт. Амвросия 1471 . Эта тенденция находит выражение и в трехуровневом прочтении библейского текста: буквальный, моральный (нравственный) и мистический 1472 . Термин moralis используется Амвросием для обозначения нравственного смысла и сопоставляется с термином mysticus 1473 . Как отмечает французский патролог Ж. Даниелу 1474 , типология Иосиф — Христос не была свойственна александрийской школе, Ориген лишь упоминает об этом (hom. in Ex. 1.4), в то же время такая типология встречается уже у Мелитона Сардийского (hom, pasch.) и у западных авторов: Иринея Лионского (adu. haer.) и Тертуллиана (adu. Marc.), об этом пишет св. Ипполит Римский в своем сочинении «De benedictionibus Isaaci et Iacobi». Будет правильным отметить и влияние на свт. Амвросия его старшего современника: Астерия Софиста 1475 , ритора из Каппадокии (ум. ок. 341 г.). От Астерия Софиста сохранились гомилии и комментарии на псалмы, в которых, в частности в комментарии на псалом 5 (hom. 6), проводятся параллели между Иосифом и Спасителем: Иосиф был прекрасен ликом и о Христе пророк говорит, что Он прекраснее всех сынов человеческих; как братья клеветали на Иосифа, так и иудеи клеветали на Христа: одного продали измаилитам, Другого израилитам; Иосифа раздели братья, с Христа сняли одежду воины. Трактат открывается подробным описанием нравственных черт патриарха (1. 1–4), далее святитель говорит о родительской любви (2. 5–6), переходя к типологическому толкованию в рассказе о снах Иосифа (2. 7–8). Прообразом новозаветных событий служат и сны Иосифа, и то, что его отец Иаков послал Иосифа к братьям (3. 9–13), и продажа его братьями (3. 14–18), и продажа Иосифа Потифару (4. 19–21), и преследование его женой Потифара (5. 22–25), лживое обвинение, по которому он был брошен в темницу (5. 26 — 6. 28), встреча там двух евнухов и толкование их снов (6. 29), святитель напоминает об «истинном 1476 Толкователе не сна, а истины» (6. 31). Свое повествование свт. Амвросий прерывает рассуждением о мимолетности земной власти («всякая мирская власть — сон») и напоминанием о недавних событиях: казни евнуха Каллигона 1477 (6. 30) и голоде в Италии (6. 33, 7. 38), сравнивая его с голодом, который предвещал Бог во сне фараону, а Каллигона с ветхозаветными злодеями: Доиком и Аманом (6. 35).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Сохранилась духовная грамота И. (РФА. Вып. 3. С. 640-646. Прил. 6; Абеленцева. 2009. С. 379-384, 29). Вероятно, она была составлена за неск. лет до кончины митрополита - ок. 1453-1454 гг. В духовной грамоте не упоминается завоевание К-поля турками, о последнем имп. Византии Константине XI, погибшем во время штурма города в мае 1453 г., говорится как о недавно вступившем на престол. В пользу ранней датировки документа свидетельствует также благословение святителя, данное в конце грамоты можайскому кн. Ивану Андреевичу, который бежал в Литву в 1454 г., и серпуховскому кн. Василию Ярославичу, арестованному вел. кн. Василием II в 1456 г. Однако в конце грамоты И. отмечает, что, сосчитав «лета своя, отнели в митрополиты поставлен бых», он обнаружил, что «третье на десять лето течет». Если это не повторение фразы из духовной митр. Киприана , взятой за основу для духовной И., то необходимо заключить, что духовная в окончательном виде составлялась незадолго до смерти святителя. В завещании объясняются причины избрания святителя Собором рус. епископов в 1448 г.: воля вел. кн. Василия II, его матери и «благоверных князей рускых», вынужденность («за нужу, не токмо ради раздирания церковнаго и възничущих ересей, но и за долготу пути»), уклонение патриарха и императора в «мятеж» в связи с принятием Флорентийской унии, несогласие с «богомерьским учением окааного и злоименитаго Исидора». Почитание 29 мая 1472 г., во время работ по возведению в Москве нового Успенского собора, состоялось обретение нетленных мощей И., от к-рых исходило благоухание. Вскоре от них произошло 2 исцеления: 6-летнего сына священника и Селивана Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи И. были положены в раку и помещены «близ северных врат церковных» строящегося собора, а вел. кнг. Мария Ярославна заказала Пахомию Логофету канон на обретение мощей. В Московском великокняжеском своде кон. XV в. избавление Руси от нашествия хана Ахмата летом 1472 г. было осмыслено в т. ч. как заступничество И., названного среди «святых чюдотворцев русскых, преосвященных митрополит» (ПСРЛ. Т. 25. С. 298). 15 авг. 1473 г. зафиксировано 3-е чудо от мощей святителя - исцеление 18-летнего юноши из Переславля Рязанского (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 216-217). Запись чудес И., вероятно, велась при митрополичьей кафедре, и уже в нач. XVI в. был составлен текст, содержавший отдельные эпизоды (о дочери вел. князя Анне, о смерти хулящего чудо, о Василии Кутузе, о слуге-обманщике) и в 20-30-х гг. XVI в. вошедший в Сводную кормчую митр. Даниила ( Белякова. 1992. С. 171-178). Высоко ценил И. прп. Иосиф Волоцкий, что нашло отражение в его посланиях.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Н. Б. м. являлся митрополичьим, а затем патриаршим домовым монастырем. Нет сведений, когда и как обитель получила такой статус. Чаще всего в историографии переход Н. Б. м. в число домовых связывают с его восстановлением митр. Алексием в 1370 г. ( Будовниц. 1966. С. 97-98; Филатов. Нижегородский край. 1994. С. 37; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 410). Но легендарный характер рассказа о создании митр. Алексием монашеского общежития в Н. Новгороде делает такое мнение необоснованным. Также не имеет прямого подтверждения в источниках и версия о том, что еще в XIII в. мон-рь имел статус, «похожий» на положение домовой митрополичьей обители ( Сочнев Ю. В. Об основании Н. Новгорода и землевладении владимирского Успенского собора//Исследования по истории России. Н. Новг., 1996. С. 24). С. Б. Веселовский считал, что Н. Б. м. приписан к митрополичьему дому после 1446 г., при митр. Московском свт. Ионе. Он ссылался на жалованную грамоту вел. кн. Дмитрия Шемяки архим. Малахии от 14 марта 1446 г., в к-рой не говорится об обители как о домовой митрополичьей. Из жалованной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны, данной тому же настоятелю, следует, что Малахия был архимандритом не только в Н. Б. м., но и в «извечном митрополичьем» владимирском Константино-Еленинском мон-ре. Грамоту кнг. Софии Витовтовны, умершей в 1453 г., исследователь датирует временем после 14 марта 1446 г. Т. о., по Веселовскому, мон-рь стал митрополичьим между 1446 и 1453 гг., а ок. 1473 г. царь Иоанн III Васильевич подтвердил жалованной грамотой присоединение этого мон-ря к митрополичьим владениям. Л. В. Черепнин повторил доводы Веселовского, уточнив, что объединение управления мон-рей происходило на началах зависимости Благовещенского от Константино-Еленинского, а сам факт «приписки» диктовался политическими соображениями ( Веселовский. 1947. С. 376; Черепнин. 1951. С. 191). После учреждения Патриаршества в 1589 г. Н. Б. м. перешел к Патриаршей области и стал называться домовым Патриаршего дома монастырем. За Патриаршим домом мон-рь оставался и после 1672 г., т. е. после учреждения Нижегородской епархии, перешедшей от управления патриархов к управлению местных архиереев. После учреждения в 1721 г. Синода обитель подчинялась ему и до введения в 1764 г. монастырских штатов именовалась синодальным домовым монастырем. С 1764 г. мон-рь стал епархиальным.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы (1403/1405 – 1472/1473 гг.) – первый константинопольский патриарх после падения Византии (под конец жизни отрекся от патриаршетва и окончил свои дни в монастыре). Был крупным государственным… далее» (приб. 400 – 474 гг.) — монах, аскет, мистик. Диадох — епископ Фотики древнего Эпира. О нем мы знаем только то, что епископом он был в… далее» (ок. 347 – 419/420 гг.) – монах, священник, библеист, экзегет, переводчик Писания (Вульгата – перевод, используемый Римской Церковью – творение Иеронима, которой занимался им 11 лет)…. далее» (ок. 675 – ок. 753 гг.) – сановник при дворе халифа, монах, прекрасный богослов, философ, поэт. Иоанн Дамаскин происходил из арабской знати (нам известно его арабское… далее» (? 7 в.)  – О Иоанне Карпафийском на ничего неизвестно. Однако он один из авторов Добротолюбия. Иоанн Карпафийский описывал путь монаха  от состояния раба Божьего, движимого страхом, —  к… далее» (ок. 360 – ок. 435 гг.) — аскетический писатель, богослов, один из основателей западного монашества: «духовную программу» Иоанна Кассиана выполнил Бенедикт Нурсийский. Ученик Иоанна Златоуста. Род…. далее» (550 – 619 гг.) — Иоанн Мосх родился предположительно в Дамаске. Жил с монахами в монастыре святого Феодосия (ныне Deir Dosi) в Иерусалиме, Иорданской пустыне и,… далее» (ум. 595 г.) — Иоанн IV Постник, константинопольский патриарх, канонист. Своё прозвище получил, потому что был одним из тех  редких епископов, кто сумел совместить своё служение с… далее» Родился и получил воспитание на Сицилии, затем вступил в Солунский монастырь, где погрузился в самый строгий аскетизм. Посвящённый в пресвитеры, он переселился в Константинополь. Император Византии… далее» (7 в.) — сириец, родом из Катара, короткое время был епископом Ниневии, великий духовный наставник. Исаак Сирин пробыл епископом всего пять месецев, причем есть характерный рассказ… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Величание Величаем тя,/святителю отче Кирилле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 19/1 Мучеников Хрисанфа и Дарии и иже с ними (283). Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103). Тропарь мученикам Хрисанфу и Дарии, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Ин тропарь, глас 1 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Кондак, глас 8 Светильницы светлии явльшеся... (общий мученикам). Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Хрисанфо и Дарие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Иннокентию Комельскому, Вологодскому, глас 4 От юности своея весь Богови поработился еси, блаженне./Того ради любве отечество и род оставил еси/и, в пустыню вселився,/в ней жестоко житие показал еси,/и чудес дарования от Господа приял еси,/преподобне Иннокентие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 3 От юности сосуд избранен был еси/и в житии Богу послужил еси,/иноков наставниче Иннокентие,/потщался еси хуждшее покорити лучшему,/темже и страсти умертвив,/возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/в Бозе Емуже предстоиши,/моли, отче, Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Отечества, преподобне, удалився/и вселився в пустыню,/тамо жестоко житие показал еси, и многих людей житием своим удивил еси;/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, преподобне Иннокентие отче наш. Ин кондак, глас 8 Мира и сродник удалився,/в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси,/и в подвизе жития, отче, просиял еси,/поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/радуйся, Иннокентие преподобие. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово 15. О том, чтобы не любить мир О мужи, которые ради любви Христовой оставили родителей, детей, братьев и все в этом мире почли за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп. 3:8 ), не будем искать здешней славы, не будем трудиться ради заботы о плоти, не временное и тленное возлюбим, не зароем в землю талант ( Мф. 25:18 ), не будем искать отечество здешнее, но будем искать грядущее, посмотрим на ненавистников мира и увидим, как у них все мысли витают в вечных обителях, скитаются [они] в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ( Евр. 11:37 ), чтобы насладиться вожделенным Творцом мира. [Col. 1473] Поэтому мы, взирая на чудесных мужей, последуем по их стопам к тому, чтобы ничего другого не видеть, ни славу человеческую, ни все, что есть в веке сем, чтобы сподобиться воспринять с ними уготованные любящим Бога ( 1Кор. 2:9 ) блага. Бежим же, братия, от мира и того, что в мире, ибо весь мир лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ), как изрекло Божественное слово. Потому что душа, не отложившая мирских забот, ни Бога не возлюбит искренне, ни диаволом не возгнушается достойно, так как тяжкой завесой имеет мирские заботы. Если же обретем навык ненавидеть красоты, которые в мире, то сможем земное стремление души сочетать с разумным ее настроем, потому что общение Святого Духа будет уготовлять это для нас. «Ибо если обитаем на чужбине, и град наш далеко отстоит от здешнего града, и знаем град наш, в котором собираемся жить, то зачем тогда в чужом готовим себе поля, строения и жилища? Напрасные и дорогие приготовления!» 33 Посему ясно, что готовящий все это в чужом граде не собирается возвращаться в свой град, то есть в выш ний Иерусалим ( Гал. 4:26 ). Сей помысел людей безумен, двоедушен и несчастен, ибо не разумеет, что все это чужое и под властью чуждого, то есть начальника века сего ( 1Кор. 2:6 ). Посему мы не должны, словно находясь на чужбине, приготовлять себе больше, чем для довольствования достаточным 34 . Итак, любящие Господа и всегда имеющие Его в сердце в заповедях Его веруют и ожидают [Его].

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Этот догмат, ясный для древнейших поколений 1473 , совершенно почти утрачен в передней Азии и Египте, затемненный и помраченный символизмом астрономических культов и фетишизмом натуралистических культов; и в высших интеллигентных классах забытый, в погоне за исканием теозофических и каббалистических знаний, (о которых упоминает и Апостол Павел в Кол. 2:18–23 ), и в преступном изучении магии, которая в сущности была возвратом к древнему культу духов и к шаманству 1474 . См. след. стих: 25 . Который сделал ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назадь, и знание их делает глупостью, 26 . Который утверждает слово раба Своего, и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: „ты будешь населен“; и городам Иудиным: „вы будете построены, и развалины его Я восстановлю“, 27 . Который бездне говорит: „иссохни!“ и реки твои Я иссушу, 28 . Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: „ты будешь построен“, и храму: „ты будешь основан!“ Пророчество 44-й главы 1475 объемлет весь план Божественного милосердия о спасении и Израиля, – как носителя ветхозаветных откровений, -и всего человечества. Начало главы несомненно представляет Мессианское пророчество, как мы видели выше, рассматривая стихи 1–8; обширное поле видения освещает будущее верующих в Искупителя. Но чтобы достигнуть этого, Израиль (плотский) должен памятовать, что Бог Един и что нет другого Бога на небе и земле, кроме Иеговы, Господа и Царя его (ст. 6–8 и 21). Памятующим это изгладятся грехи, и Господь прославится в духовном Израиле (ст. 22–23). С 24 стиха до конца главы идет непрерывно одно слово Господне, воспоминающее Израилю главные истины его верования (ст. 24), указывающее на лживость других верований и обман называющихся волшебниками и мудрецами (25 ст.); напоминающее, что Он, Господь, глаголал народу чрез раба Своего (Моисея) и посланников Своих (пророков) и что Сам Господь подтверждает их слова, и обещает, что Иерусалим, которому предсказано разрушение в 39-й главе Исаии, будет снова заселен (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010