Но это событие всколыхнуло Болгарию, где давно уже зрели сепаратистские настроения. Следует заметить, что традиция формирования имперского тела Римского государства изначально опиралась на сильные местные центры власти, ориентированные на Константинополь. Когда эта связь ослабевала, тут же возникали сильные сепаратистские настроения со стороны местной аристократии, сохранявшей за собой известную совокупность прав. Именно так и случилось на этот раз 804 . Когда болгарам стало ясно, что на помощь венгров рассчитывать не приходится, во главе недовольной местной знати стали два брата Петр и Иван Асени, владельцы замков Тырново и Трапезницы на реке Янтре, далекие потомки Преславских царей. Они использовали удобный повод для того, чтобы взбунтовать народ против Константинополя. После получения положительного ответа от Беллы III василевс решил пышно отпраздновать свою свадьбу, которая состоялась в конце 1185 г. Ввиду недостатка средств было принято решение взыскать дополнительные налоги с Болгарии, наименее пострадавшей в последние годы от вражеских нашествий. Видимо, это была ошибка, поскольку болгары, уже давно мечтавшие о восстановлении своей государственности, становились все более и более агрессивными по отношению к византийцам. И дополнительное налогообложение стало прекрасным поводом заявить о своей независимости от Империи. В 1186 г. Петр и Иван отправились в Кипселлы, где пребывал Исаак II, чтобы выпросить у императора город Эм с областями, а также высокие должности в римской армии. Конечно, это был только предлог, чтобы проверить намерения византийского двора. Как и следовало ожидать, братьев ждал чрезмерно грубый отказ со стороны близкого окружения Византийского василевса, возмутившегося открытыми угрозами болгар выйти из состава Римской империи. Дошло до того, что наиболее дерзкого из послов, Ивана Асеня, дядя царя севастократор Иоанн даже отхлестал по щекам. Они возвратились, и Василий, архиепископ Болгарии, объявил Петра Петром IV (1185–1197), царем болгар и греков (!). А чуть позднее соправителем Петра был признан и Иван Асень (1190–1196). Сам Василий стал именоваться Болгарским патриархом. Вслед за этим началось масштабное сепаратистское восстание, приведшее к созданию Второго Болгарского царства 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И мало кто теперь знает, что был он закрыт в 1927 г. и более чем на полтора десятилетия стал антирелигиозным музеем. Слава Богу, и сейчас, как 8 веков назад, здесь звучит молитва, возжигаются свечи, вершится таинство Причастия. С северной стороны от собора высится 56-метровая колокольня 1810 г., вместо прежней шатровой — той, что на гравюре. Между ними — придельная церковь во имя св. князя Георгия, построенная в 1862 г. К собору с севера поднимается площадь, с конца XVIII в. бывшая парадным плацем. До 1925 г. на площади перед собором стояла Владимирская часовня, устроенная в 1797 г. и перестроенная в 1891 г. в Антипьевскую церковь. Теперь ее нет, и только старые фотографии и открытки напоминают о ней. Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке.  Успенский собор строился в 1158-1160 годах и перестраивался в 1185-1189 годах. Теперешняя ширина его - 30,8 м. Длина (без учёта алтарных апсид) - 30 м. Высота по центральной главе - 32,3 м. Длина первоначального собора составляла около 22,5 м (без апсид), ширина - около 17,5 м. Высота колокольни вместе со шпилем - около 70 м. В соборе и близ него находится более 40 захоронений владимирских князей и архиреев. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенский собор – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Здесь сохранились фрески, выполненные знаменитым Андреем Рублевым в начале XV в. Сам собор построен в 1158-1160 г.г., существенно расширен в 1185-1189 г.г. Вплоть до возвышения Москвы он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем до конца XIV в. князья венчались на Владимирское великое княжение, он был выше Киевской Софии. Это один из первых белокаменных храмов на Руси. За почти девятивековую историю собор не раз страдал от огня, восстанавливался и перестраивался, в ходе многочисленных реставраций и поновлений фрески Рублева оказались под слоями штукатурки и красок. Временем ренессанса для Успенского собора стала вторая половина XIX в. Тогда его архитектура обрела близкий к первоначальному вид, а реставраторам удалось обнаружить и открыть древние фрески Рублева – «Лоно Авраамово», «Страшный суд», фрагменты древних орнаментов.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Павел Михайлович Строев (1796-1876) VIII. Епархия Ярославская Ростовская епархия учреждена в исх. XI века. Четвёртая из второклассных. I. Епископы Ростовские и Суздальские 1. Леонтий хирот. из иноков Киево-Печерских в исх. XI века; просветитель земли Ростовской и Суздальской; убит язычниками. В лике святых с 1230. Мощи в Ростовском соборе. 2. Исаия , преемник его, из иноков Киево-Печерских, в начале XII века. Святой. Мощи в Ростовском соборе. 3. Нестор в 1156 лишён епархии. 4. Леон хирот. 1157 (Ипат., 82); изгнан 1162 (1159 и 62; Ипат., 82, 91). После него Николай , но не принят (Ипат., 127). 5. Феодор 1169 отлучён (Ипат., 102). 6. Николай [? Микулица , 1174; Ипат., 115]; около 1185. 7. Лука хирот. 11 мар. 1185, из игум. Спасских на Берестове; † 10 нояб. 1189 (Ипат., 127, 136). Мощи в Владимирском Успенском соборе. 8. Иоанн хирот. 23 янв. 1190; в 1214 отошёл в мнтрь Боголюбов. II. Епископы Ростовские и Ярославские 9. Пахомий хирот. 1214, из игум. Петровского монастыря; 11216. Погребён в Ростовском соборе. 10. Кирилл хирот. 1216, из иноков Димитриевского монастыря; 16 сент. 1229 отошёл туда же; † 17 апр. 1230. 11. Кирилл хирот. 1230 из архим. Владимиро-Рождественского монастыря; † 21 мая 1262. Погребён в Ростовском соборе. 12. Игнатий хирот. 19 сент. 1262 из архим. Ростовского Богоявленского монастыря; † 28 мая 1288. Святой; Мощи в Ростовском соборе. 13. Тарасий хирот. 1288, из игум. Иоанновского монастыря; в 1295 оставил епархию; † 1304. 14. Симеон , владыка Владимирский, перев. 1299; упом. 1300 (Новг., I, 67); в 1311 оставил епархию; † 1314. 15. Прохор хирот. 1311, из игум. Спасо-Ярославских; † 7 сент. 1328. Погребён в Спасо- Ярославском мнтре. 16. Антоний , с 1328; † 1336. 17. Гавриил упом. в 1336–39. После на покое; † 9 сент. 1356. 18. Иоанн хирот. 1346 из архим. Московского Спасского монастыря; † 1356. 19. Игнатий упом. в 1356–59; † 1364, весной. 20. Пётр поставлен 1364, осенью; † 1365, в мор. 21. Арсений (кн.?) около 1370; † 1405 (бывший, следовательно, на покое. Пол. Соб. Лет., I, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На это обратил внимание Б.И. Яценко, увидевший в интерпретируемых словах “очень прозрачный намек на поход Всеволода Суздальского на Дон в 1198 г.: Всеволод может «Донъ шеломы выльяти». Хотя в Лаврентьевской летописи поход Всеволода датирован 1199 г., он, - как пишет Б.И.Яценко, - состоялся в 1198 г. Это легко проверить по дальнейшим записям: Всеволод возвратился из похода 6 июня, в субботу, т.е. в 1198 г. Кроме того, 25 июля 1198 г., в субботу, «бысть пожаръ великъ в граде Володимери»” . Добавлю, что расчеты Б.И. Яценко верны, поскольку в 1199 г. 6 июня и 25 июля приходились на воскресенья. Отсюда и  его вывод: «Слово о полку Игореве» не могло появиться раньше 1198 г.» . К точке зрение Б.И. Яценко я еще вернусь позднее, а сейчас рассмотрим аргументы еще одного сторонника датировки «Слова» 1185 г. – украинского академика П.П. Охрименко, полагавшего, «что содержание «Слова о полку Игореве» (и прежде всего оно), а также относящиеся к этому памятнику летописные и археологические данные говорят в пользу его датировки летне-осенним периодом 1185 г. Проанализированные под определенным углом зрения, в совокупности они могут дать прочные основания для такого утверждения» . П.П.Охрименко развивает идею Б.А.Рыбакова, согласно которой «Слово» было создано сразу же по возвращении Игоря Святославича из плена в 1185 г. Исходя из этого убеждения, исследователь и стремится максимально точно установить время бегства Игоря на Русь. Анализ данных он начинает с летописных сообщений: «В Киевской летописи  отмечено, что «Игорь…тотъ годъ бяшеть в половцехъ», - то есть в том 1185 г., когда состоялся поход. Владимиро-Суздальская летопись точнее говорит о том, как «по малыхъ днехъ ускочи Игорь князь у половець». Это же подтверждает и Ермолинская летопись, где сказано, что Игорь «того же года утече» –  именно 1185-го. Следовательно, Игорь находился в плену недолго – возвратился он на родину в том же году, когда состоялся поход» (С.95). Однако, по  мнению П.П. Охрименко, летописные данные представляют лишь «вспомогательный материал для выяснения вопроса о времени возникновения «Слова о полку Игореве». Они должны быть подтверждены прежде всего содержанием самого памятника, на что и следует обратить пристальное внимание» (С.95) .

http://pravoslavie.ru/5259.html

В данном случае П.П. Охрименко, следуя за А.И. Лященко, возражает против мнения И.Н. Жданова, П.В. Владимирова и В.П. Суетенко, которые относили время написания «Слова» к осени 1187 г. В качества аргумента П.П.Охрименко напоминает, что весной 1187 г. русские князья отомстили половцам за поражение на Каяле, «следовательно, - замечает ученый, -  если бы «Слово» было написано   после этих событий, то его призыв отомстить «за обиду сего времени» в таком случае был бы неуместным, анахроничным, чего не мог допустить автор» (С.97). И как вывод: «…Анализ «Слова о полку Игореве» и относящихся к нему исторических и археологических материалов дает основания утверждать, что это гениальное произведение создано в летне-осенний период (поздним летом – ранней осенью) 1185 г.» (С.97). Значимость наблюдений П.П.Охрименко заключается в том, что он существенно расширил доказательную базу датировки возвращения Игоря Святославича из плена на Русь летом-осенью 1185 г., однако нельзя признать доказанным, что «Слово» было написано в это же самое время. Делая обзор основных точек зрения по данному вопросу, А.А.Горский отметил, что «твердых конкретных аргументов в пользу написания «Слова» именно в 1185 г. пока не приведено. Между тем, - замечает А.А. Горский, - исследователи поэмы давно уже отметили в ее тексте место, позволяющее утверждать, что в 1185 г. «Слово», в том виде, в каком оно дошло до нас, не могло быть написано. Это диалог Кончака и Гзака, едущих по следам Игоря:                                Млъвить Гзакъ Кончакови:                                «Аще, соколъ къ гнезду летитъ,                                Соколича ростреляеве своими злачеными стрелами».                                Рече Кончакъ ко Гзе:                                «Аще соколъ къ гнезду летитъ,                                а ве сокольца опутаеве красною девицею».                                И рече Гзакъ къ Кончакови:                                «Аще его опутаеве красною девицею,                                ни нама будетъ сокольца,

http://pravoslavie.ru/5259.html

Лит.: Karajan T., von. Zur Geschichte des Concils von Lyon, 1245//Denkschriften der Kaiserlichen Akad. der Wiss. in Wien. Phil.-Hist. Cl. 1850. Bd. 2. S. 67-118; Tangl M. Die sogenannte «Brevis Nota» über das Lyoner Concil von 1245//MIÖG. 1891. Bd. 12. S. 246-253; idem. Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500. Innsbruck, 1894; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1913. T. 5(2). P. 1633-1679; 1914. T. 6(1). P. 153-209; Vernet F. Lyon, Ie concile oecuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pars 1. Col. 1361-1374; Kantorowicz E. Kaiser Friedrich der Zweite. B., 1927. 2 Bde; Kuttner S. Die Konstitutionen des ersten allgemeinen Konzils von Lyon//Studia et documenta historiae et juris. R., 1940. Bd. 6. S. 70-131; Kessler P.-J. Untersuchungen über die Novellengesetzgebung Papst Innocenz " IV//ZSRG.K. 1942. Bd. 31. S. 142-320; 1943. Bd. 32. S. 300-383. 1944. Bd. 33. S. 56-128; Грабарь В. Э. Вселенские соборы XII-XV вв. как органы международного общения//ВИ. 1945. Вып. 3/4. С. 86-98; он же. Вселенские соборы зап.-христ. церкви и светские конгрессы XV в.//СВ. 1946. Вып. 2. С. 253-277; Watt J. Medieval Deposition Theory: A Neglected Canonist «Consultatio» from the 1th Council of Lyons//Stud. in Church History. L., 1965. Vol. 2. P. 194-214; Cleve T., van. The Emperor Frederick II of Hohenstaufen: Immutator mundi. Oxf., 1972; Wolter H., Holstein H. Lyon I, Lyon II. Mainz, 1972. S. 141-266; Kempf F. Die Absetzung Friedrichs II im Lichte der Kanonistik//Probleme um Friedrich II/Hrsg. J. Fleckenstein. Sigmaringen, 1974. S. 345-360; Horst E. Friedrich der Staufen: Eine Biographie. Düsseldorf, 1979; Vaughan R. Matthew Paris. Camb., 1979; Benois-Mechin J. Frédérick de Hohenstaufen ou le rêve excommunié (1194-1250). P., 1980; Hilpert H.-E. Kaiser- und Papstbriefe in den «Chronica majora» des Mattaeus Paris. Stuttg., 1981. S. 191-204; Stadler H. Päpste und Konzilien: Kirchengeschichte, Personen, Ereignisse, Begriffe. Düsseldorf, 1983; Roberg B. Zur Überlieferung und Interpretation der Hauptquelle des Lugdunense I von 1245//AHC.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

  Все источники подтверждают, что в 1248–1249 году Кирилл совершил требовавшуюся обычаем поездку к патриарху. Он возвратился оттуда законным митрополитом Киевским и всея Руси, единственным каноническим преемником своих греческих предшественников. Такая поездка и официальные связи с патриархатом принесли немалые выгоды не только самому Кириллу, но и его покровителю, великому князю Даниилу, и, без сомнения, Руси в целом. Даниил отчаянно, но безуспешно просил в Польше и Венгрии помощи против татар. В 1245–1246 году он ездил в Золотую Орду на поклон к Батыю. Эта поездка имела влияние и на церковные дела. Если в церковном отношении митрополит Кирилл, ставленник Даниила, мог получить признание как глава всей русской церкви только по благословении вселенского патриарха, то в политическом отношении для этого требовалось одобрение татар, которым подчинялась вся остальная Русь. В случае митрополита Кирилла оба условия были соблюдены.   Но подчинение татарам в 1245–1246 гг. не было последним шагом все еще сильного и изощренного в дипломатии Даниила Галицкого. Русские и западные историки подробно описывают его длительные сношения с Венгрией, Австрией и папством; как мы видели выше, сам митрополит Кирилл принимал участие в некоторых его предприятиях. В 1245 году Даниил благосклонно принял папского легата Джованни Карпини, который по пути к великому хану посетил Русь. В 1248 году папские призывы к церковному единству   и обмен посольствами привели к тому, что папа Иннокентий IV предложил Даниилу королевскую корону. Этой привилегией уже воспользовались православные правители Болгарии и Сербии. Однако Даниил отверг предложение, сославшись на то, что папа не в состоянии оказать ему существенную помощь против татар.   Впрочем, некоторые временные военные и политические преимущества из контактов с папой он извлек, особенно в сношениях с Венгрией, Польшей, Литвой и Тевтонским орденом. И примечательно, что митрополит Кирилл поехал в Никею за каноническим утверждением к православному патриарху в изгнании только после отказа князя от предложения папы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

1028 Очевидно, Фома являлся так называемым «месадзоном» Мануила – своего рода «премьер-министром». 1029 Приводится описание построения византийского войска перед знаменитой битвой у Землина (Зевгмина) 8 июля 1167 г., окончившейся полным разгромом венгров и тем самым положившей конец византино-венгерским войнам 60-х годов XII в. После описания данного построения следует рассказ о битве, повлекшей бесчисленные жертвы, пленении византийцами пятерых «жупанов» и т. п. Полный разгром венгров, по словам Киннама, завершил войны с Венгрией (274.22). 1050 Андроник Комнин, брат императора Мануила I Комнина, будущий император Андроник I (1183–1185). 1052 Город во Фракии, на берегу Черного моря, ныне известный у греков под именем Анхиало и Ахело, а у турок – под именем Кенхис. 1056 Камбис – древнеперсидский царь; Тарквиний – древнеримский царь; Эхет – мифический жестокий царь Эпира; Фаларис – тиран Акраганта. 1062 Куманами. Болгарский аристократ Асень с братом Петром возглавили в 1185 г. антивизантийское восстание в союзе с половцами. 1083 Рюрик Ростиславич Смоленский, великий князь Киевский (1173; 1180–1182; 1194– 1202; 1205–1207). 1088 Граф Фландрии Людовик и дож Энрико Дандоло – лидеры Крестового похода, затем – вельможи в Латинской империи. 1108 Византийский император Исаак II Ангел (1185–1195) вторым браком был женат на дочери венгерского короля Белы III (1172–1196) Маргарите (в нач. 1186). Имя первой жены неизвестно. 1113 Иван I Асень (1186–1196), один из трех братьев Асеней, ставший с 1186 г. царем-правителем Второго Болгарского царства. 1116 «Скифами» Акрополит называет куманов (половцев). Толкование этнонима в данном случае как славянского ошибочно, хотя русский этнический элемент мог присутствовать среди половцев под названием «тавроскифы» (Литаврин 1999. С. 353–362). 1122 Разбит был только обоз и середина войска. Исаак II и его брат Алексей с остальным войском спаслись. 1128 Военная хитрость половцев состояла в нападении на врага малыми силами с последующим быстрым отступлением, заманивавшим противника в засады и ловушки, когда в бой вступали свежие силы половецкой конницы. Их обычная численность – 10–14 тысяч всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его и его родителей поносили срамными словами... Его кололи рожнами и бросали камни. Какая-то развратница вылила ему в лицо горшок с горячей водой...» т. I, с. 440]. На ипподроме Комнина подвесили за ноги к перекладине и принялись избивать еще яростнее. Какие-то латинские наемники кололи его в пах кинжалами и пробовали на теле императора свое искусство наносить удар мечом. Андроник оказался удивительно стоек и, не теряя сознания, повторял: «Господи, помилуй! Зачем же вы ломаете сломанный тростник!» Наконец он забился в агонии, и, когда в предсмертной конвульсии император поднес к лицу свою изуродованную палачом руку, на которой открылась рана, кто-то закричал: «Смотрите, он и перед смертью хочет напиться крови!» После гибели Андроника I его не успевшие закрепиться реформы пошли прахом. Последняя возможность спасти великую Византию была упущена, империя начала быстро хиреть. Кризис, подстегнутый правлением не менее жестоких, но совершенно бездарных императоров из рода Ангелов, спустя два десятилетия поставил ромейскую державу на колени. В 1185 г. от империи отпал о.Кипр, где объявился самозваный «император» Исаак Ангел Кипрский, которого пленил впоследствии Ричард Львиное Сердце. Исаак II Ангел (ок. 1056 – 1204, имп. в 1185 – 1195 и с 1203) Исаак Ангел, хотя и занимал ряд важных должностей, при дворе считался человеком, не заслуживающим внимания, поэтому император Андроник Комнин его не опасался, простив Исааку даже участие в мятеже. Иначе полагал Стефан Агиохристофорит, начальник царской охраны: напуганный предсказанием астрологов, что в сентябре 1185 г. опасность трону исходит от человека, чье имя начинается на «и» и «с», он сам решил проявить инициативу. Но когда Стефан с несколькими товарищами прибыл в дом Исаака и попытался его схватить, Ангел, которому терять было нечего, убил мечом Агиохристофорита и верхом примчался в св. Софию, требуя убежища. Народ охотно поддержал Исаака, и разгоревшийся бунт вознес на трон новую династию Ангелов, окончательно погубившую Византию. Исаак II Ангел был, в общем, человек образованный, но даже по византийским меркам начисто лишенный совести. Нарушить слово или организовать тайное убийство было для василевса делом вполне обычным. К тому же, добравшись до казны, он показал себя чудовищным мотом. Страстный любитель роскоши, он каждый день натирался дорогими восточными благовониями и никогда не надевал одного и того же хитона дважды. Для еды царь использовал священную утварь, ссылаясь а то, что у Бога с монархом-де все заодно, и небо не обидится. Его стол был истинно соломоновский... и каждый его пир представлял собой горы хлеба, царство зверей, море рыб и океан вина» (Хон., т. II, с. 117, сл.]. Оргии, к которым двор приучил еще Андроник I, Ангел, не стесняясь, предпочитал всем другим развлечениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010