3) Борис 3-й или Борил (и Борила), племянник предшествующих, сын их сестры, – с конца 1207 по 1221 г. (Memor. рор. II, 721 sqq). При нем Болгария лишилась большей части своих владении в Македонии (ibid. 722 нач., 724). Вторые семь лет правления провел в междоусобной войне с двоюродным братом, которому наконец и принужден был уступить престол (по взятии в плен быв им ослеплен, ibid. 722). 4) Иоанн Асень 2-й, сын Асена 1-го, с 1221 по 1241, или вероятнее по 1245 г., – знаменитейший из государей второго болгарского царства. По его собственным словам и по словам других свидетелей, он владел большею частью Фракии, за исключением Константинополя и ближайших к нему городов, Македонией со включением Солуни и Афонской горы, Фессалией, Албанией и северо-восточной Сербией по Белград включительно. Константинополем и ближайшими к нему городами владели латиняне; но и эти последние были в вассальной от него зависимости: но «и те – говорит он в одной записи – под руку царства моего повиновахуся, понеже иного царя не имеяху, разве мене и мною ради (т. е. мною довольные, подо мною счастливые) дни своя испровожающе бяху, Богу тако повелевшу» (см. статью Даскалова: Открытия в Тернове, в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1859 г., кн. 2, стр. 19). До такого блеска и могущества, хотя блеск был весьма непродолжителен и могущество весьма непрочно, не доходила Болгария даже при самом Симеове. Отзываясь с величайшими похвалами об его личном высокогуманном и благородном характере, византийские летописцы говорят, что он был любим не только своими варварами (болгарами), но даже и ромеями (греками) 15 . 5) Калиман или Коломан 1-й, сын предшествующего от первой жены (венгерки, почему и имя венгерское), или с 1241 по 1245 г., или в продолжение одного 1245 г., вступивший на престол двенадцатилетним ребенком, ничем неизвестный (Memor. рор. II, 732 sqq). 6) Михаил 1-й, брат предшествующего от другой жены Асеня (гречанки), – около 1245–1257 гг. Воевал с греками и с сербами, и должен был уступить первым довольно значительную часть завоеваний отца во Фракии и в Македонии (Memor. рор. 11, 733 fin. sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иоанн и Ричард — младший и старший сыновья Генриха II и Алиеноры Аквитанской, впоследствии короли Англии Ричард I Львиное Сердце (1189-1199) и Иоанн Безземельный (1199-1216). Алиса — Алиса Французская (ум. 1195 г.), младшая дочь Людовика VII и Алисы Шампанской. После расторжения помолвки с принцем Ричардом стала женой графа Гийома III де Понтье. Вильгельм II Добрый (1154-1189), король Сицилии с 1166 г., умирая бездетным, перед смертью завещал корону своей тетке Констанции (1154-1198), дочери Рожера II, и ее мужу Генриху VI Гогенштауфену, германскому императору (1165-1197). Иоанна (1165-1199) — третья дочь Генриха II Плантагенета, в первом браке жена Вильгельма II Сицилийского, во втором (с 1196 г.) — графа Раймунда VI Тулузского, известного по альбигойским войнам. Танкред (ум. в 1194 г.)- граф Апулийский, был сыном герцога Рожера Апулийского, брата Вильгельма I и Констанции, и приходился двоюродным братом Вильгельму II. Он не признал завещания Вильгельма II в пользу Констанции и ее мужа, провозгласив себя королем Сицилии в 1189 г. и успешно оборонял Апулию против войск императора. Имеется в виду Иоанна, или Жанна (см. прим. 23). Беренгария Наваррская — Бернгарда Наваррская (ум. 1230 г.), дочь короля Санчо VI Наваррского, обвенчалась в 1191 г. с Ричардом I Львиное Сердце на Кипре. Принимала участие в вызволении мужа из германского плена. Овдовев в 1199 г., умерла бездетной во Франции в своем апанаже Мен. Исаак Комнин (ум. ок. 1195 г.) — сын дочери севастократора Исаака, третьего сына императора Иоанна II Комнина. Во время своего наместничества в армянской Киликии был пленен армянами, но затем выкуплен. Властолюбивый и жестокий, захватил Кипр у византийского императора в 1185 г. В борьбе с английским королем потерял остров и вновь попал в плен. Освободившись, претендовал на престол при Алексее II. Имеется в виду Исаак II Ангел (1185-1195; 1203-1204), однако Исаак Комнин овладел Кипром еще в правление Андроника I (1183-1185). Исаак Ангел — Исаак II Ангел (ок. 1135-1204), византийский император с 1185 г.; взошел на престол, отстранив Андроника I Комнина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

и араб. традиции. Крупнейшие постройки норманнской Сицилии - базиликальные соборы в Чефалу, Монреале и Палермо. Собор в Чефалу, к востоку от Палермо (1131-1267),- базилика с трансептом и 2 башнями по сторонам портика западного фасада (окончены к 1240), напоминающими раннехристианские базилики Сирии. В этом храме необычно длинные предапсидные пространства, перекрытия центрального нефа и трансепта деревянные. Повышенные стрельчатые арки, имеющие длинные вертикальные участки у пят, формируют средокрестие. Изящество колонн, обилие декора и колористическое богатство сочетаются с простотой и со строгостью композиционного замысла. Близок к этой композиции собор Санта-Мария-Нуова в Монреале, пригороде Палермо (1174 - ок. 1185), в котором перед алтарем выделено 4-столпное средокрестие со стрельчатыми арками. Огромный двор (кон. XII в.) оформлен аркадой, невероятно тонко и причудливо украшенной инкрустацией, резьбой и скульптурой. Венчающие тонкие колонки шапки капителей украшены сценами на библейские сюжеты. Собор Санта-Мария-Ассунта в Палермо (освящен в 1185) также имеет выделенное средокрестие и по 2 башни по сторонам зап. фасада и по сторонам боковых апсид. Его отличительной чертой является контраст необыкновенно вытянутых нефов и очень высокого монументального трансепта. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. В Палермо Палатинская капелла (1130-1143) и ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, или Марторана (1143), являются базиликами с 3 апсидами, с аркадами на колоннах между нефами и с куполом над перекрестием с трансептом. Арки и стены этих храмов украшены мозаиками, над которыми работали визант. мастера, возможно, столичные. Визант. влияние ощущается в вост. части Мартораны, представляющей собой крестово-купольную структуру на 4 колоннах. К этой древнейшей части здания было пристроено с запада базиликальное завершение. Сохранившийся образец подобной квадратной в плане 4-колонной 3-апсидной церкви - Сантиссима-Тринита-ди-Делия близ Кастельветрано, 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Background Infonotes: The Tsarevets Hill is one of two main fortified historic hills in the medieval city of Tarnovgrad, today’s Veliko Tarnovo , in Central Northern Bulgaria, the capital of the Second Bulgarian Empirebetween 1185 and 1396 AD. Together with the Trapesitsa Hill, Tsarevets was one of the two fortressesof the inner city acropolis of Tarnovgrad (Veliko Tarnovo). The Tsarevets Hill is a natural fortress on the left bank of the Yantra River, and is surrounded by it on all four sides with the exception of a small section to the southwest. It is located southeast of the Trapesitsa Hill. The Tsarevets Fortress had threegates, the main one being its southwestern gate. The name of Tsarevets stems from the word “tsar”, i.e. emperor. The first settlement on the Tsarevets Hill in Bulgaria’s Veliko Tarnovo dates to the Late Chalcolithic (Aeneolithic, Copper Age), around 4,200 BC. The hill was also inhabited during the Bronze Age and Iron Age by the Ancient Thracians, and there have been hypothesis that it was the site of thelegendary Ancient Thracian city Zikideva – even though a recent hypothesis claims that Zikideva was in fact located in the nearby fortress Rahovets. An Ancient Bulgar settlement was built on theTsarevets Hill in the 9th century AD, during the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) which later grew into a city. The Tsarevets Hill rose to prominence as the center of the Second Bulgarian Empire(1185-1396 AD) in 1187, after the successful Uprising of Asen and Petar, later Tsar Asen I (r. 1190-1195 AD) and Tsar Petar IV (r. 1185-1197), who ruled as co-emperors, against the Byzantine Empire in 1185-1186 AD. Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so calledBaldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, untilBaldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress.

http://pravoslavie.ru/81501.html

После смерти императора в 1180 г. сын и наследник Мануила 11-летний Алексей II Комнин правил под опекой матери, Марии Антиохийской. Используя связи императрицы, двор опирался в основном на прозап. партию и союз с норманнами. Однако новая политика вызвала противодействие, к-рое возглавил двоюродный брат имп. Мануила Андроник. В 1182 г. в ходе погрома лат. кварталов в К-поле были убиты или проданы в рабство неск. тыс. человек, в основном пизанцы, генуэзцы и норманны. Обладая большой популярностью, Андроник Комнин занял место регента, а затем и соправителя; в 1183 г. Алексей II был тайно убит, и Андроник I Комнин стал единовластным императором. Он пытался найти поддержку у широких слоев населения и стремился порвать с традицией комниновской клановости. Среди элиты общества, династии и ее ближайших родственников были проведены аресты и казни. Во внешней политике Андроник пошел на решительную конфронтацию с Западом. В ответ на это против Византии выступила коалиция Сицилийского королевства и итал. республик; в 1185 г. норманнское войско высадилось на Балканах, захватив и разграбив Диррахий и Фессалонику. Андроник I поставил империю в крайне тяжелое положение и сам оказался в изоляции. 12 сент. 1185 г. в К-поле произошел новый переворот, Андроник был свергнут и растерзан толпой, а престол занял Исаак II Ангел (1185-1195), дальний родственник комниновского дома. Программой новой династии, к-рая официально считалась продолжением Комнинов, стала попытка возрождения прежних политических традиций. В 1185 г. в сражении при Мосинополе имп. Исаак одержал победу над норманнами, вынудил их оставить Фессалонику и вскоре заключил мир с ними. Итал. купцы были вновь допущены в К-поль с прежними привилегиями. Однако преодолеть последствия династического кризиса Ангелам не удалось; система центрального управления империи в результате репрессий Андроника была обезглавлена, авторитет столицы резко упал среди провинциальных магнатов. Кипр, не признававший власти имп. Исаака Ангела, был захвачен крестоносцами (1191).

http://pravenc.ru/text/372674.html

Общие понятия о славянах А. Сербы Общия понятия о сербах Сербское княжество 1. Сербия с VII века до начала династии Неманичей 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею 3. Сербия со времени покорения её Турциею до восстания сербов Восстание сербов и образование особого сербского княжества Начало и утверждение христианства в Сербии Состояние, иерархии Содержание духовенства Богослужение Монастыри Святые сербской церкви Состояние просвещения Учебные заведения Писатели Черногория Местность Историческая судьба Черногории Черногория под властию банов Черногория под властию митрополитов Черногория под властию князей Христианство и духовенство Состояние, просвещения Босния Местность страны Историческая судьба Боснии Состояние христианства Храмы Духовенство Состояние просвещения Герцеговина Местность страны Историческая судьба Герцеговины Бедственное состояние христианства Храмы и монастыри Иерархия и духовенство Состояние просвещения Б. Болгария Местность страны Историческая судьба Болгарии Первое болгарское государство (660– 1019 г) Второе болгарское государство, и покорение его Турциею Бедствия православной церкви в Болгарии Состояние иерархии Архиепископия первого болгарского царства (870– 1185 г) Архиепископы первого болгарского иарства Архиепископия– патриархия второго болгарскою царства (1185 – 1394 г) и по падении сего царства до 1767 года А) Терновский патриархат (1185– 1394 г) Патриархи терновские Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г) Епархии охридской архиепископии Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года Болгарская иерархия с 1767 года по настоящее время Церковно-болгарский вопрос Состояние просвещения Краткия сведения о болгарской литературе, и о писателях Состояние веры и нравственности Святые болгарской церкви B. Румыния Местность Историческая судьба Румынии Молдавия под властию туземных господарей до назначения князей-фанариотов (1359– 1711 г) Валахия и Молдавия под властию князей-фанариотов (1716– 1822 г) до соединения обоих княжеств в одно государство Состояние христианства в Румынии Иерархия Митрополия молдавская Епархии молдо-власийския Богослужение Монашество Состояние просвещения  

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Посол папы римского Иннокентия IV к монголо-татарам и «иным восточным народам» францисканский монах Иоанн де Плано Карпини выехал из резиденции папы Лиона 16 апреля 1245 года. Цель этого посольства, как и многих позднейших, было установление таких отношений с монголо-татарами, чтобы избежать их нашествия на Западную Европу. Посол прибыл к Батыю в Золотую Орду в мае 1245 года и оттуда отправился в Каракорум, куда и приехал в начале августа 1245 года, Иоанн де Плано Карпини находился в Каракоруме более года, участвовал в длительных торжествах по поводу избрания Гуюка великим ханом – «кааном» – на большом курултае, и был свидетелем гибели Ярослава Всеволодовича. Даты его поездки установлены по ссылкам на церковные праздники христианского календаря из текста книги «История монгалов, именуемых нами татарами» самого Плано Карпини: «От Батыя в Каракорум мы выехали в землю кангитов, в которой в очень многих местах ощущалась сильная скудость в воде, даже и население её немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя русского Ярослава, ехавшие к нему в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне». В Каракоруме князь Ярослав Всеволодович был отравлен вдовой каана Угедея Туракиной – регентшей престола – возможно, по навету своего (? – А.А.) дипломатического советника боярина Федора Яруновича. В русских летописях упоминается участник битвы на Липице и на Калке воевода Мстислава Удалого Ярун, но сын ли его Федор Ярунович – неизвестно. Крупнейший историк XIV века Фазлулах Хамадани Рашидад-Дин, многолетний везир монгольского государства Хулагидов, располагавшегося на землях Ирана, Азербайджана, Армении и Мессопотамии, в своем сборнике летописей «Джами аттаварих», написанном на персидском языке, писал о последователях Чингисхана, умершего в конце 1226 или в первой половине 1227 года – о тех, к кому ехал великий владимирский князь: «В хукарил, то есть в год быка, Чагатай-хан взял Угедей-каана за правую руку, Толуй-хан за левую руку, а дядя его Отчигин за чресла и посадили его на каанский престол. Тулуй-хан поднес чашу, и все присутствовавшие внутри и вокруг царского шатра девять раз преклонили колена и провозгласили здравицу державе с восшествием его на ханство, и нарекли его кааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще до созыва собора Иннокентий решил направить к великому хану посольство, целью которого было убедить его более не нападать на Европу и попытаться обратить его в христианскую веру. Зимой 1244-1245 годов папа принял некоего русского архиепископа по имени Петр, который сообщил ему, что монголы благосклонно принимают иностранных послов. Это подарило Иннокентию надежду на успех подобной миссии. Первым, кто был избран в качестве посланника к «татарам», стал Лаврентий Португальский. Он должен был доставить великому хану папское послание, оформленное в виде буллы, которую Иннокентий подписал в Лионе 5 марта 1245 года. Ее текст начинался с краткого рассказа о Христе, после чего папа предлагал хану принять христианство в том виде, в котором его представят европейские представители, то есть Лаврентий со спутниками, «дабы последуя их спасительным наставлениям ты исповедал Иисуса Христа, истинного Сына Божия, и поклонился Его славному имени, восприняв христианскую веру». Папа также просил хана «принять сих монахов благосклонно и достойно, из почтения к Богу и к нам, как если бы ты принимал нас самих». Лаврентий так никуда и не оправился, однако письмо сохранилось и свидетельствует о папских намерениях по отношению к монголам. Примерно через неделю, 13 марта 1245 года, в Лионе было составлено еще одно послание великому хану. Его тон заметно отличается. В этом письме папа указывает на существующий во вселенной богоустановленный порядок, предостерегает монголов от его нарушения и призывает их к покаянию. Основная тема письма – требование мира. «Объясни нам через сих братьев, – пишет Иннокентий, – что подвигло тебя истреблять иные народы и каковы твои намерения». Доставить это второе письмо предстояло францисканцу Иоанну из Плано-Карпини. Иоанн происходил из итальянской деревеньки близ Перуджи, на момент Лионского собора ему было уже 65 лет. Он мечтал об обращении иноверцев в христианство, хотя в качестве папского посла он был должен лишь доставить письмо хану. Иоанн не знал ни одного восточного языка и был крайне ограничен в материальных средствах, но это не влияло на его решимость.

http://bogoslov.ru/article/6168643

Борьба И. с имп. Фридрихом II и его сыновьями велась в ущерб остальным направлениям папской политики. Европ. правители не поддержали новый крестовый поход в Св. землю, к которому И. призвал буллой «Terra Sancta» от 6 февр. 1245 г. ( Delorme. 1913) и к-рый был провозглашен I Лионским Собором. Средства, собранные с католич. духовенства, тратились на борьбу с герм. императором. В окт. 1247 г. И. приказал прекратить в Германии проповедь крестового похода в Св. землю и вести там антиимп. пропаганду (Les Registres d " Innocent IV. N 3384). В апр. 1245 г. папа позволил Афонсу (впосл. кор. Португалии Афонсу III) использовать армию, собранную им в Юж. Франции для крестового похода, против его брата кор. Португалии Саншу II, отлученного от Церкви в 1238 г. (буллой «Grandi non immerito» от 24 июля 1245 И. передал Афонсу управление королевством - Potthast. RPR, N 11751). Крестовый поход в Св. землю не был поддержан и в Англии. Единственным европ. правителем, отправившимся в 7-й крестовый поход (1248-1254), стал франц. кор. Людовик IX Святой. Помощь папы гос-вам Латинской Романии, существование к-рых находилось под угрозой в связи с усилением Никейской империи, имела ограниченный характер. И. отправил неск. посланий главам лат. княжеств, призвав оказать поддержку лат. императору в К-поле ( Potthast. RPR, N 11388). Папа не оставлял попыток заключить унию с правосл. К-польским патриархом, находившимся в Никее. Весной 1249 г. к никейскому имп. Иоанну III Дуке Ватацу была направлена миссия во главе с генералом францисканского ордена Иоанном Пармским . Миссия добилась определенного успеха: хотя К-польский патриарх Мануил II , похвалив папу за стремление закончить схизму, указал на нерешенные догматические противоречия, препятствовавшие заключению унии ( Hofmann. 1953), послы, прибывшие позднее от никейского императора, были готовы пойти на признание Римского престола верховным арбитром в христ. мире (без клятвы верности) в обмен на упразднение Латинской империи и лат. иерархии в греч. землях. Доктринальные вопросы, в т. ч. вопрос о Filioque , деликатно обходились. Правосл. Церковь отвергла унию. Т. о., усилия никейской дипломатии достичь соглашения с Римом оказались напрасны.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Прение святаго Илариона со Армены//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 148. Там же. Там же. См., например: О несогласии Церкви Армянской со Восточною Православною// Софония ( Сокольский ), еп . Современный быт и литургия христиан инославных. Санкт-Петербург, 1876. С. 463–465. Упоминая Арцивуриев пост как еретическое установление и отвергая положенный в его дни строгий пост, Устав, напротив, утверждает для православных сплошную неделю. См.: Типикон (Устав). Москва, 2002. С. 824. О арменской ереси//ОР РНБ. Софийское собрание. 1245. Л. 225. Там же. Л. 225 об. Там же. Там же. 1) Вбивать гвозди во всякий крест и при поклонении целовать не крест, а гвозди; 2) чтобы армянские священники ходили в «убрусе, како наши»; 3) чтобы армяне не ели свинину, хотя бы в дни совершения их священником служб; 4) когда будут приносить жертвоприношения, убивать жертвенных животных вола или барана прямо в церкви. Вынимать сердце животного, раздроблять на четыре части и давать людям; 5) чтобы во время службы армянские священники читали Евангелие лицом не на восток, а на юг; 6) когда умирает священник, его надо обрезать и похоронить по мусульманскому обряду, положив во гроб в сидячем положении с Евангелием на коленях и лицом на юг; 7) если умрет у простого человека жена, прежде положения ее тела во гроб, следует «сблудить с нею с мертвою»; 8) не поклоняться Богородице и не чтить (не совершать) ее праздников. См.: Там же. Л. 226 — 226 об. О арменской ереси//ОР РНБ. Софийское собрание. 1245. Л. 228–229. Там же. Л. 229. Там же. Там же. Л. 229 об. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века. С. 87–88. О арменской ереси//ОР РНБ. Софийское собрание. 1245. Л. 230. Корогодина М . В . Кормчие книги XIV — первой половины XVII в. как исторический источник. С. 156. См., например: Флоря Б . Н . Василий II Васильевич//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 110–115; Макарий ( Веретенников ), архим . Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). С. 609–668. Послание великого князя Василия Васильевича Константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV вв./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург, 21908. С. 525–536. О датировке и дальнейшей судьбе послания см.: Там же. С. 529 (прим. 1).

http://bogoslov.ru/article/6192778

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010