12 сент. 1185 г. опальный вельможа Исаак Ангел , избежавший смерти от рук приближенных А. К., встал во главе восставших и был провозглашен василевсом. А. К. попытался бежать из К-поля, его схватили, посадили на облезлого верблюда и провели через город, причем каждый мог сделать с ним все, что хотел. С вырванными глазами и оторванной рукой он был брошен в темницу. Умер на ипподроме через неск. дней во время новых издевательств над ним. Смерти или ослеплению подверглись и ближайшие родственники А. К., за исключением его малолетних внуков Алексея и Давида, к-рые с кон. 1185 г. воспитывались в Грузии (см. Великие Комнины ). Противоречивость исторического образа А. К. породила разные оценки его правления. Ф. И. Успенский , не отрицая жестокостей А. К., стремился выделить положительные моменты его национальной политики. В сер. 30-х гг. нем. исследователь Г. Штадтмюллер отмечал твердость и решительность А. К. как главы гос-ва. Образ «крестьянского царя», пришедшего к власти на волне народного возмущения, выглядел привлекательным и для советской историографии, в к-рой, впрочем, возобладала оценка А. К. как выразителя интересов столичной бюрократии, недовольной засильем военной знати из клана Комнинов. Иконография Изображение А. К. известно по маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары (Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 293v, XV в.). Он представлен слева в нижнем ряду в виде старца с седой раздвоенной бородой. Подобное изображение встречается и на монетах времени его правления. Ист.: Никита Хониат. История. Т. 3. С. 288-350; Eustazio di Tessalonica. La Espugnazione di Tessalonica/Ed. S. Kiriakides. Palermo, 1968. P. 3 sq.; Georges et Demetrios Tornik è s. Lettres et discours/Ed. J. Darruzès. P., 1970. P. 107-111. Лит.: Успенский. История. Т. 3. С. 221-236; Сюзюмов М. Я. Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 году//ВВ. 1957. Т. 12. С. 58-74; Tiv ev P. La règne de l " empereur de Byzance Andronic Ier Comnène (1183-85)//Bsl. 1962. Vol. 23. P. 19-40; Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 31-75; Hecht W. Aussenpolitik zur Zeit der letzten Komnenenkaiser (1180-1185). Würzburg, 1967. S. 30-86; Jurewicz O. Andronicos I Komnenos. Amst., 1970; Spatharakis. Portrait. P. 156. Fig. 117d, 118c; Imperial Byzantine Portraits. New Rochelle; N. Y., 1982. p. 126-128; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. T. Α. Σ. 493-638.

http://pravenc.ru/text/115404.html

В границах Охридского диоцеза церковные деятели греческого происхождения в определенной степени учитывали духовные потребности болгарской паствы. Это способствовало лучшему сохранению в рамках Охридской архиепископии славянской культуры по сравнению с Восточной Болгарией, непосредственно подчиненной Константинопольскому Патриарху, и обеспечило впоследствии ее возрождение (отсюда у болгарских книжников XII–XIII вв. возникло представление о Македонии как колыбели славянской письменности и христианства в Болгарии). С переходом в середине XI века архиепископского стола к грекам и эллинизацией социальных верхов общества происходит постепенное, но заметное снижение статуса славянской культуры и богослужения до уровня приходских церквей и малых обителей. Это не коснулось почитания византийцами местных славянских святых. Так, архиепископом Феофилактом Охридским (1090–1108) были созданы Житие Тивериопольских мучеников, пространное Житие Климента Охридского и служба ему. Георгием Скилицей написано Житие Иоанна Рыльского и целый цикл служб ему (около 1180). Димитрию Хоматиану приписывается установление празднования святых Седмочисленников (равноапостольных Мефодия, Кирилла и их пяти учеников), им также составлены краткое Житие и служба Клименту Охридскому. Церковь в эпоху 2-го Болгарского царства (1187–1396). Тырновская архиепископия Осенью 1185 (или 1186) г. в Болгарии вспыхнуло антивизантийское восстание, которое возглавили местные боляре братья Петр и Асень. Его центром стала сильная крепость Тырнов. 26 октября 1185 года там собралось множество людей на освящение церкви вмч. Димитрия Солунского. По сообщению Никиты Хониата, разнесся слух о том, что чудотворная икона св. Димитрия из разграбленной в 1185 году норманнами Фессалоники теперь находится в Тырнове. Это было воспринято как свидетельство особого покровительства вмч. Димитрия болгарам и вдохновило восставших. Воссоздание болгарской государственности в рамках 2-го Болгарского Царства со столицей в Тырнове имело следствием восстановление автокефалии Болгарской Церкви. Сведения об учреждении новой епископии в Тырнове во время восстания содержатся в письме Димитрия Хоматиана Василию Педиадиту, митрополиту Керкирскому, и в Синодальном акте Охридской архиепископии 1218 (или 1219) году. Осенью 1186 или 1187 года в новопостроенной церкви, где находилась икона вмч. Димитрия, болгарские вожди заставили 3 византийских иерархов (Видинского митрополита и 2 неизвестных архиереев) рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, который венчал на царство Петра Асеня. Фактически в центре восставшей территории появилась новая независимая епархия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 40-е г. XIII века обострилась борьба за власть внутри самой Священной Римской империи между императором Фридрихом II (1212-1250), занявшим Папскую область и подступившим к Риму, и папой Григорием IX (1227-1241), а после его смерти — Иннокентием IV. Последний вынужден был даже тайно перебраться из Рима в Лион, где в июне 1245 г. собрал церковный собор, отлучивший от церкви посягнувшего на главенство в католическом мире германского императора , хотя это мало что изменило в реальной расстановке сил. Не менее тревожные обстоятельства складывались для папы и в новой Латинской империи. На Лионском соборе ее интересы представлял император Балдуин II и два латинских патриарха — Константинопольский и Антиохийский. Речь шла о судьбе Константинополя (а по сути и самой Латинской империи), под стены которой подступили войска Никейского императора Иоанна Ватаца. Ситуация была критической и решить ее без помощи извне было латинянам трудно. На чью же помощь можно было им надеяться? Силы Западной Европы оказались втянутыми во внутренний конфликт в Священной Римской империи, и потому рассчитывать на них не приходилось. Древняя Православная Русь, принявшая христианство из Византии и подчинявшаяся своей церковью Православному Никейскому патриарху, была, естественно, на ее стороне. Турки-мусульмане оставались одним из главных врагов католиков на Востоке. В сентябре 1244 г. они захватили Иерусалим, и на том же Лионском соборе 1245 г. папа Иннокентий IV рассматривал вопрос о новом крестовом походе в Палестину и освобождении Иерусалима. Не задействованными в политической интриге папы Иннокентия IV оставались только язычники... «татары»! Затевалась очень сложная игра. Прежде всего, необходимы были точные сведения о монголо-татарах. Еще за три месяца до собора папа отправил в Каракорум францисканского монаха Джованни дель Плано Карпини. Возглавляемое им посольство везло монгольскому императору (великому хану — каану) предложение папы принять католичество. Однако хан Гуюк, приняв дары и оказав честь дипломатам, отклонил предложение папы, передал ему свои, призывая подчиниться его власти, ибо он «силою Вечного Неба» является «Великим ханом всего великого народа» (51).

http://pravoslavie.ru/5193.html

Патриархами в рассматриваемый период были: Иосиф Жержасси 1100–1120 Жил в монастыре Богородицы в Йянухе и первый встретил крестоносцев. 1120–1130 Резиденцией становится монастырь Илиджской Божией Матери в Майфуке. Григорий III 1130–1141 Родом из Халата. 1141–1151 Из Ромата. Иоанн V Лехфед 1151–1154 Составитель маронитской анафоры. Петр II (Áóòðîñ) 1154–1173 Петр III (Áóòðîñ) 1173– ? Петр IV 1 ? –1199 Иеремия II Амшити 1199–1230 Участвовал в IV Латеранском соборе. Даниил 1230–1239 Из Шамата. Иоанн Павел (Иоанн IV) 1239–1245 Симон IV 1245–1277 Папа Иннокентий IV посылает францисканца отца Лоренца как апостольского посланника к маронитам. Иаков II 1277– ? Даниил II Хадшити 1? –1282 Один из лидеров сопротивления исламу, сторонник латинства. В 1282 г. был казнен. На портрете в церкви поселка Хадшит, где он родился, изображен коленопреклоненным в паллиуме, митре и с епископским перстнем, получающим пастырский жезл из рук апостола Петра. (Лука Банхрани) 1282–1300 Возможно, монофизит, считается расколь­ником. Иеремия IV Далсма 1282–1297 Марониты сохраняли в семье высокий авторитет старших, включая выбор профессии (обычно продолжали дело родителей) и спутника жизни. Семья была и основным образовательным институтом. Здесь же у детей закладывались первые представления о вере, а затем продолжалось духовное воспитание 95 . Именно поэтому, наверное, даже за два столетия крестоносцам не удалось принципиально латинизировать христиан региона, хотя первые шаги на этом пути они сделали. Период Крестовых походов оставил свой след в культуре маронитов, которые построили в это время множество храмов и монастырей с росписями, сочетающими в себе древние сирийские и латинские традиции. После поражения крестоносцев в 1291 г. непосредственные взаимоотношения Римо-Католической и Маронитской Церквей прервались практически на столетие, возобновившись лишь в XV в. усилиями францисканцев. Тем не менее контакт с франками открыл западному влиянию эту общину, доселе замкнутую в ливанских горах, и хотя позже вновь воцарилась мусульманская власть во всей своей жестокости, марониты уже никогда не вернулись к былой замкнутости.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

От корене израсл еси честнаго,/Михайле благородне,/истину возлюбив,/и нетленный Христов изволил еси живот/и Царство нерушимо,/с Феодором дивным законно пострадавше,/и венцы от Него победы приясте,/мученицы святии/и молитвенницы о душах наших. Заповеди учителя вашего соблюдше,/не повелевшаго вам демоном поклонитися,/Христов исполнисте закон/и Того повеления:/земную славу в ничтоже вменисте,/небрегше повеления царева,/твари повелевающаго поклонитися./Михаиле, похвало российская, с Феодором славным,/молитеся о душах наших. Слава, глас 8: Да веселится радостию все человечество днесь,/и да ликуют новоизбраннии людие,/похваляюще страстотерпца великаго князя Михаила,/купно с болярином его, доблим Феодором,/к ним сице глаголюще:/радуйтеся, яко Христа исповедасте,/диавола же обличисте;/радуйтеся, яко мучителя безбожнаго посрамисте;/радуйтеся, яко вкупе пострадасте/и вкупе Троице предстоите,//молящеся всегда спастися душам нашим. И ныне, праздника. Глас пророка Твоего: писан на стиховне вечера. Славословие великое, и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны праздника, песнь 8-я, и святых, песнь 3-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,//удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Аллилуия: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Благоверный князь Михаил Черниговский († 1245), отец преподобной Евфросинии Суздальской, был зверски убит 20 сентября 1245 года в Орде за отказ пройти сквозь «священный» обрядовый огонь перед ставкой хана и поклониться языческим идолам. Вместе с ним был замучен и его любимый боярин Феодор. Служба этим святым так передает ответ князя Михаила хану Батыю, который обещал ему в случае повиновения сохранение жизни и всевозможные почести: «Да не будет мне, о пребеззаконниче, Христа отврещися и ложным богом твоим поклонитися. Что бо мне тобою претимая мука или настоящее житие противу будущаго Царствия?» Христиане тайно взяли тела мучеников из Орды и перенесли их в Чернигов. В1572 году по повелению Иоанна Грозного святые мощи мучеников и исповедников – князя Михаила и боярина Феодора – были взяты в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эпоха Крестовых походов завершалась. Книга XIV. Конец движения. Походы святого короля (1248–1270 гг.) 1237–1241 гг. В начале XIII века мир потрясло татаро-монгольское нашествие. Орды новых варваров прошли почти всю Азию, прокатились через Волгу, опустошили берега Вислы и Дуная и вызвали панику в Германии и Италии. Папа послал к ним доминиканских и францисканских монахов с увещеванием принять христианскую веру, попробовал заигрывать с ними и Фридрих II; обе эти попытки ни к чему не привели. Впрочем, вскоре выяснилось, что новые завоеватели не представляют непосредственной угрозы ни для Западной Европы, ни для Константинополя, ни для Палестины; превратив в руины Венгрию и разгромив государство Хорезм-шахов в Иране, они отступили перед произведенными ими же разрушениями и ушли обратно на Восток. 1244 г. Тем не менее вся Передняя Азия была потрясена их нашествием, и хорезмийцы, изгнанные ими из Персии, по приглашению египетского султана двинулись в Сирию, проникли в Иудею и, овладев Иерусалимом, разгромили христиан, объединившихся с сирийскими эмирами. В Рим продолжали поступать непрерывные жалобы и мольбы из всех христианских колоний Востока. 1245 г. Энергичный Иннокентий IV, который продолжал вести борьбу с Фридрихом II, решил вооружить христианский мир против всех врагов сразу и с этой целью созвал Собор в Лионе. Собор был открыт 28 июня 1245 года. Папа, пропев «Veni, Creator» 14 , произнес длинную речь, содержанием которой были терзавшие его «пять скорбей» – соответственно пяти ранам распятого Христа. Первой скорбью он считал вторжение татаро-монголов, второй – критическое положение Латинской империи, третьей – нашествие хорезмийцев на Святую землю, четвертой – успехи еретических учений, пятой – преследование со стороны Фридриха II. Хотя папа и начал свои «скорби» с татаро-монголов, они мало волновали Собор, поскольку первые две волны их уже откатились. Беды Константинополя и Иерусалима вызвали провозглашение нового Крестового похода и решение о сборе средств на его нужды с духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из многочисленных литературных произведений, авторы которых носили имя “Кирилл”, несколько поучений без должных к тому оснований приписываются Кириллу I. 22 . Грек Иосиф был посвящен в митрополиты всея Руси патриархом Германом II в Никее и прибыл в Киев в 1236 г. Однако у нас нет никаких сведений о его деятельности. Возможно, на его время приходится учреждение епархии в Луцке, которое имело место, во всяком случае, до 1240 г. Неясно, удалился ли Иосиф к себе на родину с началом второго монгольского похода на Русь или погиб при захвате Киева 6 декабря 1240 г. Так или иначе, до 1245 г. из Никеи не могли прислать нового митрополита, ибо с 1240 г. по 1244 г. патриарший престол был вакантен. Загадочной фигурой остается “quidam archiepiscopus de Russcia nomine Petrus... a Tartaris exterminatus” (т.е. “некий архиепископ из Руси, именем Петр..., изгнанный татарами”), который в 1244 г. выступал в римской курии, а в 1245 г. – перед I Лионским собором с информацией о татарах, как о том свидетельствует источник, отразившийся в Хронике Матвея Парижского и Бёртенских анналах. Может быть, неправильно был понят и переведен титул “архиерей” (в значении обычного епископа) или “архимандрит”? Последняя возможность довольно вероятна по той причине, что до XIII в. в Западной Европе титул archimandrita был употребителен также и по отношению к архиепископам (см.: Du Cange Ch. Glossarium mediae et infimae latinitatis. T. 1. Graz, 1954. Col.891 ; Mittellateinisches Wörterbuch. Bd.l. Berlin, 1967. Sp.891). He лишено вероятности и предположение, что мы имеем дело с узурпатором митрополичьего звания. А.П. Толочко убедительно показал ошибочность предпосылок, на которых покоится распространенная гипотеза, будто бежавший в Западную Европу русский архиерей – это киевский игумен Петр Акерович, упомянутый в летописи под 1230 и 1231 гг. Но Толочко и сам увяз в противоречиях, предлагая видеть в архиерее Петре суздальца, назначенного на пост главы русской церкви Ярославом Всеволодовичем, великим князем киевским с 1243 по 1246 г. Действительно, Ярослав Всеволодович мог еще до официальной хиротонии Петра назначить его блюстителем Киевской митрополии, но ведь такового (см.: Кирилл II) уже успел назначить до 1243 г. Даниил Романович в свою бытность на киевском княжении. Кроме того, следовало бы объяснить, как мог нехиротонисанный Петр выступать на Западе в облачении архиерея и почему ставленник великого князя киевского, сотрудничавшего с монголо-татарами, вслед за своим назначением стал изгнанником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 До начала 1990-х гг. подробности кончины митрополита Петра были неизвестны, только с открытием архивов ФСБ и изучением следственных дел была установлена точная дата и причина смерти Патриаршего Местоблюстителя. В 1937 г. брат митрополита Петра протоиерей Василий обратился в Москве в Политический Красный Крест со следующим заявлением: «В 1926 г. в м[есяце] Сентябре мой родной брат Петр Федорович Полянский – Патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Крутицкий был сослан из г. Москвы на дальний остров ХЭ (Сибирь), откуда через год был переведен на другое место ссылки; последнее место ссылки его в продолжении минувших 10 лет и по настоящее время мне неизвестно. Между тем распространился слух, что он умер, а место Патриаршего Местоблюстителя замещает Митрополит Сергий Московский и Коломенский. Покорн[о] прошу Вас сообщить мне, как родному брату Его, где находился в ссылке брат Петр, когда и от какой болезни умер. Причем, если он умер, то оставшееся после смерти имущество, могу ли я, как единственный наследник – родной брат – получить и каким способом, или быть может Политический Красный Крест найдет возможным исходатайствовать пред кем следует доставить оставшееся имущество после смерти брата на место моего жительства г. Волокаламск Московской обл. Пролетарская ул. дом 38, – лично мне ни в коем случае не придется получить имущество брата, по причине дальности и в неизвестности места пребывания брата в ссылке, а также я престарелый (77 лет), немощный и бессильный инвалид первой группы. При сем прилагаю копию акта Врачебно-Трудовой Экспертной Комиссии от 3-го Апреля за 557. О последующем прошу сообщить. К сему заявлению подписался Василий Федорович Полянский. 12 апреля 1937 г.» (ГА РФ. Ф. 1245. Оп. 1. Д. 1245. Л. 38–38 об.). На первой странице этого заявления от руки синим и простым карандашом была написана следующая резолюция: «1) брат не является наследником, 2) справку возвратить 3) ничего больше не надо отвечать. 14557 13/IV–37». 33 Данные строки были написаны М. Е. Губониным в 1968 г., когда Московская Патриархия находилась под тяжелым игом «князя мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

444. Василий Всеволодович, святый князь и чудотворец ярославский, сын (по местному преданию в Ярославле, старший из двух сыновей) Всеволода – Ивана Константиновича, первого князя ярославского 581), от брака с Ольгой Олеговной, в иночестве Мариной, княжной курской ) – Род. в Переяславе-южном (полтавском), в 1229 г, наследовать отцу,убитому Таварами, на р. Сити, 4 марта 1238 г.; вместе с другими князьями, ходил в Орду про свою отчину», и отпущен Батыем в 1239 г.; ходил в Орду ещё два раза, в 1244 и 1245 гг.; ум. во Владимире на Клязьме, приехав сюда для свидания с родственником своим, св. Александром Невским 12), 8 февраля 1249 г. – Тело его, погребенное в ярославском Успенском соборе, найдено нетленным, в 1501 г., я с того времени , находилось открытыми мощами, которые, обгорев в пожаре храма, в 1744 г, хранятся теперь в ковчеге. Память этого князя совершается в Ярославле ежегодно, 3 июля. – Был женат, с 1245 г., на Ксении, известной только по имени ), от брака с которою имел, как полагают, единственную дочь Марию ), за св. Фёдором Ростиславичем Чёрными, князем можайско-ярославским ). – Примечание. Не была ли также дочерью св. Василия младшей, Анастасия 273), тело которой погребено в Ярославле, в древней Петропавловской церкви бывшего монастыря? 445. Василий Всеволодович 445. Василий Всеволодович. – Так, в родословии Мономаховичей, приводимом Софийской Первой Летописью (Полн. Собр. Летоп. т. V, с. 90), именуется осьмый из десяти сыновей Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимиро-суздадьского 58), тогда как всеми другими родословными считается у этого князя не десять, а восемь сыновей, между.которыми Василия – нет . 446. Василий Глебович 446. Василий Глебович, каязь звенигородский, из племени князей черниговских, сын Глеба Александровича, без удельного князя звенигородского, внук Александра Федоровича, князя звенигородского 261). – Именуется только в родосдовных, как современник конца XIV в. и отец шестерых сыновей, из которых ни один не был уже князем удельным, а от второго, Ивана, прозывавшегося Рюма , пошел угасший род князей Рюминых-Звеингородских . 447. Василий Григорьевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

58 Нужно думать, что после неудачной попытки (988 г.) отклонить Владимира от церковного союза с греками, папа присылал к нему новые посольства. По свидетельству Ник. летописи, было посольство от папы в 991 г.; в 996 ко Владимиру приходили послы от королей польского и чешского; под 1000 г. упоминается о посольствах ко Владимиру от папы и королей чешского и польского, с которыми Владимир жил в мире и любви. Нельзя сказать с уверенностью, сопровождали ли послы королей посольство папы и имели ли они общую цель с папой, которая могла состоять в призыве Владимира от греков к Римской Церкви, хотя допущение этого предположения не представляет ничего невероятного и несообразного. Но о целях, какие имели папы, отправляя частные посольства в Россию, не может быть сомнения. Владимир твердо решился войти в ближайший непосредственный союз с греками, а не с латинянами, а посему старания пап окончились любезностью, а не чем-либо существенным 59 , не имели успеха и сношения, бывшие при его внуке Изяславе, как и сношения позднейшие. Главные и достоверные сношения были следующие: 1) при киевском митрополите Иоанне II, в 1080–1088 г.; 2) в правление галицкого князя Романа, в 1204 г.; 3) при сыне его, Данииле Романовиче, в 1245–1247 г.; 4) в княжение Александра Невского, в 1246 г.; 5) при короле шведском Магнусе, предлагавшем в 1347 г. новгородцам состязаться о вере латинской и греческой, и 6) при митрополите Исидора, в 1448 г. Все сношения, исключая одного (сношение Изяслава Ярославича) были по вызову Римской Церкви. Русской Церкви приходилось отвечать на вызовы Рима. В течение всего древнего периода, продолжавшегося около 5 веков (XI-XV вв.), Русская Церковь держала себя уклончиво и замкнуто от Церкви Римской, верная своему духу и данному св. Владимиром направлению в этом отношении. Уступчивая политика Даниила Галицкого (1245–1257 г.) и соглашение митрополита Исидора (1438–1439 г.) на подчинение Русской Церкви папе составляют некоторое исключение в направлении Церкви. Но политика Даниила есть дело частной Церкви, вызвана необходимостью, дело не искреннее, не сопровождавшееся никакими заметными последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010