В рукоп. летописце Николо-Дворищ. собора на обор. л. 5 и 36 под 6600 (1092) год. сказано о построении Вознесенской каменной церкви на Прусской улице. Ср. Ист. разг. о древн. В. Новг. стр. 33. А в Новг. I лет. о заложении Милонегом Вознесенской каменной церкви под 6693(1185). В дополнение к сказанию летописей заимствуем замечательное сказание о бывшей Вознесенской церкви из оставшегося от нее Синодика времен Петра Великого: «В лето 6693 (1185) года месяца мая в 1 день, на память святого пророка Еремия, в четверток 6-я недели по пасце в самой праздник Вознесения Господня на вечерне против пятка, бысть знамение в солнце и в звездах. Итого ради страшливо видения заложиша тысяцкие В. Новаграда и создаша церковь каменную во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, по образу святыя Троицы, троеглавны близ стены градской. И в той святыя церкви устроиша два предела на полатях от южныя убо страны предел архиерея Христова Николая Чудотворца; и освятиша и подписаша настенным подписанием греческими изуграфы пречюдно вельми, елико очи зрящих удивлятися могут, и Божественными иконами и всякою церковною утварью украсиша, якоже лепо бе, и села со многим имением даша на подтверждение той святей церкви, иже бы непоколебимо пребывати во веки, такоже и на пропитание служителем той святыя церкви. Создатели святыя церкви суть вси: Михаил, Терентий, Михаил, Симеон, Иоанн иже прозванием Морозовых, такожде иныя: Михаил, Феодор, Василий, Ипатий и иные многи; еще же и жены: Ульяния, Ксения, Агрипина, иже преставишася койждо в свое время, и погребены быша при той созданной церкви на южной и северной стенах в настенных гробех. И образы подобие их и одежды, яковы носяху, написаны суть и внутрь на церковной стране по южных церковных дверей в написания том 17 лиц. Бяху бо сии создателие града владетели быша по древнему градскому обычаю убо тысяцкие, во иных летописцах посадники именовахуся. Пришествие же их в В. Новгород бяше от Пруския земли во время княжения в. князя Александра Ярославича нарицаемого Невского.» Последнее известие очевидный анахронизм. Но в самом сказании есть и верные факты для истории Вознесенской церкви. О Вознесенской церкви остались иконы и колокол 1720 года в Михайловской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«В то же лето (6700) концяша церковь святых Апостол на Силинищи, и святи архиепископ Григорий на Петров день» 1296 . И во II Новг. летописи также показано: «лета 6693 (1185) поставиша Лукиницы святого Петра на Сенищи» 1297 . Для примирения сих летописей с предыдущими указаниями времени построения церкви можно представить предположение, что в Новг. I и II летописях сказано не о первоначальном построении церкви, восходящей за пределы летописей, а о возобновлении ее, может быть, после пожара. Иначе нельзя объяснить того, чтобы небольшая Петропавловская церковь начата была в 1092, а окончена в 1185 или в 1192 году. Последующая судьба монастыря остается неизвестною, кроме того, что о разорении его вместе с другими монастырями упоминается в 1386 и 1611 годах. Впрочем, при росписи церквей в 1615 году, после шведского разорения были в монастыре две церкви: 1) каменная во имя св. Апостол Петра и Павла, 2) деревянная во имя св. Николая с трапезою 1298 . Теже две церкви оставались и до конца прошлого столетия, исключая того, что деревянная была не во имя св. Николая, а во имя св. Иоанна списателя Лествицы 1299 . Петропавловский монастырь, как видно, не пользовался большими вкладами и не имел вотчин, а содержался от земли, покосов и подаяний. Оттого в 1691 году 19 августа он приписан был к Воскресенскому женскому монастырю, что на Мячине, а вскоре опять отписан и оставлен на прежнем положении. При учреждении штатов в 1764 году, Петропавловский монастырь, как безвотчинный, упразднен, обращен в кладбищенскую церковь для Софийской стороны Новгорода и приписан опять к Воскресенской Мячинской церкви, находящейся от нее расстоянием не более версты. В настоящее время от Петропавловского монастыря осталась одна древнейшая каменная церковь . В продолжении 763-летнего своего существования Петропавловская церковь подвергалась многим переменам; но не смотря на все изменения, она сохранила свое прежнее устройство. Подобно другим древним церквам, она строена из камня и кирпича, в виде равностороннего четвероугольника, восточная часть коего выдается тремя полукружиями. Длина церкви с внешней стороны, без восточных полукружий, 6 сажен, ширина ее также со стенами 5 саж. 2 арш. и 2 вершка. С трех сторон церкви, с северной, западной и южной по три плоских столба или полуколонны (лопатки), выдавшиеся из стен на ¼ аршина. Под кровлею около всей церкви недавно сделан каменный карниз. Кровля прежде была шатровая на 8 скатов с потоками; а теперь на четыре ската по деревянным стропилам покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Над кровлею возвышается круглый трибун с четырьмя просветами, а четыре еще заметны закладенными. Над трибуном возвышается глава на подобие опрокинутой чаши, и над нею яблоко, обитые листовым железом и окрашенные медянкою. Крест на главе медный четвероконечный с четырьмя протянутыми от него тонкими цепями. На трех концах креста по три маленьких крестика, а при подножии его полулуние, обращенное концами к верху.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Не менее отрады находила для себя эта богобоязненная княгиня и в благочестивых деяниях своего супруга, в которых она, несомненно, поддерживала его своим живым сочувствием, а иногда, как увидим далее, и деятельным участием. Известно, что Великий князь Всеволод Георгиевич в продолжение времени с 1185 года по 1196 год занимался особенно много сооружением храмов Божиих: он расширил главный храм своей столицы, построенный св. Андреем Боголюбским, – и на этом храме, вместо одной, засияло пять позлащенных глав; он основал во Владимире Рождественский монастырь, воздвиг небольшой по размеру, но чудный по устройству и наружному благоукрашению храм св. Великомученика Димитрия, а над вратами близ Успенского собора построил храм в честь св. родителей Богоматери 137 . Не говорим уже о многочисленных делах милосердия и сострадательности, которыми украшалось славное правление Всеволода Георгиевича. Все это наполняло святой радостью жизнь Великой княгини. Но не одни ясные дни были в жизни Великой княгини Марии, – изредка проносились темные облака, находили даже и грозные тучи. И в семейной жизни любящее сердце матери не раз испытало печаль, особенно при разлуке с юными дочерьми, которые, при вступлении в замужество, должны были рано оставлять родительский кров и отправляться на жительство в дальние стороны, а также и при разлуке с сыновьями, которые иногда в самых юных, даже в детских, летах отправляемы были на княжение в другие города для блага всенародного. Еще большие скорби должна была испытывать сострадательная душа Великой княгини во время народных бедствий, из которых, как на выдающиеся, летописи указывают на два опустошительные пожара в самой столице – Владимире (в 1185 и 1193 138 годах). Во время первого пожара обгорел и лишился своих благоукрашений златоверхий храм Богоматери (Успенский собор), сгорели: дворец великокняжеский, 32 церкви и едва не все жилища граждан. Тогда-то вот с полной силой и очевидностью обнаружилось благочестие, щедрость и сострадательность державной четы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Период 1028-1081 гг. характеризуется общим ростом напряженности между Патриархами и имп. властью. Уже Алексий Студит при всей своей лояльности ко двору (напр., в деле о 3-м браке имп. Зои) решительно боролся против покушений гос-ва и светской аристократии на монастырскую собственность и пытался утвердить институциональную автономность Церкви (запрет духовенству обращаться в светские суды). Михаил Кируларий, ориентируясь на идею верховенства духовной власти над светской, критиковал действия императоров и всячески подчеркивал свое превосходство над ними. Когда он открыто выступил против попыток имп. Исаака I Комнина использовать часть церковного имущества на нужды обороны империи, Патриарх был низложен. В 60-70-х гг. XI в. Патриарх Иоанн VIII Ксифилин активно вмешивался в гос. дела и твердо защищал права Церкви от притязаний императоров. В период правления династий Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204) ситуация в восточно-христ. мире кардинально изменилась. Потеря империей Юж. Италии, где утвердилась юрисдикция Рима, и М. Азии, где при сельджуках происходила исламизация местного христ. населения, значительно сузила сферу церковной юрисдикции К-поля, и К-польская Церковь столкнулась с неск. проблемами: возрождением в XI в. интереса к античной культуре и распространением в визант. интеллектуальных кругах стремления соединить христ. учение с античной философией; всплеском во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. популярности народных «дуалистических» ересей (павликиане, богомилы); началом (1095) крестоносного движения под руководством папства, угрожавшего позициям К-поля и поддерживаемых им правосл. Патриархатов в восточнохрист. мире; возобновлением в XII в. доктринальных споров (дело Нила Калабрийского , осуждение сочинений Евстратия , евхаристическая дискуссия). Отцы Церкви. Миниатюра. XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 2r) Отцы Церкви. Миниатюра. XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 2r) Имп. Алексей I. Миниатюра. XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 2 r) В этих условиях особую значимость для Церкви приобрела поддержка со стороны имп.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Багдасарян В.Э. «Второй Рим против Третьего Рима»: Исторический генезис конфликта Константинопольского патриархата и русской православной Церкви//Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. 3. С.17–31. Багдасарян В.Э. Россия – Запад: Цивилизационная война. М.: Форум, 2019. 410 с. Багдасарян В.Э. Стратегия Александра Невского в контексте цивилизационных трендов тринадцатого столетия//Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2021. 1. С. 8–21. Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период//Бартольд В.В. Сочинения. М.: Изд. восточной литературы, 1964. Т. 2. Ч. 2. С. 265–302. Бартольд В.В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах//Записки Вост. отделения Имп. Русского Археологического об-ва. Т. 6. 1891. СПб., 1892. 399 с. Бегунов Ю. К. Александр Невский. М.: Яуза-Эксмо, 2009. 336 с. Бегунов Ю.К. История Руси. Т. 3: От начала XIII в. до Куликовской битвы (1380 г.). СПб.: ООО «Контраст», 2014. 428 с. Бек К. История Венеции. М.: Весь мир, 2002. 192 с. Беляев Н.И. Александр Невский. М.: Воениздат, 1951. 84 с. Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М.: Центрполиграф, 2011. 320 с. Брок С. Христология Церкви Востока//Вестник древней истории. 1995. 2 (213). С. 39–53. Буниятов З.М. Государство хорезмшахов-ануштегинидов 1097 – 1231. М.: Наука, 1986. 247 с. Ваджра А. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: Времена 2, Астрель, АСТ, 2007. 544 с. Валеров А.В. Новгород и Псков. Очерки политической истории северо-западной Руси XI–XIV веков. СПб.: Алетейя, 2004. 315 с. Василик В.В. Св. князь Александр Невский и Финляндия (Поход 1256 г., его причины, характер и результаты)//Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2 (19). Выборг, 2018. С. 88–102. Васильев А.А. Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг.: Academia, 1923. 120 с. Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998. 592 с. Васильев А.А. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204–1261). 1923. Пг.: ACADEMIA, 1923. 76 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин VII Порфирогенит («Багрянородный») (сын Льва VI) (913–959, соправитель с 908) Зоя I Карвонопсина («Черноокая») (жена Льва VI) (914–919) Роман I Лакапин (тесть Константина VII) (920–945, кесарь в 919) Христофор (сын Романа I) (921–931) Стефан (сын Романа I) (924–945) Константин (сын Романа I) (924–945) Роман II (сын Константина VII) (959–963, соправитель с 945) Феофано (жена Романа II) (март-август 963) Никифор II Фока (узурпатор) (963–969) Иоанн I Цимисхий (узурпатор) (969–976) Василий II Булгароктон («Болгаробойца») (сын Романа II) (963–1025, соправитель с 960) Константин VIII (брат Василия II) (963–1028, соправитель с 962) Роман III Аргир (муж Зои, дочери Константина VIII) (1028–1034) Михаил IV Пафлагон («Пафлагонянин») (второй муж Зои) (1034–1041) Михаил V Калафат («Конопатчик») (сын сестры Михаила IV) (1041–1042) Зоя II и Феодора Порфирогениты (дочери Константина VIII) (1042) Константин IX Мономах (третий муж Зои) (1042–1055) Феодора Порфирогенита (вновь) (1055–1056, соправительница с 1042) Михаил VI Стратиотик («Старик») (1056–1057) Исаак I Комнин (узурпатор) (1057–1059) Династия Дук Константин X Дука (1059–1067) Евдокия Макремволитиса (вдова Константина Х) (1067/1068 и 1071) Роман IV Диоген (второй супруг Евдокии) (1068–1071) Михаил VII Дука Парапинак («За пинакий») (сын Евдокии и Константина Х) (1071–1078, соправитель с 1060) Никифор III Вотаниат (узурпатор) (1078–1081) Династия Комнинов Алексей I Комнин (племянник Исаака I) (1081–1118) Иоанн II Калоян («Прекрасный») Комнин (сын Алексея I) (1118–1143) Мануил I Комнин (сын Uoahha II ) (1143–1180) Алексей II Комнин (сын Мануила I) (1180–1183) Андроник I Комнин (двоюродный брат Мануила I, узурпатор) (1183–1185) Династия Ангелов Исаак II Ангел (узурпатор) (1185–1195, 1203–1204) Алексей III Ангел (брат Исаака II, узурпатор) (1195–1203) Алексей IV Ангел (сын Исаака II) (1203–1204) Алексей V Дука Мурзуфл («Насупленный») (узурпатор) (1204) Императоры Латинской империи в Константинополе Фламандский дом Балдуин I Фландрский (1204–1205, умер в 1206?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историю Андроника писали жестоко уязвлённые им враги аристократы, но и они, однако, не могут отрицать, что его управление внутренними делами было прямо таки образцовым: податная тягость была облегчена, покупка должностей отменена; роскошные и дорогие придворные празднества прекратились; судьями он назначал честных и неподкупных людей; податным и таможенным чиновникам он повысил жалованье, чтобы сделать их менее доступными подкупу. При этом он сам был в высшей степени общителен: самый малый имел к нему свободный доступ. Может показаться, что старый император как будто хотел своим образцовым правлением похоронить память о страшных преступлениях своей юности и вступления на престол; он был на лучшем пути, чтобы стать популярным и в провинциях, когда вспыхнул мятеж, вдохновляемый азиатским дворянством и руководимый очень влиятельным домом Ангелов. Феодальное дворянство боролось за своё существование: новый вводимый Андроником режим означал его уничтожение. Лопадий, Никея, Пруса отпали; но первый был обратно завоёван зимой 1185 г. Алексеем Враной, остальные города лично выступившим весной в поход императором. Возмутившихся повстанцев постигла суровая по заслугам кара; только Исаака Ангела Андроник пощадил на свою гибель. Исаак Комнин, по боковой линии происходивший из императорского дома, побудил Кипр отпасть и в 1184 г. объявил себя независимым самодержцем. Но подобные бунты были обычным явлением в Византии, и они не погубили бы Андроника. Опасность пришла с Запада. Вскоре после кровавой константинопольской бани 1182 г. убежавшие на своих судах итальянцы начали пиратскую войну, грабя побережье до Солуня и предавая огню церкви и монастыри. Но венецианские и пизанские купцы бездействовали. Тем энергичнее вооружался Вильгельм II Сицилийский (1166–1189 гг.). В июне 1185 г. к Диррахию поплыла армада из 200 судов под предводительством адмирала Маргаритоне и графа Танкреда Лекского, впоследствии последнего норманнского короля. Греческий генерал Иоанн Врана не осмелился сразиться с сильной и испытанной в боях норманнской армией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

владимирский князь совершил поход на Рязанскую землю. На территории последней шла борьба между сыновьями Глеба Ростиславича, из к-рых младшие (Всеволод и Владимир) ориентировались на В. Ю., а старшие (Роман, Игорь и Святослав) - на Чернигов. После победы в столкновениях с рязанцами под Коломной, на Оке, и взятия Борисоглебска владимирский князь привел правителей Рязани в свою «волю». Во время этого похода в плен к В. Ю. в Коломне попал Глеб, один из старших сыновей кн. Святослава Всеволодовича, действовавший вместе с рязанцами. В ответ кн. Святослав, правивший в Киеве и Чернигове, зимой 1180/81 г. совершил нападение на Суздальскую землю. Решающего сражения не произошло, и весной 1181 г. Святослав отступил, на пути в Новгород он сжег Дмитров. Из рук Святослава в Новгороде сел на княжение его сын Владимир, в Торжке - кн. Ярополк Ростиславич. Последний сразу же предпринял боевые действия против владимирского князя, разорив его земли по Волге. В ответ В. Ю. при поддержке союзников из Рязани и Мурома вновь совершил поход на Торжок. Город сдался, Ярополк был взят в плен. Развивая этот успех, В. Ю. добился от новгородцев в 1182 г. изгнания Владимира Святославича и приглашения своего «свояка» Ярослава Владимировича (правил здесь до 1199, изгонялся из Новгорода в 1184 и 1185, вернулся в 1187 при поддержке владимирского князя). Тогда же В. Ю. отпустил из плена Глеба Святославича и заключил с его отцом мир. В 1183 г. В. Ю. совершил большой поход на Волжскую Булгарию и Мордву; помимо полков Суздальской земли в нем участвовали военные силы Юж. Руси. В 2 битвах волжские булгары были разбиты. В. Ю. осаждал столицу серебряных булгар, но не смог взять ее. Тем не менее он заключил выгодный для Руси мир. В 1184 г. В. Ю. отправил послов к киевскому кн. Святославу и митр. Никифору II с просьбой поставить епископом в Ростов Луку , игум. Спасского мон-ря на Берестове. Между тем митрополит уже утвердил др. кандидата - Николая Гречина. В. Ю. настоял на своем, и 11 марта 1185 г. «неволею великою Всеволожею и Святославлею» Лука был поставлен на Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/155472.html

В доминиканском мон-ре Сан-Марко (Флоренция) на фресках работы Фра Анджелико Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г. Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г. (нач. 40-х гг. XV в.) были изображены святые, «а также весьма прославленное Распятие со св. Домиником у его подножия» ( Вазари. 2001. Т. 2. С. 216). В Италии XV в. архитекторы все чаще использовали свободно стоящие колонны с гладким толосом и ордерными капителями, превращая галереи К. в открытые портики-лоджии с высокими сводами, как в К. Сан-Антонио мон-ря Сан-Марко во Флоренции (ок. 1437-1445, архит. Микелоццо ди Бартоломео см.: Лазарев. 1956. Т. 1. С. 76-77; 1959. Т. 2. Ил. 84). Ордерные колоннады оформляют 2 этажа в К. (1500-1504, архит. Д. Браманте) ц. Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Возможно, архитектурный образ монастыря с К. повлиял на типологию итальянских дворцов эпохи Возрождения, «сердцем» которых служил световой колодец-двор. О том, что К. оставался композиционным центром в монастырских ансамблях Зап. Европы, свидетельствует перестройка доминиканской обители Ла-Турет близ Лиона (архит. Ле Корбюзье, 1956-1960), где вокруг него построены бетонные корпуса. Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье Византийское, а вслед за ним древнерус. градостроительство и архитектура не использовали К. как самостоятельную, архитектурно оформленную часть монастырского ансамбля (подробнее см.: Popovi . 2005. C. 170-176). В рус. мон-рях XVI-XVII вв. чаще строили крытые галереи-паперти, в т. ч. для соединения летней и зимней церквей и трапезной, но точных аналогий К. не возникало. К. мог ассоциироваться с образом райского сада, что повлияло на развитие в средневек. иконографии напоминавших о нем изображений, напр., цветущего огороженного сада в изводе иконографии Пресв. Богородицы hortus conclusus, известного в рус. иконописи позднего средневековья и Нового времени под названием «Вертоград заключенный» ; или с храмом царя Соломона ( Dynes.

http://pravenc.ru/text/1841516.html

Уильям из Малмсбери создал Житие П. в 20-х гг. XII в. для аббатства Гластонбери вместе с Житиями др. святых: ученика П. св. Бенигна, а также св. Индракта (Индрехта) и св. Дунстана. Еще один житийный фрагмент, опубликованный Л. Билером, известен как «Коттоновское Житие» (Vita Cottoniana; Lond. Brit. Lib. Cotton Vitellius E. VII), основанное в т. ч. на «Третьем Житии». Житие П., составленное цистерцианцем Джоселином из Фернесса, датируется примерно 1185-1186 гг. (Vita Patricii; BHL, N 6513; «Шестое Житие» у Дж. Колгана), вероятно, в его основе лежит одна из редакций «Третьего Жития»: оно отличается многословием, обилием нравоучительных рассуждений и цитат из Свящ. Писания. Заказчиками этого Жития выступили аббат Ард-Махи Томалтах, св. Малахия и нормандский аристократ Джон де Курси; создание текста было связано с возможным обнаружением ок. 1185 г. в Дун-Летглассе (ныне Даунпатрик, Сев. Ирландия) мощей святых П., Бригиты и Колумбы . Вероятно, впосл. было создано т. н. Глостерское Житие, известное по рукописи кон. XII - нач. XIII в. из Глостера. Краткие жития П. были включены в легендарии позднего средневековья и раннего Нового времени: «Золотую легенду» Иакова из Варацце, «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва, «Каталог святых и их деяний» Петра Наталиса, «Абердинский бревиарий» (BHL, N 6514-6516). В ряде легендариев Житие П. дополняется или даже заменяется рассказом о «Чистилище Патрика». Наиболее ранним памятником гимнографии П. является гимн Audite omnes amantes («Услышьте, все любящие (Бога)»), приписывавшийся св. Секундину ( Bieler L. The Hymn of St. Secundinus//Proc. of the Royal Irish Academy. 1952/1953. Vol. 55. P. 117-127; BHL, N 6495). Алфавитный гимн состоял из 23 строф, каждая из к-рых начиналась с очередной буквы алфавита; составлен не позднее 80-х гг. VII в. (включен в Бангорский антифонарий; см. ст. Кельтский обряд ). О П. в гимне говорится в наст. времени, как о живом человеке; в тексте почти не сообщаются подробности из биографии П.; он восхваляется как избранник Божий, и подчеркиваются его добродетели и качества проповедника.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010