К 1768 г. в К. было 54 насельника; аббатству принадлежали 15 тыс. га лесных угодий и более 4 тыс. га пахотных земель, промышленный район с рудниками, доменными печами и кузницами, дома в Бар-сюр-Об, Труа и Дижоне. Ежегодный доход монастыря составлял более 78 тыс. ливров. Последним аббатом К. стал Луи Мари Рокур (1780-1790). В 1788 г. были перестроены здание б-ки, дом для новициев, пекарня и мельницы; планировалось реконструировать гробницу католич. св. Бернарда Клервоского, покрыть пол хора в церкви мрамором, перестроить сакристию, возвести новую колокольню. Накануне Французской революции в К. было 25 монахов, 10 братьев-мирян и 10 пенсионеров. Филиация К. Из всех цистерцианских аббатств у К. было наибольшее число дочерних монастырей; 1-м дочерним мон-рем К. в 1118 г. стал Труа-Фонтен. К 1153 г. у К. было 66 крупных и 98 мелких дочерних мон-рей, к 1250 г.- 339 (1/2 всех мон-рей ордена), а к концу средневековья - 80 крупных и 365 мелких обителей. Часть мон-рей перешла в орден цистерцианцев из др. конгрегаций. Так, в 1147 г. цистерцианский устав приняло аббатство Савиньи и связанные с ним англ. монастыри. Первым дочерним монастырем К. в Англии стало аббатство Риво (основано в 1132). Благодаря дружбе Бернарда Клервоского с Малахией, архиеп. Арма, влияние цистерцианцев распространилось и в Ирландии. Первой обителью там стало аббатство Меллифонт (основано ок. 1140), вокруг к-рого за 50 лет возникло 24 дочерних мон-ря. Выходцы из К. основали на герм. землях аббатство Химмерод (1134), в Италии - Кьяравалле (ныне в черте Милана; 1135) и Касамари (1140; с ним были связаны 15 дочерних обителей). В Кастилии между 1131 и 1133 гг. было основано аббатство Мореруэла, а в Каталонии - Поблет (1151). В Португалии дочерним мон-рем К. стало аббатство св. Иоанна в Тароке (1143/44). В Швеции цистерцианцы основали аббатство Альвастра (1143), в Дании - Эсром (1151). Последний дочерний мон-рь К.- Шарите-ле-Лезин в еп-стве Лангр - основан в 1432 г., при аббате Вильгельме IV. В 1515 г. все мон-ри К. в Арагоне, Кастилии и Португалии были подчинены аббату мон-ря Поблет, но с 1518 г. аббат К. стал постоянным орденским визитатором в Испании и Италии. Библиотека и сокровищница

http://pravenc.ru/text/1841309.html

Через 37 лет после ухода с Кипрской кафедры Н. М. был поставлен патриархом К-польским. Его избрание пришлось на период глубокого кризиса во взаимоотношениях имп. Мануила I Комнина (1143-1180) и ведомства Великой ц. За 1143-1157 гг. на К-польском престоле сменилось 6 предстоятелей ( Angold. 1995. P. 77-82). Предшественник Н. М. патриарх Косма II Аттик был смещен с престола по обвинению в связях с еретиком-богомилом Нифонтом в февр. 1147 г., и кафедра вдовствовала более полугода. Вероятно, выбор Мануила пал на Н. М. благодаря его преклонному возрасту и по причине малой вовлеченности в политическую жизнь. Возможно, роль сыграла и скандальная история, связанная с оставлением Кипрской кафедры, к-рая, по мнению императора, должна была превратить Н. М. в более зависимую фигуру. Сведения о деятельности Н. М. на Патриаршем престоле малочисленны. В составе Жития свт. Нифонта Новгородского (сер. XVI в.) имеется послание Н. М. к свт. Нифонту с осуждением действий митр. Киевского Климента (Смолятича) (RegPatr, N 1027; греч. оригинал не сохр.; сомнения в аутентичности послания см. в: Poljakov. 1988). Канонист 2-й пол. XII в. Феодор Вальсамон пишет, что Н. М. приказал предать огню Житие прп. Параскевы (Петки) Эпиватской (Тырновской), т. к. оно было «написано каким-то деревенщиной невежественно и недостойно ангельского жития святой», и поручил составить новое Житие диак. Василиску (PG. 137. Col. 733). Вскоре после вступления Н. М. на К-польский престол силы оппозиции стали требовать его низложения. Реальные причины конфликта неизвестны. Никифор Василаки в Похвальном слове Н. М. говорит, что тот заставил Церковь звучать в один голос, а «все шумевшее или иным образом звучавшее несогласно изгнал» ( Niceforo Basilace. 1977. P. 146). Однако, какие именно шаги Н. М. на Патриаршем престоле скрываются за словами Василаки, неизвестно. Вероятно, речь Василаки была произнесена перед клиром собора Св. Софии, когда голоса против Н. М. уже были слышны, но имп. Мануил I еще не высказал свое мнение. Формально аргументы противников Н. М. состояли в том, что, покинув Кипрскую Церковь, Н. М. не только прекратил попечение о кипрской пастве, но и сложил с себя архиерейское достоинство, поэтому его нахождение на К-польской кафедре незаконно. Аргументация сторонников Н. М. нашла отражение в трактате Николая, еп. Мефонского, «О споре в связи с положением патриарха и об иерархии» (Περ τς π τ καταστσει το πατριρχου ντιλογας κα περ εραρχας) ( Ανδρνικος (Δημητρακπουλος), ρχιμ. 1866. Σ. 266-292). Во вступлении еп. Николай прославляет императора как борца с ересями и просит его призвать к порядку смутьянов, требующих отречения патриарха. В основной, диалогической части трактата Николай развивает мысль о том, что требование отречения нелогично и выдвигающие его смешивают общее (архиерейское достоинство) и частное (кафедру).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КИННАМ [греч. Ιωννης Κνναμος] (до 1143, К-поль? - после 1185), визант. историк, автор сочинения, известного под названием «Изложение деяний счастливого порфирородного василевса господина Иоанна Комнина и повествование о деяниях его прославленного сына порфирородного василевса господина Мануила Комнина» (Επιτομ τν κατορθωμτων τ μακαρτ βασιλε κα πορφυρογενντ κυρ Ιωνν τ Κομνην κα φηγσις τν πραχθντων τ οιδμ υ ατο τ βασιλε κα πορφυρογενντ κυρ Μανουλ τ Κομνην). Сведения об И. К. содержатся в основном лишь в его сочинении. Вероятно, он происходил из знатной к-польской семьи, представители к-рой служили в гражданской администрации. Возможно, его учителем был известный визант. ритор Никифор Василаки . И. К. был грамматиком (секретарем) имп. Мануила I Комнина (1143-1180), в 50-60-х гг. сопровождал императора во время многочисленных военных кампаний на Балканах и в М. Азии. Никита Хониат в своей «Истории» упоминает, что И. К. участвовал в богословских диспутах в К-поле в правление имп. Андроника I (1183-1185). Свергнутый и казненный император неоднократно упоминается в сочинении И. К., но без к.-л. осуждений по его адресу, что позволяет считать, что исторический труд И. К. был завершен до 1185 г. Сочинение И. К. дошло до нас в 5 рукописях: Vat. gr. 163 (XIII в.), Neap. III B 26 (XVI в.), Vat. Barber. 167, 192, 242 (все XVII в.). В древнейшей и лучшей из них (Vat. gr. 163) испорчено заглавие и утрачены последние листы, т. о., подлинное название работы не установлено. Повествование охватывает период с 1118 по 1176 г.- от начала правления имп. Иоанна II Комнина до событий византийско-тюрк. войны в М. Азии, предшествовавших битве при Мириокефале 1176 г. Из-за повреждения рукописи финал сочинения И. К. неизвестен. По жанру работа И. К. близка к образцам классической античной историографии. Автор рассказывает о современной ему эпохе как очевидец или человек, близко знакомый с подробностями тех или иных событий.

http://pravenc.ru/text/471300.html

Допускалось наследование по женской линии и в Испании. Например, такая величественная фигура, как Изабелла Католичка (1474-1504) была объявлена в 1468 г. наследницей Кастильского престола, а в 1474 г. стала королевой Кастилии после смерти своего единокровного брата Энрике IV (1454-1474). Интересно, что порядок наследования престола был определен не древним законом или обычаем, а непосредственно королем Хуаном II (1406-1454) в его завещании . В Португалии, после того, как король Санчо II (1223-1247) был лишен власти, новым венценосцем стал Афонсу III (1248-1279), ссылавшийся на династические права своей жены, графини Матильды де Даммартен (1202-1259), королевы-консорт в период с 1248-1253 гг. V . Но и с преемственностью власти по мужской (сыновней) линии все обстояло не так однозначно, как это иногда кажется. Как известно, наследование является лишь одним из видов преемственности власти . И даже наследование «по крови», как показывает многовековая практика, вовсе не предполагало в автоматическом режиме передачу власти старшему из сыновей. Правящий монарх обычно останавливал свой выбор на отпрыске, демонстрирующем превосходные личные качества, а также на том, кто рожден «в пурпуре», вовсе игнорируя принцип старшинства . Более того, история многократно демонстрирует нам картины передачи власти вообще посторонним людям, не связанным с монархом никаким родством. Приведем несколько типичных примеров. Умирающий герой Византии император Иоанн II Комнин (1122-1143) неожиданно для всех объявил на смертном одре, что передает власть не старшему сыну Исааку, а младшему, Мануилу I (1143-1180). Сравнив для обоснования своего выбора в присутствии армии характеры обоих сыновей, царь подытожил: «Итак, примите этого юношу как царя, и Богом помазанного, и по моему избранию вступающему на престол» . После того, как царевич Андроник отказался выкупать своего отца Иоанна V Палеолога (1341-1376; 1379-1391) из венецианского плена, василевс назначил своим преемником другого сына – будущего императора св. Мануила II Палеолога (1391-1425). Оскорбленный старший сын организовал два заговора, второй из которых был удачным, и вскоре короновался под именем Андроника IV Палеолога (1376-1379) вместе со своим сыном Иоанном VII Палеологом (1377-1390). Впоследствии наступило примирение, и Андроник вновь был объявлен наследником престола. Но после его смерти царем стал св. Мануил .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Подчинив силой оружия Антиохийское княжество, Иоанн предпринял дипломатические меры против державы норманнов в Южной Италии. После периода упадка государство норманнов приобретало новый блеск. Рожер II объединил под своей властью Сицилию и Апулию и на Рождество 1130 г. короновался в Палермо королевской короной 866 . Взлет норманнского могущества в Южной Италии угрожал как Византии, так и Германии, на основе чего началось сближение двух держав. Против нового норманнского королевства Иоанн II заключил союз с Лотарем, а после его смерти – с Конрадом III. Пизу также удалось включить в антинорманнский фронт: в 1136 г. Иоанн подтвердил торговому городу привилегии, которые ему в свое время предоставил его отец 867 . Тем самым Иоанну удалось укрепить свои тылы при проведении активной политики на Востоке, поскольку проблема Антиохии еще не была окончательно решена. Отношения с государствами крестоносцев все более осложнялись, а в 1142 г. князь Антиохии, побуждаемый латинским духовенством, отступил от заключенных с императором соглашений. Император решился на новый поход против Антиохии, который должен был оказаться прелюдией к более крупному предприятию: по всей вероятности, Иоанн питал надежду восстановить византийское господство в Палестине. Впрочем, смерть положила конец его замыслам. Раненный на охоте отравленной стрелой, император Иоанн II умер 8 апреля 1143 г. 868 Результатами его активной и целеустремленной политики были рост авторитета византийского государства, усиление его военного могущества и значительное восстановление византийского господства на Востоке и на Балканах. Оба старших сына Uoahha II , Алексей и Андроник, умерли еще в 1142 г. Согласно его последнему волеизъявлению, императорский венец перешел к его четвертому, младшему сыну Мануилу. Мануил I (1143–1180) оказался блестящим правителем, обладающим многочисленными талантами. Он был прирожденным полководцем и храбрым воином, лично не боявшимся никакой опасности. Но прежде всего он был хитроумным дипломатом и государственным деятелем с грандиозными и смелыми идеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умер по­сле про­дол­жи­тель­ной болезни. Иоанн II Ком­нин/Иоанн Ком­нин (Кра­си­вый) 1092–1118, 1118–1122, 1122–1142, 1142–1143/1087–1143 Цар­ство­ва­ние он про­вел в бес­пре­рыв­ных во­ен­ных по­хо­дах. Это бы­ло вре­мя наи­выс­ше­го мо­гу­ще­ства Ви­зан­тии в пе­ри­од прав­ле­ния ди­на­стии Комнинов. На охо­те по­лу­чил ра­не­ние от отрав­лен­ной стре­лы и вско­ре умер. Алек­сей Комнин 1122–1142/1106–1142 Яв­лял­ся со­пра­ви­те­лем сво­е­го от­ца Иоан­на II Ком­ни­на с 16–17 лет вплоть до сво­ей смер­ти. Был стар­шим бра­том им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла Комнина. За­бо­лел во вре­мя во­ен­но­го по­хо­да и умер. Ма­ну­ил I Ком­нин/Ма­ну­ил Ком­нин (Ве­ли­кий) 1142–1143, 1143–1180/1118–1180 Опи­рал­ся на про­вин­ци­аль­ных мел­ких и сред­них фе­о­да­лов и на про­вин­ци­аль­ные го­ро­да; раз­да­вал зем­ли и кре­стьян фе­о­да­лам, ино­зем­ным ры­ца­рям. Пы­тал­ся огра­ни­чить цер­ков­ное зем­ле­вла­де­ние и экс­кус­сию мо­на­сты­рей. Стре­мил­ся при­оста­но­вить про­ник­но­ве­ние ве­не­ци­ан­ско­го ку­пе­че­ства в Византию. Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи мо­на­хом (прах на­хо­дит­ся в афон­ском мо­на­сты­ре Пантократор). Алек­сей II Ком­нин/Алек­сей Комнин 1180–1183/1169–1183 Каз­на не­щад­но рас­хи­ща­лась ца­ре­двор­ца­ми, рас­тра­чи­ва­лась на пи­ры и уве­се­ле­ния, а го­су­дар­ствен­ные де­ла при­шли в пол­ное за­пу­сте­ние. Юный им­пе­ра­тор со­вер­шен­но не ин­те­ре­со­вал­ся го­су­дар­ствен­ны­ми де­ла­ми, по­свя­щая все свое вре­мя развлечениям. За­ду­шен те­ти­вой лука. Ан­д­ро­ник I Ком­нин/Ан­д­ро­ник Комнин 1183–1185/1118–1185 Бо­рол­ся про­тив ари­сто­кра­тии, стре­мил­ся укре­пить бю­ро­кра­ти­че­ский ап­па­рат, уни­что­жить кор­руп­цию. Его по­ли­ти­ка вы­зва­ла не­на­висть к не­му зна­ти, ко­то­рая, ис­поль­зо­вав его не­уда­чи в вой­не с си­ци­лий­ски­ми нор­ман­на­ми, под­ня­ла мятеж. Же­сто­ко убит в ре­зуль­та­те переворота. Ди­на­стия Ангелов Иса­ак II Ан­гел/Иса­ак Ангел 1185–1195, 1203–1204/1156–1204 Че­ло­век был об­ра­зо­ван­ный, но да­же по ви­зан­тий­ским мер­кам на­чи­сто ли­шен­ный со­ве­сти. Для еды ис­поль­зо­вал свя­щен­ную утварь. За де­ла им­пе­ра­тор брал­ся от слу­чая к слу­чаю, и дер­жа­вой управ­ля­ли временщики.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

748 Ср. Confess. X, V, 7. Migne, t. 32, col. 782; р. п. I, 273. «Догматические споры в древневосточной церкви, – замечает выше цитированный нами профессор-историк А. И. Бриллиантов , – сосредоточивались около вопросов о троичности лиц в Божестве и богочеловечестве Христа. Оба догмата, в которых нашло выражение решение этих вопросов древне-церковным сознанием, – необходимо постулировать к вере, так как в них утверждаются положения, превышающие область эмпирической, непосредственно доступной наблюдению действительности. В догмате о Троице утверждается по отношению к абсолютному Духу троичность Ипостасей, причем Ипостась естественно мыслится в человеческом понимании более или менее по аналогии с человеческою личностью. Но для человеческого сознания известна непосредственно и представима лишь единоличная форма существования духа. С другой стороны, форма личного бытия признается обычно неотделимой от природы человеческого духа. Между тем в другом догмате о богочеловечестве Христа, по отношению к Богочеловеку утверждается единство Его лишь Божественной Ипостаси, наряду с исповеданием в Нем цельной человеческой природы». Там же, стр. 3–4. 762 Haec tria (см. выше De Trin. D. XV, VI, 10. Migne, t. 42, col. 1065) ita sunt in homine, ut non ipsa sint homo. Quisque homo habet illa tria in mente. De Trinit. D. XV, VII, 11. Migne, t. 42, col. 1065. 763 Trinitas vera illa... nihil aliud est tota, quam Deus, nihil est aliud tota quam Trinitas. Nec aliquid ad naturam Dei pertinet quod ad illam non pertineat Trinitatem. De Trin. XV, VII, 11; col. 1065. Nec in uno Deo sit illa (summa) Trinitas, sed unus Deus. De Trinit. D. XV, XXIII, 43. Migne, t. 42, col. 1090. 768 In iliis vero Summae simplicitate naturae, quae Deus est, quamvis unus sit Deus, tres tamen personae sunt: Pater, Filius et Spiritus Sanctus. De Trin. XV, XXII, 42. Migne, t. 42, col. 1090. 770 Incommutabiliter inter se ac semper aequalis – De Trinitate XV, XXIII, 43. Migne, t. 42, col. 1090. 771 De Trin. XV, XXII–XXIV, 42–44. Migne, t. 42, col. 1089–1091; cnfr. XV, XIV, 23; col. 1076–1077; – с. XXI, n. n. 40–41; с. XVII, n. n. 28 et 29; с. VII, n. 12 etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ученое прозвище А.- Doctor magnificus (Чудесный доктор). Ему принадлежат ок. 30 сочинений по богословским, философским, логическим вопросам. Условно можно выделить 3 периода лит. деятельности А.: 1) философско-богословский (1070-1090), 2) богословский (1090-1105), 3) философский (1105-1109). 1-й период К 1-му периоду относится первое большое соч. «Monologion» (или «Soliloquium» - Разговор с самим собой, 1078), к-рое представляет собой очерк догматического богословия. Следующее соч., «Proslogion» (или «Alloquium» - Разговор с собеседником, 1079), содержит онтологическое доказательство существования Бога. К «Proslogion» примыкает «Liber apologeticus contra insipientem» (Апология против безумца), где А. защищает свое доказательство от возражений мон. Гаунило, приора мон-ря в Мармутье, к-рый в своей кн. «Liber pro insipiente» (Книга в защиту безумца) высказывает возражения на онтологическое доказательство. В 1080-1085 гг. были написаны диалоги «De grammatico» (О грамотном); «De veritate» (Об истине), в к-ром дается определение истины, разбирается отношение различных видов истины к единой истине; «De libero arbitrio» (О свободе выбора), в к-ром А. ищет совершенное определение свободы выбора и приводит разновидности этой свободы. К 2 последним диалогам непосредственно примыкает «De casu diaboli» (О падении диавола, 1085-1090), где А. рассматривает вопрос о происхождении и сущности зла. Это последний диалог, написанный им в мон-ре Бек. 2-й период Перед посвящением в архиепископа Кентерберийского (1093) А. написал «De fide Trinitatis» (О вере в Св. Троицу) и «De incarnatione Verbi» (О воплощении Слова), в них излагается учение о Св. Троице с помощью рациональных аргументов и осуждается номинализм Росцеллина . В 1098 г. в Италии А. завершил свое главное христологическое соч. «Сиг Deus homo» (Почему Бог стал человеком), где развивается ставшая для католич. Церкви общепризнанной юридическая теория Искупления как удовлетворения (satisfactio) за оскорбление Божественного величия, а также разбираются христологические проблемы. В этот же период А. было написано соч. «De conceptu virginali» (О непорочном зачатии), с ним связано более позднее «De originali peccato» (О первородном грехе, 1107-1108), эти сочинения посвящены вопросам происхождения и природы зла, распространения первородного греха на все человечество, очищения от этого греха в Крещении, участь некрещеных младенцев, святость и приснодевство Богоматери и др. «De processione Spiritus Sancti» (Об исхождении Св. Духа) первоначально представляло собой речь А. на Соборе в Бари (1098), посвященном истолкованию веры против учения правосл. Церкви. 2 сочинения - «De sacrificio azymi et fermentati» (О пресном и квасном хлебе в евхаристическом приношении), или «De azymo et fermentato» (О пресном и квасном хлебе), и «De sacramentis ecclesiae» (О Таинствах Церкви) - представляют собой ответ А. на вопрос еп. Варлаама Наумбургского о Св. Дарах. 3-й период

http://pravenc.ru/text/115688.html

правление. В 1137 г. И. К. вступил в Сирию и вынудил кн. Раймунда Антиохийского принести вассальную присягу Византии. На Антиохийский Патриарший престол был возвращен правосл. патриарх, поставленный в К-поле, а лат. патриарх Радульф был изгнан. В Сирии византийцы захватили неск. укрепленных пунктов и тем самым упрочили положение крестоносных гос-в. Тем не менее И. К. не решился осаждать Халеб (Алеппо), а осада г. Шайзар (Сезер) принесла ему лишь контрибуцию местной мусульм. общины. Поход послужил укреплению престижа Византии в ближневост. делах, однако не принес прочного успеха, поскольку И. К. не мог держать свои главные военные силы длительное время вдали от основных владений империи. По возвращении И. К. в К-поле был вновь устроен триумф. В 1139-1140 гг. И. К. был вынужден вернуться к войне с Данишмендидами, к-рые за предыдущие годы сумели оправиться от поражений. Византийцы напали на новую столицу султана Мехмеда Неокесарию (ныне Никсар, Турция), однако осада города не принесла им успеха. В 1142-1143 гг. И. К. начал 2-й большой поход в Сирию. К этому моменту влияние Византии на крестоносцев вновь уменьшилось; в 1140 г. в Антиохии был восстановлен латинский Патриарший престол. В 1142 г. войска И. К. вновь продвинулись в Киликию и готовились к дальнейшему движению на Восток, но их планы были сорваны. Во время охоты И. К. случайно поранил себе руку отравленной стрелой и вскоре умер, передав власть сыну Мануилу. Лит.: Лопарев Х. М. Брак Мстиславны//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Пападимитриу С. Д. Брак рус. княжны Мстиславны Добродеи с греч. царевичем Алексеем Комниным//ВВ. 1904. Т. 11. C. 73-98; Kurtz E. Unedierte Texte aus der Zeit des Kaisers Johannes Komnenos//BZ. 1907. Bd. 16. S. 69-119; Chalandon F. Jean II Comnene (1118-1143) et Manuel I Comnene (1143-1180). P., 1912; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Ostrogorsky G. Autokrator Johannes II und Basileus Alexius//SK. 1938. Vol. 10. P. 179-183; Browning R. The Death of John II Comnenus//Byz. 1961. Vol.

http://pravenc.ru/text/469754.html

Др. историческое сочинение - «Деяния имп. Фридриха I Барбароссы» (Gesta Friderici) - О. Ф. не успел завершить. К июню 1157 г. он закончил 1-ю книгу и часть 2-й книги. По поручению императора в марте-июне 1160 г. труд был доведен до конца Рахевином (ок. 1120-1170/77), писцом, капелланом и нотарием О. Ф. Сохранилось 3 рукописи XII в. из Юж. Германии; рубежом XII и XIII вв. датируется копия с экземпляра, сделанного Рахевином для имп. Фридриха Барбароссы (Paris. lat. 18408). Однако в дальнейшем это сочинение оставалось малоизвестным: от XV-XVI вв. осталось лишь 9 неполных списков «Деяний...» ( Wattenbach, Schmale. 1976. S. 56). Работая над этим произведением, О. Ф. опирался на 7-ю книгу своей «Хроники...», посвященную событиям от времени начала борьбы за инвеституру до 1146 г., а также на документальные источники и дипломатическую переписку. Рахевин, завершивший это сочинение, привлекал законодательные документы, письма и грамоты. Основную информацию оба хрониста черпали из устных свидетельств современников и собственных наблюдений. Сведения о жизни и деятельности О. Ф. приводит Рахевин. Среди др. источников, позволяющих реконструировать биографию О. Ф.,- Анналы мон-ря Клостернойбург, нем. и франц. хроники, королевские и имп. дипломы сер. XII в., а также переписка Вибальда из Ставло († 1158), одного из наиболее влиятельных придворных 1-го герм. короля из династии Штауфенов - Конрада III (антикороль в 1127-1135, рим. король в 1138-1152). Жизнь Семья О. Ф. принадлежала к высшей южногерм. знати. Его отец - Леопольд III Святой, маркграф Австрии (1095-1136), происходил из древнего рода Бабенбергов. Мать - Агнесса († 1143), дочь имп. Генриха IV (1084-1105), в 1-м браке была замужем за Фридрихом I, герцогом Швабии (1079-1105). Т. о., по материнской линии О. Ф. приходился имп. Генриху IV внуком, его наследнику кор. Генриху V (1098-1125, правил самостоятельно с 1106, император с 1111) - племянником, кор. Конраду III - родным братом, а имп. Фридриху I Барбароссе - дядей. Братья О. Ф. занимали важнейшие посты в империи: Леопольд IV († 1143) был маркграфом Австрийским (с 1136) и герцогом Баварским (с 1139), Генрих II († 1177) - маркграфом (с 1141, с 1156 герцог) Австрийским и герцогом Баварским (1141-1156), во 2-м браке (с 1148/49) был женат на Феодоре († 1184), племяннице визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Третий брат О. Ф.- Конрад († 1168) был епископом Пассау (1148-1164) и архиепископом Зальцбурга (1164-1168).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010