655 Нам неизвестно, ни кто такой этот александриец, ни упоминающиеся ниже Елевтерий и Катананк. 656 Астролябия – угломерный инструмент, еще с античности употреблявшийся для астрономических, геодезических и астрологических наблюдений. О средневековой астролябии см. Destombes, Un astrolabe carolingien... 657 Логическое мышление – τχνη λογικ. В других случаях сообразно контексту мы переводим это выражение «словесное искусство», «словесность» (см. прим. 559). Ф. Дэльгер (рец. на «Buckler, Anna Comnena...», S. 303) предлагает читать τχνη λογαρικ, т. е. «искусство исчисления». Ласкарис Комнено (Lascaris Gomneno, Obseruacion...) считает необходимым заменить τχνη λογικ на τχνη μαντικ (т. е. «пророческое искусство»). Статья Ласкариса Комнено известна нам по аннотации в ΒΖ, 45, 2, 1952, S. 428. 658 Достойной владыки... Анна вторично (см. Введ., 4, стр. 55) цитирует Еврипида (Эол, фр. 15). 659 В отсутствии выдержки – ως μικροψυχσανα. Глагол μικροψυχεν и существительное μικροψυχα четырежды встречаются в тексте «Алексиады» (см. такжеХ, 2, стр. 287; XI, 3, стр. 268; XIV, 4, стр. 385), и только в последнем случае слово употреблено в своем классическом значении – «малодушие». Шопен и Е. Доуэс переводят μικροψυχα как «легкомыслие». 660 Т. е. 1 декабря 1083 г. В своем повествовании Анна возвращается на два года назад. 661 Рождение и крещение детей в императорской семье сопровождались пышными церемониями и народными празднествами (см. Bréhier, Les institutions..., рр. 34–36). 662 Анна была «удостоена диадемы», поскольку она еще в младенчестве была обручена с Константином Дукой – соправителем Алексея. 663 См. Предисл., стр. 14. 664 Имеется в виду Мария. 665 Между 1 сентября 1087 г. и 31 августа 1088 г. 666 Будущий император Иоанн II Комнин (1118–1143). 667 Иоанн был назначен соправителем Алексея и коронован не сразу после рождения, а по крайней мере в возрасте 3– 4 лет. Так, Феофилакт Болгарский в речи, обычно датируемой январем 1090 г. (см. прим. 780), упрекает Алексея за то, что он не назначает своего сына соправителем. Сама Анна говорит, что она воспитывалась в доме матери своего жениха Константина до 8 лет (т. е. до 1091 г.) и упоминает о несчастьях, постигших ее в этом возрасте. Можно думать, что эти несчастья были связаны с низложением малолетнего Константина – прежнего соправителя Алексея. А это низложение было, по-видимому, следствием коронации Иоанна (см. Предисл., стр. 14). В документах неаполитанского архива Иоанн впервые упоминается как соправитель Алексея с 1092 г. (см. Васильевский, Византия и печенеги, стр. 145).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний († 1073. 10 июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосий (! 1074. 3 мая), «начальник общего жития монашеского в России», подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев... Преподобный Нестор летописец († 1114. 27 октября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий († около 1090 г. 14 февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г. 18 июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный († 1110. 7 августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским († 1108. 31 января); Прохор Лебедник († 1007. 10 февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер († 1071. 5 октября), великий целитель; Агапит († 1095. 1 июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый Праздник на возглас «Христос воскресе» ответствовали почивавшие в пещерах угодники; Никола Святоша († 1143. 14 октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Игорь Олегович (5 июня), убитый в 1147 г. киевлянами; Марк гробокопатель († в XII в. 29 декабря); Алипий († 1114. 17 августа), замечательный иконописец, «доброе извык хитрости иконней, иконы писать хитр бе зело», отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта), замученный в 1096 г. корсуньским жидом на кресте по образу Христа Спасителя. Спиридон и Никодим просфорники († XII в. 31 октября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворения; Арефа затворник († 1190. 24 октября), избавленный от греха любостяжания, и многие, многие, просиявшие в великой Лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начинает о. Феофан с напоминания общего направления развития начальной школы, говорит о введении церковно-приходских школ (любимое детище К. П. Победоносцева ), отданных «в непосредственное ведение духовенства», о главном предмете таких школ – Законе Божием, о том, что «все другие предметы должны быть поставлены от него в более или менее тесную зависимость» c.1147]. Как это уже указывалось в церковной периодической печати, программа церковно-приходских школ меньше по объему и легче программы земских и министерских школ. Обратное впечатление может производить лишь подробность записи этой программы. Далее о. Феофан напоминает о важности законоучительской деятельности для священников. «Духовенство наше издавна, с принятия христианства при Св. Владимире Равноапостольном смотрело на школьное образование народа как на свою прямую обязанность. Много теряет во время жатвы земледелец, не удобривший земли и не успевший вовремя посеять: столько же теряет и пастырь в духовной жатве, если золотое время школьного образования прошло без должного сеяния слова Божия на молодых восприимчивых сердцах детей» c.1142–1143]. «Самое церковное богослужение с проповедью – сильнейшее в руках пастыря средство для религиозно-нравственного воспитания народа – окажется более благотворным, если народ школьным образованием в духе закона Божия будет подготовлен» к его пониманию. Способствует законоучительство и укреплению авторитета пастыря. Недостатки же школьного воспитания приводят к суевериям и обрядоверию, «что и служит упреком для нас со стороны сектантов» c.1142–1143]. Далее о. Феофан переходит к более конкретным указаниям по преподаванию в церковно-приходской школе. В основных принципах воспитания он снова опирается на указания «Пути ко спасению» свт. Феофана Затворника , и мы снова встречаем описание церкви как скинии для детей. Образование должно носить воспитательный, а не научный или чисто учебный характер. Иначе получается, что «при выполнении учебной программы имеют в виду главным образом приготовление старших учеников к выпускному экзамену на получение льготного по воинской повинности свидетельства 2 , что несомненно должно отодвигать на задний план вопрос о воспитании» c.1146].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Bréhier. Vie et Mort. Bréhier L. Vie et mort de Byzance. Le Monde Byzantin, I. Paris, 1947. (L’évolution de l " humanité; 32). Bréhier-Aigrain . Bréhier L., Aigrain R. Grégoire le Grand, les États barbares et la conquête arabe. Paris, 1938. (Histoire de l " Église depuis les origines jusqúà nos jours, publ. par A. Fliehe et V Martin; T. 5). Byzantinoslavica. Praha, 1933-. Bury . Admin. System. Bury J.B. The Imperial Administrative System in the Ninth Century, with a Revised Text of the Kletorologion of Philotheos. London, 1911; repr. New York, (1958). Bury . Constitution Bury J.B. The Constitution of the Later Roman Empire. Cambridge, 1909. Bury . Eastern Rom. Empire. Bury J.B. A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basile I (802–867). London, 1912. Bury. Later Rom. Empire (1) Bury J.B. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395–800). 2 vol. London, 1889. Bury . Later Rom. Empire (2) Bury J.B. A History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosius I to the Death of Justinian (395–565), 2 vol. London, 1923. Byzantion. Bruxelles, 1924-. Byzantinische Zeitschrift. Leipzig; München, 1892-. The Cambridge Ancient History. Cambridge, 1923–1939.12 vols. Chalandon . Alexis I. Chalandon F. Essai sur le regne d " Alexis I Comnene (1081–1118). Paris, 1900. Chalandon . Domination normande. Chalandon F. Histoire de la domination normande en Italie et en Sicilie. 2 vol. Paris, 1907. Chalandon . Les Comnènes II. Chalandon F. Les Comnènes IÏ Jean Comnène (1118–1143) et Manuel Comnène (1143–1180). Paris, 1912. Chapman . Michel Paleologue. Chapman С . Michel Paléologue, Restaurateur de l’Empire byzantin. Paris, 1936. Charanis . Monastic Properties. Charanis P. The Monastic Properties and the State in the Byzantine Empire//DOP 4 (1948). P. 51–119. Charanis . Palaeologi and Ottoman Turks. Charanis P. The Strife among the Palaeologi and the Ottoman Turks, 1370–1402//Byz 16 (1942/43). P. 286–315. Charanis . Short Chronicle.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

παρκλητος (адвокат) II: 355,996; cp. I: 407. II: 422,1292. παραχπτω I: 785,335. Паралипоменон 1-я книга II, 55 (II: 810,1260)· Паралипоменон 2-я книга IX, 29 (II: 444). XI, 1 сл. (II: 446), XV, 17 (II: 285,764). παρπτωμα I: 313. 314. 323. Pargol (преддверие к жилищу Иеговы) I: 770,301. Парсизм по соотношению с иудейством и христианством II: 515,362. 628,596. 643,808. 657,827. 811,1260. 819. 823,104 990. 1001,117. 1147,1301. «Парусия» (I: 479 сл. II. 249) в первохристианстве и у Ап. Павла – важнейший догмат (II: 377,1069 618.1272), а не чисто иудейского происхождения, причем якобы отвергается (I: 513–5. 531,204. 532. 539. 541–2. 543–5. 547–9. 551–2. 557–8. 633. 639. 643. 849,518), а в период между 1 и 2Кор. под влиянием личных удручений и миссионерских разочарований у благовестника происходит перелом в сторону эллинизма, когда принимается мысль о соединении со Христом непосредственно по смерти человека (I: 484 сл. 486. 502. 503. 520. 525. 555. 602. II: 590–1)· Паскаль I: LXI,472. Патриархи I:. 857,536. Первосвященники иуд. в римскую эпоху I: 154–5,21. Переводы и парафразы библейские запрещались в иуд. II: 869. Петр Апостол (I: XXVI. 148. 150. II: 255,659. 1257) и его столкновение с Павлом в Антиохии (I: 111. 132). Петра Ап. послания I: 813,390. II: 959. 1026,343. Петра Ап. 1-е послание I, 4 (II: 493). I, 13. III, 19. 20 (II: 429,1). III, 21 (II: 1226). Петра Ап. 2-е послание III, 10–13 (II: 628,696). πεττεειν II: 1143,1280 1144. Печатию называется и крещение и обрезание II: 1176. Пинхас бен-Иаир рав. 67 II: 1143,1277. Платон филос. I: 130,232. II: 270,724. 403,1198 469. 496–7. 529. 599. Общия указания (I: 860,536. 870,555. II: 31,31. 33,35. 356,996. 421,1284. 477. 668. 1109) и разные мнения о ней – о ее значенияприменении и т. п. (II: 435 сл. 439 сл,). Ее происхождение – палестинское (II: 622,663. 806,1250), от Соломона (II: 435. 439) и с евр. оригинала (II: 439 сл.); автор–александрийский иудей (II: 450 сл. 771. 806), Филон (II: 449. 805,1249), или из христ. эпохи (II: 460 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

А вскоре вновь стала актуальной никогда и не исчезавшая норманнская угроза. Только теперь во главе воинственных захватчиков стоял не герцог Апулии, а уже Сицилийский король Рожер I Отвиль (1130–1154), которого в 1130 г. антипапа Анаклет II (1130–1138) венчал королевской короной 402 . Это событие также не лишено интриги, поскольку рождение нового монарха Европы явилось следствием раздиравшей Рим схизмы. Законно избранного папу Иннокентия II (1130–1143) город не принял, и тот искал спасения и убежища у Французского короля Людовика VI Толстого. В сентябре 1130 г. в Этампе был срочно созван Собор галльских епископов, подтвердивших свою верность Иннокентию II. На этот раз солидарность с французами продемонстрировали и германцы, направившие к папе посольство с выражением преданности и верности 403 . В это время Западный император Лотарь II (1133–1137), избранный в 1125 г., после смерти Генриха V, королем Германии, вступил в жестокую борьбу с Фридрихом Гогенштауфеном (1105–1147), герцогом Швабии, захватившим часть родовых владений покойного императора, поскольку его мать Агнесса (1072–1143) приходилась тому родной сестрой. За антипапу хлопотали жители Вечного города, чрезвычайно полюбившие его, за Иннокентия II – германские епископы. В этой ситуации король выбрал сторону папы, надеясь на поддержку германского епископата. В 1132 г. король отправился в Рим, чтобы обеспечить права папы, но потерпел неудачу. Впрочем, видя рвение Лотаря II, Иннокентий II 4 июня 1133 г. венчал его главу императорской короной, после чего германец удалился к себе на родину, предварительно принеся папе клятву верности. В свою очередь, настроение германских архиереев также легко объяснимо: Иннокентию II симпатизировал главный лидер эпохи св. Бернар Клервоский (1091–1153). Высокий и худой, основатель знаменитого монастыря Клерво в Шампани, великий проповедник и аскет, он был духовным знаменем своего века. Как всегда, симпатии и антипатии определяли некоторые субъективные факторы. В первую очередь Бернар невзлюбил антипапу Анаклета за то, что тот был выходцем монастыря Клюни, который аскет откровенно и открыто презирал. По мнению Бернара, затеяв доброе дело реформ, клюнийцы со временем предались разврату «мира сего», полюбив власть и роскошь. А, во-вторых, Анаклет имел еврейские корни. Разгневанный Бернар даже написал королю германцев характерное письмо, в котором, между прочим, были следующие строки: «Мне не подобает призывать людей к битве, и все же я говорю Вам со всей ответственностью, что долг поборника Церкви – защитить ее от безумства схизматиков. Ибо является оскорблением для Христа, что отпрыск евреев занимает престол святого Петра».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Още веднъж по въпроса за старобълг. преводи на Протоевангелието на Яков//Лингвистични студии. Вел. Търново, 1994. С. 71-80; она же. Германов сборник от 1358-1359 г.: Изслед., изд. на текста. София, 2006. С. 80-84; Творогов О. В. Евангелие Иакова//СККДР. Вып. 1. С. 119-120; он же. Древнерус. четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 3-33; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 82-85, 110; СтБл. 1992. С. 377-378; Ivanova K. Bibliotheca Hagiografica Balcano-Slavica. Sofia, 2008. S. 192-194 (3а-д), 309 (3), 383 (4а-б), 498 (6а-б). А. А. Турилов Иконография Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Влияние текста И. П. на иконографию можно отметить с V в., прежде всего в наличии апокрифических деталей в композициях «Благовещение» и «Рождество Христово». Рассказ И. П. об избрании Девы Марии в числе др. дев для изготовления завесы для Иерусалимского храма после Ее обручения с Иосифом и о том, что по жребию Ей выпало прясть коккин и пурпур, нашел отражение в композиции «Благовещение», где Богоматерь держит в руках веретено и пурпурную пряжу (ранние примеры - рельеф саркофага из ц. Сан-Франческо, Равенна, после 400; мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-445). Сцена «Благовещение у колодца», также основанная на И. П. (напр., на пластине слоновой кости на окладе Евангелия из сокровищницы Миланского собора, V в.), вошла в житийные циклы Богоматери, а в поздневизант. период - в иллюстрации акафиста . История исцеления высохшей руки повитухи, усомнившейся в приснодевстве Богородицы, запечатлена в композиции «Рождество Христово» на пластине слоновой кости трона архиеп. Максимиана (сер. VI в., Архиепископский музей, Равенна), а изображение этого персонажа и сцена омовения Младенца Христа с VI в. становятся традиц.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 –1056) Михаил VI Стратиотик (1056–1057) Исаак I Комнин (1057 –1059) Константин Х Дука (1059 –1067) Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071) Роман IV Диоген (1068 –1071) Михаил VII Дука Парапинак (1071 –1078) Никифор III Вотаниат (1078–1081) Алексей I Комнин (1081 –1118) Иоанн II Комнин (1118 –1143) Мануил I Комнин (1143 –1180) Алексей II Комнин (1180–1183) Андроник I Комнин (1183 –1185) Исаак II Ангел (1185 –1195 и 1203–1204) Алексей III Ангел (1195 –1203) Алексей IV Ангел (1203 –1204) Алексей V Дука Мурфузл (1204) Константин XI Ласкарис (1204–1205) Императоры Никейской Империи Феодор I Ласкарис (ок. 1205–1221/22) Иоанн III Дука Ватац (1221/22–1254) Феодор II Ласкарис (1254 –1258) Иоанн IV Ласкарис (1258 –1261) Михаил VIII Палеолог (1259–1261) Императоры Латинской империи крестоносцев Балдуин I Фландрский (1204–1205) Генрих I Фландрский (1205–1216) Пьер де Куртене (1217) Иоланта де Куртене (1217 –1219) Роберт де Куртене (1219 –1228) Балдуин II (1228 –1261) Иоанн де Бриень (регент в 1231–1237) Императоры после восстановления Византийской Империи Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (1282 –1328) Михаил IX Палеолог (1295–1320) Андроник III Палеолог Младший (1325–1341) Иоанн V Палеолог (1341 –1391, с перерывами в 1376 –1379 и 1390) Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) Матфей Кантакузин (1353 –1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 –1403) Мануил II Палеолог (1391–1425) Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) Константин XII Палеолог Драгаш (1448–29 мая 1453) Деспоты Мореи Мануил Кантакузин, сын Иоанна VI (1348 –1380) Матфей Кантакузин, сын Иоанна VI (1380 –1383) Дмитрий Кантакузин, сын Матфея (1383) Феодор I Палеолог, сын Иоанна V (1383–1407) Феодор II Палеолог, сын Мануила II (1407 –1439, с 1428 -совместно с братьями Константином и Фомой) Константин Палеолог (1428–1449) Фома Палеолог (1443 –1460) Дмитрий Палеолог (1449 –1460) Патриархи Константинополя. Список

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010