1086, конец –1087, -начало (?) борьба Алексея с Илханом 1087, весна – поход Челгу на Византию 1087, 1 августа – солнечное затмение во время переговоров с печенегами 1087, лето – Алексей выступает в Адрианополь 1087 (?) – осуждение ереси Нила 1087 (?) – осуждение ереси Влахернита 1087, август –1090, начало- поражение Алексея от печенегов у Силистры, два мирных договора с печенегами 1087, сентябрь – – рождение императора Иоанна Комнина 1088, август 1088–1089 (?) – захват Чаканом островов и прибрежных городов 1089 (?) – изгнание Льва Халкидонского 1089 (?) – появление Лжедиогена 1089, конец-1090, начало (?)- встреча Алексея с Робертом Фризским 1090, весна – приход печенегов в Хариополь; поражение архонтопулов 1090, лето – прибытие всадников Роберта Фризского 1090, лето-осень – борьба Алексея с печенегами во Фракии 1090, осень-зима – экспедиция Константина Далассина против Чакана ок. 1090 – паломничество Петра Пустынника в Иерусалим 1091, начало – наступление печенегов на Константинополь 1091, 16–19 февраля – экспедиция Алексея в Хировакхи 1091, 29 апреля – окончательное поражение печенегов 1091, май – заговор Ариева и Умбертопула 1091, после мая (?) – разбирательство дела Иоанна Комнина 1091, лето-осень – кампания Алексея против сербов 1091, лето-осень – бегство Григория Гавры из Константинополя 1091, осень – укрепление Алексеем границ с Сербией 1091 – посольство Алексея к Урбану II 1091 (?) – назначение Феофилакта архиепископом Болгарским 1091 (?) – коронация Иоанна Комнина 1091–1092, осень-зима – подготовка Алексея к борьбе с Чаканом 1092, начало – вызов Иоанна Дуки из Диррахия 1092, весна – экспедиция Иоанна Дуки против Чакана 1092, лето – карательная экспедиция на Крит и Кипр 1092, лето-осень – обмен посланиями между Алексеем и Мелик-Шахом 1092, ноябрь – смерть Мелик-Шаха 1092 – избрание Килич-Арслана никейским султаном 1092 (?) – заседания синода, осудившего Льва Халкидонского 1092 (?) – переход Лжедиогена к куманам 1093, зима-весна – экспедиция Константина Далассина против Чакана; гибель Чакана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращаясь к судьбе Константина и его матери, мы предполагаем, что охлаждение между ними и Алексеем точно так же было следствием появления на свет мужеской отрасли в царственном семействе Комнинов. В 1092 году, как будет ниже показано, Иоанн был действительно провозглашен императором и соправителем своего отца. Около этого времени, нужно думать, прекратились возглашения Константина и Анны, ο которых последняя так сожалеет; около этого времени Константин Дука лишился императорского титула. Принимая слова Зонары в точном буквальном смысле, мы должны предположить, что Константин потерял свое высокое положение несколько ранее провозглашения Иоанна императором, ибо Зонара говорит, что некоторое время титул царский оставался у одного Алексея Комнина. На существование охлаждения между императором Алексеем и его прежнею благодетельницей и названною матерью около 1090 года указывает и следующее обстоятельство: Анна Комнина воспитывалась первоначально в доме царицы Марии и только на восьмом году возраста была взята оттуда своим отцом (Anna p. 72). Так как она родилась в декабре 1083 года, то этот факт относится к 1090–1091 годам. Совпадение его со временем провозглашения сына Алексеева императором не лишено значения. Итак: 1) Константин Дука носил титул императора несомненно со времени воцарения Алексея Комнина до 1083 года и еще несколько лет после этого года; 2) он потерял этот титул около 1090–1091 года; 3) что касается до времени, когда его мать оставила царский образ жизни и начала вести монашеский, надев черную одежду, то, быть может, это случилось несколько ранее, чем у ее сына был отнят императорский титул, ибо Зонара ставит впереди изменение в ее положении; во всяком случае это произошло не тотчас после воцарения Алексея, а в такое время, когда можно было подозревать некоторое принуждение, то есть, существование вышеупомянутого охлаждения, следовательно около 1088–1090 годов. Полного разрыва, впрочем, не было и в 1091 году. Мария, несмотря на монашескую жизнь, владела обширными поместьями в разных местах империи (Anna p.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде решить, какому митрополиту Ефрему могло быть приписано освящение св. Софии киевской? Ибо митрополит Феопемпт лицо известное – он современники Ярослава и управляли русскою церковью несомненно раньше митрополита Илариона; а лице митрополита Ефрема довольно загадочное. У историков наших один митрополит Ефрем полагается непосредственно после митрополита Иллариона, так как, по новгородскими летописям, митрополит Киевский Ефрем производили суд над новгородскими епископом Лукой Жидятой (Лука Ж. Епископ Новг. с 1034–1060 г.; Поли. Собр. Русских летоп. III, 122; V 139); он же приемствует митрополиту Илариону и по Палинодии Захарии Копыстенскаго. Другой митрополит Ефрем по летописям известен после митрополита Uoahha III (1090 г.). У историков наших 3 он называется скопцем, бывшими казначеем великого князя Изяслава, одним из первых постриженцев преподобного Антония, упоминаемыми в житии преподобного Феодосия 4 . Киевским митрополитом в летописях однако он не называется. В 1090-м году, по случаю освящения им сооружённой и и освящённой церкви св. Михаила в Переяславле, ему даётся титул митрополита тоя церкви, т. е. Церкви св. Михаила. в следующем 1091 г. он называется просто епископом Переяславскими, хотя и первенствует между епископами, участвовавшими в перенесении мощей преподобного Феодосия. Епископом также Переяславскими, а не митрополитом, называете его и Симон, епископ Суздальский, в послании к Поликарпу, иноку Печерскому. Управление его Переяславскою епархиею не восходить далее 1072 г., ибо в 1072 году известен по летописям переяславский епископ Петр. Который же Ефрем освящали св. Софию? Очевидно последний, живший в княжение Всеволода и Святополка – Михаила, не мог совершать освящение св. Софии при Великом князе Ярославе. Сомнительна даже и принадлежность ему митрополичьяго сана, так Как митрополитом он называется в летописи один раз, а епископом три раза. А если принять в соображение, что освящение созданной Ефремом в Переяславле церкви св. Михаила происходило в том же 1090 году, в котором по смерти митрополита Иоанна 2 -го Янка привела к нам из Греции митрополита Uoahha III – скопчину, то Ефрема 2-го можно даже и вовсе не считать митрополитом киевским до 1091 года; ибо зачем было Янке приводить к нам митрополита, если у нас был уже митрополит Ефрем?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Современник, писавший это слово, говорит, что событие перенесения случилось в нашу память и именно при великом князе Киевском Всеволоде Ярославиче, и что скоро за тем установлен был праздник в память события, хранимый верными людьми и до сего дня. Таким образом, время как самого перенесения мощей, так и установления вслед за тем праздника в память его, представлялось составителю слова уже на некотором, хотя и небольшом, отдалении от него. То и другое он представлял совершившимся в княжение великого князя Всеволода, следовательно, до 1093 г., в котором Всеволод уже скончался 99 . Далее в слове говорится, что в третье лето по перенесении мощей святителя Баряне послали к папе Герману (Урбану II) просить, чтобы он прибыл с епископами для перенесения мощей святителя в новую великую церковь . Папа пришел, перенесение совершено и сотворили «в похвалу святому праздник в той день, творимый и до сего дня». Так как перенесение мощей святителя в г. Бар совершилось в 1087 году; то последовавшее в третье лето после сего перенесения мощей его в великую церковь , сопровождавшееся праздником в память первого, имело место в 1089–1090 году, если только дать веру этому указанию на третье лето. Впрочем, это указание на третье лето можно понимать и так, что чествование дня перенесения мощей святителя совершилось в 1089–1090 г. лишь с особенной торжественностью и с этих пор стало более общим. Но этим не устраняется и то, что чествование это началось у самих Барян еще прежде, т. е. с самого года перенесения ими мощей в свой город. Временем происхождения Барского праздника определяется приблизительно и время усвоения его Русью, где, как мы прежде замечали, могли очень скоро узнать о барском событии и о празднике в память его. Итак, праздник этот установлен Русью в один из 1087–1090 годов. Считаем вероятным, что он мог быть установлен в русской церкви еще при митрополите Иоанне II, который стал митрополитом около 1077 года и был им еще 14 августа 1089 года, когда освящал великую Киево-печерскую церковь , но в этом же году и скончался, и имел преемником Uoahha III .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1072–1079. 1072  или (Коссов) 1068. 1079. 1072–1079. 6)     Ефрем I. Упоминается в 1055 году. 6)    Ефрем I. – Упоминается в 1055 году. Ефрем, 1055 г. 7)    Иоанн II – с 1080. 1080–1089. 1081–1089. 1080–1089. 7)    Георгий. 1065–1079. Георгий. Упоминается под 1072 и 1073 Георгий 1067–1077. 8)    Иоанн III – с 1089 по 1090. 8) Иоанн II: 1080–1089. Иоанн II: 1077–1089. Иоанн II: 1077–1089. 9)    Ефрем – с 1091 (моск. кат.) или 1092 (Коссов). 1091–1096. 9) Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1091. 10)  Николай. ок. 1104 (Коссов и Никоновская летопись) или 1106 (киевский каталог). 1097–1106. 1097–1106 или 1104. 1102–1106. 10) Ефрем II. 1092–1097. 10) Николай. Упом. 1097–1101. Ефрем, 1092–1097. 11)  Никифор – с 1106 или 1107 (киевский каталог) или 1104 (Коссов и Никоновская летопись). 1121 (по Нестору). 1104, а «по другим» 1106. 1121. 1104, а «по другим» 1106 или 1107. 1121. 1106 или 1107; ум. ок. 1112. 11) Николай. Упом. 1097–1101. 11) Никифор I: 1073–1121. 11) Николай. 1097–1102. 12)  Никита: 1122–1126. 12) Никифор I; 1104–1121. 12) Никита 1122–1126 или 1127 (по Кнат. л.). Никифор: 1103–1121. 13)  Михаил II: 1130 или 1131 (по киевскому летописцу) до 1145. 1147. После Михаила Палинодия «из помяника киевского» считает митрополитом Константина; «но, замечает Евгений, в иерархических каталогах он несчитается» (стр. 75). 1127–1145. Кирилл и Константин сомнительные – О Константине замечено почти тоже, что и в «Истории киевской иерархии». 1130 или 1131 – 1147. 13) Никита: 1122–1126. Михаил: 1131–1145. Никита: 1122–1126. 14)  Климент: 1147–1156. 14) Михаил II: 1130–1145. Климент: 1147–1155. Михаил II: 1129–1145. 15) 15) Константин I – с 1156 (Коссов) до 1158. 1156–1159. 1157–1159. 15) Климент: 1147–1155. 15) Константин: 1156–1158. Климент: 1147–1154. 16)  Феодор – с 1160 (киевский каталог) до 1163 (иерархические каталоги и др.). 1159–1163. 1160–1163. Константин I: 1156–1159. Феодор с 1161 до 1162 или 1163. Константин: 1155–1159. 17)  Иоанн IV – с 1164  г. (Несторов продолжатель) или 1171 (Палинодия и виевский каталог) или 1176 (Коссов) – до 1166 (Несторов продолжатель и московский каталог) или до 1170 (Палинодия?! Ссылки на Палинодию должные: там ч. III, разд. II, арт. 1, стр. 1104 – 1045 в IV т. «Рус. истор. библиотеки» помечен только один год 1170-й – вступления Uoahha IV на митрополичий престол  и вовсе не упомянут год смерти). Такова же ссылка и в речи о м. Матосе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С сер. XVI в. М. все реже упоминается в источниках. В османскую эпоху его положение по отношению к главным политическим и экономическим узлам региона оставалось таким же периферийным. Путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленький городок, полный античных и средневек. руин. Население, занимавшееся прежде всего животноводством, составляли курды, арабизированные туркмены, с кон. XIX в. к ним добавились переселившиеся с Кавказа черкесы, после 1915 г.- армяне. Начиная с эпохи франц. мандата население стало быстро расти: в 1932 г. оно насчитывало 2 тыс. чел., в 1960 г.- 8,5 тыс., в 1981 г.- 30,8 тыс., в 2012 г.- 78 тыс. Подъем региона в последние десятилетия был связан со строительством плотин на Евфрате и с сельскохозяйственным освоением приевфратских степей. Известные епископы М. Филоксен (325), Феодот (378 - после 381), Луций (394), Александр (несторианин, низложен; до 431-435), Панолбий (444), Иоанн, Стефан (до 448 - после 457), Кир (монофизит, низложен в 484), Филоксен (Ксенайа; монофизит; 485-519), Феодор (553), Стефан (кон. VI в.), Михаил (?) (787), Николай (?) (787), Агапий (1-я пол. X в.), Иоанн (XI в.), Никон (XII в.), Константин (XII в.). Епископы Сирийской яковитской Церкви: Иаков (564), Фома (600), Иосиф (685), Иоанн (790), Сергий (между 818 и 845), Авраам (между 818 и 845), Симеон (между 846 и 873), Иоанн (между 878 и 883), Михаил (между 887 и 896), Феодор (между 923 и 935), Иаков (между 936 и 953), Тимофей (между 986 и 1002/3), Филоксен (митр. М. и Гишры; между 986 и 1002/3), Филоксен (между 1031 и 1042), Афанасий (между 1086 и 1088), Филоксен (между 1090 и 1129), Игнатий (между 1090 и 1129), Иоанн (между 1090 и 1129), Бар Андреас (1130, низложен), Бар Туркая (епископ М. и Телль-Башера; XII в.?), Дионисий (1155), Филоксен (между 1166 и 1199), Афанасий (до 1253 - после 1264). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 925-930; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. Beirut, 1965r. P. 36-39; Chabot J.-B. Les évêques jacobites du VIIIe au XIIIe siècle d " après la Chronique de Michel le Syrien//ROC. 1899. Vol. 4. P. 444-451, 495-511; 1900. Vol. 5. P. 605-636; Pauly, Wissowa. Suppl. Bd. 4. Sp. 732-742; Devreesse R. Le patriarchat d " Antioche depuis la paix de l " église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 283-284; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 66-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 782-783; Elisse eff N. Manbidj//EI. 1991. Vol. 6. P. 377-383; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2; 1998. Т. 3; Todt K.-P. «Notitia» und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jh.//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9. S. 173-185; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 19993. P. 159.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Мы приведем здесь синодальные постановления по порядку патриархов, при которых они изданы, следуя Афинской Синтагме и новейшему собранию этих постановлений, издаваемому при Константинопольском патриархате 274 . 1 . Николай I (895–906, 911–926) 275 . Определение о соединении, изданное в 920 году по поводу распри о тетрагамии, которое восстановило мир между церковью и государством 276 . 2 . Сергий (999–1019) 277 . О монастырских пожертвованиях, изданное в мае 1016 года 278 . 3 . Алексей (1025–1043) 279 . Из времен этого патриарха сохранились 2 синодальных постановления, а именно: а) о монастырях, созданных приношениями частных лиц, и о других важных вопросах относительно митрополий, архиепископий и епископий, изданное в 1027 году 280 , и б) о различных делах, касающихся всех митрополий и архиепископий, изданное в 1028 году 281 . 4 . Михаил I (1043–1058) 282 . О священнике, состоящем в браке, воспрещенном канонами 283 . 5 . Константин III (1059–1063) 284 . О священнике, совершившем убийство и извергнутом 285 . 6 . Иоанн VIII (1064–1075) 286 . Постановление от 16 февраля 1065 года, воспрещающее священникам вести перед судом тяжбу за других 287 . 7 . Николай III (1084–1111) 288 . Кроме канонических ответов, о которых мы уже упомянули, и других весьма важных синодальных постановлений о браке, имеется еще два определения Николая, о которых необходимо здесь упомянуть, а именно: а) одно о вознаграждении за церковное служение 289 и б) другое, в котором, на основании канонов и государственных законов, он доказывает императору Алексею Комнину, что епископии не должны отдаляться от митрополий 290 . 8 . Лев (1134–1143) 291 . О наказаниях лиц, занимающихся колдовством 292 . 9 . Михаил II (1143–1146) 293 . Синодальное постановление от 20 августа 1143 года о низведении епископа, не поставленного канонически 294 . 10 . Николай IV (1147–1156) 295 . О священниках, осужденных подлежащею властью и апеллирующих в высший суд 296 . 11 . Константин IV (1154–1156) 297 . Синодальное постановление об убийцах и в частности о священниках, совершивших убийство 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В XI–XV веках Святой Иосиф – неизменный персонаж канонических композиций «Рождество Христово», «Сон Иосифа», «Сретение», «Бегство в Египет» монументальной византийской живописи храмов (Рождество Христово. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Принесение во храм. Начало XI в. Мозаика. Монастырь Осиос-Лукас, Дельфы, Греция; Сон Иосифа. XI в. Фреска. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Атени Сиони, Грузия; Рождество Христово. 1100 г. Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни, Греция; Рождество Христово. 1143–1151. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо, Сицилия; Рождество Христово. 1143–1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сон Иосифа. Бегство в Египет. 1143-1150. Мозаика. Палатинская капелла, Палермо; Сретение. XII в. Фреска. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков; Путешествие в Вифлеем. 1316–1321. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1316–1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул; Сон Иосифа. 1316-1321.Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе, Стамбул, Турция; Рождество Христово. 1497. Икона. Кирилло-Белозерский художественный музей-заповедник, Кириллов). Из этого круга росписей и мозаик хотелось бы выделить фреску XII века из новгородской церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах), в которой отразилась во всей полноте сама суть Святого Иосифа. Источником торжественно-возвышенной композиции «Иосиф ведет Марию в свой дом» (1189 г. Фреска. Церковь Благовещения в Аркажах, Новгород), достаточно редко встречающейся в живописи, могли послужить не дошедшие до нас иллюминированные рукописи Константинополя X–XI веков или специально созданные книги образцов фресок Статная фигура Иосифа значительно выше по росту и крупнее по формам, чем детская фигурка юной Марии. Он представлен не молодым, но и не старым. Убеленный сединами, умудренный годами и опытом человек, с суровым выражением аскетического лица, властным решительным жестом берет за руку робкую и покорную Марию, увлекая ее за собой. Таким образом, выразительным языком поз и жестов подчеркивается значительность фигуры Иосифа в евангельской истории и важность его роли, как хранителя и защитника Девы Марии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В течение первых 15 лет правления М. К. постоянно вмешивался в церковные дела, поставляя и сменяя К-польских патриархов. Вероятно, большинство архипастырей, побывавших на этом посту за это время, по тем или иным причинам не удовлетворяли М. К. В истории К-польской Церкви до османской эпохи политика М. К. в 1-ю половину его правления является почти уникальным примером столь частых смен патриархов в результате вмешательства императора. Вскоре после прибытия М. К. в К-поль летом 1143 г. фактически по его выбору был возведен на Патриарший престол Михаил II Куркуас, монах из монастыря Оксия ( Nicet. Chon. Hist. P. 51-52; Michael Italicos. 1972. P. 77, 292). В авг. 1143 г. митр. Василий Тианский в Каппадокии возбудил дело против 2 подчиненных ему епископов, обвинив их в богомильстве, а также в том, что они были рукоположены с нарушением канонов. К-польский Синод разбирал это дело в окт. 1143 г. и объявил о низложении епископов. Был осужден за богомильство также мон. Нифонт, к-рый выступал в защиту епископов. Окончательно его осуждение было подтверждено Синодом в февр. 1144 г. (RegImp, N 1332e; RegPatr, N 1011-1015; Gouillard. 1978. P. 68-80). Активное участие двора М. К. в этих событиях подчеркивалось присутствием на заседаниях великого друнгария (командующего флотом) Константина Комнина, имп. протасикрита Льва Иканата, а также архиеп. Охридского Иоанна Комнина, к-рый, вероятно, представлял в данном случае не столько свою кафедру, сколько правящую семью. На фоне обострения споров с богомилами в это же время Синод издал постановление, оправдывавшее сожжение богомилов по решению церковного суда, без санкции светских властей (RegPatr, N 1020-1020a). В 1146 г. патриарх Михаил II покинул престол, и его сменил патриарх Косма II Аттик , который вскоре также вызвал крайнее недовольство М. К. По сведениям Никиты Хониата, М. К. получил донос о том, что патриарх пытался устроить заговор, чтобы свергнуть М. К. и посадить на трон его старшего брата Исаака ( Nicet. Chon. Hist. P. 80). 26 февр.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

К. в обход его старшего, оставшегося в живых брата Исаака. По версии визант. историков Иоанна Киннама и Никиты Хониата, Иоанн объяснил свое решение доблестью М. К., к-рую тот доказал в военных походах вместе с отцом. Сразу после смерти Иоанна 8 апр. 1143 г. М. К. приступил к командованию войском в Киликии и фактически возглавил страну. На месте смерти отца он приказал основать мон-рь. Поход в Киликию им был отменен. В К-поль был отправлен великий доместик Иоанн Аксух, к-рый по тайному приказу М. К. отправил под арест дядю М. К. севастократора Исаака и брата М. К. Исаака до возвращения М. К. В июне 1143 г. М. К. вернулся в К-поль и организовал похороны отца в мон-ре Пантократора . Позднее на могилу Иоанна он перенес из Фессалоники плиту саркофага св. Димитрия Солунского (Magdalino. P. 178). В авг. 1143 г. М. К. был коронован в соборе Св. Софии патриархом Михаилом II . В браке М. К. и Ирины (Берты) так и не появился наследник. В семье родились дочери Мария (1152-1182), которая в 1180 г. была выдана замуж за герц. Райнера Монферратского, и Анна (1154-1158). Имп. Ирина умерла 29 авг. 1159 г. Визант. историки сообщают, что М. К. тяжело переживал ее смерть. В дек. 1161 г. в К-поле М. К. женился на кнж. Марии Антиохийской (1145-1182). В этом браке родился Алексей II Комнин (10 сент. 1169 - окт. 1183; император в 1180-1183). Внешняя политика Внешняя политика М. К. на протяжении всего правления была очень активной. Правительство М. К. взаимодействовало с большинством стран и владений христ. Европы, с крестоносцами и мусульманами на Ближ. Востоке. В отдельные периоды М. К. обращал наибольшее внимание на к.-л. одно из направлений (Восток или Запад и т. п.), и, добившись успехов, быстро разворачивал свои дипломатические и военные силы на решение др. задач. Т. о., ему удалось одержать множество частных побед в отношениях с разными странами, но укрепить положение Византии принципиально он так и не смог. В сер. 40-х гг. XII в. интересы М. К. были сосредоточены в основном на ближневост.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010