В Италии Ансельм участвовал в нескольких важных церковных соборах; в октябре 1098 г. он присутствовал на соборе в Бари, где рассматривался вопрос о догматических расхождениях между Западной и Восточной Церковью по поводу исхождения Святого Духа, а в апреле 1099 г. был на Латеранском соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры (акт принесения подданными, в том числе членами церковного клира, присяги королю). В августе 1100 г. умер английский король Вильгельм II. Вернувшись в Англию, Ансельм отказался принести присягу новому королю Генриху I и признать епископов, которым тот выдал инвеституры. Ансельм потребовал от короля неукоснительного соблюдения папских декреталий; так начался еще один его конфликт со светской властью. В 1103 г. Ансельм опять отправился в Рим, чтобы попытаться добиться у папы ослабления строгости папских декреталий в интересах короля Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, он смирился со своим положением изгнанника и вернулся в Англию только после того, как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу. Последние два года жизни (1108–1109) Ансельм посвятил церковным делам. Он созвал собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с епископом Йоркским. Ансельм умер 21 апреля 1109 г. Возможно, он был канонизирован в 1163 г. папой Александром IV. Долгое время Ансельм был местночтимым святым, но окончательно был канонизирован только в 1720 г. папой Климентом XI. Ученое прозвище Ансельма в Средние века было doctor magnificus (“чудесный доктор”). II. Сочинения Весьма условно можно выделить три периода литературной деятельности Ансельма: а) философско-богословский (1070–1090), б) чисто богословский (1090–1105), в) чисто философский (1105–1109). Его литературное наследие значительно — около 30 сочинений по различным богословским, философским и логическим вопросам. Их можно разбить на три большие группы: 1) догматические сочинения, включая чисто философские, 2) аскетические сочинения и 3) письма (см. PL 158–159).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Между 1025 годом, когда скончался Василий II, и 1089–1090 годами, когда Феофилакт стал архиепископом Охридским, в Болгарии многое изменилось. Хотя она и сохранила еще викарные епархии в Македонии, Албании, Греции и Центральной Болгарии, территория архиепископства весьма сократилась. Еще более зловещим было то обстоятельство, что преемники Василия II отказались от его умеренной политики по отношению к завоеванным землям. Византия обложила их немилосердными налогами, что явилось причиной вооруженного мяте­жа в 1040 году, за которым в 1072 году последовал второй, значитель­но более опасный и поддержанный сербами. Он также был жестоко подавлен византийцами, и ко времени прибытия Феофнлакта в Охрид растущее недовольство славян стало еще очевиднее. Архиепископ был главным представителем византийских властей на завоеванных землях после военного губернатора (начальника) бол­гарской провинции, или фемы, который обычно пребывал в Скопле. Хотя император Василий II назначил первым архиепископом Охрида болгарина, все его преемники были греками. Льва, следующего архи­епископа Охридского, император Михаил IV выбрал из дьяконов Св. Софии. Он печально прославился тем, что спровоцировал раскол между Константинопольской и Римской Церквами, выявившийся в 1054 году. По воле патриарха Михаила Керулария Лев Охридский направил представителю патриархии в Риме послание для вручения Папе и всем епископам Западной церкви. В своем послании Лев безоговорочно осуж­дал Латинскую Церковь за употребление опресноков в евхаристии и за субботние посты. В Риме послание вызвало раздражение и гнев, и меж­ду двумя Церквами разгорелся яростый спор, приведший к тому, что 16 июля 1054 года папские легаты положили буллу об отлучении от Цер­кви Льва Охридского и Михаила Керулария на алтарь Св. Софии. На долю Феофилакта, четвертого преемника Льва, выпала задача смягчить последствия правления фанатичного начетчика. Около 1090 года или, возможно, в 1112 году он писал своему бывшему ученику по имени Николай, дьякону Св. Софии, пространный ответ на письмо с вопросами «о заблуждениях латинян в церковных делах». Ясно, что Феофилакт был связан своим положением. Однако он отверг заявле­ние Николая о том, что заблуждения эти были многочисленны. Мно­гие обвинения греков против латинян, писал он, касаются мельчайших расхождений в обрядах и обычаях и носят ребяческий, несерьезный характер. Два же обвинения – употребление опресноков в евхаристии и субботние посты – намного серьезнее. Однако и эти заблуждения, столь сурово заклейменные предшественником его Львом, но мнению Феофилакта, хотя и достойны порицания, все же не столь важны, что­бы разрывать из-за них единое тело Христовой Церкви. В обоих этих вопросах, подчеркивал Феофилакт, прежде всего необходимы терпи­мость и милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

927. Михаиловский – Ефремов, мужской, ныне собор Михаила арх. в гор. Переяславе, Полтавской губ. В летописи Нестора под 6597 (1089) году записано: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила Переяславьская, Ефремом митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущу, бе бо прежде в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды». Около церкви образовался монастырь, разрушенный Батыем в 1239 г. Возобновлен в 1711 г. еписк. Переяславским Захарием Корниловичем, погребенным в Липлянском-Онуфриев- ском мон., в 1715 г. При издании штатов в 1786 г. монастырь упразднен и бывшие здесь мощи преп. Макария, принесенные сюда в 1688 г. из Овруцкого Каневского мон., перенесены в Вознесенский Переяславский мон. “Полн. собр. лет.», I, 78 (игум. Никола Переяслав. 1072 г.), 89 (основ. церкви св. Михаила 1089 г.), 128 ( церковь Михаила развалилась 1123 г.), 134 (здесь погребен кн. Андрей Владимиров. 1141 г.), 193 (землетрясение 1230 г.); II, 4 (погребен Святослав Владимиров. 1114 г.), 44 (кн. Юрий покланялся св. Михаилу), 300 (погребен кн. Ростислав Юрьевич 1150 г.), 320 (погребен Владим. Глебович 1187 г.); V, 146 (перенес. мощей Бориса и Глеба в 1072 г.; игум. Николай), 159 (погреб. Андрей Владим. в 1140 г.); VII, 5 (освящ. церк. св. Михаила 1090 г.), 23 (в 1114 г. погреб. кн. Святосл. Владим.), 25 (в 1124 г. падеся церк. Михаила), 33 (погреб. в 1141 г. кн. Андрея Влад.), 136 (землетряс. 1230 г.), 144 (в 1239 г. разруш. Батыем при еписк. Симеоне); IX, 100 (перенес. мощей св. Бориса и Гл. 1072 г; игум. Николай), 116 (в 1091 г. освящ. церк. Михаила митр. Ефремом), 152 (в 1123 г. падеся цер. кам. св. Михаила), 169 (в 1146 г. моление в цер. св. Михаила кн. Изяслава Мстислав.), 180 (в 1149 г. Изясл. Мстислав. слушал обедню), 186 (в 1150 г. преставился кн. Ростислав Юрьев. и положен близ дядей его кн. Святосл. Владим. и кн. Андрея Владим.); X, 100 (землетряс. в 1230 г.), 114 (разорен татарами в 1239 г.); XV, 181 (в 1090 г. еписк. Ефрем заложи цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таким образом при игумене Матфее вотчинные земли монастыря обогатились новыми восемью приобретениями, причем на покупку их истрачена сумма в 1050 рублей. Главными пунктами, среди которых приобретались новые земли, были Белозерский и Романовский уезды. Здесь монастырские владения увеличились на 179 поселений. К концу (23 января 1558 года) игуменства Матфея за Кирилловым монастырем считалось уже 23 сохи без четверти 1085 . В пределах Пошехонья и Белоозера продолжались приобретения и при игумене Феоктисте, получившем кроме того два пожертвования в Московской области. В 1559 году от околничего Андрея Александровича Квашнина монастырь получил вотчину в Горетовом стану – «сельца Пестушино Петровского Зжеребья» «с садом и с мельницею, да деревню Порфирьевское и с хлебом, что на его пашне сеяно в нынешнем году и в поместье в земле хлеб» 1086 . В том-же году 31 июля боярин Иван Васильевич Шереметев дал, по духовной Якова Стефанова сына Бундова, двор его в Москве с хоромами «на Орбате» 1087 . Что касается Пошехонских земель, то в том-же (7067–1559) году игумен Феоктист купил здесь у Петра Александровича Ухтомского (в Романовском уезде) на Ухтоме село Никитино с 19-ю деревнями и 1 починком за 600 рублей московских «да пополнка конь, да однорятку» 1088 , и у князя Григория Иванова сына Ухтомского и его детей Ивана и Игнатия село Ескино с 9-ю деревнями и 1 починком («а в селе была церковь Николы Чюдотворца») да половину Кузмодемьянской земли за 300 рублей «да пополнка вол» 1089 . Кроме того 30 июля 1559 года игумен Феоктист купил у Ивана, Матфеева сына Монастырева, в Белозерском уезде в Надпорожском стану его вотчину деревню Белавинскую, да деревню Фенятино с Луги и лесы за 50 рублей «да пополнка вол» 1090 , – а у князя Василия Пронского в 7067 г. купил село Сыкино(?) ценою в 150 рублей (но князь не донял 10 рублей) 1091 . Итого, на куплю земель, игумен Феоктист израсходовал не менее (или 1090) 950 рублей московских. При игумене Варлааме князья: Андрей, Василий, Иван, Феодор, Василий Меншой,«княж Ивановы дети Александровича Кривоборского», дали по приказу и по духовной грамоте отца их в Белозерском узде село Танище-старой погост (на реке Суде), 5 деревень (Осечища, Кощелево, Могилицы, Крюково, Рыконец) и 2 пустоши (Вороново и Терехово) 1092 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1071. Появление волхва в Киеве 1072. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую церковь , построенную Изяславом 1073. † Преподобный Антоний Печерский Святослав Ярославич 1073–1075 Всеволод Ярославич, 1075–76 (шесть месяцев) Изяслав Ярославич в третий раз, 1076–1078 8. Иоанн 2,  прибывший не позднее 1077г. (епископы Исаия Ростовский н Герман Новгородский), † 1089 Между 1074г. и 1078г. Появление волхва в Новгороде Всеволод Ярославич во второй раз, 1078–1093 9. Иоанн 3, 1089–1090 (И. 1090–91) Посольство от анти-папы Климента III. 1091. Возвращение от папы посла митрополичьего. – Перенесение мощей преподобного Феодосия из пещеры в великую монастырскую церковь . – Появление волхва в Ростове. Установление праздника в память перенесения мощей Николая Чудотворца в Бар град 9 Мая Святополк Изяславич, 1093–1114 (И. † 1113) 10. Николай, упоминается 1097–1101г. В 1096г. поставлен епископ Новгородский 11. Никифор 1, 1103–1121 (И. 1104– так же) Владимир Всеволодович Мономах, 1114–1125 (И. 1113–1126) 12. Никита, 1122–1126 (И. так же –1127) 1123. Еретик Дмитр Мстислав Владимирович, Великий, 1125–1132 (И. 1126–1133) 13. Михаил, 1131–1145 (первый год И., второй Лаврентьевская). В 1129г. поставлен епископ Новгородский Ярополк Владимирович брат предыдущего, 1132–1138 (И. 1133–1139) 1137. Учреждение епархии Смоленской Вячеслав Владимирович брат предыдущего, 1138 (И. 1139. Две недели) Всеволод Олегович, внук Святослава Ярославина, 1138–1146 (И. 1140 – так же) Игорь Олегович, брат предыдущего, 1146 (И. так же. Две недели) Изяслав Мстиславич 1146–1149 (И. так же) 14. Клим или Климент, 1147–1154 (удалявшиеся с кафедры вместе с Изяславом Мстиславичем; † после 1164г. И. 1147. Поставление Клима в России и раскол с Греческой церковью Юрий Владимирович Долгорукий, 1149–1150 (И. так же) Изяслав Мстиславич во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Юрий Владимирович Долгорукий во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Изяслав Мстиславич в третий раз, с дядей Вячеславом Владимировичем, который выше 1150–1154 (И. так же)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

250 И эта молитва заимствована из чина великого освящения церкви. Здесь она читается также при входе в церковь . Называется обычной молитвой входа, потому что читается всегда на малом входе в чине литургии. См. Служебник. 251 Блаж. Симеон не говорит о том, какая служба совершалась вечером. Можно предполагать, что вечером отправлялось всенощное бдение святому храму, в соединении со службой обновления, которая заключается в Требнике. 253 Выражение: «литии такового храма достигше» (дательный самостоятельный пад.), соответствующее греческому τς λιτς τν τοιοτον ναν λαμβανοσης (родит. самост.) должно быть переведено так: когда лития достигнет такового храма, т. е., когда лития (крестный ход) подойдет к празднующему свое обновление храму. 255 Рукоп. устав Синод. биб. 331 (л. 82 об.) и 382 (л. 144). См. Описание Синод. биб. т. III. стр. 272 и 275. Здесь приведены выдержки из указанных уставов с описанием чина обновления Моск. Успенского Собора. 256 Хотя указания на существование обычая праздновать ежегодно день храмового освящения, встречаются в западнорусских богослуж. памятниках. 257 Например, в Рязани совершается всегда крестный ход из собора в семинарский храм 26 авг. – в день престольного праздника семинарской церкви. 258 Общее елеосвящение совершается в великий четверток в Большом Московском Успенском соборе. См. «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Больш. Успенском Соборе». л. 8 об. 259 В настоящее время чин омовения св. престола в Великий Четверг совершается в одном лишь Успенском соборе в Москзе. «Чин священнослуж. Больш. Усп. Соб.», л. 9. 260 De eccles. officiis. Lib. I, c. 28. Patrolog. Migne, Ser. lat., t. 83, c. 764. См. проф. Красносельцева: «К истории правосл. богослужения», Казань, 1889, стр. 68. 264 Служ. пергам XIIb. в Синод. библ. 604, л. 27 об; (Опис. 341, стр. 10). См Одинцова, Богослуж. в русск церкви до XVI в., стр. 89; прот. Лисицына, Первоначальный славянорусский типикон, СПБ. 1911 г., стр. 97–99. 265 Требн. ркп. Синод. биб. 268, л. 113; 897, л. 525; Служ. ркп. той же библ. 612, л. 105, рукоп. требники Соф. библ. 1036, л 351; 1061, л 17; 1070, л. 450; 1090, л 105; Кирил.-Бел. мон. (СЙБ. дух Акад.) 320 (777), л. 150 об., 518 (785), л 285; Соф. библ. 1085 (725), л. 30; 1090 (опис. 732, стр 145), 1104 (733, л. 231); библ. Киев. дух. Акад. Аа 193, стр. 72; Владим. Александро-Невск. Братства. 88, л. 555–538; Импер. Публ. библ Q. I. 595, л. 135 об.; Q. I, 51, л. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Здесь чувства ненависти к людям нечестивым и беззаконным перемешиваются у пророка с чувствами любви к Богу и ревности о славе Божией, и последствием такого смешения чувств является то, что ненависть к людям беззаконным возбуждает в душе пророка желание, чтобы такие люди не существовали, или были истреблены Господом: «Да исчезнут грешники с земли, – говорит он ( Пс.103:35 ), – и беззаконных да не будет более». И столь ярко выраженная ненависть пророка к беззаконным и нечестивым, как врагам Божиим, без сомнения, относится не столько к лицам, сколько к их порокам, и если эти беззаконники не перестают противоборствовать Богу, то и мы, хотя и обязаны жить в мире со всеми, но должны сильно противостоять враждебным действиям беззаконных, а не молчать, чтобы молчанием своим не оказать содействия их противозаконной деятельности и являться, таким образом, изменниками правды Божией, которую мы должны ревностно защищать. О сем есть выраженные мнения и у наших святителей, Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, из коих первый говорит: «Что же? неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они были и эллины? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела и превратные мысли их. Человек есть творение Божие, а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским» с. 1090]. А второй, т.е. Феодорит, – так «Я привязан к Твоей любви, Владыко, потому-то и люблю, и почитаю истинных служителей Твоих, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но и огорчаюсь против них и истаеваю от них. Ибо я ненавижу их, как законопреступников, а сожалею о них, как о людях, и, по естественной сострадательности к ним, вынуждаюсь оплакивать их, а по причине великого развращения их, я опять гнушаюсь ими» с 1090]. Если эти молитвенные изречения последних стихов поставить в логическую связь с словами предыдущих стихов, в которых пророк выражал ненависть свою и презрение к людям нечестивым и беззаконным, за их беззаконные и кровожадные дела; то сами собою представляются те мысли и чувства, какие могли возникнуть в душе пророка, взволнованной ревностию о славе и правде Божией, попираемых теми беззаконными и грешными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В 1078 г. св. Исаия был рукоположен во епископа г. Ростова, где тогда еще было много грубых язычников. Святитель своей ревностью преодолел все препятствия со стороны неверных: «обходя грады и веси в Ростовской и Суздальской области, идольские капища разоряя, церкви же созидая», он крестил даже самых закоснелых язычников и утверждал в них веру Христову. Он скончался около 1090 г. (по другим, в 1090 г.). В 1164 г., 15 мая, мощи св. Исаии обретены нетленными и теперь открыто почивают в серебряной раке в Ростовском соборе, при выходе из пещерного храма св. Леонтия. По В.М., ныне «обретение мощей св. Исаии». Тропарь, гл. 8. Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Ростову пресветлый светильниче, святителем Богодохновенное удобрение, Исаие премудре: учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною, святителю блаженно, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 3. Яко гром возгремел еси, Божественными твоими учении в Российстей земли, и явился еси светильник пресветел, осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне; темже вопием ти: Христа Бога моли непрестанно о всех нас. Совершается собор его, идеже лежат мощи его и идеже храм его. Парем. и прочее см. 9 мая. + Убиение св . благоверного царевича князя Московского, и всей России нового чудотворца. Сын царя И. Грозного, родившийся в 1582 г., он в царствование брата своего Феодора Иоанновича, живший в Угличе, куда его удалили от Двора вместе с его вдовствовавшей родительницей, был изменнически зарезан ножом, по тайному приказу Бориса Годунова, в 1591 г. В 1606 году мощи св. Димитрия были обретены нетленными и перенесены из Углича в Москву. 86 См. 3 июня. Тропарь, гл. 2. Царскую диадиму обагрил еси кровью твоею Богомудре мучениче, за скипетр крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив от раба заколен еси: и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих, Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

л.867. Послесловие переводчика Псалтыри толковой. Начинается словами: «Изволением отца ... при державе ... великого князя и царя всея Русии Ивана Ва- сильевича, благословением и повелением пресвященнаго архиепископа Макария великаго Новагорода и Пскова преложена бысть сия псалтырь с толкованием ... потружением и послужением грешнаго и малоученаго Дмитрия схоластика ...» л.868. «А се перечень летом от начала мира до настоящего лета 7044 го». Начинается словами: «По нашему рускому счету от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500...» л.1090. «Слово на пренесение мощей Петра митрополита всея Руси», 24 августа. л.1097 об. Похвала на пренесение мощей митрополита Петра. л.1109. «Повесть ко всем полезна ...» (о иконе Владимирской), 24 августа. л.1143. Житие Александра Свирского , «новаго чудотворца», ЗО августа. л.1168 об. Послесловие писца: «Списано бысть житие сие у живоначальной Троицы во обители преподобнаго отца нашего Александра в созданием от него монастыре в лето 7053 во второе на десять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, повелением господина пресвященнаго Макария митрополита всея Русии и по благословению господина пресвященнаго Феодосия архиепископа великаго Новагорода и Пскова. Молю же вы убо отци святии и братва о Христе проходящии житие святаго, не порцете Бога ради тягости на душу мою грешную грубости моея ради, аще и не удобрение зрите или погрешение обрящете, господь наш Иисус Христос Спас всего мира да будет со всеми вами и милость его с духом вашим во веки». л.1179. Козьма Индикоплов (миниатюра во весь лист). л.1387–1387 об. «Вопрошание князя Изяслава сына Ярославля, внука, Володимера Феодосию Печерскаго монастыря о латыньской вере». л.1413, 1428. Максима Грека против ереси звездочетья. л.1447–1470 об. Беседа о богомилах Козьмы пресвитера (Х в.). л.1470 об. Послесловие: «... Подражайте Иоанна презвитера новаго, егоже но вас самех мнози знают бывшаго пастуха и ексарха иже в земли Болгарстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010