94 Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках. 95 Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. 96 Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. 97 Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть. 98 Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. 99 Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. 100 Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. 101 От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. 102 От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. 103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим. 104 От заповедей Твоих разумех, сего ради возненавидех всяк путь неправды. 105 Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. 106 Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея. 107 Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. 108 Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. 109 Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. 110 Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. 111 Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. 112 Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. 113 Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. 114 Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. 115 Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. 116 Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего. 117 Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. 118 Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их. 119 Преступающия непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. 120 Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся. 121 Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя. 122 Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. 123 Очи мои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея. 124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя. 125 Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. 126 Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. 127 Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. 128 Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. 129 Дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя. 130 Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. 131 Уста моя отверзох, и привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах.

http://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-po-...

Западники и славянофилы. Среди наиболее выдающихся представителей русского общества в первой половине XIX века Византия очень часто служила материалом для подкрепления тех или других общественных течений; так, например, некоторые славянофилы 107 черпали из истории Византии данные, полезные для поддержания и исторического оправдания их теорий; западники брали из того же источника данные, которые должны были показать отрицательное значение византийской истории и выяснить всю опасность для России, если бы последняя вздумала следовать заветам погибшей империи. В одном из своих произведений Герцен писал: «Древняя Греция изжила свою жизнь, когда римское владычество накрыло ее и спасло, как лава и пепел спасли Помпею и Геркуланум. Византийский период поднял гробовую крышку, и мертвый остался мертвым; им завладели попы и монахи, как всякой могилой, им распоряжались евнухи, совершенно на месте, как представители бесплодности... Византия могла жить, но делать ей было нечего; а историю вообще только народы и занимают, пока они на сцене, т. е. пока они что-нибудь делают». 108 Другой наш западник, Чаадаев, говорил: «Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. Волей одного честолюбца эта семья народов только что была отторгнута от всемирного братства, и мы восприняли, следовательно, идею, искаженную человеческой страстью». 109 Но надо помнить, что подобные отзывы этих безусловно талантливых и образованных людей не имеют никакой исторической ценности, так как ни тот, ни другой никогда историей Византии не занимались. Но сознание важности изучения Византии было налицо уже у нас в середине XIX века. Один из самых глубоких славянофилов, А. С. Хомяков, в пятидесятых годах писал: «По нашему мнению, говорить о Византии с пренебрежением – значит расписываться в невежестве». 110 В 1850 году знаменитый Т. Н. Грановский писал: «Нужно ли говорить о важности византийской истории для нас, русских? Мы приняли от Царьграда 111 лучшую часть народного достояния нашего, т. е. религиозные верования и начатки образования. Восточная империя ввела молодую Русь в среду христианских народов. Но кроме этих отношений, нас связывает с судьбой Византии уже то, что мы славяне. Последнее обстоятельство не было, да и не могло быть по достоинству оценено иностранными учеными». 112 Успешное решение наиболее важных задач византийской истории, по мнению того же Грановского, возможно было в его время только русским или вообще славянским ученым. На нас лежит, по его словам, некоторого рода обязанность оценить явление, Которому мы так многим обязаны. 113

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

(3) Что ты не забудешь этого дара, за это ручается наша длительная дружба. Я не уговариваю тебя в том, в чем следовало бы уговаривать, не знай я, что ты и без всяких уговоров будешь вести себя в своем новом звании со всей скромностью, ибо получено оно от меня. Заботливее следует беречь честь, если, охраняя ее, охраняешь и благодеяние друга. Будь здоров. 20 106 Плиний Корнелию Тациту привет. Часто идет у меня спор с одним ученым и опытным человеком 107 , которому в судебных речах больше всего нравится краткость 108 . (2) И я согласен, что ее надо соблюдать, если это дозволяется делом. Иначе предательством будет пропустить то, о чем следует сказать; предательством бегло и кратко коснуться того, что следует втолковывать, вбивать, повторять. (3) Для большинства в длинном рассуждении есть нечто внушительное, весомое; меч входит в тело не от удара, а более от нажима: так и слово в душу. (4) Этот человек говорит со мной, ссылаясь на образцы: указывает мне у греков речи Лисия, у нас речи Гракхов и Катона 109 ; большинство их кратки и сжаты. Я предпочитаю Лисию Демосфена, Эсхина, Гиперида и еще многих, а Гракхам и Катону Поллиона, Цезаря, Целия и прежде всего Туллия 110 , самой лучшей речью которого считается самая длинная. Клянусь Геркулесом! как со всем хорошим, так и с хорошей речью: она тем лучше, чем длиннее. (5) Посмотри, как статуи, картины, изображения людей, многих животных и даже деревьев, если они вообще красивы, выигрывают от размера. То же и с речами: даже свиткам величина придает некоторую внушительность и красоту. (6) Эти соображения и множество других, которыми я защищаю эту самую мысль, задевают моего собеседника, в споре неуловимого и увертливого: он утверждает, что речи, сказанные в суде (те самые, на которые я ссылаюсь), были гораздо короче изданных. (7) По-моему, наоборот. Подтверждением служат многие речи многих ораторов, а у Цицерона речь за Мурену и за Варена 111 , в которых дается краткий голый список некоторых обвинений: своего рода оглавление. Отсюда ясно, что при издании он выпустил многое из сказанного в суде.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

93) Не д. присвоить себе вещи, составляющие собственность другого. 94) Не д. пособничествовать людям порочным и преступным в совершении злых поступков. 95) Не д. предаваться водительству насильственных страстей своего характера для того только, чтобы легче и удобнее проявлять над другими собственную власть и силу. 96) Не д. позорить других людей для собственного возвышения и славы. 97) Не д. истреблять без нужды зеленеющие полевые всходы семян, также как и спелые. 98) Не д. расторгать брачные союзы других. 99) Не д. обогащаться разными недозволительными путями и потом гордиться своим благополучием. 100) Не д. счастливо ускользать от заслуженного наказания за проступки и потом говорить о них без всякой стыдливости, – хвастаться за свое молодечество. 101) Не д. приписывать себе заслуги и благодеяния других с перенесением собственных недостатков и грехов на тех же лиц. 102) Не д. женить ближних на своем собственном несчастии и постыдно торговать своими дурными действиями. 103) Не д. приобретать за деньги обманчивые похвалы других ради суетной славы. 104) Не д. тайно скрывать внутри своего сердца вероломство. 105) Не д. унижать людей достигших за заслуги высших почестей. 106) Не д. скрывать свои несовершенства. 107) Не д. пользоваться собственною силою для насилия и угнетения ближнего. 108). Не д. предаваться крайностям зверства и жестокости, наносить раны и совершать смертоубийства. 109) Не д. шить себе дорогие одежды без всякой надобности и рассуждения. 110) Не д. умерщвлять животных домашних и рассекать их мяса на части, без соблюдения предписаний о том обрядника. 111) Не д. терять напрасно или разбрасывать пять родов зерен (без особой нужды). 112) Не д. утомлять и причинять страдания людям и животным. 113) Не д. разрушать цельность чужого имущества и украшаться им самому после захвата. 114) Не д. спускать в реках воду поднятием плотины, и нарочно производить пожары, с целью истребления чужого имущества и повреждения жилой собственности. 115) Не д. ниспровергать добрые планы и предначертания других людей, с намерением воспрепятствовать успешному исполнению оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Если брать дело по существу, то спор об универсалиях был душою всей античной философии. Антиномия среды и индивида, – ν κα πν 102 , – возбуждает греческую мысль до Платона 103 . С установкой идеализма у Платона, споры об универсалиях сами принимают более отчетливый характер, – как в Академии, уже при жизни ее основателя, так же и вне ограды Академии. В диалогах Платона, особенно позднейших, попадаются встречные соображения, направленные против тех или иных аргументаций теории идей, и, притом, соображения, не всегда опровергаемые 104 . Нужно думать, что эти соображения отражают брожение, происходившее в школе Платона. Теоретические несогласия побуждают Аристотеля даже совсем уйти из состава преподавателей Академии и основать собственную школу. Правда, сообщения древних о, якобы, враждебных с тех пор отношениях двух великих философов не только не доказаны, но и, наоборот, признаны простой сплетней. Однако, факт разногласия, и, именно, по вопросу о природе идей, – налицо 105 . Это разногласие не настолько велико, чтобы из-за него нельзя было называть Аристотеля идеалистом; но оно достаточно для признания перипатетического учения о формах за особый тип идеализма. Затем, разногласия различных школ, и, именно, около вопроса об идеях, заостряются. Объединитель философии древности Плотин 106 сделал величественную попытку синтеза различных учений об идеях. Но Плотин – великий представитель не только преходящей философии древности, но и зачинающейся философии Средневековья 107 . К Плотину шла вся античная культура; Средние же века – не случайность без роду и племени, а законный плод античной культуры 108 , так что включение Плотина в число средневековых мыслителей достаточно мотивировалось бы и этим соображением. Но такое положение Плотин получает и с большей прочностью: ведь он вобрал в себя Откровение гораздо глубже, чем сознавался в том: Ветхозаветное – через Филона и многих других (если не прямо из перевода LII); кое-что из Новозаветного – через учителя своего Аммония Сакка, сына христианских родителей, и через гностиков, с которыми полемизировал. Мало того, Фр. Пикавэ доказывает 109 путем тщательного анализа, что Плотин дает «полное и систематическое истолкование» 110 речи св. апостола Павла в Афинском Ареопаге ( Деян. 17:16–34 ). Если так, то тем делается понятной большая сила воздействия Плотина на мысль патриотическую и на мысль схоластическую. И таким-то образом, по преимуществу, через Плотина, античные теории идей заносятся в Средневековье 111 . Для этого последнего, «идеи» оказались практически потребными и приспособленными гораздо более, чем для самой Древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

88 У римлян это благословение долгое время бывало вне Литургии, с популярным наименованием «благословение св. Франциска»; в новом Миссале оно впервые получило свое место, как торжественное факультативное благословение под своим историческим названием «благословение Аарона». 89 См. J. Mateos. Quelques anciens documents sur l " office du soir. Or. Chr. Per. XXXV (1969) p. 366–367. 94 Нам хотелось бы иметь возможность в недалеком будущем предпринять исследование текста молитв глубже, включая в него те молитвы, которые в таблице I фигурируют как [IX], [Х], [XI], [XII], [ ΧIII] и [ ΧIV]. См. rл.VII. 95 Издание докторской диссертации André Jacob. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, должно скоро выйти в свет. По-видимому, эта работа может только обрадовать литургистов так же, как и издание тем же автором знаменитого Codex Barberini grec 336, самою древнего известного евхология, цитированного Гоаром как манускрипт св. Марка во Флоренции. 99 Все рукописи греческие, если не указано противное. По поводу рукописей, находящихся в Советском Союзе, мы рассчитываем добавить сверх того несколько уточнений в этом журнале ввиду предоставленной нам недавно возможности просмотреть их на месте. 103 Две рукописи представляют собой Третий-Шестой Час Великого Поста, где молитва отпуста сопровождает две молитвы верных, а сама она называется «третьей». Син. 957 (IX-X)=Дмитр. II. p. I I и Син. 956 Дмитр. II, р. 17. 107 Ср. И. Фунтулис. цит. статья, с. 275 и слл.: цитата из этою кодекса и многих других, содержащих практику чтения молитв во время псалма 103 в Преждеосвященных. 109 Это единственная вечерняя псалмодия в будничные дни в Мессине в эту же эпоху: M. Arranz, Le Typicon p. 431, index V: Προσκρια: Ko Господу. 111 Они не говорят о псалмодии Преждеосвященных, потому что она была известна всем; Ват. 1970 и Коален 214. для типа В) отсылаются к обычной Вечерни. 112 Ср. И. Фунтулис, цит. ст. с. 293, где автор толкует как статьи – «Славы» Палестинской Псалтыри, Пс. 119 и след., не могут быть идентифицированы с антифонами Константинопольской Псалтыри, состоящих из тех же псалмов; позднее мы вернемся к этому аргументу, с которым мы полностью согласны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В них также имеют место – психологический элемент, заключающийся в их видимой поразительности, – и телеологический, выражающийся в наличности у них высокой религиозно-нравственной цели. Если рассматривать такие чудеса абстрактно, опуская религиозно-нравственное значение их, то в этих поразительных явлениях физической природы можно заметить одни лишь непонятные явления. Таковыми именно чудеса и представляются, например, нерелигиозному физику и погруженному в монизм натурфилософу. Подобное чудо в физической природе, говорит Трауб 100 , называемое miraculum, обозначает особый вид чисто рассудочных чудес; оно действует исключительно своей внешней стороной, чтобы обратить на себя внимание людей. Чудесное, продолжает Трауб, лежит здесь, если можно так выразиться, на поверхности. И такие поразительные явления – чудеса, поскольку они доступны пониманию верующего человека, необходимо должны быть в религии. Христианству необходимо присуще понятие чуда 101 . И даже те богословы, которые отвергают таковое понятие чуда, сами бывают вынуждены употреблять выражения, соответствующие понятию такого чуда, если хотят возможно точно выразить действование живого Бога в физическом мире; таковы, например, Гарнак 102 и Трельч 103 . Приведем некоторые примеры многочисленных чудес, описанных в Библии, из области физического мира. Все эти чудеса поразительны, все совершались Господом Богом и все имели, как увидим, важное телеологическое значение, которое удобнее указывать при самом изложении их. Приведем примеры карательных физических чудес, о которых повествуется в Библии. Всемирный потоп 104 , 105 был ниспослан Господом Богом с целью наказать людей за грех 106 , за нежелание покаяться 107 , несмотря на многократные откровения о потопе 108 . Та же цель была и при истреблении крайне преступных городов 109 – Содома, Гоморры 110 , Адмы и Севоима 111 . С целью наказать Корея, Дафана, Авирона и их сообщников за возмущение 112 против Моисея и Аарона 113 , избранных Господом для водительства еврейского народа, – земля поглощает их и попаляет огнем 114 . Господь Бог повелевает Моисею вывести народ еврейский из египетского рабства, и за нежелание фараона отпустить этот народ и тем подчиниться воле истинного Бога 115 Господь поражает Египет целым рядом чудес-казней 116 , совершает переход евреев через разделенное жезлом Моисея Чермное море, в котором погибают затем – и сам фараон, и его войско 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Совет царя с Аманом о награждении Мардохея напоминает засвидетельствованную Геродотом особенную склонность персидских царей награждать почестями лиц, отличившихся какими-либо заслугами. Геродот считает это особым отличительным обычаем персидских царей, не встречавшимся в его время у других народов, а равно и почести эти называет «чрезмерными» 107 . На то же, по его словам, указывал современник Ксеркса Гидарнес Лакедемонским послам 108 . По словам Геродота, награждаемые персидскими царями лица носили в своем государстве даже особый почетный титул: оросанги, т. е. благодетели 109 . У Бриссона приведена масса свидетельств древних историков о разнообразных способах наград, которые воздавали персидские цари лицам, чем-либо заслужившимих милость 110 .Поэтому понятно, что персидский царь, прежде чем достойно наградить Мардохея, считая, по персидскому обычаю эту награду одним из государственных дел первостепенной важности, пожелал с кем-либо из приближенных лиц посоветоваться о способе награды. Предложенный Аманом способ награды Мардохея очень сходен с упоминаемыми древними историками персидскими наградами. Так, одевание в царскую одежду напоминает очень много рассказов Геродота и других древних историков о такой награде. У Геродота и других древних историков, а равно и на персидских памятниках, эта царская одежда называется мидийским платьем. В этом платье ходили и изображаются на персидских памятниках персидские цари и некоторые высшие сановники. Его же персидские цари дарили лицам, заслужившим их особую милость 111 . Восседание на царском коне также было одной из употребительных в Персии почестей. В позднейшей греческой литературе этим коням с их золотыми уздами даже присвоялся особый эпитет: «златоуздые – χρυσοχαλινοι 112 ». Дальнейшая почесть должна состоять в возложении царского венца на главу его. Некоторые из толковников понимают здесь возложение венда на голову награждаемого человека. 113 Но более точный филологический разбор еврейского текста побуждает видеть указание на возложение венда на голову коня 114 . И в этой последней форме награды, как нельзя более ясно, отражается персидский обычай надевать венцы на головы коней. Персидские памятники представляют множество примеров таких «венчанных» коней 115 . Выведение прославляемого всадника на городскую площадь, кажется. не нуждается в особых аналогиях, как общеупотребительный в древности обычай ( Быт. 41, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Число — это максимальная целостность сущего, его превосходящая и ему предшествующая, и поэтому лишенная мыслительной энергии. Число — это первичное соприкосновение чистого Единого с множественностью. Интересно, что в период до возникновения неоплатонизма авторы чаще всего писали о том, что Божество именуется по своим делам (ργον) и потенциям (δυνμεις). В византийскую эпоху стали учить, что Божество именуется по энергиям. «Определения (ροι) предметов выводятся не из того чего нет, а из того, что есть и раскрывают сжатое содержание предмета, каковым является его наименование (νομασα)» p. 1224 А; 16, с. 200]. То есть имя — это сжатое содержание предмета, это то, что существует вместе с предметом и на основании чего возможно определение предмета. Поскольку в антично-средневековой мысли понятия «логос» и «имя» считались синонимичными, то и развернутое учение Максима Исповедника о Божественных логосах может быть вполне интерпретируемо как учение о Божественных мыслях или умопостигаемых именах. То есть, с онтологической точки зрения, не Бог именуется от творений, а творения именуются от Бога как первообраза. К примеру, братья Кидонисы, противники паламитского учения об энергиях, были не согласны с такой мыслью и критиковали Филофея Коккина: «И ты именуешь Бога, не от сущих перенося именования на Него, но от Него — к сущим…» p. 299 (105-107); 65, с. 74]. Представление о том, что Бог является источником всякого именования, мы находим в ареопагитском корпусе с. 232-234, рус. пер. с. 233-235] и у Максима Исповедника: «…вызванное причиной [именуется] по причине, или имеющее часть — по тому, в чем имеет участие, или существующее — по причине [своего существования]» p. 429 А; 17, с. 110-111]. В данном контексте сущностные потенции и энергии и выполняют функцию первоименований. Журнал " Теология. Философия. Право "   Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/5333988

99. Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их не пресечет страсти. 100.  Корень всем злым сребролюбие есть (1 Тим. 6, 10); но очевидно, что и оно ради них составляется (ими требуется, на них утверждается и стоит). 101. Ум ослепляется сими тремя страстями, сребролюбием, говорю, тщеславием и желанием удовольствий. 102.  Три дщери пиявицы, о коих говорится в Писании, они суть материю-безумием любовию возлюбленныя (Притч. 30, 15). 103. Разум и вера – совоспитанники естества нашего – притупились ни от чего иного, как от них. 104. Ярость, гнев, брани, убийства и весь остальной каталог зол крайне усилились между людьми от них. 105. Так надо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков и как мачих добродетелей. 106. По причине их получили мы заповедь не любить мира, ни яже в мире, не (в том смысле получили такую заповедь), чтоб не рассудно ненавидели мы творения Божии, но чтобы отсекли поводы к тем страстям. 107.  Никтоже, говорит Писание, воин бывая, обязуется куплями житейскими (2 Тим. 2, 4). Ибо кто, обязавшись ими, хочет победить страсти, тот подобен человеку, который хочет соломою потушить пожар. 108. Кто из-за денег, славы и удовольствий гневается на ближнего, тот не познал еще, что всем правит праведно Бог. 109. Когда слышишь слова Господа: аще кто не отречется всего имения своего, несть Мене достоин (Лк. 14, 33; Мф. 10, 38); то разумей сказанное не об имении только, но и о всех внутренних делателях зла. 110. Не знающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру. 111. Как каждой из видимых (тварей) Бог отделил сродное (ей), так и помыслам человеческим (воздает Он по свойству их), хотим ли мы то, или не хотим. 112. Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости. 113. Разумно в сердце молящийся переносит находящие скорби, а злопамятный еще не молился чисто. 114. Терпя от кого вред, поругание или гонение, не о настоящем думай, но о том, что ожидается в будущем; и найдешь, что он стал для тебя виновником многих благ, не только в настоящем времени, но и в будущем веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010