Соответственно эпикурейскому скептицизму римскому, известному по надписям 101 , – последняя всегда была спорною 102 и у Эпиктета совсем не упоминается 103 , являясь проблемою и для Цицерона 104 . В стоицизме почти прямо отрицалась идея бессмертиия 105 , бывшая у него крайне смутною 106 . Сенека по этому пункту был чужд христианских упований 107 и не только колебался 108 и путался 109 в своих воззрениях, но склонен был иногда отрицать загробную жизнь 110 и проповедовать совершенное уничтожение человека 111 . Если римляне и считали душу бесплотною божественною частью 112 , то это вовсе не обеспечивало неуничтожаемости. Корнут (при Нероне) – подобно Панэтию (род. 185–180г., ум. 111–109 до р. Хр.) 113 – признавал её разрушение вместе с телом 114 , а Марк Аврелий учил, что душа человеческая растворяется в мировой или в божестве, как телесный организм распадается на свои элементы 115 . Лишь Посидонии (род. после 135 г., ум. не позднее 51 г. до р. Хр.) допускал бессмертие 116 . Наконец, важна и другая черта, что случайные надежды будущего не освещались этически; в них совсем не замечается отношения к вопросу об устранении господствующих аномалии и о вознаграждении нравственного усердия 117 . Стоическая этика, не имея религиозной мотивировки 118 и эсхатологической опоры, становится эгоистическою 119 и всего менее подходит к христианской. По всем принципиальным основаниям стоическая мораль, сходствуя внешне 120 , противна библейско-христианским началам, но она теряет почву и при фактическом обнаружении, которое оказывается не менее различным. Если все божественно, то и зло является необходимым и нормальным 121 . В этом своем качестве оно, будучи неотъемлемым звеном в цепи бытия, служит к обеспечению его целости и с этой стороны оказывается уже благостным. Наоборот, благо, врываясь в эту комбинацию и нарушая равновесие, будет этически вредным попранием «законов природы», когда жизнь в согласии с теми была величайшим стоическим идеалом. При таких предпосылках был очень сильный и опасный наклон к самым крайним теориям, и тут совсем не исключалась возможность того, что зло рисовалось добром, которое лишь претворялось во зло 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Откуда вы взяли, что я насмехаюсь над вашею схимою?! Ворона в павлиньих перьях и капрал в генеральском мундире – не насмешка, а урок вам или спасительное напоминание не фанфаронить схимою, а, напротив, себя ею судить и осуждать, что вот-де перья павлиньи, а сама ворона или: мундир генеральский, а сам капрал... Вы хорошо сделаете, если сделаете, как я писал... напишете на бумаге большими буквами и будете почитывать (6, с. 107). Схима – не подтверждение обетов Крещения, а на них новых наложение... Схимник – мертвый; не стремящийся к умертвению... а мертвый (6, с. 107). Схима-схима! Да, пора нам кончить толки. Со всею охотою и желанием – благословляю вас. И да поможет вам Бог быть настоящею схимницею. От схимницы нет особых требований: они те же, что и от всякого монаха, но только такие, чтоб они были уже укоренены, тогда как монах простой еще ищет их (6, с. 110). Цель трудов монаха – стяжание подвижнических добродетелей: и внешних, и внутренних, и телесных, и духовных; цель стремления схимы – достижение или построение того, что на основании подвижнических добродетелей может быть достигнуто духовного или построено. Сознание схимницы должно вступить в иную область духовную... а монах еще борется и бьется в обычной среде... Вот все такое и подобное составляет разницу... но не в существе духа, а в степени (6, с. 110–111). О схиме спрашиваете, что значит: без приятия даров. – Думаю, без подкупа... не за деньги, а по уверенности в достоинстве. Это ныне и не имеется в виду... Ваша схима будет, точно, во всей силе, но только нравственно. Другие не могут признавать ее. Что носите рясу, это не может быть вами основываемо на посхимлении, а на том, что она наложена как следует, а не самовольно. О посхимлении вам и заикнуться нигде и ни пред кем не следует. Все в духе (6, с. 112). 110. Наставление схимнице Вы были в райском состоянии. Желаю, чтоб оно не пресекалось, а пребывало и крепло паче и паче. Оно не от одежды, а от внутреннего настроения, суть которого есть предание себя Господу, по вере в любви с надеждою. Все сии духовные элементы, источники и деятели под сению благодати в области нашего произволения суть. Произволением же, если внимаем себе, с Божиею помощию всегда можно управлять...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Шестая заповедь восхваляет целомудрие. Кто желает зреть Бога, должен быть чист и душой и телом (106). Седьмая заповедь призывает искоренять распри и несогласия, уничтожать причины войн (107). Восьмая заповедь утверждает, что блаженства удостоятся те, которые невзирая на преследования, возвещают истину и обличают пороки (107). Подобная мысль выражена и в девятой последней Заповеди Блаженств: великой награды на Небесах сподобятся «все те, которые бывают гонимы за Православную Кафолическую веру» (108). Добрые дела, к которым призывают Заповеди Блаженств, настолько взаимосвязаны, «что если кто имеет одну добродетель, тот имеет и все другие». Примечательно, что люди, постоянно творящие с верой в Спасителя добрые дела, «не только на Небесах насладятся вечным блаженством», но и в земном мире благоволением Божиим «бывают блаженны» (108). О любви В третьей части «Православного Исповедания...» говорится о любви к Богу и ближнему, что «вмещает в себя Божественное Десятословие» (Десять заповедей Закона Божия. – Прим. ред.) (109). Одни из Божиих заповедей «повелевают делать добро» – добродетель, а другие «запрещают делать зло» – грех (109). Добродетели Добродетели рождаются от веры и состоят в «исполнении заповедей Божиих» (ПО). Самые необходимые добродетели – вера, надежда и любовь. От них рождаются: молитва , пост и милостыня, а от последних – мудрость, справедливость, воздержание и мужество (110, 112). О молитве сказано выше. Пост – это воздержание от яств, питий, «мирских предметов» и «всех худых пожеланий». Бывает он в определённые дни, но и по особым причинам; бывает пост общий, соблюдаемый всей Церковью , и частный – исполняемый одной областью или одним человеком (111–112). Милостыня есть милосердие к нуждающемуся. О ней также уже сказано (112). Мудрость это забота «не оскорбить Бога и ближнего». Основанием ей служит честность и осмотрительность (113). Справедливость – воздаяние должного. А христианская справедливость воздаяние добром за зло. Наказание преступников – не грех (113–114).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

До вступления в эти исследования фотографии, вопрос об излучаемости являлся достояние только лишь исключительных натур, обладающих, так называемым «яснозрением», которым приходилось верить на слово, ибо установить проверку тех феноменов, о которых они свидетельствовали, таким способом, как это делал Рейхенбах, экспериментируя через известный промежуток времени, с разными, по возможности незнакомыми между собой, ясновидящими, – не всякий имел возможность. Тогда как фотография, в особенности при ее доступности и положении в совершенной жизни, дает самый беспристрастный и ценный материал для оценки указанных явлений. Если французу Адриану Мажевскому удалось фотографическим путем зарегистрировать на пластинке природу электрического тока (рис. 104) или зафотографировать тот появляющийся на спиритических сеансах холод (рис. 105), который предшествует какому-нибудь наиболее крупному физическому явлению, в роде например, подъема стола, или появления, так называемой, материализации, которая, как мы увидим ниже, находит свое объяснение также в чисто физических свойствах человека; или зафотографировать световой феномен, предшествующий в некоторых спиритических кружках переносу предметов без всякой симуляции и подделки, (рис. 106), – то, само собой разумеется, чрезвычайно легко снять фотографии с излучающих частей человеческого тела, и Адриан Мажевский дал в этом направлении чрезвычайно много интересных снимков, которые вполне подтвердили открытие Рейхенбаха и описанную выше экстериоризацию нервной флюидической энергии. Рисунок 104 Рисунок 105 Рисунок 106 Рисунок 107 И вот из его альбома мы обращаем особенное внимание на снимок, передающий излучение в концах пальцев (рис. 107). Рисунок 108 передает характер излучения из пальцев человеческой руки во время нормального состояния индивидуума. Точно такой же снимок Мажевский дает в рис. 109. Рисунок 110 передает форму и характер излучения со всей руки человека, находящегося в спокойном состоянии. Рисунок 108 Рисунок 109 Рисунок 110 Рисунок 111

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

117. Ответ на 116., Ксения Балакина: Вспоминать на фоне насильника извращенца? Фамарь? Раав? как вам не стыдно.А по какому поводу мне должно быть стыдно? Поясните, коллега ))Лично я вспомнила об этих двух женщинах потому, что, придерживаясь евгенической логики, из их потомства ничего путного не должно было бы выйти. Фамарь, кстати, по Закону вообще должны были сжечь, вместе с ребенком разумеется. Это вы так празднословите о прародителях нашего Господа? вы знаете, что обозначает термин хамство... 116. Ответ на 107., eka: Вспоминать на фоне насильника извращенца? Фамарь? Раав? как вам не стыдно. А по какому поводу мне должно быть стыдно? Поясните, коллега )) Лично я вспомнила об этих двух женщинах потому, что, придерживаясь евгенической логики, из их потомства ничего путного не должно было бы выйти. Фамарь, кстати, по Закону вообще должны были сжечь, вместе с ребенком разумеется. 115. Ответ на 109., Сергей Швецов: Фамарь и Раав вспоминать не будем?Зачем так далеко? У Ивана Грозного два святых сыночка. Иоанн Грозный Святой Царь и Пророк. То что пророк это неоспоримо, а то что Святой видно по тому, как на него всякая нечисть беснуется, жЫды , иноверцы, обновленцы, а главное еретики. Да Швецов? еретики Грозного особенно не любят, есть за что не любить..... 114. Ответ на 110., Натали: Вы можете оставаться феминисткой - это ваши проблемы, но за убийство надо сидеть в тюрьме! 113. Ответ на 112., Lucia: Слушайте, на брехню у меня времени нет. Все. Я уже достаточно все подробно объяснила. Кто хочет - поймет. Кто не хочет - его выбор. Карателям карать. 112. Ответ на 111., Натали: если в общесте нет устоев, тогда за все убийства наказывать не нужно. Ведь бедные убийцы выросли в обществе без устоев. 111. Ответ на 101., Lucia: Знаете, что самое страшное? Самое страшное - это несправедливый закон. Это худшее из беззаконий. Неужели Вы не понимаете, что если в общесте нет устоев, а в государстве твердой защиты семьи и материнства, карательные меры приведут только к худшим последствиям? Неужели вы не понимаете, что зло (аборты) не исчезнет, а озлобление неготового общества возрастет в разы? Кто будет карать? Коррумпированное насквозь государство? В котором это превратится во " взяткоемкий " бизнес на крови? Кто будет заботиться о детях " посаженых " матерей? Ювенальные органы? И кто будет сдерживать агрессию уже и так распущенных и одичавших мужчин? Почитайте их комментарии в интернет-газетах на новость о подписи патриарха петиции. Именно мужчины (не женщины) в подавляющем большинстве раскричались и покрыли его бранью. Карательная система никогда не заменит всех остальных (отсутствующих) мер.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/28/ra...

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк. 12, 1 ). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник ( 107, 371–372 ). Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера ( 108, 420 ). Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего ( 108, 422 ). Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели ( 111, 68 ). Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями... прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана ( 111, 277 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Каждый из нас должен радоваться успокоению брата своего и все сделать, чтобы почтить его " [с. 104]. Бывает и так, что после состоявшегося примирения снова возникает размолвка и " оскорбленный " снова начинает вспоминать и то, что было давно. Сей подобен человеку, который получил когда-то рану и, не сумев ее вылечить до конца, получил новый удар — от него возобновилась вся рана. " Итак, — поучает святой авва, — должно подвизаться, чтобы очистить совершенно и внутренний гной, дабы больное место совсем заросло, и чтобы не осталось никакого безобразия и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была рана. Как же можно сего достигнуть? Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: " Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его " . Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его; а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть? " [с. 104, 105]. Зараженный пороком лжи " не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри, и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава " [с. 114]. Есть три вида лжи: лгут мыслью, словом и жизнью. " Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозрения на ближнего " [с. 106]. Таковой видит во всех поступках ближнего нечто, якобы направленное против него. " А от сего происходят: любопытство, злословие, подслушивания, вражда, осуждения " [с. 107]. Если он продолжит следовать догадкам, " то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирной " [с. 111]. Словом лжет тот, кто говорит неправду. " Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание свое, или ради приобретения, и не перестает делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего " [с. 111, 112]. Жизнью же лжет тот, " кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменным, дивится смиренномудрию " [с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

«Материалы». Киевская Старина 1884 г. октябрь. Письмо. 53 Pank. «Zur Geschichte des Auftretens und der Ausbreitung des Baptismus in Kurland». Mittheilungen u. Nachrichten. 1885. S. 249. 57 Дородницын. «Светская власть в борьбе со штундой». Чт. Общ. люб. д. пр. 1893 г. июль-август, 411. 59 Ibid. S. 83. Очевидно, Либиг даёт отчёт, как разъездной миссионер по назначению союзной конференции. 79 Разумеются, должно быть, пашковцы, которые ещё ранее вошли в сношения с петербургскими баптистами. 101 На пасхальное приветствие: «Христос воскресе» отвечают «Воистину воскресе», – ради принятого обычая, объясняют они. 102 См. «Мир Искусства». Заключение к статье «Л. Толстой и Достоевский», 2 за 1902 г., стр. 107. 107 См. икону св. Иулиана, епископа Гальского, держащего на руках своих младенца и молящегося о нем, и житие его, исключительно списывающее его удивительную любовь к детям. 109 На беседе кроме меня принимали участие: новгородский епархиальный миссионер иеромонах Варсанофий, ярославский – Ив. Ал. Тупиков и до 10 местных священников с благочинным во главе. С о. Варсанофием мы вместе возвращались восвояси. 110 Новгородские, ярославские и вологодские спасовцы, по сообщению бывших на беседе священников, учат об антихристе, как чувственном, и его пришествия ещё ждут; впрочем, и среди них тоже начинает бродить мысль о духовном антихристе. 111 Беседуя, я имел перед глазами книжку с текстами. „Г. миссионер! Слово Божие нужно в сердце иметь, а не на бумажке“, – заметили мне. Я ответил, что «дух» мой содержит в себе воспринятое из слова Божия, а «ум» может и забыть ( 1Кор.14:14 ). Немного спустя, я заметил в руках сектанта-главаря бумажку с текстами. Наступила моя очередь обратить на это внимание. «Ну, г. миссионер, мы – вас, вы – нас, и довольно», – сказали сектанты. Я продолжал беседу. – «Истолкуйте нам, что значит: «не надейтесь на князей и сынов человеческих», – сказал один (его теперь сектанты не считают за своего, но на тот раз он стоял рядом с главарём и вслед за ним импровизировал молитву, на которую остальные в несколько голосов отвечали «аминь»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Небо и земля прейдет, словеса же Моя не имутъ преити». – Лк. 21:33 . ...якоже солнце не умаляется своего кола и не измняется своея теплоты и свтлости. ни истощается излиянием лучь .. – Основу сравнения, возможно, составил текст из Псалтири; ср.: Пс. 18:6–7 . ...якоже благополучный дождь, сходяи от небесе, не обратится, Дóндеже напоитъ землю и плод благъ сотворит... – В основе сравнения – парафраза библейского стиха; ср.: Ис. 55:10 . ...и изведите от печали душу мою... – Ср.: Пс. 142:11 . ...да и вы в лучшее воскресение, о нем же Павел проповда, обрящете милость и жизнь вчную от Господа Бога и Спаса душь наших. – Ср.: Рим. 2:7 . Рис. 17. Фрагмент «росписи» о снабжении Ферапонтовым монастырём патриарха Никона и находящихся с ним людей продуктами и вещами с 22 декабря 1666 г. до апреля 1673 г., составленной самим патриархом Никоном (апрель – до 17 июня 1673 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 107 (нижняя часть столбца). 14 . «Роспись» о снабжении Ферапонтовым монастырем патриарха Никона и находящихся с ним людей продуктами и вещами с 22 декабря 1666 г. до апреля 1673 г. (апрель – до 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 107–109, 110а, 111. Столбец из пяти сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, 315 (1664, 1665). Выписки сделаны в периоде 17 июня до 18 июля, что подтверждается следующими сведениями из других документов. В ответ на жалобы патриарха Никона о плохом снабжении его Ферапонтовым монастырём 8 апреля 1673 г. игумен Афанасий, казначей и житничий старец Иов представили находящемуся в Ферапонтовом монастыре стряпчему К. А. Лопухину подробные выписки из казённых и записных книг о монастырских расходах на содержание патриарха Никона , приставов и стрельцов с 22 декабря 1666 г. по начало апреля 1673 г. 16 числа стряпчий К. А. Лопухин представил документы царю – Николаевский, 57–58. 22 апреля содержание выписок стало известно Никону, он заявил, что они ложны. В монастырской трапезе при игумене Афанасии, келаре Пафнутии и всей братии Никон обвинил игумена, казначеев, житников, чашников и подкеларников, которые были в монастыре со дня приезда туда патриарха, в приписках и подлогах и потребовал, чтобы пристав С. Шайсупов разобрался с эти делом. На следующий день Никон прислал к С. Шайсупову своего служку Игнашку Никифорова, который от имени Никона заявил, что расходы на содержание патриарха в представленных игуменом Афанасием стряпчему К.А. Лопухину документах завышены в несколько раз, и потребовал, чтобы у монастырских властей были изъяты книги, в которых вёлся учёт расходам. Через два дня, 25 апреля, Никон встретился с приставом С. Шайсуповым и вновь потребовал проверить достоверность сделанных игуменом Афанасием расчётов. 28 апреля по распоряжению С. Шайсупова в приказной избе ему были представлены отчёты о снабжении Никона – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 2, л. 36–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Л. 99. (@Начало потнаго@) (@пни въ нлю, о мытари и фарисеи. и по вс нли, великаго пота@). В последовании написаны: стихиры, поемые на утрени вместо «воскрес Иисус от гроба», два великие прокимна, тропари на 1-м часе и после часов блаженны, на вечерни кафизма 18-я с припевами разделена на стихи для пения на два лика, содержит три славы; «да исправится молитва моя» на преждеосвящённой, «Господи помилуй» на ектении сугубой, «ныне силы небесныя» и два причастна. Л. 106. (@Инъ роп в . проти в новы слжениковъ@). Написаны: «Да исправится молитва моя» ныне силы небесныя»; л. 107. (@Инъ перево@): написано также «да исправится молитва моя» и «благословлю Господа на всякое время», двух напевов, от предыдущ. отличных. Л. 107 об. на литургии Василия Великого задостойник, написан четыре раза. Над первым замечено: (@знаме@), над вторым – (@пть@), над третьим: (@противъ новорчн. пть@) (т.е. согласно с новоисправленными книгами), над 4-м: (@знаменна@); далее, л. 111. написаны: в субботу 5-ю великого поста кондак на утрени, кондак в великий четверток двух напевов, с разными окончаниями; во св. великий пяток на утрени тропарь двух напевов и на стиховне слава и ныне: «Тебе одеющагося светом яко ризою», в великую субботу: «Святый Боже»; далее стихира на целование плащаницы: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго» трёх напевов; на литургии на паремиях: «славно бо прославися, воскресни Боже» вместо аллилуиа, «да молчит всякая плоть» двух напевов, над вторым замечено: (@противъ новы@), и причастен. Л. 120 об. В великую субботу вечера на Господи воззвах стихир 4; во св. Пасху стих на утрени, (@внегда изыти притворъ@), и далее пасхальный канон и стихиры: «да воскреснет Бог». На поле против слава 1-й стихиры, (@и расточатс@), другою рукою, и после, поставлено (@и разыдтс@); такие заметки, согласно с древлепечатным текстом, сделаны на поле и в других местах канона; после канона написаны прокимны великие на дни недели Пасхи да пятка. С л. 130 об. своесоставные, не церковные, припевы по гласом на все восемь гласов. Глас 1-й (@Идетъ чернецъ из манастъір@), 2-й (@В стрчу емо втори чернецъ@) и т.д. (Взяты, впрочем, с греч. См. Чтения в Обществе любителей духов. просвещения стр. 96). Затем следуют также своесоставные припевы к (@возвахо@) также на все 8-мь гласов; гласа 1-го: Вечерняя наши молитвы; 2-го: Блажени непорочнии; 3-го: Горе нам не покаявшимся, ждет мука вечная; 4-го: Во граде Давидове; 5-го: Боже очисти грехи моя и помилуй мя; 6-го: Добро есть в книги вникать; 7-го: Ох, увы нам душе; 8-го: Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго и, наконец, «Христос рождается» (ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010