Когда Ты рассудишь меня с гонителями моими? 85 Гордые предлагали мне измышления, но не такие, как закон Твой, [Господи]. 147 86 Все заповеди Твои истинны. Неправедно гонят меня, помоги мне! 87 Едва не стёрли меня с земли, но я не оставил заповедей Твоих. 88 По милости Твоей даруй мне жизнь, и я буду хранить повеления уст Твоих. 89 Вечно, Господи, слово Твоё пребывает на небесах; 148 90 В род и род верность Твоя! Ты поставил землю, и она стоит. 91 По слову Твоему всё пребывает доныне, всё служит Тебе. 92 Если бы я не думал о законе Твоём, то погиб бы в бедствии моём. 93 Вовек не забуду уставов Твоих, ибо ими Ты даёшь мне жизнь. 94 Я – Твой, спаси меня, ибо уставов Твоих ищу. 95 Подстерегают меня нечестивые, желая убить меня, а я вникаю в повеления Твои. 96 Всякому совершенству я видел предел, но у заповеди Твоей оно безгранично! 97 Как люблю я закон Твой, [Господи], весь день размышляю о нём!  98 Я стал умнее врагов моих, ибо заповеди Твои всегда со мной. 99 Я стал разумнее всех учивших меня, ибо мысли мои – о повелениях Твоих. 100 Я стал мудрее старцев, ибо заповедей Твоих взыскал. 101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы поступать по слову Твоему. 102 От судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты учишь меня. 103 Как сладки языку моему слова Твои! Они лучше мёда для уст моих. 104 Заповеди Твои дали мне мудрость; я ненавижу всякий путь лжи, [ибо Ты даровал мне закон.] 105 Слово Твоё – светильник ногам моим и свет стезям моим. 106 Я поклялся соблюдать праведные суды Твои, и исполню клятву. 107 Сильно угнетён я, Господи, даруй мне жизнь по слову Твоему. 108 Прими, Господи, жертвы обетов уст моих и судам Твоим научи меня. 109 Жизнь моя постоянно в опасности, 149 но я не забываю закона Твоего; 110 Нечестивые расставили силки на меня, но от заповедей Твоих я не уклоняюсь. 111 Повеления Твои – достояние моё навек, они – радость сердцу моему. 112 Склоняю сердце моё исполнять уставы Твои вечно, до конца. 150 113 Двоедушных ненавижу, а закон Твой люблю. 114 Ты – помощник мой и заступник мой,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

(102) От законов Твоих не отступал я, потому что Ты обучал меня. (103) Как сладки для неба моего слова Твои, более, чем мед для уст моих. (104) Повелениями Твоими вразумлен я, оттого ненавижу всякий путь лжи. (105) Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей. (106) Клялся я – и исполню! – хранить законы справедливые Твои. (107) Удручен я очень, Г-споди, оживи меня по слову Твоему. (108) К молитве уст моих благоволи, прошу, Г-споди, и законам Твоим научи меня. (109) Душа моя в руке моей всегда (в смертельной опасности), но Тору Твою не забыл я. (110) Поставили нечестивые сеть мне, а я не уклонился от повелений Твоих. (111) Унаследовал я заповеди Твои навеки, ибо они – радость сердца моего. (112) Склонил я сердце мое к исполнению законов Твоих навек, до конца. (113) Злонамеренных ненавижу я, а Тору Твою люблю. (114) Убежище мое и щит мой Ты, слова Твоего жду я. (115) Удалитесь от меня, нечестивые, и хранить буду заповеди Б-га моего. (116) Поддержи меня, по слову Твоему, чтобы жить мне, и не посрами меня в надежде моей. (117) Укрепи меня, и спасен буду и заниматься буду законами Твоими всегда. (118) Попираешь Ты всех отступающих от законов Твоих, потому что тщетна ложь их. (119) Как шлак, устранил Ты всех нечестивых земли, поэтому люблю я заповеди Твои. (120) Содрогнулась от страха пред Тобой плоть моя, и судов Твоих боюсь я. (121) Творил я суд и справедливость, не оставь меня (в руках) притеснителей моих. (122) Поручись за раба Твоего – ко благу (его), пусть не притесняют меня злодеи. (123) Глаза мои истомились, (ожидая) помощи Твоей и слова справедливости Твоей. (124) Поступай с рабом Твоим по милосердию Твоему и законам Твоим научи меня. (125) Раб Твой я, вразуми меня, и узнаю заповеди Твои. (126) Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою! (127) Посему люблю заповеди Твои больше золота и чистого золота. (128) Посему все повеления Твои – все справедливыми признаю, всякий путь ложный ненавижу я. (129) Дивны заповеди Твои, поэтому хранит их душа моя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо свидетельства Твои – поучение для меня. 100 Я стал сведущ более старцев, ибо заповеди Твои взыскал! 101 От всякого лукавого пути я удерживал ноги мои, чтобы хранить слова Твои. 102 От судов Твоих я не уклонился, ибо Ты даровал мне закон. 103 Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих. 104 Из заповедей Твоих я получил разумение, поэтому я возненавидел всякий путь неправды. 105 Светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим. 106 Поклялся я и постановил – хранить суды правды Твоей. 107 Я унижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему. 108 К добровольному уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. 109 Душа моя в руках Твоих всегда, и закона Твоего я не забыл. 110 Грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился. 111 Я унаследовал свидетельства Твои на век, ибо они – радость сердца моего. 112 Я приклонил сердце моё к исполнению оправданий Твоих на век, ради воздаяния. 113 Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114 Ты – мой помощник и заступник, на слова Твои я надеялся. 115 Удалитесь от меня, лукавые, и я буду поучаться в заповедях Бога моего. 116 Заступись за меня по слову Твоему, и буду жить, и не посрами меня в ожидании моем. 117 Помоги мне, и спасусь, и буду поучаться оправданиям Твоим. 118 Унизил Ты всех, отступающих от оправданий Твоих, ибо неправедно помышление их. 119 Преступниками признал я всех грешников земли, поэтому возлюбил свидетельства Твои. 120 Пригвозди к страху Твоему плоть мою, ибо я боялся судов Твоих. 121 Я творил суд и правду, не предай меня обижающим меня. 122 Восприими раба Твоего во благо, чтобы не клеветали на меня гордые. 123 Глаза мои истаяли о спасении Твоем и о словах правды Твоей. 124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и оправданиям Твоим научи меня. 125 Я – раб Твой: научи меня, и узнаю свидетельства Твои. 126 Время действовать Господу: уничтожили закон Твой. 127 Поэтому я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Великая Суббота Стража у гроба Иисуса Христа На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не укради Его, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете!» Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать 586 ( Мф.27:62–66 ). 107 Собственно во дворе храма, где стояли прозелиты, или уверовавшие в Истинного Бога язычники. Это место так и называлось двором язычников. Торговля, хотя и необходимыми предметами для богослужения, как-то: маслом, мукою и проч., не соответствовала святости места, а шум, производимый торговлей, мешал молиться. 108 Иерусалимский храм, в котором был Иисус Христос, как известно, строился около двадцати лет; но в продолжение сорока шести лет этот храм перестраивался и расширялся. 109 Господь знал непостоянство и легкомыслие людей, видел, что некоторые были склонны почитать Его за земного царя, а не за Основателя Царства Божия. Поэтому Он не придавал значения прославлению Его иудеями. 110 Никодим пришел к Иисусу Христу ночью, чтобы побеседовать с Ним наедине; вместе с тем он хотел укрыться от посторонних взоров, так как, по фарисейской гордости, не решался сделаться явным учеником Христовым. 111 Господь Иисус Христос прямо отвечает Никодиму на вопросы, которые его волновали. Никодим пришел побеседовать о Царстве Божием, и Иисус Христос говорит ему об условиях вступления в это Царство. Чтобы войти в Царство Божие, необходимо родиться свыше, т.е. обновиться, переродиться в водах крещения Святого Духа. 112 Человек рождается по плоти от родителей, но возможно и необходимо для человека еще рождение от Святого Духа. Это рождение духовное. 115 Земным здесь Господь называет то, о чем Он говорил до этого времени Никодиму, т.е. об условиях вступления в Царство Божие; под небесным же Господь разумеет тайны этого Царства, как-то: сошествие на землю и воплощение Сына Божия, Его крестные страдания, неизреченную любовь Божию к людям и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Господь платит требуемую церковную подать ( Мф. 17, 27 ), и все другие порядки, и церковные и гражданские, Он исполнял и апостолов так научил, и апостолы потом передали тот же закон и всем христианам. Только дух жизни принимался новый, внешнее же все оставалось как было, исключая то, что было явно противно воле Божией, как, например, участие в идольских жертвах и тому подобное. Потом христианство взяло верх, вытеснило все прежние порядки и водворило свои. Следовало бы ожидать, что таким образом христианскому духу удобнее будет развиваться и крепнуть. Так оно и было, но не у всех. Большая часть, освоившись с внешними христианскими порядками, на них и останавливалась, не заботясь о духе жизни. Так это и до сих пор ведется. Из всех христиан очень немногие являются христианами и по духу. Что же прочие? Носят имя как будто живы, но они мертвы ( Откр. 3, 1 ). Когда апостолы проповедовали Евангелие, то их слово избирало часть Божию из среды всего языческого мира; ныне Господь, через то же слово, выбирает часть Свою из среды христианского мира. Читающий да разумеет и позаботится узнать наверное, принадлежит ли он к части Господней, и если не найдет удостоверения в этом, пусть постарается стать своим Господу, ибо только в этом спасение. Святитель Феофан Затворник ( 107, 239–240 ). Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза пусть приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 308 ). «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое...» ( 1Пет. 2, 5 ) «Жертвенник», на котором благоугодную жертву Богу приносят христиане, есть сердце, очищенное верой во Христа от скверн мира сего. «Храм» есть состав души и тела, в котором эту жертву закалают и возносят. «Нож» есть меч духовный, то есть слово Божие, которым закалают эту жертву духовную. «Огонь», которым сжигают ее, есть любовь Божия. «Священники» – сами христиане, потому что написано: сделал «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» Иисус Христос ( Апок. 1 , б). Удивления достойная вещь! Когда иудеи приносили жертву, нужен был храм, жертвенник, жертва, огонь, иереи и прочее. У христиан не так. Сами – иереи, сами – храм, сами – жертвенник, сами с душами и телами – жертва, внутри носят огонь и меч глагола Божия: «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет. 2, 5 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 2139–2140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

2 . Черный конь обозначает голод, так как Господь говорит: и будет голод по местам 107 . Собственно эти слова простираются даже до антихриста, то есть до времен, когда будет великий голод и когда люди будут терпеть вред. Рыжий конь и тот кто сидел на нем держа меч – это будущие войны, как мы читаем в Евангелии: Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; и будет большое землетрясение 108 . Это рыжий конь. 3 . Бледный же конь и на нем всадник, которому имя «смерть» 109 ; И эти бедствия – будущие смерти и болезни – среди прочих 110 предсказал Господь. Когда говорит: и ад следовал за ним 111 , имеет в виду пожирание многих нечестивых душ (devoratio animarum multarum impiarum). 4 . Он видел души убиенных под жертвенником 112 , то есть под землей. Ибо и небо, и земля называются жертвенником. Так и Закон, предуготовляя истину через образы, сделал два жертвенника – один золотой изнутри, другой бронзовый снаружи 113 . А мы знаем, что Господь наш, подавая нам свидетельство, назвал жертвенником небо, когда сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику – конечно, дары наши суть молитвы, которые мы должны творить, – и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой 114 , молитвы, конечно же восходят к небу, поэтому золотой жертвенник, который был внутри, обозначает небо. Ибо и священник, имея повеление Христово, один раз в году входил  в храм, к золотому жертвеннику. Этим он прообразовывал, что  это будет сотворено Духом Святым, то есть то, что [Христос] пострадал, и это случилось один раз. Так и под бронзовым жертвенником понимается земля, под которой находится преисподняя – край удаленный от мучений и огня, покой святых, в котором праведных нечестивые могут видеть и слышать, но одни к другим перейти не могут. Итак, говоря, что души убиенных ожидают отмщения крови, то есть своего тела, от обитающих на земле, хотел, чтобы мы узнали, что Он все видит. А поскольку и вечное  воздаяние святых и проклятие нечестивых совершатся в последнее время, то сказано им ожидать 115 . И ради утешения своего тела они получили белые одежды, то есть дар Духа Святаго. Глава VII

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

«Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты. умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим». — говорится также о превозношении сердца ( Ос. 13:6 ): На пажитех их, и насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя ( Ос. 13:6 ); «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» — о сердце каменном ( Иез. 11, 19; 36:26 ): И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и дух Мой дам в вас ( Иез. 36:26-27 ). «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой» — о необрезанном сердце ( Лев. 26:41 ; Иер.9:26 ). (См. Hesenius, стр. 424-425): И Аз пойду с ними в ярости страною и погублю их в земли врагов их: тогда усрамится сердце их необрезаное и тогда познают грехи своя ( Лев. 26:41 ). «И Я (в ярости) шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои». Се, дние грядут, глаголет Господь, и посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на Идумею, и на Едом и на сыны Аммони, и на сыны Моавли и на всякаго остризающаго власы по лицу своему, обитающия в пустыни, яко вси языцы необрезани плотию, весь же дом Израилев необрезани суть сердцы своими ( Иер.9:25-26 ). «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем». Таким образом, в Ветхом Завете сердце (leb [лев], lebab [лева ‘ в]) означает жизнь человека в ее средоточии – и по отдельным ее сторонам (физическую, духовную: чувство, волю, ум), и всю вместе; но вместе с тем сердце является источником нравственной жизни и жизни религиозной. Сердце в ветхозаветной письменности, как и в Новом Завете, является источником высших настроений и переживаний религиозно-настроенного и благоговейно преклоняющегося пред Богом человека ( Пс.26:8; 44:2; 56:8; 85:12; 107:2; 111:8; 118:10-11 ; Иер.17:5 ), но также источником безрелигиозности, отрицания Бога ( Пс.13:1; 52:2 ) и преступлений ( Пс.9:32; 57:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу ( Пс.26:8 ). «Тебе сказало сердце мое: Господа взыщу. Тебя искало лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу». Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца ( Пс.44:2 ). «Излило сердце мое доброе слово: изрекаю я сделанное мною Царю: язык мой – трость книжника скорописца». Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей ( Пс.56:8 ). «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век ( Пс.85:12 ). «Исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и буду прославлять имя Твое во век». Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей ( Пс.107:2 ) «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Готово сердце Его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя ( Пс.111:8 ). «Сердце его готово уповать на Господа, непоколебимо сердце его, не убоится, пока не увидит (погибели) врагов своих. Всем сердцем моим взысках Тебе: не отрини мене от заповедий Твоих. В сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе ( Пс.118:10-11 ). «Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали меня от заповедей Твоих. В  сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою». Проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню ( Пс.13:1 ). «Безумный сказал в сердце своем: «нет Бога». Они развратились и гнусны стали в делах: нет делающего добро». Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое ( Пс.52:2 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

107.  Некий из отцев сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей уничижающих ближнего; ибо никто ничего не знает. Разбойник был на кресте, и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен к апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто делающий добро да не хвалится; ибо все надеявшиеся на самих себя пали в одно мгновение времени. 108.  Старец сказал: если ты увидишь брата согрешившего, то не приписывай ему вины, но врагу его, и говори: увы мне! потому что как он побежден, так и я, — и плач, ища помощи Божией и искренно сострадай падшему. Ибо никто не хочет согрешить пред Богом, но все мы обольщаемся. 109.  Говорили о некоем старце, что он умирал в Ските. Братия окружили одр его, и стали одевать его с плачем. Он же отверз очи свои и возсмеялся до трех раз. И просили его братия, говоря: скажи нам, авва, почему мы плачем, а ты смеешься? Говорит им: в первый раз я возсмеялся потому, что вы боитесь смерти; во второй раз возсмеялся потому, что вы не готовы; в третий же раз потому, что от труда отхожу в покой, — и тотчас старец предал дух свой Господу. 110.  Старец сказал: как странноприимец не может ввести к себе странного, пока не услышит согласия на то от господина дома; так и враг, если не будет принят, то не взойдет. И так, молясь, говори: Господи, Ты знаешь все, я скот (пред Тобою, Псал. 72, 22), ничего не знаю. Ты привел меня на путь спасения сего. Спаси меня Господи! Я раб Твой и сын рабыни Твоея (Псал. 115, 7). Господи! спаси меня по воле Твоей. 111.  Брат, живущий в келии, пришел к одному из отцев и сказал ему помысл, которым мучился. И старец говорит ему: ты оставил великое и честное — страх Божий, и стал держать тростниковый путь, т. е. лукавые помыслы: более приобретай огня, который есть страх Божий; и как скоро помысл приходит к тебе близко, то он, как тростник, сожигается огнем. Ибо никакое зло не может одолеть имеющего страх Божий. 112.  Старец сказал: если ты отделился от сущих по плоти ради Бога, то не позволяй, сидя в келии, увлекаться удовольствием, сожалея об отце или матери, или о дружбе братьев, или милуя сыновей или дочерей, или любя жену; ибо ты все оставил ради Бога. И вспоминай о часе смерти, потому что никто из них не может тебе помочь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

107. Некий из отцев сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей уничижающих ближнего; ибо никто ничего не знает. Разбойник был на кресте, и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен к апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто делающий добро да не хвалится; ибо все надеявшиеся на самих себя пали в одно мгновение времени. 108. Старец сказал: если ты увидишь брата согрешившего, то не приписывай ему вины, но врагу его, и говори: увы мне! потому что как он побежден, так и я, – и плач, ища помощи Божией и искренно сострадай падшему. Ибо никто не хочет согрешить пред Богом, но все мы обольщаемся. 109. Говорили о некоем старце, что он умирал в Ските. Братия окружили одр его, и стали одевать его с плачем. Он же отверз очи свои и возсмеялся до трех раз. И просили его братия, говоря: скажи нам, авва, почему мы плачем, а ты смеешься? Говорит им: в первый раз я возсмеялся потому, что вы боитесь смерти; во второй раз возсмеялся потому, что вы не готовы; в третий же раз потому, что от труда отхожу в покой, – и тотчас старец предал дух свой Господу. 110. Старец сказал: как странноприимец не может ввести к себе странного, пока не услышит согласия на то от господина дома; так и враг, если не будет принят, то не взойдет.  И так, молясь, говори: Господи, Ты знаешь все, «я скот... пред Тобою» ( Псал. 72, 22 ), ничего не знаю. Ты привел меня на путь спасения сего. Спаси меня Господи! «Я раб Твой и сын рабыни Твоея» ( Псал. 115, 7 ). Господи! спаси меня по воле Твоей. 111. Брат, живущий в келии, пришел к одному из отцев и сказал ему помысл, которым мучился. И старец говорит ему: ты оставил великое и честное – страх Божий, и стал держать тростниковый путь, т.е. лукавые помыслы: более приобретай огня, который есть страх Божий; и как скоро помысл приходит к тебе близко, то он, как тростник, сожигается огнем. Ибо никакое зло не может одолеть имеющего страх Божий. 112. Старец сказал: если ты отделился от сущих по плоти ради Бога, то не позволяй, сидя в келии, увлекаться удовольствием, сожалея об отце или матери, или о дружбе братьев, или милуя сыновей или дочерей, или любя жену; ибо ты все оставил ради Бога. И вспоминай о часе смерти, потому что никто из них не может тебе помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010