Значение слова «апостол», пожалуй, наиболее полно выражено в словах ап. Петра, сказанных перед избранием ап. Матфия: «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян.1:21–22 ) 104 . То есть, апостол – это в первую очередь свидетель, по-церковнославянски «самовидец» («очевидный свидетель») 105 . «Самовидцы и слуги бывше Словесе» – говорит о святых апостолах евангелист Лука ( Лк.1:2 ). «Самовидцами», «боговидцами», «свидетелями» именуются святые апостолы и в гимнографии: «самовидцы и слуги Слова» 106 , «Слова самовидцы и проповедники» 107 , «самовидцы и свидетели Слова воплощения» 108 , «Боговидцы апостоли» 109 , «Великих тайн Божиих, служителие бысте, богословцы и боговидцы ученицы» 110 . Апостол Павел, который не видел Христа во время Его земной жизни, тоже является «очевидным свидетелем», «самовидцем», поскольку он сподобился видеть Спасителя через несколько лет после Воскресения ( Деян.9:22 ). Апостольство имеет своим основанием посланническое служение Самого Господа Иисуса Христа 111 и состоит в преемственной связи с Его служением: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Бог Слово был послан для спасения мира: ...«не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ), Христос возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его Отца ( Ин.12:49, 14:24 ). И апостольское служение является продолжением этого служения, то есть частью Божественного плана спасения мира 112 . В связи с таким высоким назначением христианского апостольства становится понятным, почему на апостольское служение никто не может вступить без особого призвания Свыше. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал...» ( Ин.15:16 ). Эта избранность неоднократно подчеркивается и в службах святым апостолам. Гимнографы называют их «Христовы ученицы богозваннии» 113 , «лик богоизбранный» 114 . «Иже Отцу сопрестольный Сын, на земли воплощся яко человек, избра вас ученики, Его Божество проповедати всем языкам» 115 . Поэтому восполнение апостольского лика после гибели Иуды происходит с помощью жребия, которым подтверждается избрание апостола Самим Господом ( Деян.1:24 ) 116 . И именно поэтому св. ап. Павел подчеркивал, что он «Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» ( Гал.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сын, наказания 104 Господня не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему 105 . Блажен человек, который снискал мудрость 106 , и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; (никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем 107 , приближающимся к ней), и ничто 108 из желаемого тобой не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; (из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит) 109 ; пути ее приятные, и все стези ее мирные. Она древо жизни 110 для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют её 111 . В этом паремийном чтении прославляется мудрость, приобретаемая более всего терпеливым перенесением бедствий и страданий, посылаемых людям Богом для их вразумления и наставления на путь истины. Соломон убеждает сына быть внимательным («не пренебрегай») к бедствиям, посылаемым Богом для вразумления («обличаемый») людей, и не унывать («ниже ослабевай») среди этих бедствий, потому что эти беды и житейские невзгоды – знак любви Божией. Отец наказывает («биет») сына только любимого, законного («егже приемлет»). Плод же внимательного отношения к страданиям и терпеливого, безропотного (без уныния) перенесения их – мудрость, в приобретении которой – счастье человека. Мудрость – лучше, выше, дороже всех драгоценностей («злата и сребра», «камений многоценных») и всех земных, скоропреходящих и тленных сокровищ, часто с великими лишениями и с большими трудами приобретаемых людьми. Олицетворяя мудрость, Соломон изображает ее щедрой («в деснице», «в шуйце») раздательницей не только высших земных благ (долголетия, богатства и славы), но и великих благ духовных («правда, закон и милость»). А потому идущие в жизни путем мудрости приходят к приобретению истинного добра и счастья, которое – в мире; они как бы снова приобретают утерянное в раю прародителями право на «древо жизни» и, опираясь («восклоняющимся») на него, как на Бога, получают твердыню («твердь») среди бурь и невзгод жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

По примеру ветхозаветного первосвященника, входившего с жертвенною кровию во святое святых, бывшее, как и вся скиния – «образом настоящего времени» 99 и существовавшее поэтому «до времени исправления» 100 , «Христос, Первосвященник будущих благ, пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» 101 . Теперь все верующие имеют «дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа» 102 . И это святилище не рукотворенное, по образу истинного устроенное. «Христос вошел... в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» 103 . В силу этого Христос Спаситель есть «Ходатай нового завета» 104 и, «как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, почему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» 105 . Он «человек Христос Иисус» – «единый посредника между Богом и человеками» 106 ; Он Первосвященник «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от гртиников и превознесенный выше небес» 107 , Который, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» 108 . Теперь не нужно более приношения за грех 109 ; не нужно и служащих скинии, ибо вход в небесное святилище открыть всем верующим 110 , и все мы, как дети Божии 111 , «имеем Ходатая пред Отцем Иисуса Христа Праведника» 112 , «священника вечного по чину Мелхиседекову» 113 . Таким в общих чертах представляется новозаветное учение о первосвященническом служении Иисусу Христа. Он Сам и жертва и священник. Все ветхозаветные жертвы, и вообще служение в скинии, свое истинное значение получают в этой единственной жертве Сына Божия – предвечного Агнца и истинного Первосвященника. Ясно, что вместе с принесением в жертву Агнца, закланного от сложения мира 114 , и после совершения Христом Спасителем Своего первосвященнического служения, провозвещенного Им Самим словами «се иду» 115 , служение сени должно прекратиться, должен погаснуть огонь на дворе скинии, не угодны более Богу кровавыя жертвы и не нужен первосвященник, когда раздралась завеса, отделявшая святое святых от святилища 116 . Едва ли представляется нужным доказывать, что в виду столь ясно раскрытого в новозаветном Писании учения о первосвященническом служении Иисуса Христа, учение о Христе Спасителе, как жертве и священнике, было всегдашнею верою церкви Христовой. Многие отцы Церкви с особою силою оттеняют ту мысль, что Христос Спаситель есть и Агнец и Архиерей 117 . Равным образом, по общему верованию христианской Церкви, с принесением жертвы Спасителя Им Самим, потеряли свое значение жертвы ветхозаветныя, а с тем вместе перестали существовать и священники, как приносители этих жертв 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

105. Кто такие Ангелы хранители? Название Ангела хранителя взято из следующих слов Священного Писания: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ). 106. Для каждого из нас есть Ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). 107. Кто такие демоны? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами . 108. Они сотворены добрыми, но стали злыми потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» ( Иуд. 1:6 ). 109. Что означает слово «диавол»? Слово диавол значит клеветник или обольститель . 110. Почему злые ангелы называются диаволами? Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания. Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). 111. Что говорит Священное Писание о сотворении мира? Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем Бог постепенно сотворил: в первый день бытия мира – свет; во второй день – твердь, или видимое небо; в третий – вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый – солнце, луну и звёзды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – живущих на суше животных, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

14 . [Даниил] показал, что во дни тех царей, правящих [четвертым] царством, Бог Небесный воздвигнет Царство, что во век не разрушится и не (212) прейдет 105 . Это Царство Царя Христа, которое сместит четвертое царство. Сперва [Даниил] сказал: Ты видел как камень, оторвавшийся без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и совершенно разбил их 106 . Он не сказал, что [камень] ударил истукана в голову или в грудь или в руки, или в живот или же в бедра, но [сказал, что он ударил его] в ноги, потому что из всего истукана камень этот, придя, найдет только ноги. А в следующем стихе он 107 сказал: Тогда все вместе раздробилось: железо, медь, серебро и золото 108 . Ведь когда воцарится Царь Христос, то Он покорит четвертое царство и разобьет всего истукана. А истуканом назван весь мир: голова его – Навуходоносор, грудь и руки его – царь Мидии и Персии, живот и бедра его – царь греков, голени и ноги его – царство сыновей Исава. Камень, который поразил истукана и разбил его, и которым наполнилась вся земля – это Царство Царя Христа, Который упразднит царство мира сего и будет царствовать во веки веков. Послушай еще о видении четырех зверей Даниилу, что поднимались из моря и не походили друг на друга. Вот это видение: Первый 109 – как лев, но у него крылья орлиные; (213) я видел, что вырваны были у него крылья, и стал он на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему 110 . Второй зверь похож на медведя, он стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его 111 . Третий зверь как барс, у него четыре крыла и четыре головы 112 . Четвертый зверь, страшный и мощный и весьма сильный; у него большие зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 113 . Великое море, которое видел Даниил – это мир сей, а четыре зверя – четыре царства, о которых написано выше. 16. [Даниил] сказал, что первый зверь подобен льву с орлиными крыльями, так как первый зверь есть царство Вавилонское, что подобно льву, ибо так написал Иеремия: Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, сильнейший его-Навуходоносор, царь Вавилонский 114

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Под плачущими можно в расширительном смысле понимать всех страдающих 107 , находящихся в отчаянных обстоятельствах 108 , скорбях и гонениях 109 , ощущающих свою беспомощность и уязвимость 110 . Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в книге пророка Исаии – в том самом отрывке, который Иисус прочитал в назаретской синагоге ( Лк. 4:16–20 ). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας), дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» ( Ис. 61:1–3 ). Словесное сходство двух греческих переводов – книги пророка Исаии и слов Иисуса – очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии 111 . Тот факт, что Иисус в назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно в Себе Он видит источник радости: именно Он призван утешить всех плачущих. Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной Вечере: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Ин. 16:20 ). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении – с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:22 ). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной Вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним – Богом воплотившимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

100) Паче старцев я стал сведущ, потому что заповеди Твои взыскал я. 101) От всякого пути дурного посторонил я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои. 102) От судеб Твоих не уклонился; ибо Ты законом наставил меня. 103) Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим. 104) Заповеди Твои вразумили меня; посему я возненавидел всякий путь неправды 883 . Нун 105) Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим. 106) Я поклялся и постановил хранить суды правды Твоей. 107) Я уничижен до крайности; Господи, оживи меня по слову Твоему. 108) К добровольным исповеданиям уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. 109) Душа моя в руках моих постоянно, и закона Твоего я не забыл. 110) Положили грешники сеть мне; но я от заповедей Твоих не уклонился. 111) Унаследовал свидения Твои во веки, ибо они веселие сердца моего. 112) Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих во век за воздаяние Твое. 884 Самех 113) Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114) Помощник мой и заступник мой еси Ты, и на слова Твои я надеялся. 115) Удалитесь от меня лукавнующие, а я буду вникать в заповеди Бога моего. 116) Заступись за меня по слову Твоему, и животвори меня и не посрами меня в надежде моей. 117) Помоги мне и спасусь и буду поучаться уставам Твоим постоянно. 118) Уничижил Ты всех отступающих от уставов Твоих, ибо ложно помышление их. 119) Преступниками признал я всех грешников земли; посему возлюбил свидения Твои. 120) Пригвозди страхом Твоим плоть мою, ибо судов Твоих я убоялся. 885 Айн 121) Я творил суд и правду; не предай меня обижающим меня. 122) Прими раба Твоего благостно, да не клевещут на меня гордые. 123) Очи мои сильно желают спасения Твоего и слова правды Твоея. 124) Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня. 125) Раб Твой семь я; вразуми меня, и я узнаю свидения Твои. 126) Время Господу действовать; нарушили закон Твой. 127) Я же возлюбил заповеди Твои паче золота и топаза. 128) По всем заповедям Твоим исправлялся; всякий путь неправды возненавидел 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Единому Богу свойственны честь и слава, – и все, что принадлежит Ему, что выделено на служение Ему, участвует в Его славе и становится святым, как на небе, так и на земле 99 . Так Израиль свят Иегове, как Его удел из всех народов 100 , равно и Иегова, избравший Себе Израиля, есть Святый Израилев 101 . Люди призваны воздать славу Иегове, – в исполнение этой задачи они должны стать субъективно святыми, т.е. принадлежащими Богу, религиозными: «освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Иегова, Бог ваш, свят» 102 . Однородно с понятиями славы и святости и понятие духовности Божией. Под именем духовности евреи разумели нечто иное, чем мы; они не знали духовности в смысле бесплотности 103 . Духовностью они называли живую силу, жизнь и силу, бодрость, крепость. Поэтому Бог , живый, крепкий, всемогущий, противополагается миру как дух плоти 104 . И в человеке, как и во всем живущем, жизнь зависит от дыхания, от духа, который есть «дух жизни» и который делает «душу живою»; в смерти дух оставляет человека 105 . В человеке различаются дух и душа: душа это то же, что личность, личное сознание, дух это то, что оживляет человеческую душу, как и всякое животное. У человека душа своя, а дух Божий 106 , от Бога: Бог, создавший человека из праха земного, вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою 107 . Дух может быть только от Бога. И не только вообще жизнь, но и всякое напряженное проявление жизни, как-то воодушевление, или вдохновение, бранное, пророческое, производится от Духа Божия 108 . Священный бытописатель изображает Духа Божия носившимся над первобытным хаосом, благоустроившим мир 109 . Псалмопевец воспевает силу Духа Божия в противоположность ничтожному миру: «скрываешь лицо Твое, мятутся; отнимешь от них дух, умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» 110 . Для пророка грядущие времена спасения людей и явления славы Божией представляются временами излияния Духа Божия на всякую плоть 111 . Основным тоном в ветхозаветном представлении о святости, славе и духовности Бога является созерцание Его премирного величия, Его несоизмеримости с мирскою ограниченностью и человеческою немощью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни " (61:167,17). 104. Текст Суд.13:5 представлен нами в Синодальном переводе. Пояснение: " Назореи - класс посвященных евреев, которые давали обет воздерживаться от вина и других напитков, не стричь волос и вообще избегать всякого осквернения… " (117:1614). 105. Текст Суд.13:14 представлен нами в Синодальном переводе. Пояснение: " Сикер - легкий алкогольный напиток, изготовленный из разных плодов, бывший на Востоке в широком употреблении как дешевое вино " (118:221). 106. Текст Быт.17:16 представлен нами в Синодальном переводе. 107. Текст Быт.25:23 представлен нами в Синодальном переводе. 108. Текст Исх.34:6,7 представлен нами в Синодальном переводе. 109. О приведенном в указанном рассказе " посмертном " опыте иеромонах Серафим (Роуз) говорит: " Эта маленькая книга может быть использована как контрольный случай, по которому можно судить о новых случаях (временного разъединения души и тела - П.В.). Она была одобрена как не содержащая ничего противного православному учению о загробной жизни одним из ведущих православных писателей-миссионеров начала века, архиепископом Никоном Вологодским " (60:18). 110. " Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать " (2Кор.2-4). 111. " …Преподобный Антоний Великий видел мытарства во время молитвы, находясь вне тела " (60:96). 112. " Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь " (Символ православной веры).  © Онлайн библиотека сайта Православие и мир , 2011–2024 Безопасное чтение О библиотеке Контакты Код для сайта В Православной электронной библиотеке использованы материалы " Издательства сестричества им. свт. Игнатия Ставропольского " ; онлайн-библиотек pagez.ru , lib.eparhia-saratov.ru , wco.ru , sedmitza.ru , pravbeseda.ru , orthlib.ru и других открытых ресурсов. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Вкусите, и увидите, как благ Господь!» – восклицает царственный Псалмопевец 107 . Для него «суды Господни были слаще меда и капель сота» 108 . Великая разница признавать слово Божие за истину, и – веровать в него! Мы читаем описания южных плодов, их вида, их вкуса; мы не сомневаемся, что такие плоды существуют, но какая разница, когда мы сами их вкушаем! Какое приятное, освежающее, живительное ощущение разливается в всем теле! Таково действие и Слова Божия в душе нашей верою вкушаемого. Всякий любитель Слова Божия легко это замечает. Иногда прочитываются строки и страницы, – и сердце остается холодным; но вдруг, при каком-нибудь сладостном изречении, оно как бы растает, как лед под солнечным лучом, – на душе станет так мирно и отрадно, она умиляется, и ликует, и благодарит... или она устрашена и сокрушена, обличенная во грехе, – она принимает твердое намерение впредь воздерживаться от него, она кается, она молится... и опять мир снисходит в нее: душа вкусила Слово Божие... «И так, – говорит апостол Петр, – отложив всякую злобу, и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» 109 . Здесь должно заметить необходимейшее правило плодотворного чтения Слова Божия. «Вкусив» слово Божие, заключающее в себе какое-либо наставление, с того же часа надобно стараться исполнять его, пока сердце еще тепло; а исполнив его раз, в следующий раз исполнение делается уже легче, потому что приобретается навык к добру 110 . Напротив, доброе намерение, отложенное до другого дня, обыкновенно остается неисполненным, потому что нравственная сила, сообщенная душе Словом Божиим, эта радостная решимость последовать его внушению, оставаясь недеятельною, постепенно слабеет и исчезает. Кроме того, исполнение Слова Божия наилучше удостоверяет нас в божественности учения Спасителя: «Кто хочет творить волю Божию», – сказал Он, – тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010