7. Мухин Ю.И. Катынский детектив. - М., 1995, с. 144; впервые опубликовано в ВИЖе 9, 1993 Алексей Юрьевич Плотников, доктор исторических наук, профессор, член Ассоциации историков второй мировой войны 15.06.2012 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 112. Re: «Катынский расстрел»: факты, которые невозможно игнорировать Сам Бог показал, кто прав - треснул Качинского о дерево, а они всё не уймутся. Как бы ещё кого о дерево не треснуло! (Шутка). 111. Ответ на 107., Субъект: Польские офицеры не находившиеся в Смоленских и Калужских лагерях, а в Сибири влились в состав армий Андерса и Людова. Кажется, Андерс спрашивал Сталина в 1942 о судьбе тех самых офицеров, которые были расстреляны. Сталин, по словам Андерса, сказал, что они сбежали в Маньчжурию. Совершенно верно. С конца июня 1941 года польское правительство в изгнании посылало запросы о судьбе военнопленных. И Сталин с Молотовым отвечали, что их ищут и их пока не нашли. Хотя в чем дело, если они были в поселке Медное? Или если они в катыни? Так и надо было сказать, что они в Катыни, а Катынь немцы заняли. 110. Ответ на 99., иерей Илья Мотыка: Вы мне можете обьяснить почему, в стране с разрушенной инфраструктурой и сельским хозяйством смертность среди иностранных военнопленных не привышала 17%. Я бы не ставил вопрос о " всего " 17% жертв советских концлагерей для немецких военнопленных. И вот почему ставить так вопрос неудобно. Мировой наукой исследованы все данные по фашистским концлагерям. Вся машина фашистского уничтожения исследована до последней запятой. А вся машина советского уничтожения не исследована и доступа к ней нет. Никакого доступа. Например через концлагерь Дахау прошло 200 тыс. человек и умерло 31,5 тыс. Это 15%. Через Бухенвальд прошло 250 тыс. и умерло 56 тыс. Это 25%. Самый жуткий по смертности был Маутхаузен. В нем из 190 тыс. прибывших умерло 95 тыс. Это 50%. Исследованы все данные по Освенциму.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/23/...

процессы разрушения старых классических представлений о мире. Достаточно хорошо осведомленный о последних достижениях в области математики, физики, биологии и др. наук, Г. весьма скептически оценивал возможности совр. науки объяснить происхождение мира, жизни на земле и человека, т. е. дать ответ на те вопросы, без решения к-рых нельзя построить целостное мировоззрение. Эта неполнота, относительная истинность и фрагментарность научных знаний, осознаваемая в качестве неотъемлемой черты самой науки, по мнению Г., могла быть восполнена только богооткровенной религией, имеющей божественную санкцию и отвечающей на коренные вопросы жизни человека. Соч. «Материя и дух» имело подзаголовок: «Попытка объединения данных наук о материи и духе для научного обоснования христианского взгляда на мир и человека», вполне поясняющий его задачу и отчасти содержание. В 1-й ч. работы Г. рассматривал атомистические, энергетические теории, подробно разбирал радиоактивные, электрические и проч. явления; теорию 4-мерного пространства. «Задача наук о материи,- писал Г.,- состоит в том, чтобы найти физическую первооснову мира. Решена ли эта задача современным естествознанием? Без сомнения, нет» (С. 93). Ни эмпирические науки, ни философия, считал Г., не дают четкого и ясного представления, что такое материя или сила. Во 2-й ч. сочинения Г. анализировал теорию психического атомизма, писал о ее несостоятельности (С. 107-111) и превосходстве духа над материей. В соч. «Естественно-научные вопросы, в их отношении к христианскому миропониманию» Г. ставил вопросы о жизни на Марсе, «прошедшем и будущем миров», теории наследственности Г. Менделя в ее сравнении с др. теориями, прежде всего с гипотезой пангенезиса Ч. Дарвина (С. 148-150), затем Э. Геккеля, А. Вейсмана и др. «Вопрос о происхождении новых форм... оказывается настолько сложным,- писал Г.,- что в сущности с научной точки зрения при настоящем состоянии знаний недопустимы широкие обобщения по вопросу о происхождении родов, классов и типов» (С. 200).

http://pravenc.ru/text/165067.html

107 Ангелы предназначены для того, чтобы совершить эту казнь. Слово «язва» можно перевести с греческого как «удар». Язва – это просто рана, но здесь предполагается, что это след от удара. «Ангелы с семью ударами» – так можно дословно перевести. «Имеющие семь язв» – это «обладающие семью ударами». Эти язвы были предназначены Божиим Промыслом. 108 Православие без чудес существовать не может, потому что Православие и есть чудо. Это вмешательство Бога в историю; это народ Бога, который Господь всегда щедро одаривал чудесами. Он вмешивается и делает все, что Ему хочется. К примеру, низвергая властелинов, Господь никаких профессоров, мудрецов мира сего не спрашивает. Я думаю, что великое преступление совершили наши историки, изувечившие исторические хроники, поэтому особый спрос будет с них. Например, сравните повествование о Древней Руси в летописях и его современную интерпретацию. Огромное, бесчисленное множество чудес, которые описаны в летописях, просто вычеркнуты – в силу безбожного, богоборческого настроя. Поэтому и человек сегодня не хочет видеть явных чудес, хотя эти чудеса происходят. Какие-то вещи бывает сложно скрыть. Например, очевидный факт гибели Ленина от руки Божией, когда человек заживо разложился: ведь у него мозги сгнили, в прямом смысле слова, от его богоборчества. Историки сообщают, что Ленин просто болел, а нужно говорить, что рука Божия воздала ему за его злодейства – он получил по делам своим. Историческая наука должна быть честной: если случилось чудо в истории, то о нем нужно обязательно писать, а не подыскивать под него толкование, «разумное объяснение». Бог творит чудеса, которые можно объяснить, и чудеса, которые объяснить нельзя. Он делает все, что хочет. То, что вода превратилась в кровь, не значит, что там бактерии завелись. Это значит, что вода превратилась в обычную кровь, и точка. Не надо естественных объяснений искать. А люди боятся чудес, им так жить легче, без мыслей о Всемогущем Боге. 111 Сапфир – небесно-синий камень, знак чистой души, которая полностью открыта для Бога и которая стала небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

103. И-чан ди, противники буддизма. 104. Сы-вэй my (’to), четыре Веды. 105. Ши-гу, десять бедствий удручающих людей, – рождение, болезни, старость, смерть, печаль, ненависть, и проч. 106. Ши чун да ту цянь, десять ядовитых стрел, постоянно отравляющих человека: любовь, корыстолюбие, заблуждение, глупость, соединенная с упорством, жажда добычи и пр. XII. Демоны мира. 107. Сю ло кху (hsiu lo’ku), пещера Азурас, местность в центральной Индии, где Азурасы обитали в светоносных чертогах, столь же прекрасных как обитель Дев. Азуры имеют тоже одеяние, которое носят и последние. 108. А сю ло ван, царь азурас, огромной величины, который своим прохождением затмевает солнце и луну. 109. Гуэй-шэнь, буддийские демоны и духи лесов, тайных мест, гор и долин, рек. 110. Э-гуэй, голодные духи; духи умерших людей, они имеют глаза, искрящиеся подобно блуждающим огням, и гортань подобную тонкой игле, – не вкушают никакой пищи. 111. Э-гуэй-цзе, область Претас, 500 gojanas низшего порядка существ; управляются они Ямòю, по кит. жень-лэ ван. XIII. Животные. 112. Чжу-сэн, животные, пятый класс метемпсихозма, почитаются ниже демонов, но стоят выше адских существ; это разряд обыкновенных людей, но лишенных смысла, от рождения тупых и неспособных к самосознанию и развитию. При жизни они действуют мучительно для самих себя, а по смерти движение их еще того мучительнее и невыносимее. Символом их служит животное canckp. toryach, мечущееся часто и беспрерывно туда и сюда. 113. Дай луань цзи хуа, четыре рождения, – от млекопитающих, – несущих яйца, – мечущих икру, и посредством перерождения. 114. Цзин-цзы няо, золотая, крылатая птица, чудовищная, питающаяся драконами. 115. Хай-лун, морской дракон, с рогами, огромными зубами, и тонкой чешуей, сильно любит сон. 116. Лун-ван, царь морских драконов, живет во дворце на дне морском, к северу от горы Сумеру XIV. Небо и ад. 117. Тхянь-тхан, дворец Дев; общее слово для неба, как обители богов. Буддизм предполагает небо более счастливым местом нежели земля, но оно населяется только бесплотными существами. При существовании страстей, неминуема для существа телесного смерть; но истинная бессмертная жизнь возможна и бывает только в Нирване.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Зриши ли, яко не рече: почиваю, но: уже жрен бываю; таковыми глаголы же и делы, показуя всем, яко предел покаяния до разрешения и смерти долженствуем есть от нас небесному Царю Христу: с Нимже Отцу, купно со святым Духом, слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков, Аминь. Тогожде: Совет ума к своей ему души. Слово второе Слыши 107 , душе словесна общнице моих советований: хощу ти тайную и общую вещь исповести, юже, не очищен быв от страстей, не ведех, но благодатию Божиею мало почив, постигох 108 . Познах яве, о душе, яко аз же и ты, противу естества действуеми, от неведения прелщаемся, и сего ради о своих гресех инех обвиняем, внеуду нас быти злобу глаголюще: и овогда убо Адама, овогда же сатану, овогда же человеки обвиняем; и сим мнящеся инех ратовати, себе ратуем: и непщующе друг друга защищати, аз же и ты, друг на друга воюем: и себе благодетелствовати мнящеся, подобне неистовящемуся, себе досаждаем: труды и поношения несмыслена 109 праведне страждем: заповеди убо мнением 110 любяще, вины же их за прелесть 111 нашу возненавидевше. Темже ныне познах известно, яко ни во злое, ни во благое от некия власти неправедне влекоми есмы: но от времене крещения, в началех вещей, ему же аще по воли поработаем, или Богу, или диаволу, той нас праведне прочее во свою поощряет часть. Прологи же 112 вещей неразмысленни суть два: похвала человеческа, и отрада 113 тела: яже, невольне прилогствующе 114 прежде воли нашея, ниже злобы суть ниже добродетели; но обличения нашего преклонения, где 115 клонимся. Господу бо хотящу нам терпети поношения и злострадание, диаволу же сопротивная хотящу, мы егда убо радуемся о прилозех онех, явно есть, яко преклонение дахом сластолюбивому духу, преслушавше Господа: егда же о предреченных прилозех скорбим, явно есть, яко преклонение дахом Богови, тесный возлюбивше путь. Сего ради убо два сия прилога человеком неразсмотренне 116 прилогствовати попущена быста, яко да заповедь любящии и услаждающиися о ней, дадят Христови преклонение воли, и Той вход обрет, наставит ум на истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Католическая версия истории Флорентийского собора дошла до нас в своеобразной форме диалога, составленного папским чиновником Андреа ди Санта Кроче и дополненного в 1638 г. библиотекарем Ватикана Джустиниано. Этот документ, хотя он и содержит некоторые ценные указания, в общем очень субъективен, неточен и не может дать ясной картины всех событий. 105 Главным источником по истории Флорентийского собора обыкновенно считается труд грека Сиропула, опубликованный еще в XVII в. Сиропул был главным экклесиархом собора св. Софии в Константинополе, одним из крупных греческих церковных деятелей из числа пяти ближайших советников и помощников Константинопольского патриарха, так называемых ставрофоров. Он принимал активное участие во всех работах собора и составил его историю, имеющую мемуарный характер. Она носит выразительное название: «Правдивая история неправедной унии между греками и латинянами». 106 Имеются также греческие «Деяния Флорентийского собора» – плод усилий ученых секретарей и проунионистской редакционной обработки, вошедшие в многотомный свод католической истории соборов. 107 Сохранились также описания деятельности Флорентийского собора, принадлежащие перу русских участников событий, – епископа суздальского Авраамия 108 и суздальского иерея (он называет себя священноиноком) Симеона. 109 Около 1461 г. неизвестным автором на Руси была написана еще одна история собора, известная под названием «Слово избрано...» 110 Кроме упомянутых описаний, особый интерес вызывает сочинение некоего русского клирика, изданное в 1598 г. в городе Остроге, являвшемся в ту пору крупным центром юго-западного русского Православия. 111 Это сочинение существенно дополняет другие сохранившиеся источники по истории Флорентийского собора и дает яркую картину того, как было проведено оформление Флорентийской унии. Рукопись этого сочинения была в 1830-х годах обнаружена в Ватиканском архиве и кратко описана русским исследователем С. Шевыревым. 112 Униатская деятельность митрополита Исидора. «История» острожского клирика сообщает многие подробности важные для понимания политики папства на Флорентийском соборе в отношении Московской Руси, роли митрополита Исидора и общего характера собора, оценку которого автор дал уже названием своего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Они избрали в основание своего счисления счисление толкователей, как лучшее и «древнее». Это, на самом деле, то же Беверегиево счисление. Причина небольшой разности счета толкователей, указываемого в Пидалионе арабскими цифрами, от Беверегиева, как мы уже говорили, в неверном обозначении у Беверегия трех правил одними цифрами с перед идущими правилами. Если обозначить эти три правила соответствующими им в ряду других правил цифрами, то счет Беверегия и Гервета точно будет совпадать со счетом толкователей по Пидалиону: 134-е Бевер. и Герв. будет соответствовать 137-му толкования (второй половине 141-го по Пидалиону), а 135-е Бевер. и Герв. будет у них уже 138-е, и это не вошло и не исчисляется в Пидалионе, как исключенное из числа правил Зонарой и, вероятно, не находившееся уже в списке одних Зонариных толкований, если таковые списки были в руках издателей Пидалиона. Ралли не усмотрел всех (3-х) ошибок в счете Беверегия и Гервета, потому и выразился о счислении толкователей по Пидалиону, что оно яко бы (ςφασι) древнее. Но можно полагать, что, если бы и было известно издателям Пидалиона счисление трапезундского кодекса, которого держится Ралли, они все-таки приняли бы для себя в руководство деление и счисление толкователей, или, что тоже, Беверегия и Гервета. Отношение счета Ралли к Беверегиеву таково: 18, 19, 20 и 21-е правила Беверегия (24, 25 и 26 Пидалиона) у Ралли соединены в одном 18-ом; 48 и 49 Бев. (52 и 53 Пидалиона) в одном 45-м; 100 и 101 Бев. (107 и 108 Пид.) в 97-м, и обратно: 113 Бев. (122 и 123 Пид.) у Ралли также разделено на два – 111 и 112-е. Во всех других правилах отношение Пидалиона в Ралли то же самое, как и к Беверегию: одни и те же правила подвергаются в Пидалионе и разделению и соединению. Таким образом, общее число правил у Ралли за опущением из числа Беверегиевых правил – 5-ти указанных и заключительной речи Аврелия (135-го или, с исправлением опечаток, 138-го Бев.), и с прибавлением нового (112), вышло – 133 правила. Мы сказали, что издатели Пидалиона предпочли бы счисление Беверегиево трапезундскому, если бы это было известно им (оно, может быть, и было известно им по другим спискам), потому что первое ближе подходило к их практическим целям и притом, кажется, основательнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Коль скоро тело немного повысохнет и поохладится... тогда тревоги те совсем прекратятся... Тревоги от соков, а соки от пищи... Когда прекратится сей источник... и дела не будет (4, с. 105–106). 39. Гибельность для христиан плотской сласти Радость не совне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас, христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию, с принятием нашего естества, а растет и крепнет пребыванием в порядках сыновства Богу, чрез облечение во Христа Господа таинственно в Крещении или Покаянии и действенно в жизни... Господь приял плоть нашу из девственных кровей. Как мы в силу воплощенного домостроительства едино бываем с Господом, то отличительною чертою характера нашего христианского стала девственность – девственность в мыслях и чувствах и в состоянии плоти. Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас. И ничто так не подавляет радости духовной ныне... как сия сласть. А враг нашептывает, будто это ничего (4, с. 106). 40. О борьбе с плотскими искушениями Что до внутреннего вашего – очень рад, что боретесь... Не допускайте до сочувствия, а тем паче до согласия... Всегда с первого движения преследуйте неприязнию полною... как встречаете змию. Если теперь углубите свою неприязнь к сему, то скоро успокоитесь... и всю жизнь будете безопасны. Воззревайте всякий раз мысленно к Господу... говоря: «Господи! Видишь, что во мне и что я не хочу сего... Помоги мне и утиши...» (4, с. 107). 41. Точка опоры в борьбе с плотскими искушениями Вы несказанно обрадовали меня тем, что нашли наконец точку опоры в войне вашей. Держитесь всегда этого приема... первое возникновение преследовать. В предотвращение же самого возникновения держите тело в струнку, и стоя, и сидя, и лежа... отнюдь не распущайте членов... В душе же держите память Божию... со страхом. Как в присутствии Бога допускать то?.. Это и будет холодом обдавать весь организм (4, с. 108). 42. О борьбе с плотью Какие убеждения вынесли вы из искушений, держите их и блюдите себя, яко зеницу ока... Вражду и неприязнь непримиримую к плоти имейте... и преследуйте ее своеволие... Не давайте ей покоя ни в чем (4, с. 111). Очень рад, что вы обретаете покой. Теперь видели уловки вражьи и на что он больше метит... Знаете и что противопоставлять надо... Вы хорошо заметили, что соизволения и соуслаждения не должно быть и что наискорейше надо поднять гнев... Об этом молить надо Господа! Что стараетесь скрывать, что делаете в борьбе, это очень хорошо... И тут часть успеха и сила трудов... Сами уж вы решили бдеть и молиться... И делайте так всего более (4, с. 108–109). 43. Поблажка страсти и обличения за это

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Что же касается прот. И. Л. Янышева, то по возвращении со 2-и Боннской конференции он перевел с немецкого языка «Катехизис, изданный в Бонне по поручению старокатолического Синода» и напечатал его текст в «Церковном вестнике» 107 . Протоиерею И. Л. Янышеву принадлежит также перевод книги «Руководство к обучению кафолической вере в высших школах» (Бонн, 1875), который был опубликован в «Христианском чтении» за 1876 г., ч. II, в «Церковном вестнике» за 1876 г. 5−12 и в «Сборнике протоколов Отдела ОЛДП» за 1876 г. 108 . Публикация старокатолических вероучительных текстов на страницах православной печати свидетельствовала об экуменической широте и открытости православных богословов СПбДА, а также о том, что они видели в старокатоликах братьев во Христе, весьма близких Православию. Вот что сказано в предварительной заметке к публикации текста одной из старокатолических вероучительных книг в журнале «Христианское чтение»: «Редакция приступает к изданию на русском языке старокатолического «Руководства» как книги весьма ценной – с учебно-педагогической точки зрения – для православных русских законоучителей, и печатает ее в дословно-точном переводе, сделанном под внимательной редакцией достопочтеннейшего о. ректора нашей Академии протоиерея И. Л. Янышева, вполне рассчитывая, что и малейшие отступления от Православия, нами не указываемые, будут замечены теми лицами, вниманию которых перевод книги этой специально предназначается» 109 . С той же целью в нескольких номерах «Церковного вестника» был напечатан русский перевод «Малого старокатолического катехизиса» 110 . Середина 70-х гг. прошлого столетия – период наиболее интенсивного развития отношений русских православных богословов со старокатоликами. По словам профессора СПбДА Η. Н. Глубоковского , в эти годы «весьма пристальное внимание привлекает старокатоличество, рассмотренное с большой и широкой тщательностью. За некоторыми единичными исключениями крайней непримиримости, оно всегда обсуждается в сочувственном духе, однако с отвержением католическо-догматических наслоений и с отрицанием «интеркоммуниона» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Одно из существенных свойств воли есть ее свобода: „воля наша не была бы волей, если бы не находилась в нашей власти; но так как она – во власти у нас, то она – свободна“ 101 . Вопреки Пелагианам, считающим свободу воли только формальной способностью выбора между добром и злом, Августин признавал ее „некоторой действительной силой 102 , могущей приобретать известное содержание“ 103 . Это содержание наслояется вместе с жизнью и, упрочиваясь посредством привычки, образует известный нравственный склад, нравственный характер человека. „Обуславливаясь в своем образовании целым рядом предшествующих склонений свободы, характер в свою очередь всегда может оказывать неотразимое влияние и на все последующие склонения этой свободы“ 104 . Признавая все вредные последствия, причиненные непорочной природе человека падением прародителя, Августин, при помощи вышеприведенного мнения о выработке нравственного склада, объяснял постоянный душевный разлад, который он наблюдал в себе самом. Эгоистические и чувственные требования природы, получив удовлетворение и закрепившись за человеком чрез акт его падения, приобрели над ним большую силу. Постепенно эгоистические самоопределения воли выработали то греховное направление, по которому воля сделалась „рабой своего собственного произволения (servum propriae voluntatis arbitrium)“ 105 . „Насилие (violentia) сроднившейся с человеком привычки“ стало для него „законом греха“ 106 , „необходимостью (necessitas) греха“ 107 . Эта необходимость греха, при полном сознании добра, это глубокое раздвоение, проникающее в самые сокровенные фибры нашего существа, наполняло сердце Августина такими страданиями, которые он мог только сравнивать с „муками рождения” 108 . При страстном стремлении к единству, при одной основной идее о царствующем во всем мире порядке (ordo), эта борьба мотивов, пожеланий, которой подвергается душа при определении субъектом себя к чему-нибудь 109 , была для Августина „уродством” (monstrum), „болезнию души” (aegritudo animi) 110 . „Здесь душа наша, объясняет Августин подробнее, одна и та же, в желаниях своих как бы разделяясь на двое, ни того ни другого вполне не желает всею волею своею, И оттого то она так тяжело мучится, когда по убеждению (verilate) предпочитает одно, а по привязанности (familiaritate) не выполняет этого” 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010