144. Поэтому, как Отец и Сын – одно, ибо Сын обладает всем, что имеет Отец 107 , так и Дух – одно с Отцом и Сыном, потому что Он Сам знает все, что Божье 108 . Он не вырвал эти знания силой, иначе это было бы оскорблением тому, кто их лишился, и не похитил, иначе претерпел бы ущерб тот, кто оказался обкраденным. Дух не похитил знания, нуждаясь в них, и не вырвал из-за превосходства в силе, но обладает ими по единству власти. Если Он совершает это, поскольку все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12:11 ), неужели не Бог Тот, Кто обладает всем тем, чем обладает и Бог? 145. Давайте исследуем, обладает ли Бог чем-либо, чего лишен Святой Дух. У Бога Отца божественная природа, и у Сына, в Котором обитает вся полнота Божества ( Кол. 2:9 ), она есть и у Духа, ибо написано: Божий Дух в ноздрях моих ( Иов. 27:3 ). 146. Бог испытывает сердца и утробы, как написано: Ты испытуешь сердца и утробы ( Пс. 7:10 ); также и Сын, сказавший: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? – потому что знал Иисус помышления их (Μф. 9:4); испытывает сердца и Дух, открывающий пророкам тайные чувства чужих сердец, как выше мы сказали, что тайны сердца его обнаруживаются ( 1Кор. 14:25 ). Почему мы удивляемся, если проникает в тайны человеческие Проницающий и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). 147. Бог истинен, ибо написано: Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим. 3:4 ), и в другом месте мы читаем: Верен Бог, Который не лжет (1 Kop. 1:9; Тит. 1:2 ). А разве лжет Дух? Он – Дух истины 109 , Который, как мы показали, был назван истиной 110 , так как Иоанн назвал Его истиной, как и Сына. И в псалме Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою! Да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42:3 ). Если ты полагаешь, что Сын здесь свет, то Дух – это истина; если же тебе удобнее назвать истиной Сына, то тогда Дух – это свет. 148. Бог обладает именем выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Мы читаем, Он дал Сыну имя, чтобы во имя Иисусово все преклонили колени 111 . Посмотрим, обладает ли этим именем Дух. В Писании сказано: Идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Следовательно, Дух обладает именем превыше всякого имени, и то, что имеют Отец и Сын, имеет и Дух по единству самой природы этого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

По замечанию святителя Димитрия Ростовского, “пророчествовал святой Иеремия и о страдании Господа Иисуса Христа, являя в себе самом таинственный прообраз Его, кроткого Агнца, ведомого на заклание” 107 . Такой двойственный характер пророчества через слово и через сам образ жизни готовил добрую почву для того, чтобы узнать в рожденном в пустынном вертепе Богомладенце ожидаемого Мессию. Он окажется беззащитным и одиноким; против Него устроят заговор все сильные мира, на каждом шагу будут оглядываться на Него, ожидая Его падения. Все будут искать удобного случая для мщения Ему. Примерно за шестьсот лет до прихода Мессии об этом уже пророчествовал святой Иеремия, за шесть веков до Христа это уже переживал и испытывал пророк (Иер 20:10). Поистине таинственные слова вырвались из уст пророка Иеремии, сказавшего от первого лица: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: “положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось” (Иер 11:19). Мнения отцов Церкви в толковании этого места разделились. Одна сторона понимала этот стих только как пророческое слово о Христе. Так о крестной смерти Агнца Божия говорит святитель Кирилл Иерусалимский 108 . Святитель Киприан Карфагенский в этом месте делает акцент на наименовании Сына Божия “Овцей и Агнцем, уготованным на заклание” и говорит, “что иудеи пригвоздят Его ко кресту” 109 . Мученик Иустин Философ в этом месте увидел совет и решение иудеев о крестной смерти Христа 110 . Преподобный Иосиф Волоцкий также повторит мысли древних Отцов о том, что “хлебом пророк называет Плоть Христову, древом — крест” 111 . Блаженный Иероним смело утверждает: “Все церкви согласно разумеют, что в лице Иеремии это говорится Христом, что Ему Отец открыл, как Ему должно говорить, и показал Ему деяния иудеев…” 112 . Наконец, блаженный Феодорит прямо подчеркивает, что это нисколько не относится к Иеремии, ибо он погиб не на кресте, но от побиения камнями, а только ко Спасителю 113 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

– Верный и Истинный, (Он) праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел начертанное имя [имя написанное], которого никто не знал, кроме Него [Его] Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью: (и было названо Имя Его): Слово Божие» 106 Смотрите же, братья, как одежда, обагренная кровью, символически обозначила ту плоть, в которой ( δι’ ς) – как свидетельствуют вместе со мной пророки – Слово Божие пришло для принятия страдания. Действительно, блаженный Михей говорит так: Дом Иакова прогневал Духа Господня. Таков уж у них образ жизни. Слова же Его разве не благотворны для них, и они (сами) разве правильно поступают? Сами же они и возбудили вражду против мира Его, славу Его ниспровергли 107 . То есть (они сделали) то, что Он страдал во плоти. Точно так же говорит и блаженный Павел: Так как бессилие закона (обнаружилось) в том, в чем 108 он был слаб, то Бог, пославши Сына Своего в подобии плоти греха, и осудил грех плотию (т σαрки), чтобы оправдание закона (т δикаи ωμа т ο и μου) обнаружилось ( φаиер ωФ ) в нас, живущих не по плоти, но по Духу 109 . Какого же Сына Своего Бог послал во плоти ( δиа т ς σарк ς), как не Слово, Которое Он наименовал Сыном ввиду того, что оно имело родиться? И вот, именуясь Сыном, Оно принимает общее имя 110 (ради) любви к людям. Это потому, что, оставаясь бестелесным и только (каФ’ а υτи) Словом, Оно не было (бы) совершенным Сыном, хотя при этом и было (бы) совершенным Словом, Единородным (Моио γеи ς) 111 . И плоть сама по себе без Слова не могла составить Личности ( ποσт иа ι), так как только в Слове она имела свой состав (т и σστασιи). Так явился Единый совершеннейший Сын Божий. XVI. Вот свидетельства о воплощении Слова. Есть, конечно, весьма много и других свидетельств. Но обратимся к рассмотрению того, что составляет предмет наших рассуждений, а именно к тому, что с небес, братья, в действительности сошел не Сам Отец, а Отчая Сила ( δиа μις), т. е. Слово. В самом деле, (Господь) так говорит: Я пришел от Отца и (к Отцу) иду 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

14 . Еще Даниил постился за свой народ, чтобы не был увели­чен семидесятилетний [срок пребывания] в Вавилоне. Три сед­мицы [держал он пост], и [пост его] был принят 101 . В течение двадцатиоднодневного поста Бог [постоянно] внимал ему, и в те самые дни Гавриил стоял, помогая ему, ибо [Гавриил] всегда при­нимает молитвы. Вместе с Гавриилом 102 помогал [Даниилу] также и Михаил, князь [Израиля] 103 , и они противостояли князю пер­сидскому двадцать один день 104 . И помог [Гавриил и Михаил] Даниилу в посте его. Знай, возлюбленный мой, что именно Гавриил принимает мо­литвы перед Богом. Ибо когда постился Даниил, то пришел к не­му Гавриил с войском своим и сказал ему: Молитва твоя услы­шана пред Богом, и я пришел по словам твоим 105 . И он ободрил его и сказал ему: Мужайся, муж желаний 106 . И как по молитве [Даниила во время] поста пришел к нему Гавриил, так же и молитву Захарии [Гавриил] принес к Богу. Ибо когда [Гавриил] благовествовал ему о рождении Иоанна, то ска­зал ему: Услышана молитва твоя перед Богом 107 . И также мо­литву Марии он принес к Богу. Ибо, благовествуя о рождении Христа, он сказал Ей: Ты обрела благодать у Бога 108 . (132) Чем же обрела Мария благодать, если не Своим постом и молитвой. Ибо Гавриил принимает чистые молитвы и приносит [их] к Бо­гу, а Михаил – князь сыновей Израиля. Он есть тот, о ком [Бог] сказал Моисею: Вот, пойдет пред тобою ангел Мой и он истребит обитателей земли пред тобою 109 . Он тот, кто явился ослице Валаама, когда Валаам ехал, чтобы проклясть Израиль 110 . И еще он явился Иисусу Навину, когда, вытащив меч, он сто­ял в долине Иерихонской. Иисус же, увидев его, принял за вра­га, и сказал ему: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Ми­хаил ответил ему: Я вождь воинства Господа, теперь я пришел [сюда] 111 . И еще он сокрушил стены Иерихона перед Иисусом Навином 112 . И еще он уничтожил перед ним тридцать одного царя 113 . И он уничтожил тысячу тысяч эфиоплян перед Асой 114 . И еще он уничтожил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

79 . Поистине, познав пределы свои 103 , ты станешь охотно сокрушаться 104 , сетуя на самого себя подобно Исаии: как, будучи нечистым и находясь среди народа такого, то есть среди супротивников, ты дерзаешь предстоять Господу Саваофу ( Ис.6:5 ). 80 . Если истинно молишься, то обретёшь полноту удостоверенности 105 и Ангелы соберутся к тебе, как к Даниилу, и просветят тебя относительно логосов тварных вещей 106 . 81 . Знай, что святые Ангелы побуждают нас к молитве и стоят рядом с нами, радуясь и молясь о нас. Но если мы нерадивы и восприимчивы к супротивным помыслам, то весьма сердим их, потому что в то время, как они столь подвизаются ради нас, мы не желаем молить Бога о самих себе, но пренебрегаем своим служением 107 и оставляем Владыку и Бога их, идя на встречу с нечистыми бесами. 82 . Молись кротко и невозмутимо, «пой псалмы разумно» ( Пс.46:8 ) и благозвучно 108 – тогда будешь, как молодой орёл, взмывающий в высоту 109 . 83 . Псалмопение усыпляет страсти и успокаивает невоздержанность тела; а молитва приготавливает ум осуществлять то действие, которое ему свойственно 110 . 84 . Молитва есть действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление. 85 . Псалмопение относится к многоразличной премудрости 111 , молитва же есть введение в нематериальное и немногоразличное ведение 112 . 86 . Прекраснейшее дело – ведение, ибо оно содействует молитве, побуждая мыслящую силу ума к созерцанию Божественного ведения 113 . 87 . Если ты не получил ещё [благодатного] дара молитвы и псалмопения, будь настойчив и получишь. 88 . «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). Поэтому не унывай и не падай духом от того, что до сих пор не получил. Получишь позднее. А к притче [Господь] добавил [также слова]: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как женщина не даёт покоя», сотворю суд ей ( Лк.18:4–5 ), так и Бог «защитит вскоре вопиющих к Нему день и ночь» ( Лк.18:7 ) 114 . Поэтому радуйся, с трудолюбием и терпением пребывая в святой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Но возможно увидеть имеющих попечение о праведности среди них, которые творят всякую неправду и грабят икумену, в чем и состоит коварство лукавого к ним, чтобы обмануть их. Однако верные, облекшись во Христа божественным крещением, и приняв содействующую благодать Духа, и имея наставником молитвы Самого Бога Слова, пренебрегают, увы, священными молитвами и прочими Его божественнейшими заповедями – особенно [заповедью] о любви, без [исполнения] которой никому невозможно спастись. И в то время как Господь говорит: бодрствуйте на всякое время и молитесь 104 , и просите и получите 105 , и о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам 106 , и просите, и дано будет вам 107 , и божественный Павел говорит: непрестанно молитесь 108 , – многие из верных не знают, что такое молитва . И в то время как Господь хвалит милостивых и говорит: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут 109 , и Павел взывает: страннолюбия не забывайте 110 , – не только с жалостью не приглашают к себе бедных, не служат странствующим и пребывающим на чужбине братьям, но жестоко преследуют и без сострадания отвращаются, надменными словами порицают нищих и сердито упрекают. И в то время как Господь ублажает жаждущих правды 111 и говорит через пророка: неправду возненавидел я и возгнушался 112 , и Павел восклицает: неправедные Царства Божия не наследуют 113 – большинство верных, увы, стремятся к неправде, захватывают принадлежащее другому и грабят друг друга: делами, словами и помышлениями становятся ворами. Презирают все божественные слова и являются хуже ползающих червей, никак не приходя к восприятию божественных [вещей]. 13 . Было услышано мной и нечто худшее. Многие из христиан, впадая в такие заблуждения, не обращают взоры к покаянию, но отвергают исповедь. Последнее крайне ужасно, поскольку увлекает человека в погибельную пропасть по причине отчаяния или, лучше сказать, неведения. Ведь в открытии прегрешений – наша надежда на спасение, поскольку никто из нас не безгрешен, и уверенность, что мы не постыдимся тогда, когда предстанут со страхом перед все знающим Богом тысячи и мириады ангелов, а также с трепетом все люди, бывшие от Адама до последних человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 2 Прихожане нередко вступали в борьбу с архиереями, когда эти посылали к церквам своих избранников на должности без мирских выборов, нередко принимали к себе попов, или отказывали им от места без всякого сношения о том с архиереем, так что один из святителей конца XVII века даже жаловался правительству, что архиереи над церквами воли не имеют, владеют церквами мужики, не принимают попов, посланных от архиерея, а берут к себе в попы за дешевую ругу разных пьяниц бродячих попов. (А. истор. V, 122. Ист. России Солов, т. IX, стр. 447).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

105–112 Нун. Действенная сила слова. Суровые реалии жизни, о которых упоминается в предыдущем разделе, здесь характеризуются фразами сильно угнетен я (107) и нечестивые поставили сеть… (ПО). Это составляет общий контекст сказанного о слове: реальная жизнь в реальном мире. Четкая литературная структура проявляется здесь, как и во всех других разделах псалма. А 1 (105–106) Слово как жизненный ориентир и торжественное заверение: свет и клятва. Б 1 (107–108) Слово Господа у Него в руке, оно с нами в наших испытаниях и способно возродить и наставить нас. Б 2 (109–110) Слово в руках человеческих, оно с нами в наших испытаниях, мы помним его и повинуемся. А 2 (111–112) Радостный отклик и слово как жизненный ориентир: его направляющая сила. 105 Светильник… свет – вероятно, речь идет о лампе, прикрепленной к ноге, которая освещала путь в темноте. 106 Я клялся – мысль о добровольном повиновении отчетливо звучит в этом разделе. Глаголы, использованные в ст. 109, 110, выражают твердую решимость: «не забываю… не уклонился». Ничто случайное не должно отвратить нас от приверженности слову Божьему! 107 Оживи – возроди мою душу. 108 Добровольную жертву – свободное волеизъявление, добровольное решение посвятить себя Господу. 109–110 Здесь имеется в виду как риск, сопряженный с самой жизнью индивидуума, так и риск, связанный с враждебностью окружающих. Таким образом, учитывается весь комплекс жизненных обстоятельств. 111–112 «Веселие сердца» сочетается с его расположением к исполнению установлений Господа: «я приклонил», т. е. направил свое сердце к исполнению Его законов. Радость без послушания – легкомыслие, а послушание без радости – сухой педантизм. 113–120 Самех. Единомыслие, но не соглашательство. Псалмопевец твердо противостоит нерешительности, злым помыслам, двуличию и нечестию. Основой такого противостояния служит его любовь к слову Божьему (113, 119), верность закону (115, ср.: 56), упование на защиту его (114), непрестанное постижение уставов Божьих (как основы поддержки и спасения человека, 117). Но основа основ есть Сам Господь, ибо именно Он – «покров… и щит» (114); закон есть заповеди Бога (115); страх перед словом и страх Божий неразрывно связаны между собой (120).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

( Иак. 4, 6 ). Припомни особенно эти слова, когда идешь на исповедь. Именно гордость мешает языку сказать: «Грешен». Смирись перед Господом, не пощади себя, не убойся человека. Раскрой стыд свой, да омоешься; покажи раны свои, да исцелишься; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, отойдешь ты со сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих. Святитель Феофан Затворник ( 107, 56–57 ). Горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель ( 108, 109 ). Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения... ( 108, 129 ). Всякий человек более или менее склонен к прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое ( 108, 224 ). Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение добродетель прямо противоположная гордости – служит верным предостережением и предохранением от прелести ( 108, 228 ). ...Отсутствие плача, насыщение самим собой и наслаждение своим мнимодуховным состоянием обличают гордость сердца ( 108,537 ). Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, трудно понимаемое и трудно отвергаемое идолопоклонство ( 111, 25 ). Гордость – есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостью, неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему ( 111, 27 ). Как гордыня есть, по преимуществу, недуг нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть, по преимуществу, добродетель ума ( 111, 170 ). Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами ( 111, 183 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Уже то одно, что грех наводит мрак и уныние, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание телесного здоровья. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще удивляться надо, как остается грешник живым. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благоприятному действию лекарств. Известно, что был замечательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедается и не причастится Святых Тайн, и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал. Святитель Феофан Затворник ( 107, 124–125 ). Смертный грех православного христианина, не излеченный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке ( 110, 163 ). Простительный грех не разлучает христианина с божественною благодатью и не умерщвляет души его, как делает это смертный грех . Но и простительные грехи пагубны, когда не раскаиваемся в них, а только умножаем их бремя ( 110, 168 ). Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества... Первой казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второй казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последней казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя ( 111, 157 ). Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и вечности. Скорби составляют как бы естественное следствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие ( 111, 157 ). Возвращение к греху, навлекшему на нас гнев Божий, исцеленному и прощенному Богом, служит причиной величайших бедствий, преимущественно вечных, загробных ( 111, 164 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010