Бог праведен и истинен, и христианин должен подражать ему Бог твой и Господь «праведен есть, и правду любит» ( Пс. 10, 7 ); хощет и от Тебе того, чтоб и ты, «оправдившися именем Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор. 6, 11 ), правду любил и делал правду. Покажи убо плод оправдания онаго; последуй Господу твоему и делай правду, да тако покажеши, что ты истинно от Него родился, якоже глаголет Апостол: «аще весте, яко праведник есть Бог, разумейте, яко всяк, творяй правду, от Него родися» ( 1Ин. 2, 29 ). – Бог твой и Господь никого не обидит, но все делает праведно, что ни делает ( Евр. 6, 10 ); убо и тебе по примеру Его, должно никого не обидеть ни словом, ни делом, ни иным каким образом. – Бог твой и Господь «истинен есть, верен во всех словесех Своих» ( Пс. 144, 13; 85, 15 ; Ин. 17, 17 ), и от Тебе требует того; и тебе должно от лести, лжи, лукавства и лицемерия храниться, но паче любить и хранить истину в словах и делах твоих ( Еф. 4, 24 ) (3:94). Подражать Богу в смирении, терпении и кротости Верные Христовы рабы должны быть смиренны, кротки и терпеливы. Стыдно рабам не быть смиренными, терпеливыми и кроткими, когда господин их смирен, терпелив и кроток: стыдно и христианам гордиться, когда Господь их Иисус Христос смирен сердцем, и гневаться и мстить, когда Господь их кроток и долготерпелив. Откуда учитися сим добродетелям от Себе повелел им: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ), рабы бо должны последовать нравам господ своих (3:174–175) (также 4:29, см. СМИРЕНИЕ , 950). Христианин должен уподобляться Богу в ТЕРПЕНИИ к согрешающим Усматриваем в томже священном зерцале безприкладное «долготерпение» небеснаго Отца, Который столько всего мира грехов, неправд, беззаконий, идолопоклонений и прочии тяжких беззаконий терпел и терпит; и сами, во вся дни согрешая, дознаем тое. Толикое видя долготерпение милосердаго нашего Отца, должны и мы терпеливы быти к согрешающей братии нашей; не гневаться, ни злобиться на них, не отмщевать им за обиды, нам от них сотворенныя, но с терпением и кротостию ожидать их исправления, да тако приобрящем их Христу, и себе истинными братиями соделаем, по подобию небеснаго Отца, Который столько грешников долготерпением Своим приобрел и приобретает, якоже Апостол написал: «Господа нашего долготерпение, спасение непщуйте» ( 2Пет. 3, 15 ). «Благость бо Божия на покаяние всякого грешника ведет» ( Рим. 2, 4 ) (3:91–92) (также 3:94, см. ТЕРПЕНИЕ , 1043).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Воскресенье. 22-е октября. Подморозило, снегу нет; бодрящий воздух. Служил в академическом храме в сослужении студенчествующей братии в духовном сане. Вместо причастна говорил слово, посвященное памяти А.В. Горского, по случаю 25-летней памяти смерти его, профессор Н.А. Заозерский , После молебна Божией Матери все мы, не раздеваясь, отправились на могилу Горского, где отслужена была большая панихида. По окончании этого студенты отправились обедать, а профессора ко мне – на чай. В час времени состоялся акт в актовом зале, посвященный речам о покойном 1039 . Собственно годовщина смерти 11-го октября, когда и была совершена заупокойная служба и панихида, а теперь, так сказать, и светское торжество. Речи говорили: исполняющий должность доцента С.И. Смирнов 1040 – биографию его; Гр. А. Воскресенский – из личных воспоминаний и о значении Горского как филолога; В. А. Соколов – из личных воспоминаний и о ректорской деятельности его; Д. Ф. Голубинский – из личных воспоминаний и о содействии его учреждению естественно-апологетической кафедры в Академии 1041 . Предполагал было еще говорить профессор В.О. Ключевский 1042 по воспоминаниям о Горском П.С. Казанского 1043 , но время слишком затянулось. Речи, в общем, хороши и даже блестящи, как, например, речь профессора Соколова, но односторонни. Что А.В. Горский великий человек – несомненно, особенно как ученый. Но величие его не нуждалось в таких подпорках, которые старались подставить ему ораторы, ставя в заслугу то, о чем и упоминать не нужно; например, что он был воздержан в пище, что он дал какому-то студенту персик, что он был благообразный, что он громко и благоговейно служил. В смысле правдивости гораздо лучше воспоминания П.С. Казанского , прочитанные после поминальной трапезы в моей квартире В.О. Ключевским . Тут всецело обрисован Горский со всеми его достоинствами и недостатками. Оказывается, как и комментировали знавшие его профессора, он был и честолюбив, и скрытный, и насмешник, правда тонкий. Но в общем – незаурядный. В половине восьмого вечера после чаю и приятной беседы, посвященной главным образом воспоминаниям о покойном, разошлись. До часов десяти оставался еще у меня отец инспектор, и беседовали, делясь впечатлениями настоящего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Если обратиться к восточным аскетам, то уже в лице самых первых ее представителей: Антония Вел., Макария В., и др. можно видеть тот именно взгляд на подвижничество, по которому значение и мысль его определяется только внутренним, активным отношением самого подвижника ко всем предположениям его звания. У восточных аскетов нет и мысли о том, чтобы монашество, взятое во всей совокупности своих обнаружений, как внешний институт, имело какое-либо значение само по себе вне отношения к нему подвижника. Тот же, напр., Василий Вел., подвижнические сочинения которого имеют своей задачей урегулирование внешнего быта подвижников и предлагают устав их жизни, делают это не ради того, что за внешней стороной подвижничества признается самостоятельное значение и в ней полагается центр тяжести, а потому только, что главная цель подвижничества, чисто внутренняя задача (чистота сердца), может осуществляться только путем известного строя жизни. Это – главная мысль Св. Василия Вел., которая проводится им через все его подвижнические уставы и выразилась у него в целом ряде правил, определяющих собой образ жизни подвижника 1043 . Понимая идеал подвижничества, как только идеал чисто нравственного характера, Василий Вел. в своих словах подвижнических и увещательных старается только доказать большую сообразность и большее удобство строя жизни иноческой для осуществления нравственного идеала, нежели строй и обычай жизни мирской. «Кто в жизни безгрешной (т. е. монашеской) по ее неразвлеченности не имел силы выдержать борьбу со врагом, говорит лон, тот в жизни многогрешной (мирской) и им самим управляемой, возможет ли преуспеть в какой-либо добродетели? 1044 ». Это же перенесение центра тяжести в понимании подвижничества с внешней стороны, как не имеющий самостоятельного значения, на внутреннюю жизнь личности подвизающегося можно видеть и у других аскетов. Из всех предосторожностей, какие надобно иметь подвижнику, больше всего, напр. Макарий Вел., внушает ту, чтобы идеал совершенства не полагался в одной только внешней исправности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Значительно иной отпечаток получает новозаветный экзегезис у Илария, применявшего приёмы аллегории к Евангелию в очень больших размерах. Этим он обязан больше всего, вероятно, Оригену . Мы можем судить о новозаветной экзегетике Илария преимущественно на основании его комментария на Евангелие от Матфея. Благоприятную почву для применения пневматологии представляла его основная христологическая точка зрения, по которой Слово, открывшееся во Христе, невидимо действовало во всех даже самых мелких обстоятельствах жизни Спасителя, так что в каждом отдельном Его действии, в каждом отдельном факте Его жизни за внешней стороной следует предполагать невидимого Деятеля: в видимом деле, говорит Иларий, объясняя факт чудесного насыщения пятью хлебами, действовала невидимая сила, и Господь небесных тайн (arcanorum coelestium Dominus) открывал какую-либо тайну в любом из своих дел. Сила Действовавшего превосходит всякую природу, и цели её превосходят всякую способность понимания данного факта, так что для нас остаётся одно только удивление перед проявившейся в ней властью 1043 . На этом основании Иларий отличает в Евангелии, кроме смысла буквального, ещё смысл высший (sensus superior) 1044 . Характер sensus superioris [высшего смысла] достаточно выясняют такие прилагаемые к нему названия, как порядок духовного разумения (spiritalis intelligentiae ordo), значение типическое (typica ratio) 1045 . Последнему Иларий отдаёт весьма заметное предпочтение перед первым: выяснением буквального смысла он вообще очень мало занимается; буквальный текст Евангелия для него как будто бы не представляет никаких затруднений или, по крайней мере, последние тщательно обходятся им. Зато он очень последовательно проводит точку зрения высшего смысла, применяет его едва ли не ко всем фактам и обстоятельствам, так что под его пером евангельская история превращается в ряд аллегорий, как дополнений к истории. Например, под городом, стоящим наверху горы ( Мф.5:14 ), он понимает тело Иисуса Христа: как город состоит из множества различных обитателей, так и в плоти Христовой, одинаковой по природе с нашими телами, содержится как бы всё человечество 1046 . Под псами и свиньями, о которых говорится в Евангелии ( Мф.7:6 ), Иларий разумеет язычников и еретиков, из которых первые, подобно псам, свирепо лают против Бога, а вторые, как двухкопытные, но не жвачные свиньи, не способны внутренне усваивать истины богопознания 1047 . Разбирая евангельское повествование об исцелении бесноватых в стране Гергесинской, он под городом, не принявшим Христа в свои пределы ( Мф.8:34 ), разумеет народ иудейский, который, слыша о делах Христа, не принял Его, под двумя бесноватыми, обитавшими вне города, язычников, живших вне закона и пророков, а под городом, принявшим Христа ( Мф.9:1 ), народ верующих 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Эта позиция хорошо видна в разговоре Малункьяпутты и Будды. Будде задаются вопросы: что есть душа, есть ли бессмертие и что есть Бог. Будда отвечает: представь, что человека ранили отравленной стрелой. Его приносят домой, а он, вместо того, чтобы немедленно принять противоядие, начинает расспрашивать: а кто меня ранил – кшатрий или брахман, какого он рода, чем занимается и где его поместье… Это верно. Такие вопросы излишни, если точно известно, что ранила именно стрела, и ясно, что и почему болит. Но как узнать – какая именно стрела поразила душу? Чем она отравлена? Что болит? Почему больно душе и что ей угрожает? И как ее можно излечить? Вдруг больной умирает не от той раны, что заметна, а совсем от иной болезни? Гностики утверждали, что ранена наша телесность; буддисты – что ранен наш ум; христиане – что болеет наша воля и наша любовь. Неужели так уж безралично все это, и жить надо по принципу – «от чего бы ни лечить, лишь бы лечить!». И неужели не важно определить степень болезни и соответствующие средства для ее лечения? Если врач при обычном порезе стремится сделать ампутацию, он становится просто опасен для больных. Буддизм как раз и предлагает ампутацию там, где христианство предлагает терапию. Поскольку желания привязывают человека к колесу сансары – надо ампутировать вообще все чувства, желания и воления человека. Гильотина провозглашается лучшим средством от перхоти. Ни любовь к человеку, ни любовь к Богу не должны жить в сердце ищущего «конечного освобождения». Как замечательно сказал об учении Будды русский философ Б. Чичерин, – «он хотел для человека свободы, но не видел ее нигде, кроме уничтожения» 1043 . Так что все же от представления о том, что за стрела ранила человека, зависит способ его излечения… Поэтому и в реальной же истории буддизм заявил о себе как о системе, готовой к самой решительной полемике. Настороженное отношение индусов к буддизму сказывалось уже в самом начале буддистской проповеди. Одна ранняя легенда сохранила чрезвычайно характерную реакцию на нее обычного благочестивого индуса. Будда хвастается перед монахом-джайнистом: «Я победил всех врагов, я всемудр, свободен от каких-либо загрязнений; я все покинул и обрел освобождение через разрушение желаний. Самостоятельно овладевши знанием, кого мог бы я назвать учителем своим? Нет у меня учителя; нет равного мне ни в мире людей, ни в областях богов». В ответ на это самовосхваление Будды джайнист отвечает: «Итак, друг, ты утверждаешь, что ты – святой, абсолютный Джина?» – «Да!» – аскет, «покачавши головой», прошептал: «быть может, и так, друг!», но сам «свернул на другую дорогу», не осмелившись идти по следам чересчур самоуверенного проповедника 1044 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1022 Ленинский даже старался объяснить себе поражавшую его дружбу Потемкина с иезуитами и нашел следующую разгадку этой дружбы: «род Потемкина, – извещал он Смогоржевского, – много обязан иезуитам; говорят у них окончила жизнь и его бабка на devocyi» (приготовление к исповеди в монастыре). 989 – письмо, от 5 августа 1783 года.  1026 Арх. ун. м., 990. Левинский говорит, что сообщивший ему об этом проект, читал его у Виктора Садковского. 1036 Левинский любил искажать фамилии нелюбимых людей, когда из этого мог выйти каламбур. Шатковский – Szadkowsky вместо Садковский – Sadkowski ближе к слову – szatan (сатана). Холмского епископа Максимилиана Рылло, как его все называли, и он сам подписывался, Левинский называл не Рылло, а Рыло и иногда пояснял: «наше Рыло все изрыло.» 1038 Там же, – письмо от 19 Февраля. В позднейших письмах (от 19 июля 1785 г., 991 и от 19 сентября 1768 г., 992), Левинский говорит, что учреждение православной епископии последовало без сношений с польским правительством. Это как будто подтверждает и Смогоржевский в письме к Левинскому, от 28 июня 1785 года 991), когда говорит, что «польскому двору следовало бы уговориться с Россией, чтобы она свои проекты прежде (их исполнения) сообщала ему (польскому двору), и после надлежащего рассмотрения дела получала справедливое удовлетворение своих желаний, потому что если все будет удаваться Москве, то нет сомнения, что мы, говорит Смогоржевский, навеки потеряем и веру, и отечество.» 1039 Арх. св. с., д. 1785 г., 98; Собр. законов 16, 173. В том же указе, в пункте 3 определено жалованья новому епископу 1.200 p.; на стол и другие надобности 1.000 p.; на содержание положенных при архиерейском доме и при консистории разных членов и служителей по 3.700 p., а всего по 5.900 р. Кроме того в пункте 4 сказано, что на проезд ему до места и на заведение дома жалуется 3.000 р. Пункты указа мы привели в подлинном виде, но не в том порядке, в каком они изложены в нем. 1043 Annexa, 95–100, 101 и 104. Например, мысль о том, чтобы Виктор был коадьютором киевского митрополита, о кротком управлении паствой, устранении притязания униатского митрополита на православные

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1043 Плутарх и Диодор производят это значение от os много и iri глаз. Но «много», по древне-египетски, cha, – по коптски же osch, а не os. По замечанию самого Плутарха, – некоторые производили имя Озириса от слова «сильный». De Iside. 34. Schwenck. Mytholog. S. 231. 1046 Revue Archeolog. 1852. Memoire sur quelques phenomenes celestes, rapportès sur les monuments Aegyptiens. De Rougè. 1050 Нельзя не указать при этом на сходство имени этого бога гиксосов с именем библейского патриарха Сифа – Σηθ – Сет. Тождество этих имен тем замечательнее, что в религиозных преданиях семитов и народов передней Азии Сиф, Seth, Schith был не только пророком и религиозным законодателем, но и лицом божественным, – добрым духом. В этих преданиях, сохранившихся у арабских историков, Сиф или Сет является оспаривающим мнение своего отца Адама касательно почитания луны, – пророком, установившим культ Каабы, и добрым духом. Ссабеи, по свидетельству одного из арабских историков, верили, что египетский Сет – есть добрый дух, – наставитель. Сиф был для них такой же таинственной личностью или полубогом, как для греков Орфей, к которому последние относили происхождение своих верований и таинственных обрядов. См. Chwolsohn. Die Ssabier und der Ssabismus. В. 1, 640. 11, 454, 496, 635. У самих евреев личность Сифа была предметом легендарных сказаний. Ему, между прочим, приписывалось изобретение еврейского алфавита и имен для обозначения звезд. См. Real-Encyklop. v. Herzog. В. 14, Seth. Значение Сифа или Сета, как лица божественного, или доброго духа, без сомнения, есть уже позднейший и дальнейший вывод из первого его значения, как религиозного законодателя, или лица, от которого произошли религиозные верования. По Библии, – он также родоначальник тех сынов Божиих, которые противополагаются Каинитам. Воздерживаемся, впрочем, от всяких заключений и выводов из этого. 1051 Revue Archeolog. 1865. Stel de l " an 400 Mariette. Он называется также «благодетельный бог солнце, сын солнца, бог добрый, звезда двух миров». Revue Archeolog. 1861. Lettre de Mariette à Rougè и Lettre à Mariette Deverià.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Начиная с 1038 г., великий князь ежегодно отправлялся в походы к западным границам. Можно предположить, что занятость Ярослава в то время вопросами европейской политики, а именно – польскими и венгерскими делами, а также помощью Брячиславу против литвы и ятвягов, не позволила ему лично возглавить столь ответственный поход. Весной 1043 г. войска из Новгорода повел Владимир Ярославич, успешно показавший себя в зимней финской кампании. В Киеве к ним присоединилась часть великокняжеской дружины во главе с Иваном Творимиричем, но общее руководство объединёнными силами Ярослав, возложил на Вышату, в качестве заместителя и советника новгородского князя. Теперь русский флот насчитывал около 400 кораблей, что позволяет оценить численность перевозимого ими десанта примерно в 16 000 человек. То, что война с Византией велась в основном силами новгородцев, Р.Г. Скрынников объясняет не только необходимостью для Ярослава одновременно поддержать польского союзника против Мазовии, но и внутриполитическими задачами: «Ярослав боялся отпадения Новгорода. Отправив сына с новгородцами в рискованный и длительный поход, киевский князь нашёл способ утихомирить новгородцев и упрочить свою власть над крупнейшей из русских «волостей». Только теперь, когда русский флот вышел из Днепра в Русское море, император Константин направил на север посольство с извинениями и мирными предложениями. Встреча с ним произошла в устье Дуная, где уже произошли первые боестолкновения. Выслушав греков и не согласившись с их условиями, Владимир собрал военный совет. На нём русские воеводы предложили остановиться и встать лагерем «в поле», вероятно, в ожидании подхода императора для новых переговоров или битвы, но князь поддержал варягов, что требовали продолжения похода. Это предполагало морское сражение, но он, по, видимому, надеялся на их искусство. Прорвав новый рубеж морской обороны греков, киевский флот, вскоре войдя в Пропонтиду – Босфор оказался у стен Константинополя. Высадившись, русско-норманнское войско расположилось лагерем на европейском берегу.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Остромирово Евангелие апракос (Киев, 1056-1057; РНБ. F.n.I.5) Остромирово Евангелие (РНБ. F.n.I.5). Евангелист Иоанн с Прохором . Остромирово Евангелие (РНБ. F.n.I.5). Евангелист Лука Остромирово Евангелие (РНБ. F.n.I.5). Евангелист Марк Напрестольное Евангелие Софийского кафедрального собора в Новгороде. Текст записан диаконом Георгием по заказу новгородского посадника Остромира, родственника киевского князя Изяслава – сына святого Ярослава Мудрого. В Евангелии сохранились три миниатюры: святых евангелистов Иоанна Богослова, Луки и Марка . Миниатюры с евангелистом Матфеем не сохранилось. Одно из самых замечательных произведений искусства Киевской Руси, богато украшенное, наследующее византийскую манеру письма XI века. Изборник Святослава (Киев, 1073; ГИМ. Син. 1043) Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Миниатюра . Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Отцы Церкви. Фрагмент Дворцовый манускрипт, написанный для князя Святослава – сына святого Ярослава Мудрого. 266 двусторонних листов содержат «Вопросы и ответы» преподобного Анастасия Синаита, комментарии Святых Отцов на Новый Завет, сочинения по риторике, истории и т.п. Предполагается, что Изборник Святослава был списком сборника для болгарского царя Симеона. В Изборнике сохранились четыре миниатюры, изображающие святителей и преподобных (в обрамлении в виде храмов), а также изображение самого князя Святослава, подносящего книгу Христу. Молитвенник Гертруды; он же – Кодекс Гертруды, Трирская Псалтырь, Псалтирь Эгберта (Трир–Киев; Национальный археологический музей г. Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI) Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Богоматерь на престоле . Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Апостол Петр История этого манускрипта весьма запутана. Изначально Трирский епископ Эгберт заказал рукописную Псалтирь для кафедрального собора в Трире, которая и была изготовлена немецкими монахами. Через какое-то время Псалтирь вошла в приданое польской княгини Гертруды, выданной замуж за киевского князя Изяслава. К Псалтири добавили листы с латинскими молитвами (Молитвенник Гертруды), и уже в Киеве в кодекс вшили пять миниатюр византийского письма. Эти миниатюры, по-видимому, оригинальны, так как на одной из них содержится изображение известной киевской иконы Божией Матери «Печерская».

http://pravoslavie.ru/30762.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010