В частности, те данные, какие относительно преп. Макария Египетского находим в „Heracl. Parad.» (сар. VI; tom. citat.; col. 267–270), имеются и у Migne в „Hist. Laus.“ (t. XXXIV S. G.; сар. XIX– XX; col. 1043–1044. 1049. 1045–1047), и в изд. Meurs. (=Mign.): рр. 37–42, и у Floss’a (рр. 247–251), и в „Hist. Laus.,“ находящейся в „Append. ad Vitas РР.“ (сар. IX, col. 354–356)... Имеющие место некоторые различия между этими редакциями до такой степени малочисленны и до такой степени ничтожны, что о них нет надобности и говорить здесь (ср. примеч. 408) (хотя, по некоторым соображениям, после не будут оставлены нами без внимания и они). Если о чем в настоящем случае надлежит упомянуть, так это только о редакции Лавсаика в „Append. ad Vitas РР.» В этой редакции находим крупные данные, которых нет в остальных, упомянутых нами и имевшихся у нас под руками: (1) рассказ об исцелении преп. Макарием девицы, которая, при жизни, гнила, при чем тело ее в гнивших местах („срамных частях“) кишело бесчисленным множеством червей... (Migne, tom. cit., col. 355) 483 ; 2) рассказ о воскрешении пр. Макарием мертвеца и о посрамлении чрез это еретика, зараженного гиераксовым учением (col. 356) 484 ; 3) данное пр. Макарием наставление одному человеку, желавшему стать монахом и просившему у преподобного подвижника руководства (col. 856–358), и 4) наставление, с каким преп. Макарий часто обращался к своим ученикам, касавшееся желательного их поведения (col. 358–359). Но эта редакция Лавсаика, как сказано выше 485 , лишь „только отрывки из Лавсаика с прибавлением некоторых сказаний из других источников“. Имеющая лишь „отрывочный“ характер, редакция, конечно, не заслуживает особой цены. Притом, добавления, имеющиеся в ней, нам уже известны отчасти: о первом и втором мы говорили, ведя речь о латинской (руфиновской) редакции Истории монахов 486 ; третье же отчасти находим у Coteler. (ор. cit.; рр. 538–539; 23), у Migne (S. G., t. XXXIV, col. 249–252; 23), в Достоп. (цит. книг., стр. 176–177; 23) и в Патер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Поручительство употребляется еще как средство обеспечения гражданских исков. В коммерческом суде ответчику дозволяется отлучка из города до решения дела, если он обеспечит иск поручительством, или требуется от него поручительство в неотлучке. Уст. Суд. Торг. 188, 189. Поручительство берется в обеспечение встречного иска, для отклонения требуемого запрещения на имение, для отклонения личного задержания (Уст. Вексельн., ст. 105, прил., ст. 7, 8; Уст. Суд. Торг. 122, 123); для обеспечения исполнения решения в случае переноса (Уст. Суд. Торг. 398 и сл.). Поручительство берется с несостоятельного должника в неотлучке из города, когда он оставляется на свободе с согласия займодавцев (Уст. Суд. Торг. 503, 523). Но ответственность поручителей пред заинтересованными лицами во всех сих случаях не определяется законом. В новом Уст. Гр. Суд. значение поручительства показано определительнее (ст. 641–652). Поручительство служит одним из способов обеспечения иска, и должно быть дано на определенную сумму, от каждого из поручителей, если их несколько; дается просто в платеже или на срок; во всяком случае срочное поручительство предполагается. Оно принимается судом лично, подпиской поручителя, по явке его и по допросе в суде, или в виде поручной записи, явленное у крепостных дел, либо у нотариуса. Допускается несостоятельное производство о принятии поручительства; по требованию истца, состоятельность поручителей удостоверяется должником присужденного взыскания, простой, при недостатке имения, а срочный, при исполнении решения должником, немедленно по предъявлении повестки. С тех пор как состоялось решение о взыскании, допускается требование истца об обеспечении его имением поручителя. В мировом суде может, по просьбе истца, быть потребовано от ответчика, временно пребывающего в участке, чтоб он, в случае обжалования решения, представил залог или поручительство благонадежного местного жителя (127). О случаях поручительства в Уст. Гр. Суд. см. еще ст. 1043 и 1194. Установление поручительства. Поручительство совершается перед кредитором за должника, следовательно есть акт, в коем необходимо участвует кредитор. Посему от поручительства существенно отличается и составляет самостоятельный договор – обязательство, даваемое должнику, удовлетворить долг его и за него ответствовать. По такому обязательству принимается ответственность исключительно перед самим должником; кредитор же не может иметь по оному иска. Самая ценность такого обязательства относительно должника не одинакова, и зависит от свойства валюты, положенной в основание договора (пример подобного обязательства см. в деле Задлера и Молво. 2 Общ. Собр. Сен. 15 сентября 1878 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

п. (Τζανφεστσδες κα Τσοφτσδες), з) продавцы мехов и сукон (Γουναρδες κα Τσοχαδζδες), и) виноторговцы (Κπηλοι), к) мясники (Κρεωπλαι); 6) 2 избирателя от Константинополя; сначала каждый приход выбирает своего представителя; потом все представители сходятся в патриархии и под председательством местоблюстителя или протосинкелла выбирают из своей среды двоих; 7) правитель о. Самоса или представитель его; 8) 28 депутатов от 28 епархий (из числа 87 всех епархий патриархата 1043 ; порядок избрания их различен: в одних епархиях митрополит и члены особого гражданского совета в митрополии (το Συμβολιον τν δημογερντων) назначают депутата (это по старому обычаю), в других – митрополит призывает представителей городов и селений, и депутат избирается по жребию. Таким образом, определенное количество членов избирательного собрания 82; к нему надо присоединить неопределенное —658— число случайно находящихся в столице епископов и гераклийского митрополита. За 5 дней до истечения 41-дневного срока со дня посылки извещений по епархиям местоблюститель рассылает всем членам имеющего быть избирательного собрания повестки с указанием дня и часа первого заседания. Председателем собрания является местоблюститель. В случае разделения избирателей на две равные партии голос местоблюстителя дает перевес. 1044 Такова в общих чертах система выборов патриарха. Перейдем теперь к только что окончившимся выборам. Как выше сказано, трудно было избрать преемника такому патриарху, каким был почивший Иоаким III. Почти все сходились на том, что только митрополит халкидонский Герман может быть его достойным преемником 1045 . Но, к глубокому всеобщему сожалению, иерарх этот отказался выставить свою кандидатуру по преклонности лет и по болезни. Помимо же него, среди митрополитов не оказывалось ни одного, кто обладал бы общепризнанными, очевидными для всех качествами, требуемыми от патриарха. Было бы не трудно избрать почтенного, дельного митрополита, прекрасно управляющего своей епархией; но не было уверенности, чтобы он так же хорошо справлялся с целым патриархатом, особенно в настоящее, трудное для вселенской церкви время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1043 Из послания митроп. Фотия видно, что жены от мужей стриглись тайно. Рук. Рум. музея 204, л. 438. А. Востоков. Описание Румянц. музеума, 273. Рукоп. Соф. библ. 1324, л. 371. 1045 К известию о кончине благочестивого князя Давида Святославича Черниговского прибавлено: «мнози невегласи глаголют: не име жены и кроме мира пребывая заповеди Божия исправити может, а с женою и с чады живуще не может спастися». Степенная книга, М. 1775 г.,ч. I, 235. в «слове о князях» высказывается подобная выше приведенной мысль. Автор слова говорит: «многажды слышах некия невегласы глаголющия с женою и с чады с своими не можем спастися». В опровержение этой несправедливой мысли приводится в пример св. кн. Владимир, который «жену имеяше и дети имеяше» и все-таки удостоился святости. Слово о князях, написано в домонгольский период, именно около половины XII в. Слово о князех находится в Рукоп. императорской Публичной библиотеки из древнехранилища Погодина, 1024 XV векя, под названием: «Златая Матица», л. 263–265. Сравн. Голубинский. История русской церкви, т. I, период 1-й, первая половина, 678, в примечании 4. 1046 В рукописях (напр. р. Кир. библ. (не разборчиво) л. 34–36) л. 34–36) встречается слово св. Нифонта (одно и тоже лице с Нифонтом, автором слова о русалиях, как видно из настоящей рукописи) о искушении Божии, где между прочим читаем «чадо, не спасет место ни когоже, но дела добра спасут человека или осудят, внемли убо, не в миру ли с женою и с детми живя, Енох угодя Богу и с беззаконными человеки живый». Подоб. см. в Описан. рукоп. Соловец. биб. 359, 567–568. В «слове о мирстей чади» (Рукоп. Соф. библ. 1322 л. 153) против известного убеждения говорится: «все елико можете благое творите... по сему разумей вся сущая присныя други Божии угодшая в миру и в богатстве, с чады». Слово «о иже глаголющих не спастися в мире», встрчающееся в одних списках без указания имени автора, в других – с приписанием его Златоусту, содержит в себе между прочим следующее место: «известно» да есть яко не спасет место ни кого же нас, аще не творим воли Божия, ни бо пособия ни от честна сана, ни от места свята не творящему заповеди Божия. Везде приемлет ны Бог, аще заповеди Его сотворим, а место никого же не спасет, ни осудит никого же». Рук. сборник Соф. библ. XVI в. в 1529, л. 78–79. Описан. рук. Солов. библ. 359, 563. Кроме «слова о мирстей чади», и «слова о иже глаголющих не спастися в мире» с подобным же характером содержания встречается «слово о спасающихся в миру», находящееся в Паисиевском сборнике. Рук. Кир. б. (не разборчиво) и л. 127–128. Срезневский. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. С-ПБ. 1876, т. II. LVI. Прав. Соб. 1858, ч. III, 512–513. Поучения о благоустройстве в семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Древнейшие известные нам свидетельства о способе возглашения песни, относящиеся к концу V – половине IX века, говорят о троении 68 , и этим как будто дается нам некоторое право считать его старшим двоения. По с другой стороны нисколько не невозможно и то, что мы имеем тут дело с простою случайностью, т. е. что и относительно двоения песни аллилуия существуют столько же древние свидетельства, как и о троении, по только пока остаются неизвестными нам. Как бы то ни было, но начиная с первой половины XI века мы имеем ряд свидетельств о том, что у греков вместе с троением песни аллилуия употреблялось и двоение, иначе сказать, что у них находились в одновременном и совместном употреблении обе формы возглашения – и троение и двоение. Первое свидетельство об употреблении греками сугубой аллилуии вместе и одновременно с трегубою находим в так называемом Студийском уставе Константинопольского патриарха Алексея, который занимал кафедру с 1025 по 1043 г. и устав которого, быв перенесен из Греции в Россию стараниями преп. Феодосия Печерского , стал нашим русским Студийским уставом 69 . За патриархом Алексеем следует Никон черногорец, живший во второй половине того же XI века, у которого вместе с предписанием троить песнь аллилуия находим предписание и двоить ее в первом слове его Тактикона 70 . Затем, у митрополита Киприана, в сохранившейся до настоящего времени его Следованной псалтири 71 , находим сугубление аллилуии как единственный способ возглашения песни 72 . Так как мы положительно знаем, что двоение аллилуии было обычаем греческим, существовавшим совместно с троением: то и предположение, будто Киприан перенес к нам новизну сербскую, конечно, неосновательно. Но из сопоставления Киприана, в псалтири которого находим сугубую аллилуию, с его преемником Фотием, который в своем послании во Псков повелевает троить аллилуию, следует другое заключение, а именно – что во времена наших двух митрополитов двоение песни было преобладающим обычаем на Афоне, из монахов которого был Киприан, а троение песни – преобладающим обычаем в остальной Греции, или, по крайней мере, той части этой остальной Греции, к которой принадлежал по своему происхождению Фотий, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Среди работ по византийской хронологии наиболее важны: Н. L. Clinton. Fasti Romani (английское издание в двух томах – Оксфорд, 1845–1850). В работе описание исторических событий доведено до смерти императора Ираклия в 641 г. н. э. Muralt. Essai de chronographie byzantine, два тома, Санкт-Петербург и Базель, 1855 и 1873 гг. Работа охватывает весь период византийской истории до 1453 г., однако пользоваться ею следует с большой осторожностью. О. Seek. Regesten der Kaiser und Papste fur die Jahre 311 bis 476 N. Chr.: Vorarbeit zu einer Prosopographie der christlichen Kaiserzeit. Stuttgart, 1919. Работа весьма полезна, также как и сочинение Ф. Дельгера «Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches» (Munchen, Berlin, 1924–1932), опубликованное в составе «Corpus der griechischen Urkunden des Mittelalters und der neueren Zeit» (Akademien der Wissenschaften in Munchen und Wien). Можно также использовать: V. Grumel. Les Regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople. Издано в Стамбуле, в 1932 и 1936 гг. Работа охватывает время 381–1043 гг. Новая обработка византийской хронологии является одной из насущнейших проблем современной византинистики. Библиографическую информацию общего плана по другим ветвям византинистки, таким как нумизматика, сигиллография и папирология можно найти в «Истории Византийской литературы» Крумбахера, также как и в библиографических разделах специальных византинистических изданий. Только в последние тридцать или сорок лет большое значение и настоящий интерес византийского времени признано в области папирологии. Предшествующие поколения папирологов, как говорил один из лучших специалистов в этой области Г. А. Белл (Н. I. Bell), смотрели на византийское время скорее неприязненным взором, посвящая основное внимание птолемеевскому и римскому периодам. 133   47 Ph. Labbe. De byzantinae historiae scriptoribus ad omnes per omnes eruditos   protpeprikon. Paris, 1648, pp. 5–6. 49 В. Г. Васильевский . Обзор работ по византийской истории. СПб., 1890, с. 139. См. также письма издателя Жана Амиссиона (Jean Amission) К Дюканжу: H. Ornont. Le Glossaire du Du Cange. Lettres l " Amission a Du Gauge relatifs a l " impression du Glossaire (1682–1688). – Revue des etudes grecques, V, 1892, pp. 212–249.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1040 С большей подробностью об общих основаниях пирронизма, главным образом, о несостоятельности логических изысканий догматической школы, о несостоятельности всех попыток философов, направленных к отысканию истины, – Секст Эмпирик ведет речь в „Пυ. ποτπωσεις “ кн. II и в „Πρς δογματκους“ кн. I–II, где специально разбирается и опровергается учение о возможности критерия истины. Здесь Секст дает более подробное раскрытие уже рассмотренных нами выше основных положений пирронизма. 1042 Ср. подробнее в Dogm. III, 195–357. В некоторых случаях Секст прямо заявляет, что в своей критике мнений, признающих закон причинности, он пользуется (в Dogm. III, 218–231) аргументацией Энезидема. Вероятно, он пользовался и аргументацией Агриппы, как это старается доказать Hirzel, через сравнение Sext. Dogm. Ill, 207–217 и Diog. Laertius, IX. 97–99, так как, хотя Секст в приведенном месте и не указывает на Агриппу, но в другом, близком по содержанию месте из Диог. Лаэрция, вероятнее всего, проводятся рассуждения, именно, Агриппы, как это показывает контекст речи (подр. см. у Hіrzelя: «Untersuchungen», III, 138 etc.). 1043 Такие свойства тел, как, напр., измерение его по трем направлениям (высоте, длине и ширине) Секст считает в своей совокупности чем-то бестелесным, а между тем из этих трех измерений и образуется, по общему представлению, всякое тело (Dogm. Ill, 367–369 и др.); поэтому-то все телесное необходимо приводит нашу мысль к субъективизму и относительности в наших суждениях о нем. 1044 Свои сенсуалистические взгляды Секст подробно раскрывает в своих логических рассуждениях, направленных против догматиков, причем сенсуализм Секста носит, конечно, критический характер, а не догматический (См. Dogm. I–II). 1045 Более подробную критику учения догматической философии об основных стихиях всего сущего можно читать у Секста в Dogm. III, 359–440. 1046 Более подробную критику учения догматической философии о пространстве и времени, как объективно существующих реальностях, можно читать у Секста в его Dogm. IV, 1–247.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

В Типиконе (уставе монашеской православной жизни) о крещенской воде сказано: «Известно же буди всем о святой воде: яко нецыи суть, отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не доброе творят: ибо благодать Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея; но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших». Скаредный в переводе с церковнославянского означает гнусный, мерзкий. 1037 Филипп (Осадченко), епископ Полтавский и Кременчугский. Особенности, трудности и первоочередные задачи православной миссии в современной Украине. Слово на открытии I Всеукраинского Миссионерского съезда//Миссионерское обозрение. Белгород, 2003. 1038 Афон находится на территории Греции, но канонически подчиняется вселенскому патриарху, который живет в Стамбуле (Константинополе) и является гражданином Турции. 1039 Profetii si marturii crestine pentru vremea de acum. Alexandria. 2004. P. 271–275. 1040 Публ. в: Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. С. 281–282. 1041 Сказания о начале славянской письменности. M., 1981. С. 75. 1042 Александрова Т.Л. Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 165–166. 1043 Сим-вол— " со-единять " , диа-вол — " раз-делять " . 1044 Подробнее см. Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре. M., 1984. 1045 Сильное впечатление производит перечень дорогих тканей, драгоценных крестов и панагий, оставшихся после кончины святителя Иннокентия Иркутского. В издании синодальных постановлений список занимает 5 больших страниц мелким петитом (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1890. Т. 7. (от 12 мая 1732 г.). С. 482–486). 1046 «Ну вот, эпическая сага о Мальчике-Который-Выжил и закончена. Каков же итог? Снобы, которые. воротили нос от поттерианы, называя её коммерческим ширпотребом, безусловно могут замолчать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

1041 ...саранча сильно опустошила провинцию Карпитанию... – В верховье реки Тахо около Толедо, в Испании. 1043 ...ту местность опустошала чума, но больше всего она свирепствовала в городе Нарбонне... – Нарбонн находился тогда еще под властью вестготов и потому считался испанским. В 759 г. он был присоединен к Франкскому государству. 1045 ...они... получили согласие короля Хильперика на то, что он... отдаст в жены свою дочь... – См. кн. V, гл. 38; кн. VI, гл. 16. 1046 ...посол вернулся обратно. – Выше Григорий говорит о послах во множественном числе, здесь же – только об одном; видимо, другие его только сопровождали. 1048 ...он пожелал послать туда другую дочь... – Т. е. в Испанию Базину. О Базине см. кн. IX. гл. 39. 1049 ...префект Муммол... – Не следует путать префекта Муммола с часто упоминаемым Муммолом, герцогом короля Гунтрамна. 1050 Этерий, епископ Лизье, о котором мы упоминали выше... – Григорий Турский нигде не упоминает о епископе Этерии. Это подало повод некоторым издателям считать эту главу (36), как и следующие (37 – 39) позднейшими вставками. 1052 ...склоняет [души] к злату проклятая страсть... – Ср.: Вергилий. Энеида, III, 56, 57. См. прим. 157 к кн. IV. Хотя в этом рассказе Григорий и отразил такое родовое понятие, как понятие о чести, однако денежный выкуп, еще сохранившийся у франков, который потребовали родственники опозоренной женщины, Григорий объясняет полюбившейся ему фразой из Вергилия, т. е. алчностью родственников. 1053 ...выдал себя за учителя свободных наук... – В древнем Риме под свободными науками понимали: поэтику, риторику, историю, философию и грамматику. В эпоху Григория Турского обучение этим наукам свелось до минимума. 1054 ...епископ собрал городских детей и передал их ему для обучения. – Это место говорит о том, что в городах Галлии стремились поддерживать школьное образование. Но недостаток в образованных учителях приводил и к таким курьезам, как этот случай с обучением детей в г. Лизье клириком сомнительной репутации. Об обучении в эпоху Григория см.: Lelong Ch. La vie quotidienne eri Gaule a l " epoque merovingienne. P., 1963; Riche P. Education et culture dans l " Occident barbare. P., 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Откровение, по взгляду св. Исаака Сирина , большею частью означает явление, обнаружение чего-либо тайного и имеет своим предметом познаваемое, испытываемое и постигаемое умом. Видение же бывает иногда в ясных образах, а иногда несколько неясно, так что созерцающий видение не знает – на яву ли видит или во сне: «еже бо приемлет телесными, говорит преп. Исаак Сирин , может паки теми и сказати во стране телес, а еже внутрь себе, во стране Духа ощутительне зрит, или слышит, или ощущает внегда возвращается к телу, не довлеет исповести, вспоминает же точию, яко виде та; како же, – не весть ясно исповести» 1039 . По мнению преосвящ. епископа Хрисанфа, в состоянии исступления человек, не лишается сознания, личного чувства и активности: «личное сознание, говорит преосв. Хрисанф, остается неприкосновенным; Дух Божий нисходит и почивает в человеке, но не вселяется в нем до уничтожения личности; Он объемлет человеческий дух 1040 , облекает его Своею силою 1041 , возбуждает, но не нарушает его нормального состояния, не повергает в бессознательность». Человек во время сновидения не лишается сознания, так и в состоянии экстаза 1042 личное чувство остается при нем, сподобившиеся экстатических состояний сознают, что это откровение или видение на яву 1043 , высказывают свое мнение 1044 , ярко и отчетливо помнят его всю жизнь и описывают 1045 с мельчайшими подробностями 1046 . Сказанное вполне можно приложить и к состоянию св. столпников. Откровения свои они получали в состоянии «восторга» («бысть в восторзе»), т. е. таком состоянии исступления, в котором действия низшей жизни понижаются или отчасти прерываются для того, чтобы сделать возможным лучшее восприятие впечатлений или сообщений из высшего мира. Допустим, что «восторг», или экстаз есть обморочное состояние. Но, ведь, сознание не прерывается, как известно, в обмороке. Внешняя, правда, жизнь здесь на время останавливается; мышление же и чувствование не оказывают себя ничем внешним образом, но мыслящее и чувствующее существо тем не менее сохраняет свою внутреннюю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010