Так устроялась внутренняя политическая жизнь в Киевском княжестве IX и Х вв. Легко заметить основной экономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю деятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам. Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в. по Начальной летописи, были военные походы киевских князей на Царьград. До смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимира на византийскую колонию Херсонес Таврический в 988 г.: Аскольдов, который приурочивали к 865 г., а теперь относят к 860 г., Олегов 907 г., два Игоревых – 941 и 944 гг., второй болгарский поход Святослава 971 г., превратившийся в войну с греками, и, наконец, поход Ярослава, сына Владимира, 1043 г. Достаточно знать причину первого и последнего из этих походов, чтобы понять главное побуждение, которое их вызывало. При Аскольде Русь напала на Царьград, раздраженная, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своих земляков, очевидно, русских купцов, после того как византийское правительство отказало в удовлетворении за эту обиду, расторгнув тем свой договор с Русью. В 1043 г. Ярослав послал на греков своего сына с флотом, потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили. Итак, византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками Х в. Из них дошли до нас два договора Олега, один Игорев и один краткий договор или только начало договора Святославова. Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси. Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в Х в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам: с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Если признать, что «в 1043 году победительницей оказалась Византия и в год заключения мира ей ничто ниоткуда не угрожало», то что же принудило Константина Мономаха выдать дочь за Всеволода? (…) Между тем в итоге войны 1043 году дочь императора, возможная наследница престола (если принять во внимание преклонный возраст императриц Зои и Феодоры), оказывается супругой четвёртого сына Ярослава — Всеволода, имевшего в то время незначительные шансы когда-либо занять отцовский престол. По нормам дипломатических отношений того времени династический брак в мирное время означал признание равенства и взаимной заинтересованности сторон. Если же брак заключался в итоге военной кампании и был одним из условий мирного договора, естественно предполагать, что это условие выдвинула заинтересованная сторона, а таковой была тогда Русь. багрянородной - эпитет, употреблявшийся в отношении детей византийского императора обоего пола, рожденных во время его правления (в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол). Дети-порфирогениты обладали несомненным правом на императорский престол, даже вопреки первородству (примогенитуре) — возможно, потому что их рождение было тщательно засвидетельствовано, а также из-за того, что их родители уже являлись носителями божественной сакральной власти. Помимо того, что отцом должен был быть правящий император, мать должна быть его официальной женой — императрицей, и вдобавок обладательницей титула августы. При этом, любая принцесса из императорского дома была в тот момент крайне важным лицом в линии престолонаследия Византии, потому что Константин IX Мономах, его жена императрица Зоя и её сестра императрица Феодора были бездетными, и на них Македонская династия, в итоге, и пресеклась, на престол взошёл Михаил VI Стратиотик... Не нужно напоминать, что в Византии не существовал чёткий порядок престолонаследования, какой мы привыкли считать. (ни первородство ни чёткое право «кому наследовать», не имело форму закона в Византии и прочее прочее.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

XIII). Но не слишком ли смело, на основании нескольких самостоятельных строк Скилицы, враждебных патриарху, и на основании весьма немногих анекдотических мест, не встречающихся у Атталиота, говорить об отдельном письменном источнике, и притом указанным образом характеризовать его? Не может ли этот источник быть сведен к четвертому, т. е. к рассказам, дошедшим до Скилицы? Весьма полезным является сделанное автором перечисление всех изданий каждого источника 3148 и таблицы, по которым видно, откуда заимствована каждая страница Скилицы и Зонары; жаль, что автор, вероятно, по недостатку места, не привел греческих текстов, по которым нагляднее было бы видно, как один писатель пользовался другим. На двух страницах, посвященных сочинению Анны Комниной, конечно, нельзя было представить сколько-нибудь обстоятельной критики такого обширного и важного сочинения, как «Алексиада». Она ждет еще своего исследователя, между тем как точка зрения на Атталиота, Скилицу и Зонару теперь уже твердо установлена г-ном Скабаллановичем. Менее удовлетворительной представляется нам критика латинских памятников, особенно Барийских летописей. Напрасно автор отвергает весьма прочный вывод, добытый Гиршем, что составитель Барийских анналов, так называемый Луп Протоспафарий, и Барийский аноним сокращали до 1043 г.. каждый по своему, один общий источник – древнюю Барийскую летопись, и уверяет, что вторая часть (1040–1043 гг.) анна- лов вполне оригинальна (С. XXX), и что Луп и Аноним пользовались ей (С. XXXI и XXXII). Замечаемое между тремя редакциями сходство именно такого рода, что может быть объяснено только общностью источника, но никак не заимствованиями. Перечень источников Лупа, приведенный Гиршем, не «простая догадка, основанная на классификации данных хроники по городам», как говорит автор, но основан, по крайней мере, отчасти на положительных данных; так, например, пользование древней Беневентской хроникой выведено из сличения текста Лупа с текстом сохранившихся Беневентских анналов. Кроме того, автор не дал себе ясного отчета в том, по какому летосчислению велись Барийские летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Мария переехала во дворец, где поселилась по соседству со спальней императора. Другая дверь из спальни вела в покои императрицы, и ни одна из женщин не смела входить к Константину IX без стука. Склирена получила от Зои титул севасты и на официальных приемах появлялась четвертой после Мономаха, его жены и Феодоры. По словам бывшего свидетелем всего этого Пселла, синклитики краснели, но терпели, так как Мария была женщиной обаятельной и по отношению к окружавшим ее царедворцам щедрой. Народ же возмущался конкубинатом и весной 1043 г. едва не взбунтовался, опасаясь за судьбу законных василис. Толпа собралась перед дворцом с криками: «Не хотим Склирену императрицей, да не умрут из-за нее наши матушки, порфирородные Зоя и Феодора!» и не расходилась до тех пор, пока невредимые «матушки» не появились на балконе. Через пару лет Склирена умерла, Мономах искренне ее оплакивал, а спустя некоторое время утешился другой женщиной – красавицей аланкой, бывшей в Константинополе заложницей. Та тоже получила титул севасты и осыпаема была милостями не меньше прежней фаворитки. К концу правления Константин IX стал мучиться подагрой, но, превозмогая сильнейшую боль, не прекращал появляться на приемах и торжествах. Болезнь свою он считал наказанием за грехи и усердно молился Богу. Умер Мономах в Константинополе 7 или 11 января 1055 г. В 1043 г. Византия отразила последний вооруженный натиск русских. Поход большой армии великого князя Ярослава Мудрого 93 на судах окончился неудачно – русичи, которых вели сын князя Владимир Ярославич и воевода Вышата, были разбиты, их флот сожжен «греческим огнем», а 800 пленных император приказал ослепить. Позже, до самого падения Константинополя, отношения были сугубо мирными: русские купцы и путешественники ездили в Византию, греческие священники поставлялись на Русь епископами и митрополитами, византийские мастера украшали своими творениями Суздаль и Киев, Владимир и Новгород. А в XIV-XV вв. Русь слала обедневшим греческим автократорам и иерархам «милостыню».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Для обозначения универсальной сущности В. из Ш. использует без к.-л. явных различий термины «natura» (природа), «essentia» (сущность) и «substantia» (подлежащее -Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1062), хотя последний термин обозначает у него также индивидуальную сущность, собственно субстанцию, определенное нечто (aliquid - Ibid. Col. 1061). Один раз у В. из Ш. встречается выражение «substantialis essentia» (субстанциальная сущность - Ibid. Col. 1062), значение к-рого следует признать тождественным терминам «substantia» или «essentia» (Ibid. Col. 1062). Творение, ангелология, происхождение зла Согласно В. из Ш., Бог сотворил мир из бесформенной материи (ex informi materia - Ibid. Col. 1060), к-рая, если следовать августиновской традиции, в свою очередь была сотворена из ничего, но В. из Ш. об этом специально не говорит. В начале, прежде всех прочих творений (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1043), или одновременно с сотворением света, т. е. в 1-й день, Бог создал ангельскую природу (angelorum natura), предназначенную для познания и прославления Его Божественного могущества (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1060). По своей сущности ангелы были сотворены совершеннейшими (Ibid. Col. 1062), по Божию подобию, наделенные разумным мышлением (rationalis intellectus) и свободой выбора (liberum arbitrium), т. е. способностью различения добра и зла (отвергать зло и избирать благо - Ibid. Col. 1061, 1062). При единстве природы и общем согласии ангелы отличаются друг от друга глубиной познания, славой и властью, так что одни на основании своего начальствующего положения (dominatione) превосходят и повелевают др. (Ibid. Col. 1067). По замыслу Божию ангелы через сознательное служение Богу должны были возвыситься до совершенной степени любви, к-рой в момент сотворения они еще не имели (Ibid. Col. 1062). Ангелы обладали познанием Бога (de Deo notitiam) и должны были стать блаженными благодаря созерцанию (contemplando) Его (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1043). Денница, первый из ангелов, по достоинству и виду превосходящий всех остальных, не удержался на небесной высоте и пал сразу же после его сотворения.

http://pravenc.ru/text/158664.html

7) На Востоке приходские священники были женатыми. На Западе, настаивающем на целибате, это считалось грехом николаитизма. 8) По законам Византийской империи допускался развод, но не позволялось более трех последовательных браков. На Западе развод исключался совершенно, зато количество последовательных браков в случае смерти одного из супругов не ограничивалось вовсе. 9) На Востоке по окончании Евхаристического канона в Чашу добавлялась теплота (зеон) - обычай, неизвестный на Западе. 10) В римской литургии отсутствовала эпиклеза - воззвание к Святому Духу после слов Христа при освящении Даров. На Востоке эпиклеза считалась неотъемлемой частью Евхаристического канона. 11) На Западе после IX в. появился обычай использовать для Евхаристии опресноки. К XI в. он уже повсеместно вошел в употребление. На Востоке, где использовался только квасной хлеб, западный обычай казался еще одной иудаистической тенденцией и, совместно с отсутствием эпиклезы и filioque, - недозволительным принижением роли Святого Духа. II. Различия вероучительные: 1) Filioque. 2) Роль папы в Церкви. Конечно, значительная часть различий из первого списка образованным византийцам казалась несущественной, а то и просто глупой и отметалась ими. Но для народа, который больше обращал внимание на внешнее, они были весьма серьезны. Но также было бы несправедливым говорить, что все эти различия - лишь местные обычаи, которые могут сосуществовать в одной плюралистической Церкви. Безусловно, целый ряд из них никак не приемлем для православного богословия. Однако инициативу в насильственной унификации богослужебной практики проявило клюнийское (т.е. франкское - в прямом смысле этого слова) папство, которое никак не могло примириться со всей разницей в обычаях и начало пытаться их уничтожить. Латинский обряд стал насильственно вводиться в церквах Южной Италии. 10. В 1043 г. патриархом был избран Михаил Керуларий (1043-1058) - один из наиболее властных и политически активных людей, когда-либо занимавших патриаршую кафедру в Константинополе.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Чем важны греческие рукописи Синодальной библиотеки? По случаю 140-летия Государственного исторического музея, которое отмечается в 2023 г., публикуем введение к ценному справочному изданию: «Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки. Палеогр., кодикологич. и библиогр. доп. к кат. архимандрита Владимира (Филантропова)»/Б Л. Фонкич, Ф.Б. Поляков; [Предисл. священника Б. Даниленко]. – М.: Синод. б-ка Моск. Патриархата: Мартис, 1993. Как известно, в ГИМ с 1918 г. хранится уникальная коллекция греческих рукописей, которую на протяжении веков собирали церковные книжники. В публикуемом введении к описанию рукописей читатель найдет краткую историю хранителей и кодификаторов этого собрания. Статья С полным же текстом каталога можно ознакомиться, например, по ссылке: .   Собрание рукописей Синодальной библиотеки, хранящееся сегодня в Государственном историческом музее в Москве, было и остается первым по значимости российским церковным собранием славянских и греческих документов как для историков Церкви, литургистов, патрологов и канонистов, так и для многочисленных специалистов в области славянской и греческой филологии. И это не случайно, ведь сформировалось Синодальное собрание как результат многовековых усилий иерархии Русской Православной Церкви по собиранию грамот, церковных актов и списков Священного Писания, богослужебных и святоотеческих рукописных книг, имевших как мемориальную ценность, так и исключительное значение в деле организации на Руси церковной жизни, ее литургического строя, усвоения всероссийской паствой многовековой и универсальной традиции православия. Достаточно вспомнить хотя бы акт Константинопольского собора 1593 г. об учреждении патриаршего правления в Русской Церкви (Син. греч. 198), полный текст славянского Студийского богослужебного устава XII в. (Син. 330) или Изборник Святослава 1073 г. (Син. 1043).

http://bogoslov.ru/article/6193549

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.) Святослав Ярославич ( 1027 - 1076 ), князь черниговский (с 1054) и киевский (с 1073), благоверный Память 21 мая (Чернигов. ), 27 декабря Из династии Рюриковичей , третий сын благоверного князя киевского Ярослава Мудрого от второго брака со шведской принцессой Ириной (Ингигердой), дочерью короля-мученика Олафа Шётконунга ; брат князей ИзяславаЯрославича и Всеволода Ярославича ; внук равноапостольного великого князя Владимира Святославича . Крестильным именем Святослава, согласно Любецкому синодику, было Николай . В 1054 году по так называемому завещанию Ярослава получил в княжение Чернигов и земли на Левобережье Днепра, которыми владел и после смерти отца. В Тмутаракани княжил его старший сын Глеб . После смерти Ярослава управлял Русью совместно со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом (т. н. триумвират Ярославичей). Они вели борьбу с кочевниками - торками и половцами, в частности, в 1060 году совместно с полоцким князем Всеславом Брячиславичем . Три старших брата-князя и их бояре провели реформу законодательства, приняв так называемую Правду Ярославичей (часть " Правды Русской " ). Триумвират вёл войну с полоцким князем Всеславом , который попал к ним в плен. Святослав Ярославич и его сын Глеб воевали с племянником Святослава Ростиславом Владимировичем за Тмутаракань (в 1064 Глеб занял местный княжеский стол, но в том же году был изгнан Ростиславом). В 1067 году Святослав участвовал в походе на Полоцк . В начале сентября 1068 года войска княжеского триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта. Святослав бежал к Чернигову и, собрав там войска, 1 ноября того же года смог победить половцев у Сновска .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Закрыть Бильжо – победитель 27.12.2016 1043 Действительно, Бильжо, карикатурист он или психиатр, или ещё кто-то, его можно поздравить с убедительной победой. Бильжо вбросил в общественное сознание чудовищную мерзость, и общественное сознание реагировало правильно. Прокатился мощный вал общественного негодования, ничего другого и ожидать было нельзя. Да и сам Бильжо на это рассчитывал открытым текстом, и его расчёт полностью оправдался. Что получилось в результате? Это как с пресловутой серебряной ложечкой: ложечка пропала - ложечка нашлась, но осадок остался. Или же про пальто: кто украл пальто или у кого украли пальто - разобрались, но осадочек опять же остался. Так вот, этот осадочек и есть тот конкретный результат, с которым Бильжо можно поздравить. Для кого-то он подонок, а для кого-то он автор альтернативной точки зрения. А с альтернативной точкой зрения уже можно работать: с одной стороны, нельзя не отметить, а с другой стороны, необходимо заметить... Конечно, Бильжо человек отважный. Конечно, если покопаться в наших кодексах, можно обнаружить статью и не одну, только кто будет копаться? У нас это не принято, у нас - толерантность. Другое дело - китайцы. Когда в Москву прибывает китайская делегация, она первым делом посещает два сакральных для себя места - мавзолей Ленина и могилу Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище. Интересно, если бы китаец столкнулся лицом к лицу с Бильжо, удалось бы тому сохранить своё лицо в неприкосновенности? Как там у них с толерантностью? Вал негодования накатил и улёгся, но изготовители осадочков ведут свою неустанную последовательную деятельность. Николай Карлович Сванидзе выступил с репликой, да до того ловко, до того хлёстко! Хоть, по сути и чушь собачья, но - осадочек! А вот Никита Михалков осудил деликатно, до крайности интеллигентно деятельность Ельцин-центра, эту фабрику осадочков, что тут поднялось! Но и это на пользу - осадочки, осадочки... Особенно хороши осадочки в деле воспитания подрастающих поколений. Что касается Бильжо, то его, возможно, не забудут, возможно, он станет эталоном или даже единицей измерения акций подобного рода. «Мы этим совкам, этим ватникам и колорадам показали... провели акцию протеста мощностью в четыре бильжо!» Подобно тому, как наши успехи в экономике или, скажем, в энергетике можно измерять в чубайсах, согласитесь, измерять ВВП в долях процента - тоска смертная, а вот в полновесных чубайсах совсем другое дело, подобно этому всевозможные акции по оптимизации нашей истории, да и вообще любые пакости можно теперь измерять в бильжо. Вот мы говорим - национальная идея... Какая там национальная идея! Нам бы с осадочками разобраться.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

По общему смыслу святоотеческого аскетического мировоззрения, добро, религиозно-нравственное совершенствование для достижение единение с Богом, – естественно для человека в том смысле, что вполне соответствует самой идее его организации и первоначального предназначения. В самом своем происхождении природа человека, как творение Всеблагого Бога, более того, – как Его «подобие», отмечена чертами совершенства, стремится к единению с Богом, имея и реальную способность к этому теснейшему мистическому единению 1041 . Если в наличном состоянии человека указанное его предназначение должным образом не осуществляется, то единственною конкретною причиною в этом случае являются именно «страсти», сообщающие ложное, превратное направление всей его жизнедеятельности, лишающие его природной способности к богообщению. «Без чистоты от страстей ( κτς καθαροτητος τν) душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением» 1042 . И это собственно потому, что «страсти служат преградою ( διαφραγμα) сокровенным добродетелям души» 1043 . «Страсти –это дверь, заключенная пред лицом чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца» 1044 . Страсти сравниваются также с непрозрачною средою, препятствующей лучам духовного света воздействовать на внутреннее сердечное око, так что духовное созерцание осуществиться, вследствие этого препятствия, не может 1045 . Таким образом, не требует дальнейшего обоснования то положение аскетического учения, что «душа человеческая не иначе отчуждается от Бога, как страстным расположением» 1046 . Равным образом не менее справедливо, «что если кто хочет приобрести добродетель, то не прежде может приобрести ее, как возненавидев диаметрально противоположное ей зло» 1047 . Вообще страсти – болезни души 1048 . В противоположность «добродетели», которая свидетельствует о здоровом состоянии души, «страсть» оказывается уже несомненно «недугом», чем-то случайным, «прившедшим в естество души и выводящим ее из состояние здоровья» 1049 . «Целью пришествия Спасителя было «восстановить» душу «в первобытное ее состояние», избавив ее от состояние страстного ( τς μπιθαι’ας). Заповеди даны Господом, как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений ( καθαι’ρειν τα’ πα’θη κα τ πται’σματα) 1050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010