Триодь постная и ее авторы в период начального собирания гимнографического материала Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского в Триоди постной Преподобный Косма Маиумский Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой Константинопольской Церкви и наконец епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и Богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной Триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, Великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней Страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец Великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. На те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до Великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы Страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и Великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://pravoslavie.ru/34080.html

Затем, согласно краткой редакции Жития, И. О. отправился в К-поль к «нашим православным царям» (т. е. к Василию II Болгаробойце и Константину VIII ) или, согласно пространной редакции,- к имп. Роману III Аргиру (1028-1034) и получил хрисовул, по к-рому Мириокефальскому мон-рю ежегодно выдавались 1 литра номизм и 12 монашеских одеяний. В пространной редакции говорится, что Мириокефальский монастырь получил статус ставропигиального от К-польского патриарха Алексия Студита (1025-1043), тогда как в краткой редакции дарование ставропигии приписывается императору. Императоры пожертвовали И. О. богослужебные книги, священные сосуды и иконы, а к-польские вельможи - 1,3 тыс. овец, 300 коз, 16 кобылиц, 5 ослиц, 4 молодых мула. По возвращении из столицы И. О., «не имея ни часа отдохновения», продолжил странствия, во время к-рых он основывал церкви. В существующем доныне сел. Куфос, к юго-западу от Ханьи, он воздвиг ц. Пресв. Богородицы, для к-рой приобрел виноградник и поля. Этот храм отождествляется с церковью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», сооруженной в 1004 г. и перестроенной в XIV в. Развалины храма, освященного во имя И. О., находятся близ сел. Аликианос. Назначив настоятелем мон. Кирилла и устроив келью, святой отправился дальше. До наст. времени близ Айия-Румели сохранилась часовня ап. Павла, воздвигнутая И. О. Близ сел. Азогирей (ныне Азойирес, к северо-востоку от Палеохоры) преподобный построил ц. св. Георгия и разбил пасеку. Из-за беспокойства, причиняемого большим числом приходящих к нему верующих, И. О. поселился вдали от людей на побережье Акта, в окрестностях Кисамоса. На этом известии обрывается автобиография святого. Согласно завещанию И. О., все построенные им церкви и обители подчинялись Мириокефальскому мон-рю. В пространной редакции завещания указаны лица, заверившие этот документ: Мосх, диакон и номикос графевс Хандакса, протоспафарии и стратиги Крита Филарет Врахеон и Евмафий, иерей и императорский нотарий Лев Диаферер. Т. к. упомянутые лица жили позднее (напр., военачальник Евмафий Филокал был наместником Кипра (1099-1102/03, 1111/12-1118) и стратигом Крита (ок. 1118), то речь идет о заверении копии завещания.

http://pravenc.ru/text/471411.html

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) На епископской кафедре Суитгер проявил себя деятельным сторонником политики церковной реформы, проводимой Генрихом III и его окружением. В числе др. нем. епископов он присутствовал на освящении церкви в мон-ре св. Бурхарда в Вюрцбурге (30 мая 1042). В нояб. 1046 г. епископ получил от Баварского герц. Генриха VII (1042-1047) в обмен на 20 золотых марок 2 имения в области Таубергау (ныне северо-восток земли Баден-Вюртемберг). Ок. 1041-1045 гг. он основал в селении Терес (на территории Вюрцбургского еп-ства) бенедиктинский монастырь во имя святых Стефана и Вита. В 1046 г. Суитгер сопровождал кор. Генриха III в походе в Италию, принял участие в Соборе в Павии (25-27 окт.), осудившем симонию, а также в Соборах в Сутри (20 дек.) и в Риме (24 дек.), на к-рых были низложены соперничавшие за Папский престол Бенедикт IX , Сильвестр III и Григорий VI . Первоначально кор. Генрих III намеревался способствовать возведению на Папский престол Адальберта, архиеп. Гамбурга и Бремена (1043-1072), а после его отказа остановил свой выбор на Суитгере. Его кандидатуру поддержал и влиятельный аббат Клюни св. Одилон († 1048/49). Выбор имени Климент, в честь сщмч. Климента Римского, вероятно, символизировал намерения нового папы начать реформирование Церкви в духе раннехрист. идеалов. На следующий день после избрания состоялась интронизация К., после чего папа совершил имп. коронацию Генриха III и его жены Агнессы (25 дек. 1046). Сразу приступив к реализации мер по реформированию Церкви, К. в нач. янв. 1047 г. созвал в Риме Собор, к-рый проходил под совместным председательством папы и императора. Собор принял постановления против симонии и предписал 40-дневное покаяние тем, кто были рукоположены епископами, обвиняемыми в симонии. На Соборе возник спор между архиепископами Равенны и Милана и патриархом Аквилеи о том, кто в отсутствие императора должен занимать место по правую руку от папы Римского. К. решил спор в пользу архиепископа Равенны.

http://pravenc.ru/text/1841377.html

д., ипподрома и собора Св. Софии. Обычно рассматривается отдельно от Б. д., однако, безусловно, являлся частью большого дворцового района в прибрежной вост. части города. Основан ок. 1043 г. имп. Константином IX Мономахом вместе с больницей и имп. дворцом как часть нового дворцового комплекса; его покровительницей стала фаворитка императора севаста Мария Склирена. Мон-рь пользовался правом покровительства монахов с Олимпа Вифинского и из мон-ря Неа-Мони на Хиосе, приезжавших в К-поль. В 1055 г. в мон-ре св. Георгия был похоронен его основатель имп. Константин Мономах. Мон-рь и дворец были одной из важнейших резиденций императоров 2-й пол. XI-XII в. В 1118 г. в Манганах скончался и был похоронен имп. Алексей I Комнин. У Никиты Хониата ( Nik. Chon. P. 580) есть сообщение о том, что в кон. XII в. имп. Исаак II Ангел разрушил комплекс для строительства храма арх. Михаила, однако в 1200 г. Антоний Новгородский упоминает о его богатстве и красоте. Вероятно, деятельность Исаака II коснулась только собственно дворцовых построек, а мон-рь остался нетронутым. В 1207 г. папа Иннокентий III утвердил права еп. Нивелона Суассонского на владение мон-рем и всеми его богатствами. В обители разместилась община регулярных каноников, однако затем мон-рь стал объектом многолетнего спора между канониками и госпитальерами. Возможно, мон-рь был переименован латинянами в честь св. ап. Андрея, т. к. в грамоте папы Иннокентия IV от 1244 г. он указан под этим названием. Сохранился ряд свидетельств о регулярных богатых пожалованиях мон-рю от императоров и Патриархов в XIV в. Игумены имели титулы архимандритов и протосинкеллов, т. е. были постоянными членами Патриаршего синода. В 1279 г. здесь состоялось рассмотрение вопроса об объединении Церквей в присутствии имп. Михаила VIII Палеолога и Патриарха Иоанна Векка. В 1320-1321 гг. к-польский Патриарший престол занимал монах мон-ря Герасим. В 1327 г. в мон-ре отрекся от престола имп. Андроник II и в 1328 г. был здесь же пострижен. В 1351 г. в этот мон-рь удалился имп.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Скоро в обители святого подвижника собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского, а блаженный настоятель – наименование Студита. Правила Устава строго распределяли послушания насельников обители по церковным должностям, которые неукоснительно должны были исполняться всеми. За проступки устанавливались епитимии: для одних – определенное число поклонов, для других – усиленный пост и т.п. Меры исправления были установлены за пренебрежение к Божественной службе, нерадивое отношение к монастырскому имуществу, оскорбление брата, необузданность языка, громкий смех, разговоры за трапезой, ропот на пищу, несмиренную походку, невнимание к душеполезному чтению и другие проступки. Всё в обители было общим: одежда, пища, книги и каждая вещь. Братья монастыря обучались различным ремеслам: строительному, плотническому, кузнечному, портняжному, каменотесному и многим другим. Монастырские послушания братии сопровождались непрестанной Иисусовой молитвой и псалмопением. Студийский Устав, или Типикон, с некоторыми изменениями и дополнениями, внесенными Константинопольским Патриархом Алексием (1025–1043), был принесен преподобным Феодосием Печерским (память 3 мая) в Киев ок. 1065 г. в Печерский монастырь, откуда он распространился по всем русским обителям. Преподобному Феодору Студиту принадлежат многочисленные духовные творения: «Догматическая книга об иконах против иконоборцев»; Большой и Малый катихизисы; Похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, Крестителю Господню Иоанну и святым апостолам; каноны и трипеснцы со стихирами, включенные в состав Триоди Постной; Умилительный канон Господу Иисусу и другие творения, за которые блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора пламенным учителем Церкви. В своих творениях преподобный Феодор Студит указывает как достигать главной цели монашества – спасения. Преподобный поучал братию: «Если хотите спастись, никакого нет к тому препятствия или преграды. Имеете пред очами неложные примеры спасшихся и спасающихся. Трудитесь, чада мои, отложив непокорливость и отбросив неверие. Шествуйте со страхом путем заповедей Господних... Умоляю вас любовию Господа нашего Иисуса Христа, давшего Себя за грехи наши, тверды будьте и неподвижны в верном исполнении святых животворных заповедей Господних... Ведайте, что это Бог требует от нас, чтобы мы жили благоугодно ему, нудя себя в нынешнем веке к подвижническому самоутеснению, в чаянии получить Жизнь Вечную...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В XVI в. активными ультрамонтанами были иезуиты. В начале XIX в. идеи ультрамонтанства использовали представители католической аристократии. Напр., Ж. де Местр видел в централизованной папской организации орудие борьбы против революции; он предлагал создать конгломерат монархических государств, спаянных авторитетом папы. На I Ватиканском соборе ультрамонтане добились провозглашения догмата о непогрешимости (безошибочности суждений) папы. 141 Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский (1043–1058). Желая оградить Восточную Церковь от элементов «латинства», приказал закрыть латинские церкви в Константинополе, отправил в Италию в греческую епархию послание с предостережением против учения Западной Церкви об опресноках. Это послание послужило причиной обострения отношений между Церквами. Он не принял папских легатов, прибывших в Константинополь, которые, в свою очередь, передали Михаилу грамоту, обвинявшую его в ересях и предававшую его анафеме. Вскоре Михаил созвал Собор, который изрек анафему на легатов. Многие церковные историки называют Михаила виновником разделения Восточной и Западной Церквей. 142 Лев IX (1002–1054) – папа римский с 1049 г., святой. В миру граф Бруно Эгис хейм-Дагсбург из Эльзаса. Епископ Туля с 1026 г. Папой избран в Вормсе в 1048 г., но принял титул только в Риме. Сторонник Клюнийской реформы, Лев IX добивался искоренения симонии, др. злоупотреблений и провел для этого несколько церковных соборов. В 1050 г. осудил учение Беренгария Турского. Стремление сохранить папское влияние в Сицилии привело к окончательному разрыву с Константинополем. 143 Урбан V (1309–1370) – папа римский с 1362 г. В 1367 г. последовал призыву императора Карла IV и вернулся из Авиньона в Рим. В 1369 г. принял там византийского императора Иоанна V Палеолога. Урбан V был известен своей щедростью: из своей казны он содержал 1400 студентов, обучавшихся во французских университетах. Беатифицирован в 1870 г. 144 Константин I Великий (Флавий Валерий; ок. 285–337) – римский император с 306 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Галлии; здесь был похоронен Кёльнский архиеп. Хильдебольд († 818). Церковь св. Урсулы находится на месте римской базилики IV в. Церковь св. Северина построена на месте часовни (оратория)-мартирия IV в. на старой римской дороге; ц. св. Цецилии - на месте рим. терм. В правление Карла Великого кафедра К. получила статус архиепископской. Типология церквей, сооруженных или перестроенных в то время - вмч. Пантелеимона, св. Апостолов, св. Цецилии, была характерной для каролингской эпохи: это однонефные базилики с плоским стропильным перекрытием, с трансептом или без него, с вестверком . Зап. часть и крипту ц. св. Северина начали строить ок. 900 г., в 1043 г. туда перенесли мощи св. Северина, еп. Кёльнского (вост. часть закончена в 1-й трети XIII в., южная - к 1300). Церковь св. Апостолов возведена на месте храма, известного с IX в. Строительство базилик продолжилось и в X в., когда К. стал важным религиозным и политическим центром Свящ. Римской империи, а кафедру занял брат имп. Оттона I архиеп. Бруно. При нем были перестроены старые церкви, основаны новые, в т. ч. монастырские, напр. ц. вмч. Пантелеимона, женский мон-рь при ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии, аббатство св. Андрея, ц. св. Мартина. В 971 г. Кёльнский архиеп. Геро, бывш. капеллан имп. Оттона I, сопровождал из К-поля невесту имп. Оттона II, буд. имп. Феофано. При ней в К. усилилось воздействие визант. искусства, напр. в стилистике и иконографии рукописей, вышедших из скрипториев К.,- Сакраментария из мон-ря св. Гереона (Paris. lat. 817; 996-1002 гг.) и Кодекса (Евангелия) аббатиссы Хитды (Хильды) из Мешеде (Darmstadt, Hess. Landesbibliothek. 1640; 1000-1020 гг.). Имп. Феофано привезла в К. частицу мощей вмч. Пантелеимона из Ахена, к-рую поместила в перестроенную ею церковь во имя святого: однонефный, с одной апсидой храм был расширен и дополнен 2-ярусным вестверком с 2 башнями (966-980), сохранившимся до наст. времени; там находится также привезенная из К-поля частица мощей свт. Николая Чудотворца. Воскрешение сына вдовы из Наина.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Недаром в одной из позднейших редакций Патерика мы находим именно такой итог, именно такую “духовную формулу” всего сказания о голубе: “во время украшения Отец, создавший по Своему образу человека, и образ Пресвятой Богородицы без руки иконописца в алтаре мозаикой изобразил; Сын, Солнце Правды, сиянием тогда наполнил церковь; Дух Святой, явившийся под видом голубя, показал видение голубя, вылетевшего из уст образа” 31 . Более того — в житии преподобного Алипия Бог Отец прямо называется “Начальником иконописцев”, уподобляясь Которому и сам “чудотворный”, по слову жития, иконописец “украсил небо и землю — туда взойдя добродетельною душою, здесь же — пребывая телом” 32 . Недаром, наконец, и самому Алипию перед его смертью помогает в иконописании ангел, а кисть святого иконописца приобретает даже способность исцеления через восстановление в человеке “образа Божия”, когда художник, “много поучив о спасении души”, помазует красками прокаженного и, причастив его (будучи священником) Святых Божественных Таин, возвращает тому “первое подобие и благообразие” 33 . К сожалению, не сохранилось ни одного произведения преподобного Алипия; но можно предположить, что глубина его духовных прозрений, по-видимому, вполне соответствовала таким прекрасным памятникам древнерусского монументального искусства, как частично сохранившиеся известные мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (ок. 1112 г.) или же икона Божией Матери-Оранты “Великая Панагия” (кон. XII — нач. XIII в.) из Ярославля — один из самых торжественных и возвышенных образов Пресвятой Девы, созданных иконописцами Древней Руси, вполне вероятно, являющийся репликой какой-то особо чтимой киевской иконы XII века, быть может, действительно принадлежавшей кисти самого Алипия. Тенденция ко все более спиритуалистически-углубленному восприятию православного образа, исподволь проступающая в рассказе о создании печерских мозаик, естественно, не могла не отразиться и на самом характере развития древнего киевского искусства. И действительно, сравнивая, например, мозаики собора Михайловского монастыря с созданными здесь же в Киеве примерно семью десятилетиями ранее мозаиками храма Святой Софии (1043–1046 гг.), можно утверждать, что различие этих памятников по степени внутренней утонченной одухотворенности стиля весьма существенно.

http://pravmir.ru/tema-ikonopochitaniya-...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 26/8 Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (138–161). Преподобного Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Тропарь священномученику Ермолаю, иерею Никомидийскому, глас 1 Миром благодати помазан,/преблаженне отче Ермолае,/иерей Бога Вышняго явился еси/и благочестия светлый проповедник,/мученик же твердый и безмездный врач притекающих к тебе./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 Яко святитель благочестно пожив,/и священномучения венец приял еси,/идольския жертвы погасив,/добрый пастырь Христова стада был еси, премудре,/и Пантелеимону истинный учитель./Сего ради почитаем тя, песньми вопиюще:/от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае, отче наш. Тропарь общий священномученикам Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, иереям Никомидийским, глас 8 Троицы провозвестницы,/троице мучеников честная,/идольское нечестие обличивший/и тьмочисленнаго врага сокрушивший,/ныне, со Христом царствующе, молите,/священный Ермолае со Ермиппом и Ермократом славным,/яко да и наша враги победим/и приимем от Царя всех, Бога, вечный живот/и венец нетленный. Ин тропарь святых, общий, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Величание Величаем вас,/священномученицы Христовы Ермолае, Ермиппе и Ермократе,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Моисею Угрину, Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 3 Другаго тя Иосифа,/великий чистоты и целомудрия рачителю,/всечестне и равноангельне Моисее,/священными песньми восхваляюще, грешнии,/молимтися прилежно:/моли Христа Бога,/яко да исцелит вся наша страсти/и подаст велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 76 В конец, Чрез Идифума 1034 . Псалом Асафа. Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) 1035 ночью пред Ним – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял – и малодушествовал дух мой 1036 . Предваряли (ночные) стражи 1037 очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные 1038 , и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял и дух мой испытывал 1039 : «Ужели навеки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово 1040 из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем?» И сказал я: «Ныне я начал (понимать 1041 : это – изменение десницы Вышнего 1042 ». Вспомнил я о делах Господа, ибо 1043 буду вспоминать об изначальных 1044 чудесах Твоих И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святом путь Твой 1045 . Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном) 1046 : молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои, и стези Твои в глубоких водах, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона 1047 . 1036 Когда «беседовал сам с собою», вне веры и упования на Бога, тогда приходил в смущение (Феодорит). 1039 Греч. σκαλ(λ)ον [ват. после испр., син.] – букв. [я] копал, рыл, т. е. тщательно разузнавал; [ват. до испр., Ральфс σκαλ(λ)εν, подлежащее дух]. 1040 Утешения и вразумления через пророков. Слав. сконча глагол при бл. Иерониме (Ad Sun. et Fret.) не было соответствия в спп. LXX. По изысканиям Гольмеза, чт. συνετλεσε (или τλεσε) μα находится в минуск., у Феодорита, Зигабена, в компл., альд., греч. церк. Псалт., у Анфима, Фильда и Николаида; а в ват., [син.] и text. recept. – нет. Вообще, греч. церковный текст принял это чт. и не последовал критике бл. Иеронима. 1041 Так поясняют свт. Афанасий и бл. Феодорит, а у преосв. Порфирия и на поле в учебной слав. Псалтири дополнено: разумети. 1046 Греч. ν τ τροχ – слав. в колеси, синод. пер. в круге небесном, в учебной слав. Псалтири на поле в крузе небеснем. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010