Cronica. I 20). Еще с 1043 г. для ускорения процесса христианизации он опекал миссионеров и лично проповедовал на слав. языке среди соплеменников. Хорошо образованный, Г. говорил «в упрощенной форме, заменяя мистические толкования веры объяснениями, более понятными языческим массам» ( Ронин. 1993. С. 124). В результате его правления на землях ободритских племен были вновь возрождены церкви и мон-ри, восстановлены кафедры в Старгарде (у вагров), Велиграде (Мекленбурге) (у ободритов) и Ратиборе (у полабов). Как свидетельствует Гельмольд, «в Мекленбурге, который был главным городом бодричей... существовало 3 конгрегации, служащие Богу» ( Helmoldus. I 20). На вендский язык стали переводиться богослужебные книги. Г. практиковал замену церковной десятины пожалованием духовенству земель и деревень. Благодаря этой деятельности до 1/3 ободритов отказались от язычества и стали христианами ( Ловмянский. 2003. С. 204–205). Процесс христианизации подрывал на местах власть полабской родоплеменной знати, к-рая теперь была фактически отстранена от управления на землях Вендской державы вслед. отмены вечевых собраний. Поддержку в борьбе с Г. они нашли при дворе герц. Ордульфа Биллунга, проводившего с 1059 г. агрессивную политику в отношении деятельности архиеп. Гамбург-Бремена Адальберта. Против политики Г., опиравшегося на лично преданную ему дружину, возник заговор среди членов его семьи, представителей племенного нобилитета, языческих жрецов и покоренных им лютичей. Г., открыто принявший и насаждавший веру в «немецкого Бога», стал рассматриваться основной частью полабских славян «не только как представитель чужого политического порядка, но и как отступник, отвергший племенной культ и «вышедший» тем самым из системы «гентильно-религиозного», а значит, и правового, и этнического сознания своего языческого народа» ( Ронин. 1993. С. 123). Во главе заговора родоплеменной знати встал Блусс († 1066), женой к-рого была родная сестра Г. В противовес Дании и архиеп-ству Гамбург-Бремен Блусс получил поддержку от Саксонского герц-ства.

http://pravenc.ru/text/543190.html

В Самарской области в настоящее время в Нефтегорском, Богатовском, Пестравском и Большеглушицком районах священниками Кинельской епархии в частном порядке оказывалась и продолжает оказываться продуктовая и вещевая помощь пострадавшим от паводков. Местами вода сошла, местами прибывает. В Синодальном отделе по благотворительности на церковной платформе «Поможем» открыли сбор средств для людей в Орске и во всех населенных пунктах, пострадавших от наводнения. Собранные пожертвования будут направлены в первую очередь на закупку техники для откачки воды и осушения жилых помещений, средств гигиен, постельного белья, матрасов, подушек, одежды, на адресные нужды пострадавших. Обратиться за помощью в пострадавших от наводнения населенных пунктах можно по телефону горячей линии Синодального отдела по благотворительности 8 (800) 70-70-222.  По официальным данным, на 15 апреля в России остаются подтопленными 193 населенных пунктов в 176 муниципальных округах, 15 641 жилой дом и 29 993 приусадебных участков. По данным МЧС Республики Казахстан, за время паводков подтоплены 1043 частных жилых дома и 298 дворовых территорий в Актюбинской, Костанайской, Атырауской, Акмолинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях. Эвакуированы более 18 945 человек, включая 8202 ребенка. Нарушено транспортное сообщение с 63 населенными пунктами. С 12 апреля по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра социальный отдел Костанайской епархии оказывает помощь пострадавшим в результате масштабных паводков в Костанайской области Республики Казахстан. Духовенство и православные верующие участвуют в устранении последствий разлива рек, работают с эвакуированными жителями региона в ПВР, оказывая им духовную, моральную и материальную поддержку. Особое внимание волонтеры социального отдела уделяют приобретению для потерпевших продуктовых наборов, бутилированной воды, пеленок, бытовой химии, а также кормов и организации приюта для домашних питомцев. Во всех храмах Костанайской епархии возносятся молитвы о здравии, укреплении духовных и телесных сил людей, пострадавших от наводнения.

http://patriarchia.ru/db/text/6120864.ht...

Печать имп. Оттона II. 974 г. (Magdeburg, handes-hauptarchiv Sachsen Anhalt. Rep. U9. N 16) Печать имп. Оттона II. 974 г. (Magdeburg, handes-hauptarchiv Sachsen Anhalt. Rep. U9. N 16) В июне-июле 980 г. у О. род. сын Оттон, буд. король и имп. Оттон III . Ранее от брака с Феофано появились на свет 4 дочери: София (975-978-1039), буд. аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), буд. аббатиса Кведлинбурга, Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо, и еще одна дочь (предположительно сестра-близнец Оттона III), умершая сразу после рождения. С восстановлением мира во владениях к северу от Альп и рождением наследника О. смог обратить внимание на решение политических проблем в Италии. Поводом отправиться в Италию в окт. 980 г. вместе с женой и новорожденным сыном стало обращение за помощью папы Бенедикта VII, изгнанного из Рима местной знатью во главе с представителями рода Кресценциев, к-рые вновь попытались возвести на Папский престол Бонифация VII. Чтобы проводить активную политику в Италии, императору была необходима поддержка матери - имп. Адельгейды, пользовавшейся большим влиянием в Сев. Италии. 5 дек. 980 г. в Павии при посредничестве св. Майоля , аббата Клюни , состоялось публичное примирение О. с Адельгейдой. В нач. 981 г. с помощью О. папа Бенедикт VII вернулся в Рим и был восстановлен на Папском престоле. В марте того же года умер Пандульф I, князь Капуи, Беневенто и Салерно, герцог Сполето, давний союзник Оттонов в противостоянии с византийцами и в борьбе с сарацинами. Первоначально княжества Беневенто, Капуа и Салерно получил его старший сын Ландульф VI († 982), а герц-ство Сполето - младший сын Пандульф II († 982); оба брата уже были до этого соправителями отца. Однако О., стремясь упрочить свое влияние на этих территориях, разделил владения: Ландульфу IV он оставил только княжество Капуа, княжество Беневенто получил его кузен Пандульф († 1014), а герц-ство Сполето - Тразимунд IV († 989), властитель Камерино. В том же году О. планировал начать поход в Юж. Италию против византийцев. Он надеялся полностью овладеть Апулией и Калабрией, к-рые рассматривал как принадлежавшие ему в качестве «приданого» имп. Феофано. Однако из-за смерти Пандульфа I, чьи наследники не были столь надежными союзниками, подготовка к походу затянулась, и он был начат лишь в 982 г. Стремясь подкрепить свои территориальные притязания и превосходство над Византией как истинного преемника правителей Римской империи О. установил новую форму титулования - «император-август римлян» (Romanorum imperator augustus).

http://pravenc.ru/text/2581741.html

(Ст. 1036, 1037,1042 Т. 9 Зак. о Сост. изд. 1876 г.) Духовные Правления, освидетельствовав, в надлежащем ли порядке ведены книги, и их переплет, а где он не возможен, там связав порядочно и перенумеровав, отсылают их за скрепою по листам одного из присутствующих и при особых реестрах, или описях, в Консисторию, где они и хранятся в архивах. (Ст. 1043 там.) Духовные Правления, которым не предоставлено это особо, не имеют права выдавать метрические свидетельства. (3 Марта 1803 г. П. С. 3. 20652.) Сношения об учинении справок из метрических и обыскных книг православного исповедания производятся с Консисториями, а не с Духовными Правлениями, и притом только по производящимся уже делам. (Ст. 212 Т. 2 ч. 1 Общ. Учр. Губ. изд. 1876 г.) Для скорейшего исследования учиненного преступления, Преосвященный, по местной близости, может предписать о нем прямо Духовному Правлению с тем, чтобы оно произведенное исследование, со своим мнением, представило в Консисторию. (Ст. 159 Уст. Дух. Конс.) В Духовные Правления не должно быть доставляемо никаких посторонних сумм, подлежащих пересылке, или передаче, а должны быть они отсылаемы непосредственно в то место, куда следует, минуя Духовные Правления. (Указ. 15 Октября 1854 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 7 Июля 1869 г. мнению Государственного Совета, предоставлено Святейшему Синоду, с закрытием некоторых из существующих Духовных Правлений, отпускаемые ныне на содержание их суммы, обращать на усиление средств остальных Духовных Правлений с тем, чтобы расход на содержание каждого такого учреждения не превышал 780 руб. в год, полагая столоначальнику до 300 руб., на канцелярских чиновников до 240 руб. и на прочие расходы до 240 руб. в год 81 . (7 Июля 1869 г. П. С. 3. 27289.) 1 Финляндское Духовное Правление Финляндское Духовное Правление находится в Выборге С.-Петербургской епархии и, в пределах предоставленной ему власти, наблюдает над православными церквами, духовенством и приходами Финляндии. Протоиерей Выборгского Спасо-Преображенского Собора есть вместе и председательствующий тамошнего Духовного Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

На указе Святейшего Синода, от 21 февраля за 1279, с объявлением полученного отношения министра внутренних дел о сделанном им распоряжении по предмету пересмотра в губернских комитетах положения 1842 года об обеспечении содержанием сельского духовенства западных губерний, – записана резолюция: Передаётся в консистории к делу. NB . На этом указе имеется прежняя резолюция за 711. Святейшему Правительствующему Синоду (секретно), от 5 апреля за 1042, со списком с конфиденциального отношения к военному губернатору Назимову, означенного в предыдущем 1041 1 Святейшему Синоду известен ход дела о совращении в Латинство около ста Православных прихожан местечка Порозова Гродненской губернии. Месяц тому назад, сделано по тому делу местным генерал-губернатором распоряжение, столь несоответственное делу, столь несообразное с законами и с такими вероятными вредными последствиями вообще, – что я долгом счёл обратить его внимание на эти последствия, конфиденциальным отношением от настоящего числа. Если не получу удовлетворения, то долгом моим будет просить по сему предмету посредства Святейшего Синода. Между тем, считаю не лишним представить ныне же Святейшему Синоду список с означенного конфиденциального моего отношения, так как оное может уяснить другие мои представления, в настоящем году Святейшему Синоду сделанные. Шефу корпуса жандармов генерал-адъютанту князю В.А. Долгорукову (конфиденциально), от 5 апреля за 1043, с просьбою о представлении на Высочайшее усмотрение обстоятельств дела о совращённых в Латинство Порозовских прихожанах По делу о совращённых в Латинство около ста Порозовских Православных прихожан, сделано местным генерал-губернатором генерал-адъютантом Назимовым недавно распоряжение, столько, по моему мнению, несообразное с законами и с обстоятельствами дела, столько представляющее вредных последствий для Православия в здешней стране, – что я долгом моим счёл обратить на эти последствия внимание г. генерал-губернатора, конфиденциальным отношением от нынешнего числа. Между тем, в отношении ко мне генерал-адъютанта Назимова упоминается, что дело это доводимо было от вашего сиятельства до сведения Его Императорского Величества . Так как в нашей стране вообще смотрят на всё глазами, более благоприятными иноверию, нежели Православию, – то опасаюсь, что и обстоятельства означенного дела могли быть представлены в превратном виде. Посему долгом поставляю препроводить при сём к вашему сиятельству список с означенного конфиденциального моего отношения к генерал-адъютанту Назимову, в той надежде, что ваше сиятельство найдёте возможным и справедливым представить на Высочайшее Его Величества усмотрение те из обстоятельств настоящего дела, который не имелись прежде в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Законы о правах наследования. Закон Моисеев, говоря о правах наследования ( Числ. 27:36 ; Втор. 21:17 ) не предусматривает всех возможных случаев. Поэтому, вопрос о правах наследования в иудейских сектах решался различно. В Талмуде, между прочим, отмечается особенный саддукейский взгляд на права наследования дочерей сына или внучек 1038 . Вместе с этим в j. Baba batr. VIII, 1 указывается и другое отличное от раввинского, толкование закона о наследстве, – именно уравнение, в правах наследования сына и дочери. Это толкование усвояется в Талмуде „языческим мудрецам“ ( ). Так-как это толкование отличается от саддукейского и, при этом, представляется основанным на свящ. Писании, именно на своеобразном объяснении Числ. 24:8 , то Врешнер справедливо предлагает читать вместо , язычники, – , самаряне, и усвоить рассматриваемое толкование ученым самарянским 1039 . С течением времени, однако, это толкование было изменено. Мунагга уже считает сына имеющим право на двойную часть сравнительно с дочерью 1040 . У Мунагги, а также у Ибрагима, сообщается и следующее толкование законов о наследстве: “если не останется никакого родственника, то наследство переходит к первосвященнику, согласно постановлению: „если же нет у него никакого родственника пусть будет это священнику» ( Числ. 5:8 ). Это имеет силу и относительно прозелита, когда у него не будет верующего потомка, потому, что неверующий не наследует верующему, а последний не наследует первому» 1041 . Врешнер полагает, что приведенное понимание законов о наследстве также является особенностью самаританизма 1042 . Самарянский календарь. Подобно иудеям, самаряне вели счисление времени лунными месяцами. В древнейшее время у евреев начало каждого нового месяца определялось на основании простых непосредственных наблюдений над появлением новой луны. Если находились свидетели, которые удостоверяли, что в ночь на 30-й день от предшествующего новолуния они видели на небе новую луну, то Синедрион объявлял этот день началом нового месяца, и истекший месяц считался 29-дневным; когда же свидетелей не оказывалось, 30-й день относился к истекающему месяцу, а началом нового месяца признавался уже следующей день 1043 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

При отсутствии кредита даже на обычный ремонт, восстанавливать погоревшее было особенно затруднительно. Расходы пали на неокладные доходы Коллегии Экономии, на монастыри и архиерейские дома, а в конце концов на вотчинных крестьян. Изданный было 24 июня 1737 г. Высочайший указ о постройке погорелого на счет Штатс-Конторы 1037 , судя по документам не получил должного значения на деле. Приведенные примеры показывают, что даже представления Сената подвергались урезкам и вообще ассигновок на ремонт было немного. Между прочим, по известию, сохранившемуся в Государственном Архиве 1038 , по резолюциям Кабинета было израсходовано в 1741 г. лишь 6788 руб. 55 1/4 коп., тогда как по смете ремонта было на 54800 руб. Напротив, после упразднения Коллегии Экономии за 4 первых года (1744–1748) Св. Синодом, который 17 ноября 1746 г. сам позаботился собрать сведения от архиерейских домов и определенных монастырей о их ветхостях 1039 , было роздано на ремонт архиерейских домов – 28690 руб. 64 1/2 коп. 1040 . Вследствие этого, между прочим, обер-прокурор Св. Синода князь Я.П. Шаховской счел себя вынужденным представить 16 июля 1747 г. доклад Императрице о предосудительной деятельности Синода в этом отношении 1041 . По его сведениям, вопреки Духовному Регламенту, не требуя никакого отчета, Синод роздал за это время с 1744 г. более 40000 руб. на ремонт, причем по большей части многовотчинным монастырям. Точнее его данные представлены были в нижеследующей ведомости 1042 : После изложенного случая как самому князю Шаховскому, так и приемникам его, Львову и князю Козловскому, неоднократно приходилось протестовать в Синоде против разрешения ремонта на казенные средства 1043 . Но эти протесты их нередко оставлялись даже без рассмотрения и не останавливали новых ассигновок. Так из доходов, подлежавших уплате в Канцелярию С. Э. Правления, Св. Синодом были ассигнованы 1044 в 1747 г. на ремонт Данилова монастыря – оброчные деньги с него за 6 лет, и, кроме того, наличными 300 руб.; в 1749 г. на ремонт Высокопетровского монастыря – 1122 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Из находящихся в других журналах одни известны и в отдельных изданиях (ср. об этом выше), каковы, напр., Кавелина в " В. Евр.», В. С. Соловьева там-же, в «Неделе»..., и уже в свое время нами упомянуты, другие отличаются неприятным – тенденциозным и потому анти-научным направлением (чит. «Сев. Вестник» – особенно за последние годы, «Р. Мысль» и друг.), и потому упоминать о них надобности нет, третьи (ср. опять выше) имеют слишком ничтожное отношение к рассматриваемой нами богословской научной отрасли и мало (чтоб не сказать больше) пригодны для её целей и проч., так что называть и их нужды не замечается. По этим и подобным им причинам, словом, упоминание о статьях других, кроме «Вопросов философии и психологии», журналов светских с нашей стороны будет лишь вообще случайное, чего, однако, как не вредящего существу нашей задачи, в упрек себе ставить не можем. Статьи, занимающиеся решением общих основных вопросов этики, принадлежат: проф. Лопатину, выясняющему «положение этической задачи в современной философии» 1035 и предлагающему, затем, «критику эмпирических начал нравственности» 1036 ; Е. Л., трактующему о «позитивной теории происхождения нравственности» 1037 , Л. Оболенскому, которым написан этюд: «Попытка научного примирения моральных разногласий. Отрицатели морали» 1038 . Из них более других обращает на себя внимание вторая статья проф. Лопатина. Далее, (переводная) статья Лекки, раскрывает «основные начала нравственной философии» 1039 . Характеристику этого «интуитивиста» см. у Кареева 1040 . Проф. Грот Н. Я. пишет об «основании нравственного долга» 1041 , а упоминавшийся только что выше проф. Лопатит – о «теоретических основах сознательной нравственной жизни» 1042 . Из этих трех статей представляется наиболее важною первая (Лекки), хотя читатель и не всегда с автором будет согласен. Несколько статей выясняют параллельно то «нравственность и естествознание» (проф. Бекетова) 1043 , то «искусство и нравственность» (г. Бобров) 1044 , то «этику и догматику» (С. Н. Трубецкой) 1045 , а Гексли (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Правосл. Собеседн., 1868 г., ч. II, стр. 69. 829 Zhisman. Synoden und Episcopal – Ämter.., S. 36; Барсов. Константинопольский патриарх.., стр. 244; Курганов. Отношение между церковн. и светск. вл., стр. 135. Присутствовали иногда на синодах и представители государственной власти. Но о значении их будет речь в особом месте. 839 Ср. толкование Вальсамона на 27 (18) прав, карфаген. Соб. Издан. Московск. общ. любителей духовн. просвещ., т. II, стр. 1340. 840 Hard., t. II, p. 786, 1037, 1263 и др. Ср. Wiltsch. Handbuch der kirchlichen Geographien und Statistik, B, 1.; Терновский. Очерки церковно-исторической географии. 844 Впрочем, дать устойчивое и вполне определённое решение касательно некоторых сторон вопроса о составе константинопольского синода за первый период весьма затруднительно. Причина этого заключается в недостаточности данных, сообщаемых относящимися к этому периоду источниками. 845 Для убеждения в этом достаточно просмотреть хотя бы первые страницы V тома Synmagm’ы и 1 Аст’ов Patriarchatus Constantinopolitani. Так, на синоде патриарха Сисиния от 997 года присутствуют 30 архиереев (Synt. V, р. 19). И из них только епископов 6 кафедр, указывавшихся раньше, мы видим заседающими между 21 архиереями, присутствовавшими на одном из заседаний при патриархе Алексии (1025–1043 г.) (см. Synt., t. V, p. 24). Сравнивая между собой состав синодов, бывших при патриархах – Алексии (Syntagma, t. V, 24, 32:36) и Иоанне Ксифилине (Synt., V, p. 51:53), также видим больше различие между ними в отношении кафедр, занимаемых присутствовавшими епископами Значительное различие в составе синодов усматривается и при сравнении заседаний, бывших при одном и том же патриархе только в разные годы (ср., например, апрельское заседание от 1064 г. с мартовским заседанием 1065 г. Syntagma t. V, p. 51:53) и даже только в разные месяцы одного и того же года (например, ср. июньское, июльское и сентябр. заседания от 1315 года при патриархе Иоанне ХІІІ А.Р.С., t. 1, р. 5, 8 и 14; ср. ещё Synt. t. V, p.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Хильдерик вернулся из изгнания, в котором оставался 8 лет, а вскоре после этого к нему из Тюрингии прибыла супруга тамош­него короля Базина, оставившая своего мужа. Если верить Гри­горию Турскому, она сказала Хильдерику: «Я знаю твои добле­сти, знаю, что ты очень храбр, поэтому я и пришла к тебе, чтобы остаться с тобою» 1042 , и Хильдерик взял ее в жены. Роман их, вероят­но, начался в Тюрингии. От этого брака родился Хлодвиг. В 463 г. Эгидий нанял Хильдерика как федерата для ведения войны с вест­готами, и войско франков вместе с римской армией сражалось с ними вблизи Орлеана, отстояв границу римских владений на севере Галлии по Луаре. Затем, уже в 468 г., сменивший Эгидия римский военачальник Павел, действуя вместе с франками Хиль­дерика, в битве под Анжером отразил нападение саксов, ранее овладевших островами на реке Луаре между Анжером и Сомюром, но сам был убит в этом сражении, а Хильдерик со своими франками и с римлянами преследовал их до их возвращения на свои острова. Имя Хильдерика исчезает из хроник и других доку­ментов с 468 г. до его кончины, а умер он в 481 г. в возрасте око­ло 40 лет. В 1653 г. в Турне была найдена его могила. Наследником Хильдерика стал его 16-летний сын Хлод­виг, родившийся от Базины. Григорий называет его «великим и могучим воином» 1043 , Фредегар пишет, что он был храбрым, как лев 1044 , а в «Салической правде» он назван «стремительным и прекрасным» 1045 . Первое упоминание о его королевских деяни­ях у Григория относится к его войне с сыном Эгидия Сиагрием, которая приходится на пятый год его правления, следовательно, речь идет о событиях, происходивших в 485 г. Римский патри­ций и магистр армии, Сиагрий правил на севере Галлии как пред­ставитель Римского государства, в то время как сама римская власть на Западе пала, упраздненная Одоакром. Поэтому не про­возглашая себя императором и оставаясь римским чиновником, Сиагрий никакому императору не подчинялся – Константино­поль находился слишком далеко от Галлии, и связи со столицей империи на Босфоре Сиагрий не поддерживал, так что лишь бла­годаря его уважению к римским традициям и неприятию сепа­ратизма его владения юридически оставались частью римского диоцеза. Своей резиденцией Сиагрий, подражая отцу, выбрал Суассон, расположенный между Парижем и Реймсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010