Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру. Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты. Болонский университет Фото Hector Garcia, www. flickr. com Год основания — 1088 Предпосылки для создания Болонского университета появились еще в 1000 году, когда стали возрождаться традиции изучения римского права. Основы глубокого изучения права заложил Ирнерий , один из первых преподавателей и комментаторов свода законов Юстиниана, один из основоположников западноевропейского изучения римского права. В 1088 году он открыл свои публичные лекции — с этого момента и ведется история Болонского университета. Однако на тот момент университета в современном понимании этого слова еще не существовало. Профессора читали лекции у себя дома, в арендованных помещениях, а чаще — на городских площадях. Популярность и известность болонских профессоров была обусловлена научным подходом к преподаванию и покровительством императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. В 1154 году он официально признал университет. Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет. Интересные факты Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов. Другой особенностью Болонского университета является то, что он был центром изучения юриспруденции . Изучение римского права, положившего начало университету, и канонического право, введенного в программу c XII beka, остались главными предметами университетского преподавания. На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

http://foma.ru/5-drevneyshih-universitet...

Глава II. О том, что Сын есть образ Бога и Отца, – причём (даётся) и обличение против Иудеев, как не разумеющих того, что Моисеем сказано более прикровенно. Ин.5:37–38 . Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате в вас пребывающа,, зане, егоже посла Той, Сему вы веры не емлете 1088 . Не простое только построение мыслей, вложенное в предложенное опять речение, можно видеть здесь, —391— но великое множество сокровенных созерцаний, весьма легко ускользающих от внимания нелюбознательных слушателей, а доступных только более глубоким исследователям. Например, может кто-либо спросить: что же побудило Иисуса после слов о засвидетельствовании Его божественной действенностью ( Ин.5:36–37 ) прийти к речи, подобной предложенной и от предыдущей весьма отдалённой, именно, что Фарисеи никогда не слыхали голоса Бога и Отца, ни также не созерцали вида Его, но даже не имеют и слова Его живущим в них? И я соглашусь, как, полагаю, и всякий другой, что такое недоумение со стороны кого-либо не было бы излишним. Какой же поэтому смысл будем соединять с предложенным изречением и какое умозрение применим к нему, это, держась повсюду истины, попытаюсь высказать, при содействии силы и благодати Духа. Обычай есть у Спасителя Христа, при ведении полезных бесед, особенно с неразумными фарисеями, часто устремлять взор Свой в глубину их сердца, – боголепно усматривать помыслы, ещё без слов обращающиеся и движущиеся в душе и преимущественно на них-то и давать ответы, говорить иногда о них и обличать их, причём совсем не соблюдает неразрывной связи своих речений, но (Своим ответом) тотчас же встречает то, чего те желают и о чём помышляют в себе, и через это являя, также что Он есть Бог по природе, как ведущий сокровенное в глубине и испытующий сердца и ут- —392— робы. Очевиднейшее доказательство сказанному можно, если кому угодно, получить у других евангелистов, – разумею, у Луки и прочих. В евангелиях написано, что некогда собрались со всей окрестности Иудейской фарисеи и законоучители.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XI в., особенно во 2-й половине столетия К., в т. ч. «мемориальные», получили распространение во Франции. Составлялись и К. смешанных типов. Напр., в «Книге о восстановлении грамот» (Liber de reparatione chartarum) мон-ря Сен-Шафр (на территории совр. Ле-Монастье-сюр-Газей, деп. В. Луара), составленной при аббате Вильгельме IV (1086-1136), документы были расположены по географическому принципу, но снабжены параллельными заметками исторического содержания (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Chaffre du Monastier, ordre de Saint-Benoît, suivi de la chronique de Saint-Pierre du Puy et d " un appendice de chartes (570-1370)/Publ. U. Chevalier. P., 1884). Ок. 1065-1096 гг. в аббатстве Клюни был создан крупнейший франц. К. (в наст. время разделен на 3 кодекса - см.: Atsma, V é zin. 2000); его 1-я часть состояла из копий королевских дипломов и папских булл, во 2-й части собраны ок. 3000 частных грамот. Весь материал хронологически упорядочен по правлениям аббатов Клюни. Общий характер Клюнийского картулярия как документа по истории мон-ря подчеркивают нарративные заметки к отдельным грамотам и серия записей анналистического характера за 910-1088 гг. ( Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe-XIIe siècles//RBen. 1992. Vol. 102. P. 135-191). Эти записи играли роль своеобразного хронологического указателя к собранию документов, в к-рых в большинстве случаев содержались лишь относительные датировки (по году правления монарха и т. д.). Для Большого картулярия аббатства Сен-Виктор в Марселе характерен смешанный принцип организации материала: сначала в хронологическом порядке даны наиболее важные документы, затем другие акты, распределенные по географическому принципу ( Zerner. 2009). Аналогичная схема использовалась при составлении К. мон-ря Сент-Обен в Анже (изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Aubin d " Angers/Publ. B. de Broussillon. P., 1903. 3 vol.), где впервые была сделана попытка передать визуальные особенности копируемых грамот, приведены рисунки печатей ( Chassel J.-L. Dessins et mentions de sceaux dans les cartulaires médiévaux//Les cartulaires. 1993. P. 153-170).

http://pravenc.ru/text/1681195.html

Магометанство вновь становится опасным для христиан в XI в., и притом как на Востоке, так и на Западе. На Востоке магометане приобрели новых прозелитов в лице туркменов, живших около Каспийского и Аральского морей. Туркмены, получившие потом имя турок-сельджуков [ 12 ], вторглись в области Багдадского халифата, подчинили себе мелких властителей Ирана и Месопотамии и начали принимать деятельное участие в делах самого халифата, занимая места приближенных советников и администраторов халифа и составляя его военную силу. Скоро турки-сельджуки перенесли на себя весь интерес истории магометанского мира. Они завоевали почти всю Малую Азию, образовав могущественный султанат со столицей в Иконии, и угрожали самому Константинополю [ 13 ]. Один из крупных эпизодов этой эпохи сосредоточивается на событиях 1071 г., когда султан Альп-Арслан одержал блестящую победу над византийскими войсками при Манпикерте, в Армении, взяв в плен царя Романа Диогена [ 14 ]. Это поражение имело важное значение не для одной Византии, но и для всего христианского мира. Для сельджуков теперь открывался свободный путь к Мраморному морю и Босфору, они могли без особенных затруднений осадить Константинополь. Как бы ни были грубы и дики сельджуки, они и тогда уже понимали, что тот план действий, который впоследствии был осуществлен османскими турками [ 15 ], мог быть испробован и теперь. Что туркам-сельджукам была не чужда мысль о завоевании Константинополя, доказывается нижеследующими фактами. Говоря о состоянии мусульманского мира накануне крестовых походов, нельзя оставлять без внимания европейских сородичей сельджуков, хорошо известных из русской летописи половцев и печенегов, которые в конце XI в. распространились по Южной Руси и, переходя через Дунай, не раз тревожили Византийскую империю. Не далее, как летом 1088 г., печенеги нанесли Алексею Комнину страшное поражение при Дерстре (Силистрия), захватили в плен многих знатных византийцев, а самого императора заставили искать спасения в постыдном бегстве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Бог говорит, что долги должно прощать . Если же кто-то должен, взяв ссуду, то он должен по закону. В этом случае отказ от взыскания законного долга есть послушание Богу. 153 (15). Философу [Гипатии] 1088 Мои дела во всех отношениях плохи, так что мне необходим гидроскоп . Распорядись о нем – он нужен мне медный, литой. Цилиндрическая трубка размером с флейту и той же формы. По длине – насечки, позволяющие определять вес жидкости. С одной стороны эта трубка заткнута конусом соответствующего размера, заткнута так, что трубка и конус имеют одно основание. Таким образом, когда трубка погружается в воду, она сохраняет вертикальное положение, и мы можем сосчитать насечки, которые и укажут вес. 154 (15). Феодору врачу 1090 Скудный рацион – необходимое благо . Другой кто-нибудь мог бы посмеяться над этим, но не ты, поклонник Гиппократа, назвавшего нужду матерью здоровья. 155 (38). Другу 1094 Я нанял корабль людей благородных, путешествующих по морю не благодаря случаю, но благодаря искусству. Капитаны грузовых судов Карпатоса имеют славу разумных мореходов , как в древности феакийцы – пока на их остров не обрушился гнев божества . 156 (112). Троилу 1098 Любовь и похвала у людей вызываются не одним и тем же, да и руководит ими не одна и та же сила души. Влечением и отвращением – сила страстная, похвалой же и осуждением – способность судить, присущий душе логос. Что есть эллинское христианство? (На примере философии Синезия Киренского) Часть вторая Первая часть нашей работы очертила круг проблем, на которые распадается большой вопрос, вынесенный в заглавие. Вторая часть не может сказать ничего принципиально нового, но должна внести в уже сказанное те дополнения и коррективы, которые следуют из анализа более деятельности мыслители, нежели его воззрений; ибо эпистолярное наследие ценнее всего именно тем, что позволяет понять то особенное и личное, что всегда остается за скобками при изложении больших философских учений или мировоззренческих систем. Однако, поскольку мы анализируем взгляды философа не только как самостоятельный феномен, но и в связи с основным вопросом нашей статьи, то для того, чтобы удовлетворительно решить поставленную нами задачу, нам потребуется отступить на шаг назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Постепенно Иерусалим сделался третьим по значению (после Мекки и Медины) религиозным центром всего исламского мира, и мечеть аль-Акса стала рассматриваться как величайшая мусульманская святыня. В большой степени этому способствовало мусульманское предание (сунна) собрание устных рассказов о Мухаммеде (хадисов); сунна сформировалась постепенно и приняла окончательный вид в IX веке. Дело в том, что в Коране имеется краткое упоминание о «ночном путешествии» Мухаммеда; 17-я сура так и называется: «Перенес ночью». В первом стихе этой суры говорится: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (17,1). Первоначально под «отдаленнейшей мечетъю» (аль-Масджид аль-Акса) понимались небеса, куда Мухаммед якобы был вознесен однажды ночью. С конца VII в. складывается традиция рассматривать это путешествие как «ночное путешествие» Мухаммеда в Иерусалим, отличая его от последующего вознесения Мухаммеда на небеса. Согласно преданию, Мухаммед спал около Каабы, когда к нему явился архангел Джибрил (Гавриил) с крылатым конем Бураком. В сопровождении Джибрила Мухаммед отправился на Бураке в Палестину. В Иерусалиме он встретил Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) и руководил их совместной молитвой. Среди мусульманских комментаторов Корана имеется и другое мнение, согласно которому это «ночное путешествие» было только видением, о чем упоминается в той же 17-й суре: «Видение, которое Мы дали тебе узреть, служило только к тому, чтобы испытать людей» (17, 62). Как свидетельствовал в начале ХХ в. авторитетный исламовед А. Е. Крымский, «до сих пор между мусульманами существует разногласие насчет того, считать ли это событие за видение (как указывает Коран), или за путешествие действительное и телесное» . Поэтому вполне понятно, что мусульмане отождествили отдаленнейшую мечеть (аль-Масджид аль-Акса), упоминаемую в Коране, с иерусалимской, которая стала называться аль-Акса. По преданию, именно сюда Мухаммед был якобы чудесным образом перенесен на Бураке перед вознесением (мираджем) на небо. И в XI веке арабский писатель Насир-и-Хосров (ум. в 1088 г.) определил религиозное значение Иерусалима для мусульман следующим образом: «Это место – третий дом Божий. Ученые богословы признают, что каждый намаз, сотворенный в Иерусалиме, равняется 25 тысячам намазов» . Куббат-ас-Сахра (Мечеть «Купол скалы»)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Пергам 1085 , древний Мизийский город, расположенный на правом берегу реки Каика 1086 , на расстоянии 120 стадий от морского берега 1087 . Он находился к северу от Смирны на 12 стадий 1088 . Греческий ритор II века Элий Аристид описывает местоположение ИИергама следующими словами: „Пергам со своим акрополисом высится, как глава соединенных народов и глядит на мелькающие внизу города и цветущие равнины, усеянные селениями“ 1089 . В древности Пергам был главным городом Мизии и даже столицей особого ИИергамскаго царства. По своему богатству и роскоши не уступал знаменитейшим городам Азии 1090 . После бездетного Пергамского царя Аттала 3-го Пергам стал римской провинцией. Роскошь пергамлян, прославившихся крайней изнеженностью, „развратила нравы того века и ввергла Римлян в грязную пропасть, изрытую собственными их пороками“ 1091 . При св. Ап. Иоанне здесь находилось верховное римское судилище, куда должны были являться жители окрестных городов. Сюда доставлялись подати с целого округа 1092 . Здесь чеканилась монета. Через Пергам пролегал и торговый путь западной Азии 1093 . Но особенно Пергам известен был культом Эскулапа (Асклепия), бога врачебного искусства. От города он носил и свое название Pergameus deus 1094 . При древнем и знаменитом храме бога-врача жили целые семьи жрецов и прислужников. Со времени знаменитого Галена здесь образовалось обширное учреждение, напоминающее современные клиники. Это была как бы медицинская Академия. Жрецам Эскулапа было присвоено исключительное право лечить больных. Они исцеляли больных 1095 , предсказывали будущее, открываемое Эскулапом в сновидениях 1096 . Вот почему Эскулап получил название σωτρ Θες σωτρ 1097 . Известный ритор Элий Аристид с безумным восторгом называет Эскулапа Пергамского своим спасителем. Городу Пергаму он дает преимущество перед всеми городами Греции, как жилищу истинного света, просиявшего в Эскулапе 1098 . О Пергаме он вспоминает, как „о выспреннем месте, которое избрал благодетельный бог (Эскулап), переселяясь на твердую землю (с острова Коса) для вящшего распространения своих даров его бесчисленным поклонникам 1099 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

3) Сойтись с Алексеем Никитичем. Пришли мне образа, а в Петровском-Разумовском остались: моя подушка, корзинка с работой и несколько штук белья в среднем комоде, а также желтое тканевое одеяло. Вчера, когда меня везли в Перово, со мной был сильный нервный припадок; после него настала сильная слабость. – Когда я выехала за заставу, 1086 часу, должно быть, в 5-м или 6-м, и забылась от слабости на воздухе, мне шепнуло: «Душу уже потянуло вон». Замечай и не говори ей. Сегодня ночью видела удивительное виденье о часах с кукушкой. Сентября 6. Никита Петрович, Попрошу Вас прислать документы, по которым Вы уплатили моим кредиторам, а также расписку в остающемся за Вами долге. Вы обещали мне пенсию от «Современных известий». Я согласна получать по 50 р(ублей) в месяц, на что также попрошу Вас дать документ на получение мною этой пенсии пожизненно. Вам лучше всех известно, сколько моих трудов и жизни потрачено на «Современные известия». Теперь я прошу дать вперед за три месяца, т(ак) к(ак) намерена на несколько времени уехать из Москвы. Образа и прочие мои вещи пришлите теперь. Марья Сковронская Больно слышать, что я перебрала больше, нежели заслуживала. Во всяком случае тысяча рублей, полученных от Зенкевича, 1087 отдана Вам и Вы обещали ее мне уплатить. Я желала только знать, сколько уже уплочено и сколько остается, т(ак) к(ак) надо купить дров и заплатить по векселю 7 сент(ября), а также выкупить теплые вещи, поэтому я и просила прислать мне 25 р(ублей). Настасья Ив(ановна) передала мне, что Вы желаете, чтобы я проехалась, и я готова была исполнить Ваше желание. Письма мои Вы читаете не тем мягким тоном, каким я обыкновенно говорю. Благодарю Вас за деньги, Никита Петрович; только Вы прислали не 16, а 15 р(ублей). Напрасно Вы предполагаете во мне злобу: ни малейшей – ни против Вас, ни против Души, ни против Экземплярского. Я многое поняла и не сержусь. За Душу молюсь так, как едва ли молится за нее родная мать. Завтра я пробуду в Москве до 5 часов. Хотите со мной и еще с кем-нибудь третьим завтракать у Тестова? 1088 Тогда и поговорите о моей поездке куда угодно и об условиях моего обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Я имел честь получить письмо ваше, от 20 сего марта. Мне больно, что вы приняли так к сердцу дело о декане Рожковском и викарном Сорочинском. Они препятствовали неоднократно смешанным бракам и обнаружили себя в том довольно неприличными письменными показаниями. По этому делу благочинный Червяковский и вице-благочинный Левицкий показали, яко бы Рожковский и Сорочинский говорили, что по этому предмету имели в виду особые распоряжения вашего высокопреосвященства. Консистория Литовская не могла основываться вполне на показаниях своего благочинного и вице-благочинного. Не была также в праве требовать объяснения от не подведомых себе Рожковского и Сорочинского. Следовательно, не могла поступить прямее и даже деликатнее, как спросить Римско-католическую консисторию: было ли со стороны их епархиального начальства какое-либо распоряжение, подобное утверждаемому Рожковским. С отрицательным ответом сей последней консистории, и консистория Литовская оставила без дальнейшего хода это обстоятельство, основанное на голословных показаниях с обеих сторон. Самое существенное дело, о действительном препятствовании Рожковским смешанным бракам, передаётся ныне из моей консистории на рассмотрение Виленской Римско-католической консистории, вместо гражданских присутственных мест. Этими несколькими словами я нашёл нужным успокоить ваше высокопреосвященство и уверить во всегдашнем моём к вам уважении и преданности, с которыми имею честь быть. Литовской консистории от 1 апреля за 1088, с предписанием при окончании каждого курса наук представлять в мае месяце сведения о всех священно и церковно-служительских детях, нуждающихся в казённом содержании в училищах Благочинным поставлено было в обязанность к исходу каждого учебного курса представлять кандидатов, имеющихся в их ведомстве, для поступления в училища и в семинарию на казённое содержание. Сведения сии доставляются весьма неаккуратно и неполно, так что в течение целого курса поступают ко мне просьбы о принятии на казённокоштные места, тогда как сии места замещены уже в начале курса, иногда кандидатами, не вполне нуждающимися в казённом содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010