В этом повествовании, историческом в основе, использован ряд эпических мотивов: перемещение кораблей на колесах по суше (см., напр.: Saxo Gram. Gesta. IX. 4.21. Р. 259; Саксон Грамматик. Т. 1. С. 330; Haralds saga Sigurarsonar, kap. 58// Snorri Sturluson. 1951. Bd. 3. Bls. 139-140; о др. аналогиях см.: Пчелов. 2018. С. 72-75); отказ от отравленного вина (пищи) (см., напр., в исл. «Саге об Эгиле Скаллагримссоне» - Egils saga. Kap. 44); щит на воротах К-поля в знак победы (см. напр.: Óláfs saga Tryggvasonar. Kap. 85// Snorri Sturluson. 1941. Bd. 1. Bls. 333; Рыдзевская. 1978. С. 183); противопоставление качества (цвета, размера) в данном случае тканей, из которых изготовлены паруса для кораблей «руси» и словен флотилии О. (см.: Рыдзевская. 1978. С. 182-183). Устное предание о походе О., изложенное, вероятно, в сильно сокращенном виде (Там же. С. 179), было дополнено летописцем различными по происхождению текстами. Описание в ПВЛ зверств, чинимых войском О. в окрестностях К-поля, частично совпадает с описаниями в НПЛ походов кн. Игоря под 920 г. и О. под 922 г., за исключением упоминания о перекрытии залива Золотой Рог (входа в Боспор, как полагает Кузенков - см.: Кузенков. 2011) и о «затворении» К-поля - эти описания основаны на рассказе о походе кн. Игоря 941 г. в ПВЛ. Греки сравнивают кн. Олега со св. Димитрием Солунским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1088 об.) Греки сравнивают кн. Олега со св. Димитрием Солунским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1088 об.) К тексту Начального свода, видимо, относится сопоставление О. с вмч. Димитрием Солунским (дословно совпадает в ПВЛ и НПЛ), к-рое следует за эпизодом с отравленным вином: «И убояшася греци и рша: «Нсть се Олегъ, но святый Дмитрей, посланъ на ны от бога»». Оно противоречит контексту повествования: вмч. Димитрий считался покровителем Фессалоники и в целом византийцев, помогал им побеждать на поле брани (напр., являлся на белом коне впереди визант. войска и вел его на врагов), тогда как О. выступает не просто противником, но победителем греков. Источник этой фразы неизвестен, но, очевидно, она была включена в летопись не позднее 90-х гг. XI в. и читалась в Начальном своде. По наиболее вероятному предположению И. Чековой, комплиментарная параллель О.- вмч. Димитрий вряд ли может восходить к визант. источнику. Она полагает, что популярность вмч. Димитрия на Руси уже в XI в. и представление о нем как о покровителе рус. воинов могли подсказать составителю Начального свода (или летописцу более раннего времени) ввести в текст эту параллель, к-рая возвеличивала О. в глазах христ. аудитории ( Чекова. 1994. С. 76).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Биография Давида Святославича также полна загадок. В «Повести временных лет» он впервые упоминается под 1095 г.: «Иде Давыд Святославич из Новагорода . Большинство исследователей отмечают, что в «послужном списке» Давида значится княжение в Муроме (1076–1093 гг.), Новгороде (1093–1095 гг.), Смоленске (1095–1097 по решению Любечского съезда князей 1097 г. он – князь Черниговский. Имеются и другие даты княжений Давида сообщению В. Н. Татищева Святослав Ярославич посадил в марте 1073 г. Давида на княжение в Новгород Великий, где он находился до конца 1076 – начала 1077 г., когда его сменил брат Замечу, что в перечне князей Великого Новгорода, читаемого в Новгородской первой летописи младшего извода под 989 г., эти данные отсутствуют. В Тверской, Ермолинской, Львовской и некоторых других летописях записано, что после ухода из Новгорода в Туров в 1088 г. Святополка Изяславича «Новегороде седе Давыд в 1088 г. Давид попытался сесть на княжение в Новгороде, но Всеволод Ярославич посадил там сына Владимира Мономаха . В перечне князей Великого Новгорода отмечено: «Давыд приде к Новгороду княжить; и по двою лету выгнаша По мнению О. М. Рапова, эти события произошли в 1093 г. после смерти великого князя Всеволода Ярославича, «когда Святославичи развили политическую активность и начали добиваться для себя новых территорий»; и княжил Давид в Новгороде до 1095 г., когда, поссорившись с новгородцами, ушел в Смоленск, выгнав оттуда сына Владимира Мономаха В Новгородской первой летописи младшего извода и в Софийской первой летописи под 1095 г. записано: «Иде Святополк и Володимерь на Давыда к Смоленьску и даша Давыду Как считает О. М. Рапов, Святополк Изяславич и Владимир Мономах силой вынудили Давида Святославича вернуться из Смоленска, отобранного у сына Мономаха Изяслава, в Новгород, но новгородцы не захотели повторно принять его, и Давиду пришлось снова вернуться в Смоленск. «Владимир Мономах пожертвовал Смоленском в пользу Давида, однако взамен Смоленской земли он получил Муромскую, куда посадил на княжение сына да еще и Новгород Великий, где сел его старший сын

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

Оно писано при Алексее Комнине, и притом не в первые годы его правления, но не позже 1091 года, всего вероятнее – около 1088 или 1089 года. 2) В эти годы Константину было около 14–15 лет, что вполне согласно с описанием его Физических занятий (ibid., I, с. 4, col. 257: он отличается в искусстве верховой езды, ловко владеет копьем и луком, никому не уступает в смелости на охоте и пр.); что, далее, вполне согласно с его умственными занятиями, имеющими своею целью облагорожение языка, развитие ума, приобретение исторических познаний под руководством многих наставников (ibid. I, 13, col. 265). Среди многих наставников занимает место и Феофилакт, тогда еще не носивший архиепископского сана. Он прямо называет себя учителем Константина и гордится этим званием. Что в это время, то есть, в 1088–1089 годах, Феофилакт не занимал еще архиепископской болгарской кафедры, это не подлежит ни малейшему сомнению, несмотря на довольно, впрочем, странное заглавие сочинения. Феофилакт не только не упоминает ни одним словом ο высоком духовном сане, не только ни слова не говорит ο Болгарии, что составляет постоянную тему его писем, но прямо называет себя жителем столицы, «счастливого» Константинополя (ibid. I, 3,col. 256: οχ ρς γρ τοι και τους τν δνδρων καρπος, ος ντρυμεν ο τς εδαμονος οκτορες πλεως). Этим устраняются как возражения ученого Паги против указаний Дюканжа, так и все другие предположения, между прочим и то, которое высказано в предисловии к русскому переводу Толкования Феофилакта на Евангелие (Благовестник, Ч. I, стр. 7, в приложениях к Правосл. Собеседнику 1855 г.). Второе сочинение Феофилакта, имеющее для нас первостепесную важность и несколько раз приводимое в статье, есть его речь к императору Алексею Комнину. Несмотря на то, что она не имеет даты, мы отнесли ее к 6-му января, к празднику Крещения. Феофилакт говорит в своей речи ο юном сыне Алексея и его супруги Ирины, который уже присутствует при торжестве, «смотрит уже с острым вниманием», но еще представляется «птенцом, ожидающим крыльев».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1983 г., т. 1. Построен в 1070-1088 г.г. на краю крутого берега р. Днепра в восточной части живописного урочища. Первоначально представлял собой шестистолпный крестцово-банный одноверхий храм с очень узкими боковыми навами (меньшими центральной в 2,5 раза). Необычным для древнерусской архитектуры было размещение подбанного квадрата не в третьем, а во втором членении, то есть перемещение центральной бани на одно членение к западу. Фундаменты постройки шириной 2 м сложены из большого ломаного камня на известковом растворе с примесью речного песка, но без привычной для тех времен цементовки. Кладки выложены по характерной для киевской архитектуры системе чередования рядов дикого камня с рядами плоского кирпича-плинфы на известковом растворе с примесью цементовки. Причем ряды выступавших над поверхностью кирпичей чередовались с утопленными рядами, прикрытыми раствором. При княжении Всеволода, возможно, с целью придания сооружению черт придворного храма, к его западной части достроен нартекс с крестиной с правой стороны и башней с винтовой лестницей – с левой. Лестница вела на 2-й этаж нартекса, центральная часть которого была, по-видимому, предназначена для князя. Достройка нартекса стала известна только благодаря основательным исследованиям храма под руководством архитектора Р. Быковой в 1967-1968 г.г. На основании этих исследований установлены также два этапа постройки собора: 1070-1073 и 1080-1088 г.г. Семилетний перерыв был связан с ожесточенными ссорами киевских князей и половецкими нападениями. Стены храма были расчленены лопатками и прорезаны высокими оконными проемами, украшенными фресками. Окна имели дубовые ставни. Храм был перекрыт сводами с внекомарным устройством кровли. На наружных и внутренних поверхностях стен обнаружены выполненные в технике граффити древние надписи, поминальные кресты, фигурные изображения (кипарисовые листья, охотничьи животные – пардусы, которые содержались в княжеских зверинцах, от чего и происходит название близлежащей территории – Зверинец).

http://sobory.ru/article/?object=05591

Закрыть Новая книга Анатолия Ливри Почти рецензия 26.07.2022 1088 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора В 2022 г. в России умопомрачительным тысячным тиражом вышла новая книга Анатолия Ливри «Системный антибелый расизм, или Массовая ликвидация белых народов», позволяющая взглянуть на текущие украинские события с непривычной и неожиданной стороны. Книгу Ливри можно было бы проигнорировать, если бы он был простым европейским публицистом: мало ли что пишут в либеральной Европе? Но Ливри – не просто публицист. Он – серьёзный ученый, эллинист, философ, русскоязычный писатель, доктор филологии Университета Ниццы, лауреат нескольких престижных международных литературных и академических премий (включая Алдановскую). Его книга – хотя и не лишённый известного кокетства, но все-таки блестящий и оригинальный  анализ этнической и расовой ситуации в США и Западной Европе (о чем мало и неохотно пишут предельно общими словами и там, и у нас), где, по мнению автора, и мягкими, и жесткими методами осуществляется настоящий геноцид белого населения. «Я провел беседу с тысячами француженок, – признаётся  Ливри, – детально расспросив их, чувствуют ли они себя защищёнными именно как представительницы белой расы, не боятся ли они рожать детей от белых мужчин? Ответ был неизменным у всех: белые европеянки дрожат за свой завтрашний день и судьбы своих отпрысков. Каждая из проинтервьюированных  мною дам поведала мне о тотальном отсутствии сознания безопасности, о постоянном гнетущем страхе быть убитой именно как белая женщина, о боязни за телесную и психическую целостность своих будущих детей; иногда они доверяли мне неприятие собственного тела, простирающееся до ощущения гадливости к своей белой коже и светлым волосам, – и так вплоть до жажды мимикрировать: скорее утерять эту чреватую гибелью белизну, поспешно смешаться с представителями пришлых для Европы этносов лишь для того, чтобы обеспечить выживание своё, оплатив его половой близостью с небелыми мужчинами, а значит, и спасение своих будущих детей метисацией!».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/26/no...

1088 Τ αλμ, слав. аилам и внизу пояснено: подвои, по евр. – столбы, но отличные от столбов, упоминаемых в 40, 29 и 48 стт. 1089 πωμδες – см. 40, 48. Думают, что эти столбы и ворота отделяли святилище от святого святых. 1090 Т. е. храма; по гр. ατου (т. е. ναου – 1 ст.), по слав. ошибочно их, как будто ворот; надо исправить в его, в рус. син.: в храме. 1091 Αλν – в слав. двор, но по контексту видно, что здесь разумеется уже самый храм: святилище и святое святых. Поэтому и переводим: помещение, сл. αλ означает как двор, так и жилище, помещение, переднюю залу, и т. п. Коссович. Греко-рус. словарь. 262 стр. 1093 Τ μκος τν θυρωμτον (или θυρν). Снося с дальнийшею речью и евр. текстом, толковники видят здесь размер не двери, а всего „святого святых“, разстояние может быть от дверей до стены (срав. 2 ст.). 1094 Вероятно, Ангел и пророк не входили во святое святых, а измерение было сделано из святилища по стене и двери, выходящей сюда из святого святых. Толк. Библ. VI, 477. 1096 Πλευρ ς – слав. страны; сл. πλευρ – 3Цар. 6, 6 означает боковыя комнаты в Соломоновом храме. И здесь толковники видят такия же комнаты, какия пророк (в 40, 7. 10) описывал во внешнем и внутреннем дворе. Толк. Библ. VI, 476. 1100 Стены храма снаружи поднимались, съуживаясь постепенно уступами; в локоть ширины в каждом этаже; на этот локоть, естественно, средний этаж комнат был шире против нижняго, а верхний на него же шире против средняго, и на два локтя против нижняго. Внутри комнат были проходы, которыми можно было подниматься, не выходя на двор, из нижнего этажа в средний и на верхний. 1101 Θραλ­евр. , по слав. видех, очевидно, заключает поправку неясного греч. чтения по евр. тексту и вульгатгв: vidi. 1105 Упомянутое в 6 ст. „разстояние“ или корридор между комнатами и стеною храма тянулось до верха последнего и имело наверху размер шести локтей. 1106 Τ πλοιπα – слав. прочее, современные толковники считают площадкою. Толк. Библ. VI, 480. 1111 Του φωτς – слав. света; думают, что это была особая, наиболее освещенная, площадка в открытом месте, по вульгате, она назначалась для молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Закрыть «Русины испили чашу широкомасштабного, многовекового геноцида» Международный центр «Матица Русинов» обратился к Владимиру Путину с просьбой содействовать образованию на месте западной Украины Карпатской Руси 01.03.2022 1088 Фото: RT «Глубокоуважаемый Владимир Владимирович. Обращаюсь к вам от имени руководителя (с 2014 г.) Русинства. Русины, как никто другой, пострадали от геноцида, начиная от массового австро-венгерского 1914-1918 гг., когда более 120 тысяч русинов были замучены в концлагерях Терезин, Талергоф. Не меньшим гонениям русины подверглись за православную веру. Чего только один Сигет Мараморошский процесс 1914 года, отметившийся гонением русинов за свою веру православную. В 1946 году за одну ночь всех русинов сделали украинцами. Все школы с русинским языком преподавания были переведены на украинский язык преподавания», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ обращении к Президенту России Владимиру Путину , которое подписал председатель МЦ «Матица Русинов» П.И. Гецко. Авторы обращения отметили, что в 2008 году Украина провела массовое антирусинское судилище по криминальному делу N499 о законном требовании русинов реализовать итоги Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, на котором 78% закарпатцев проголосовали за «самоуправляемую территорию, не входящую ни в какие иные территориальные образования». «То, что на Украине началось на майдане в 13-м, для русинов началось в августе 2008 года. Русины испили чашу широкомасштабного, многовекового геноцида и гонений за свою веру, за свой язык, за свою самоидентификацию, за свое волеизъявление на референдуме. В 1996 году Украина приняла Государственный план по решению вопроса украинцев-русинов, а фактически по 10 пунктам государственный план по уничтожению русинов. Но русины живы и твёрдо стоят ногами на своей земле, наделённые правами и титулами, согласно Сен-Жерменскому договору 1919 года. Территорию русинов к югу от Карпат признана 57 государствами мира, включая все страны большой Антанты», - подчёркивается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/ru...

Закрыть Порошенко обманул Европу: на этот раз имитацией 29.06.2015 1088 Время на чтение 4 минуты Президент Украины Петр Порошенко объявил о том, что поправки к Конституции по изменению статуса Донбасса уже внесены в Конституционную комиссию. При этом поправки были согласованы с «представителями» Донбасса. Вслед за этим заявлением последовали опровержения представителей народных республик: мол, мы никого в Киев не посылали и не знаем, с кем вел Киев переговоры и кто же слил Донбасс. Ведь и в правду, порошенковские поправки не предусматривают особого статуса Донбасса или его автономии, как это оговорено в Минских соглашениях. Кто же сливал Донбасс в Киеве? Думаю, что долго искать не надо и вполне можно согласиться с позицией Дениса Пушилина о том, что поправки согласовывались, как прямо сказала Порошенко, с представителями « Донецко й и Луганско й областей», т.е. свои «40 серебренников» получили представители администраций Донбасса, подконтрольных киевской хунте. Да тот же Геннадий Москаль, числящийся главой бежавшей за танки «Правого сектора» Луганской ОГА. Ну а что? Согласно решению самого Порошенко он и представляет Донбасс, в то время как в отношении лидеров ДНР и ЛНР украинский лидер обещал возбудить уголовное дело, несмотря на соглашения в Минске. Однако, чтобы как-то оправдать себя перед Европой, Порошенко занимается имитацией децентрализации, при Ющенко этим безуспешным трудом занимался Безсмертный, а ныне это роль Гройсмана. Предлагаются модели громад, введения должностей префектов и попытки реализации закона о местном самоуправлении. Но эффекта будет ноль, о каком-то самоуправлении или автономии на Украине говорить не приходится. Но на этом украинский лидер не останавливается. «Правительство в изгнании» - орган, власти как таковой власти не имеющий. Его, в последнее время, более чем полюбил Петр Порошенко, на протяжении уже более года на Украине успешно демонстрирующий имитацию контроля над уже давно не украинскими территориями. Созданной Государственной службе по делам Крыма и Севастополя лишь по прошествии года изысканий был подобран руководитель - заместитель главы меджлиса крымских татар Аслан Омер Кырымлы. Он же ранее руководил департаментом по делам Крыма и Севастополя в Кабинете министров Украины. Функционал данных органов ни экспертам, ни самим чиновникам до сих пор не понятен. Политолог Сергей Костинский был назначен советником по делам Крыма у министра информационной политики Украины. В Верховной Раде также раздаются слова о создании специальной комиссии по Крыму. Головы парламентариев и украинских национал-общественников все никак не покинет мысль о создании всех альтернативных органов власти в Крыму, пусть даже на бесплатной основе.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть «Откуда пошла Руская Земля». И кому это интересно Размышления над книгой П.П. Толочко 24.02.2017 1088 Время на чтение 27 минут Душа моя, меня тошнит с досады - на что ни взгляну, всё такая гадость, такая подлость, такая глупость - долго ли этому быть? начало 1824 г., г. Одесса Особенности украинской национальной презентации Подлинным «бестселлером», настоящей «книгой года» и даже взабыльно «хитом общественного интереса» стало изданное в минувшем, 2016-ом, произведение П.П. Толочко «Откуда пошла Руская земля». При всём при том, что тираж издания составил всего лишь одну тысячу экземпляров, что как бы в принципе исключает попадание его в «список наиболее продаваемых». Но что поделать: такие нынче «особенности украинских национальных бестселлеров»... И то же время даже такого мизерного «наклада» (так принято теперь называть на Украине тираж) - никак не соответствующего ни статусу автора, ни действительной потребности общества в этой книге, совершенно справедливо называемой в адекватных комментариях «очень полезной и честной» - оказалось вполне достаточно для того, чтобы информация о ней заполонила печатные СМИ и пронизала всё пространство интернета. О какой книге говорили и писали больше в минувшем году? Явно ни о какой. Значит, бестселлер. Воздадим, однако, должное: главными пиарщиками новоизданной книги выступили, как ни странно, украинские националисты. Тихой сапой пробравшись на её презентацию в Российском центре науки и культуры в Киеве, они, перед лицом приглашённых на данное мероприятие известных ученых, деятелей культуры, представителей общественности, писателей и журналистов учинили в помещении настоящий погром, весть о чём сходу распространилась в медийном пространстве. Узнав об этом, к автору книги группами и поодиночке потянулось множество и «акул пера», и «шакалов клавиатуры», которые действительно задали такую славу новому произведению П.П. Толочко, какой удостаивалась мало какая прежняя его работа. Не в лоб, так по лбу, не мытьём, так катаньем, но труд историка замолчать не удалось. Обеспеченный такой вот своеобразной рекламой, он пришёл к читателю. Книга мигом стала библиографической редкостью. Вывод ясен: не «благодаря», так «вопреки», но правда всегда пробьёт себе путь; вот в чём, прежде всего, убеждает эта дико неприглядная история.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/26/...

Закрыть «Но нам нужен с вами рывок…» Кто не даёт состояться рывку? 01.06.2021 1088 Время на чтение 25 минут Источник: ИА REGNUM « Белоусов окончательно убедил президента, что нужно в разы увеличивать государственные инвестиции», — чуть ли не шёпотом рассказывают приобщённые к кремлёвским тайнам люди. И это, вне всяких сомнений, просто замечательно. Коварному «либеральному блоку» «патриотами-государственниками» будет нанесен окончательный удар. Госкапитализм теперь точно победит!.. Плохо другое — то, что никакого увеличения инвестиций по факту не будет. Как их не произошло в результате и предыдущей инициативы уважаемого Андрея Рэмовича с нацпроектами. Поскольку точно так же, как не было, так и не будет какой-либо рецепции, принятия щедро распределяемых денег для наращивания продуктивной деятельности. Нет самих реципиентов инвестиций под развертывание новой деятельности, не создано никакого субъекта созидания, и в итоге по-прежнему будет доминировать лишь московская «ярмарка невест». Поэтому вместо бума инвестиций будут чисто счетоводческое действие и отчеты о выделении колоссальных средств с отсутствием каких-либо достоверных позитивных последствий для страны. Дело ведь совсем не в инвестициях, выделенных бюджетных деньгах и не в их количестве. Дело в семилетнем отсутствии усилий по организации новой практики развития страны на основе гениального видения Путина про рывок. Напомним, что за последние семь лет президент десятки раз прямо призывал к рывку — краткая история высказываний президента про рывок прилагается к докладу. В частности, президент поставил задачу организации в стране рывка и прорыва в будущее, подытоживая 5 июля 2017 года очередное заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам: «У нас всё есть и так… Но нам нужен с вами рывок — вот что нужно, и нужно это обеспечить». Послушайте по ссылке ниже проникновенное размышление президента про рывок — всего две минуты: www.youtube.com/watch?v=ZpfZ0PNewts Но все семь лет организовать рывок никак не получается. За эти семь лет элитами совсем не проработана идеология и онтология рывка — его идейное содержание, структура и энергетика. Ведь рывок — это не деньги и не инвестиции. Рывок — это другая атмосфера, общественное умонастроение личностей, коллективов, организаций, сообществ, готовых осуществлять рывок, и сама твёрдая убежденность коллективов, что рывок России возможен. Но этого умонастроения нет, и оно пока что даже не планируется.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/01/no_nam...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010