Устройство молитвенных домов у хлыстов и скопцов имеет некоторые особенности как с наружной, так и с внутренней стороны 1080 . Обыкновенно, дом, специально предназначенный для богослужебных собраний, устраивается или посреди двора и в таком случае около него нередко можно встретить нечто в роде „тайника“, куда можно было бы спастись в случае опасности 1081 , или же где либо в огороде, напр., около гумна 1082 ; или, наконец, в глубине сада 1083 . Окна такого дома почти постоянно закрыты ставнями, так что посторонние лица, сколько бы раз они ни проходили мимо него, никогда не могут проникнуть своим глазом во внутренность 1084 . При совершении богомолений дом этот бывает обставлен строгим караулом 1085 , который некоторые хлысты наивно объясняют изречением Спасителя, заповедавшего творить добрые дела так, чтобы „левая не ведала, что творит правая рука“ 1086 . Внутренность молитвенного дома хлыстов и скопцов поражает первого посетителя его крайнею своею пустотою: весьма обширная комната, вмещающая в себе от 50 до 100 человек и более, при том так, что последние свободно могут предаваться своим религиозным пляскам, заключает в себе несколько лавочек, одиноко стоящих вдоль стен. Другой мебели „в сионской горнице“ не полагается, кроме единственного стола посреди комнаты или в переднем углу ее, на котором всегда находятся крест и евангелие 1087 . Впрочем, в некоторых особенно богатых и многолюдных кораблях кроме этой мебели находятся еще кресла, стоящие в углах, на которых восседают кормщик, кормщица и другие влиятельные лица. Так было, напр., в корабле Милютина в Алатыре 1088 . Молитвенная комната у скопцов всегда или, по крайней мере, в большинстве случаев разделяется перегородкою на две половины: мужскую и женскую 1089 ; у хлыстов, напротив, такой перегородки не существует, так как у них и мущины и женщины радеют вместе 1090 . Пол комнаты обыкновенно содержится в чистоте, нередко даже он устилается холстом 1091 . В потолке комнаты иногда устраивают окно, которое в некоторых случаях служит для вентиляции, в других же – удобною лазейкою на чердак, если бы грозила опасность собранию со стороны местных властей 1092 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

1086 Или же, исправляя две службы, могли служить для сей цели диптихи, в которых стоило только против имен святых поставить месяцы и числа их ежегодного празднования. 1087 Слово δπτυχος или δπτυχον сложено из двух слов: δς – дважды и πτυχ (от πτσσω) – дощечка, дощечка для письма, и значит буквально: двудощечье, двойня. Диптихи состояли из двух деревянных, металлических или из слоновой кости дощечек, которые по одной из своих длинных сторон соединялись между собой колечками или шарнирами, которых внешние стороны украшались резьбой и которых внутренние стороны, делавшиеся гладкими, натирались воском, с тем, чтобы писать на них. Если мало было для письма двух дощечек, то между ними вставляли пергаменные листки, и тогда диптихи, смотря по количеству вставленных листков, при точнейшем обозначении назывались триптихами, тетраптихами, пентаптихами и т. д., при неточнейшем обозначении сохраняя тоже название диптихов. Диптихи консульские, о которых приходится встречать неправильные речи, были не вообще диптихи, а вид диптихов. Консулы и другие сановники у Римлян при вступлении в должность имели обыкновение посылать своим знакомым в подарок и раздавать народу диптихи, украшенные их изображениями, под которыми были вырезаны их имена (знакомым – более или менее дорогие, а народу – более или менее дешевые): это и были консульские диптихи. 1088 Содержание диптихов составляли; имена святых (всех каждой епархии), имена умерших и имена живых. Имена умерших и живых разделялись на два класса: на вписанные в диптихи навсегда, – для вечного поминовения умерших и для пожизненного поминовения живых, и на переменявшиеся каждую службу или вообще по службам. Первый класс имен составляли: имена епископов и из мирян имена людей, получивших почему-либо право на вечное или на пожизненное поминовение; второй класс имен составляли имена людей, которые делали «приношение» на известную службу или которые вообще заказывали поминать себя и своих родных за известными службами. – Запись в диптихах имен умерших епископов, смотря по различию кафедр, была различная: в диптихах епископий записаны были имена всех епископов кафедры, всех митрополитов той митрополии, которой была подведома епископия и всех патриархов, которым подведома была митрополия; в диптихах митрополий – имена всех митрополитов и патриархов; в диптихах патриархий – имена патриархов всех патриархий (а Юстиниан повелел еще внести первые четыре вселенские собора).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как и тот, он стремился достичь этого теми же средствами. Отсюда его законодательная деятельность имеет то же направление, что и Константина: с одной стороны, он покровительствует церкви, с другой – теснит язычество. Он значительно расширяет иммунитет духовенства 1075 , причем устанавливает exemptio епископов от светского суда 1076 . Смертной казнью он угрожает похитителям женщин и посвященных Богу дев 1077 . Вместе с тем он воспрещает язычникам приобретение рабов христианского исповедания 1078 . Если в данном отношении он уступал в продуктивности своему отцу, то он значительно превзошел Константина в проведении борьбы против язычества 1079 , девизом которой являются его слова: cesset superstitio, sacrificiorum aboleatur insania 1080 . Языческие храмы закрываются. Жертвоприношения воспрещаются под страхом смерти 1081 . Когда Констанций посетил Рим, то он несмотря на все свое уважение к учреждениям древнего города 1082 приказал удалить из сената алтарь победы 1083 . Возлагая на ступени трона свое исполненное дикого фанатизма сочинение de errore profanarum religionum, Фирмик Матерн 1084 знал, чего оно может достигнуть. Несмотря однако на это, язычество существовало не только как религия и жреческое учреждение, но даже продолжало находиться под покровительством императора 1085 , все еще сохранявшего достоинство и титул Pontifex Maximus 1086 . В сравнении с эпохой Константина положение таким образом принципиально не изменилось. Только язычество в большей мере было стеснено, а христианство соответственно усилено. Одновременно с этим увеличиваются репрессии государства к христианам. Важнейшая из них – запрещение под страхом смертной казни брака между христианами и иудеями 1087 . Церковная политика Констанция есть последовательное проведение политики, которую начал Константин Великий в последние годы своей жизни, когда он убедился, что предложенное им в Никее учение не соответствует духу восточной церкви 1088 . Как искренний христианин и как практический политик, Констанций хотел единства церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1087 . В других случаях св. Амвросий прямо утверждает, что причиной падения первого человека, независимо от искушения со вне, со стороны диавола, была именно плоть, хотения плоти, которая свергает господство духа и сама становится на его место. 1088 Этот взгляд св. Амвросий проводит иногда столь решительно, что плоть у него (как и в Писании) является синонимом грешника, а душа – праведника. 1089 Нельзя при этом не отметить того, что св. отец отрицательно относиться не только к хотениям тела и его вожделениям, но, подобно Филону, и к самой телесности и вообще материальности. Совершенная душа, по его словам, отрицается материи, уклоняется и отвергается всего неумеренного, неустойчивого и злобного, не видит и не приближается к тленности земной скверны, она divina intendit, terrenam autem materiem fugit. 1090 Однако, весьма часто тот и другой взгляд на происхождение греха у св. Амвросия сливаются вместе, и он виновниками падения считает одинаково как душу, так и тело, а вернее, неразумную душу, которая, с одной стороны, имеет своей составной частью тело, а с другой, – сама является частью души. «Тело (само по себе) невинно, но оно по большей части является пособником греха». 1091 «Аффекты, а не плоть, источник греха, плоть ведь только служительница воли». 1092 C другой стороны, душа по природе прекрасна (aniia secundum sui naturam optima esm) u moльko из-за своей неразумной части она прилепляется плоти, склоняется к удовольствиям тела и становится причастной порче. 1093 Таким образом, причиной падения первого человека была его неразумная душа или чувственность 1094 : если бы человек не был прельщён чувством, он никогда бы не лишился «бессмертия добродетели» (virtutis immortalitas). 1095 Но подстрекает человека к преступлению не само чувство, а то, что не даёт возможности чувствам оставаться спокойными – страсть 1096 и, ближе всего, алчность (avaritia 1097 ), матерью которой является роскошь (чрезмерность) (luxuria 1098 ) или невоздержность (intemperantia), которая, собственно, и зажигает страсть. 1099 В Еве эта intemperantia или concupiscentia (вожделение) 1100 была направлена на пищу 1101  и связывалась непосредственно с тем телесным услаждением, 1102 с тем delectatio (наслаждение), которое, собственно, и есть начало всякого греха 1103  и которое непосредственно за собой ведёт самоудовлетворение (gratulatio 1104 ). Отсюда св. Амвросий, вслед за Филоном, и говорит, что началом греха является delectatio (змей), 1105 которое воздействует на sensus (жену), а последнее передаёт mens (мужу) ту страсть, которая в нём зародилась. «Итак, – продолжает св. отец, – delectatio есть первое начало греха, и потому не удивляйся, что по божественному суду сначала наказывается змей, потом – жена, наконец – муж». 1106

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Очевидно, на него нисколько не подействовали Каппадокийские Отцы, приложившие столько стараний для выяснения терминологических вопросов. Севир хочет слушать одного свт. Кирилла Александрийского и руководствоваться его христологией и терминологией, которые, как известно, не отличались точностью и определенностью. Однако если уже Кириллу не прошла даром его терминологическая невыдержанность, тем более она не могла пройти даром во времена Севира, когда христологический спор вступил в фазу строго логических построений и определений. В результате Севир попал со своей христологией в совершенно запутанное положение. С одной стороны, Севир ничего не имеет против дифизитства и, стало быть, не должен иметь ничего и против Халкидонского определения. В тех извлечениях из сочинений Севира, которые мы находим у Леонтия 1084 , легко заметить признание Севиром двух природ во Христе, если не существенно соединенных между собой, то по крайней мере θεωρα μνη «только в умственном созерцании», πνοια μνη «только в мышлении» 1085 , и при этом сохраняющих в своем соединении свое различие 1086 . У Севира легко найти даже признание термина νοσις καθ πστασν «соединение по ипостаси» 1087 , который нашим автором почитается за наилучшее выражение соединения природ во Христе. У Севира же можно видеть и употребление таких совершенно православных выражений, как: ες Χρστος ν τ συνθσει «один Христос в соединении», ξ μφον ες Χρστος «один Христос из обоих», Χρστος φσει Θες και νθρωπος «Христос по природе Бог и человек» 1088 и других. Севир учил и о том, что Христос страдал в Своей человеческой природе, а не в Своей Божественной, и что никакая из двух природ не уменьшилась в соединении, что человечество Христа не потерпело ни поглощения, ни смешения, что одна природа есть образ раба, а другая – Божественная и принадлежит Господу 1089 , словом, учил во всем согласно с мудрейшим Кириллом ( ς κατ σοφτατον Κριλλον) 1090 . С другой же стороны, Севир настаивает на таких положениях «Считать две природы во Христе достойно всякого осуждения, хотя это и говорится многими из Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

2379 Сопоставляя эти свидетельства, находим, что под скифами у Анны Комнины разумеются печенеги, под савроматами – половцы, а под дакийским ополчением по мнению одних – валахи, 2380 по мнению других – угры. 2381 Необъятные полчища смешанных кочевников в 1088 году разбили императора Алексея Комнина под Дристрой и опустошили Болгарию. 2382 Нелишне прибавить, что самый способ выражения в приведенном месте жития близко напоминает собою обычные сетования Феофилакта по поводу внешних и внутренних междоусобий, раздиравших в его время Болгарию. «Извне сражения, писал он, напр., епископу Видина, 2383 внутри ужасы и нигде помощника и союзника. Враги завывают и поднимают голову и полагают трупы рабов в добычу пернатым (ср. «руки безбожников мертвые тела новых чад твоих выбросили на съедение птицам небесным» в житии), разливают кровь вокруг нашей столицы и нет погребающего». Очевидно, одно из таких сетований мы находим и в житии Климента. ском отношении должны быть признаны весьма надежными. Но обработка, которой подверглись они под пером Феофилакта, оказывается в высшей степени искусственной, тенденциозной и самовольной. Искусственность обработки выразилась в том, что в житие внесены все особенности византийской житийной литературы. Витиеватое введение и заключение, масса изречений св. Писания, уподобления, целые полемические трактаты, пространные речи исторических лиц, молитвы, риторические прикрасы событий – все эти мало оригинальные подробности, составляющие в общей сложности более половины содержания жития, лишены действительного исторического значения. Тенденциозность сказалась в том, что автор, увлекшись полемикой с латинским догматом об исхождении св. Духа и от Сына, к этому вопросу свел всю борьбу учеников Мефодия с немецким духовенством, а вопрос о богослужебном употреблении ц.-славянского языка, игравший в этой борьбе огромную роль, оставил без внимания. Самовольность автора выразилась в слишком беглом, сокращающем пересказе паннонских житий; поэтому история Кирилла и Мефодия в изложении жития лишена серьезного исторического значения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, ссылка Монтэ не только не доказывает справедливости его мнения, а говорит о совершенно противном. А так как это единственное серьезное основание, какое выдвигается для доказательства «симпатии» мучеников к монтанизму (остальные авторы по большей части ссылаются на мало значащий вообще и совсем неопределенный здесь, в частности, «общий тон» отрывка), 1085 то при наличии положительных примеров, где выясняется противоположность взглядов мучеников и монтанистов, мы имеем право сказать, что отзыв Евсевия о послании галльских христиан, как «православнейшем» по содержанию, соответствует действительности. Судя по посланию, ни о каких монтанистических тенденциях исповедников не может быть и речи. Наоборот, всё говорит об их отрицательном отношении к новому движению. Что же касается отрывка из письма мучеников в Рим, 1086 то в нем при всем желании нельзя отыскать ни монтанистических, ни анти-монтанистических тенденций. Но в таком случае, значит, и единомышленный с мучениками Ириней также держался отрицательных взглядов на монтанизм в это время. В его отношениях к последнему не произошло, таким образом, никакой перемены в период между 177 и 185 гг. А тогда, следовательно, ни он сам, ни посылавшие его в Рим не могли «ходатайствовать» 1087 за монтанистов перед папой или тем более выражать в письме свою «симпатию» 1088 и тождество взглядов с представителями нового движения. Их «суд» о последних был вполне православный, т. е. отрицательный. 1089 Теперь легче будет понять и смысл темного самого по себе выражения Евсевия, что мученики писали послания во Фригию и Рим, «заботясь о мире Церквей ( τς τν κκλησιν ερνης νεκα πρεσβε τες)». 1090 Несомненно, на основании его нельзя говорить о монтанистических тенденциях авторов письма. Но в. таком случае, очевидно, что оно имело отношение не к их принципиальным взглядам, а касалось практических мероприятий, какие они рекомендовали папе. 1091 К сожалению, решить точно, в чем состояли и чего касались последние, нет данных. Можно высказать лишь более или менее вероятные предположения, хотя, разумеется, в общих чертах. А здесь представляются две возможности: мученики могли рекомендовать папе применить по отношению к малоазийским монтанистам: или а) строгие меры, или Ь) мягкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В решениях Кассационного Департамента Сената признавалось, что имущество умершего вотчинника смешивается с имуществом наследника, поэтому кредиторы того и другого имеют одинаковое право на удовлетворение: кредиторы первого не имеют предпочтительного права на удовлетворение из наследственного имущества (ср. реш. 1879 г., N 85; 1880 г., N 23); но в реш. 1886 г., N 63, на основании исторического исследования ст. 1104 и 1259 Зак. Гражд., из коих в первой определяется состав наследства, а в последней устанавливается ответственность наследников, Сенат пришел к тому, в существе вполне справедливому, толкованию, что кредиторы умершего вотчинника имеют преимущественное пред кредиторами наследника право на удовлетворение из наследственного имущества, а если часть его наследниками заложена или отчуждена, то из оставшихся частей, причем они обязаны удостоверить, что указанное ими имущество досталось ответчикам от умершего вотчинника, их должника. Ответственность в долгах основывается на наследстве, а не на праве представления. Различая одно от другого, закон (1262) подтверждает, что дети не обязаны платить долги за родителей, если по смерти их никакого имения в наследство не получили, хотя по праву представления и досталось им потом наследство от дедов и других родственников (ср. Касс. реш. 1870 г., N 1114; 1879 г., N 342, 392). От общей ответственности в долгах и обязательствах не изъемлются казна и прочие ведомства, наследующие по выморочному праву (1263). Об ответственности наследников умершего вотчинника по казенным начетам см. т. VII. ч 2, Общ. Счетн. Уст., ст. 335, прим., прил. ст. 6, прим. О правах и ответственности по искам в процессуальном отношении см. Зак. Суд. Гражд., ст. 30, 31. Уст. Гражд. Судопр. ст. 457, 458. Об ответственности наследников после командира по случаю сдачи полка. Свод. Военн. Пост., ч. 3 кн. I, ст. 358. А) Некоторые из имуществ, достающихся наследникам в лице умершего, освобождаются от падающих на него взысканий (benefic. compemenmiae). Таковы, напр., пенсии, назначаемые вдовам и детям умершего: из вдовьей пенсии берется лишь третья часть на пополнение казенного взыскания, а из детской ничего не берется. Т. III Уст. пенсион. ст. 232, 233; Пол. Взыск. Гражд. ст. 394. Уст. Гражд. Суд., ст. 1088. На пополнение начетов и взысканий казенных и частных из эмеритальных пенсий, следующих семейству должника, или единовременных пособий, удерживается половина. Свод. Военн. Пост. ч. II, кн. I, 2271 ст., примеч. 3 по V Прод. На заповедные имения и на доходы с них не обращаются личные взыскания, падающие на умершего владельца. Зак. Гражд. 492 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Адовы 1078 же болезни окрест обьидоша, смерти вечныя сети нозе соплетоша. Сими четырми скорбми то нам возвещает 1079 , яко умирающым сих 1080 всяка 1081 стужает 1082 . Первая знаменает болезнь належащу, душу из тела, тело ко гробу гонящу Вторая – яко в той час вси греси приходят на память и лютое смятение родят. Адовы же болезни то нам знаменают, яко муки вечныя тогда устрашают. Сети паки смертныя суть искушения, демоны творимая 1083 ради прелщения, В то бо время наипаче демон искушает. последнее бо время тое быти знает. Сия чтущий 1084 , ко смерти 1085 добре готовися, на лукава демона Тайны утвердися Покаянием чистым, причастием Тела и Крове Христа Бога, да тя деют смела. И елеем 1086 священным тщися мазан быти, тако 1087 готова демон не может вредити. Скорбь и благоденствие Праведником днесь 1088 скорби, беды, гонения нужду имут велику многа терпения. Грешницы 1089 же богатствы, честми отбилуют 1090 , вся им ко веселию в мире прислугуют. Но елма время сие мира отщетится. тогда коло щастия онех превратится, Ибо грешником скорби, печали и муки будут, елма приидут во демонски руки. Праведником же слава, честь и веселие в небесной будет стране со миром велие. Обема 1091 же во веки сия приключатся. злых злая и 1092 благая благих не скончатся. Не завиди убо днесь грешных 1093 благоденству 1094 , имей очи 1095 к праведных вечному блаженству. Кратко есть зло и благо, еже ся кончает, то долго, еже конца никогда познает 1096 Скорпий Скорпий единадесять 1097 купно чад раждает, десятицу же снед их. ед но 1098 оставляет 1099 . Да вид рода из мира их не истребится. ядом же их не лише род наш повредится. Скотонравие Отнеле 1100 же человек скотом приложися, в различных нравы зверей 1101 весь род развратися. Неции ядовита, яко змии. быша. ближния своя ядом аспидим губиша. Инии. яко тигри. люте сверепеша 1102 , друзии лвом подобну жестоту имеша. Неции. яко волцы 1103 овцохищни, бяху. инии, яко пави, гордостне хождаху. Неции. яко жребцы 1104 стаднии. блудиша. инии. яко вепри, в блате ся грузиша 1105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

При своем богатстве, они успели удачно выйти из затруднения, были выпущены на свободу и оставлены только в подозрении. В течение десяти лет после того не принималось никаких мер против сектантов и они, пользуясь полною свободою, распространяли свое лжеучение. В 1863 году сектанты были, как сказано, вновь обнаружены и на этот раз преданы уголовному суду харьковской Судебной Палаты. 13 августа 1865 года два главаря поповских скопцов были сосланы в Сибирь, а прочие были освобождены, с оставлением в подозрении 1088 . Дознание, произведенное Палатою, дало обильный материал для знакомства с сущностью лжеучения и устройства скопческого сектантского общества 1089 . Что касается шалапутской секты, то она существовала преимущественно в Купянском и Волчанском уездах харьковской губернии. Сущность этой загадочной секты трудно определить, по скудости и главное по неопределенности имеющегося у нас под руками материала. Сами харьковские священники и миссионеры, имевшие дело с этою сектою, отказывались в точности определить сущность учения шалапутской секты. Некоторые из них шалапутство отождествляли с скопчеством и называли его даже этим последним именем. Поэтому, можно, кажется, предполагать, что шалапутство, существовавшее в Харьковской епархии в шестидесятых годах XIX столетия, представляло только местную ветвь хлыстовско-скопческой секты. В пользу этого предположения говорят, по-видимому, и документальные данные. Напр., священник слободы Тополей Купянского уезда Александр Онисимов 10 января 1864 года доносил своему благочинному, что в его приходе замечены им шалапуты. Они сходны с Тамбовскими хлыстами: не едят мяса, не пьют вина, воздерживаются от супружеских сношений, имеют безобразные изможденные лица и отличаются наружным благочестием 1090 . По донесению миссионера священника Севериана Сулимы от 26 августа 1864 года, в хуторе Амбарном, Козинской волости, Волчанского уезда открыто жили сектанты-шалапуты. Они не кушали мяса, не носили серег и монист, не пили водки, гнушались браком, чуждались всех тех, кто не исполнял этого, ни за что и ни к кому не ходили кумовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010