ИНОЕ. «Открывается бо, – говорит [Павел], – гнвъ Божій съ небесе на всякое нечестіе и неправду человковъ, содержащихъ истину въ неправд, зане разумное Божіе яв есть въ нихъ, Богъ бо явилъ есть имъ. Невидимая бо Его, от созданія міра твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и божество (θειτης)» 1084 . Итак, если из великих дел (μεγαλουργας) в творениях соответствующим образом видится божественность Совершившего их ( το μεγαλουργσαντος θειτης), то Сын не будет входить в число сотворенных. А поскольку Он, опять же, есть Творец всех [сущих], то Его, конечно же, и божественность видится через [рассматривание] сотворенных; как же тогда творением или созданием будет Тот, Кого природа сотворенных самим фактом [своего] сотворения показывает сущим по природе Богом? ИНОЕ. О тех, кто из творений способен соответствующим образом усматривать божественность Создателя, блаженный Павел говорит, яко быти имъ безотвтнымъ, занеже разумете Бога, не яко Бога прославиша или благодариша 1085 . Следовательно, если видящие Создателя твари познают Бога, а Словомъ Господнимъ небеса утвердишася 1086 , то, значит, Бог, а не творение, Сын, призвавший всё в бытие, Коего отказываясь прославлять, те, о ком у нас речь, пребывают безответными. Славословие же причитается и приличествует одному лишь Богу, а сотворенной природе не подобает, чему и учит нас Спаситель, говоря Своим ученикам: «Да просвтится свтъ вашъ предъ человки, яко да видятъ ваша добрая дла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесхъ» 1087 . Ибо не к ученикам Он счел нужным отнести славу за то, чем они славны, а к Богу, Которому она по долгу причитается. Если же Христу подобает быть прославляемым, как это показано и как говорит свидетель истины, то как же не Богом будет Тот, Кто облечен подобающей Богу славою? ИНОЕ. Блаженный Павел говорит, что преданы въ неискусенъ умъ 1088 и въ страсти безчестія 1089 те, кто премниша истину Божію во лжу и почтоша и послужиша твари паче Творца, Иже есть благословенъ во вки. Аминь 1090 . Итак, если премняетъ истину во лжу тот, кто служитъ твари паче Творца, то, конечно же, хранит истину тот, кто так не делает, но, в противоположность прельщающимся, служит Творцу и Создателю. Творец же и Создатель – Сын, и Ему мы служим как Богу всех. Ибо мы уже не прельщаемся, премняюще истину. Следовательно, не творение Тот, Кто, в противоположность творениям, вместе с Отцом мыслится как Творец, Сый благословенъ во вки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Из литературных трудов преп. Нестора мы знаем: 1) Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба, 2) Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского и 3) Летопись. Главнейший труд – Житие Феодосия Печерского , составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает очень видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит, о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковно-славянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того «добрословия» и «плетения словес», которыми так изобилуют позднейшие (северорусские) жития. Древнейший список Жития Феодосия дошел до нас в так называемом Успенском Сборнике XII в. По этой рукописи, хранящейся теперь в Московск. Синод. библ., Житие издавалось три раза: Бодянским («Чтения в Общ. ист. и др. р.» 1858, III). А. Подовым («Чтения в Общ. ист. и др. р.» 1879, I) и A. А. Шахматовым и ?. А. Лавровым («Чтения в Общ. ист. и др. р.» 1899 г. и отд.: Сборник XII в. Моск. Успенск. Собора. Вып. I). Раньше Жития преп. Феодория Печерского Нестором составлено (вскоре после 1079 г.) Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба, стоящее совершенно независимо от других апологических памятников, посвященных свв. Борису и Глебу. В историко-литературном отношении Чтение стоит ниже Жития: в нем больше общих мест и таких подробностей, которые не имеют прямого отношения к делу, больше бесцветности и шаблонности в характеристиках; заметно пренебрежительное отношение к собственным именам и хронологическим датам, как не прибавляющим назидания; отсутствие в содержании историко-бытового материала. Указанные недостатки объясняются отчасти авторскою неопытностью начинающего Нестора, а отчасти тем, что самый предмет второго сочинения был гораздо интереснее и ближе нашему автору, как иноку Печерского монастыря, чем предмет первого. Древнейший список Несторова Чтения о Борисе и Глебе относится к первой половине XIV в.: это – так называемый Сильвестровский Сборник Московской Типографской библиотеки. По этому списку Чтение издано три раза: Бодянским («Чтения в Общ. ист. и др. рос.» 1859, I), Срезневский («Сказания о свв. Борисе и Глебе». Спб. 1860) и Абрамовичем (в «Памятниках древнерусской литературы». Вып. 2-й). Большою известностью Чтение не пользовалось, как можно видеть из того, что оно дошло до нас в сравнительно ограниченном количестве списков и не повлияло на другие аналогичные памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Аз есмь Господь Бог твой, благоугождай предо Мною и буди непорочен ( Быт.17:1 ). Такова воля Божия о человеке. Кн. Мстислав Владимирович, названный великим, твёрдо знал и выполнял волю Божию о человеке, и он поставлен в числе святых ещё в прологе XIII века 194 . В 1088 г. сын Владимира Мономаха , в крещении Феодор, будучи 12 лет, отправлен дедом княжить в Новгород 195 . На 19 году он уже является образцом мужества и великодушия христианского. Олег, князь Черниговский, убил брата его Изяслава, захватил Ростов и Суздаль, принадлежавшие Мстиславу. Мстислав, не желая лить кровь, послал сказать Олегу: «ты убил брата моего, но на войне гибнут цари и вельможные люди; будь же доволен наследственным городом (Рязанью); в таком случае я упрошу отца моего помириться с тобою». Олег не хотел слушать предложений любви и собрался взять Новгород. Мстислав дал сражение (1096 г.), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муром. Мстислав снова предложил мир Олегу и желал для себя только возвращения пленных; он убедительно просил отца простить Олега, и отец согласился, сознавшись, что сын пристыдил своим великодушием отца 196 . Олег притворно согласился на мир. Мстислав распустил войска свои и в празднование вел. муч. Феодору, в субботу первой недели поста, приобщись св. Таин, спокойно сидел за обедом в Суздали, как гонцы принесли ему весть, что дядя Олег стоит на Клязьме с войском. Мстислав в одни сутки собрал дружины – Новгородскую, Ростовскую, Белозерскую и готов был к битве за городским валом. Через 4 дня поспел к нему брат с войском. Началось жаркое и упорное сражение; мужество Мстислава склонило победу на его сторону: Олег бежал и, оставив Муром брату, скрылся в Рязани. Мстислав и в счастии остался христианином. Он не хотел брать ни Мурома, ни Рязани, и только удовольствовался свободою пленников. – Олег в отчаянии бегал, не зная, где приклонить голову. Блаженный Мстислав послал сказать ему: «Святополк и Владимир, – о себе не говорил, – не лишат тебя земли Русской, – я буду твоим ходатаем; останься в своём княжении; только смирись». Вслед затем он вышел из Муромской области и, возвратясь в Новгород, примирил с Олегом вел. кн. Святополка и отца своего Владимира 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обострение отношений между кафедрой И. и правителями из рода Бриана Борумы засвидетельствовано в Житии св. Фланнана, покровителя племенного объединения Дал Кас, к-рое, вероятно, было составлено в годы правления Мурьхертаха О Бриана (1086-1119). В Житии повествуется об отце св. Фланнана, легендарном кор. Теодорихе (Тордельбахе), к-рому св. Колман предсказал буд. могущество его потомка Бриана Борумы и др. правителей. По благословению святого король прибыл в И., срубил и сжег росшее там тисовое дерево - символ власти династии Эоганахта. После этого Божий гнев поразил врагов Теодориха. Согласно Житию, неразумные люди сочли, что Теодорих расправился с врагами при помощи «беса Альбе» (auxilio Albe demonis hoc factum). Такое резкое проявление враждебности по отношению к др. кафедре и ее святому покровителю в целом было несвойственно ирл. церковной лит-ре. Контраст между «праведным» кор. Теодорихом и врагами, объединившимися вокруг И., подчеркивался еще и тем обстоятельством, что епископы И. не одобряли реформаторов Церкви, к-рым оказывал покровительство Мурьхертах О Бриан, поддерживавший отношения с архиепископом Кентерберийским и церковными деятелями на континенте ( Ó Corráin. 1982. P. 229-230). Вместе с тем в Житии отразилось также представление о том, что св. Альбе считался покровителем центральной светской власти в Мумане. По данным анналов, кафедру И. в этот период занимали представители мелких правящих родов. Так, еп. Маэл Морда О Клотна (занимал кафедру с 1122) был потомком еп. Клотны Муманского (1046-1048). Представителями рода И Фланн из Куа были не названный по имени епископ (занимал кафедру в 1039-1046), «управитель» Маэл Иса († 1058), еп. Диармад († 1163) и еп. Рагналл († 1197). К роду еп. Колума О Лагенана принадлежал еп. Маэл Иса († 1163). В анналах особо отмечены добродетели некоторых должностных лиц кафедры, напр. чтеца Маэл Морды О Аррохтана († 1024), который прославился в Мумане щедростью и благотворительностью. Духовник кафедры Кобденах Уладский († 1078) назван самым благочестивым человеком в Ирландии. В Ольстерских анналах помещен краткий стихотворный панегирик в честь Каталана О Форреда из И. († 1088), вероятно также духовника кафедры. Не вполне ясно, отражали ли хвалебные отзывы летописцев всеобщее признание заслуг деятелей, их особый авторитет в еп-стве или личные пристрастия летописцев.

http://pravenc.ru/text/389505.html

Очень вероятно, что это послание Алексея было отправлено именно в критический для Византии 1091 год. 39 Весьма также возможно, что в 1088–1089 гг. послание императора было послано хорватскому королю Звонимиру с просьбой принять участие в борьбе Алексея “против язычников и неверных.” 40 Успех в отношении внешних врагов сопровождался таким же успехом по отношению к врагам внутренним. Заговорщики и претенденты, хотевшие в своих выгодах воспользоваться затруднительным положением государства, были разоблачены и наказаны. Еще до времени первого Крестового похода, кроме выше упомянутых народов, при Алексее Комнине стали играть уже некоторую роль сербы и мадьяры. Во второй половине XI века Сербия добилась независимости, которая была оформлена принятием сербским князем титула короля (краля). Это было первое сербское королевство со столицей в Шкодре (Шкодер, Скадар, Скутари). Сербы участвовали в войске Алексея во время уже известной нам войны его с норманнами, но покинули в опасный момент императора. После же возвращения Византией от норманнов Диррахия у Алексея с Сербией начались враждебные действия, которые, ввиду рассказанных уже тяжелых условий для империи, не могли быть особенно успешными для императора. Однако, незадолго до Крестового похода между сербами и империей был заключен мир. Отношения к Венгрии (Угрии), которая принимала еще раньше деятельное участие в болгаро-византийской борьбе X века при Симеоне, также несколько осложнились во время Алексея Комнина благодаря тому, что в конце XI века континентальная Венгрия при государях из династии Арпада стала стремиться на юг к морю, а именно к побережью Далмации, что вызывало недовольство как со стороны Венеции, так и со стороны Византии. Итак, международная политика империи ко времени первого Крестового похода сильно разрослась и усложнилась и ставила государству новые задачи. Однако, к середине девяностых годов XI века Алексей Комнин, освободившийся от многочисленных грозивших империи опасностей и создавший, казалось, для государства условия мирной жизни, мог постепенно собраться с силами для борьбы с восточными сельджуками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

3) Сойтись с Алексеем Никитичем. Пришли мне образа, а в Петровском-Разумовском остались: моя подушка, корзинка с работой и несколько штук белья в среднем комоде, а также желтое тканевое одеяло. Вчера, когда меня везли в Перово, со мной был сильный нервный припадок; после него настала сильная слабость. – Когда я выехала за заставу, 1086 часу, должно быть, в 5-м или 6-м, и забылась от слабости на воздухе, мне шепнуло: «Душу уже потянуло вон». Замечай и не говори ей. Сегодня ночью видела удивительное виденье о часах с кукушкой. Сентября 6. Никита Петрович, Попрошу Вас прислать документы, по которым Вы уплатили моим кредиторам, а также расписку в остающемся за Вами долге. Вы обещали мне пенсию от «Современных известий». Я согласна получать по 50 р(ублей) в месяц, на что также попрошу Вас дать документ на получение мною этой пенсии пожизненно. Вам лучше всех известно, сколько моих трудов и жизни потрачено на «Современные известия». Теперь я прошу дать вперед за три месяца, т(ак) к(ак) намерена на несколько времени уехать из Москвы. Образа и прочие мои вещи пришлите теперь. Марья Сковронская Больно слышать, что я перебрала больше, нежели заслуживала. Во всяком случае тысяча рублей, полученных от Зенкевича, 1087 отдана Вам и Вы обещали ее мне уплатить. Я желала только знать, сколько уже уплочено и сколько остается, т(ак) к(ак) надо купить дров и заплатить по векселю 7 сент(ября), а также выкупить теплые вещи, поэтому я и просила прислать мне 25 р(ублей). Настасья Ив(ановна) передала мне, что Вы желаете, чтобы я проехалась, и я готова была исполнить Ваше желание. Письма мои Вы читаете не тем мягким тоном, каким я обыкновенно говорю. Благодарю Вас за деньги, Никита Петрович; только Вы прислали не 16, а 15 р(ублей). Напрасно Вы предполагаете во мне злобу: ни малейшей – ни против Вас, ни против Души, ни против Экземплярского. Я многое поняла и не сержусь. За Душу молюсь так, как едва ли молится за нее родная мать. Завтра я пробуду в Москве до 5 часов. Хотите со мной и еще с кем-нибудь третьим завтракать у Тестова? 1088 Тогда и поговорите о моей поездке куда угодно и об условиях моего обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

—786— лись, делали различные телодвижения. В такое состояние приходили не все, а только избранные, на которых, по словам Щеглова, сходила благодать св. Духа 1081 . Пророчество у них иногда сводилось к тому, что пророк «просто или плачет или смеется или запоет «Святый Боже» 1082 . Народ называл монтан «смехорыдающими , потому что в состоянии мнимого одухотворения» они «приходят в состояние истерики – смеются, восторгаются, рыдают 1083 . To же наблюдалось у Оренбургских хлыстов. По донесению свящ. Нижнеозерской станицы Гумилевского, на «ночных беседах» у известного Оренбургского хлыста Осипа Дурманова, «во время пения нецерковных стихов, Дурманов и прочие приходят в экстаз: машут руками, притопывают, то умиляются до слез, то весело смеются» 1084 . Женщины, посещавшие собрания у Оренбургских хлыстов Войкиных, «нашли в них черту не совсем нравственную, именно – хохот при чтении и пении, неутешный плач, во время которого старший из братьев Войкиных полагал на каждого плачущего руку и тем их успокаивал» 1085 . Хлыст Лукьян Пузаков назывался у местных сектантов «поливщиком-садовником»: «он завлекал людей плачем и смехом» 1086 . Экзальтированные моления хлыстов д. Девятаевки (Оренб. г.) сопровождались истерическими рыданиями, —787— смехом или пророчеством» 1087 . Новохоперский хлыст Ламтев при следствии заявил, что он «получил особенную благодать, так что, когда стоит в церкви, то впадает в какое то забвение, плачет, смеется» 1088 ... Тамбовский хлыст-богомол Зотов, как мы видели, на радениях «плакал, как никогда не плакивал», а потом непроизвольно смеялся («на меня нападал смех» 1089 . Иной раз слезы и смех распределяются между разными участниками в радельном экстазе, так что в собрании одновременно раздается смех и плач: «иные плачут, другие хохочут» (радение Тамбовских хлыстов богомолов) 1090 . В собраниях шалопутов, бывало, «две женщины садятся посреди хаты, кланяются всем и плачут до истерики; все же прочие в это время смеются и хохочут до истерики» 1091 . О хлыстах Оренбургского уезда свящ. Иллюминарский доносил в 1889 г.: «От пения стихов (они) могут приходить в исступление, смотря по темпераменту человека, кто начинает плакать, кто хохотать, плясать, волосы рвать, говорить несвязные речи, называя это благодатью св. Духа» 1092 . У первых малеванцев, в молитвенных собраниях, наблюдались судорожного свойства хохот, всхлипывания и слезы 1093 . То же самое происходило на многолюдных религиозных упражнениях экзальтированных американских методистов начала истекшего столетия, совершавшихся под открытым небом (camp-meetings или просто the work, т. е. работа, как называют и наши сектанты свои радения). В экстазе тысячи баптистов прыгали, плясали, вздыхали, смеялись, плакали, испускали пену, быстро, подобно дервишам, вращались (rolling – exercises), падали, катались по земле и т. д. 1094

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дела из отдельных городов к ним приносят. Они совершают суд в народе по истине, не взирают на лица и не берут подарков; по их мнению совершается всякое дело. О, счастлив, кто им повинуется, и горе тому, кто будет против них“. Самарянское предание сообщает, что в IV в. Баба-Рабба ограничил власть первосвященника и учредил для заведывания религиозными делами особую коллегию из четырех ученых мирян и трех священников. Он же, по свидетельству самарянских хроник, устроил большую школу для изучения закона и предоставил право совершать богослужение всякому ученому независимо от его происхождения. По-видимому, в этих неотчетливых сообщениях самарянской хроники нужно видеть воспоминание о бывших у самарян попытках ограничить авторитет священства и противопоставить последнему книжничество. Но, несомненно, эти попытки не удались: самарянского раввинизма не создалось, и священство сохранило у самарян свой авторитет до наших дней. В этом отношении история самарянского священства существенно отличается от истории священства иудейского. В иудействе очень рано, еще в конце греческого периода, авторитет священства был поколеблен, и образовалась сильная оппозиция ему в лице книжников и фарисеев. А с разрушением в 70 г. Иерусалимского храма и с окончательным прекращением жертв, иудейское священство уже потеряло всякое значение передав руководство духовной жизнью народа в руки раввинов. Самарянский культ был приурочен к Гаризиму. Более трех столетий местом самарянского богослужения был храм, построенный на Гаризиме Санаваллатом. Описания этого храма и его богослужебных порядков до нас не сохранилось. Судя по развалинам, если таковыми считать развалины Абу-Ранем, самарянский храм представлял собою обширное и величественное здание, могшее соперничать с храмом Иерусалимским, по образцу которого было устроено Гаризимское святилище. Смутным воспоминанием о богослужебной практике Гаризимского храма может считаться то, что сообщает автор самарянской кн. Иисуса о богослужении во дни последнего 1088 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

А в посланиях своих Апостол весьма ясно и определенно выяснил а) значение благотворительности и её обязательность для христиан; б) характер благотворительности и те начала, на которых она должна основываться, и в) объем и круг благотворительности. Так, в послании к Евреям словами: благотворения и общения не забывайте, таковыми бо жертвами благоугождается Бог 1088 , Апостол показывает, что благотворительность обязательна для всех христиан; а в послании к Ефесянам он вменяет ее в обязанность каждому частному лицу, когда говорит: кийждо.... да труждается, делая своими руками благое, да имать подаяти требующему 1089 . Для уяснения характера благотворительности поучительно наставление ап. Павла по поводу приношений, собранных им для общества иерусалимского. В этом поучении все дело благотворительности он поставляет в зависимость от любви и внутреннего расположения каждого: вся вам любовию да бывают 1090 ; кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог 1091 . Что касается объема благотворительности, то первый и ближайший круг лиц, которым должно оказывать милосердие, составляют родные и знакомые. Апостол придает такое значение этого рода благотворительности, что лиц, нерадящих о своих родных и знакомых, ставит наравне с неверными и отрекшимися от веры: аще кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть 1092 . Второй круг лиц, которым нужно оказывать дела милости, составляют христиане одного с нами общества и местности. На благотворительность местно-общественную Апостол указывает в послании к Тимофею, когда повелевает ему заботиться о вдовицах ефесской церкви 1093 . К третьему разряду лиц, на которых должна простираться христианская благотворительность, принадлежат все бедные и нуждающиеся лица, живущие на различных пространствах и принадлежащие к различным национальностям. Это Апостол доказал собственным примером, когда собирал милостыню в пользу иерусалимских братий во всех областях, где жили христиане, и засвидетельствовал своими устами о македонянах, что они дали от чистого сердца по силам и даже сверх сил и таким образом явили себя богатыми в щедрости 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Вм. более Ал: вяще. Сам – αυτος одни и Ал. а др. εεινος, древне – сл: тъ, Асс: и тъ, Гал. оп. Вм. свидетельствова автор. и древнесл. в D и Зогр: свидетельствует. 1088 Иигдеже слышасте соотв. автор. Остр. Мар, Зогр. но Асс: никтоже слышит. Гал: никтоже не слышит. Карп. никтоже слыша. Св. Ап: ни гласа же (ουδε) его слышасте когда (соотв. нек), ниже (ουδε) вида (лучше чем древн: видения) Его видесте. Св. Ал: не веровасте – точнее, но время не то, – соб: не веруете. Также точнее Св. Ал: посла Он вм. тъ посла древн. и тепер. 1092 Св. Ал. и Юр: пытайте, – Конст. Ал. и поздн: писания (или писаний) вм. древн: книги. Автор. и слав: яко вы мните в них. Вм. живот и живота у ев. Ал: жизнь. 1093 Барт (Религии Индии, перев. под ред. кн. С. Трубецкого, Μ. 1897, стр. 53) придаёт этому обстоятельству преимущественное значение. „...Между причинами, которые способствовали остановке развития индийской религии (древнейшего периода)“, – пишет он, – “и ограничению её той формой, которой мы даём имя брахманизма, одна из самых действительных была причина лингвистическая – изменение языка“. 1094 Л. И. Мечников: Цивилизация и великие исторические реки, перев. с фр. Μ. Д. Гродецкого. Киев. 1899, стр. 264. 1095 Prof. dr. S. Lefmann: Geschichte des alten Indiens, Berlin, 1890, S. 404–5. Подобно Лефману, и Гарди (Edmund Hardy: Die Vedischbrahmanische Periode der Religion des alten Indiens, Münster, 1893) справедливо придаёт очень большое значение изменению, в эпоху возникновения браманизма, климатогеографических условий жизни индийцев. Zur Zeit, – пишет Гарди (207, passim), – als auf indischem Boden die ersten spekulativen Versuche gemacht wurden, hatte das vedische Volk der arischen Inder sich bereits im Stromgebiet des Ganges, seiner nunmehrigen Heimat niedergelassen. Ein tropisches Klima wartete ihrer hier an Stelle des gemäßigten, unter dem sie zuvor gelebt und jene Götterwelt geschaffen hatten, mit welcher uns die R V. – Lieder bekannt machen... Der Ganges-Inder fühlte sich in dieser Welt, in die ihn sein zeitliches Dasein versetzt hatte, nicht heimisch (ugl.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010