Все они, «страсти умертвивше плотския», оделись «в бесстратия ризы», «жития чистотою» угодили Богу и сподобились вечной славы. Скончались они мирно в V-VI в. Имена сыновей Пр. Ксенофонта упоминаются в службе. Кондак, гл. 4. В заповедех бодрствовал еси Владычних, нищим расточивый твое богатство блаженне, тихо с сопружницею, и чады твоими: темже наследуете Божественное наслаждение. Пр. Смена, нарицаемого ветхого. С юных лет он подвизался в Сирии, в одной пещере в совершенном уединении, в продолжение многих лет. Строгий пост, непрерывная молитва , внутреннее самоуглубление и богомыслие были постоянным его занятием. Пищей служили ему травы, произраставшие вокруг пещеры. Когда к нему стали стекаться желающие видеть его, отчего нарушалось его безмолвие, он оставил пещеру и переселился на одну из гор Аманского хребта. Но и здесь он не нашел покоя от многих стекавшихся к нему. Тогда он удалился на Синайскую гору. Но не было воли Божьей на то, чтобы пр. Симеон остался на горе Синайской: он должен был послужить спасению других в прежнем месте своих подвигов. И вот он оставил священную гору и возвратился в Аман. Скоро явились здесь две обители подвижников благочестия: одна – на вершине горы, другая – внизу, у подошвы горы. Пр. Симеон сам был учителем и руководителей иноков: предупреждал их о нападениях и кознях врага нашего спасения, ободрял и укреплял в подвигах благочестия, возбуждал к внутреннему вниманию и самоуглублению, располагал их обнаруживать кротость и снисходительность к ближним, великодушие к врагам. Неусыпный молитвенник и строгий постник, он имел от Бога благодать повелевать лютейшими зверями. Св. подвижник преставился около 390 года в Сирии. Ветхим он называется в отличие от нового Симеона, жившего после, память которого 1 сентября. Грузин. – Св. славного и благоверного царя всей Иверии и Абхазии Давида III Возобновителя. Св. Давид был назван «Возобновителем» за то, что своим умом и деятельностью поднял из развалин разрушенное почти в конец турками, персами и арабами свое государство, которое он, еще будучи гоним, принял от своего отца Георгия II (скончавшегося в 1088 г.), водворив во всей своей стране внутренний и упрочив внешний мир и благосостояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Продолжим, однако, лексический разбор «Бесед» по их сравнению с «Огласительными поучениями» св. Кирилла.    Выше мы уже упоминали слова «Бесед» о «кружащихся (ρεμβομενους) помыслах» во время молитвы и находили некоторые параллелизмы с «Лавсаиком». Находим эти параллели и у св. Кирилла, правда не в контексте о молитве, но вообще о духовном устроении человека. Так, в Предогласительном поучении (§ 8) читаем: «Пусть язык твой не произносит непристойных слов, не погрешает взор твой, и мысль твоя не кружится (μηδε ρεμβεσθω) над тем, что бесполезно». В следующем параграфе (9) сказано: «чтобы ничем не развлекался ум, чтобы кружащемуся (ρεμβομενον) взору не кружить (ρεμβεσθαι) сердца».    Автор «Бесед» употребляет слово «вместообраз» (αντιτυπον) в его евхаристическом значении: «в церкви приносится хлеб и вино, вместообраз (αντιτυπον) Тела Его и Крови, и причащающиеся видимого хлеба, вкушают духовно плоть Господа». У св. Кирилла в V «Тайноводственном» (или XXIII) поучении читаем: «ибо вкушающим повелевается вкусить не хлеба и вина, но того, вместообраз тела и крови Христовой». Кроме того, слово «вместообраз» находим у св. Кирилла трижды: в поучениях XX, 6 (P. G. 33, col. 1081 В; 1088 А), и XXI, I (ibid. col. 1089 А). Да и вообще, слово «вместообраз» не должно казаться анахронизмом для эпохи св. Макария, так как его мы находим в литургии св. Василия и еще раньше, в VII кн. «Апостольских Постановлений».    Понятия «обожения» у св. Кирилла мы не встречаем. Глагол θεοποιεω им употребляется в смысле обоготворения язычниками солнца, луны, светил и сил природы. Но это вовсе не означает того, что ему чуждо верование в конечное прославление человека и в причастие им божеского естества. Св. Кирилл предпочитает придерживаться более библейского термина «сыноположения», что делает, как мы видели, охотнее и автор «Бесед». «Сыноположение» находим у св. Кирилла в «Поучениях» более десяти раз.    Выше указывалось, что заимствования «Беседами» терминов из придворного быта вовсе не должны означать, что их автор сам был придворным. Точно также и св. Кирилл, который никак не был придворным и не принадлежал к непосредственному окружению императора, не раз говорит такими выражениями. У него находим мы «порфироносный царь», «саккос», «порфира», «золотой трон». «Порфироносный царь, окруженный копьеносцами – воинами» («дориносящими воинами»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому единственно правильным решением было направлять в штрафные части для «проверки боем» тех, чью благонадёжность не удавалось установить достоверно. Вот и направляли соответствующие Комиссии подряд многих бывших пленных, или находившихся в окружении, в штрафные формирования, где сама боевая обстановка определит ту самую благонадёжность. Но, как и в действиях некоторых комдивов в определении в штрафники без суда, и здесь бывали случаи торопливости и безосновательности решений таких Комиссий. На 1-м Белорусском фронтовая комиссия состояла из председательствующего - представителя политуправления фронта и двух членов - старшего оперуполномоченного контрразведки «Смерш» при 29-м ОПРОСе и заместителя командира этого полка резерва офицерского состава по политчасти. Выводы комиссия излагала в протоколе. После утверждения протокола на титульном листе командующим фронтом и членом военного совета, он обретал силу приказа. Так, например, по протоколу N 61 от 16 мая в 8-й ОШБ были направлены 52 человека. Выписка из этого протокола: «Жданов Петр Григорьевич - воентехник, начальник оружейной мастерской 77-го стрелкового полка 10-й дивизии НКВД, 1911 года рождения, уроженец города Быхов Могилевской области. Попал в окружение с группой из 30 человек 3.08.1941 года, был ранен. Дойдя до Первомайска, затем до Николаева, повернул назад в свой город Быхов и жил, занимаясь сельским хозяйством. 4.10.43 года вступил в партизанский отряд N 152 11-й бригады, где был командиром взвода до соединения с частями Красной Армии 24.02.44 г., после чего направлен в 58-й армейский запасный стрелковый полк. Никаких документов, подтверждающих правдивость изложенного, нет. Жданова П.Г. направить в штрафной батальон сроком на 1 месяц». Чем закончилось его пребывание в штрафбате, мне установить не удалось, но надо иметь ввиду, что во-первых, более 2-х лет 30-летний Жданов в Быховском районе Белоруссии не нашёл возможностей стать партизаном, когда там, как известно, уже действовала та самая 11-я Быховская партизанская бригада Ф.П. Подоляна. Как свидетельствуют документы, в партизанском соединении на Быховщине сражались 4326 партизан. На их боевом счету 110 пущенных под откос эшелонов, 97 разбитых и поврежденных паровозов,1088 сожженных вагонов, платформ и цистерн, 59 подбитых и сожженных танков и бронемашин, свыше 7 тысяч уничтоженных вражеских солдат и офицеров.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/24/...

Синоду; на это же он постоянно жалуется и в частной своей переписке. Так уже в отчете за 1859 год, т.е. следующий за Высочайшим распоряжением, мы читаем: «по обозрении состояния епархии можно было бы с доброю надеждою перейти от прошедшего года к настоящему, если бы не возбуждал сильных опасений раскол. Австрийского происхождения лжесвященники умножаются и свободно ходят по городам и селениям, рассевая в простом народе лжеучения, и не довольствуясь раскольниками, усиливаются совращать православных» 1084 . Почти то же самое пишет он и в отчетах за 1860 1085 , 1863 1086 и 1864 года, выражая вместе с тем в последнем свое пожелание: «да послет Господь во благодатном обилии свет Свой и истину Свою Св. Синоду, да наставят его в изыскании действительнейших средств для охранения православной веры в народе, и да подвигнется ревность его к предстательству о сем пред благочестивейшим Государем Императором, защитником православной церкви» 1087 . Подобные же мысли о слабости надзора за австрийским священством и о громадном вреде такого положения его для православной церкви Московский архипастырь проводил и в своих донесениях Св. Синоду. Так, в одном из таких донесений 1861 года, написанном по поводу уклонения в раскол значительного числа прихожан села Ивашкова, он, выясняя причины этого прискорбного явления, писал между прочим следующее: «сильным соблазном и поводом к отпадению в раскол служит то, что все знают, где живут и куда приходят раскольнические лжеархиереи, где служат и даже иногда на открытом воздухе совершают молебствие и крестные ходы лжесвященники; видят крестьян, отращиванием волос оказывающих себя священниками, – и все сие не подвергается никакой ответственности» 1088 . Но все протесты Московского святителя оказывались в то время бесплодными. Как на фактическое доказательство этого, можно указать и два характерные случая. Один из этих случаев относится к 1859 году, другой – к 1865. В 1859 году взят был в священническом облачении крестьянин Федотов, у которого нашли и подлинную ставленную грамоту с подписью и печатью архиепископа Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1087 Голос московского критика был услышан в Константинополе и баллистика исчезла. 1088 Экзамены воспитанников седьмого курса на диплом (π διπλματι) происходят так: они предшествуют годичным испытаниям учеников прочих шести классов (экзамены обыкновенно начинаются 1-го июля). Экзаменационная коллегия на этот раз состоит из преподавателей богословских наук; впрочем, если кто из прочих преподавателей имеет богословский диплом (какой школы?), то и этот может входить в состав той же коллегии. Выпускные экзамены разделяются на письменные и устные. Письменные бывают за 15-ть дней до наступления устных, и производятся такими образом. Каждый из преподавателей —44— богословских наук приготовляет столько тетрадей, сколько экзаменующихся учеников, на них пишет из каждой науки (богословской) по три вопроса, из числа которых ученик обязан дать письменный ответ на какой-нибудь один; дело это происходит под наблюдением схоларха и преподавателя; для написания ответа дается срок в три часа, пишущий не должен иметь под руками ни книги, ни записок, и не должен советоваться ни с кем из присутствующих: по изготовлению письменных ответов на вопросы ученик вручает тетрадь схоларху. Тетради эти схолархом отдаются на рассмотрение экзаменационной коллегии которая принимает их во внимание при оценке успехов учеников, оканчивающих курс; мало того: они приносятся на публичный испытания, для ознакомления с ними всех желающих. – Устные же испытания происходят следующим образом: на них присутствует сам вселенский патриарх, по крайней мере двое членов патриаршего синода и членов эфории. 1089 Каждый из преподавателей предлагает экзаменующемуся различные вопросы из каждой богословской науки; «экзамен имеет вид собеседования». В заключение происходит что-то вроде диспута между автором и преподавательской коллегией, но поводу особого сочинения, составленного испытуемыми. В пояснение сейчас сказанного нужно заметить следующее: каждый из оканчивающих курс по крайней мере за месяц до экзаменов обязан представить схоларху сочинение на богословскую тему, избранную самим автором, но одобренную схолархом: сочинение должно быть написано на чистом греческом языке, иметь объем не менее печатного листа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В подвиге веры от человека требуется, чтобы он совершал его с помощью над-умной антиномии веры: «Будь мертв в жизни сей и будешь жить после смерти» 1066 . Верою выздоравливает, исцеляется, приобретает благое умствование ум; душа становится непорочной, когда не занимается бесстыдно блудными помыслами 1067 . «Плотолюбие – признак неверия» 1068 . Вера освобождает ум от категории чувственного, отрезвляет его постом, и богомыслием 1069 , и бдением 1070 . Невоздержание, полный желудок помрачает ум 1071 , расстраивает его и рассеивает в фантастических мыслях и страстных похотях. В сластолюбивом теле не обитает богопознание 1072 . «Как от семени пота поста произрастает колос целомудрия, так от сытости – распутство и от пресыщения – нечистота» 1073 . Плотские помыслы и похоти возжигают в человеке мятежный пожар; средство против этого – погрузить ум в море тайн Священного Писания 1074 . Без освобождения от приверженности к вещественному душа не может освободиться от мятежных помыслов; не может она также почувствовать мир в уме, если не умертвит чувств 1075 . Страсти помрачают мысли и ослепляют ум 1076 . Хаос в мыслях происходит от угождения чреву 1077 . Стыд и страх Божий удерживают колебание ума; лишение стыда и страха Божия колеблет весы разума, и они становятся превратными и неустойчивыми 1078 . Ум созидается исполнением заповедей Господних 1079 и перенесением страданий и скорбей 1080 , а дела житейские помрачают ум 1081 . Собирая себя верою, человек пробуждает ум для Бога 1082 и молитвенным безмолвием очищает разум 1083 , побеждает страсти 1084 . В безмолвии исцелевает душа, поэтому нужно понуждать себя к безмолвию, ибо оно производит в сердце некую сладость 1085 . Безмолвием человек входит в мир (умиротворенность) мыслей 1086 . Вера низводит мир в разум и тем самым устраняет мятежные помыслы. Грех – причина неспокойствия и брани в мыслях, а также войны человека с небом и людьми. «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля» 1087 . Прежде веры ум рассеивается по вещам мира сего; верою побеждается рассеянность ума 1088 . Блуждание, скитание мыслей вызывает в человеке демон блуда 1089 . Рассеянность глаз – действие нечистого духа 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ахамоф не могла таким образом достигнуть даже границы света, – прямой путь к тому был закрыт для нее, окольных путей для достижения своих целей не могла подыскать, так как с трагической сценичностью она была совершенно не знакома и никогда не играла никакой роли в Катулловой трагедии «Лавреол»; Ахамоф осталась вне света только со своей спутницей-страстью 1086 . Печаль Ахамоф на неудачу вылилась в слезах. «Можешь себе представить великость ее бедствия по тому обилию слез, какое истекло из ее глаз. Из нее лились воды и соленые, и горькие, и сладкие, и теплые, и холодные, и серные, и железистые, и селитряные, и ядовитые», так что воды, заключающиеся в различных бассейнах и реках, все это – горести и слезы Ахамоф. Из смеха и улыбки ее являлся свет. «Ахамоф имела, однако ж, средство против жестокости своего положения, – шутливо замечает Тертуллиан : – каждый раз, когда хотела она разогнать мрак своего одиночества и заточения, ей стоило только улыбнуться», и – мрак исчезал 1087 .– В мирообразовательном процессе принимал деятельное участие Ιησος или Σωτρ («Христу, видно, не захотелось в другой раз оставлять плирому»), Σωτρ, окруженный ангелами, как бы ликторами со связками прутьев 1088 . София Ахамоф внутренне влюбляется в ангелов и, посредством духовного зачатия, чувствует себя беременною, рождает различные сущности, составляющие мир 1089 . Она же производит и Демиурга по образу своему... Таким образом, «женщина Ахамоф – образ Отца». Вот «образы столь безумного живописца, вот что называется срисовать лошака по образцу осла, или написать портрет Птоломея по портрету Валентина 1090 . Значение Ахамоф в акте творения мира великое: «еретики воздали сему существу все почести, дали ему, без сомнения, и бороду, не говоря уже о прочем»... 1091 . Переходя затем к практической деятельности людей, валентиниане долго и с особенною любовью останавливаются на классе духовных людей. Пневматики более всех других интересовали их, потому что валентиниане себя, и только себя одних, относили к этому классу под именем истинных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Она покоится на основании, заимствованном у иудейства», и «представляет собою прогрессивную трансформацию богословского фарисеизма, который он исповедовал ранее» 1066 . Вот принципиальное и распространенное суждение, с каким современная паука пытается проникнуть в тайники Павлова благовестия и осветить его недосязаемые глубины. Посмотрим же, насколько оно истинно и оправдывается ли методически на частных пунктах христианского учения св. Апостола Павла. Утверждают, что – по мнению Апостола языков – «Христос был божественного происхождения и природы» 1073 п представлялся «предсуществующим во всей своей богочеловеческой личности» 1074 . Таково же было и самое Его человечество. Независимое от плоти и крови 1075 , оно есть «человечество небесное» 1076 , «персональное начало и первообраз человечества» 1077 . По этой причине и говорится, что «Сын Божий от вечности имел реальное бытие по Своему божеству и идеальное по человечеству» 1078 . Ему усвояется «предсуществование божественного принципа и небесно-человеческой эссенции (Wesens) для человечески-исторической личности, которая в силу свободного развития этих свойств делается образом Божиим среди человечества» 1079 , как ранее была для него «прототипом» 1080 , «вечным богочеловеком» 1081 , хотя и «не обладавшим реальностью и самостоятельностью исторического бытия» 1082 . «В качестве небесного человека – Он (Христос) имел идеальное существование» 1083 ; однако оно не было чисто номиналистическим. Напротив, для св. Павла это было действительностью, пока не раскрывшейся в земно-историческом виде, давшем опору для фактической отдельности по сравнению с Богом 1084 . Ясно, что здесь теряются всякие разграничения в божестве, поскольку они будут «самосообщением в единстве и целостности» 1085 основного первоисточника, в коем от вечности лежал момент тройственности 1086 . При этом последняя необходимо разрешается в простую модальность плохо замаскированного унитаризма 1087 . Богосыновство незаметно исчезает в море божественности 1088 , а домирное человечество является и совсем непостижимым 1089 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Что же касается до самого судебного решения или приговора, то несомненно. Что под ним разумеется отлучение от Церкви, анафема, и слова: στω σοι σπερ θνηχς και τελνης суть не что иное, как прямая заповедь Спасителя об отлучении. В самом деле, если мы поближе рассмотрим политическое и религиозное отношение, в каком находились иудеи к язычникам и мытарям, то нас поразит здесь резкий рубеж разобщения и взаимного исключения. Иудеи в высшей степени ненавидели и презирали язычников как не принадлежащих к избранному народу Божию 1088 , а язычники, в свою очередь, совершенно уклонялись от внешних сношений с иудеями, как с враждебным им племенем человеческого рода, и эта неприязнь их была так велика, что язычник в случаях даже самой крайней нужды не решался не только просить каких-нибудь услуг у своего соседа-иудея, но и принимать их, хотя бы они предлагаемы были ему без всяких с его стороны домогательств. Он готов был скорее, в совершенной безпомощности, предать себя воле судеб, чем нарушить заветный обычай своей нации. Точно так же и мытари были предметом всеобщей ненависти и презрения ( Мф. 9:10 ; Лк. 7:34 ), часто по причине тех несправедливостей и притеснений, какие делали они при взимании пошлин, частью же, а пожалуй, и главным образом, потому, что они прямо передавались на сторону римского правительства и соблюдали только его интересы. Поэтому они, как нечестные люди и вымогатели, с одной стороны, и как изменники своего народа и религии – с другой, настолько были ненавистны для всех, что считалось за грех иметь с ними какое-либо общение. Иногда их даже подвергали, как врагов своей религии и своего племени, формальному отлучению от религиозного общения в синагогах. Если же такие именно, а не другие были во времена Христа отношения между иудеями и язычниками и мытарями, то что другое Спаситель мог выразить словами: στω σοι σπερ θνηχς και τελνης, как не уполномочение представителей общества отлучать от Церкви отъявленных и закоснелых грешников, нарушителей ее законов, и ставить их в такое же отношение к верующим, в каком находились язычники и мытари к иудеям, так чтобы все избегали сближения с ними и смотрели на них уже не как на своих собратий по вере, а как на чужих?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Этот же негативный тренд ярко проявился и в исключительно спиритуалистическом понимании Оригеном главного церковного таинства – Евхаристии 1086 . Так, по учению дидаскала, материальная составляющая (τ λικν) св. Даров «не приносит пользы» 1087 , и причащение Евхаристии «само по себе ни спасительно, ни пагубно», но спасительно только «по мере веры в Евангелие и жизни по духу его» 1088 . Такое понимание таинства стоит в прямом противоречии с церковной традицией и в прямой зависимости от космологии и антропологии Оригена . 3. 3. 9. Человек как представитель логосной (разумной) природы Однако следует отметить значительный положительный вклад Оригена в раскрытие христианского учения об особом призвании, предназначении и ценности человека в очах Бога Творца. Хотя некоторые из античных философов признавали высшее положение человека по отношению к животным и растениям 1089 , но все же в языческой культуре доминирующим взглядом был представленный в дискурсе Цельса тезис о том, что человека нельзя считать главным по значению в системе мироздания. Учению о сотворении мира и о Боговоплощении, с точки зрения Цельса, противоречили идеи трансцендентности Бога, Его непричастности к материи и злу материального мира. Представление о человеке как венце творения даже воспринималось как базирующееся на необоснованной гордости христиан. Космос мыслился как единое целое, существующее ради самого себя, а не ради любой отдельной его части (т. е. человека) 1090 . Александрийский дидаскал, повторяя мысли Хрисиппа, учил о соотношении космоса и человека, бессловесной (τ δ’ λογα) и словесной (τ λογικ) природ, наподобие младенца-эмбриона и материнской утробы 1091 . Однако, в отличие от Хрисиппа и других стоиков, которых Ориген высмеивает за их представления о телесности Бога 1092 , христианский философ соединил в своей системе учение о трансцендентном Боге 1093 и о Его заботливом Промысле о человеке, подобного которому мы не находим ни в одной из философских систем язычества. Человек мыслится не просто как лучшая часть космоса, а как совершенно особое творение, созданное по образу и подобию (κατ’ εκνα κα μοωσιν) 1094 Божиему и предназначенное, в отличие от всего другого творения, к «славе сынов Божиих». Здесь Ориген ссылается на текст из Послания апостола Павла (Рим. 8, 21), но делает пояснение, что никакая другая тварь, населяющая видимый космос, никогда не достигнет этой славы 1095 . Забота Бога простирается на все творение, но в особой степени на всю логосную природу и на «разумное животное» – человека 1096 . Кульминацией заботливого Промысла о человеке стало Боговоплощение, в котором Сын Божий стал человеком, «почтив человека более всякого творения» 1097 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010